Серия «Авиация»

1139
Авиация и Техника
Серия Авиация

Как поднять самолет?

Представьте, что самолет выкатился на грунт, у него подломилась стойка шасси, а его нужно приподнять, чтобы эвакуировать с места происшествия. Показываю, как поднимают многотонную махину.

Будем поднимать этот самолет

Будем поднимать этот самолет

Для ЛЛ: чтобы поднять самолет на грунте, используют аварийный пневмотканевый подъемник.

Сразу предупрежу: не пугайтесь. В аэропорту Домодедово проходят учения, самолет тренировочный, никто не пострадал. И как раз для того, чтобы никто не пострадал в случае чрезвычайной ситуации или для того, чтобы пострадавших было меньше, как раз и проводятся учения. Про них я обязательно расскажу, но сейчас о том, как поднять самолет. Происходит это на самом последнем этапе, после того, как отработали пожарные, спасатели, медики и другие службы.

Бригада

Бригада

К самолету привозят пневмоподушки и компрессор.

Этот небольшой компрессор поднимет самолет

Этот небольшой компрессор поднимет самолет

Под фюзеляжем около передней стойки и в задней части укладывают друг на друга пневмоподушки. Официально это называется аварийный пневмотканевый подъемник.

В данном случае, спереди укладывают 8 пневмоподушек, сзади 7. В принципе, задние пневмоподушки для подъема передней стойки не нужны. Их подкладывают для подстраховки, чтобы самолет не опрокинулся, когда надуют передние.

Теперь можно подавать воздух.

Процесс не очень быстрый, но тут спешить никуда не требуется. Пневмоподушки надуваются по одной. Каждая надувается до 20 сантиметров в толщину.

Когда все подушки надуты, передняя стойка шасси отрывается от поверхности. Теперь можно проводить ремонтные работы или подгонять тягач, чтобы эвакуировать самолет.

Передняя стойка оторвана от поверхности

Передняя стойка оторвана от поверхности

Так выглядит процесс со стороны. При необходимости можно поднять воздушное судно целиком, в этот раз необходимости в этом не было.

Высоко поднимать самолет не требуется

Высоко поднимать самолет не требуется

В данном случае воздушное судно приподняли на твердой поверхности. Наверное, здесь можно было использовать и другие способы, но если самолет выкатывается за пределы взлетно-посадочной полосы, пневмоподушки позволяют поднять самолет частично или полностью даже на грунте.

Позже отдельно расскажу, как проходят сами учения. В этот раз в них задействованы более 150 человек — работники службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП), представители авиакомпаний, правоохранительных органов, Домодедовской таможни и Пограничной службы. Это второй пост из серии, раньше я рассказал про тягач на базе танка Т-72.

Про путешествия и авиацию я много пишу в Дзене и в телеграме. На Пикабу стараюсь переносить самые интересные посты.

Всем спасибо за внимание, адекватные комментарии, подписки и поддержку!

Показать полностью 9
579
Авиация и Техника
Серия Авиация

Зачем понадобился танк в аэропорту Домодедово?

В аэропорту Домодедово есть уникальная машина БРЭМ-1, созданная на базе танка Т-72. Расшифровывается название так: бронированная ремонтно-эвакуационная машина.

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

БРЭМ-1 создавался для армии, по сути это танковое шасси проверенного и надежного танка Т-72, на котором размещено оборудование для эвакуации техники: кран грузоподъемностью 12 тонны, бульдозер-сошник, мощная лебедка с длинным тросом. Машину начали выпускать в 1975 году.

БРЭМ-1. Фото: Уралвагонзавод

БРЭМ-1. Фото: Уралвагонзавод

Машина очень нужная на поле боя, но в гражданском исполнении крайне редкая из-за своей специфики. Выпущен БРЭМ-1 на Уралвагонзаводе. Масса машины 41 тонна, мощность двигателя 840 лошадиных сил. В армейской версии на машине установлен пулемет, но в аэропорту на машине никакого вооружения нет. Она предназначена для использования в сугубо мирных целях.

Гражданская версия БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

Гражданская версия БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

Это тягач, предназначенный для эвакуации всех типов воздушных судов с грунта при чрезвычайных происшествиях. Например, если самолет выкатится за пределы взлетно-посадочной полосы. Колесные аэродромные тягачи работают только на твердом покрытии, в сложных случаях на помощь придет БРЭМ-1.

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

Аэропорт Домодедово стал первым, в котором появилась такая техника. Было это в 2018 году. Возможности тягача позволяют проложить эвакуационные пути по любой поверхности даже для широкофюзеляжного двухпалубного самолета.

