Всем привет. Это мой первый полноценный пост на Пикабу, так что строго не судите, но тапочком кинуть можно… в сторону Сбера :)
История такая. Пару лет назад мы с женой решили вложить свободные деньги в бетон, тем более что по программе дальневосточной ипотеки под 2% - это можно сказать почти бесплатные деньги. А с учетом текущей инфляции…
В итоге 17.11.2023 мы с женой стали заемщиками по «Дальневосточной ипотеке» под 2% годовых в Сбербанке. Когда оформлял ипотеку, мне мягко, но настойчиво объяснили, что нужно подключить платный пакет услуг «Домклик плюс». По сути это было подано как условие получения/сохранения льготной ставки: хочешь 2% — оформляй пакет, не хочешь - ну… «можем и по-другому посчитать, под 3%».
С самого начала меня мучила мысль, что с подпиской «Домклик плюс» меня нагло налюбливают. И на третий год сотрудники Сбербанка и Домклика начали напоминать, что пакет то скоро закончится и если я не продлю «Домклик Плюс», то процент по ипотеке поднимут. То есть уже выданный кредит по госпрограмме под 2% внезапно становится заложником какого-то платного сервиса. Фактически: хочешь сохранить условия по ипотеке — продолжай платить за пакет. Иначе — штраф в виде повышения ставки.
И жил бы я так, да и платил почти по 30 тысяч в год ещё 18 лет. Но мне попалась новость со ссылкой на определение ФАС №АК/104961/23 по делу № 07/01/11-53/2023 от 17.01.2025.
Конечно, я ещё почитал законы и разъяснения регуляторов и понял, что меня, мягко говоря, держат за лоха:
Статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» прямо запрещает навязывать дополнительные услуги как условие получения основной.
Банк России в разъяснениях пишет, что нельзя ставить выдачу кредита, льготные условия или их сохранение в зависимость от покупки дополнительных платных услуг (кроме обязательных по закону, типа страхования залога). Пакет «Домклик Плюс» к обязательным, понятно, не относится.
ФАС уже разбирала похожую ситуацию: решением по делу № 07/01/11-53/2023 от 17.01.2025 действия Сбера по навязыванию «Домклик Плюс» при ипотеке признаны нарушением антимонопольного законодательства. (ссылка выше)
То есть регуляторы уже дали понять, что так делать нельзя, но на местах, судя по всему, продолжают делать вид, что «это просто такая опция, но без неё ставка может быть другой».
В итоге я написал официальную претензию в Сбербанк, в которой:
отказался от дальнейшего продления и использования «Домклик Плюс» по своему ипотечному договору;
потребовал прекратить продление пакета, отключить услугу и отменить автопродление;
потребовал письменно подтвердить, что отказ от пакета не приведет к росту процентной ставки и не изменит условия договора по Дальневосточной ипотеке;
попросил вернуть деньги, если к моменту рассмотрения претензии они успеют списать очередной платеж за продление;
отдельно указал, что в случае отказа или попытки поднять ставку буду жаловаться в Банк России, Роспотребнадзор, ФАС и, при необходимости, идти в суд.
Пока что сотрудники банка по телефону посылают меня для отключения подписки в приложение банка в котором, сюрприз, такой опции не предусмотрено. Ну или сходить в офис банка, который, снова сюрприз, не работает в день ответа и по совместительству день когда должно произойти автоматическое списание! Если будет желание читающих, то выложу запись разговора с сотрудниками банка, запикав персональную информацию.
В общем я решил пободаться с банком за свои права. Поэтому, если у кого-то есть практические советы:
на что обратить внимание в ответе банка,
какие формулировки важны для жалобы в Банк России/ФАС/Роспотребнадзор,
что лучше сразу собирать в качестве доказательств (скриншоты, записи разговоров и т.п.),
буду очень благодарен за комментарии.
Если тема откликнется, в следующих постах могу:
выложить выдержки из ответа Сбера (когда придет),
рассказать, что ответили регуляторы (если до них дойду),
описать пошагово, как я написал претензию и жалобы по навязанной мне услуге «Домклик плюс».