Серия «Чужие и Хищник»

1110

Сильная и независимая женщина спасает свою киску от инопланетной твари - как это стало хитом?

Художественный фильм "Чужой" 1979 года - это один из самых страшных фильмов ужасов.  Подобно Альфреду Хичкоку в триллерах, режиссер Ридли Скотт перевернул жанр кинофантастики, который заиграл новыми, доселе невиданными красками.


Холодный космос, глубокое одиночество и острейшее напряжение - одно из главных "приправ" вселенной «Чужого». С первых минут фильм погружает нас в неприятный, холодный, пугающий и очевидно всех нас ждущий мир ближайшего будущего. Мы плавно погружаемся в далёкий космос, где люди, словно полуфабрикаты, размораживаются и начинают своё существование.

Зрителю в 1979 году становилось плохо уже в начале фильма, некоторые в ужасе выбегали из кинотеатров, одни падали в обморок, а других тошнило. Гнетущая атмосфера давила на зрителя ещё до самого горячего в фильме.

Никто не хотел браться за съемки ленты. Они пролистывали сценарий и видели в нем «глупый фильм о чудовище, нарезающий в фарш людей». Типичный слэшер.


Ридли Скотт тогда был известен в качестве автора рекламных роликов и одной полнометражной картины — «Дуэлянты». Узнав о возможности снять фильм за миллион долларов, он немедленно прибежал к продюсерам. На вопрос руководства студии 20 Centure Fox - "Как вы будете снимать?" , Ридли Скотт ответил кратко: "Звездные войны - это сказка, а я собираюсь снимать "Техасскую резню бензопилой" в космосе, вы хотите ужас - я вам его устрою".

Съемки «Чужого» проходили в студии неподалеку от Лондона. Ридли Скотт собственноручно делал раскадровки, выбирал объективы, показывал, где и какой камерой снимать (да и сам управлял камерой), придумал для актёров биографии их героев.


Многие методы режиссёр позаимствовал у Альфреда Хичкока. Он предпочитал не показывать зрителю всё, полагаясь на игру воображения — именно оно рисует самые страшные картины.

Настоящей суперзвездой ленты, хоть и за кадром, стал швейцарский художник-дизайнер Ганс Рудольф Гигер. Именно он придумал и создал образ жуткого ксеноморфа — не просто страшного, но также красивого и даже сексуального человекообразного биомеханического насекомого.


В студии работы Гигера сначала не приняли из-за излишней отвратительности, которая отталкивала впечатлительных зрителей. Ридли Скотт настоял, чтобы Чужой, лицехват и яйца, которых тоже придумал швейцарец, все-таки появились в его фильме, поскольку он снимает фильм  ужасов, а не трэшевую комедию для студентиков.

Гигеру удалось создать сверхвпечатляющие образы: дизайн интерьера корабля, образ Жокея(гигантская живая декорация ради нескольких секунд в фильме( нескольких охренительных секунд в фильме) и внешний вид планеты, на которую приземляется «Ностромо».


Гигер специально сделал так, чтобы у чудовища не было глаз. Художник считал, что так гораздо страшнее, когда зритель не понимает, куда смотрит эта внеземная тварь.

Тема с сильными независимыми женщинами придумана не сегодня, не вчера и даже не позавчера. В первых версиях сценария главная роль была отведена мужчине. Рипли превратили в женщину сугубо из коммерческих соображений — в 1970-х было модно снимать фильмы о женщинах. Это был тренд, благодаря которому любая лента выигрывала в глазах критиков только самим фактом наличия главной женской роли. Ежу понятно, что только избранные смогли сделать это блестяще.

Стоит обратить внимание на адекватное поведение сильной и независимой женщины в фильме. Женщина изначально ведёт себя не как девочка, а как старший офицер, отвечающий за жизни рабочих на своём корабле.

Фильм получил ряд наград, среди которых премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, «Сатурн» за «Лучший научно-фантастический фильм», «Лучшую режиссёрскую работу», «Лучшую второстепенную женскую роль» и премию «Хьюго» за лучшую постановку, а также большое число других наград и номинаций. Входит в пятёрку в списке 100 самых остросюжетных  фильмов за 100 лет.

Художественный фильм «Чужой» послужил началом серии фильмов, компьютерных игр, сексуальных фантазий, комиксов и игрушек. Вселенная картины расширилась настолько, что даже переплелась с еще одной легендой — миром Хищника.


Но это уже совсем другая история.

Показать полностью 10
2914

Он чужой, он чужой, он плохой!

Ничего не говори, дамочка. Сейчас мужчины всё уладят.

Права на «Чужого» в лохматых 80-х принадлежали ушлой троице продюсеров — Дэвиду Гайлеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу. Они мало смыслили в фантастике, зато понимали, как зарабатывать деньги. Продюсеры хотели развить кассовый успех «Чужого» и поскорее снять «Чужой - 2». Но кадровые перестановки на студии Fox заставили их отложить проект на несколько лет.

Кроме того, они совершенно не представляли, в каком направлении двигать сюжет. Их концепцию можно было описать так: «Рипли… солдаты…пришельцы... пиу-пиу, пыщ-пыщ».

Чтобы развить идею, нужен был сценарист. О том, чтобы нанять создателя «Чужого» Дэна О`Бэннона не могло идти и речи — стороны сожгли все мосты из-за спора об авторстве сценария первой части. Нужен был кто-то со стороны.

Судьба свела продюсеров с тогда ещё молодым и малоизвестным режиссёром. В то время он собирался снимать фильм про киборга убийцу из будущего. Но австрийский качёк, который должен был сыграть главную роль, был занят на съёмках «Конана-разрушителя», и у режиссёра в графике появилась девятимесячная пауза. Чтобы снять фильм, этого времени было недостаточно, но его можно было заполнить другой работой. Например, написать сценарий. И режиссёр по фамилии Камерон начал творить.

Камерон понимал, что бесполезно делать новую версию той же истории. Так что он отверг идею продюсеров о фильме, где ксеноморф охотился за незадачливыми солдатами в темных коридорах, убивая их по одному. Камерон сразу расставил приоритеты: он снимает сиквел, а не ремейк «Чужого». Фильм, расширяющий вселенную и рассказывающий новую историю, а не старую. Не о бегстве от страха, а о его преодолении. Не «Чужой 2», а «Чужие».

В центр картины Камерон решил поставить тему семьи.

Успех сюжета зависел от Рипли. Камерон собирался сделать её полноценной главной героиней, которая могла бы вытянуть всю историю. Но какая у неё мотивация? Ни один здравомыслящий человек не вернулся бы на LV-426 после пережитого. Как заставить Рипли вернуться? Для этого Камерон перенёс действие на 57 лет в будущее, лишив Рипли семьи, работы и связей с миром, для которого она стала чужой.

В такой ситуации желание героини уничтожить то, что разрушило ей жизнь, выглядело правдоподобным.

Продюсерам понравился черновик, и они заказали Камерону полноценный сценарий. Он принялся за работу, но у него оставалось мало времени до съемок «Терминатора». А параллельно Джеймс переписывал сценарий «Рэмбо» и делал наброски рисунков для «Чужих».

Неудивительно, что Камерон не успел завершить сценарий до начала съемок «Терминатора». Продюсеры были крайне недовольны и сгоряча заявили ему, что тот больше не получит работы в Голливуде. К счастью, руководство студии так впечатлилось черновиком, что согласилось ждать, пока Камерон закончит «Терминатора». Ему даже пообещали, что если «Терминатор» окажется успешен, Джеймс может сам снять «Чужих».

Несмотря на колоссальную загрузку, даже на съемках «Терминатора» Камерон находил время немного поработать над «Чужими». Едва отсняв последние кадры, Джеймс засел за сценарий. «Терминатор» еще находился в прокате, когда канадец завершил работу. Успехи Камерона произвели впечатление на руководителей студии, и они сдержали обещание, отдав ему пост режиссера «Чужих».

Съёмки «Чужих» выдались такими тяжелыми, что их можно описать словом «война». Большинство членов съемочной группы были британцами, любили фильм Ридли Скотта, и им не нравилось, что канадский выскочка замахнулся на лавры их соотечественника. Скептически они относились и к продюсеру Гейл Энн Херд, которая в то время была замужем за Камероном: англичане считали, что она получила должность понятно как.

Сказывалась и культурная разница. Англичане привыкли к «чайным паузам» — ежедневно на площадке появлялась леди с большой тележкой чая, все бросали работу и шли его пить.

Эта традиция бесила Камерона, и однажды дошло до того, что он кинулся на чаеманов, обложил их трёхэтажным матом, а чайную тележку разломал к чёртовой матери!

Но на следующий день чайная леди поила Чужих как ни в чём не бывало своим ароматным чаем.

Так Камерон понял что из себя представляет Королева Чужих.

«Чужие» стали одним из последних фантастических блокбастеров, снятых полностью без компьютерной графики. Создатели строили декорации, использовали модели и миниатюры. Бюджет составил 18 миллионов долларов — даже по меркам 1986 года не самые большие деньги. Так что Камерон и Херд искали любые способы сэкономить. Например, они построили всего шесть криокапсул — иллюзия заполненного ими зала на корабле «Сулако» создана с помощью зеркал.

Вместо бронетранспортера взяли списанный буксировщик самолетов из аэропорта Хитроу. На его переоборудование пришлось потратить больше миллиона долларов, но за саму машину платить не пришлось. Ядерный взрыв в финале и вовсе сделан при помощи подсвеченного кольца ваты.

Мастерам по спецэффектам пришлось поломать голову над тем, как заставить двигаться робота-погрузчика. Решили упрятать внутрь его корпуса человека, который бы вручную перемещал всю конструкцию. Хотя погрузчик был сделан из пластика, весил он 200 килограмм, и это не считая Сигурни Уивер. Так что каскадеру пришлось как следует попотеть. Но результат того стоил.

После выхода фильма студия получила много заказов на робота-погрузчика. Зрители отказывались верить, что это лишь спецэффект.

Но главной звездой, конечно, оставался Чужой. Точнее, Чужие — для фильма их требовалось много. Обычные ксеноморфы делились на два вида. Некоторые были макетами, которые затем подрывались, имитируя попадание пуль. А когда им нужно было двигаться, в дело вступали каскадёры в костюмах. На съемках использовали всего шесть костюмов Чужого.

Для атаки лицехватов на Рипли создали полдюжины аниматронных моделей разной степени сложности. Самая продвинутая управлялась командой из семи кукловодов, двигавших ее конечности и хвост. На дворе был 1986 год, еще не было технологий, способных замазать тросы в кадре. Так что съемочной группе приходилось проявлять смекалку и изыскивать особые ракурсы, чтобы скрыть кабели управления.

Но и это цветочки по сравнению с Королевой Чужих. Ее создание стало самой амбициозной задачей в карьере специалистов, принимавших участие в съемках. Когда режиссер объяснил, какого размера должна быть Королева, мастер по спецэффектам Стэн Уинстон сперва подумал, что канадец спятил. Но потом вспомнил, что перед ним Камерон, который всегда знает, что делает.

Всего было создано несколько Королев. Та, что поменьше, представляла собой аниматронную модель в масштабе один к пяти.

Вторая была полномасштабной фигурой. Внутри модели сидели друг за другом два человека, управлявших ее руками. Конструкцию подвешивали на кране и подсоединяли к ней десятки кабелей. Ногами управляла одна группа операторов, шеей другая, головой третья. Чтобы оживить Королеву, требовались слаженные действия полутора десятков человек. Вряд ли стоит объяснить, какие усилия пришлось потратить на координацию их работы.

«Война» за «Чужих» продолжилась и после съёмок: возникли проблемы с монтажом. Камерон был недоволен работой монтажера Рэя Лавджоя и грозился его уволить. Лишь когда Лавджой заперся на выходных в монтажной и сделал совсем другой вариант одной из экшн-сцен, ему удалось завоевать доверие режиссера и сохранить место. К этому моменту до премьеры картины оставалось всего несколько недель, так что Лавджою пришлось перейти на круглосуточный режим работы.

