Серия «Изобретение гитарного велосипеда»

2

Аккорды два топора

Аккорды 7 и maj7 - это шо вообще?

Всё просто, надо добавить в аккорду седьмую ступень. Да. Но в чем отличие между maj7 и 7? Подвис однажды я, пришлось разобраться.

Итак, давайте посмотрим на мажорные и минорные гаммы, конкретно на цифру 7

МАЖОР:

МИНОР:

Как видите, семерочке в миноре и мажоре отличается на полтончика, поэтому если вы видите название аккорда Emaj7 - надо добавить из мажорной гаммы семерку, а если E7 - то из минорной. Отаки дела, малята, ничего сложного.

Попробуйте сами посоставлять свои аппликатуры, хинт - маж7 находится слева от октавы в полутоне, а 7 - в тоне. Пальчик двигайте влево и усё

Кстати это одни из самых балдежных аккордов, лично мне очень нравится. Особенно маж7 - такой приколдесный

Показать полностью 4
34

Крутите бараба... нет, кварто-квинтовый круг

Все слышали про него и даже, знаю, распечатывают его и , о господи, смотрют туда. Я даже в принципе не удивлюсь, что есть чуваки которые полностью выучили его вместе с нотами на грифе, держат в голове, сопоставляют чо-то там в режиме реал-тайм, но это не наш путь, мне, например это сложно, поэтому пришлось разобраться как это работает, а всё совсем не так страшно.

Собственно вот он, круг этот

Идея его в том, что берется сектор из 6 ячеек и все что в нем находится - ложится в масть как маслице в ротик. Берем из этого сектора аккорды, играем их, желательно возвращаемся в центральный, под циферкой 1, и сразу получается супер-дупер.

Можно этот сектор крутить в барабане как хочется, всё внутри него будет работать. Например так:

Теперь смотрим на картинку с желтым сектором и видим там цифры. Это шо такое? Это номера ступеней, более подробно вот здесь: Строим мажоры и миноры без регистрации и смс .

Вся эта богодельня раскладывается вот в такую схемку, где в мажорной гамме 1я, 4я,5я ступени - это мажорный аккорды, а 2, 3, и 6 - минорные. 7я ступень с припездью (уменьшенный аккорд), трогать его не будем пока, может вообще никогда. Из них 1я ступень - это тоника, 4я субдоминанта, 5я - доминанта.

В минорной гамме чуть-чуть по-другому, но по факту также. Вся схема ниже сохраняется полностью, со всеми минорами-мажорами, потому что минорная и мажорная гамма - это один и тот же цикл, только начинается с разных мест.

И как бы вот это всё играть и не вспоминать, какие именно ноты нужно жать?

Всё просто, выбираем любую ноту на грифе, Пусть это будет 5я струна 3й лад.

Всё, мы в тональности 5й струны 3го лада, там у нас тоника.

От нее строим мажорный аккорд (Строим мажоры и миноры без регистрации и смс)

Нужные нам 2 оставшихся мажорных аккорда будут строиться соответственно от квинты и от кварты относительно тоники. Смотрим картинки:

Но мы можем строить это и вверх, помня аппликатуру октавы:

С минорным аккордами абсолютно такая же схема. Поэтому он и КВАРТО-КВИНТОВЫЙ круг.

Еще можете просто строить аккорды, основываясь на ступенях. На 1й, 4, 5 мы строим мажор, на 2, 3, 6 - минор

А еще забавно то, что если обратить внимание на другой мой постик Где все диатонические лады на гитаре без мозготраха, и применить приемчик с распальцовкой, то можно неиллюзорно заметить, что диатонические лады строятся ровно по тому же кварто-квинтовому принципу

Ну а теперь веселая схемка, как пройти весь круг, побывать во всех тональностях и вернуться в тонику

По квинтам

По квинтам

Ну и по квартам

Ну и по квартам

Показать полностью 11
30

Строим мажоры и миноры без регистрации и смс

Поговорим немножко про то, как строить мажорные и минорные аккорды на гитаре, это совсем не сложно и гораздо эффективнее и, главное, интереснее, чем просто запоминать аппликатуры.

Итак, вот у нас мажорная гамма, но не в нотах, а в ступенях, тон-тон-полутон, вот эта вся херня.

на нотном стане

на нотном стане

Вот она на на клавишных:

на клавишных

на клавишных

И абсолютно то же самое на гитаре на одной струне.

1 струна

1 струна

Ну и для всех струн это выглядит так:

Как вы понимаете, вместо 1 ступени можете подставить любую ноту и уже от нее считать следующие. Вот это и есть знаменитые "в музыке всего 7 нот" Это они, речь про ступени.

