Серия «КИНОМЕХАНИКА»

5

АСТЕРИКС И ОБЕЛИКС: ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ В СКАЗОЧНОЙ ИСТОРИИ

АСТЕРИКС И ОБЕЛИКС: ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ В СКАЗОЧНОЙ ИСТОРИИ

"Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра"

Жанр: комедия, фэнтези

Год выхода: 2002

Страна: Франция, Германия

Режиссер: Ален Шаба

В главных ролях: Жерар Депардье, Кристиан Клавье, Жамель Деббуз, Моника Беллуччи

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ И СТРОИТЬ

Светлана Прокудина, кинокритик:

- В 1959 году во французском журнале “Пилот” впервые был напечатан комикс об Астериксе и его друге Обеликсе - жителях одной гордой и непокорной галльской деревни, которые сопротивлялись римлянам, упорно стремившимся их завоевать. В этом противостоянии галлам помогала смекалка, юмор и волшебное зелье. Очень быстро Астерикс и Обеликс стали любимцами французских читателей. Через какое-то время приключения героев комикса начали экранизировать, появилось большое количество мультфильмов, а потом и линейка фильмов. Один из них вышел в 2002 году и назывался “Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра””. Главные роли в нем сыграли Кристиан Клавье и Жерар Депардье, Клеопатру - Моника Беллуччи, в роли Цезаря выступил режиссер картины Ален Шаба.

“Миссия “Клеопатра” - это второй полнометражный фильм франшизы про Астерикса и Обеликса. Действие его происходит в Египте. В центре сюжета - вызов, брошенный царицей Клеопатрой Цезарю: она обещает за три месяца построить для римского императора дворец, чтобы доказать величие египетской цивилизации. На помощь египтянам приходит друид Панорамикс и пара неразлучных друзей все с тем же волшебным зельем: то, что без волшебства построить дворец в такие короткие сроки не получится, было понятно и дураку, то есть архитектору проекта Нумеробису.

Если смотреть этот фильм в русском переводе, то можно вспомнить, что слова “рабочий” и “раб” однокоренные. “Это не рабы, а специализированные рабочие узких специальностей”, - с гордостью говорит Нумеробис, еще не зная, что эти люди действительно рабами себя считать не хотят и что скоро они выкатят ему список своих требований (не без помощи, конечно, местного провокатора).

Но ожидать многого от героев этой комедийной ленты не приходится: и митинг, который проводит соперник Нумеробиса, и требования рабочих здесь подчеркнуто комичны. “Мы работаем по 18 часов в день - 36 часов за два дня. Мы требуем 35!” - говорит активистка Билайнис. А еще они хотят 50-процентной скидки в уменьшении ударов хлыстом. Вот такие здесь условия работы и такой здесь мощный протест. Пика он достигает, когда рабочие требуют дополнительный выходной!

Фильмы про Астерикса и Обеликса - это всегда веселые, яркие и динамичные истории с большим количеством визуальных гэгов и пародий на кино и историю, а еще это отличные актеры в неожиданном обличье. Итальянская дива Моника Беллуччи одновременно с “Миссией “Клеопатра” в 2002 году снималась в триллере Гаспара Ноэ “Необратимость”. Там она играла жертву насилия, здесь - египетскую царицу: на съемках у Алена Шаба она смогла насладиться и властью своей героини, и красотой ее образа и окружающих декораций.

Дуэт Кристиана Клавье и Жерара Депардье - отдельное удовольствие, особенно в компании их верного спутника - маленькой белой собачки по кличке Идеафикс. Интересно отметить, что в это же время Клавье и Депардье снимались в мини-сериале “Наполеон”, первый - в роли императора Франции, второй - в роли интригана Жозефа Фуше. Впервые же актеры сыграли двух веселых друзей из галльской деревни в 1999 году, когда вышел фильм Клода Зиди “Астерикс и Обеликс против Цезаря”, положивший начало экранизации знаменитых комиксов. Смех смехом, а там жители галльской деревни при помощи волшебного элексира боролись с римскими налогосборщиками (успешно, конечно).

Пожалуй, самое главное в историях про Астерикса и Обеликса то, что как бы комично ни выглядели герои и положения, в которые они попадают, посыл у этих фильмов вполне серьезный и поучительный. Как бы галлы с египтянами ни боролись с римлянами, в финале они обязательно станут друзьями, а все козни закончатся миром.

Сказка - ложь, да в ней намек. “Волшебством всего достичь невозможно”, - говорит мудрый Панорамикс в фильме Алена Шаба. Мы видим, что не зелье и хитрые уловки помогают египтянам построить дворец, а совместные усилия и человеческое отношение друг к другу. Одним словом, девиз нашего кота Леопольда про то, что надо жить дружно, и здесь оказывается вполне рабочим (несмотря на корень “раб”).

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность":

- С поправкой на “комикс для взрослых” обращаю внимание - трудовые отношения и трудовые права являются не уникальностью, а обыденностью для вроде бы далекого от этой темы фильма. История хороша тем, что вплетает в сказочный сюжет серьезные вещи. Кстати, отрицательный герой выступает и как провокатор, пытающийся решить свои проблемы через разжигание трудового конфликта.

Профсоюзный рейтинг - 7 (по 10-балльной шкале)

Показать полностью 1
5

"Больница Питт": почему надо смотреть

"Больница Питт": почему надо смотреть

Сериал "Больница Питт" (США, 2025)

Режиссер: Дэмиэн Маркано, Аманда Марсалис, Джон Камерон

В главных ролях: Ноа Уайли, Трэйси Айфичор, Патрик Болл, Кэтрин Ланаса

Награды: 2025 - премия “Эмми” за достижения в области телевидения в номинациях “Лучший драматический сериал”, “Лучший актер драматического сериала” (Ноа Уайли), “Лучшая актриса второго плана” (Кэтрин Ланаса); номинации на премию “Эмми” за лучшую режиссуру и лучший сценарий драматического сериала; номинации на премию Ассоциации телевизионных критиков США: “Программа года”, “Выдающиеся достижения в драме”, “Выдающаяся новая программа”, “Индивидуальные достижения в драме” (Ноа Уайли) и др.

ВНИМАНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Светлана Прокудина, кинокритик:

- В 1994 году на экраны вышел сериал, которому суждено было стать частью жизни сразу нескольких поколений зрителей. Он назывался “Скорая помощь” и продолжался целых 15 сезонов вплоть до 2009 года. Одну из главных ролей там сыграл молодой актер Ноа Уайли - в первом сезоне он появлялся в образе студента-медика, толком ничего не умеющего. Прошло 16 лет после окончания “Скорой помощи”, и его создатели объявили о выходе нового медицинского сериала “Больница Питт” с Ноа Уайли уже в роли опытного и мудрого доктора Рабиновича (Робби), заведующего неотложным отделением больницы в городе Питтсбурге.

За 15 серий “Больницы Питт” перед нами проходит один день работы неотложки, из которого незаметно складывается резюме жизни современных людей с их проблемами, переживаниями и нравами. Если коротко, то картина получилась не очень благополучная. Чаще всего в неотложное отделение питтсбургской больницы попадают люди, пострадавшие в результате несчастных случаев, но не только. Одна из важных тем сериала - это семейные драмы между родителями и детьми, мужьями и женами.

Вот брат и сестра у постели старика-отца, они безнадежно борются за его спасение и попутно учатся принимать ситуацию и прощать былые обиды. Вот жена, подсыпающая мужу таблетки, снижающие потенцию, чтобы он не домогался их дочери. Или мать, травящая себя сама, чтобы образумить сына. Одним словом, трудности коммуникации здесь обнаруживаются у многих. Только доктор Робби не устает подавать пример, как можно находить слова не только для живых, но и для мертвых, для родственников пациентов и для своих коллег, которые тоже подчас нуждаются в психологической поддержке.

При этом он сам вынужден держать оборону на всех фронтах. Главный врач больницы Глория Андервуд предъявляет ему, например, что уровень удовлетворенности пациентов работой неотложки всего 8 процентов, а надо минимум 36, и грозит, что их присоединят к другой больнице или привлекут управляющую компанию, если так будет продолжаться дальше. Он ее просит увеличить штат, а она - улучшить показатели при имеющихся возможностях.

Ритм сериала стремительный с редкими паузами-перекурами, которые нужны тут для того, чтобы раскрыть персонажей не только как профессионалов, но и как людей со своими личными травмами. Больше всего в этом сериале бросается в глаза нагрузка, которую тянут на себе главные герои. При этом даже когда после теракта на музыкальном фестивале к ним потоком везут раненых и команда доктора Робби остается после своей смены помогать коллегам, главный вопрос, который их беспокоит, не в том, заплатят ли им за переработку, а в том, все ли они сделали, чтобы спасти как можно больше людей.

Существование актеров в кадре вызывает уважение не меньше, чем их персонажи: они уверенно ведут себя в операционной, одновременно мастерски отыгрывая нужные эмоции. Отсюда совершенно обоснованно выглядит победа “Больницы Питт” как лучшего драматического сериала в 2025 году на телевизионной премии “Эмми”. К слову, эту награду фильм заслужил как минимум за свой гуманистический посыл.

В центре внимания главных героев - человек (какого бы социального положения и цвета кожи он ни был): все, кто попадает в эту неотложку, нуждаются не только в медицинской помощи, но и в простом человеческом участии, и получают и то, и другое сполна. “Никогда не извиняйся за сочувствие к пациентам”, - внушает доктор Робби молодой стажерке доктору Кинг (Тейлор Дерден).

В целом этот сериал - как зеркало, в нем отражается современное общество со всеми его “тараканами”. “Мир поменялся, люди стали злее”, - говорит только что пережившая нападение со стороны пациента старшая медсестра Дана Эванс (Кэтрин Ланаса).

А еще “Больница Питт” учит тому, что жизнь скоротечна и надо успеть сказать главные слова своим близким. Итог же всему подводит пожилой хиппи, который пострадал во время теракта на фестивале. Его привозят в неотложку, и он удивленно говорит врачам: “Это же концерт… Куда делись мир и любовь?”

И правда, куда?

Обнадеживает одно: что хотя бы в кино есть герои, которые делают мир лучше. А там, глядишь, и зрители подтянутся.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность":

- Сериал, доказывающий, что жанр “производственный фильм” не потерял ни актуальности, ни возможного интереса зрителей. Это к вопросу о том, могут ли сегодня появляться фильмы “про человека труда”. Могут! И могут пользоваться популярностью. И профсоюз там встречается, пусть и в виде нескольких упоминаний, но - как естественный элемент в трудовом процессе. И это тоже прекрасно.

Крайне рекомендую посмотреть: динамично и жизненно. Фильм подтверждает и то, что - несмотря на разные страны - проблемы у работников (и у медицины) похожи: выгорание, низкое финансирование, да и бюрократические заморочки.

Профсоюзный рейтинг 9 (по 10-балльной шкале)

Показать полностью 1
10

Комедия "Фантоцци": "Служебный роман" по-итальянски

Комедия "Фантоцци": "Служебный роман" по-итальянски

Комедия "Фантоцци" (Италия, 1976 г.)

Режиссер: Лучано Сальчо

В главных ролях: Паоло Вилладжо, Анна Маццамауро, Жижи Редер, Джузеппе Анатрелли

Награды: 1976 - номинация на лучшую актрису второго плана (Анна Маццамауро), Итальянский национальный профсоюз киножурналистов.

"СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН" НА ИТАЛЬЯНСКИЙ ЛАД

Светлана Прокудина, кинокритик:

В 1990 году итальянский актер Паоло Вилладжо сыграл главную роль в последнем фильме Федерико Феллини “Голос луны”. Но знаменитым его сделала совсем другая картина, которую снял менее известный режиссер Лучано Сальче еще в начале 1970-х. Тогда в нескольких общественно-политических журналах Италии выходили короткие рассказы Вилладжо о бухгалтере-неудачнике Уго Фантоцци. То, что этот персонаж покорил итальянцев, стало понятно после выхода в 1971 году книги “Фантоцци”. Ждать экранизации пришлось недолго - уже через четыре года появился одноименный фильм с Паоло Вилладжо в главной роли.

Можно предположить, что успех и книге, и картине принесло то, что читатели и зрители увидели близкого им героя - простого итальянца, живущего как все: утром на работу, вечером с работы - и к тому же очень смешного. В Италии этот фильм вышел в 1975 году, а в 1977-м в СССР увидела свет лирическая трагикомедия “Служебный роман”. Не исключено, что Эльдар Рязанов успел посмотреть итальянскую картину, так как герой его фильма - старший статистик Новосельцев в исполнении Андрея Мягкова - очень уж напоминает недотепу Уго Фантоцци. Есть и еще некоторое сходство двух фильмов, хотя стилистически они совершенно разные.

Фантоцци около сорока, и больше всего на свете он боится опоздать на службу и впасть в немилость к начальству. Каждое утро он просыпается по будильнику, быстро одевается, так же быстро ест и мчится на автобус. Все это делается со спринтерской скоростью с одной целью - вовремя пробить свою карточку на проходной.

Режиссер Лучано Сальче - мастер комедии, в “Фантоцци” он проявил себя еще и как блестящий сатирик. Здесь перед нами в гротескной форме разворачивается жизнь неприметного человека. Уго Фантоцци настолько мелок в масштабах своей компании с труднопроизносимым названием, что, когда он во время ремонта случайно оказывается замурованным в комнате, его исчезновение (и то не сразу) замечает только жена. Это, в общем, неудивительно, так как рабочее место героя находится там, куда не каждый заглядывает, - под лестницей (почти как у Бубликова все в том же “Служебном романе”, помните?). В кабинете по соседству с Фантоцци двое коллег без перерыва режутся в морской бой, а синьорина Сильвани (Анна Маццамауро) поправляет брови, не отрываясь от зеркала (чем не секретарша Верочка в советском фильме).

Но если у Эльдара Рязанова главной драматической пружиной стала любовная интрига, то Лучано Сальче избегает каких-либо драм и серьезных тем (хотя Фантоцци и страдает от неразделенной любви к синьорине Сильвани). Для него важнее высмеять фальшивый корпоративный дух. Показательна в этом смысле сцена вручения рождественских подарков детям сотрудников. Они толпятся у входа в директорский кабинет в ожидании вызова. За подарок детишки должны прочитать стихотворение. Когда очередь доходит до пугающе уродливой дочери Фантоцци, руководство встречает ее выступление громким смехом. К слову, на роль 9-летней Марианджелы режиссер пригласил 28-летнего актера Плинио Фернандо, которого этот фильм прославил так же, как и Паоло Вилладжо.

Лучано Сальче в сюрреалистичной манере разыгрывает в фильме сцены из жизни среднестатистических клерков. Вот у них, например, футбольный матч между холостыми и женатыми сотрудниками (пиарщикам на заметку), вот тучи служащих - в буквальном смысле дождевые тучи, создающие препятствия футболистам, а вот унылый корпоративный Новый год. Дальше - хлеще: чтобы расположить к себе начальство этой чудо-корпорации, нужно бить поклоны перед скульптурой матери директора, а чтобы получить прибавку в двойном размере  - проиграть директору в бильярд не меньше семи партий. “Привратника - и того повысили только за то, что проиграл 37 партий подряд!” - жалуется Фантоцци жене, решая, как бы и ему так изловчиться.

К финалу в воздухе уже как будто начинает витать слово “профсоюз”, когда главный герой задумывается о том, как же побороть окружающую несправедливость. Но борьба за права трудящихся случится не в этот раз. Некий верховный руководитель дает Фантоцци ценный совет - быть всегда почтительным и лояльным. Что тут скажешь… Времена идут, а секрет успеха не меняется.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность":

- Фильм - яркий представитель сатирического жанра европейского кино, где авторы с удовольствием издеваются надо всем: над семейными проблемами, работой, начальниками, - в конечном счете над никудышной жизнью и мелкими радостями. Поскольку глобализация тогда еще не захватила мир, а глобальные корпорации еще имели относительно человеческие черты (хотя и тогда уже были готовы на все ради прибыли), сюжет смотрится мило и патриархально. Даже все издевательства начальника над главным героем выглядят скорее феодально. С другой стороны, “вы издеваетесь - мы делаем вид, что работаем” - принцип, как выясняется, актуальный не только для СССР 70-х, равно как и бегство из офиса сотрудников (бегство - в буквальном смысле слова) через секунды после окончания рабочего дня. Посмотреть стоит для того, чтобы понять и “радости и печали простого человека” 70-х, и юмор, конечно, который не устаревает.

Профсоюзный рейтинг 7 (по 10-балльной шкале)

Показать полностью 1
3

"В погоне за счастьем": история реальная, но маловероятная

"В погоне за счастьем": история реальная, но маловероятная

Пересматриваем фильм с профсоюзной точки зрения:

Биографическая драма «В погоне за счастьем» (США, 2006 г.)

