Серия «Детективное агентство "Диамат"»

2

Огни святого Эльма

Огни святого Эльма

Команда профессора Материкова оказалась на борту научно-исследовательского судна «Поиск» во время сильного шторма. Алёша, впервые попав в такую бурю, с трепетом смотрел на гигантские волны, обрушивающиеся на палубу. Небо было чёрным, ветер выл в снастях.

Вдруг робот Логикус, стоявший на мостике, повернул свою оптическую систему к верхушке мачты.
— Обнаружено аномальное свечение. Температура не соответствует открытому пламени. Требуется анализ.

Алёша посмотрел туда и ахнул. На острие мачты и на концах рей танцевали десятки голубовато-фиолетовых огоньков. Они тихо потрескивали и переливались, словно живые звёзды, присевшие отдохнуть на корабль. Это было одновременно красиво и жутковато.

— Профессор! — крикнул Алёша, перекрывая вой ветра. — Это же огни Святого Эльма! Моряки говорят, что это души погибших моряков являются перед бурей! Это правда магия?

— Помнишь наш девиз, Алёша? — спокойно ответил профессор Материков, поправляя непромокаемый плащ. — «Никакой магии! Только факты, причины и следствия». Логикус, давай работать! Первый постулат!

Дело о призрачных огнях

Постулат материальности: Ищем вещественные доказательства! — скомандовал профессор.
— Анализирую, — отозвался робот. — Обнаружено интенсивное электрическое поле. Влажность воздуха — 98%. Концентрация заряженных частиц в атмосфере превышает норму в сотни раз. Вывод: свечение имеет не биологическую или мистическую, а электромагнитную природу. Это физический процесс, а не проявление духов.

— Хорошо, — кивнул профессор. — Но почему этот процесс происходит? Что является борьбой противоположностей здесь?

— Очевидно, — сказал Логикус. — Идёт борьба между мощным положительным зарядом, накопленным в грозовом облаке над нами, и отрицательным зарядом, расположенным на поверхности корабля и моря. Корабль, особенно мачта, становится островком сконцентрированного электрического напряжения.

— То есть, — вступил Алёша, — как в туче, только наоборот? Там лёд и вода терлись, а здесь что трется?

— Отличный вопрос! — похвалил профессор. — Здесь «трутся» не льдинки, а сами заряженные частицы воздуха — ионы — о металлический остроконечный предмет. Но чтобы произошёл качественный скачок, нужно накопление. Вспоминаем закон перехода количества в качество!

— Объясню на примере, — продолжил профессор. — Представь, что ты проводишь пластиковой расчёской по сухим волосам. Один раз провёл — почти ничего. Два, три, десять... это количественные изменения. А потом — хвать! — между расчёской и волосами проскакивает маленькая искорка и слышится тихий треск. Это и есть маленький разряд, как молния в миниатюре.

— Так же и здесь! — воскликнул Алёша. — Гроза над нами — это как будто мы тысячу раз проводим гигантской расчёской по волосам! Она накапливает в воздухе и на мачте огромный заряд!

— Именно! — подтвердил профессор. — Напряжение растёт, растёт (количество), но его недостаточно для полноценной молнии. И вот, когда оно достигает критической точки у острия мачты, происходит скачок. Но не взрывной, как у молнии, а плавный. Воздух вокруг острия не пробивается полностью, а лишь ионизируется — начинает светиться. Это новое качество — не темнота и не молния, а тихое, устойчивое свечение! Количество электрического напряжения перешло в новое качество — видимый свет.

— А почему оно не бьет нас током? — поинтересовался Алёша.

— Потому что сила тока в этом разряде очень мала, — объяснил Логикус. — Это свечение — форма разрешения противоречия между зарядами без катастрофического взрыва. Это компромисс, найденный природой.

— И в этом есть глубокий смысл, — добавил профессор, глядя на танец огней. — Огни Святого Эльма — это не гибель корабля, как думали суеверные моряки. Наоборот! Они — признак, что заряд плавно стекает в атмосферу, спасая судно. Они — форма защиты, рождённая из самой угрозы.

Буря бушевала всю ночь, а таинственные огни, как верные стражи, светились на мачтах. Но теперь для Алёши они были не призрачными духами, а удивительным и красивым материальным явлением — живой иллюстрацией того, как природа, через борьбу и скачки, находит свои собственные, подчас очень эффектные, решения. Он понял, что настоящая магия — это не колдовство, а могущественные и познаваемые законы материального мира.

Показать полностью 1
528

Ответ на пост «Пока в школах вводились основы религий, есть кое-что, чего действительно не хватает, судя по выпускникам школ на этом сайте»4

Рассказ для вашего ребенка о необходимости логики

Ошибка робота и сила мысли

Алёша с восторгом наблюдал, как робот Логикус с невероятной скоростью рассчитывал траекторию полёта метеорита. Цифры мелькали на экране, строя сложные графики. Вдруг вычисления остановились. Логикус издал тревожный звук.

— Обнаружено противоречие. Мои схемы дают сбой. Не могу разрешить задачу, — проговорил робот ровным голосом.

Профессор Материков подошёл, внимательно посмотрел на данные и рассмеялся:
— Логикус, твоя проблема не в железе и не в математике. Ты столкнулся с логическим парадоксом, который не можешь обработать, потому что он нарушает твои базовые бинарные алгоритмы. А это прекрасный повод для нашего сегодняшнего урока!

Что такое логика? Инструкция для ума

— Логика, Алёша, — начал профессор, — это не скучные правила из учебника. Это наука о правильном мышлении. Можно сказать, инструкция по сборке мыслей так, чтобы они не разваливались и вели нас к верным выводам. Её главная задача — помочь нам отличить правду от лжи, хорошее рассуждение от плохого.

— Но я же и так думаю правильно! — возразил Алёша.

— А вот давай проверим! — улыбнулся профессор. — Задача первая: Бочка и вёдра. Представь: у тебя есть большая бочка, вмещающая ровно 10 литров воды. И два пустых ведра: одно на 3 литра, другое на 5 литров. Вопрос: как отмерить ровно 4 литра воды с помощью этих вёдер и бочки?

Алёша нахмурился.
— Э-э... Налить 5 литров в большое ведро, потом перелить из него 3 литра в маленькое... В большом ведре останется 2 литра... А как получить 4?

— А теперь включим логику и последовательность! — сказал профессор. — Давай записывать шаги:

Наполняем 5-литровое ведро.

Переливаем из него воду в 3-литровое. В 5-литровом остаётся 2 литра.

Освобождаем 3-литровое ведро.

Переливаем оставшиеся 2 литра из 5-литрового ведра в 3-литровое.

Снова наполняем 5-литровое ведро.

Аккуратно доливаем из него воду в 3-литровое ведро, где уже есть 2 литра. Туда поместится ещё ровно 1 литр!

В 5-литровом ведре как раз останется 5 - 1 = 4 литра! Задача решена.

Алёша ахнул: его мозг впервые почувствовал, как чёткий алгоритм действий побеждает кажущийся тупик.

Логика и диамат: Как они связаны?

— Но как это связано с твоим диалектическим материализмом, профессор? — спросил Алёша.
— Очень просто! — обрадовался вопросу учёный. — Диалектический материализм — это учение о том, как развивается реальный, материальный мир. А логика — это учение о том, как правильно должна развиваться наша мысль, чтобы верно отражать этот мир.
Первый постулат диамата говорит: мир материален и существует объективно. Значит, и наше мышление должно исходить из фактов, а не из выдумки. Это основа логики.
Закон единства и борьбы противоположностей находит отражение в логике как поиск и разрешение противоречий в рассуждениях. Найдя противоречие, мы находим ошибку!

Задача вторая: Рыцари и лжецы. Представь остров, где живут рыцари (всегда говорят правду) и лжецы (всегда лгут). Ты встречаешь двух человек. Один говорит: «Хотя бы один из нас — лжец». Кто они?

Логикус замер, его процессор напряжённо гудел. Алёша начал рассуждать:
— Допустим, он лжец. Тогда его утверждение ложно. Значит, среди них нет ни одного лжеца, одни рыцари. Но если он лжец, это невозможно! Противоречие! (Борьба противоположностей: он не может быть одновременно и лжецом, и не-лжецом). Значит, он рыцарь! Его утверждение истинно. Значит, лжец есть. Это его друг!

Логикус издал одобрительный гудок: «Задача решена. Противоречие снято».

— Видишь? — сказал профессор. — Ты использовал логику, чтобы разрешить противоречие, и пришёл к истине. Это и есть диалектика в действии!

Зачем людям нужна логика?

— Но зачем она мне в жизни? — спросил Алёша.
— А чтобы не попадаться на удочки мошенников и демагогов! — воскликнул профессор. — Например, если тебе говорят: «Все умные люди любят читать. Ты не любишь читать. Значит, ты глупый!» Логика сразу видит ошибку. Из «все умные любят читать» не следует, что «все, кто не любит читать — глупые». Это логическая ошибка. Логика учит нас критически мыслить, проверять информацию, видеть причинно-следственные связи. Без неё человек — как корабль без компаса в океане мнений.

Задача третья: Кентавр. — Профессор показал картинку. — Кентавр — материален? С одной стороны, мы можем его представить, нарисовать (тезис). С другой стороны, в реальности его не существует (антитезис). Так материален ли он?
— Логика помогает нам сделать вывод (синтез): образ кентавра материален как комбинация нейронов в нашем мозгу и краски на холсте. Но сам объект, который он обозначает, в материальном мире не существует. Мы чётко разделяем понятие и объект, благодаря логике.

Алёша посмотрел на Логикуса, который снова чётко работал.
— Значит, логика — это как прошивка для моего мозга? Которая помогает мне видеть мир яснее и не совершать ошибок?
— Именно так! — подтвердил профессор Материков. — Изучая логику, мы не просто учимся решать задачки. Мы чиним самый главный инструмент, данный нам для познания материального мира — наше собственное мышление. А тот, кто ясно мыслит, ясно излагает и редко попадает впросак. Вот почему логика — это суперсила для каждого человека

P.S.

Это серия рассказов для детей. В рассказах использован диалектический материализм, для объяснения природных явлений.

Серия создается в противовес мракобесам.

Показать полностью
7

Детективы из Агентства «Диамат»

Жарким летним днём Алёша сидел на скамейке и скучал. Вдруг он услышал раскатистый гром. На горизонте нависала огромная, как гора, сине-чёрная туча. Она была такая зловещая, что показалось, будто это живое существо.

Детективы из Агентства «Диамат»

— Наверное, великан-тучегнев сердится и кидает свои молнии, — пробормотал он, копируя голос своей прабабушки.

Рядом остановился его старый знакомый, профессор Материков, известный на весь город учёный и изобретатель. С ним был его верный помощник — робот Логикус, блестящий металлическими боками.

— Интересная гипотеза, Алёша! — улыбнулся профессор. — Но в нашем Агентстве «Диамат» мы не верим в магию. Мы ищем улики. Хочешь стать нашим юным детективом и раскрыть настоящее дело о Грозовой Тучи?

Алёша моментально ожил и согласился.

Дело первое: Загадка Грома и Молний

— Первое правило детектива-естественника, — сказал профессор, — всё состоит из реальных вещей. Давай найдём материальные улики! Логикус, анализ!

Робот выпустил маленький дрон прямо к туче.
— Обнаружены материальные объекты: капли воды, кристаллы льда, движущиеся потоки воздуха. Вывод: туча — не гнев великана, а скопление воды в разных состояниях. Волшебства нет.

— Но почему она тогда гремит и сверкает? — не унимался Алёша.

— А вот это уже второй пункт нашего расследования, — пояснил профессор. — Внутри каждой системы идёт невидимая борьба. Логикус, измерь температуру в разных частях тучи!

— Зафиксировано: наверху тучи — ледяной холод, до минус сорока. Внизу — более тёплый воздух. Противоречие. Столкновение.

— Точно! — воскликнул профессор. — Представь, что в туче идёт великая битва между ледяным рыцарем «Холодом» и тёплым богатырём «Теплом». Их борьба — это ветер, вихри и трение!

— Я понял! — подхватил Алёша. — Они трутся друг о друга, как я тру друг об друга руки!

— Именно! И это подводит нас к главному, — продолжил учёный. — Пока трение слабое, ничего не происходит. Это просто количество — миллионы маленьких столкновений. Но когда льдинок и капель становится очень много, и они трутся всё сильнее, накапливается электрический заряд. И в один момент происходит скачок! Маленькие искорки сливаются в одну гигантскую — и рождается молния! Резкий громовой хлопок — это и есть звук того самого качественного скачка.

Как будто в подтверждение его слов, небо прорезала ослепительная молния, а через несколько секунд грохот потряс воздух. Алёша уже не испугался, а смотрел на тучу с пониманием: он разгадал её секрет.

Дело второе: Исчезнувшая лужа

Гроза прошлась ливнем по городу и умчалась дальше. На асфальте осталась большая блестящая лужа. Алёша, профессор и Логикус пошли пить чай с пирожными, а когда вернулись через пару часов, лужи на месте не было.

— Опять загадка! — удивился Алёша. — Её кто-то выпил?

— Давай проследим всю жизнь этой воды, — предложил профессор. Он достал блокнот и начал рисовать спираль.
— Всё начиналось с того, что вода спокойно парила над землёй в виде невидимого пара. Это была её лёгкая, воздушная форма. Потом она сгустилась в тучу и пролилась дождём. Дождь — это как бы «отрицание» пара. Вода сказала: «Я больше не легкий дух, я становлюсь тяжёлой каплей!»

— А лужа? — спросил Алёша.

— Лужа — это и есть то самое первое отрицание. Но на этом история не заканчивается. Солнце пригрело, и вода снова начала превращаться в пар. Она «отрицала» саму лужу, говоря: «Я больше не лужа, я снова становлюсь невидимым паром!»
— Значит, она просто исчезла? — огорчился мальчик.

— Вовсе нет! — засмеялся профессор. — Посмотри на спираль. Вода вернулась к своей начальной форме — пару. Но сделала это на новом уровне. Теперь этот пар, обогащённый уличной пылью, поднимется в небо, чтобы, возможно, стать новой тучей над соседним лесом. Она не исчезла, она превратилась, совершив круг по спирали развития!

Вечером, глядя на розовеющее закатное небо, Алёша понял главное. Мир — это не набор случайных чудес. Это огромный и сложный, но познаваемый механизм, где всё связано, всё борется, всё меняется и ничто не пропадает бесследно. И у него, Алёши, теперь есть ключ к разгадке его тайн.

С тех пор он часто смотрел на небо, но уже не как на картинку, а как на увлекательную книгу, которую он научился читать.

P.S.

Это серия рассказов для детей. В рассказах использован диалектический материализм, для объяснения природных явлений.

Серия создается в противовес мракобесам.

Показать полностью
6

Ответ на пост «Гигантский джет»1

Небольшой рассказик, для ваших детей. Объяснение про молнию и заодно чуток материальной диалектики

С помощью ИИ

С помощью ИИ

Загадка молнии-бунтаря

Алёша и профессор Материков стояли на крыше обсерватории, наблюдая за ночной грозой. Вместе с ними, конечно, был робот Логикус, который фиксировал каждую вспышку своими сверхчувствительными сенсорами.