Вот эта первая ступень, от которой и считают гамму/тональность и называется тоникой.

Так вот мажор и минор состоят из 1ервой, 3етей и 5ятой ступеней. Но в чем разница ,спросите вы, между мажором и минором? А разница в третей ступеньке - в миноре, зажимая пальчик на третей ступени нужно его сдвинуть на лад в сторону грифа (на полтона ниже, понизить). Это будет называться пониженной третей ступенью.

Всё что вам нужно, что бы сыграть мажор или минор - это зажать 1, 3 и 5ю ступеньки. Работает на всех инструментах.

Теперь к интересному. Наверняка вы что-то слышали про "просто ебошь квинтами". Все мы про нее знаем, можно сказать на квинте держатся продажи косух из кожзаменителя.

Квинта - это всего-лишь название интервала.

При́ма, prima — первая
Секунда, secunda — вторая
Те́рция, tertia — третья
Ква́рта, quarta — четвёртая
Кви́нта, quinta — пятая Се́кста,
sexta — шестая Се́птима,
septima — седьмая Окта́ва,
octava — восьмая

Зажми 1 и 5 ступени и получи нашу любимую квинту

Хочешь сыграть мажорную терцию, зажми 1 и 3 ступень:

Хочешь минорную терцию - зажми 1 и 3 пониженную (пальчик двинь)

Собственно пробуем построить аккорд:зажимаем квинту и как нам теперь нажать на 3? Струна уже занята, Давайте поищем где еще у нас есть 1я ступень? Она находится через октаву, вот от нее и построим терцию:

Получилась всем знакомая аппликатура. Кто не понял - там где циферка один - поставьте барре и заодно вычислите, какие ступени зажал ваш палец на первой и второй струне (сполйер 1 и 5). А если захотим понизить 3ю, то получим такую же до боли знакомую аппликатуру минорного аккорда.

Еще можно просто запомнить где находятся все эти ступени в гамме, на грифе, и пробовать строить аккорды отталкиваясь от нее (см. в самом начале), попробовать запомнить все возможные аппликатуры интервалов и комбинировать эти приемы.

Придумайте сами, как вы будете искать это на грифе, сильно веселее общаться с гитарой становится.

Из веселого: мажор и минор можно представить, как 2 терции. Мы строим от тоники мажорную терцию, а от этой терции мы строим минорную терцию - получаем мажор. Или от тоники строим минорную терцию, а от нее мажорную - получаем минор. Просто терции местами между собой меняем, лол.

Мажор

Мажор

Минор

Минор

Напоследок парочка моих любимых аппликатур мажора и минора, буквально понадобится 1 палец)))

Минорчик:

И мажорчик:

Картинки спизжены с яндекс.картинок и с этого клевого сайта, рекомендую: https://www.oolimo.com/en/guitar-chords/analyze

На этом всё, чао

Показать полностью 10
16

Где все диатонические лады на гитаре без мозготраха

Продолжаем рубрику многократного переваривания стократно переваренного кала с целью все таки отфильтровать все лишнее и оставить только понятное.

Долго пытался сам въехать как применять лады на практике, смотрел кучу материала и вроде все понятно в теории, но как это применять на практике и где они тусуются на грифе нихера не ясно, а запоминать вместо одной гаммы семь - это не наш путь. Но я вывел два способа применения на гитаре ладов: простой и очень простой.

Подразумевается, что мажорные и минорные гаммы мы уже знаем, итак, без лишней воды, начнем с очень простого.

Для начала вспоминаем, как выглядит октава, все ее знаю - вот она. Эти ноты одинаковые

Первый способ найти лады:

Дорийский и Фригийский, где эти парни? Вот они:

Если вам надо сыграть дорийский лад, например, в ля, ищете эту ноту и играете минорную гамму на струну толще (на кварту вверх) или на струну тоньше через лад в сторону бриджа (на квинту вниз)

Если нужно сыграть фригигйский лад - играете минорную гамму на струну тоньше (кварта вниз) или на струну толще через лад в сторону головы гитары (на квинту вверх). Ноты одни и те же. Всё. Пробежите ее, услышите ту самую пониженную\повышенную ноту - в нее и долбите. Если хотите.

Что насчет лидийского и миксолидийского парня?