Отсутствие финального монтажа стало проблемой для композитора Джеймса Хорнера. Не видя фильм, он не мог работать над саундтреком. Кэмерон же не разбирался в работе композитора, и считал, что на это хватит пары дней. Хорнер вслепую сделал несколько композиций, но, посмотрев фрагменты нового монтажа понял, что работает впустую. Он умолял Камерона сдвинуть премьеру на месяц, но тот был непреклонен.

Монтаж картины закончили всего за неделю до премьеры. У Хорнера было лишь четыре дня на запись музыки. Из-за катастрофической спешки ему пришлось позаимствовать несколько треков из своих предыдущих работ.

Музыка для финальной битвы между Рипли и Королевой была записана в последнюю ночь. В итоге у Хорнера даже остался запас: одну из неиспользованных композиций через пару лет вставили в финал «Крепкого орешка».

После «Чужих» Хорнер зарекся было работать с Камероном, но, после 330 чашек чая, передумал и написал знаменитые саундтреки к «Титанику» и «Аватару».

«Чужие» стали одним из главных событий года. Критики наперебой хвалили Камерона за глубокий драматизм и смелое решение сменить жанр. И даже ревнивый создатель «Чужого» Дэн О`Бэннон неохотно признал: Джеймс сделал лучшее, что было возможно в такой ситуации.

Как ни странно, недовольной осталась Сигурни Уивер — только не Кэмероном, а решением студии вырезать из фильма 17 минут. Под сокращение среди прочего попали важные для образа Рипли сцены, в которых она вспоминает свою дочь. Позже во многом по настоянию Уивер была выпущена расширенная версия картины. Впрочем, разочарование не помешало актрисе получить номинацию на Оскар — первую в ее карьере и первую в истории кино за главную женскую роль в фантастическом боевике.

Сейчас Камерон относится к «Чужим» не то чтобы с пренебрежением, но все же не с такой любовью, как к другим своим работам. Его можно понять. Из всех его главных фильмов только «Чужих» он не может назвать полностью своими — ведь не он придумал ксеноморфа и Рипли.

Но именно поэтому многие считают «Чужих» лучшим фильмом в его карьере. На основе чужого материала Камерон создал собственный шедевр, органично дополнивший оригинал. Пускай не Камерон придумал Рипли, но именно он сделал из неё межгалактическую женщину-воина с огнеметом в одной руке и маленькой девочкой в другой.

Показать полностью 9
797

О важности вовремя кончить

Когда на волне успеха “Чужих” чиновники студии “20 Век Фокс” предложили  Дэвиду Гайлеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу сделку на создание сразу двух сиквелов, вряд ли кто-то мог предположить какими проблемами это обернется. Казалось, что теперь у продюсеров на руках есть своя собственная долгоиграющая космическая франшиза, способная на равных конкурировать со “Стартреком”. Что сложного может быть в постановке продолжений?

И тем не менее, практически сразу же начались неприятности. Сигурни Уивер изначально не горела большим желанием сниматься в продолжениях и была согласна лишь на небольшое камео в третьей части. На пост режиссера Гайлер и Хилл попробовали подписать Ридли Скотта — но из-за чрезмерной занятости (у него в разработке находилось сразу три проекта) ему пришлось отказаться.

Но, пожалуй, самой главной проблемой, которая преследовала создателей на протяжении всего подготовительного периода стало то, что они в очередной раз не знали, чего же именно хотят. Их идеи начинались с чужих, высаживающихся на Землю и мутирующих в супермонстров, уничтожающих Нью-Йорк, и заканчивались Рипли и выросшей Ньют, которые охотятся на новый вид чужого в мегаполисе в стиле “Бегущего по лезвию“. Как мы все помним, схожая ситуация возникла при создании сиквела “Чужого”  – но там продюсерам повезло практически сразу же найти Джеймса Камерона. Тут же, ситуация складывалась далеко не так удачно.

Камерон стал величайшим творцом и мог уже спокойно слать этих ребятишек куда подальше. А ещё спонсоры бегают за ним, чтобы тот снял жидкого киборга убийцу. Впрочем, это совсем другая история.

Сигурни Уивер выговорила себе гонорар в пять миллионов долларов и существенный процентный бонус от сборов картины. Также она заявила, что не будет сниматься, если новый фильм будет слишком похож на предыдущие постановки цикла и если там будет сплошная пальба.

Как это не странно, товарищи феминистки, Сигурни Уивер считала, что её героиню не справедливо превратили из девушки, которая работает свою работу в какого-то непобедимого воина. И если в следующей серии её превратят в солдафона - это будет фиаско, считала Сигурни.

За написание нового сценария продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл взялись сами. Им не хотелось этого делать, поскольку они знали, что продюсерам лучше быть «над схваткой», чтобы объективно оценивать все творческие идеи и отбирать наилучшие. Но в контракте с Сигурни Уивер к тому времени появился пункт о том, что звезда доверяет лишь Гайлеру и Хиллу сочинение сценариев о Рипли. На взгляд актрисы, они были единственными, кто понимал эту героиню и знал, как сочетать ее мужество и ее душевную и физическую уязвимость.

Картина уже была запущена в производство, декорации вовсю строились, деньги напропалую расходовались, а у фильма не было ни сценария, ни художественного решения, ни актерской труппы, ни даже сценариста и постановщика. Все эти дырки надо было немедленно затыкать, и студия срочно наняла Дэвида Финчера, в то время известного режиссера рекламы и видеоклипов, который начинал как оператор спецэффектных съемок. 28-летний творец был талантливым «визионером» и новичком в большом кино, и продюсеры надеялись, что им будет просто управлять и что он сделает «конфетку» из того, что ему прикажут снять.

Но Финчер был слишком творческим и властным человеком, чтобы превратить себя в безвольную продюсерскую марионетку. Днем он страдал на студии Pinewood, а по ночам вел многочасовые переговоры с американскими начальниками и пытался их убедить в своей правоте. Иногда он выигрывал, чаще – проигрывал, но мучиться приходилось в обоих случаях. По воспоминанием очевидцев, к концу многомесячных съемок некогда бодрый и полный идей молодой человек превратился в депрессивного, засыпающего на ходу режиссера, готового на все, чтобы наконец-то завершить эту пытку.

Главным дизайнерским новшеством «Чужого 3» был заглавный злодей. В отличие от «Чужих», монстр в картине был всего один. Чтобы фильм отличался от первого «Чужого», Финчер приказал сделать нового монстра не двуногим и прямоходящим, а четвероногим. Мол, в двух предыдущих лентах Чужие «вылуплялись» из людей и заимствовали некоторые их внешние черты, а в новой картине монстр «дозреет» внутри земного животного и после появления на свет будет похож по своим движениям на пуму или тигра.

В сценарии несчастным животным был бык, и соответствующие сцены были придуманы и сняты. Но затем создатели ленты решили, что будет правдоподобнее, если Чужой внедрит зародыша в крупную собачку (все-таки быки на тюремной планете – это перебор). Так что художникам по спецэффектам после долгой работы над правдоподобным бутафорским быком пришлось создать столь же правдоподобную искусственную собачку, из которой мог «вылупиться» Чужой. Это, конечно, была интересная работа, но художники очень сильно матерились.

Когда запланированные в Британии съемки были завершены, картина еще не была закончена, поскольку из-за постоянного переписывания сценария много съемочных дней было потрачено впустую. Поэтому продюсерам пришлось забронировать студию в Лос-Анджелесе для досъемок необходимых для окончательного монтажа сцен. В этот момент противостояние Финчера и студийных финансистов достигло апогея, потому что каждую дополнительную сцену приходилось выгрызать с боем. И, как это часто бывает, непродуманная экономия порой приводила к новым тратам.

Пожалуй, самый забавный пример финансового спора между студией и создателями ленты был связан с внешностью Сигурни Уивер. Когда съемки картины начинались, актриса с готовностью, как того требовал сценарий, подстриглась наголо (на тюремной планете водятся вши). Однако за стрижку для дополнительных съемок она потребовала 40-тысячный бонус, поскольку ей больше не хотелось ходить без волос на голове. Вместо того чтобы заплатить эти не столь уж большие деньги и решить проблему за один день, студия заказала за 16 тысяч долларов специально сделанный парик с короткими, якобы только что начавшими отрастать волосками. Эта «экономия» обернулась простоем на все время изготовления парика. Мало того, группа еще и теряла время каждый съемочный день, поскольку надевание парика на Уивер было делом долгим и сложным. Иначе нельзя было добиться абсолютного правдоподобия «прически».

Внесение изменений продолжилось и после первых предварительных показов, когда обнаружилось, что в фильме есть сцены, от которых многие зрители выходят из зала. Так, бутафоры создали правдоподобную куклу Ньют для сцены вскрытия девочки, когда Рипли и доктор Клеменс ищут следы заражения Чужим. Но выдержать этот фрагмент могли лишь самые суровые киноманы. Кто еще захочет увидеть, как хирург полосует тело 12-летней девочки? Так что от самых натуралистичных кадров пришлось отделаться, и соответствующие сцены были сокращены или перемонтированы.

В итоге, когда 22 мая 1992 года «Чужой 3» вышел в прокат, его создатели расстались недовольными и друг другом, и своим детищем. Все они полагали, что картина могла бы быть намного лучше, если бы им удалось сработаться и если бы проект не был запущен в производство до окончательного согласования сценария. Многие идеи, которые Финчер пытался вложить в постановку, оказались лишь бегло намеченными, а те сюжетные и художественные идеи, которые все же удалось передать, были выражены не так удачно, как того хотелось режиссеру.

Зрители и критики подтвердили мнение кинематографистов. Обошедшаяся в 50 миллионов долларов картина собрала в американском прокате лишь 55 миллионов долларов. Мировой прокат, правда, добавил еще 100 миллионов, но для ключевого релиза Fox это все равно было фиаско. Многие рецензии были негативными или даже разгромными, а зрители жаловались, что «Чужой 3» получился безысходным и депрессивным, не допускающим на экран ни единого лучика надежды.

С годами, однако, отношение к фильму начало меняться. Нет, его не признали шедевром, но его безысходность стала более приемлемой для публики.

Так, есть своя мрачная прелесть в той сцене, где Рипли, обращаясь к Чужому, называет его членом своей семьи, и эти слова недаром стали популярной цитатой. В первой картине невозможно было представить, что героиня произнесет нечто в этом духе. Но долгая война связывает не только соратников, но и врагов, и к концу «Чужого 3» инопланетные монстры становятся ближе главной героине, чем окружающие ее уголовники. Потому что после трех серий противостояния Рипли отлично знает, чего ждать от Чужих, несмотря на все их мутации. А вот от человечества она с каждым фильмом все больше отдаляется.

И тем не менее в кульминации Рипли убивает рвущийся у нее из груди зародыш Чужого. Ибо «семья» «семьей», а ненормальные отношения нужно увидеть и вовремя кончить.

Показать полностью 6
289

Женщина просыпается, чтобы кого-то прибить. В четвёртый раз!

Через двести лет после гибели главной героини трёх предыдущих фильмов военные учёные клонируют женщину, чтобы заполучить эмбрион «королевы»-матки инопланетных чудовищ, который вызревал в теле героини на момент её смерти. Из-за смешения ДНК клон получается человекоподобным, но обладающим некоторыми инопланетными способностями – в частности, кислотной кровью. Когда новая героиня узнает, как она появилась на свет, и вспоминает, как умерла в прошлой жизни, она интересуется, растет ли вырезанный из её тела эмбрион. Получив утвердительный ответ, она саркастично улыбается и констатирует: «Она принесёт потомство. Вы умрёте».

Плыву я сквозь волны и ветер к единственной маме на свете.

Плыву я сквозь волны и ветер к единственной маме на свете.

Вышедший в 1992 году «Чужой 3» снимался как завершение цикла. У него не могло быть продолжения, поскольку главная героиня «Чужого» Эллен Рипли в финале погибала, пожертвовав собой ради уничтожения зародыша матки инопланетных монстров. Но для Голливуда нет ничего невозможного. Особенно когда речь идет об одном из самых известных фантастических киносериалов. И потому в 1997 году Сигурни Уивер вернулась на экран.

«Чужой 3» был пыткой для многих работавших над ним творцов, и никто из них, включая продюсеров из курировавшей цикл студии Brandywine Productions, не горел желанием возвращаться в мир галактических монстров. Но межгалактическая корпорация Fox не могла игнорировать мировые сборы картины в 160 миллионов долларов (при бюджете в 50-55 миллионов долларов). Это, правда, была не та сумма, при которой сиквел начинают снимать немедленно, не обращая внимания на все сомнения и возражения. Однако Fox видела, что коммерческий потенциал цикла ещё не исчерпан. И она искала того, кому можно было доверить возвращение Чужих из, в общем-то, могилы.

типичный сериал для школьников в 90-х

типичный сериал для школьников в 90-х

В середине 1990-х такой человек нашелся. В год выхода «Чужого 3» в американском прокате появилась молодежная картина «Баффи - истребительница вампиров»(не путать с шикарным сериалом), сочиненная дебютировавшим в кино сценаристом Джоссом Уидоном, ранее работавшим над семейными ситкомами. «Баффи» не произвела большого впечатления на зрителей и критиков, но зато запомнилась тем продюсерам, кто искал свежий, оригинальный сценарный голос. И Уидон (будущий режиссер «Мстителей» и автор культовых сериалов «Баффи – истребительница вампиров» и «Светлячок») в последующие годы официально и неофициально приложил руку к множеству сценариев известных картин. В частности, он работал над «Скоростью», «Историей игрушек» и «Водным миром».

Художественный фильм "Скорость" разогнал популярность этой парочки до мировой

Художественный фильм "Скорость" разогнал популярность этой парочки до мировой

Среди прочих проектов Уидону предложили подумать над новой серией «Чужого». Поскольку Fox знала, что Уивер с готовностью «убила» своего персонажа в «Чужом 3», потому что не хотела больше сниматься в цикле, продюсеры студии решили, что героиней нового фильма может стать взрослая Ньют – маленькая девочка из «Чужих», погибшая в промежутке между второй и третьей картинами. Мол, Ньют вернули к жизни с помощью клонирования, чтобы превратить в воюющего с монстрами спецназовца. Ведь если она единственная из всей своей колонии пережила нападение Чужих, хотя в то время была крохотной девчушкой, то она станет супервоином, когда вырастет и пройдет специальное обучение. Как автор фильма о сражающейся с вампирами старшекласснице, Уидон был идеальным сценаристом для такого проекта.

С готовностью взявшись за дело, большой поклонник «Чужого» и «Чужих» за несколько месяцев подготовил для студии 30-страничную сценарную разработку и занялся полноценным сценарием. Но пока Уидон сочинял, продюсеры Fox перечитали финансовые сводки «Баффи» (это было несложно – студия была прокатчиком ленты) и осознали, что выпускать «Чужого» с молодой героиней, которая не так известна публике, как Эллен Рипли, – слишком большой риск. Поэтому вместо фактического перезапуска цикла продюсеры решили сделать Уивер финансовое предложение, от которого та не сможет отказаться, и вернуть её героиню в кадр. Уидону же было приказано сочинить новый сценарий, где клонировали уже Рипли.

Сценарист был от нового замысла не в восторге. Он уже прикипел душой к истории Ньют, и возвращение к жизни героини, которая героически погибла ради спасения человечества, казалось ему надругательством над памятью Рипли. Ньют, напротив, погибла во время криосна, и она толком не успела пожить. Так что ее «второй шанс» был логичным и уместным.

Однако Уидон был слишком амбициозным и влюбленным в фантастику автором, чтобы по собственной воле передать «Чужого 4» другому сценаристу – вполне возможно, менее талантливому и хуже разбирающемуся в цикле. Поэтому Уидон, поскрипев зубами, взялся за новый текст, который он решил выстроить вокруг мысли о том, что клонирование Рипли – чудовищное преступление, приводящее к новой масштабной трагедии и даже ставящее под угрозу Землю. Такая вот фига в кармане в адрес студийных боссов.

Хотя в новом сценарии главной героиней вновь была Рипли, это была уже не та женщина, которую зрители привыкли видеть в кадре. Во время клонирования военные ученые не смогли полностью разделить Рипли и созревавшую в ее теле матку Чужих, и потому новая Рипли унаследовала некоторые генетические черты своего паразита – начиная с кислотной крови и повышенных рефлексов и заканчивая способностью понимать Чужих и сочувствовать им. Это не только гарантировало, что четвертый «Чужой», названный «Чужой: Воскрешение», будет заметно отличаться от трех предыдущих серий, но и обеспечило Сигурни Уивер интересный «художественный вызов» – возможность сыграть старую героиню в новом, причудливом ключе. Именно это в первую очередь привлекло Уивер к проекту.

Хотя 11 миллионов долларов гонорара и полномочия сопродюсера также пришлись очень кстати. По воспоминаниям Уидона, Уивер требовала, чтобы он сделал Рипли как можно более странной и «нечеловечной», чтобы её было как можно более интересно играть.

К тому времени когда Уивер подписала контракт на участие в съемках, Fox уже наняла Вайнону Райдер на вторую главную женскую роль картины. Если в предыдущих сериях «Чужого» роботы-андроиды выглядели как мужчины, то Уидон сделал андроида «Воскрешения» женщиной, чтобы провести феминистскую параллель между роботом и мутантом. Как новая Рипли, так и новый андроид – сильные и независимые «женщины», которые не уверены в своём праве на существование. В отличие от мужчин, которые об этом даже не задумываются, обе героини проводят весь фильм, прежде чем решают, что всё же должны жить дальше. Несмотря на то, что обе они – преследуемые и потенциально опасные отщепенки. Это, заметим, очень часто встречающаяся идея в сценариях Уидона – отщепенцы собираются вместе, находят общий язык, становятся лучшими друзьями и помогают друг другу разглядеть смысл своих жизней.