Режиссер: Габриэле Муччино

В главных ролях: Уилл Смит, Джейден Смит, Тандиве Ньютон, Брайан Хау

Награды: 2007 - номинация на премию “Оскар” за лучшую мужскую роль (Уилл Смит); две номинации на премию “Золотой глобус” - за лучшую мужскую роль и лучшую песню; номинация на премию Гильдии киноактеров США за лучшую мужскую роль; премия Национальной ассоциации содействия цветному населению за достижения в сферах кино, телевидения, театра, музыки и литературы; специальная премия “Серебряная лента” (Габриеле Муччино) и др.

КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ И НЕ УМЕРЕТЬ ОТ ГОЛОДА

Светлана Прокудина, кинокритик:

- К середине 2000-х американский актер Уилл Смит уже настоящая звезда блокбастеров (“Плохие парни”, “Люди в черном”, “Я, робот”). И тут ему неожиданно попадает сценарий по реальной истории Криса Гарднера - горе-бизнесмена, отца-одиночки и бездомного в начале 1980-х и - мультимиллионера спустя 25 лет. Уилл Смит так загорается желанием сыграть Гарднера, что сам ищет режиссера для будущей картины и предлагает взяться за съемки итальянцу Габриеле Муччино, чьи романтические фильмы Смиту очень нравились. Муччино польщен и соглашается, решая, что кому как не иностранцу снимать фильм о воплощении американской мечты. Так в 2006 году появилась биографическая кинодрама “В погоне за счастьем”.

Сам Крис Гарднер, кстати, в фильме тоже появляется - в финале он идет навстречу главному герою и его маленькому сыну уверенной походкой победителя жизни. На этапе выбора актеров у него были большие сомнения относительно кандидатуры Смита. “Думаешь об Уилле, и на ум приходят инопланетяне, космические корабли, море насилия, оружие, быстрые машины. Да ладно?!” Опасения Гарднера не оправдались. Звезда блокбастеров отлично справился с ролью непотопляемого мечтателя. Сам Уилл Смит до сих пор считает, что “В погоне за счастьем” - лучший фильм в его карьере. 

1981 год. 27-летний Крис Гарднер живет в съемной квартире в Сан-Франциско с женой и ребенком. Каждое утро он ведет сына в дешевый детский сад, который держат китайцы, а потом отправляется по больницам штата, пытаясь продать никому не нужный чудо-аппарат. По телевизору тем временем выступает президент Рейган, что-то объясняя гражданам про сложную экономическую ситуацию.

Незадолго до этого нам показывают цитату из Декларации независимости США - о том, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Последняя часть этой фразы вызывает у героя беспокойство: он не понимает, означает ли слово “стремление”, что счастье в принципе недостижимо? Правильный ответ зрители узнают в конце, а пока Уилл Смит носится по городам со странным белым ящиком в руках. В покупку целой партии этих ящиков главный герой вложил все свои деньги в надежде заинтересовать ими врачей. Когда бизнес-план Гарднера проваливается, он решает стать брокером. Подталкивает его к этому пример одноклассника, который сумел на финансовых операциях заработать на “феррари”. В общем, перед нами настоящий авантюрист. В какой-то момент это понимает и жена героя. В результате она оставляет ему пятилетнего сына, а сама едет на заработки в Нью-Йорк.

Сына Криса Гарднера играет настоящий сын Уилла Смита Джейден, отчего их дуэт - вдвойне душещипательный. Мы видим, как их за неуплату выселяют из квартиры, как они скитаются по мотелям, бьются за место в ночлежке, а один раз и вовсе ночуют в туалете метро.

Если попытаться сформулировать ответ на вопрос, про что этот фильм, то, кажется, прежде всего он про одиночество человека в капиталистическом мире. Положим, Гарднер сам виноват, что довел ситуацию до предела. Но дальше перед нами открываются “законы рынка”. Чтобы получить работу в брокерской компании, герою нужно пройти 6-месячную неоплачиваемую (!) стажировку и еще побороться за это право, а потом терпеть постоянные унижения от руководителей, которые то и дело используют его как мальчика на побегушках. А чтобы выполнить план по количеству привлеченных клиентов, он принимает решение не пить воду в рабочее время, чтобы не тратить время на походы в туалет…

Пока идет фильм, совершенно не верится, что эта история может закончиться хорошо. Но благодаря личным качествам главного героя, который без оптимизма и надежды просто продолжает на автопилоте “бить лапками”, в финале ему удается сломать систему. Радости, правда, он почти не испытывает, потому что на нее уже нет сил - оказывается, счастье может быть и таким. Своему сыну Уилл Смит говорит в фильме: “Если есть мечта, оберегай ее”. Тут ненароком задумаешься: если мечта требует таких жертв, то, может быть, лучше поменять мечту или жить вообще… не мечтая? Ну, и без миллионов, конечно.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность":

- Фильм разворачивается перед нами как история финального преодоления трудностей и индивидуальный путь к успеху. Но в определенный момент, когда мы видим толпы, стоящие в очередь, чтобы получить бесплатное место в ночлежке, вся история приобретает более важное и масштабное социальное измерение. Задаешься вопросом: у героя Уилла Смита получилось вырваться из нищеты (реальной нищеты, включая ночевку с сыном в туалете метро), а каков процент таких успешных историй? Вот это и есть, наверное, самый главный вопрос. Ответ тоже примерно понятен. Равно и как и отсутствие в фильме даже подобия профсоюзов. Индивидуальные победы в них не нуждаются.

Профсоюзный рейтинг 5 (по 10-балльной шкале)

Показать полностью 1
5

Фильм "Мелочи жизни": рецензия кинокритика и взгляд профактивиста

Фильм "Мелочи жизни": рецензия кинокритика и взгляд профактивиста

Фильм "МЕЛОЧИ ЖИЗНИ" (2024, Ирландия, Бельгия, США).

Режиссер: Тим Милантс.

В главных ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон, Айлин Уолш, Мишель Фэйрли.

Приз “Серебряный медведь” за лучшую женскую роль второго плана (Эмили Уотсон) и номинация на лучший фильм на Берлинском кинофестивале; призы Ирландской академии кино и телевидения в номинациях “Лучший фильм” и “Лучший актер” (Киллиан Мерфи).

ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Светлана Прокудина, кинокритик:

В 1765 году в Дублине открылся первый в Ирландии приют Магдалины, целью которого было перевоспитание “падших” девушек. Подобные заведения при католических приходах можно было встретить в Великобритании, Швеции, Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде. Но только ирландские приюты “прославились” тем, что, по сути, были трудовыми лагерями для молодых женщин. Все знали эти места как “прачечные Магдалины”. О том, что воспитанниц приютов использовали в качестве бесплатной рабочей силы и подвергали их насилию, стало известно только в конце ХХ века благодаря случайности. Тогда же была раскрыта информация о том, что все это происходило под покровительством правительства Ирландии, которое оказывало церкви финансовую поддержку.

В феврале 2024 года на Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма “Мелочи жизни”, снятого по инициативе актера Киллиана Мерфи по одноименной книге ирландской писательницы Клэр Киган. В центре сюжета - история человека, который оказался свидетелем издевательств над девушками из приюта Магдалины, и его дальнейший выбор. Главную роль в фильме сыграл сам Киллиан Мерфи, а режиссером стал его друг и коллега по работе над сериалом “Острые козырьки” Тим Милантс. Продюсерами же выступили американские актеры Мэтт Деймон и Бен Аффлек.

Действие в фильме происходит в маленьком ирландском городке в 1985 году в канун Рождества. Билл Ферлонг вместе с женой воспитывает пятерых дочерей, а деньги на пропитание семьи он зарабатывает на доставке угля. Один из его постоянных клиентов - местный монастырь. Приехав туда однажды с новой партией топлива, Билл застает невыносимую сцену: родители привезли свою дочь в приют, а она умоляет их не оставлять ее там. В следующий раз он обнаружит в сарае плачущую беременную девушку. С этого момента он начнет понимать, что в монастыре происходит что-то не то.

Киллиан Мерфи, которого мы знаем по роли брутального гангстера Томми Шелби в “Острых козырьках” и по роли знаменитого физика Роберта Оппенгеймера, которая принесла ему “Оскар”, в “Мелочах жизни” предстает в новом для себя образе. Его Билл, на первый взгляд, типичный “маленький человек”, обычный трудяга и семьянин. Но мы быстро понимаем, что на самом деле это человек уникальный. На Рождество, например, он будет рад, если жена подарит ему какую-нибудь книгу; идеально - если “Дэвида Копперфильда” Диккенса. Он рано стал сиротой, поэтому не может проехать мимо одиноко бредущего вдоль полей знакомого мальчишки и не узнать, все ли у него нормально, а потом еще и не отсыпать ему монет. “Ты всегда был мягкосердечным, Билл”, - говорит ему жена, когда он рассказывает ей о встрече с беременной Сарой в монастыре.

Мерфи создает образ своего героя минимальными средствами, выражением глаз, пластикой, наклонами головы. Он немногословен и скуп на эмоции. Но в каждом его жесте и взгляде - вся суть этого человека: его молчаливое беспокойство и его сомнения, когда все вокруг уверены, что происходящее в монастыре - “не наше дело”. Настоятельница же монастыря сестра Мэри в исполнении Эмили Уотсон предстает в образе типичного, уверенного в себе Зла, которое прикрывается маской заботливого и все понимающего человека.

По фильму можно было бы составить брошюру с “правилами жизни” примерного общества. “Если хочешь чего-то добиться, научись закрывать глаза”, “Держись правильной стороны”, “Держи друзей близко, а врагов еще ближе”. Эти “крылатые” фразы герой Киллиана Мерфи слышит постоянно в качестве советов. Но он им как будто не доверяет. Единственный раз, когда мы видим светлую улыбку на его лице, - это когда он все-таки нарушает правила и приводит в свой дом девушку Сару из приюта. Он так и не смог закрыть глаза.

Рабский труд молодых девушек процветал в прачечных Магдалины вплоть до середины 1990-х годов. В 2013-м президент Ирландии Майкл Хиггинс вынужден был даже принести извинения женщинам, которые содержались в трудовых лагерях при монастырях. Тогда же он сообщил, что все пострадавшие получат компенсации от государства. Через год Комитет ООН против пыток призвал отреагировать на открывшиеся факты и Ватикан.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России, главный редактор газеты "Солидарность":

Фильм тяжелый. И в силу темы, и потому что он… тягучий, что ли. Но если смотреть не только на главный сюжет, то - обратите внимание: какая бедная жизнь - чисто в бытовом смысле - у главного героя, “собственника своей фирмы”. Люди буквально считают гроши. А перспективы образования дочерей зависят от воли монахинь, курирующих школу. В 60 - 70-х годах в Англии были популярны “рассерженные молодые люди” - режиссеры с социальными фильмами о проблемах общества. На дворе 2025-й. Подумаем о том , что изменилось? Билл Ферлонг, после работы тщательно оттирающий руки от угольной пыли, в какой-то момент напоминает Понтия Пилата…

И еще несколько деталей. Играющая сестру Мэри Эмили Уотсон, получившая за эту роль “Серебряного медведя” в Берлине, напомнила Луизу Флетчер в роли сестры Рэтчед из “Пролетая над гнездом кукушки”, за которую она получила премию “Оскар” и “Золотой глобус”. А ирландка - певица Шинед О’Коннор, сама в прошлом заключенная приюта Магдалины, 3 октября 1992 года, во время войны США с Ираком и в Югославии, спев песню “Война” Боба Марли в прямом эфире, закончила свое выступление тем, что разорвала фото папы Римского и заявила: “Сражайтесь с настоящим врагом!” Скандал был жуткий, но преступления - еще больше. И молчание церкви вокруг них такое же.