— Смотрите, вот ещё одна! — крикнул Алёша, когда небо пронзила ослепительная ветвистая молния, ударившая из тучи в землю.
— Классический пример, — кивнул профессор. — Отрицательный заряд с нижней части тучи разрядился в положительно заряженную землю. Всё по законам физики.

Но вдруг Логикус издал резкий звук, сигнализируя о необычном событии.
— Внимание! Зафиксирована аномалия. Вектор разряда направлен не от облака к земле, а от вершины грозового столба вверх, в ионосферу.

Все взгляды устремились в ту точку, которую указал робот. И правда, из верхушки тучи на мгновение вырвался не яркий, а скорее тусклый, красноватый гигантский «побег» и ушёл высоко вверх, в тёмное небо.

— Молния... пошла неправильно? — удивился Алёша. — Она же должна бить вниз! Это какой-то сбой?

— В природе, Алёша, нет «сбоев», — улыбнулся профессор Материков. — Есть только ещё не до конца изученные материальные процессы. Наше детективное агентство снова начинает расследование! Правило первое: ищем материальную причину.

Дело о молнии, которая пошла против течения

— Логикус, что мы знаем наверняка? — спросил профессор.
— Установлено: грозовая туча — это гигантская фабрика по производству электричества. Обычно отрицательный заряд скапливается внизу, а положительный — наверху, ближе к положительно заряженной ионосфере.
— Так! — воскликнул Алёша. — Значит, внизу борьба противоположностей: минус тучи против плюса земли. А что наверху?

— А наверху, — подхватил профессор, — тоже идёт своя, невидимая нам борьба противоположностей! Положительный заряд в верхней части тучи сталкивается с положительным же зарядом ионосферы. Но они одинаковые, они же должны отталкиваться!

— Верно, — подтвердил Логикус. — Однако, если положительный заряд в верхней части тучи становится очень-очень мощным, возникает гигантское напряжение. Противоречие нарастает.

— То есть, — глаза Алёши загорелись, — это как если бы две армии, которые обычно не воюют, вдруг накопили такое количество сил, что война стала неизбежной?

— Точно! — похвалил профессор. — И вот мы подходим к главному — закону перехода количества в качество. Обычная молния — это быстрый и мощный разряд. А эта, восходящая, — она другая. Её называют «джет» или «спрайт». Она возникает не от одного удара, а как итог множества обычных молний в туче.

— Объясняю на примере, — продолжил учёный. — Представь, что ты качаешь насосом воздух в велосипедную камеру. Каждый раз ты прикладываешь небольшое усилие (количество). Камера просто становится чуть твёрже. Но если ты будешь качать очень долго и сильно, в какой-то момент произойдёт скачок — камера не выдержит и лопнет с громким хлопком!

— Так и здесь! — подхватил Алёша. — Каждая обычная молния, бьющая вниз, — это как одно движение насоса. Она перераспределяет заряды в туче, и положительный заряд на её вершине становится всё сильнее и сильнее. Наконец, его накапливается так много, что он не выдерживает и «лопается» — пробивает путь не вниз, а вверх, к ионосфере! Качественное изменение — рождение нового типа разряда!

— Совершенно верно, — кивнул профессор. — И это явление отлично иллюстрирует закон отрицания отрицания. Обычная нисходящая молния — это первая форма разряда (тезис). Но своей работой она сама же создаёт условия для своей противоположности — молнии восходящей (отрицание). А вместе они являются частью единого круговорота электричества в атмосфере, поддерживая глобальное равновесие. Одна форма отрицает другую, но вместе они образуют высшее единство — динамическую электрическую систему планеты.

Алёша смотрел на уходящую грозу уже с совсем другим чувством. Он понял, что даже в, казалось бы, «неправильном» поведении молнии нет хаоса или «промысла божия», как говаривала бабушка. Есть строгие и могущественные материальные законы, которые просто проявляются в бесконечном разнообразии. И чтобы их увидеть, нужно быть не просто наблюдателем, а настоящим детективом, вооружённым волшебным стеклышком диалектики.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!