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

По прямому назначению тягач ни разу не использовался, но регулярно принимает участие в комплексных учениях. Как раз на них я и снял эту машину.

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

БРЭМ-1 в аэропорту Домодедово

Сегодня тягач самолет не тянул, но принял участие в учениях: показал полную готовность и прокатился по аэродрому к месту условного происшествия.

Так что мой ответ на вопрос в заголовке звучит так: обычный танк в аэропорту не нужен, но вот машина, созданная на базе танка с такой же массой и мощностью нужна для эвакуации воздушных судов, если не справятся колесные аэродромные тягачи.

Если интересно, расскажу, как проходят сами учения. В этот раз в них задействованы более 150 человек — работники службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП), представители авиакомпаний, правоохранительных органов, Домодедовской таможни и Пограничной службы.

Про путешествия и авиацию я много пишу в Дзене и в телеграме. На Пикабу стараюсь переносить самые интересные посты, но не всегда успеваю.

Всем спасибо за внимание, адекватные комментарии, подписки и поддержку!

UPD:

П.С. Иногда, чтобы тягач смог вытащить самолет с грунта, его нужно сначала приподнять. Вот как это происходит.

Показать полностью 6 1
235
Авиация и Техника
Серия Авиация

Ту-214 в аэропорту Домодедово

Ту-214 в аэропорту Домодедово

Ту-214 совершил посадку в аэропорту Домодедово.

Этот самолет летал еще в авиакомпании «Трансаэро», потом находился на хранении в аэропорту Домодедово, немного полетал в Red Wings, а затем простоял несколько лет в Казани. Не так давно самолет восстановили, теперь он снова в небе, снова в Red Wings и снова в Домодедово.

Показать полностью
3856
Лига путешественников
Серия Авиация

Самый советский аэропорт России. Вологда удивляет

В полном восторге вернулся из Вологды, где после реконструкции открыли аэровокзал. Здесь решили сохранить и подчеркнуть стиль советской эпохи. Получилось очень здорово.

Як-40 в аэропорту Вологды. Я прилетел в Вологду на таком самолёте

Як-40 в аэропорту Вологды. Я прилетел в Вологду на таком самолёте

В Вологду из Москвы летают старенькие Як-40. За самолетами следят и ухаживают. То, что историю в Вологде ценят и берегут, понимаешь еще на перроне. На здании аэровокзала сохранили оригинальную советскую мозаику «Гостеприимная Вологда».

Мозаичное панно «Гостеприимная Вологда»

Мозаичное панно «Гостеприимная Вологда»

С перрона проходим в терминал и попадаем в прошлое. Шрифты, плакаты, отделка, декор, телефонные будки — всё отсылает на несколько десятилетий назад. При этом выглядит свежо и оригинально.

Табло в вологодском аэропорту сделано без всяких медиаэкранов. Регулярные рейсы из Вологды выполняются всего по трем направлениям: Внуково, Пулково и Великий Устюг. Авиаперевозки осуществляет АО «Вологодское авиапредприятие» на Як-40. Цены на билеты в столицу от 5500 рублей, а в Великий Устюг всего от 3000 рублей. Совсем недорого за полет на советском самолете.

Заглядываю в телефонную будку. Какой знакомый аппарат! А этот плакат я помню еще с начальной школы. Во всех будках разные телефонные аппараты и разные плакаты.

На втором этаже установлены игровые аппараты. Я помню, как по вечерам на юге ходили с родителями играть в «Морской бой». Это было задолго до появления приставок и домашних компьютеров и казалось невероятно крутым аттракционом.

Любимый аппарат моего детства

Любимый аппарат моего детства

В аэропорту сохранился дух советской эпохи. При этом нет ощущения, что ты находишься в музее — советские детали ненавязчиво объединили с современными. Например, светильники новые. Много новых стендов, рассказывающих о достопримечательностях области и истории авиации. Всё, что касается безопасности, соответствует современным требованиям.

В аэропорту есть несколько фотозон с советскими интерьерами. Например, можно полюбоваться советской квартирой, постаравшись захватить в кадр еще и Як-40.

Можно сфотографироваться с чемоданом. Точно такой же был у моей бабушки.

Автор поста на фоне ковра

Автор поста на фоне ковра

Отдельного внимания достойна ёлка. Её украсили настоящими советскими ёлочными игрушками.

В правом крыле аэропорта буфет. Интерьер и ассортимент тоже с отсылкой к советским временам. Есть еще аппараты с кофе и газировкой. Стаканчик кофе от 40 рублей. В аэропорту!

