«Корпоративные крысы» или как воруют в компаниях. Часть 4
Как писал в предисловиях предыдущих частей, я много лет работал во внутреннем контроле, проводил много служебных расследований, о чем и пишу в своих постах.
В предыдущих частях я описывал самые простые схематозы, с помощью которых «крысы» добивались закупок у «нужных» поставщиков, за что эти поставщики платят им откаты.
Сегодня отступлюсь от данной темы и расскажу об одном из самых увлекательных (лично для меня) внутренних расследований из моей практики. Небольшой спойлер: в ходе этого расследования мне пришлось отсматривать мультфильмы.
Предыстория: Время описываемых событий – конец 2010-х, место событий – довольно крупная компания, специализирующаяся на дистрибьюции детских товаров и игрушек. Моя обязанность в данной компании заключалась в контроле закупок и платежей.
Дистрибьютор, простыми словами, это представитель вендора (правообладателя, производителя) на определенной территории или в определенной стране. Одной из главных задач дистрибьютора является развитие и поддержка продаж товаров, выпускаемых вендором.
Одним из товаров, продвижением которого компания занималась в России, была игрушка. Назову её (условно) «Серо-буро-малиновый енот» (Далее – просто «Енот»)
Одним из лучших способов сделать игрушку узнаваемой и желанной для детишек – это создать с ее участием какой-нибудь мультфильм, фильм или сериал (например, серия фильмов «Лего», «Трансформеры» и им подобных неплохо так отразились на продажах одноименных игрушек).
Итак, сама история:
Поступает мне на согласование счёт на оплату. Получатель платежа - ИП Воронина (имя ИП изменено) на сумму 2.5 млн.руб. Счёт №1 от 10.03.2020 (нумерация счёта сохранена, даты указаны условные). Платим за перевод, адаптацию и озвучку 1-15 эпизодов мультсериала с одноименным «Енотом». Инициатор платежа пояснил, что мы, как дистрибьютер, в рамках продвижения бренда, несём и такие расходы.
Поднимаю договор с этой ИП Ворониной, чтобы понять, как этот контрагент был выбран. Выяснилось, что эта ИП-шница была выбрана в обход конкурентного отбора (когда собираются предложения от нескольких поставщиков и потом выбирается лучшее). Основанием для заключения договора явилось письмо от главного редактора детского телеканала «Хоровод ТВ» (Название канала изменено. На этом канале показывали этот мультсериал, я проверил). Главный редактор в своем письме для озвучки этого сериала настоятельно рекомендовал именно эту ИП-шницу.
Появились сомнения в подлинности данного письма, но на тот момент это были исключительно мои подозрения. Инициатор платежа формально выполнил все условия для выбора контрагента и инициации платежа. Поэтому платеж пропустили.
Спустя какое-то время поступает еще один платеж ИП Ворониной на ту же сумму 2.5 млн.руб. За перевод, адаптацию и озвучку 16-30 эпизодов мультсериала с «Енотом». Счёт №2 от 10.06.2020. Платеж пропустили. То же самое произошло со счётом №3 от 17.08.2020 за перевод, адаптацию и озвучку 31-45 эпизодов. Повторюсь, с точки зрения выполнения всех условий контроля расходов все формальности были соблюдены.
Когда мне поступил на оплату счёт №4 от 15.10.2020 (как писал выше, нумерация счетов сохранена) я решил взять паузу и по своей инициативе провести проверку. Первое, что вызвало у меня вопрос, это нумерация счётов: эта ИП-шница за весь 2020 год выставила только 4 счёта и все они были выставлены одному покупателю - нашей компании. Это не является криминалом, но как небольшой красный флажок - вполне себе.
Второе: «Перевод, адаптацию и озвучка». Я хоть и был полный ноль в этой творческой отрасли, но, включив логику, пришел к тому, что оказание данных услуг предполагает наличие определенных ресурсов: договоры с переводчиками, актёрами дубляжа, студиями и т.д. Были ли все эти ресурсы у этой ИП-шницы – вопрос оставался открытым.
Чтобы лучше разобраться с тем, что такое этот «Енот», я для начала решил почитать о нём в Википедии. Сейчас, набравшись изрядного опыта, я знаю, что этот метод официально называется OSINT («open source intelligence»или «разведка по открытым источникам») и является источником значительной доли информации, получаемой в ходе корпоративных расследований.
С помощью Википедии удалось установить, что «Енот» - детище американского вендора, его премьера состоялась в США в начале 2019 года на канале «Никелодеон». Следующим шагом установил, что «Енот» находится в сетке вещания и российского «Никелодеона». Недолго думая, звоню в «Никелодеон» и спрашиваю, кто обеспечивает озвучку для «Енота», показываемого у них на канале. Мне сообщили, что всё показываемое их канале адаптируется для российского зрителя их собственными силами. У них для этого есть и студия, и переводчики, и актёры и всё остальное.
Поняв, что движусь в верном направлении, снова обращаюсь к инициатору платежа с вопросом – за что мы платим ИП Ворониной, если «Енот» озвучен «Никелодеоном». Инициатор сообщил, что возврастная аудитория у «Никелодена» 12+, а у «Хоровод ТВ» 0+. Соответственно, адаптируются они по-разному. Поэтому и была привлечена ИП Воронина для дополнительной озвучки для малолетних детишек. Аргумент звучал вполне логично, но мое расследование на этом не остановилось.
Далее я оформляю подписку на «Никелодеон», нахожу там ту же серию, которую в те дни показывали на «Хоровод ТВ» и отсматриваю оба варианта.
Озвучка была одинаковая. Мы платили за воздух.
Я оформил итоги своего расследования и предоставил своему руководству - финансовому директору.
Хэппи-энда в этой истории не будет. Инициатор остался на своем месте и не понёс никакого наказания.
Я допускаю, что платежи ИП Ворониной могли быть элементарным обналичиванием денег, совершаемых с ведома собственника компании. Но тогда вызывает вопросы, зачем инициатор платежа придумывал для меня все эти легенды, а просто не пресёк мои вопросы административным путём, попросив об этом руководство компании.
Можно допустить, что инициатор платежа был в доле с финансовым директором, но лично я оцениваю эту вероятность, как очень низкую. Потому что финансовый директор пришел в компанию совсем недавно и, возможно, просто не захотел создавать конфликтную обстановку. В качестве обратной связи от него было получено: «Мы не служба безопасности, мы должны всем доверять». Вот такая нелепая концовка у этого увлекательного расследования. Sad but true…
На сегодня, пожалуй, хватит. Всем чмоки и будьте бдительны.
Предыдущие части:
