Серия «Фарфоровая шарнирка»

3661

Фарфор

Привет всем!

Я всё ещё делаю кукол и в настоящий момент перехожу с полиуретана на фарфор. Процесс долгий, трудоёмкий, но, вроде, что-то потихоньку получается.

Мастер-модель у меня уже есть, нужно снять с неё гипсовые формы. Страшно не люблю возню с гипсом, но деваться некуда. Вид в процессе тоже так себе, я нагородила из кварцвинила и пластилина крысьих лабиринтов под заливку:

Хозяюшкам на заметку: советские столовые ножи - великолепный скульптурный инструмент, меня этому научил наш препод по скульптуре почти десяток лет назад. На фото коленные и локтевые шарниры, детальки простые, формы будут двухчастные - упаковываем деталь в пластилин, лепим литник, помещаем в опалубку, заливаем гипсом, ждём застывания, снимаем пластилин, снова прилепляем литник, смазываем разделителем дважды с интервалом минут в десять, и погуще (любой жирненький крем для рук подойдёт), разравниваем крем, снова в опалубку - и заливаем второй раз.

Проделываем это со всеми деталями мастер-модели, многократно переливаем брак с залипаниями, пузырями и сколами, есть формы и посложней - трёхчастные, пятичастные, с литником внутри втулки - в общем, удовольствие с формами растянется надолго. Примерно так выглядит готовая четырёхчастная форма с втулками:

Размер формы:

Общее количество форм для одной (одной!!!) куклы:

А тут у меня открытые формы со свеженькими отливками в процессе извлечения, мой фарфор в сыром виде серый, высохнет - побелеет:

Достаём головы. Нужно по-сырому замыть и залепить огрехи и швы, засверлить под перекладину, подрезать макушки (это отверстие потребуется во время сборки куклы).

Не всегда всё идёт по плану:

Но и этот этап благополучно завершен:

Сушье нужно обработать - удалить остатки швов, обработать все отверстия, привести в порядок прорези на шарнирах, проковырять уши и зубы, привести в порядок кисти рук и стопы - льются они с перемычками между пальцами, обрабатывать фарфоровые пальчики нужно очень осторожно, сушьё хрупкое, будет много брака. Во время работы нужно включать вытяжки и очистители воздуха, у меня ещё прямо на столе под руками стоит маникюрный пылесос с мешком, резать и шлифовать обязательно в респираторе или хотя бы маске, ингаляции фарфором штука вредная. По завершении работы обязательна влажная уборка стола и пола, инструменты тоже нужно протереть.

Отправляем обработанное и просушенное в печь на утельный обжиг (я обжигаю утель на 780 градусах). Печь выкатывается на кухню, там для неё есть керамогранит на полу и силовая розетка (отдельный автомат и кабель монтировали через Мосэнерго). Есть ещё подиум для печки на всякий случай, хотя это уже избыточная мера предосторожности (но пусть будет).

Утель приобретает очень красивый кремовый оттенок

Снова шлифовка. Утель шлифуется в воде по упомянутой выше причине - дышать фарфором вредно.

А дальше высокий обжиг.

Усадка после высокого обжига довольно приличная. Слева утель, справа такой же шарнир после высокого:

Одно из чудесных свойств фарфора - он очень хорошо пропускает свет:

А дальше роспись. Вот, собственно, на этом этапе я сейчас и нахожусь:

Впереди красочные обжиги. Надеюсь, и они пройдут благополучно.

Спасибо, что прочли!

Показать полностью 17
1197

Фарфор (часть два)

Привет, Пикабу!

В первой части я остановилась на росписи фарфоровых деталей. До собранной куклы было ещё очень, очень далеко. Я не знала, насколько. Если бы я знала, но я не знала. Открытие первое - роспись бисквитного фарфора оказалась отчасти похожа на работу плохой акварелью по плохой бумаге. Открытие второе: готовая среда из магазина (жидкое связующее, на котором нужно замешивать надглазурную краску) дала безобразное количество чёрных точек при обжиге. Пораженная до глубины души открытием №2, я начала искать связующее, которое будет вести себя как-то поприличней. Купила эфирных масел и скипидара и сделала открытие №3: сандаловое масло даёт даже не точки, оно даёт равномерное пятнистое покрытие детали серого цвета. Дальше уже было поспокойней. Выпаренный скипидар проявил себя вполне прилично, лимонное масло похуже, лаванду я даже не пробовала, а масло чайного дерева оказалось идеальным. На нём я и остановилась. Воняет, конечно, но роспись на нём хороша.