По случаю открытия обновленного аэровокзала в аэропорт приехал губернатор области и журналисты. Открывали с музыкой — и тут ещё одна причина для восторга. Оркестр народных инструментов вместо ожидаемого хита «Где ты моя черноглазая где?» грянул попурри из композиций группы «Кино». Это было восхитительно! Видео не передает ощущение полностью, но посмотрите.

После этого выступления я подошел и поблагодарил музыкантов. Очень смело, ярко и свежо!

Я рад, что аэропорту Вологды удалось сохранить своеобразие. Его и раньше отмечали за сохранность советских интерьеров, сюда любили приезжать киношники. В январе на экраны выйдет сериал «Ландыши. Такая нежная любовь», первые сцены сериала снимали в вологодском аэропорту. Также в одной из сцен снялась сотрудница аэропорта. Актеры и продюсеры прилетели на открытие обновленного аэровокзала, а потом отправились на премьеру для жителей Вологды.

Губернатор Вологодской области в аэропорту Вологды с актерами и продюсером сериала «Ландыши. Такая нежная любовь»

Губернатор Вологодской области в аэропорту Вологды с актерами и продюсером сериала «Ландыши. Такая нежная любовь»

На перроне аэропорта своя жизнь. АО «Вологодское авиапредприятие» тоже сохранилось с советских времен. Эксплуатируют Як-40 и Ми-8. Два Як-40 недавно слетали в Ульяновск, где их покрасили в яркие ливреи.

Идеальный вариант для любителей авиации и путешествий. Можно отправиться в полёт ради самого полёта на очень редком по нынешним временам самолёте, заодно прогуляться по красивой и древней Вологде, посетить знаменитые монастыри в окрестностях. Вообще, регион гостеприимный и богат достопримечательностями.

Думаю, что сейчас поток пассажиров и туристов в Вологду увеличится. У Вологодской области большие планы по развитию аэропорта, взлетной полосе, новому зданию аэровокзала, но интерьеры существующего аэровокзала обещают сохранить — это одна из достопримечательностей региона.

И, конечно, нельзя не обратить внимание на Ил-18 перед зданием аэровокзала. Еще один свидетель советской эпохи.

Ил-18 в аэропорту Вологды

Ил-18 в аэропорту Вологды

Улетали из Вологды мы вечером, полные впечатлений.

Дед Мороз с граффити-забора около аэропорта

Дед Мороз с граффити-забора около аэропорта

Знакомое здание аэровокзала приветливо встречало пассажиров.

На перроне нас снова ждал Як-40, идеально гармонирующий с аэропортом.

Позади осталась надпись с названием одного из самых красивых и душевных городов России. Мне очень понравилось, как подошли к реконструкции аэропорта.

От посещения аэропорта Вологды осталось ощущение того, что прокатился на машине времени и побывал в детстве. Всем рекомендую сюда заехать, даже если будет просто ехать мимо по М-8.

Всем спасибо за внимание и поддержку! Всех с наступающими праздниками и хороших путешествий в Новом году!
Также заходите в мой Дзен и телеграм.

Показать полностью 32 1
2372
Авиация и Техника
Серия Авиация

Только для богатых: необычный чёрный самолёт во Внуково

Этот самолёт на перроне аэропорта Внуково сразу привлекает внимание. Обычно самолёты красят в белый или светлые цвета, а этот глубоко чёрный. Давайте рассмотрим его подробнее, заодно расскажу про его особенности.

Необычный чёрный самолёт во Внуково

Необычный чёрный самолёт во Внуково

На фюзеляже нет названия авиакомпании, все надписи выполнены на английском языке, и лишь бортовой номер с буквами RA и триколор около кабины выдают российскую регистрацию воздушного судна.

Необычный чёрный самолёт и обычный белый самолёт UTair

Необычный чёрный самолёт и обычный белый самолёт UTair

Самолет Boeing 757-200 с бортовым номером RA-73029 эксплуатируется авиакомпанией Azur Air и используется для чартерных и корпоративных перевозок.

Бортовой номер RA-73029

Бортовой номер RA-73029

У самолета есть свое имя — Lujo BlackJet. На фюзеляже изображена стильная девушка и нанесена надпись «Are you not ordinary?» — «Ты не обычный?»

Экстравагантная девушка на фюзеляже подчеркивает эксклюзивность самолёта

Экстравагантная девушка на фюзеляже подчеркивает эксклюзивность самолёта

Самолёт действительно очень необычный. Он для богатых людей. Внутри нет эконом-класса или комфорт-класса. Только бизнес. Ради этого пришлось пожертвовать вместимостью: всего в салоне этого самолёта размещаются 72 пассажира вместо 238 в других Boeing 757-200.