Неплохой, серьезный фильм.

Профсоюзный рейтинг: 7 (по 10-балльной шкале)

Показать полностью 1
2

Фильм "Офисное пространство": смотрим по-профсоюзному

Фильм "Офисное пространство": смотрим по-профсоюзному

Оригинальное название: Office Space

Жанр: комедия

Год выхода: 1999

Страна: США

Режиссер: Майк Джадж

В главных ролях: Рон Ливингстон, Дженнифер Энистон, Дэвид Херман,Аджай Найду

Награды: премия в номинации “Звезда Техаса” Зала славы кино Техаса (Майк Джадж, 2019 г.)

ОФИСНЫЕ БУДНИ КАК СТРАШНЫЙ СОН

Светлана Прокудина, кинокритик:

- В 1999 году автор мультипликационного сериала в жанре черной комедии “Бивис и Баттхед” Майк Джадж снял свой первый художественный фильм “Офисное пространство”. К этой истории он уже подступался за восемь лет до этого в дебютном одноименном мультике, заявив тогда о себе как мастере сатирической комедии. Картина же “Офисное пространство” попала в сотню самых смешных фильмов по версии американской кабельной сети Bravo, хотя сюжет этой киноленты по сути своей очень даже печальный. Он о том, как люди ненавидят свою работу.

Каждое утро Питер Гиббонс и его коллеги через пробки добираются из дома в офис. Там в одной большой комнате они занимают свои места, заботливо оборудованные перегородками, и пребывают в таком положении до вечернего “звонка”. Как объясняет Гиббонс суть своей работы, “сижу в ячейке, делаю апгрейд банковских программ”. “Неужели так будет до 50 лет?” - спрашивает он у собратьев по несчастью Майкла и Самира. Зато есть уверенность в завтрашнем дне, подбадривают они его.

В этом фильме собраны все штампы об офисной работе. Самый узнаваемый и безобидный - эта борьба человека с принтером, с которым всегда что-то не так (кто не сталкивался с такими явлениями, как “замятие бумаги” или “ошибка загрузки”?). Без “сплачивающих” коллектив корпоративных традиций тоже не обходится. Но главный штамп - это взаимоотношения руководства и сотрудников. Последние в офисе как бездушные рабы, которым можно приказать что угодно, например выйти на работу в воскресенье, и они безропотно послушаются.

Первым, кто объявит этому тихий протест, станет Питер. На его роль Майк Джадж пригласил красавчика, ухажера Сары Джессики Паркер в “Сексе в большом городе” Рона Ливингстона. В “Офисном пространстве” его герой проходит путь от страдающего клерка, ищущего спасение у гипнотерапевта, до решающегося на радикальные меры авантюриста. К врачу он идет за тем, чтобы с помощью гипноза ему помогли забыть о работе. В гипноз его ввели, но вывести не успели - доктор в процессе скончался… В результате полугипнотическое состояние главного героя привело к тому, что его отчаяние сменилось безразличием.

Небезразличие он проявляет только к юной героине Дженнифер Энистон - официантке из соседнего кафе Джоанне. На ее примере нам показывают, что руководитель-самодур в офисе Питера - это не исключительный случай. Начальник Джоанны и вовсе, кажется, сумасшедший. Он требует носить на униформе как можно больше идиотских значков, которые, по его мнению, придают “изюминку” кафе и индивидуальность официантам.

Но вернемся к офису Питера. В какой-то момент там появляются специальные люди - “консультанты”, которые проводят собеседования с сотрудниками, чтобы решить, кого из них уволить. У Джаджа это комические персонажи, делающие непредсказуемые выводы. Например, уволить они решают не забившего на работу Питера, а его ответственных коллег Майкла и Самира. Все потому, что руководство не обеспечило герою Рона Ливингстона “настоящую мотивацию”, считают консультанты Боб и Боб.

Майк Джадж, с одной стороны, доводит историю офисного рабства до абсурда, с другой - преподносит урок всем руководителям. Мы видим, что люди в этом офисе не готовы добиваться улучшения условий труда законными методами. Вместо этого они начинают мстить своей компании, выбирая экстремальный путь. А самой честной здесь оказывается Джоанна, которая увольняется из кафе со словами, сказанными в лицо сумасшедшему боссу: “Я ненавижу эту работу, и она мне не нужна”. Питер же с коллегами оказывается способен только на высокоорганизованное воровство денег компании и уничтожение ненавистного принтера. Счастливым же он себя почувствует, когда устроится работать на стройку.

Пока смотришь фильм, думаешь еще и о том, что вроде бы идет время, меняются к лучшему условия в офисах компаний, но человеку все равно плохо в этих “ячейках”. Как здесь не вспомнить недавний сериал “Разделение”, который спустя 20 с лишним лет после “Офисного пространства” говорит все о том же, только вместо гипноза забыть о работе тут помогают новые технологии в виде впаянного в голову чипа.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков, главред газеты "Солидарность":

- Ситуация, когда человек не любит свою работу, - печальна, но не единична. (Ждем новый фантастический фильм на тему того, как корпорации прививают любовь к работе, включая самые занудные занятия.) Еще грустнее ситуации, когда человек занимается так называемой “дерьмовой работой”, то есть работой, которая не только не приносит удовлетворения, но и излишня сама по себе, не нужна в принципе. (Этот неполиткорректный, но точный термин ввел великий социолог Дэвид Гербер.) С другой стороны, даже неприятная работа может быть принята человеком как достойная по двум причинам: она признается полезной обществом и им самим и за нее платят нормальные деньги. Фильм Джаджа оставляет в стороне вопрос, нужна ли такая работа, какую делают герои фильма? Но деньги (в том числе и за переработки) им платят такие, что даже нельзя применить фразу “зарплата за то, чтобы не вредили”. Ну, вот они и вредят как могут. С учетом того, что мы уже знаем о последующих формах эксплуатации и ограничений, фильм 1999 года выглядит даже по-своему милым. Посмотреть на разик.

