Серия «Мотопутешествия»

237

Все дороги Ленинградской области на мотоцикле

Десять лет назад я купил свой первый мотоцикл, но, не успев за осень открыть категорию, поставил его на зимовку, так и не покатавшись. И скучными зимними вечерами начал строить планы, куда и как поеду на нём весной. Я сразу знал, чего хочу: гонять по ночному городу – не моё, тусить на Стрелке мне тоже скучно, а на работу вообще пешком хожу. Мечтал неспешно катить по пустынным пригородным дорогам… Но куда? Я понимал, что в первый сезон на дальняк ещё рано и нужно придумывать что-то недалеко от дома, но просто так кататься будет скучно, поэтому нужна цель, нужна идея... И она пришла.

Была в то время популярна компьютерная игра про дальнобойщиков, где нужно в виртуальном мире возить на фуре грузы. И на карте этого мира дороги, по которым хоть раз проехал, из серых становились оранжевыми. Вот оно! Так родилась идея проехать на мотоцикле по всем дорогам Ленинградской области. Понятно, что не в каждый переулок заехать, но хотя бы объехать все основные дороги между населёнными пунктами без учёта улиц внутри. А ещё нужно, чтобы в процессе вся информация о поездках собиралась автоматически, а результат красиво представлялся на карте. И я приступил к подготовке.

Первым встал вопрос, какую картографическую базу брать, чтобы была доступной и легко обрабатывалась; ей стала OpenStreetMap. Следующий вопрос, какие дороги и по какому принципу отобрать, решился довольно просто и в итоге в базу моего проекта перекочевали 6289км дорог федерального, регионально и районного значения, исключая местные дороги и дороги внутри КАД. Выбор программы для записи треков тоже был относительно прост, меня устроил функционал моего навигатора Navitel. Ну а дальше – я ж программист, C# в руки и писать свой софт, который анализирует треки, отмечает в моей базе пройденные участки дорог и считает результат, который потом визуализируется в SAS.Planet. Так нескучно я и провёл зиму. И пришла весна.

Первый выезд в рамках проекта состоялся 02 мая 2016-го и к концу весны в копилке уже лежало почти 800км. Это было здорово! На неделе я строил маршруты поездок, причём это оказалось очень увлекательным занятием – прокладывать их так, чтобы оптимально покатавшись в выбранном районе проехать максимум новых дорог. И заодно подбирал достопримечательности в окру́ге, чтобы было ещё интереснее. А все выходные проводил в седле, выезжая из дома ранним утром и возвращаясь поздним вечером, окрашивая всё больше и больше дорог на своей карте в красный цвет.

А дальше становилось сложнее, хотя и интереснее. Все дороги "рядом" с домом уже пройдены не по разу, за новыми приходится уезжать далеко, и из намотанных за день почти пятисот километров в копилку проекта ложится лишь сотня новых. К середине августа счётчик перевалил за 50% и стало очевидно, что дальше однодневные выезды становятся не эффективны, пришло время покупать палатку и котелок. Я перешёл на двух и трёхдневные выезды и до конца лета очень плотно обкатал север. К завершению своего первого мотосезона я объехал почти две трети всех дорог Ленинградской области, почти 4,5 тыс.км., накрутив при этом на одометре мотоцикла 20,5 тысяч!

К сезону 2017 я был готов и за первую половину лета, подчистив все остатки на севере, полностью закрыл запад, Кингисеппский и Сланцевский районы. На востоке Ленинградской области не очень плотная дорожная сеть, но там достаточно большие расстояния, поэтому Тихвинский и Бокситогорский районы я обкатывал во время отпуска, и к концу лета практически закончил. Всё эти два года я старательно объезжал стороной одну небольшую дорогу недалеко от дома, эти 8 километров должны были стать финальной точкой. И я поставил её 03 сентября 2017-го года.

Так за два сезона я впервые объехал все дороги Ленинградской области на своём первом мотоцикле Honda Steed 600. Я по настоящему узнал свой родной край, увидел много нового и интересного, приобрёл огромный опыт в мотопутешествиях и нашёл новый смысл в своей жизни. Потом, сменив класс мотоцикла, я снова объеду всю Ленобласть, правда уже за три сезона. А заодно и всю Карелию, и Новгородскую, и Псковскую... Потом будет Брест и Мурманск, Челябинск и Нарьян-Мар, десять сезонов в седле, почти 300 тысяч километров за спиной... Но те первые шесть – это было очень круто.

Показать полностью 10
20

Труха и гать

Фестиваль Балтик Ралли подходил к концу, и, возвращаясь из Выборга домой, я, как обычно, решил поехать дальней дорогой, через Светогорск, Каменогорск и Мельниково. Но перед этим посетить пару мест в окрестностях Выборга, которые давно были отмечены на моей карте.