Так выглядит самое начало работы над росписью, краски бледненькие, каждый новый слой можно накладывать только после обжига предыдущего, тонкий слой красной краски может выгореть почти полностью даже на 750°С:

На этой голове уже слоя четыре, впереди ещё несколько:

Так я сушу свежий слой - ставлю на подрезанную макушку, краски на ней нет, это самый безопасный вариант для головы:

Несколько недель работы - и вот у меня уже целый контейнер расписанных деталей:

Следующий этап - установка шпилек. Я беру нержавеющий пруток для сварки нужного диаметра (два вида, 1.2 мм и 2.4 мм), нарезаю пруток на куски нужной длины, если нужно - подправляю отверстия для шпилек ювелирным алмазным бором, а ещё шлифую концы шпилек - они должны быть ровными и гладкими. Устанавливаю шпильки внутри шарниров на суперклей:

Теперь нужно проклеить кожей шарнироприёмники. С каждого шарнироприёмника снимаю выкройку с помощью малярного скотча, переношу на кожу, вырезаю, вклеиваю вырезанное в шарнироприёмник. Для проклеивания можно использовать акриловый лак, он хорошо держит кожу на бисквитном фарфоре:

После установки шпилек и проклейки можно начинать собирать. Во время сборки стол лучше застелить чем-нибудь мягким, я использую для этого плотную льняную ткань, старую, выгоревшую и служившую мне верой и правдой ещё в Строге на каждой развеске. Видок, конечно, так себе, всё в пятнах клея и ошмётках кожи, но я не самый большой любитель идеальных фото рабочего процесса:

Когда куклы собраны, можно браться за парики. Зафиксировать эту часть процесса эстетично у меня тоже не получается, так что вот:

Клею на момент кристалл, использую шесрть альпаки или козы.

Иии - торжественный момент - всё получилось!

Однако, до того, как я покажу этих кукол на выставке, меня ждут ещё полтора месяца работы. Приступаю к изготовлению костюмов: достаю шелка, хлопковые батисты, бисер, пуговицы, нитки, кожу и ленты; снимаю мерки и делаю лекала; вырезаю, сшиваю и приклеиваю.

Прожелатиненные и подкрашенные заготовки для шёлковых цветов, я по ним пройдусь паяльником с цветочной булькой и они примут нужную форму:

ТАк выглядят уже собранные цветы:

Чулочки сошью с шёлковыми подвязками-лентами:

Сооружу матроски:

И сделаю шляпы из мягкого белого фетра:

Всё отшитое декорируется разной симпатичной мелочью.

Одеваю кукол:

Всего у меня получилось четыре куклы. Готовые работы - две девочки в матросках и две в розовых шелках:

Медведь у них один на всех, я его сделала десять лет назад, с тех пор он участвует в каждой съёмке и в каждой нашей выставке.

Спасибо, что прочли!

Показать полностью 25
1212

Фарфоровые куклы, коллекция "Другие берега"

«Она верила, что единственно доступное земной душе – это ловить далеко впереди, сквозь туман и грезу жизни, проблеск чего-то настоящего.»
В. В. Набоков

Привет, Пикабу!

Меня зовут Юля, и я делаю кукол. Почти два года я работала над фарфоровой коллекцией кукол "Другие берега" и даже показывала часть коллекции здесь.

Вообще, куклы – чудная выдумка, способная воплотиться в наш физический мир из воспоминаний, мыслей и снов, хрупкий невесомый мостик, ведущий нас сквозь пространство и время к берегам нашего детства. Когда-то я отдала куклам своё сердце, не сомневаясь ни секунды, а фарфор стал для меня тем самым «проблеском чего-то настоящего», и теперь в него заключены величайшие мои драгоценности: любимые книги, от которых невозможно оторваться; мамины театральные марионетки – печальные глаза и россыпь стеклянных звёзд по розовому фатину; старые, пожелтевшие от времени фото – узорный край, жемчужные тени, лёгкие платья и шляпки с цветами…

Процесс материализации памяти завершен, пришиты последние бусинки и завязаны бантики, куклы собраны к выставке, а я наконец могу выложить сюда что-то новенькое.

Итак, начинаю работу - достаю с полки формы, разнимаю, смачиваю водой с добавлением уксуса, закрываю, стягиваю резинками:

Заливаю в формы красивый белый Париан (для литья у меня используются половники, мерные стаканы и кондитерские силиконовые лопатки, очень удобный набор):

Париан капризный, придётся повозиться, но оно того стоит. Иногда отливки рвутся в форме, иногда лопаются во время обжига, хорошо, если из отлитых восьми комплектов наберётся деталей без брака на пять кукол. Достаю отливки из форм, засверливаю и подрезаю литники по-сырому, кладу на просушку (и так со всеми деталями):

Сушьё обрабатываю - убираю швы, вырезаю глаза, уши, ноздри, ноготочки и прочее, прохожусь по деталям наждачкой и абразивными губками (пылищи море, в процессе обязательны респиратор, очиститель воздуха, регулярная влажная уборка всех поверхностей, протирание инструментов, так как дышать фарфором очень не рекомендуется). Высушенная фарфоровая отливка до обжига хрупка как мел, работать нужно аккуратно и осторожно, но неприятности иногда всё же случаются, пальцы только так отлетают, отламываются тонкие края шарнироприёмников, если выронить деталь из рук на стол, она разобьётся.