Фото изнутри с сайта туркомпании LOTI, мне внутри побывать еще не довелось

Фото изнутри с сайта туркомпании LOTI, мне внутри побывать еще не довелось

Кресла раскладываются почти в горизонтальные кровати.

Питание тоже высокого уровня. Вот, например, меню одного из обедов:

  • Закуски: осьминог и артишок в оливковом масле; фаршированные виноградные листья с вишней; чизкейк «Филадельфия» с красной икрой; салат из копчёных томатов.

  • Горячие блюда на выбор: синопские манты; жареный лосось; оссобуко; овощи на гриле.

  • Десерт: тирамису

  • Напитки: французское шампанское в качестве приветствия, далее — лучшие вина, коньяки, виски, пиво, ликёр, джин, вермут и так далее.

Из Москвы самолёт для богатых сейчас чаще всего летает в Турцию на престижный курорт Бодрум и на Мальдивы. Недельный тур в Бодрум на майские с вылетом на этом самолете и размещением в пятизвездочном отеле на «всё включено» стоит от 320 тысяч до … до 11 миллионов рублей. На неделю.

На перроне Внуково

На перроне Внуково

Вот такой необычный самолёт. Мне полетать на нём, пожалуй, не светит. Но было интересно узнать о том, что такие самолёты есть.

Было интересно узнать про этот борт. Кстати, это не единственный чёрный самолёт, который можно увидеть в российских аэропортах. Например, у белорусов есть чёрный «танколёт».

Фото по теме: «Танколёт» авиакомпании «Белавиа»

Фото по теме: «Танколёт» авиакомпании «Белавиа»

Я же полетел в этот раз самым обычным самолетом авиакомпании «Ютэйр» в Медиаразведку в Сыктывкар, чтобы совершить экстремальное путешествие по республике Коми. О нём — в следующих постах.

Показать полностью 10
538
Авиация и Техника
Серия Авиация

Как взвешивают самолеты?1

Вы когда-нибудь задумывались, как взвешивают самолёты? Сейчас расскажу. В Минеральных Водах мне удалось посмотреть и сфотографировать, как взвешивают самолет Boeing 737-800. Это было на базе технического обслуживания и покраски самолетов S7 Technics, где красят и выполняют полное техническое обслуживание самолетов. Взвесить нужно было самолёт авиакомпании NordStar после покраски.

Boeing 737-800 авиакомпании NordStar в покрасочном ангаре

Boeing 737-800 авиакомпании NordStar в покрасочном ангаре

Вообще, тут сразу два интересных вопроса. Во-первых, зачем нужно взвешивать самолёты? Во-вторых, где найти такие огромные весы? Расскажу по порядку.

Точная масса самолёта нужна для того, чтобы рассчитать центровку и, соответственно, допустимую загрузку и запас топлива. В авиации каждый килограмм на счету. Масса борта известна, когда он приходит с завода. Но в процессе эксплуатации и обслуживания, она может меняться. В данном случае, самолёт покрасили, для этого сняли старую краску и грунт, нанесли новые. Нужно выяснить, насколько изменились весовые характеристики воздушного судна после покраски.

С большими весами сложнее. Самолёт весит несколько десятков тонн, вверх на безмене его не поднимешь. Оборудовать гигантскую платформу, которая будет взвешивать с точностью до килограмма, тоже очень сложно. Поступают хитрее: самолёт взвешивают на нескольких весах сразу.

Под шасси самолёта подкатывают специальные тележки, похожие на автомобильные домкраты, только побольше. Это пневматические подъемники, работают они от сжатого воздуха. Через пару минут самолет оказывается оторванным от поверхности.

Каждая такая тележка измеряет силу реакции опоры. Данные передаются на компьютер.

Для исключения ошибки и повышения точности, взвешивание проводят несколько раз. Не удивляйтесь цифрам, значения приведены в фунтах. Получается, что самолет Boeing 737-800 без топлива, пассажиров и багажа весит 90740 фунтов. Это 41158 килограмм.

Добавлю, что после покраски самолёт стал легче примерно на 50 кг. Происходит это не потому, что сэкономили на краске, а из-за того, что за годы эксплуатации грязь въедается в покрытие так, что не смывается. Также при покраске могут использоваться более современные лако-красочные материалы.

После взвешивания обновленную массу вносят в документацию на самолет. Далее в процессе эксплуатации ее используют как отправные данные для расчетов загрузки, заправки топливом и других характеристик.