Первое из них – заброшенная финская бумажная фабрика на реке Селезнёвка в посёлке Кравцово (60.775209, 28.554015). Давно не ездил по достопримечательностям, потерял навык, ошибся; приехал на тот берег реки, где стоит фабрика, хотя опыт подсказывал, что подобные достопримечательности нужно смотреть с противоположного берега, откуда открывается хороший вид. Так и вышло. Здание стоит вплотную к берегу и с этой стороны совсем не интересно.

Открываю карту, смотрю маршрут на другой берег и вижу крюк больше 30 километров. По моим меркам немного, но сегодня жара и по времени я ограничен, поэтому решаю, что заеду с другого берега в следующий раз, когда буду в Выборге. И вот уже почти уехал, но на глаза попадается информационный стенд о производстве работ, на котором написано, что здесь уже месяц идут работы по сносу объекта, которые завершатся к концу лета. Значит второго шанса у меня не будет. Решаю ехать в объезд на другой берег.

Но разглядывая карту обращаю внимание на пунктирчик, уходящий к берегу реки в нескольких сотнях метров от меня. Не иначе тропинка? Глядь, а с другого берега тоже тропинка обозначена, значит там пешеходный мост! Поехал, так и есть, мост. Правда досочки на нём уж больно хлипкие, трухлявые, местами провалившиеся… Спешился и пошел прокладывать маршрут, простукивая пяткой каждую доску и проверяя её на прочность. Местами опасно, но зигзагами проехать можно. Сердце колотит, пот ручьями, адреналин зашкаливает, но колени плотно сжимаю бак и руки уверенно делаю своё дело. Проехал.

Плотину уже демонтировали, обидно, что не увидел её; начали подбираться к зданию. Ничего особенного в руинах этой фабрики нет, но сам факт, что я сюда приехал и как я это сделал – достойное приключение вышло для начала дня. Теперь к следующей точке.

Посреди леса скала, а в ней практически рядом друг с другом три грота (60.773821, 28.670249). В этот раз я всё правильно рассчитал, подъехал с нужной стороны, сразу сообразил, где свернуть в лес. Сначала узенькая дорожка, потом с неё поворот на уходящую через пригорок тропинку, на которой то тут то там торчат огромные камни. Практически без разведки по тропинке поднялся вверх на гору и…

Упёрся в гать. Чёрная болотистая жижа, поперек которой набросаны ветки. Тут без разведки не обойтись. Спешиваюсь и иду пешком. Жижа под ногами хлюпает, но палки держат, и нога притапливается всего на несколько сантиметров. По идее должен пройти, если на мокрых палках не поскользнусь. Сердце колотит, пот ручьями, адреналин зашкаливает, но руки крепко сжимают руль, а расставленные в стороны ноги пресекают попытки мотоцикла завалиться. Проехал.

Ничего особенного, гроты и гроты. Не знаю, откуда они взялись и зачем они здесь. Разве что посидеть десяток минут в их прохладе оказалось очень вовремя, а то от жары я уже начинал плавиться.

Ну и ладненько, миссия выполнена, теперь можно и на маршрут выходить. Там уже по дороге домой ничего особенного не было, ну дорога и дорога. Разве что под Каменогорском очень необычный феномен повстречался, но об этом в следующий раз.

Показать полностью 7
14

Лесогорская усадьба Руусяви

Усадьба Руусяви расположена в излучине реки Вуокса недалеко от города Светогорск, это в 40 км к северу от Выборга (61.069485, 28.863382). Давно хотел туда заехать, посмотреть саму усадьбу, остаться там на денёк, и на прошлой неделе – получилось.

Начало сентября, будний день, здесь только я, девочка администратор, и пара отдыхающих пенсионеров. В советские времена вокруг усадьбы была организована база отдыха, построено несколько отдельных домиков для отдыхающих, но сейчас они заброшены и гостей селят только в основном здании. И тишина! Тишина была настолько оглушающей, что по началу я ощущал писк в ушах, и лишь спустя некоторое время слух адаптировался. Вообще никаких техногенных звуков, только шум ветра, шелест листьев, стрекотание птиц и плеск воды где-то вдалеке.

Очень неоднозначное место. Наложение культурных слоёв, начиная от финских архитекторов вековой давности, через советское прошлое, в девяностые и нулевые. Некоторые окна заменены на современные стеклопакеты, а в некоторых остались старинные деревянные рамы, распахивающиеся в разные стороны. На полу при входе советский кафель, какой встречается в старых провинциальных больницах, а в центральной зале – паркет, который по виду здесь со времён постройки. И двери, старинные двери с необычными ручками и системой запоров, покрытые множеством слоёв краски, которая местами шелушится и отпадает. И камины из кирпича, на котором ещё сохранились клейма на финском языке.

