Серия «Джо Аберкромби "Земной круг"»

41

Джо Аберкромби «Острые края» (сборник)

Джо Аберкромби «Острые края» (сборник)

«Острые края» – сборник рассказов Джо Аберкромби по миру «Земного круга». Книга предлагает взглянуть на известные события с новых, часто неожиданных, ракурсов, проливает свет на второстепенных персонажей и заполняет хронологические пробелы между книгами трилогии «Первый закон» и дополнительными одиночными романами. Сборник – это квинтэссенция всего, что мы любим в Аберкромби: черный юмор, цинизм, блестящие диалоги, брутальный реализм боя и глубоко проработанные, морально неоднозначные персонажи. «Острые края» нельзя назвать самостоятельным произведением: большинство рассказов не могут существовать отдельно от основных романов, а служат скорее дополнением к ним, раскрывая детали или показывая события с точки зрения второстепенных персонажей.

В сборнике представлены истории о самых разных героях – от воров и банкиров до бойцов и простых людей, оказавшихся в водовороте событий. Некоторые рассказы, например, «Ад» и «Сотворить чудовище», особенно понравились за напряжённость и глубину. В них Аберкромби удаётся передать атмосферу своего мира, не теряя при этом динамики и эмоционального накала. Однако есть и менее удачные рассказы, которые воспринимаются, как «фанфики» или зарисовки, не добавляющие ничего существенного к миру или сюжету.

«Острые края» – это прежде всего сборник для фанатов мира Аберкромби. Он не заменяет основные романы, но дополняет их, расширяя вселенную и углубляя понимание персонажей. Для тех, кто не знаком с «Земным кругом», сборник может показаться запутанным и неинтересным.

А теперь хотелось бы подробнее рассказать о рассказах.

«Обаятельный мерзавец»

В центре сюжета молодой Занд дан Глокта, задолго до того, как стал тем сломленным, язвительным и гениальным циником, которого мы знаем по «Первому закону». В начале истории он представлен как обаятельный, привлекательный и очень уверенный в себе человек, пользующийся вниманием женщин и завистью мужчин. Однако за внешней привлекательностью скрывается личность мерзавца: эгоистичного, жадного, жестокого, готового идти на предательство и жестокое обращение с другими ради достижения своих целей. Глокта обладает высоким умением манипулировать людьми, быть сильным и влиятельным, что делает его одновременно и обаятельным, и опасным персонажем.

Через рассказ мы узнаем о прошлом Глокты, о том, насколько он был могущественен, и о его умении сохранять свою харизму, несмотря на жадность и жесткость, что делает его типичным «великолепным мерзавцем» – персонажем с двойственной природой, вызывающим одновременно и симпатию, и отвращение.

«Мелкие благодеяния»

Рассказ представляет собой динамичную зарисовку из фэнтезийного мира Аберкромби, знакомящую читателя с новыми героями – сильными и колоритными женщинами, в частности с воровкой Шев и воительницей Джаврой. Действие рассказа происходит в Вестпорте, где Шев владеет курительным заведение «Дом Дыма». Утром она обнаруживает у дверей своего заведения бездыханную женщину, грязную и избитую, что становится началом цепочки событий. Шев, несмотря на тяжелый опыт жизни, сохраняет в себе внутреннюю твердость и не теряет стремления к добру, которое проявляется в ее помощи этой женщине.

Сюжет разворачивается вокруг борьбы Шев за выживание и выполнения «просьб», связанных с кражами и опасными заданиями, которые навязывает ей некто по имени Крэндол, угрожающий жизни девушки. В рассказе чувствуется атмосфера безысходности, борьбы и жестокости, где герои вынуждены принимать суровые решения, балансируя на грани добра и зла. Шев предстает перед нами сложным и многогранным персонажем с внутренними конфликтами и прагматизмом, что характерно для мира Аберкромби.

«Поганые задания»

В центре сюжета – отряд северян, которым поручено опасное и загадочное задание: найти таинственную магическую вещь, о которой почти ничего не известно, кроме того, что её сразу узнают при встрече. Главный герой, Зобатый, – опытный вождь, постоянно сталкивающийся с тяжелыми, «погаными» заданиями. Рассказ выделяется своими персонажами – они весьма колоритны даже по меркам Аберкромби. «Поганые задания» обладают крепким сюжетом и атмосферой, в которой нет места поверхностному добру и злу, а только суровая и жестокая реальность, что является фирменным стилем автора. Стоит отметить и самого Зобатого, которому предстоит стать одним из ключевых персонажей романа «Герои».

«Свалить поскорее (по городам и весям)»

Рассказ повествует о приключениях двух главных героинь – воровки Шев и воительницы Джавры. Они находятся в бегах, пытаясь оторваться от преследователей, перемещаясь из города в город. Одну преследует криминальный лидер Вестпорта, вторую бывшие сестры по храму. В ходе повествования героини сталкиваются с опасностями, переживают напряжённые сцены и боевые столкновения. Рассказ насыщен динамичными событиями и яркими ситуациями, раскрывающими характеры и взаимоотношения героинь, а также демонстрирующими их ловкость и умение выживать в суровом мире. История продолжает расширять сюжетную линию и атмосферу мира «Земного круга», к которому относится этот рассказ, но воспринимается скорее, как дополнение к основному циклу, чем самостоятельное произведение.

«Ад»

«Ад» – это история, происходящая во время осады города Дагоска. Главный герой – молодой Темпл, бывший воришка и далеко не герой в традиционном понимании. Рассказ показывает события осады глазами Темпла, раскрывая его внутренний мир, страхи и иллюзии о войне. Темпл – трусливый и несовершенный персонаж, который оказывается в жестоких и экстремальных обстоятельствах. Его переживания подчеркивают атмосферу безысходности и ужаса, что дает нам сильное чувство сопричастности к судьбе героя и города. Несмотря на мрачность, рассказ заканчивается надеждой на возможность исправления Темпла в будущем (Он появится в романе «Красная страна»). Таким образом, «Ад» – это очень личная и мрачная зарисовка осады, показанная глазами маленького и уязвимого человека, что типично для стиля Аберкромби и делает рассказ особенно выразительным и запоминающимся.

«Двое - в самый раз»

«Двое — в самый раз» описывает встречу Джавры и Вирруна на мосту. Трудно представить двух настолько похожих персонажей, чем эти двое. Упрямство, пафос, напыщенность и воинское мастерство объединяют их. Никто из них не желает уступить другому право первому пройти по мосту, и реплики Шев оказываются здесь гласом разума. Однако забавная перепалка вскоре оборачивается кровопролитной схваткой, ведь и у Джавры и у Вирруна немало врагов.

«Кому-то сильно не везет»

Записи случайных жертв, клерка, проститутки и солдата, которые сталкиваются с последствиями мести Меркатто. Рассказ раскрывает разные стороны конфликта и его влияние на простых людей.

«Храбрость отчаяния»

Шай – женщина, загнанная в угол сложными обстоятельствами. Действие происходит в условиях, похожих на Дикий Запад, где Шай борется за выживание в опасной ситуации, из которой приходится выбираться силой воли и мужеством, цепляясь за жизнь всеми возможными способами. Рассказ наполнен драйвом, напряжением и иронией автора, показывая, что судьба наказывает каждого по заслугам, и что отчаяние порождает смелость. Этот небольшой рассказ служит вводом к последующему роману «Красная страна» и выделяется динамичностью и эмоциональной насыщенностью без философских отступлений, лишь с жестокой реальностью и борьбой за жизнь.

«Вчера около деревни под названием Барден…»

Рассказ о простых людях, оказавшихся свидетелями и участниками кровавых битв Северной войны. Главный герой пытается сохранить свою жизнь и жизнь своих близких, сталкиваясь с жестокостью и абсурдом войны.

«Третий лишний»

История о Джавре и Шев, которые отправляются в Сипани, чтобы вернуть похищенную любовницу Шев. Рассказ показывает силу женской дружбы и умение героинь справляться с трудностями.

«Освобождение!»

Записи писателя-биографа, который рассказывает о событиях, связанных с наемниками во главе с Никомо Коской. Аберкромби играет с правдивостью историй, подчеркивая субъективность воспоминаний и легенд. Ну и конечно же, нельзя не отметить стилизацию под пафосную поэму.

«А кому сейчас легко?»

Динамичная история, в которой фигурируют уже знакомые нам персонажи: Джавра, Шев и Каркольф. В центре сюжета – тайна важного свертка, который переходит из рук в руки различных воришек. Сверток имеет огромное значение для правящих сил Земного круга, но добывается силами простых людей, вынужденных заниматься воровством ради выживания.

«Сотворить чудовище»

Один из сильнейших рассказов сборника. Это история о начале пути Логена в роли поединщика Бетода, который тогда был идеалистом, стремившимся принести на Север мир. Логен в этом рассказе предстает совсем иным персонажем, отличающимся от образа из основного цикла «Первый Закон»: он безумный, жестокий и кровожадный отморозок с разумом и речью ребенка, в отличие от добродушного могучего варвара из романов. В рассказе раскрывается прежняя дружба Бетода, будущего «Короля Севера», и Логена «Девяти Смертей». Текст наполнен атмосферой насилия, жестокости и психологической глубиной героя с противоположными сторонами его натуры. Рассказ демонстрирует темную изнанку человеческой души и личностные изменения, которые происходят с Логеном в юности.

Итог: «Острые края» – это качественный сборник, написанный в первую очередь для поклонников Аберкромби. Он даёт возможность погрузиться в мир автора с новой стороны, но не стоит ожидать от него самостоятельных сюжетов или глубоких новелл. Лучше всего читать его после основных романов, чтобы оценить все отсылки и детали.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 1
40

Джо Аберкромби «Красная страна»

Перед прочтением трилогии «Эпоха безумия» решил дочитать более ранние книги автора. Оговорюсь сразу, мне безумно нравится творчество Джо Аберкромби, и именно поэтому я растягиваю его произведения на длительный промежуток времени. «Красная страна», как и предыдущие книги цикла «Земной Круг», оставила после себя крайне положительные впечатления.

Сюжет здесь довольно прост, что для книг Аберкромби совсем не свойственно. Основных персонажей-повествователей (ПОВов) здесь всего два. Всё начинается с того, как бойкая девушка Шай обнаруживает, что её брата и сестру похитили неизвестные, и вместе со своим отчимом Лэмбом отправляется на поиски. Они узнают, что детей увели далеко на запад, и присоединяются каравану, идущему в том же направлении. По пути странники вылавливают из реки мужчину по имени Темпл, который был юристом на службе наемников Роты Щедрой Руки, но сбежал от них. Руководит наемниками наш старый знакомый – печально известный капитан-генерал Никомо Коска. Миссия наемников в дальней стране – найти воюющих с Союзом мятежников. Караван идёт на запад, на самую границу цивилизованного мира, в город Криз. По прибытии Шай, Лэмб и Темпл участвуют в разборке между лидерами городка, а затем вместе с наемниками уходят в горы. Там живет Народ Дракона, покупающий детей у работорговцев за древнее золото и собирающийся пробудить древнее могущественное существо. Шай и Лэмб идут за детьми, наемники – за золотом и мятежниками. Находят и детей, и золото, и мятежников. А затем вырезают сектантов, возвращаются в город, делят золото, да так, что оно достается мятежникам и возвращаются назад, чтобы начать новую жизнь.

Персонажи

Персонажи

После полюбившейся мне трилогии «Первый закон» Джо Аберкромби решил поэкспериментировать с жанрами. «Красная страна» – это вестерн, где вместо револьверов мечи и арбалеты.

Как и в предыдущих отдельных романах, в «Красной стране» возвращаются некоторые полюбившиеся нам герои. Например, здесь история Никомо Коски подходит к печальному, но логичному концу. В паре эпизодов появляются Кол Трясучка, маг Захариус, в Роте Щедрой Руки мы видим сержанта Балагура, генерал Бринт руководит подавлением мятежа. Однако имя главного возвращенца мне удалось разгадать практически с первых эпизодов. Огромный северянин, которого Шай считает самым трусливым трусом, не имеет на левой руке среднего пальца. Правильно, перед нами никто иной как Логен Девятипалый. Его возвращение – это главное достоинство и главный недостаток романа. По сравнению с ним прочие персонажи блекнут, и он притягивает к себе всё внимание. Не являясь ПОВом, именно Логен является ключевым персонажем книги – с него она начинается, и в конце он же уходит в закат.

Логен Девятипалый

Логен Девятипалый

При всей простоте романа не стоит забывать, что его написал Аберкромби. В первую очередь роман о стремлении отказаться от своего прошлого, стать лучше. Это не только о Лэмбе. Убежать от прошлого пытаются и Темпл с Шай. Их дуэт смотрится весьма контрастно: она резкая и грубоватая, он – трусоватый тихоня. Однако не стоит осуждать за это, если их всё устраивает. Темпл вопреки ожиданиям не становится крутым воином, разрывая шаблоны фэнтези. Да это и неплохо: развиваются другие его сильные качества, а героических рубак и так хоть пруд пруди.

Другая важная тема – это цивилизация и цивилизованность. Индустриализация Союза идёт полным ходом. В Дальней стране люди говорят о паровых котлах и чёрных камнях, что могут оказаться ценнее золота. Однако поведение этих людей вызывает вопросы об их цивилизованности. То, с какой жестокостью наёмники расправляются с сектантами, говорит о многом.

Повествование в романе ведется не от лица всезнающего рассказчика, а устами персонажей. Основных ПОВов два (Шай и Темпл), плюс один второстепенный (сестра Шай – Ро), но порой на пару страниц Аберкромби погружает нас в голову случайных персонажей: Мэра, случайных наёмников, дикаря-духолюда, воина Народа Дракона и т.д. Очень эффективный и своевременный приём, на мой взгляд.

Концовка мне однозначно понравилась. Каждый из героев принял себя и оказался на своём месте. Шай отказалась от фермы и купила магазин, где очень пригодилась её способность торговаться. Темпл открыл юридическую контору. Логен ушел в закат, унося своё прошлое. Встретим ли мы его ещё?

Шай и Логен

Шай и Логен

Несмотря на то, что книга стоит особняком, она существенно дополняет мир «Земного Круга». Во-первых, это разговоры о прогрессе и развитии. Мы видим плавный переход к эпохе паровых машин. Во-вторых, это формирование новых центров силы. По всему выходит, что Захариус не прочь «поиграть в престолы» от имени Старой Империи.

Итог: Добротный роман, смелый эксперимент и важное связующее звено с новой трилогией. За счёт возвращения новых героев и оригинального стиля повествования роман оставляет после себя хорошее впечатление. Было очень приятно снова погрузиться в мир Земного Круга – жестокий, циничный и беспощадный, но такой захватывающий и полный приключений.

Еще больше о книгах можно почитать тут.

Показать полностью 4
27

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

Первый роман трилогии: Джо Аберкромби «Немного ненависти»

Второй роман трилогии: Джо Аберкромби «Проблема с миром»


«Мудрость толпы» – заключительный роман трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия». Название романа является отсылкой к исследованию Чарльза Маккея, посвященному сознанию больших групп людей. Согласно этой работе, толпа способна на более качественные решения, чем отдельно взятый индивид. Правда ли это? Попробуем разобраться вместе с автором на страницах романа.


Сюжет романа стартует с момента окончания предыдущей части. Именно «Мудрость толпы» раскрывает всю задумку автора. Джо Аберкромби во всей красе обыгрывает тему революции, когда к власти приходит народ. Король Орсо свержен и находится под стражей. Во главе страны встают лидеры восстания. Простой народ, так жаждущий перемен к лучшему, закономерно не получает ничего хорошего. Ситуация в стране всё более ухудшается, повсюду голод и нехватка жизненно необходимых вещей. Новому правительству элементарно не хватает компетентности, чтобы решать возникшие проблемы. Да по правде говоря, они и не очень то стараются что-то исправить, большую часть времени проводя в бесконечных спорах. Уроки прошлого забыты. Люди жаждали хлеба и зрелищ, да только без хлеба зрелища уже не так впечатляют. Особенно, если в качестве таковых предлагаются бесконечные казни противников нового режима. Проблема в том, что этот самый режим ещё не определён, и на эшафоте может оказаться практически любой. Со временем одни правители сменяются на других, и с каждым разом становится всё хуже. Организации постоянно меняют свои названия, подстраиваясь под действующую власть. Страна утопает в крови и терроре. Постепенно люди начинают задумываться, так ли плохо было при правлении Орсо.


Вторая линия посвящена событиям на Севере. Она занимает намного меньше сюжетного времени, чем линия Союза. Рикке свергла и пленила Стура Сумрака, завоевав трон Скарлинга. Однако не все враги уничтожены, и Кальдер Чёрный собирает войско, чтобы отомстить за сына и вернуть власть над Севером.


Самой яркой чертой романов Аберкромби являются его персонажи. На мой взгляд, можно выделить четырёх основных. Начнём с вызывающего наибольшую симпатию – короля Орсо. Его свергли и оставили при дворе в качестве напоминания о «мрачном» прошлом при роялизме. Если в первом романе Орсо представляет собой праздного и не особо умного любителя разгульной жизни, то по мере развития сюжета все больше матереет и умнеет. Трудности только закаляют его. Находясь в заточении, он никак не может улучшить своё положение, однако не падает духом. Мятежникам так и не получается его сломить, т.к. ко всему происходящему он относится с иронией. Орсо окружают верные ему люди: Бремер дан Горст, капрал Тани, Желток и Хильди, которой, думаю, ещё предстоит сыграть важную роль в истории. Я считаю, что со временем из Орсо мог бы получиться хороший король, но он родился в слишком безумную эпоху.


Савин дан Глокта (а ныне дан Брок) претерпевает не меньшие изменения. Из светской львицы она превратилась в мудрую жену лорд-губернатора, а затем в мятежницу. Поражение в восстании стоило ей положения в обществе, что не могло не повлиять на характер и мировоззрение Савин. После Великой Перемены она всеми силами пыталась обезопасить себя, своего мужа и детей от террора мятежников, добиваясь любви простого народа. За всю свою благотворительность она даже получила прозвище «Любимица трущоб». Однако судьба, как и история, циклична, и в итоге мы видим Савин снова в образе светской львицы, но в совершенно других декорациях. По моему мнению, именно Савин, а не Лео, сыграла большую роль в их неудачном восстании и последующих безрадостных событиях.


Лео дан Брок – самый противоречивый персонаж. В первом романе он вызывал у меня симпатию. Доблестный воин и герой Союза, постепенно превращается в недальновидного глупца. Столь резкое преображение кажется мне не очень правдоподобным. В третьем романе Лео продолжает меняться и отнюдь не в лучшую сторону. Он всегда был хорошим воином, но отвратительным военачальником, что окончательно и показал во время сражения с войсками Орсо. Лео возглавил безрассудную атаку, в результате которой погубил друзей, а сам остался калекой. Чувство вины и постоянная боль очень сильно повлияли на него. Не способный, как раньше, совершенствовать своё искусство боя, он начинает практиковаться в искусстве интриг. Лео всё больше озлобляется, а его интеллект стремительно растёт. Молодой офицер, бросающийся в безрассудную атаку и становящийся калекой… Никого не напоминает? Часто слышал, что девушки находят мужей похожих на отца, однако Савин явно не ожидала такого поворота событий.


Ну и наконец Рикке. В «Немного ненависти» она – наивная напуганная девушка, мучающаяся от дара Долгого Взгляда. Произошедшие события кардинально изменили её, сделав хитроумным стратегом. От былой мягкости и застенчивости не осталось и следа – теперь перед нами жесткий политик, играющий против таких великих, как Кальдер Чёрный и Баяз. Рикке – дочь, достойная памяти Ищейки. Через всю трилогию проходит пророчество из самого начала трилогии, и меня очень интересовал один вопрос: «Кто же сова?».


Финал стал для меня по-настоящему неожиданным. Истинная личность Ткача и сущность всей Великой Перемены оставляют двоякое чувство. С одной стороны нельзя не восхититься столь гениальным ходом, а с другой не оставляет чувство, что люди лишь пешки в игре сильных мира сего. Любые решения и поступки лишь помогают следовать чьему-то плану. Гораздо лучше начинаешь ощущать роль Баяза в процессе становления истории Союза.


Итог: Джо Аберкромби блестяще завершает трилогию «Эпоха безумия». Начав читать цикл, я не мог даже предположить, как всё в итоге обернётся. Историю можно считать законченной, но автор оставляет явный задел для будущих романов по вселенной «Земного Круга».

Показать полностью 1
61

Джо Аберкромби «Проблема с миром»

Обзор на первый роман трилогии: Джо Аберкромби «Немного ненависти»


«Проблема с миром» – второй роман трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия». Ещё в «Немного ненависти» мы увидели, что мир Земного Круга заметно изменился: по городам катится волна индустриализации, повсеместно строятся фабрики и заводы, а на войне своё место занимают пушки. Магия же наоборот уходит на второй план, постепенно сдавая позиции. Меняется и геополитическая ситуация: Гуркхул постепенно разваливается на части, а Стирия наоборот набирает всё большую силу. Однако в центре повествования снова оказывается Союз.


События романа стартуют практически с того же места, где закончился предыдущий. В своей трилогии Джо Аберкромби развернул масштабное эпическое полотно, на котором будут решаться судьбы стран и народов. В романе прослеживается ярко выраженный социальный подтекст – автор всячески пытается показать нам, как живут в этом мире простые люди, и каковы для них последствия решений власть имущих. Не менее увлекательно автор описывает и политическую сторону истории – порой хорошие люди принимают плохие решения в силу обстоятельств. Да что там говорить, даже короли оказываются не всесильными!

Если в «Немного ненависти» Джо Аберкромби показывает нам вооруженное восстание рабочих, то здесь в первую очередь обыгрывается тема гражданской войны. Орсо и Лео, по сути, являются неплохими людьми, но обстоятельства разворачиваются таким образом, что они оказываются по разные стороны баррикад. Вообще новоиспечённый король Союза становится одним из моих любимых персонажей. В начале трилогии он – распутный пьяница, совершенно непригодный к управлению государством. Однако, проходя через множество испытаний, он постепенно закаляется и становится неплохим лидером, думающим о своём народе. Все трудности он воспринимает как вызов, и они лишь придают ему сил. Он хочет сделать множество положительных преобразований, но его окружению это совсем не нужно. Лео да Брок, Молодой Лев, становится лорд-губернатором Инглии. Он всегда жаждал славы и почета. Насколько он хорош в сражении, настолько же он безыскусен в интригах. При посещении Адуи первые лица открытого совета, лорды Ишер и Барезин, зародили в нем зерно сомнения в действующей власти и по факту толкнули к открытому мятежу. Из-за собственной заносчивости и наивности Лео поддаётся на эту провокацию. Его тоже можно понять – Закрытый совет подготовил плодородную почву для восстания, постоянно притесняя народ Инглии и отказав в военной поддержке при нападении Стура Сумрака. Однако стоит заметить, что оба персонажа заметно изменились с первой книги: Орсо заметно вырос, а вот Лео, напротив, катастрофически поглупел. На мой взгляд, излишне резкие метаморфозы.

Ещё один поглупевший персонаж – Савин дан Глокта. В первой части нам её преподносят как гениальную бизнесвумен и светскую львицу. Однако после перенесённого в Вальбеке и разрыва любовных отношений она совершает один прокол за другим, постепенно теряя влияние. Однако её метаморфозы как раз таки находят объяснение на страницах романа.


Немаловажная роль в сюжете принадлежит Рикке. Постепенно она обретает всё большую силу и власть. В этом она немного напоминает Орсо. Однако в отличие от короля Союза Рикке оказывается в совершенно других условиях и окружении. У неё есть верные соратники, готовые сложить головы за дочь Ищейки.

Виктарина дан Тойфель весьма неоднозначный персонаж. Она инквизитор, шпион и профессиональный предатель. Её кредо «всегда держаться с победителями» временами вызывает сомнение даже у неё. Этим она схожа с Йонасом Клевером, который так же часто меняет сторону. В прошлом, будучи прославленным воином, он проиграл и теперь предпочитает не ввязываться лишний раз в драку. На Севере это весьма непростая задача.

Как и всегда, у Джо Аберкромби роман изобилует неожиданными сюжетными поворотами. Чего стоит только раскрытие личности Ткача в финале книги. При этом автор не использует такой приём, как перенасыщение этими твистами, когда в конце каждой главы нас пытаются удивить. Стоит отметить язык автора: он ёмкий и лаконичный. Автору удалось найти ту самую середину, когда деталей в повествовании достаточно, но при этом они не отвлекают от сюжета. Довольно тонкая грань, пройти по которой удаётся далеко не всем авторам.


Итог: Мне роман однозначно понравился. Неожиданные сюжетные повороты, яркие герои, захватывающее повествование и фирменный юмор – это то, чем всегда славился Джо Аберкромби. В «Проблеме с миром» всё это присутствует, а бонусом идёт удачное описание гражданской войны. При всем при этом роман не страдает синдромом второй части в трилогии, когда она лишь шаткий мостик между завязкой и финалом.

Показать полностью 5
49

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

К новой трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия» я приступил лишь после выхода заключительного тома – хотел прочитать все романы разом. Вероятно, мне довольно сложно объективно оценивать творчество автора, т.к. я являюсь его ярым фанатом. Тем не менее постараюсь максимально беспристрастно подойти к обзору.


«Немного ненависти» можно отнести к «тёмному фэнтези» лишь номинально. Нет, grimdark-элементы на месте, а вот с фэнтези всё не так просто. В мире есть несколько магов, но их сил мы почти не видим. Есть могучие едоки, но по большей части они сосредоточены на далёком и таинственном Юге. Есть героиня, способная видеть будущее, но этому уделено совсем немного внимания. Таким образом, «Немного ненависти» больше напоминает исторический роман, просто в рамках выдуманной автором вселенной.


Думаю, многих интересует вопрос, можно ли читать «Немного ненависти» до знакомства с «Первым законом». И да, и нет. С одной стороны это полностью самостоятельное произведение со своим сюжетом. До описываемых событий, конечно же, что-то происходило, но ведь и в любом отдельно взятом романе события стартуют не с пустого места. С другой стороны, роман содержит массу отсылок к предыдущим книгам, и искать их одно удовольствие. Поэтому я всё-таки рекомендовал бы прочитать сначала первую трилогию и три отдельных романа. Я вот, например, наиболее давно читал «Героев» и пару раз мне приходилось листать роман, чтобы понять тот или иной авторский ход.


События «Немного ненависти» разворачиваются спустя примерно 30 лет после первой трилогии. За это время на смену Средневековью пришла эпоха индустриализации. Намеки на это мы встречали в предыдущих романах. Например, в «Красной стране» начинается разработка угольных шахт, а в «Героях» на поле боя впервые используют пушки. В это время Гуркхул распался, а его Пророк сбежал. В Стирии у руля Талинская Змея – Монца Меркатто. В Союзе балом правит научно-технический прогресс и капитал. По некоторым намекам становится понятно, что Баяз полностью поддерживает данное направление. Смена эпохи не проходит бесследно. Когда в школе на уроках истории я проходил восстание луддитов, я искренне не понимал, чего же этим странным людям не хватает. Новые технологии – это же так круто. Джо Аберкромби очень натурально показывает нам, через что приходится пройти простым людям. Сокращение рабочих мест из-за внедрения машин приводит к повальной безработице. Оплата труда становится всё ниже, а условия всё хуже. Не обходится без детского труда и травм на производстве. Воздух трущоб пропитан смогом. В народе зреет недовольство, и всё больше предпосылок к открытому бунту. Однако и высшее общество отнюдь не в восторге от сложившегося положения вещей. Из-за череды убыточных войн в Стирии налоги возросли, а всё большую роль начинают играть предприниматели. Теперь для богатства недостаточно просто быть землевладельцем, нужно ещё и уметь обращаться с этими деньгами. Вот на это способны далеко не все представители старой аристократии, заседающей в Открытом совете. Таким образом, король Джезаль дан Луфар оказывается между двумя огнями. На мой взгляд, такая смена эпох показывает проблему лишних людей, тех, которые не могут приспособиться под новые меняющиеся условия.

Для завязки основного сюжета автор берёт уже проверенный ход – на Севере вспыхивает очередная война. Ранее мы видели, как под защитой Союза сформировался Протекторат, которым правит Ищейка. Стур Сумрак, племянник короля Скейла Железнорукого, с попустительства дядюшки решает вернуть Протекторат Северу, а леди-губернатор, Финри дан Брок, во главе армии Инглии старается ему помешать.


Теперь хотелось бы поподробнее рассказать о героях, ведь именно в этом Джо Аберкромби был всегда силён. Спустя 30 лет большинство персонажей «Первого закона» уже постарели, и на сцену выходят их дети. В этом заключается определённая отличительная черта. В первой трилогии большинство героев – взрослые сформировавшиеся люди, здесь же мы видим более яркое развитие. Савин дан Глокта – дочь всеми нами любимого инквизитора. В новой эпохе она чувствует себя, как рыба в воде – преуспевающий хладнокровный делец и светская львица. Принц Орсо – наследник престола. От отца он унаследовал мягкий характер и некоторую праздность. При столь высоком положении Орсо чрезвычайно самокритичен и ироничен. Из всех возможных путей склонен выбирать самый простой, что опять же роднит его с Джезалем. Стур Сумрак напротив нисколько не похож на своего отца – хитрого, осторожного и прагматичного Чёрного Кальдера. Он жесток, кровожаден, чрезмерно самолюбив и тщеславен, жаждет славы и битв. За крутой нрав получил прозвище «Большой Волк». Лео дан Брок – сын Финри дан Брок, кандидат в лорды-губернаторы, отважный и благородный юноша, склонный к необдуманным поступкам. За свою доблесть и воинские навыки прозван «Молодым Львом». Рикке, дочь Ищейки, с детства была наделена даром Долгого Взгляда. Эта особенность позволяет ей временами видеть будущее. Только вот дар это или всё же проклятие? Виктарина дан Тойфель – доверенный человек Глокты. У девушки была довольно непростая судьба: за мнимую измену отца её семью сослали на рудники в Инглию. На инквизицию она работает в первую очередь потому, что любит быть на выигрышной стороне. Гуннар Броуд – бывший солдат, служивший в буквально самоубийственном подразделении лестничников. Это человек огромного роста и мощного телосложения, носит очки. Он очень хочет забыть своё кровавое прошлое, но что поделать, если только в бою он чувствует себя свободным. Не могу не заметить здесь параллелей с Логеном Девятипалым в «Первом законе» и Трясучкой в «Лучше подавать холодным» – они тоже хотели стать лучше, но обстоятельства раз за разом кидали их в очередную кровавую свалку. Йонас Клевер в прошлом был прославленным воином, но решил забросить это дело, и сейчас мало кто из молодых воспринимает его всерьёз, считая безобидным клоуном. А зря… Встретим мы уже и знакомых нам ранее героев: Глокту, Баяза, Ищейку, Сульфура, Джезаля и многих других. Стоит отметить, что данные персонажи не вводятся автором ради ностальгии, а играют свои немаловажные роли.


Фирменный чёрный юмор Джо Аберкромби никуда не делся. Большая его часть связана с принцем Орсо и Йонасом Клевером. Автору всегда удавалось отлично описать войну, а теперь могу сказать, что и описание восстания получилось ничуть не хуже. Настоящей находкой является глава «Маленькие люди», где описание идёт от лица простых горожан. Это позволяет разносторонне посмотреть на мятеж, понять всевозможные обстоятельства и точки зрения.


Итог: Роман может понравиться как любителям фэнтези, так и фанатам исторической прозы. Аберкромби по-прежнему великолепно прописывает персонажей и удивляет неожиданными сюжетными поворотами. В плане описания масштабных событий автор, на мой взгляд, даже вырос. Роман закончился на интригующей ноте, поэтому тут же приступаю к продолжению.


Обзоры романов о Земном Круге:

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Джо Аберкромби «Лучше подавать холодным»

Джо Аберкромби «Герои»

Джо Аберкромби «Красная страна»

Показать полностью 2
72

Джо Аберкромби «Красная страна»

Перед прочтением трилогии «Эпоха безумия» решил дочитать более ранние книги автора. Оговорюсь сразу, мне безумно нравится творчество Джо Аберкромби, и именно поэтому я растягиваю его произведения на длительный промежуток времени. «Красная Страна», как и предыдущие книги цикла «Земной Круг», оставила после себя крайне положительные впечатления.


Сюжет здесь довольно прост, что для книг Аберкромби совсем не свойственно. Основных персонажей-повествователей (ПОВов) здесь всего два. Всё начинается с того, как бойкая девушка Шай обнаруживает, что её брата и сестру похитили неизвестные, и вместе со своим отчимом Лэмбом отправляется на поиски. Они узнают, что детей увели далеко на запад, и присоединяются каравану, идущему в том же направлении. По пути странники вылавливают из реки мужчину по имени Темпл, который был юристом на службе наемников Роты Щедрой Руки, но сбежал от них. Руководит наемниками наш старый знакомый – печально известный капитан-генерал Никомо Коска. Миссия наемников в дальней стране – найти воюющих с Союзом мятежников. Караван идёт на запад, на самую границу цивилизованного мира, в город Криз. По прибытии Шай, Лэмб и Темпл участвуют в разборке между лидерами городка, а затем вместе с наемниками уходят в горы. Там живет Народ Дракона, покупающий детей у работорговцев за древнее золото и собирающийся пробудить древнее могущественное существо. Шай и Лэмб идут за детьми, наемники – за золотом и мятежниками. Находят и детей, и золото, и мятежников. А затем вырезают сектантов, возвращаются в город, делят золото, да так, что оно достается мятежникам и возвращаются назад, чтобы начать новую жизнь.


После полюбившейся мне трилогии «Первый закон» Джо Аберкромби решил поэкспериментировать с жанрами. «Красная страна» – это вестерн, где вместо револьверов мечи и арбалеты.


Как и в предыдущих отдельных романах, в «Красной стране» возвращаются некоторые полюбившиеся нам герои. Например, здесь история Никомо Коски подходит к печальному, но логичному концу. В паре эпизодов появляются Кол Трясучка, маг Захариус, в Роте Щедрой Руки мы видим сержанта Балагура, генерал Бринт руководит подавлением мятежа. Однако имя главного возвращенца мне удалось разгадать практически с первых эпизодов. Огромный северянин, которого Шай считает самым трусливым трусом, не имеет на левой руке среднего пальца. Правильно, перед нами никто иной как Логен Девятипалый. Его возвращение – это главное достоинство и главный недостаток романа. По сравнению с ним прочие персонажи блекнут, и он притягивает к себе всё внимание. Не являясь ПОВом, именно Логен является ключевым персонажем книги – с него она начинается, и в конце он же уходит в закат.

При всей простоте романа не стоит забывать, что его написал Аберкромби. В первую очередь роман о стремлении отказаться от своего прошлого, стать лучше. Это не только о Лэмбе. Убежать от прошлого пытаются и Темпл с Шай. Их дуэт смотрится весьма контрастно: она резкая и грубоватая, он – трусоватый тихоня. Однако не стоит осуждать за это, если их всё устраивает. Темпл вопреки ожиданиям не становится крутым воином, разрывая шаблоны фэнтези. Да это и неплохо: развиваются другие его сильные качества, а героических рубак и так хоть пруд пруди.


Другая важная тема – это цивилизация и цивилизованность. Индустриализация Союза идёт полным ходом. В Дальней стране люди говорят о паровых котлах и чёрных камнях, что могут оказаться ценнее золота. Однако поведение этих людей вызывает вопросы об их цивилизованности. То, с какой жестокостью наёмники расправляются с сектантами, говорит о многом.


Повествование в романе ведется не от лица всезнающего рассказчика, а устами персонажей. Основных ПОВов два (Шай и Темпл), плюс один второстепенный (сестра Шай – Ро), но порой на пару страниц Аберкромби погружает нас в голову случайных персонажей: Мэра, случайных наёмников, дикаря-духолюда, воина Народа Дракона и т.д. Очень эффективный и своевременный приём, на мой взгляд.


Концовка мне однозначно понравилась. Каждый из героев принял себя и оказался на своём месте. Шай отказалась от фермы и купила магазин, где очень пригодилась её способность торговаться. Темпл открыл юридическую контору. Логен ушел в закат, унося своё прошлое. Встретим ли мы его ещё?


Несмотря на то, что книга стоит особняком, она существенно дополняет мир «Земного Круга». Во-первых, это разговоры о прогрессе и развитии. Мы видим плавный переход к эпохе паровых машин. Во-вторых, это формирование новых центров силы. По всему выходит, что Захариус не прочь «поиграть в престолы» от имени Старой Империи.


Итог: Добротный роман, смелый эксперимент и важное связующее звено с новой трилогией. За счёт возвращения новых героев и оригинального стиля повествования роман оставляет после себя хорошее впечатление. Было очень приятно снова погрузиться в мир Земного Круга – жестокий, циничный и беспощадный, но такой захватывающий и полный приключений.


Трилогия "Первый закон" (Джо Аберкромби «Кровь и железо»)

"Лучше подавать холодным", где раскрывается история Трясучки (Джо Аберкромби «Лучше подавать холодным»)

"Герои" предыдущий роман по вселенной Земного круга (Джо Аберкромби «Герои»)

Показать полностью 2
114

Джо Аберкромби «Герои»

Действие романа «Герои» происходит в мире «Земного круга» спустя несколько лет после событий трилогии «Первый закон». По хронологии между ними идет роман «Лучше подавать холодным». В принципе, читать предыдущие книги необязательно – «Герои» понятна и без предыстории. Но в таком случае вы рискуете пропустить множество отсылок и пасхалок. Многие персонажи из «Первого закона» встретятся нам на страницах данного романа: Ищейка, Чёрный Доу, принц Кальдер, Бремен дан Горст, Байяз и другие.


В романе описана всего одна битва, длящаяся три дня. Зато описана она со смаком, с разных ракурсов, через разных персонажей. Это позволяет прочувствовать сражение, будто сам находишься посреди боевых действий. Один и тот же момент битвы мы видим с точки зрения разных героев, и порой после гибели одного персонажа повествование продолжает его убийца, который сам вскоре оказывается убитым и т.д. За счёт этого сражения получились яркими и динамичными.


Название роман получил в честь холма, за который и будут проходить сражения. Героями его назвали из-за огромных камней, установленных, якобы, в честь героев прошлого. Но название также и иносказательное, потому что героями будут те, кто участвуют в битве. Поднимаются вопросы войны, противостояния чести и достоинства порокам и грязи, и, вообще, есть ли на войне герои, и нужно ли стремиться ими быть. Например, Бек – сын великого война Шамы Бессердечного – живет с мамой и маленьким братом. Он всю жизнь мечтает стать воителем и завоевать имя в битве, как отец. Но, попав в первое же сражение, понимает, что не создан для этого. В итоге, он возвращается в родной дом, отложив отцовский меч. Или Кернден Зобатый, старый рубака, постоянно мечтает о спокойной жизни плотника. Но уйдя на покой, понимает, что уже не может уйти от судьбы война и возвращается к ратному делу. В книге есть много сцен, после которых хочется сесть и хорошенько подумать.

И нужно немного уточнить, что же предшествовало битве на Героях. Напряжение между Союзом и Севером всё нарастало и в итоге переросло в военное противостояние. Власть над Севером узурпировал Чёрный Доу, и, чтобы доказать свою силу и мастерство правителя, ему была нужна крупная военная победа. Его окружают колоритные боевые вожди. Каждый из них преследует свои цели и готов ударить в спину бывшему союзнику. Доу приходится прилагать немало усилий, чтобы держать их в узде. Во главе войск Союза стоит лорд-маршал Крой – грамотный и честный военачальник. Но вот его генералы далеко не так хороши. Генерал Челенгорм слишком молод и неопытен. Свою некомпетентность как командира скрывает за излишней бравадой и множеством мелких и незначительных приказов. Генерал Миттерик – человек волевой, но излишне импульсивный и с крутым нравом, любит игнорировать приказы, всё делать по-своему. Лорд-губернатор Мид как военачальник совсем плох. Люто ненавидит северян и из-за этого совершает ещё больше ошибок. Вдобавок к этому посланник закрытого совета – Байяз, первый из магов – требует быстрой победы любой ценой.


Все ужасы войны предстают перед нами: кровь, грязь, смерть, отрубленные конечности и горы трупов. Очень часто автор показывает нам, что война это не героизм и слава, а способ высших чинов получить ещё больше власти. Для простых же солдат, тех, кто проливает кровь, война несет лишь несчастье.


Язык у Джо Аберкромби красив и выразителен, поэтому роман даже при некоторой затянутости читается легко. Очень много персонажей, глубоких и хорошо проработанных. Нет однозначно плохих или хороших, у каждого своя правда и нормы морали. Проработка персонажей всегда была сильной стороной автора.


Из самых ярких персонажей можно выделить следующих. Бремен дан Горст – бывший лучший фехтовальщик Союза и страж короля. Но после прокола (о котором подробнее рассказано в «Лучше подавать холодным») отстранен от дворца и назначен королевским обозревателем Северной войны. Служит постоянным объектом насмешек из-за очень высокого голоса и неудачной карьеры, скромен и нерешителен. Но всё меняется, когда он окунается в родную битву – сражение. Тут он становится настоящей машиной смерти. Его мечта – заслужить прощение короля и вернуть уважительное отношение общества. Кернден Зобатый – названный, предводитель весьма колоритной дюжины. Он честен и прямолинеен, «как резак». Устал от постоянных войн и хочет уйти на покой. Но для того, кто всю жизнь провел в битвах, это очень непросто. Принц Кальдер – младший сын Бетода (бывшего короля Севера). Труслив, скользок и хитер, как змея. Плетёт постоянные интриги против Чёрного Доу, мечтая вернуть трон отца. Хлад – суровый названный с обезображенным лицом и металлическим глазом. Навевает страх не только на врагов, но и на союзников. В некоторых эпизодах с ним можно найти отсылки к «Лучше подавать холодным». На самом деле у Аберкромби нет тусклых и скучных персонажей.


Роман написан на очень высоком уровне, как, впрочем, и всегда у автора. По крайней мере мне не попадалось слабых книг у него. Читатели, только познающие Земной Круг, получат при прочтении хороший роман. Тех же, кто уже читал книги Аберкромби, ждёт возращение в любимый мир и встреча с полюбившимися героями.

Показать полностью 2
102

Джо Аберкромби «Лучше подавать холодным»

«Лучше подавать холодным» – первый самостоятельный роман из цикла Джо Аберкромби «Земной круг». По хронологии он стоит на четвёртом месте, но назвать его продолжением «Первого закона» нельзя. Действие происходит в том же самом мире спустя несколько лет после окончания «Последнего довода королей», периодически на второстепенных ролях появляются персонажи из первой трилогии, но это совершенно другая история. Для её понимания не обязательно читать «Первый закон», но для тех, кто всё же прочел, отдельным бонусом станут намеки и отсылки.


Действие романа происходит в раздробленной войной стране Стирии, где каждый вельможа хочет стать королём, уничтожив прочих конкурентов. Главная героиня, Монцкарро Меркатто или просто Монца, возглавляет отряд наёмников под названием «Тысяча мечей». Последние годы она находится на службе у великого герцога Орсо Талинского. Наниматель умело использует немалые воинские таланты Монцы для методичного уничтожения своих врагов. Проблема в том, что народ Талина излишне полюбил удачливую наёмницу и её брата Бенну, а будущему королю Стирии совсем не нужны конкуренты. Поэтому, когда победа Орсо уже кажется неминуемой, он принимает решение избавиться от брата и сестры Меркатто. Если с Бенной всё проходит без проблем, то Монца выживает и решает мстить. Она покалечена, но не сломлена. Семеро человек участвовали в заговоре, и эти семеро должны умереть.


Это была всего лишь завязка романа, а основные события развиваются не менее динамично. Для осуществления своей мести Монца собирает команду. Логично, что для столь рискованного мероприятия нужен немалый бюджет, и он как раз в наличии – сокровища богатейшего купца, присвоенные когда-то наёмницей. Всего целей у данной миссии семь, и роман разбит на семь частей. Монца постепенно ведёт свою команду от одного предателя к другому, карая их эффектно и эффективно. Однако сюжет не так прост, как кажется на первый взгляд. В самой команде постепенно складываются очень непростые взаимоотношения. Да и окружающий мир в немалой степени меняется от действий команды Монцы – нельзя без последствий убить нескольких довольно высокопоставленных людей. В общем и целом, сюжет у Аберкромби получился структурированным, но не предсказуемым, динамичным, но не путанным. Придраться особо не к чему.


Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на героях. Монцкарро Меркатто выполняет роль центра водоворота событий, которые развиваются в Стирии. Автор щедро рассыпал по роману воспоминания из её прошлого. По мере чтения мнение о ней будет постепенно меняться, и в голове сложится более цельный и логичный образ. Талинская Змея – гораздо более глубокий и противоречивый персонаж, чем может показаться на первый взгляд. В принципе, это вполне ожидаемо от Джо Аберкромби. Коль Трясучка – северянин, был второстепенным персонажем в «Первом законе». Он хочет уйти от кровавого прошлого и стать хорошим человеком. Здесь явно прослеживаются параллели с Логеном Девятипалым. Ирония в том, что Трясучка когда-то хотел убить Логена, но пришёл к выводу, что месть ни к чему не приведёт. Он является ключевым персонажем и в этом лишь немного уступает Монце. Автор подробно описывает его душевные метания, и за счёт этого удаётся проследить глубокие изменения в самом персонаже. Трясучку ждет путь крушения надежд и разочарований. Прочие члены команды Монцы также получились весьма колоритными. Балагур – бывший заключённый и наёмный убийца. Особенности его мировоззрения позволяют предположить, что он страдает одной из форм аутизма. Выражается это в помешательстве на цифрах и счёте. В этом он необычайно талантлив и может, например, назвать точное число солдат во вражеском войске. Кастор Морвир – профессиональный отравитель, виртуозно владеющий своим искусством. Он высокомерен, самолюбив, заносчив и чрезвычайно сложен в общении. Дэй – помощница Морвира, юная малозаметная девушка, которая постоянно что-то жуёт. Очень забавно читать сцены, которые разыгрывают эти двое, чтобы польстить старому отравителю. Витари – бывший практик Инквизиции, знакомая нам по первой трилогии. В определённый момент также присоединяется к компании Монцы. Нельзя не упомянуть и Никомо Коску. Старый наёмник был командиром и наставником Монцы, пока она не свергла его, заняв пост капитан-генерала «Тысячи Мечей». Несмотря на предательство, он всё равно по-своему любит Монцу, считая чуть ли не дочерью. Объединяет такую разношёрстную компанию нечто более крепкое, чем дружба – золото Меркатто, обещанные за убийство.


Чаще всего в романах о мести перед героями встаёт вопрос: «Совершить месть или простить и жить дальше?». Для Монцы ответ однозначен – в её мировоззрении прощение приравнивается к слабости. Она прекрасно понимает, что месть не вернёт ей брата. Для неё убийство Орсо – это своего рода этап, знаменующий новую жизнь. Им двоим не место на этом свете – остаться должен только один. Путь Монцы к отмщению будет тернистым, наполненным болью и кровью, но такова цена.


Итог: На мой взгляд, роман не уступает по качеству «Первому закону». Да, размах событий тут меньше, но все свои основные фишки Аберкромби здесь сохраняет. Динамика сюжета высокая, повествование не провисает совсем. Фэнтезийной составляющей тут меньше, и выражена она лишь в присутствии пары едоков. В романе Аберкромби отошёл от эпичности в сторону авантюрно-плутовской литературы, что стало довольно удачным экспериментом. Расширение географии «Земного круга» также является для меня весомым плюсом. Можно порекомендовать роман для начала знакомства с творчеством Джо Аберкромби.

Джо Аберкромби «Лучше подавать холодным»
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!