Профсоюзный рейтинг - 5 (из 10 баллов)

Показать полностью 1
4

"Ангелы с железными зубами": есть ли грань у борьбы за права

"Ангелы с железными зубами": есть ли грань у борьбы за права

"Ангелы с железными зубами" (США, 2004)

Режиссер: Катя фон Гарнье

В главных ролях: Хилари Суэнк, Фрэнсис О’Коннор, Джулия Ормонд, Анжелика Хьюстон

Награды: номинации на премию “Эмми” (2004 г.), премия Американского общества кинематографистов за выдающиеся достижения в кинематографии в фильмах недели / мини-сериалах / пилотных фильмах (2005 г.), премия “Золотой глобус” (2005 г.)

ОДА ХРАБРЫМ ЖЕНЩИНАМ

Светлана Прокудина, кинокритик:

В 2004 году у американской актрисы Хилари Суонк вышло сразу несколько фильмов, в двух из которых она сыграла сильных и бесстрашных женщин. Один назывался “Малышка на миллион” и принес ей в следующем году победу на “Оскаре”, второй - “Ангелы с железными зубами”. Если в первом Суонк приходилось много боксировать, то во втором - упражняться в силе слова, а ближе к финалу еще и терпеть пытки. Тем не менее оба фильма можно отнести к категории мотивирующих - один рассказывает о тяжелом пути к спортивной победе, другой - о не менее тяжелой общественно-политической борьбе.

“Ангелы с железными зубами” стал первым американским фильмом режиссера из Германии Кати фон Гарнье. Для дебюта в США она взяла нетривиальную тему - борьба женщин за избирательные права. Действие картины охватывает восемь лет и начинается в 1912 году с того момента, как участницы Национальной ассоциации суфражисток США переходят к активной фазе своей деятельности. Они хотели не просто изменить отношение к женщинам, они требовали закрепить в Конституции их право голосовать на выборах.

Если присмотреться к организации суфражисток, то станет очевидным их сходство с профсоюзом, только вместо защиты прав какой-либо профессиональной группы они отстаивали права женщин (собирая с них взносы, конечно же). А еще фильм интересен тем, что, независимо от гендерной темы, он представляет собой настоящий учебник по пиар-технологиям. Не факт, что такое понятие уже существовало в начале XX века, но суфражистки, как мы видим из фильма, владели этими приемами на сто процентов.

С другой стороны, сама жизнь подталкивала их к тому, чтобы быть изобретательными, так как вести работу им приходилось по всем фронтам. Прежде всего они должны были убедить самих женщин бороться за свои права. “Мы едины в требовании политического равенства!” - пытается достучаться до работниц фабрики активистка Люси Бёрнс (Фрэнсис О’Коннор). Но в ответ слышит: “Дайте мне прибавку! К черту политику!”

В любом пособии по пиару будет написано про необходимость изучения целевой аудитории и того, что называется “инсайтом” - болевой точкой потенциальных клиентов. Когда героиня Хилари Суонк Элис Пол понимает, что политические требования не производят впечатления на работниц, она напоминает о недавнем происшествии, когда 146 женщин погибли при пожаре на фабрике. “Право голоса - это пожарный выход”, - объясняет она и попадает в цель.

Но сложнее всего суфражисткам было, конечно, убедить политиков-мужчин воспринимать себя всерьез. Здесь в ход шло уже все - и обаяние, и хитрость, и дерзость, и, безусловно, прощупывание болевых точек этой “общественной группы”. Показательными являются эпизоды встреч активисток с президентом Вудро Вильсоном (Боб Гантон), с которым они сначала пытаются договориться “по-доброму” (“Господин президент, как вы проведете тарифную реформу, если не все граждане смогут за нее проголосовать?”), а потом начинают против него настоящую кампанию под лозунгом “Мы будем камешком в его ботинке”.

Этот камешек в результате превратится в настоящий булыжник, который отрикошетит и в их сторону: за пикеты у Белого дома участниц специально созданной Национальной женской партии приговорят к 60 дням принудительных работ, которые обернутся сначала голодовкой активисток, а потом принудительным жестоким кормлением и издевательствами.

Режиссер Катя фон Гарнье, воздавая славу героиням прошлого столетия, придает этой истории современную форму, и в плане монтажа, и особенно в плане музыки. Последняя хоть и звучит порой диссонансно по отношению к видеоряду, но в целом подчеркивает настрой действующих лиц картины - как метко его определил врач, проводивший психиатрическую экспертизу активисток: “В женщинах храбрость часто принимают за безумство”.

Так или иначе, в 1920 году в Конституцию США была внесена поправка, предоставляющая женщинам избирательные права. Но фильм “Ангелы с железными зубами” стоит смотреть даже не ради этой истории, а ради понимания: если ты веришь в правоту своего дела, готов идти до конца, как бы тяжело ни было, то у тебя все получится. Картина Кати фон Гарнье в том числе об этом.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность":

- Здесь вот что интересно: в какой момент борьба за нарушенные права становится утрированной? Сегодня никто не спорит с тем, что право женщин голосовать на выборах - есть нормально. Но в какой момент борьба за права может перейти грань? Наглядный пример: травля полноватой девочки в школе - это плохо, но и “бодипозитив”, пропагандирующийся в СМИ, - демонстративно торжествующий “жиртрест” - ничем не лучше, по-моему. То же самое можно обдумать и применительно к профсоюзам. В какой момент стремление к диалогу оборачивается сдачей позиций? Когда непримиримость вредит тем самым людям, которых она пытается защитить? Вечные вопросы… А фильм хороший.

