Ответ на пост «ГКЧП»
Вопрос:
Имели они [ГКЧП] право применить силу как предохранительный механизм сохранения СССР или это все таки хунта?
Цитирую выдержки из Постановления Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 года № 2371-I «О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом»:
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года в СССР был совершен государственный переворот, организаторами которого являлись члены неконституционно сформированного так называемого Государственного комитета по чрезвычайному положению: Вице-президент СССР Янаев Г. И., Премьер-министр СССР Павлов В.С., Председатель КГБ СССР Крючков В.А., Министр внутренних дел СССР Пуго Б.К., Министр обороны СССР Язов Д.Т., первый заместитель Председателя Совета обороны СССР Бакланов О.Д., президент Ассоциации государственных предприятий и объединений промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Тизяков А.И., председатель Крестьянского союза СССР Стародубцев В.А.
Названный комитет принял решение о введении режима чрезвычайного положения в ряде местностей СССР. Тем самым были нарушены Конституция СССР и Закон СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения".
"Принципиальная позиция Президента РСФСР, Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР, активные действия миллионов людей по всей стране и мужество москвичей, поддержка мирового сообщества позволили восстановить конституционную власть в стране."
"1. Действия членов ГКЧП, отстранивших законно избранного Президента СССР от исполнения обязанностей и узурпировавших власть, оцениваются как государственный переворот. Создание ГКЧП и его решения не имеют юридической силы с момента их принятия."
В соответствии с пунктом 13 статьи 113 и пунктом 15 статьи 127.3. Конституции СССР от 7 октября 1977 года (в ред. от 26 декабря 1990 г.) введение чрезвычайного положения в СССР подлежало утверждению Верховным Советом СССР.
Согласно пункту 13 статьи 113 Конституции СССР 1977 года в редакции от 26 декабря 1990 года:
"Верховный Совет СССР: <...> 13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране".
Согласно первому абзацу пункта 15 статьи 127.3 Конституции СССР 1977 года (в ред. от 26 декабря 1990 года):
"Президент СССР: <...> 15) в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов."
На основании изложенного выше - порядок введения чрезвычайного положения не соблюдён, поскольку Верховный Совет не принимал решения об утверждении введения режима чрезвычайного положения в СССР, более того, Верховный Совет СССР осудил действия лиц, создавших ГКЧП, признал их действия незаконными и нарушающими Конституцию СССР.
При этом, Верховный Совет СССР в своём Постановлении от 29 августа 1991 года № 2371-I признал правомерность действий Президента РСФСР, Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР.
Отвечая на вопрос, вынесенный в начало поста: ГКЧП всё же хунта, и полномочий применять силу у них не было.