Поскольку Райдер ранее играла роли совсем другого плана (Мина в «Дракуле», Ким в «Эдварде Руки-ножницы»…), студийные продюсеры сомневались, что очень популярная в 1990-х актриса согласится сыграть робота. Но оказалось, что Райдер – большая поклонница «Чужого», и долго уговаривать её не пришлось.

Подбирая картине режиссёра, продюсеры по традиции искали начинающего, но амбициозного постановщика с ярким художественным видением. Очевидным кандидатом в то время был британец Дэнни Бойл, который уже выпустил «Неглубокую могилу» и приступил к съемкам «На игле», но с ним договориться не удалось. Не сговорились продюсеры и с новозеландцем Питером Джексоном (будущим режиссером «Властелина Колец»), и с американцем Брайаном Сингером, которому Fox в дальнейшем доверила «Людей Икс». А вот француза Жан-Пьера Жёне, постановщика весьма специфических «Деликатесов» и «Города потерянных детей», голливудское приглашение увлекло.

Вообще-то Fox пыталась нанять Жёне вместе с его напарником и соавтором Марком Каро, поскольку в то время они считались неразлучным дуэтом. Но если Жёне хотел попробовать себя на «фабрике грез», то Каро это было совершенно неинтересно. В результате их дуэт распался, и Жёне и Каро больше как сорежиссёры не работали. Впрочем, этот «развод» был мирным, и Каро, художник и дизайнер по первой специальности, даже помог бывшему напарнику с дизайном скафандров для «Воскрешения».

С самого начала Жёне поставил Fox два существенных условия. Во-первых, он был готов снимать лишь при условии, что ему позволят создать картину в его фирменном мрачно-эксцентричном стиле, с гротескным юмором. Продюсеры на это согласились, поскольку они меньше всего хотели, чтобы новый «Чужой» оказался шаблоннной, ничем не примечательной лентой. Во-вторых, Жёне потребовал, чтобы ему разрешили привлечь к проекту нескольких ведущих членов съемочной группы, с которыми режиссёр работал во Франции. Прежде всего, это были оператор-постановщик Дариус Хонджи (уроженец Ирана, проведший детство во Франции и молодость в США) и супервайзер визуальных эффектов Питоф (Жан-Кристоф Комар), будущий режиссёр «Видока» и печально известной «Женщины-кошки». Студия согласилась и на это. Позднее Жёне шутил, что над фильмом работало столько французов, что «Воскрешение» было французской картиной – просто снятой в Америке на голливудские деньги.

Вместе с закадровыми сотрудниками Жёне нанял двух «своих» актёров – американского здоровяка Рона Перлмана, героя «Города потерянных детей» и будущего героя «Хеллбоя», и французского комика Доминика Пинона, играющего у Жёне во всех его картинах.

Также наёмников сыграли Майкл Уинкотт и Гэри Дурдан. Дэн Хедайя из «Коммандо» изобразил руководящего экспериментами генерала Переса, а Брэд Дуриф из хоррор-цикла «Детская игра» сыграл доктора Гедимана, экспериментирующего с Чужими и Рипли. Также в картине засветился Рэймонд Крус, будущий герой полицейских сериалов «Ищейка» и «Особо тяжкие преступления». Он сыграл солдата из охраны корабля, который вместе с наемниками и Рипли пытается сбежать от разбушевавшихся Чужих.

Позднее Джосс Уидон признался, что ему не нравился кастинг второстепенных ролей в «Воскрешении», поскольку у каждого из персонажей их характер был буквально на лице написан, и это не оставляло места для «неожиданных сюжетных ходов» («Зрители думают, что этот персонаж нормален, а он внезапно оказывается психопатом!»). Но это была особенность режиссёрского видения Жёне – набирать актёров с яркими, эффектными лицами, не требующими долгих пояснений («И так видно, что этот герой из себя представляет!»).

Подчеркнутая визуальность подхода Жёне сразу стала очевидна всем членам группы, когда они увидели подготовленный им совместно с Уидоном режиссёрский сценарий. Каждый фрагмент, даже сугубо разговорный, сопровождался раскадровочным рисунком, поясняющим, как эта сцена будет сниматься. Конечно, подробными раскадровками в Голливуде никого не удивишь. Но даже те режиссёры, кто обожает их рисовать, редко включают их непосредственно в сценарий. При этом после завершения картины обнаружилось, что большинство сцен было снято в точном соответствии с раскадровками Жёне. Это тоже редкость, потому что съемочная площадка часто подсказывает лучшие решения, чем те, которые сложились в голове постановщика до начала съемок. И нужно быть абсолютным «визуалом», чтобы найти все наилучшие ракурсы задолго до появления в павильоне.

Приступая к голливудскому проекту, Жёне полагал, что в Америке всё будет совсем не так, как во Франции. Доверяя популярному мифу, он думал, что американские продюсеры с готовностью тратят деньги, но вставляют режиссёрам палки в колеса, когда те начинают художественные эксперименты и отходят от голливудских стандартов. Но на деле Жёне работал в Штатах так же, как во Франции. Продюсеры переживали из-за съемочных проволочек и лишних трат (бюджет в 70 миллионов долларов был достаточно существенной суммой, чтобы в неё можно было уложиться без сверхъестественных ухищрений), но позволяли Жёне снимать так, как он считал нужным. Так что, в отличие от настрадавшегося из-за конфликтов с продюсерами режиссёра «Чужого 3» Дэвида Финчера, француз здорово провел время на съемках своего «Чужого».

Конечно, это не означало, что снимать «Воскрешение» было просто, легко и приятно. Но Жёне должен был лишь решать художественные проблемы, а не, как в свое время Финчер, днем пахать на площадке, а по ночам ругаться с продюсерами и студийными чиновниками по другую сторону Атлантики.