Обработанное сушьё отправляется в утельный обжиг на 800 градусах, после которого приобретает приятный кремовый оттенок. Разница наглядно - головы после первого обжига, остальное - необработанное сушьё:

Утель нужно отшлифовать в воде и хорошо просушить перед высоким обжигом:

Загружаю печь, врубаю семичасовую программу на 1220 градусов, через сутки (остывает долго) открываю. Получилось? Получилось. Детали выглядят восковыми (у париана хорошая прозрачность), имеют приятный золотистый оттенок и мягкий сатиновый блеск:

Следующий этап - роспись. Наношу на каждую деталь несколько тончайших слоёв краски. После каждого слоя обжиг на 780-820 градусах.

Ставлю шпильки внутрь деталей, они требуются для сборки куклы и для того, чтобы у куклы корректно сгибались и разгибались конечности:

Проклеиваю шарнироприёмники кожей и приступаю к сборке:

Клею парики:

Берусь за костюмы. Рисую эскизы, конструирую выкройки, шью платья:

Бельишко всякое кружевное делаю - панталоны, нижние юбки, рубашки. Кружева у меня есть и винтажные, и современные, но изготовленные на старинном оборудовании по старинным же образцам. Тончайший мягкий хлопок (не люблю синтетику, хотя порой приходится её использовать).

Колдую над обувью:

Завершающие мелочи - цветы и банка с бабочкой:

Всё, мои девочки готовы к торжественному выезду в Гостиный Двор:

Между извлечением гипсовых форм с полки и банкой для бабочки прошло пять месяцев. Сюда не поместились все фото, которые я хотела показать, их у меня больше раз в десять, ну да ладно.

Телега с моими куклами: https://t.me/yukidolls

Спасибо, что прочли!

UPD:

Увы, всё же нашлись те, кого не устроила прозрачность одного кукольного платья, а так же то, что я, профессиональный художник, смею зарабатывать своей работой на жизнь и смею показывать авторский контент здесь. По ссылке на мой телеграм можно увидеть всех кукол коллекции, ознакомиться с обновлением информации по готовой коллекции, спросить что угодно о рабочем процессе, инструментах, материалах, способах ведения работы над проектом и т.д.

Показать полностью 23
3017

Новая головушка под фарфор1

Привет, Пикабу!

Меня зовут Юля, и я делаю кукол. Профессия кукольника - очень странное явление. Вроде, всё не очень серьёзно, а знать нужно столько, что порой голова кругом идёт. Я и швец, и жнец, и на дуде игрец... Нынешний год у меня юбилейный, десятый. И работаю я теперь с фарфором, а не полиуретаном, с которого начинала. Сложностей с фарфором больше, но результат того стоит.

В октябре я подумала, что было бы неплохо сделать голову с новой мордахой, благо, была у меня запасная полиуретановая голова, которую смело можно пустить на изготовление мастер-модели. Поехали. Отпиливаю лицевую часть:

Налепливаю как попало на место спиленного лица эпоксидку. Пока очень приблизительно, просто соблюдая нужные пропорции:

Дожидаюсь отверждения эпоксидки и берусь за бормашину, макетный нож и наждачку, придавая лицу желаемые черты:

Уточняю симметрию, примеряю голову на торс:

Убеждаюсь, что всё на своих местах, шкурю, шлифую и перехожу к грунтовке. Использую серый автогрунт, он бесследно убирает мелкие огрехи шлифовки и ярче всего проявляет лепку, на нём прекрасно видны все достоинства и недостатки модели:

На модели у меня, как правило, слоёв шесть-восемь грунта, каждый слой просушивается и шлифуется мелкой абразивной губкой.

Когда грунтовка завершена, начинаю формовку. Процесс выглядит неэстетично, но некоторая уродливость этого этапа - золотой стандарт любой профессиональной скульптурной мастерской, не буду нарушать добрую традицию и жертвовать удобством и скоростью во имя красивой картинки.

Для формовки беру настольный скульптурный станок (вращающийся), гипс, воду, кисть, скульптурный пластилин, стеки, обычный советский столовый нож (невероятно удобный инструмент, привычку работать с которым я переняла сто лет назад у своего преподавателя скульптуры) и несколько кусков кварцвинила для опалубки (прибрала, как запасливый хомяк, излишки, оставшиеся после ремонта).

