Работаю над созданием продолжения серии роликов про реку Симбирку — и делюсь маленькой зарисовкой: нейросеть «оживила» архивные фото 1920-х со строительства деревянного моста на улице Дворцовой (сейчас Карла Маркса).
История мостов через овраг речки Симбирки в Симбирске-Ульяновске является важной страницей городской истории, отражающей не только инженерную мысль разных эпох, но и катастрофические природные явления, которые вынуждали горожан снова и снова восстанавливать переправы через этот водный барьер.
Первый мост через овраг Симбирки был построен ещё в 1780 году, когда начала формироваться новая торговая часть города около будущей Ярмарочной площади. Поскольку рядом с мостом располагались мясные ряды, мост и получили название Мясницкий.
Эта переправа имела принципиальное значение для города: торговая часть Симбирска отделялась от "дворянской" части рекой Симбиркой, протекавшей на дне глубокого оврага. Без моста горожанам приходилось делать большой крюк, чтобы попасть с центральной улицы на Ярмарочную площадь.
В августе 1842 года случился большой пожар в районе Лосевой (ныне Федерации) улицы и Хлебного базара. Стремительно распространившись, пожар перекинулся на левый берег Симбирки и дошёл до стен Гостиного двора. Старый Мясницкий мост сгорел. Вскоре был построен новый мост, более широкий, с деревянными лавочками по обеим его сторонам. Этот мост функционировал почти двадцать лет и стал важной частью городской инфраструктуры.
В 1861 году мост был заменён земляной дамбой. Эта дамба позднее получила название "старой" или "земской", в отличие от "новой дамбы", построенной после пожара 1864 года с Панской (Энгельса) улицы на Ярмарочную площадь.Большой пожар 1864 года, уничтоживший большую часть города, сообщения через овраг Симбирки не нарушил именно благодаря тому, что к этому времени уже существовала земляная дамба, которой огонь был не страшен.
К началу 1920-х годов городское хозяйство пришло в упадок, и проблема оползней на склонах оврага чрезвычайно обострилась. "Старая" дамба к этому времени находилась не в лучшем состоянии из-за разрухи в городском хозяйстве.
В 1922 году страшной силы ливень наделал в Симбирске немало бед. Вызванные ливнем селевой поток и оползни окончательно разрушили "старую" дамбу. Город снова оказался разделённым глубоким оврагом.
В 1923 году началось осуществление широкого комплекса противооползневых работ. Укреплялись волжский и свияжский склоны, приводились в порядок спуски, строились и ремонтировались гидротехнические сооружения.
С весны 1924 года началось сооружение коллектора в русле Симбирки (работы продолжались в 1930-х годах). Тогда же, вместо разрушенной земляной дамбы, был построен деревянный мост на улице Лассаля (Дворцовой).
Открытие моста состоялось 27 июля 1924 года. Строился он как временный, но этот "временный" мост простоял гораздо дольше, чем планировалось изначально.
Деревянный мост на улице Лассаля (позднее переименованной в улицу Карла Маркса) служил городу до середины 1960-х годов. Это означает, что "временная" конструкция проработала более 40 лет.
Конец его истории был связан со строительством центрального стадиона "Труд". В 1949 году было принято решение о размещении строительства стадиона на десять тысяч мест в овраге реки Симбирки. В соответствии с генеральным планом развития города Ульяновска в овраге был произведён намыв грунта для размещения стадиона.
25 мая 1963 года стадион был принят в эксплуатацию. Во время строительства центрального стадиона "Труд" овраг был засыпан намытым песком. Вскоре мост, утративший своё значение, был разобран.
История Мясницкого моста и его преемников отражает важные этапы развития Симбирска-Ульяновска. От первого деревянного моста 1780 года до деревянного моста 1924 года прошло почти полтора века, в течение которых город неоднократно сталкивался с необходимостью восстанавливать переправы через овраг Симбирки после пожаров, наводнений и оползней.
Сегодня на месте, где когда-то протекала речка Симбирка и стояли мосты, располагается один из главных спортивных объектов города, а улица Карла Маркса проходит над засыпанным оврагом, сохраняя память о тех временах, когда переправа через Симбирку была жизненно важной для горожан.
В грядущем выпуске продолжу историю скрытой Симбирки по центру: расскажу и покажу где стоял Мясницкий мост, как здесь работали дамбы, и почему иногда «слышно воду» у рынка и под трибунами стадиона.