Не спать ночами Жёне не приходилось ещё и потому, что, в отличие от трех предшественниц, его картина полностью снималась в Америке, на студии Fox в Лос-Анджелесе. На этом настояла Сигурни Уивер, которая сочла, что переезды из страны в страну выматывают группу и только мешают работать.

Съемки, которые проходили с октября 1996 года по февраль 1997 года, начались с самой сложной и опасной сцены – эпизода, в котором персонажи погружаются под воду и проплывают через затопленный корабельный камбуз. Этот фрагмент длится лишь несколько минут, но его съемки заняли целый месяц, и они потребовали основательной подготовки всех участвовавших в них актёров и членов группы.

Главная трудность этой сцены заключалась в том, что камбуз был полностью затоплен, и актёры в промежутках между дублями не могли всплывать на поверхность, чтобы подышать воздухом. Поэтому за пределами кадра звезд страховали водолазы с баллонами с воздухом и дыхательными трубками. Благодаря этому актёры могли десятки минут проводить под водой. Но, конечно, это все равно было неприятно и опасно. Особенно поначалу. Предварительно звёзды провели несколько недель, тренируясь в обычном бассейне, но есть большая психологическая разница между нахождением под водой в открытом бассейне и в закрытом «аквариуме».

Хуже всего пришлось Вайноне Райдер, которая в 12 лет едва не утонула и с тех пор панически боялась глубокой воды. Она надеялась, что ее сможет подменить дублерша, но, поскольку у ее героини была очень короткая прическа, лицо Колл было хорошо видно на экране. Так что Райдер пришлось победить страх и плыть вместе со всеми.

Для подводных съемок можно было арендовать большой «аквариум», но ближайшее место с достаточно большим бассейном было в калифорнийском городе Сан-Диего, и студия Fox решила, что лучше построить бассейн в одном из студийных павильонов и в дальнейшем использовать его для съемок других лент. Так что подводная декорация была оборудована в специально построенном аквариуме глубиной в 4,5 метра и длиной и шириной в 45 и 36 метров. Это позволило оператору-постановщику заранее определить, какое подводное освещение ему понадобится, и приказать надежно и безопасно вмонтировать источники света в стены сооружения. Поэтому актёрам и подводным операторам не угрожал случайный удар током от протянутых под водой кабелей и установленных в аквариуме подводных софитов.

Съемки сцены, в которой Рипли играет в баскетбол и попутно «надирает задницы» наемникам в рукопашной схватке, таких ухищрений не потребовали, но они также заставили Уивер основательно потренироваться. Жёне решил, что, чтобы продемонстрировать новые способности Рипли, героиня должна не глядя и небрежно, через себя, забросить мяч в корзину. Во время подготовки к картине Уивер научилась это делать с приличной точностью (она попадала один раз из шести бросков). Но в ходе съёмок оказалось, что актрисе придётся бросать мяч с куда большего расстояния, чем во время тренировок. На репетиции Уивер ни разу не поразила корзину, и Жёне смирился с мыслью, что придется потратиться на спецэффектный «бросок» с помощью компьютерной графики. Но, когда включили камеру, актриса после серии неудачных попыток все же точно забросила мяч в кольцо! Тоже снимавшийся в этой сцене Рон Перлман был так поражен, что вышел из образа и воскликнул «О боже!». К счастью, это не испортило дубль.

В то время компьютерная графика уже входила в моду, но еще не использовалась постоянно, и многие спецэффектные сцены «Воскрешения» были созданы по старинке. Космические корабли были изощренными миниатюрными моделями, взрослые Чужие – каскадерами в костюмах, а монстры поменьше и побольше – хитроумными куклами-марионетками. Во многих сценах Чужого играл Том Вудрафф, руководитель спецэффектной студии Amalgamated Dynamics, ранее работавшей над «Чужим 3». Поскольку Вудрафф ранее был подчинённым Стэна Уинстона, он также трудился над «Чужими».

Перед началом съемок Жёне с ближайшими сотрудниками тщательно изучил три предыдущих ленты о Чужих, чтобы в своей работе не перечеркнуть достижения предшественников, а вдохновиться ими и пойти дальше – например, сделать дизайн монстров более детальным и убедительным. Наибольшую фантазию режиссёр и его коллеги проявили, когда работали над своим уникальным вкладом в цикл – «гибридным Чужим», соединившим в себе инопланетные и человеческие гены. Его главным отличием от предшествующих монстров были большие, почти собачьи глаза. Также у гибрида, по замыслу режиссёра, должен был быть стандартный пенис пикабушника, но студия решила, что без этой анатомической детали мутант как-нибудь обойдется.

«Чужой: Воскрешение» вышел в прокат 26 ноября 1997 года. В Америке он прошел заметно хуже, чем его предшественник, но зарубежные сборы это скомпенсировали, и во всем мире 70-миллионная картина заработала столько же, сколько «Чужой 3», – 160 миллионов долларов. То есть она едва окупила студийные расходы.

Критики писали о ней более лестно, чем о фильме Дэвида Финчера, но даже защитники фильма признавали, что это в лучшем случае полуудача. Потому что Чужие у Жёне получились нестрашными, а картина – скорее причудливой, чем увлекательной, и больше смешной, чем драматичной. Со временем к хору критиков присоединился даже Джосс Уидон. Презрев голливудскую традицию не выносить сор из избы и не критиковать коллег и сотрудников, он как-то сказал в интервью, что «Воскрешение» – потрясающий пример того, как можно извратить сценарий за счет одних лишь ошибочных постановочных решений (кастинга, операторской и дизайнерской работы и так далее). Это была удивительно жёсткая критика, но Уидону, очевидно, надоело, что многие обвиняют его сценарий в художественном провале фильма.

Если «Чужого 3» со временем стали ценить всё выше и выше, то «Воскрешение» критиковали едва ли не чаще, чем тогда, когда лента вышла в прокат. Пока не начали клепать нечто без Рипли. Тут-то зритель и обомлел.

Нет, господа-товарищи! Давайте считать настоящего "Чужого" только с Эллен Рипли(или её клоном).