Пропластилиниваю все сомнительные места модели, которые могут помешать извлечению модели из формы - ноздри, углубления в ушах, желобок над верхней губой, углубления на губах и глазах. Закладываю пластилином 2/3 головы (форма будет трёхчастной), оставляя открытой только лицевую часть, которую буду заливать гипсом:

Выглаживаю пластилин, зачищаю стыки между пластилином и моделью. Смотрю, чтобы не осталось ни одного зазора, а угол стыков был близок к 90 градусам:

Помещаю мастер-модель в опалубку прямо на станке, заливаю гипсом:

Пропорции - одна часть воды на 1.3 частей гипса. Гипс насыпается в воду, наоборот делать не нужно, чревато пузырями и комками. Жду, когда застынет и начинаю распаковку:

Ну, вот, как-то так получилось. Вроде, всё хорошо:

Готовлюсь к заливке второй части — чайной ложкой выкручиваю замочки в гипсе, леплю пластилин на гипсовую часть формы, примазываю, разравниваю, слежу, чтобы пластилин, гипс и мастер-модель идеально прилегали друг к другу.

Гипсовую часть тщательно промазываю толстым, но ровным слоем силиконового крема с помощью кисти. Если немного крема попадает на модель — это ерунда, просто нужно будет удалить лишнее кистью и протереть салфеткой. Крем на самом деле подойдёт почти любой — всякие Агафьи и бархатные ручки тоже отлично справляются с задачей, это как кремы для рук они так себе, а вот как разделитель для гипсовых форм — очень даже ничего. Получившееся снова отправляется в опалубку. Тут пока стоят две стенки из четырёх, хорошо видно обе части — и гипсовую, и пластилиновую:

После того, как гипс застыл, открываю, проверяю, всё ли хорошо работает и принимаюсь за третью, последнюю часть формы. Здесь пластилин понадобится только для формирования литника, поэтому подготовка к заливке проходит очень быстро. Ещё один момент — гипс довольно быстро сохнет, и, чтобы не было проблем с противными серыми корками и влипанием частей формы друг в друга намертво, детали (даже свежие) должны быть очень-очень влажными. Я их просто ополаскиваю под краном со всех сторон.

Дальше по той же самой схеме — прокрутить замки, намазать все гипсовые части разделителем, засунуть в опалубку, залить. Литник — пластилиновый конус на фото — нужен для заливки формы фарфоровым шликером. Ну и сливания шликера после того, как получен черепок нужной толщины. В готовой форме на этом месте будет отверстие.

Трехчастная форма готова:

Форму нужно вымыть с чем-нибудь обезжиривающим, стянуть резинками и хорошо просушить. Неделя на батарее - и можно лить фарфор. Перед литьём я проверяю, нет ли внутри пыли, слегка увлажняю внутренние поверхности формы водой с добавлением уксуса (говорят, уксус препятствует залипаниям отливок в форме) и начинаю заливку первого кукольного комплекта деталей:

Отслеживаю по литнику толщину набранного черепка, когда черепок достигает толщины 2.8-3 мм, форма сливается и ставится вниз литником на кусок бумажного полотенца:

Через 5-6 часов можно начинать распаковку форм:

Литник аккуратно подрезаю стеком, чтобы он не мешал извлечению отливки. Иногда перед тем, как раскрыть форму, я нежно обстукиваю её по шву резиновой киянкой, вибрация способствует лёгкому отделению готовой отливки от формы.

Отливочки у меня чистенькие, гладенькие, обработка им нужна минимальная — снять швы, чуть углубить местами рельеф и отшлифовать.

Пока отливка сырая, нужно подрезать макушку, прорезать отверстие в шейном шарнироприёмнике и засверлить отверстия под стальную перекладину внутри головы. На перекладине будет зафиксирована резинка, на которую собирается кукла.

Это примерно треть работы над куклой, самое сложное ещё впереди, мне предстоит обработать просушенные отливки, отправить их в утельный обжиг, отшлифовать в воде, снова просушить, обжечь на температуре 1240 градусов, расписать, проклеить кожей, собрать и нарядить. Но об этом в следующий раз:)

Спасибо, что прочли!

UPD:

Вижу, что у некоторых появились вопросы по поводу полиуретановой головы, на которую я налепила новое лицо. Поясняю: полиуретановая голова тоже моего авторства, я эти головы отливаю специально для лепки новых молдов, чтобы сэкономить время и стандартизировать изделия (на них потом ещё парики делать, и очень удобно, когда один парик по размеру подходит любой из моих кукол).

Показать полностью 21
Отличная работа, все прочитано!