В одной из комнат, на стене, собраны исторически фотографии усадьбы и окрестностей; Энсо и Яаски, так раньше назывались Светогорск и Лесогорский. Через приоткрытую дверь на кухню видны большие плиты, на которых когда-то готовили еду для отдыхающих, а сейчас они стоят без дела. На чердаке, между дымоходами каминов, по-простому на верёвках сохнет бельё. В подвале, в некоторых комнатах навален какой-то старый хлам, в котором при ближайшем рассмотрении находятся весьма интересные вещи советских времён. И душевые, как в пионерском лагере, сразу на несколько человек. А снаружи полузаброшенный парк, спуск к реке, беседка, пирс, качели, лодки…

Хорошее место, чтобы провести день. Если вам нужны чистота и евроремонт – вам здесь не понравится. Но если вы хотите окунуться в воспоминания, исследуя закоулки этой потрясающей усадьбы – вы будете в восторге.

Показать полностью 7
1123

Белоруссия. Шесть лет спустя

Впервые я поехал путешествовать на мотоцикле по Белоруссии в мае 2018-го, и мне очень понравилось в этой прекрасной стране. Снова поехал через год, понравилось ещё больше, твёрдо решил вернуться в следующем сезоне, но началась пандемия, а потом… В итоге снова доехал до Бреста лишь в мае 2024-го и сейчас расскажу, как там ситуация и что поменялось за прошедшие годы с учётом нынешних обстоятельств.

Граница. Как и прежде, для граждан РФ не требуется никаких документов, кроме Российского паспорта. Разумеется, водительское удостоверение и СТС тоже забывать не стоит, но пограничникам они не нужны. Я заезжал через Себеж по Р-117 на Верхнедвинск (15км грейдера до границы), а выезжал через Витебск по Р-112 на Велиж. В обоих случаях на переходе мы с товарищем были в одиночестве. На других пунктах, говорят, есть очереди.

Страховка. Сразу после погранперехода, на белорусской стороне, круглосуточно работает офис Белгосстраха. Мы не делали "Зелёную карту"; для путешествия только по Белоруссии она и раньше не имела смысла, а сейчас и подавно. Полис "Пограничное страхование" оформляется за пять минут и стоит для мотоцикла на 15 дней всего 2€ (198₽).

Деньги. Везде, во всех гостиницах, заправках и кафе без проблем работает карта МИР. Только она, Российские виза и мастер не работают. Лишь единожды попросили наличные потому, что у них в принципе не было терминала. Курс моего банка при расчётах картой почти не отличался от обменного. Конечно, я вез с собой немного налички на всякий случай, но она практически не понадобилась.

Связь. Для граждан РФ в любом офисе МТС продадут местную сим-карту с гостевым тарифом. За 25,00Br (727₽) на целый месяц дают 650 минут исходящих вызовов по всей стране и безлимитный интернет без ограничений по скорости. Который, кстати, без проблем раздаётся на несколько устройств. Покрытие 4G практически везде; музыка через интернет в моём шлеме не прерывалась никогда. Но есть нюанс: офисы не работают по воскресеньям.

Бронирование. А вот с этим — беда. Если в России после ухода booking-com практически все гостиницы можно бронировать через наши приложения, то в Белоруссии этот так почти не работает. Однако все гостиницы отмечены на картах Яндекса, там же полно отзывов и фотографий, треть гостиниц имеют свой сайт. Учитывая наличие местной сим-карты, процесс поиска и бронирования просто становится более долгим, но глобальных проблем нет.

Дороги. В начале двухтысячных побывавшие в Белоруссии автотуристы нахваливали их дороги, мол наши намного хуже. Когда я приехал туда шесть лет назад я уже не ощутил разницы, качество асфальта что у них, что у нас, было примерно одинаковым. Но сейчас ситуация явно изменилась, и я с уверенностью могу сказать, что дороги в России стали лучше, чем у белорусов. Но у них тоже всё хорошо.

Правила. Есть наших ПДД некоторые различия. У них велосипедисты не спешиваются на пешеходных переходах. У них штрафуют за превышение скорости уже +10км/ч. В населённых пунктах действие знака ограничения скорости у них действует до конца населенного пункта! или до обозначенного (знаками приоритета) перекрёстка; примыкающие дороги перекрёстками не считаются. Фары или ДХО включать днём не обязательно. Ну и ещё немного по мелочи.

Милиция. Дорожная милиция не лютует, меня остановили для проверки лишь один раз, и вежливо проверив документы, даже не спросив про страховку, пожелали счастливого пути. Ещё один раз я видел ручной радар у сотрудника, у нас таких уже много лет не встретишь. Но это потому, что у нас камеры сейчас на каждом столбе, а у них камер мало, они размером со скворечник, и каждая обязательно обозначена знаком.

Водители. В подавляющем большинстве едут аккуратно, культурно, без суеты. Стараются не нарушать, поскольку штрафы здесь серьёзные. Однако к мотоциклистам никаких эмоций не испытывают, практически никогда не подвинутся и не пропустят, даже если могут. Мне кажется, они это не со зла, просто у них так не принято. И, разумеется, как и у нас, всегда найдётся герой с семёрками в номере, который будет поливать сотню в городе и обгонять через сплошную; но их единицы.

Общепит. В первых поездках я обратил внимание, что на дорогах очень мало кафе. Зачастую мне приходилось останавливаться у сельского магазина, купив пару сосисок с молочком, и обедать прямо здесь же на ступеньках, поскольку других вариантов на приемлемом удалении не было. Сейчас ситуация поменялась в лучшую сторону: на крупных дорогах, в городах, огромное количество кафе и столовых, с весьма приличным ассортиментом и доступными ценами. Для примера, нажористая солянка и потрясающая мачанка с драниками в кафе на трассе недалеко от Минска обошлись мне в 19,76Br (575₽), а бизнес-ланч из трёх блюд в кафе у Брестской Крепости стоил 10,00Br (291₽).

Цены. Ситуация с ценами один в один как у нас: есть Минск, где всё дороже, и есть остальные города, где всё очень даже приемлемо. Цена на бензин почти везде одинаковая: АИ-92 стоит 2,28Br (~66₽). Кстати, теперь везде дают возможность заправиться до полного и оплатить по факту, а раньше требовали предоплату. В Бресте без проблем заселиться одному в двухместный номер со всеми удобствами за 54Br (1570₽), а в Несвиже в 500м от замка за 86Br (2500₽). Про цены в придорожных кафе я уже написал, ну и для ориентира: аналог бикмака в местном маке стоит 8,80Br (256₽). Короче, всё почти как в России, которая не Москва и Питер.

Такси. Во всех городах прекрасно работает Яндекс и, судя по всему, это основной агрегатор. Машины приходят быстро, цены доступные, например, в Бресте за 15-ти минутную поездку до крепости, это около 10км, заплатил 9,50Br (276₽). У меня не привязана карта, поэтому платил наличными, мне так проще.

Язык. Батька по-прежнему проигрывает битву за белорусский язык. Все дорожные указатели на белорусском, однако вся реклама на русском. И в разговорах местные используют исключительно русский язык. Однажды, где-то в парке у Несвижского замка, мне показалось, что прораб даёт указания рабочим на белорусском, но подойдя ближе понял, что он просто говорит на суржике с характерным акцентом.

Люди. А вообще люди там хорошие, добрые, отзывчивые. И это относится не только к персоналу кафе и гостиниц, а вообще ко всем. Хотя чего это я… они на самом деле такие же, как мы. Мы выросли в одной культуре, мы говорим на одном языке, нас связывает одна история. В общении с ними я не чувствовал себя иностранцем. И они его во мне не видели.

Безопасность. Она здесь ощущается во всём. Дети в сёлах гуляют голышом, и никого это не смущает. Девочки в коротких юбочках без проблем идут одни домой из школы. Молодёжь вечером гуляет и шумит, но после 23-х часов на улицах наступает тишина. Практически не видно маргиналов и откровенных пьяниц. Как, впрочем, и милиции. И мигрантов здесь нет; совсем.

Минск. Третий раз хочу провести день в Минске, и третий раз отказываюсь в последний момент. Цены на гостиницы высокие, интересных мне достопримечательностей не выявлено, поэтому просто прокатившись по городу еду дальше. Город большой, чистый, красивый, аккуратный. Столица, сразу видно.

Красота. Если избегать центральных магистралей, если ехать по второстепенным дорогам — откроется та самая Белоруссия, в которую хочется возвращаться снова и снова. Колосящиеся поля везде, на сколько хватает взгляда. Небольшие ухоженные городки с нешироки улочками и размеренным ритмом жизни. Цветущие села и деревни. Не как у нас, где городские жители скупили дома и приезжают на выходные; нет. У них глубинка действительно живёт, и, во всяком случае при взгляде со стороны, живет не плохо. Глаз радуется. И борщевика нет, нигде.

Резюме. Если вы ещё ни разу не катались по Белоруссии — прямо сейчас начинайте планировать такое путешествие. Не пожалеете, оно того стоит.

Показать полностью 9
46

Зелёный пояс Славы

Зелёный пояс Славы… Что говорят вам эти слова? Кому-то ничего особенного, кто-то вспомнит что-то связанное с Великой Отечественной Войной, а кто-то знает больше. До недавнего времени я относился к тем, кто что-то слышал, но толком ничего рассказать не может. Скучной зимой, в ожидании мотосезона, я решил устранить этот пробел и начал рыться в интернетах, изучая детали и продумывая маршруты предстоящих мотопоездок. Приведу короткую выдержку из Википедии:

«Зелёный по́яс Сла́вы» — комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941—1944 годов, созданный в 1965—1968 годах с целью увековечить память его героических защитников. В основу планировки «Зелёного пояса Славы» положен рубеж обороны, на котором в сентябре 1941 года были остановлены войска противника. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие организации Ленинграда. Общая протяжённость Зелёного пояса Славы составляет свыше 200 км и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов. Дополнительно девять памятников установлены на Ораниенбаумском плацдарме и семь памятников на Дороге жизни.

Далее от себя. Собрать полную информацию обо всех объектах комплекса оказалось непросто. По большей части информация доступна и её было относительно легко систематизировать, но для некоторых сооружений пришлось повозиться с поисками их описаний и конкретных мест расположения. Очень непростым объектом оказался «Кировский вал», который состоит из 11 монументов расположенных на территории Кировского района. С сожалением я узнал, что не всё памятники сохранились до наших дней – мемориал «Белый остров» в суровые 90-е был снесён и на его месте сейчас построена автозаправочная станция.

По результатам сбора данных я получил таблицу, содержащую сведения о 38 мемориалах Зелёного пояса Славы, объединяющих в общей сложности 50 монументов. Многие из них я видел, но о некоторых мне довелось узнать впервые. Невский пятачок и Прорыв были мне хорошо знакомы, я давно изучал их историю, был достаточно осведомлён о событиях, происходивших во времена войны в местах, где установлены эти мемориалы. Другие объекты комплекса я видел лишь из окна автомобиля, проезжающего мимо, и мне предстояло узнать много нового о них.

Разместив все точки на карте я начал пытаться проложить маршрут, который позволял бы объехать их все оптимальным способом. Поняв, что общая протяжённость маршрута превысит 500 километров, я решил разделить поездку на два дня. Местом старта обоих дней был выбран Кировский вал. В первый день планировалось движение по южной линии фронта в направлении Кировска и затем возврат в Питер по Дороге Жизни. Во второй день - движение по Ораниенбаумскому плацдарму в сторону Соснового Бора, а затем через Кронштадт на север. В первый день планировалось пройти 270км с 23 остановками, во второй – 290км с 16 остановками. Детально посмотреть маршруты можно здесь yandex.ru/maps/-/C6a8NP5w и здесь yandex.ru/maps/-/C6a8J8Kd

Изначально поездка планировалась на первые выходные, следующие за Днём Победы, как первая серьёзная загородная поездка открывшегося мотосезона. Выбор такой даты оказался очень правильным решением, поскольку после праздника все мемориалы были убраны, приведены в порядок и усыпаны цветами. Погода тоже не подвела, было сухо и относительно тепло. В первый день мы ездили втроём, во второй день начали вдвоём, а заканчивал я уже в одиночестве.

Это были потрясающие выходные.

Серёжа Сэ
Май 2017

Показать полностью 6
88

Возвращаясь в Беларусь

Слегка заросшая травой просёлочная дорога, извиваясь по полю, как лента на ветру, уводит меня с асфальта шоссе. Трактор цвета неба медленно ползёт по полю почти параллельно со мной, поднимая прицепленной сзади то ли бороной, то ли сеялкой, клубы пыли, в которые то и дело ныряют кружащие вокруг птицы. Там, за холмом, на опушке леса, в старой белорусской деревушке, от которой осталось всего с десяток домов… Такие места рисовало мне воображение, когда я планировал очередную поездку в Беларусь. Но вышло всё немного по-другому.

Каждый раз приезжать в новое место, всякий раз ехать другой дорогой, избегать сборищ туристов – таково моё кредо в путешествиях, но в этот раз я от него отступил. Во время прошлогодней поездки по Белоруссии я приехал к Мирскому замку просто чтобы поставить галочку – я здесь был: короткая остановка, традиционное фото мотоцикла на фоне достопримечательности, и дальше в путь. Но что-то зацепило меня в этом месте, постоянно напоминало мне о нём, и вот я паркую мотоцикл на дворе усадьбы с потрясающим видом на замок. А завтра с утра мы с друзьями проведём в этом замке почти четыре часа; будет и экскурсия, будет и музей, всё как у настоящих туристов. А ещё я, как мальчишка, буду лазить и вверх и вниз по узким лестницам замковых башен, восторгаясь открывающимися через бойницы видами. Восхитительное место.

Уходя за горизонт, дорога петляет по холмам, то огибая их у подножия, то перебираясь через вершины. По сторонам мелькают то небольшие хозяйские дворы, то перелески, то какие-то сельскохозяйственные постройки неизвестного мне назначения. На очередном подъёме я привычно сбрасываю передачу, слегка добавляю газ и, поднявшись на самый верх… перестаю дышать. От открывшегося пейзажа перехватило дух, руки и ноги сами остановили мотоцикл прямо посреди дороги, я слез с него, вошёл в поле и только теперь глубоко вдохнул. Это именно тот вид, который я искал, ради которого провёл в дороге несколько дней. Пробивающееся через облака солнце ярко раскрасило простирающиеся до самого горизонта поля, которые переливаясь множеством оттенков жёлтого и зелёного, перемежаются между собой. Ни машин, ни людей, лишь уходящая вдаль дорога, шум птиц, и принесённый ветром аромат полей.

Скрипя подвеской и поднимая клубы пыли из-за пригорка появился уазик председателя, который явно направляется в мою сторону. Так написал бы я в советское время, а сейчас, конечно, это был уже не уазик, а современный внедорожник, и сидящий за рулём мужчина был вовсе не председателем колхоза, а владельцем местного ОАО, но сути это не изменило.

– Красиво? – спросил человек из окна автомобиля.
– Нет слов! – промычал я, разводя руки в стороны.
– Приятно встретить русского человека.
– Почему вы решили, что я русский?
– Да потому, что только настоящий русский человек может восхищаться тем, как растёт хлеб…

Потом были обычные вопросы о том, откуда я приехал, куда дальше держу свой путь, не боязно ли путешествовать одному, но я отвечал уже на автомате. Мои мысли были заняты другим, я был потрясён простотой и красотой его логики.

Он стоял у обочины и что-то высматривал в придорожной траве. Я езжу не быстро, так было и в этот раз, и за крутым поворотом я заметил его первым. Он поднял голову и, повернув её в мою сторону, застыл в нерешительности. Затем прыгнул прямо на меня, расправил крылья и сделав два широких взмаха почти вертикально поднялся вверх, едва не зацепив ногами мой шлем. Не знаю, кто из нас испугался больше, но я остановился на обочине перевести дух, а он сел в своё гнездо, чтобы глазеть на меня сверху вниз, пользуясь своей недосягаемостью. У нас их совсем нет, а здесь аисты на каждом столбе. И очень занятно видеть, что вдоль дороги убрали старые телеграфные столбы, но оставили те из них, на которых есть гнёзда.

Все знают про Хатынь, но не многие слышали про Шунёвку и Дальву. Сворачиваю с шоссе, пять километров дорога петляет по сосновому лесу и выходит в поле; асфальт заканчивается у мемориала и дальше дорога грунтовкой снова уходит в лес. Я здесь один. Слезаю с мотоцикла, снимаю шлем, делаю глоток воды. Я знаю, что здесь произошло, но все равно вчитываюсь в слова на камне. Даты, фамилии, имена… Тишину нарушает звук мотора появившегося из леса автомобиля, который останавливается в нескольких метрах от меня и выключает двигатель.

– Откуда приехал? – опустив стекло интересуется мужик по возрасту немногим старше меня.
– Из Ленинграда. – я всегда отвечаю так своим ровесникам или людям старшего поколения, оставляя Питер для молодёжи.
– Привет из Калининграда! – улыбается он. – А я здесь вырос в соседней деревне, вот, к родителям ездил.

Потом он рассказал мне историю этих мест со слов своей бабушки: как услышав стрельбу в соседней деревне, все убежали в лес, а увидев пожарище – не выходили из леса ещё много дней. Как потом хоронили. Рассказал, как мальчишкой он бегал смотреть на строительство мемориала, как обливалась кровью его душа, когда в 90-х мародёры ободрали с плит весь металл.

Какой я запомню Беларусь в этот раз? Запомню огромную колонну мотоциклов, в которой вместе с другими ехал по Бресту. Запомню широкие улицы Минска, в котором воскресным вечером совсем нет пробок. Запомню названия множества городов, каждый из которых на въезде хвастается годом своего основания. Запомню не покидающие здесь ощущения с одной стороны тёплого советского детства, а с другой – европейской современности. Запомню красоту природы, доброту и трудолюбие людей. Запомню чувство покоя и умиротворения, которое не покидало меня всё время. И обязательно вернусь, может быть даже этой осенью.

Серёжа Сэ
Май 2019

Показать полностью 6
57

Вокруг Ленинградской области за 6 дней

Пролог

Если вы читаете эту статью за несколько минут до выхода на работу с утренним кофе в руках – оставьте. Здесь будет много букв, здесь будет мало информации, но много размышлений; вернитесь, когда будет время, если сочтёте нужным. Это не столько рассказ о поездке, столько попытка излить душу, рассказать о своей философии и оставить самому себе возможность холодной зимой окунуться в воспоминания, перечитывая этот текст и пересматривая эти фотографии.

День 1. Петербург – Суоярви.

Они, не смотря ни на что, строят дороги. Вот уже Скотное и Раздолье остались в стороне, сейчас они копошатся возле Ихала. Для автомобилиста это прекрасно – теперь можно не тащиться за фурой по узкой извилистой дороге, а максимально быстро, комфортно и безопасно переместить свою задницу в пространстве по широкому современному шоссе. Но как мотоциклисту мне жаль, что всё меньше и меньше остаётся тех интересных дорожек, тех запоминающихся карельских серпантинов, на которых так приятно «закладывать» в повороте.

Всего 3 минуты назад взошло солнце, и я начинаю свой путь. Немного КАД, чуть больше скучного шоссе и я в одиночестве заправлюсь в Приозерске, а дальше уже интереснее. Сначала, вспоминая молодость, еду по старой дороге на Лахденпохья через Хийтола и Куркиёки. Извилистый асфальт, укатанная грунтовка и никого – я получаю истинное удовольствие. Теперь пришло время доставать заготовленный ещё в начале сезона пропуск в погранзону. Если про пункт перехода Вяртсиля, что чуть дальше за Рускеала, кое-кто и знает, то переход в Сювяоро даже на карте с первой попытки найти получается не всегда. Обрадованные хоть каким-то движением пограничники выходят встречать меня всем нарядом. Проверяют документы, задают дежурные вопросы и, как это обычно бывает, выражают искреннее непонимание моего идиотского хобби – ехать куда-то без всякой цели просто потому, что там ещё не был. Пограничников в Вяртсиля я решил уберечь от шока и ограничиваюсь поездкой по самому посёлку, который немало удивляет меня своими внушительными размерами и явно не скучной жизнью.

Заправляясь у поворота на Питкяранта, я очень надеюсь, что за оставшиеся два часа до заката мне доведётся проехать 80 километров до места ночлега по приличной дороге. Я надеюсь на асфальт, но моим надеждам не суждено оправдаться – едва свернув по указателю, я выезжаю на грунтовку. Потом мне рассказали, как мне повезло; в сухие дни эта грунтовка покрыта толстым слоем пыли, на которой скользко, ничего не видно и нечем дышать, а в сезон дождей её размывает и снова скользко, но теперь уже очень грязно. А я попал в золотую середину – за день до моего приезда прошёл умеренный дождь, дорога была чистой и гладкой, и, подгоняемый солнцем в спину, я делаю этот участок чуть более чем за час. Очень ярко помню, как взлетая на очередной подъём на скорости близкой к ста я думал лишь об одном: «Только бы не лось…». Но сейчас всё уже позади, я сижу среди сосен на берегу озера, на горелке греется банка с тушёнкой, а прямо передо мной солнце ложится спать на той стороне воды.

День 2. Суоярви – Щелейки.

Решится на одиночное путешествие трудно. Трудно двинуться в путь понимая, что с этого момента всё будет зависеть только от тебя, от твоих умений, опыта и подготовки. Ещё позавчера вечером, проводя последние проверки мотоцикла в гараже, я отгонял от себя назойливые мысли: «Зачем ты вписываешься в эту авантюру? Может лучше тут недалеко покататься где-нибудь?» Вчера ранним утром я неустанно задавал себе вопрос: «А ты уверен, что всё буде хорошо и ничего страшного не случиться?» Но главное выехать на дорогу, главное начать. На второй день пути страхи отступают, и вот я привычно собираю вещи, надеваю экипировку, навьючиваю мотоцикл и сажусь в седло…

Тогда была другая страна и я был другим – я был советским школьником. Спасибо маме, которая повела меня в кинотеатр на только что вышедший в прокат фильм «Холодное лето 53-го». Я был удивлён, поражён и потрясён одновременно. Удивлён рассказанной историей, поражён музыкой и игрой актёров, но потрясён красотой фона. Я был восхищён работой оператора, которому удалось впихнуть в рамку три на четыре кажущийся серым пейзаж, который оставляет неизгладимое впечатление какой-то скрытой красоты, невидимой с первого взгляда. Я запомнил это ощущение, оно прошло со мной через годы. Идея увидеть эту красоту своими глазами жила во мне давно, но для её реализации не хватало двух элементов: интернет был нужен для того, чтобы узнать, где эти места и как до них добраться, а мотоцикл – для того, чтобы сделать это. Деревни Руга и Лахта на берегу Сямозеро; встречи с ними я ждал много лет, к встрече с ними я готовился полгода. Съезжаю с шоссе на очередную грунтовку; наваливает чувство приближения к чему-то очень значимому.