То же самое, но играете мажорную гамму

Как это можно применить на практике? Ну например вы играете вертушку и вам резко захотелось сменить лада - просто играете ту же фразу, но перемещаете руку на квинту вниз\вверх или кварту вверх\вниз

А вот вы спросите, что делать если я играю минор, а меня просят сыграть в лидийском ладу? То шо тогда? Всё очень просто, минор и мажор - параллельные тональности, у них одна гамма, одни интервалы, просто начинаются с разных мест.

Итак берёте козу:

И ставите мизинец на начало мажора, и тогда там где указательный - там минор. И наоборот, ставите указательный на минор - на мизинце получаем мажор.

Да, они на расстоянии двух ладов друг от друга

Пытливый читатель спросит, а где мистер локрийский? Вот здесь, между мажорной группой и минорной:

Второй способ. Тоже простой, из преимуществ - позволяет сразу найти нужную ноту и от нее сразу играть нужную гамму. Но для начала нужно выучить и понять идеальный бокс. Он не сложный, вот здесь писал подробно:

Супер-пупер-мега-бокс или еще один способ запоминать сраные гаммы

Так как все лады используют один и тот же набор паттернов, то достаточно запомнить с какого именно паттерна начинать играть, Дальше они идут циклично:

Возможно, непонятно написал, но... что поделать.

Показать полностью 8
47

Супер-пупер-мега-бокс или еще один способ запоминать сраные гаммы

Безусловно у каждого чувачка, интересующегося гитарой, есть свой способ помнить гаммы, как то их высчитывать и видеть на грифе а я не более чем просто хочу поделиться тем способом, который у меня как-то эмпирически сложился в голове.

Итак, приступи к очередному изобретению велосипеда.

Не буду ходить вокруг да около - есть один бокс, всем боксам бокс, из чрева которого вышло всё ваще. По сути, что бы сыграть любой бокс или гамму достаточно выучить только его. Вот он:

Пытливый читатель заметит, что тут не 6, а 7 струн - ну да, такова се ля ви, что поделать. А еще В этом боксе мы представляем себе, что 1-я и 2-я струны настроены в кварту как и все остальные, без смещения. Пока что так нужно.

Этот наш боксик представляет собой законченный цикл - он бесконечно повторяется именно в таком виде, и если бы мы могли иметь гитару с очень широким гифом, где все струны настроены в кварту, то выглядело бы это например так:

Еще этот бокс является общим и для минора(m) и для мажора (M) - главное с какой ноты начать:

Но так как у нас в классическом строе на гитаре первые две струны сдвинуты на лад к деке, мы не можем гонять этот бокс как тут нарисовано, обязательно нужно на один лад сдвинуть пальчики. Это просто такое правило, которые нужно вывести на уровень рефлекса - доходите до второй струны - сдвигаетесь вправо на лад, а если двигаетесь от первой струны к 6й, то после второй струны на третьей нужно сместиться на лад влево. Просто довезти до автоматизма, это очень важно.

Приглядитесь к первой попавшейся схемке с гаммами, что мажора, что минора, вы увидите в любом месте какой-то кусок конструкции выше, учитывая смещение. И если на семиструночке вообще все идеально получается, то на классической шестиструке нужно держать в уме ситуацию на 7й струне, но ее не играть (все равно негде, бугого)

У себя в голове я поделил этот бокс на 3 секции, они прям очень сильно бросаются в глаза:

Их можно назвать 1-3-5, 1-2-4 и 1-3-4.

Теперь вспоминаем, как выглядит октава на гитаре, ее самую удобную и узнаваемую форму:

С помощью нее можно довольно ловко перемещаться между выделенными ранее секциями, возьмем к примеру 1-3-4 (я ее перекрасил, извините, но думаю это не приципиально):

И с помощью супер-пупер-мега-бокса достраиваем вверх и вниз по секциям гамму, учитывая смещение на 1-й и 2-й струнах, и получаем, например, вот эту схему 7 боксов из интернета:

А если все эти боксы разместить на грифе одновременно, то снова получаем эту схему:

Попробуйте сами на гитаре и все станет ясно. В принципе так можно из любого места построить гамму на весь гриф не особо парясь на любой гитаре, хоть с 2-мя струнами, хоть с 10-ю.

Вдохновлялся я вот этим прекрасным видосом, все рекомендую кто еще не видел:

А как можно ловко использовать октавы прекрасно показал Глеб Олейник вот в этом видосе. Как вы понимаете, его методику можно немного дополнить способом, который я описал выше:

Надеюсь кому-нибудь поможет :) А так, как обычно, пишите, где и что здесь неправда, ложь, звездежь и провокация

Показать полностью 10 2
342

Табы и ноты, или как пианисты нас бессовестно затроллили

А возможно даже вероломно наебали.

