Серия «Институт»

94

Керамические жабы

На четвёртом курсе у нас была летняя практика по переводу скульптуры в керамику. Эта красавица вышла около 50см в длину.

Для тех, кто не знает: скульптурная и керамическая глина довольно сильно различаются, как и процессы работы с ними. Скульптурная глина очень пластична, хорошо держит форму, но она грязная, с камнями и прочим мусором (по крайней мере, у нас была такая). После завершения работы скульптуру разбирают, а глину используют повторно. Нельзя просто взять глиняную скульптуру и обжечь её: во-первых, из-за того, что внутри, как правило, есть каркас, во-вторых, из-за уже упомянутого мусора, в-третьих, из-за большой усадки глины. И самое главное: керамическая работа должна быть полой. Глиняная скульптура "жива", только пока она сырая, а при высыхании она неизбежно потрескается. Поэтому чтобы перевести скульптуру в керамику, нужно сначала снять с неё гипсовую форму, а затем в полученную форму отмять, либо залить керамическую глину. Керамическая глина должна быть чистой и однородной, без мусора и пузырей воздуха, иначе работа лопнет при обжиге. Иногда, особенно для крупных работ, в глину добавляют шамотную крошку — это уменьшает усадку и, как говорят, повышает прочность. К сожалению, фотографий процесса у меня не сохранилось.

Существует другая технология, когда скульптуру лепят сразу пустотелой и из керамической глины, но нас этому не учили.

Эта жаба покрыта ангобом — это шликер (жидкая глина), смешанный с пигментом. Ангоб наносится на сырую работу перед первым обжигом. Неокрашенные пятна я планировала позже покрыть эмалями, но, боюсь, теперь до этого вряд ли дойдут руки.

В качестве пробников для глазурей я наделала таких небольших 10-сантиметровых жабок, которые отминаются по той же технологии. Мне понравился процесс, и впоследствии я начала делать их как самодостаточные работы.

Кольца на этой жабе покрыты глазурью с оксидом меди

Эта расписана разноцветными ангобами. Позже, стремясь придать ей яркости, я покрыла её прозрачной эмалью. Стало лучше или хуже — вам решать

А это пример того, как по-разному может вести себя глазурь в зависимости от условий. Не знаю, что конкретно на это повлияло, недостаточная толщина слоя или температура обжига, но металлический эффект глазури проявился только на первой из трёх жаб.

(эта и следующая покрыты той же глазурью)

Спасибо за просмотр! Я не керамист, только балуюсь этим, так что прошу прощения за возможные неточности в описании технического процесса.

В других соцсетях можете найти мои странички по тому же нику.

Показать полностью 17
2296

Дипломная работа

Неделю назад защитила диплом (на четвёрку). Скульптурная композиция на тему "Детство"

Материал — пластилин, тонированный акрилом, предполагает перевод в бронзу (делать этого я, конечно, не буду).

Размер — около метра от основания, без учёта свисающей ноги.

Несколько промежуточных фото. Сначала каркас. Каркасы на фигуры сделаны из толстого алюминиевого кабеля, скручены стальной вязальной проволокой. Стоячая фигура закреплена на опоре, сваренной из стального профиля квадратного сечения. Сидячая фигура прикручена к уголку.

Затем в самых крупных участках работы основная масса набрана глиной, чтобы ускорить процесс и сэкономить пластилин. Глина плотно обмотана пищевой плёнкой. Шорты я набрала зря — позже это стало проблемой. На эскизе они были более объёмными, чем в финальном варианте.

Вот так выглядел первоначальный эскиз. Руководитель сказал, что три фигуры — это слишком много, и скала слишком большая.

Тогда я оставила одного мальчика и уменьшила скалу.

В итоге мы остановились на двух фигурах. Выбрили последний эскиз, чтобы максимально уменьшить камень. Интересный факт: на защите председатель комиссии сказал, что лучше было бы сделать камень большим. Что-ж, всем преподавателям не угодишь, и меня радует тот факт, что мне больше не придётся угождать никому из них.

Что могу сказать по итогу. После 6 лет обучения в ВУЗе, чувствую ли я себя компетентным специалистом? Нет. Я так и не поняла, что такое хорошая композиция, и иногда закрадываются сомнения, что на самом деле чёткого понимания этого нет вообще ни у кого, сколько бы умных книжек на эту тему ни было написано, сколько бы копий ни было сломано. Есть какие-то базовые правила (хотя и эти правила гениям, почему-то, можно нарушать), но в частностях расхождения вкусов могут быть очень серьёзными. Кому-то и Альфонс Муха — китч. Именно поэтому так сложно угодить сразу всем преподавателям.

Что же касается анатомии — тут у меня было больше всего сомнений, потому что если композиция субъективна, то плохое знание анатомии скрыть намного сложнее, и вообще это казалось мне чем-то куда более важным. Итоговая работа казалась мне сырой, многие вещи я лепила практически наугад, преподаватель мало что правил. Скульптура была будто менее проработанной, чем даже мои этюды с младших курсов. Тем не менее, на защите комиссия назвала работу "старательной". Что-ж, или я недооцениваю свои навыки, или это на самом деле не так уж и важно.

Не могу назвать себя прилежным учеником. Наверняка, относись я к учёбе серьёзнее, сейчас у меня было бы куда больше понимания, как оно всё работает, но что есть — то есть. К счастью, я не врач и не инженер, от моей работы не зависят жизни людей. Я даже не собираюсь дальше заниматься скульптурой в традиционном её понимании. Продолжу делать то, что мне более близко и понятно (жопастые жабы, конечно же).

Показать полностью 10
627

Портрет одногруппника

Летом буду переводить его в материал: сначала в гипс, затем в дерево. Позже поделюсь тут процессом. Фотографии процесса лепки, к сожалению, потерялись

Парень с Алтая. Идея слепить его не отпускала меня ещё с начала первого курса, а в этом семестре как раз подвернулась тема — "портрет современника". Кстати, девочка на форе — его работа

Если вам кажется, что композиция слизана с Нефертити, — вам не кажется

Показать полностью 6
477

Зубр

Задание по композиции в институте. Материал — глина.

Вообще, хвастаться учебными работами — это как-то не комильфо, но очень уж мне самому нравится этот бычара. Думаю отлить его в гипсе. Могу пофотать процесс формовки, если это кому-нибудь интересно.

Показать полностью 2
26

Голова

Как и обещал, показываю поэтапный ход работы над первой головой, слепленной в рамках институтской программы.

Всё начинается с каркаса. Деревянная палка прифигачивается под углом к основе. Два креста  на проволочках — спереди и сзади — держат лицевую маску и затылок соответственно.

Далее набиваем каркас глиной. Этот этап я не стал подробно фотать, потому что руки грязные. (Эта голова не моя, сфотал ради живописного фарша в глазницах)

и лепим

Не сказать, что сильно похож

Не самая удачная работа, могло бы быть и лучше.

Если кому интересно, на заднем плане там горельефные портреты, слепленные с того же натурщика.

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!