Профсоюзный рейтинг 7 (по 10-балльной шкале)

Показать полностью 1

Вакансия "Расходный материал". Смотрим фильм "Микки 17"

Вакансия "Расходный материал". Смотрим фильм "Микки 17"

Фантастический фильм "Микки 17" (США, 2025)
Режиссер: Пон Джун Хо
В главных ролях: Роберт Паттинсон, Наоми Аки, Стивен Ян, Марк Руффало

ВСЕ СОВПАДЕНИЯ (НЕ)СЛУЧАЙНЫ

Кинокритик Светлана Прокудина:

- Зимой 2025 года на Берлинском кинофестивале показали новый фильм корейского режиссера Пон Чжун Хо - автора социальной драмеди “Паразиты”, в 2020 году получившей сразу четыре “Оскара”. Фанаты Пона ждали его новую работу почти шесть лет. Было известно, что он снимает фильм вместе с американским гигантом Warner Bros. по мотивам научно-фантастического романа Эдварда Эштона “Микки 7”. Выход картины несколько раз откладывался, и только к 2025 году работа была завершена. Новый фильм главной звезды корейского кинематографа получил название “Микки 17” и разделил критиков на два лагеря: одни приняли фильм с восторгом, другие не увидели в нем ничего нового. Так или иначе, в 2026 году “Микки 17” наверняка окажется в числе номинантов на “Оскар”.

Пон Чжун Хо переделал литературный источник на свой лад - как мы видим это даже из названия. Микки Барнс - это “маленький человек”, который на Земле взял большой кредит, чтобы открыть лавку с пирожными, но кондитерская прогорела, и Микки и его компаньона стали одолевать коллекторы. “И мы решили свалить с Земли”, - рассказывает за кадром бизнесмен-неудачник. Спасение для себя Микки нашел в космической миссии на планете Нифльхейм. Там как раз была вакансия - расходного материала. Учитывая, что у него не было образования и особых навыков, Микки решил, что другая работа ему все равно не светит.

Одной из его обязанностей стала “привычка” умирать: каждый раз, когда он погибал во время задания, его печатали заново на специальном биопринтере. “Я бы уже обогатился на страховых полисах, но расходников, само собой, никто не страхует. У нас нет объединений, нет профсоюзов, нет пенсий”.

Главную роль в фильме сыграл британский актер Роберт Паттинсон, прославившийся в роли вампира в киносаге “Сумерки”. В картине Пон Чжун Хо ему удалось создать образ неуверенного и одновременно трогательного простака, который совершенно не воспринимает себя как личность и с готовностью соглашается с ролью винтика в огромном, технологически новаторском и абсолютно циничном механизме.

Пон Чжун Хо не был бы собой, если бы в фильме не оказалось сатирической интонации. Ее адресатами здесь становятся глава космической миссии, бывший конгрессмен Кеннет Маршалл (Марк Руффало) и его супруга Илфа (Тони Коллетт). Эта чета ни во что не ставит человеческую жизнь и готова залить кровью дорогу к светлому будущему при условии, что эта кровь не запачкает их персидский ковер, привезенный с Земли. В мечтах же у них - заселить новую планету людьми высшей расы. К слову, в образе неуравновешенного завоевателя далеких планет многие увидели нынешнего президента США Дональда Трампа.

В фильме звучит сразу несколько важных для Пон Чжун Хо тем: политическая (бессовестные амбиции и колониальные замашки), экологическая (никто не хочет “чинить” планету), социальная (условия труда и эксплуатация персонала со стороны корпораций) и, наконец, моральная (по-христиански ли это - относиться к человеку как к расходному материалу и восполнять потери с помощью новых технологий?). Все это, безусловно, отражает претензии режиссера к современному миру. Кому-то они кажутся скучными, но нельзя не согласиться с тем, что темы эти сверхактуальны.

В данном случае корейский режиссер с помощью американских продюсеров попытался вложить свою критику в рамки блокбастера. Дух авторского кино при этом все равно никуда не делся. Отдельного упоминания заслуживает музыка Чон Джэ Иля, автора саундтрека к “Паразитам” и сериалу “Игра в кальмара”. Его фортепианные композиции придают “Микки 17” налет меланхолической сказки, а еще неожиданно навевают воспоминания о французской романтической комедии “Амели”.

В сухом остатке главное в этом фильме - гуманистический посыл: жизнь каждого человека важна, даже такого на все согласного простака, как Микки Барнс; осваивать чужие планеты можно без насилия и жертв, а новые технологии не должны служить преступным целям. А еще здесь хеппи-энд - то ли сказалось влияние Голливуда, то ли самому Пон Чжун Хо захотелось в кои-то веки позволить добру победить.

ГАЛЕРКА

Главный редактор газеты "Солидарность" Александр Шершуков:

Когда вам скажут: “Они же просто хотели заработать, а мы дали им такую возможность”, посоветуйте посмотреть “Микки 17”. В этом фильме идея “дали просто возможность заработать” доведена почти до апофеоза. Работник соглашается на то, что вредные условия труда его убьют, но будет сделана его копия, которая… продолжит работу. И так до бесконечности. Эдакая иллюстрация известной фразы английского профсоюзного лидера, которую цитирует Карл Маркс в “Капитале” (про то, что “нет такого преступления, на которое бы не пошел капитал” при соответствующей прибыли).

Добро, конечно, в фильме побеждает. Но выглядит не очень убедительно. Тем более что представители зла изображены какими-то недоумками. Даже непонятно, как они (злодеи) додумались до таких супертехнологий. Но фильм, тем не менее, стоящий.

Профсоюзный рейтинг 8 (по 10-балльной шкале)

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!