Итак, все вы, я думаю, чувствуете, как мы живем в некой парадигме, где считается учиться по табам не комильфо, ибо это субпродукт, пародия, не настоящее искусство. Тру-музыканты - это онли ноты.

Давайте разбираться.

Итак, я думаю все знают, что такое табы. Это описание когда,где и сколько нажимать нужную ноту на грифе гитары. Ну вот, например, соль мажор:

Взглянем на то же самое в нотах:

Чувствуете, как к горлу подступил комок брезгливого отрицания с привкусом безнадежности понять, где это жать? Это потому, что мы лошары, настоящий музыкант бы быстро все понял.

Давайте теперь разбираться, чо там рисуют на нотном стане:

На нотном стане у нас имеются линии, и если присмотреться, то принцип довольно простой - ноты идут как по ступенькам, находясь либо между линий, либо на линии, соответственно, чем нота выше, тем и звук выше. На клавишных им соответствуют белые клавиши :

(лайфхак, если перед вами пианино, и вы не умеете в него играть - нажимайте любые, но только белые клавиши, не промахнетесь. На вопрос "что это за говно было" отвечайте - импровизация в до-мажоре)

Есть еще черные клавиши, если рядом с нотой соль есть значок диеза #, значит нужно нажать черную клавишу справа от нее, если бемоль - слева. Между ми-фа и си-до вставить диез\бемоль нельзя, так исторически сложилось. Короче, на клавишных на нотном стане каждой ноте принадлежит только одна клавиша!

А теперь давайте на гитаре возьмем ноту ми первой октавы:

Ну что, какую ноту жать будем? На пианинке то понятно, а на гитаре?

Окей, давайте возьмем Ля-мажор - та же ситуация. И ведь мы знаем, если сыграть этот аккорд в конце грифа - это один звук, а если в начале - совсем другой. И это главная проблема в отношениях гитарных дрочерят© с нотным станом - не интуитивно и не точно.

Однако дело не в этом. Раз каждой ноте принадлежит определенная клавиша, то их, например, можно пронумеровать, и писать что-то типа этого:

И сразу понятно, что нажимать:

Напоминает что-то, правда? Вот гитарная таба со всеми длительностями. По-моему все очень понятно как и где играть и очень похоже на предыдущий пример:

Но цифровое обозначение на клавишных - оно совсем не интуитивно: неудобно ориентироваться в октавах, даже если каждую ноту нумеровать отдельно, ну с 1 до 12, как это записывать? 1.3? Это До третей октавы или Ре первой? Тут нам на помощь приходят англосаксы, но не просто так, а как всегда поднасрав: они называют ноты буквами латинского алфавита A-B-C-D-E-F-G, только не в До-мажор гамме, как нас всех учили с детсада, а Ля-минор! Ну да, а чо бы нет, ноты то те же. Учим мы до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, а пишем ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля.

Но на нотном стане буковки то же не попишешь, длительность обозначать неудобно и пр. Выходит, что тема с точками - прям заебись.

А теперь немного фокуса с переворачиваниями, коли у нас каждая нота на нотном стане принадлежит только одной определенной клавише, то отношение нотного стана к клавишным можно представить так :

Я дико извиняюсь за этот перфоманс в фотошопе, но принцип, думаю, ясен.

А если это еще и повернуть против часовой стрелки, то получается буквально это:

Короче, ноты - это те же точно табы, пианисты узурпировали нотный стан, тупо его перенеся в физическое пространство, а табы - это тот же нотный стан, но оптимизированный под струнный инструмент. Табы и ноты выполняют абсолютно одну и ту же функцию абсолютно одинаковым образом, транслируя тебе информацию какую ноту где и когда жать и сколько времени ее давить.

И вы только задумайтесь, нас упрекают в том, что мы не хотим играть на гитаре по клавишным табам. Это просто лол-кек-чебурек, это жесткий троллинг и глумеж.

Ну и, кстати, могли бы черные клавиши до самого низа сделать и транспонировать на любой интервал без заморочек просто руки сдвигая, как это делаем мы, бугого

На этом все. Смело рассказывайте где я не прав, я не против.

Показать полностью 11 1
74

Как ВИДЕТЬ и УЧИТЬ гаммы на гитаре

Отличный видос, нормально объяснящий как научиться ориентироваться в этих сраных гаммах-хуямах. Может и повтор, на Пикабу не нашел, но тем кто не видел будет очень полезен!

Отличная работа, все прочитано!