Итак, у нас есть четыре фильма. И все они разных жанров: триллер, боевик, драма, приключения. И все они по своему прекрасны(главное не смотреть их в рафинированном дубляже, где зеки и вояки, увидев инопланетную тварь, пожирающую их товарища, говорят элегантное "ох, какая досада").

У «Воскрешения» есть определенные достоинства, и одно из них – его позитивность. Если в предыдущих лентах к финальным титрам почти никто не оставался в живых, то в «Воскрешении» от Чужих помимо Рипли спаслось несколько наёмников и немало военных. Так что, когда героиня в начале картины произносит запомнившуюся зрителям фразу о том, что размножение Чужих сулит неминуемую смерть, она преувеличивает. И её ошибка вселяет во вдумчивых зрителей надежду, что их собственные пессимистические прогнозы тоже могут оказаться преувеличением.

Ну а финал фильма даёт нам, поклонникам вселенной ксеноморфов, надежду, на то, что когда-нибудь, когда-нибудь мы увидим «Чужой 5: Fallout».

Показать полностью 22
2291

Хищник(классический, нефильтрованный)

С первых минут художественный фильм "Хищник" окунает нас в мир мужицких мужиков, как в старые добрые времена.

Но! Художественный фильм "Хищник" не очередной мускулинный боевик 80-х, воспевающий насилие. Он как раз об обратном. После лихого полёта спецназовцев на вертолёте под зажигающий рок-н-рол, с солдафонскими шутками и подколами, фильм высаживает нас в джунгли и становится серьёзным. И неожиданно философским. И ещё тут есть инопланетянин.

Существует легенда, будто идея снять картину о злобном пришельце, которого мутузит мускулистый вояка, родилась из шутки. Мол, было бы интересно посмотреть, как будет выглядеть противостояние Рокки Бальбоа и инопланетянина из фильма Стивена Спилберга. Сильвестр Сталлоне в «Хищника» не попал, да и местная инопланетная тварь мало похожа на добродушного E. T.


Сами сценаристы утверждают, что все это лишь домыслы. На самом деле сначала они придумали историю о братстве пришельцев-охотников, которые устраивают сафари на людей. Из-за ограниченного бюджета и технических возможностей сценарий пришлось подкорректировать — остались один охотник и небольшая группа американского спецназа.(с чёртовым миниганом!)

Бюджет, к слову, был немаленьким для фильма, снимать который доверили 35-летнему новичку. До «Хищника» в портфолио Джона МакТирнана был только слабый триллер «Кочевники», лишь потом он стал известен как режиссер «Крепкого орешка»(с лучшим необычным кинозлодеем), «Последнего киногероя»(ненавидимый у них, но любимый у нас) и «Аферы Томаса Крауна»(с Бондом не Бондом). Дебютанту позволили осваивать бюджет в размере $15 млн, что сегодня с учетом инфляции составляет около $40 млн.


Немалую часть бюджета потратили на уже ставшего знаменитым «Железного Арни». Впрочем, продюсеры были готовы спустить любые деньги, лишь бы заполучить столь яркую «звезду».


А еще почему-то в фильме очень хотели видеть Сонни Лэндэма, сыгравшего в итоге роль Билли — индейца, одного из членов отряда. Актер был знатным любителем подраться, поэтому на съемочную площадку его пустили только с телохранителем, который должен был защищать от Сонни Лэндэма остальных актеров.

Самого Хищника должен был сыграть Жан-Клод Ван Дамм. Бельгиец даже в течение двух дней приходил на съемочную площадку, но в конце концов подрался с одним из каскадеров, заявил, что не хочет быть «ходячим спецэффектом» с закрытым лицом, и был таков.


Кино, которое мы потеряли. Вы только представьте себе - Хищник на шпагате.

Первый Хищник был совсем не похож на то, что мы знаем по фильмам одноименной франшизы. По словам режиссера, вся съемочная группа долго ждала, когда же дизайнеры и художники по костюмам покажут грозного инопланетянина. Когда в джунгли наконец привезли резиновый костюм пришельца, все увидели не ловкого и устрашающего охотника, а жалкую маленькую тварь с глазом посреди вытянутой морды. Существо больше походило на какого-нибудь Джа-Джа Бинкса из «Звездных войн», но не на хитрого убийцу.

С нелепым Хищником отсняли шесть дублей, после чего от образа пришлось отказаться. Встал вопрос о прекращении съемок. Фильм спас мастер спецэффектов и грима Стэн Уинстон, которому студия разрешила создать собственный вид пришельца всего за шесть недель.


Это он придумал волосы-дрэды, воинственный облик и страшенную челюсть с шевелящимися жвалами, идею которой ему прямо в самолете подсказал Джеймс Кэмерон. Чтобы успеть к дедлайну, команда Стэна Уинстона работала без выходных — съемочный процесс и так задерживался. Наконец с тела актёра сняли слепок, по которому смастерили костюм того самого Хищника, который стал легендой наравне с Чужим.

Роль пришельца досталась афроамериканцу Кевину Питеру Холлу с «баскетбольным» ростом 2,2 метра. Судьба его сложилась необычайно печальной. После «Хищника» он еще снялся в продолжении фильма, а потом попал в автокатастрофу, ему сделали переливание зараженной крови и он умер от СПИДа.

О съемках актеры вспоминают с содроганием. По словам исполнителей главных ролей, во время работы над «Хищником» больше требовалась выносливость, а не актерское мастерство. Специально нанятый военный инструктор гонял киношных коммандос по 50 километров пешком, утомлял многочасовыми силовыми упражнениями, заставлял карабкаться по деревьям в джунглях.


Львиную долю времени съемочная группа провела в мексиканских джунглях. Из-за грязной воды все страдали от диареи. Некоторые похудели на 10—15 килограммов.


А Шварценеггер чуть не утонул в болоте, но обошлось лишь простудой.


Вот так вот раньше снимали кино.

В итоге «Хищника» номинировали на премию «Оскар», а для миллионов зрителей лента стала культовой.


Вселенная картины расширилась настолько, что даже переплелась с еще одной легендой — миром ксеноморфов.


Но это уже совсем другая история.

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!