Мой канал на Дзене: ЖЖитель: путешествия и авиация

Показать полностью 5
3482
Лига путешественников
Серия Авиация

Как выглядит аэропорт в поселке Усть-Анзас, где нет даже электричества1

Поселок Усть-Анзас находится где-то в Сибири посреди тайги. Здесь нет мобильной связи и нет электричества: около каждого дома стоят солнечные батареи. Но зато есть аэропорт. Его можно опознать издалека по ветроуказателю.

Поселок Усть-Анзас в Кузбассе

Поселок Усть-Анзас в Кузбассе

Конечно, я не мог пропустить аэропорт в таком удаленном поселении. Поэтому при первой же возможности, направился к нему. Аэропорт — это деревянный сруб с надписью «Аэрофлот», которая, думаю, висит тут уже не один десяток лет.

Аэропорт в Усть-Анзасе

Аэропорт в Усть-Анзасе

В тот день, когда я добрался до Усть-Анзаса, аэропорт был закрыт. Он закрыт шесть дней в неделю.

Аэропорт в Усть-Анзасе

Аэропорт в Усть-Анзасе

Аэропорт принимает один единственный рейс в неделю. Вертолет из города Таштагол прилетает в Усть-Анзас по понедельникам. Цены для местных жителей в 5,6 раз ниже, чем для иногородних. Таштагол — районный центр, там цивилизация: больница, школа-интернат, колледж.

Расписание движения вертолета. В нем даже не указано время, только день

Расписание движения вертолета. В нем даже не указано время, только день

Альтернатива вертолёту — грунтовая дорога на другом берегу реки Мрассу. Машина до Таштагола или Шерегеша будет стоить дороже полета на вертолете. Местные жители в одну сторону летят на вертолете, обратно добираются на перекладных или платят за машину.

Поселок Усть-Анзас. На противоположном берегу реки есть дорога в цивилизацию

Поселок Усть-Анзас. На противоположном берегу реки есть дорога в цивилизацию

Я заглянул в здание аэропорта через окно. Там обнаружился вполне комфортный зал ожидания. Есть печка, стол, скамейки и стулья.

Аэропорт в Усть-Анзасе

Аэропорт в Усть-Анзасе

Надобности в бизнес-зале здесь нет. Тут вообще всё очень скромно. Даже более скромно, чем можно себе представить.

Аэропорт в Усть-Анзас

Аэропорт в Усть-Анзас

Было бы, конечно, интересно прилететь сюда на вертолете. Или добраться в посёлок по живописной реке Мрассу на лодке, как это сделали мы, а обратно уже улететь на вертолете — любителям путешествий на заметку.
Про поселок Усть-Анзас я еще расскажу, люблю забраться куда-нибудь в отдаленные уголки за впечатлениями.

Показать полностью 7
28
Лига путешественников
Серия Авиация

Авиакомпания «Победа» вновь переехала, а в Шереметьево открыли терминал D и запустили подземный поезд

С 1 июня авиакомпания «Победа» опять переезжает, но сравнительно недалеко — из терминала B аэропорта Шереметьево в терминал D. Рейсы, которые летали из/во Внуково останутся без изменений.

Аэропорт Шереметьево. Здесь и далее фото автора

Аэропорт Шереметьево. Здесь и далее фото автора

С 1 июня 23:45 все внутрироссийские рейсы авиакомпании из/в Шереметьево выполняются в/из терминала D, который был закрыт в период пандемии из-за общего сокращения пассажиропотока в Шереметьево. Теперь пассажиры летают чаще.

Стойки авиакомпании «Победа» в Шереметьево

Стойки авиакомпании «Победа» в Шереметьево

Напомню, что в аэропорту Шереметьево терминалы расположены по обе стороны двух основных взлетно-посадочных полос.

Макет аэропорта Шереметьево

Макет аэропорта Шереметьево

Чтобы добраться от терминалов B и C в терминалы D, E, F и обратно можно воспользоваться «метро» — подземным поездом, который ходит между терминалами под перроном. Его движение вновь возобновится.

Добраться от Москвы до терминала D можно напрямую — на электропоезде «Аэроэкспресса» от Белорусского вокзала, на автобусе «Аэроэкспресса» №1195D от метро Ховрино.

В этом сезоне «Победа» будет летать из Шереметьево по 29 направлениям: в Астрахань, Барнаул, Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Красноярск, Махачкалу, Минеральные Воды, Мурманск, Назрань, Нальчик, Нижнекамск, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Ставрополь, Сургут, Тюмень, Уфу, Чебоксары и Челябинск.

Если вы взяли или собираетесь брать билет на «Победу», будьте в курсе изменений.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!