Поиски места основных съёмок на натуре выливаются в настоящий квест. Сначала в деревне Лахта местные рыбаки показывают дом старушки, которая жила здесь в восьмидесятые. Потом старушка рассказывает, что сами съёмки проходили не здесь, а в следующей деревне. Там находится ещё один дедушка, который уверяет меня, что твёрдо знает то место, поскольку сам был на съёмках и даже пил водочку с некоторыми актёрами. Я блуждаю по лесным дорогам, здесь реальная глушь и я в очередной раз понимаю, как мне повезло с погодой, когда проезжаю мимо наваленных вдоль дороги брёвен, коими явно пользуются для преодоления распутицы. Но в итоге я выезжаю из леса именно туда, куда было нужно – деревенька в десяток домов на краю света. Шокированный видом навьюченного мотоцикла местный дядька подтверждает, что я приехал куда нужно и кино снимали именно здесь.

Больше трёх десятков лет прошло с той поры. Я не вижу здесь старинных карельских домов, которые так колоритно смотрелись в кадре, все их давно разобрали на дрова, и лишь один из «снимавшихся» в кино остался на своём месте, но с тех пор он очень сильно изменился. Однако людям не удалось забрать у природы самого главного – её саму. Едва я выхожу на берег, как сразу понимаю, что я именно там, куда хотел попасть. «Летят перелётные птицы в осенней дали голубой, летят они в дальние страны, а я остаюся с тобой…» – зазвучала в голове песня, которую пел, подплывая к берегу, милиционер Манков. Оборачиваюсь, а позади меня та самая поляна с характерными камнями, по которой бежали бандиты на засаду Лузги, и та опушка леса, где принял свой первый и последний бой Копалыч. «Анатолий Папанов… последний кадр… последняя роль…» – звучат в моей голове слова из эпилога к фильму. Я стою на том самом месте, где великий Актёр закончил свой творческий путь. Эмоции переполняют, камень в горле, слёзы в глазах и я пою в голос: «Летят перелётные птицы в осенней дали голубой...» Здесь никого нет, мне некого стесняться, не от кого прятаться.

Я возвращаюсь на шоссе с ощущением сделанного дела, с чувством выполненного долга. Мне кажется, что это было главное событие моей поездки и даже если дальше что-то пойдёт не так – это будет уже не важно, поскольку всё действительно важное сегодня я уже сделал.

День 3. Щелейки – Кириллов.

Ложиться спать с закатом солнца, чтобы выехать с рассветом – это прекрасно. Мой организм перестроился на такой режим буквально за день и сегодня в пять утра я проснулся в чудесном доме отдыха в деревне Щелейки. Вчера, под впечатлением от посещения Сямозера я сам не заметил, как оказался в Петрозаводске, в который раз бесцельно прокатился по городу, побродил по набережной, заправился, и по Петрозаводскому тракту прикатил сюда. Переправу в Вознесенье я решил оставить на сегодняшнее утро, чтобы не суетиться и иметь запас по времени. Сейчас я чувствую себя бодрым и хорошо отдохнувшим, пора выбираться на пустынную дорогу, над которой уже во всю светит солнце.

Милая заправка на выезде из Вытегры, новая и красивая; я сижу в кафе в ожидании заказанной на обед котлетки с пюрешкой. Минивен останавливается на парковке практически уперевшись в двери бампером, приехавшие на нём две молодые девушки садятся позади меня и начинают щебетать о чём-то своём. А я вспоминаю, как час назад протискивался в полной экипировке по тесным коридорам подводной лодки – местного музея ВМФ. Ничуть не жалею о потраченном времени и деньгах, оно того стоило. Меня не покидает чувство, что всё это происходит не со мной, как будто я смотрю какое-то кино; и я не хочу, чтобы оно заканчивалось, мне нравится эта лента.

В прошлом году, путешествуя по Вологодской области, я впервые побывал в городе Кириллов и был потрясён масштабом Кирилло-Белозерского монастыря. Тогда я пообещал себе снова вернуться сюда, пройти под древними стенами, прикоснуться к русской истории и культуре, вновь ощутить его масштаб как в пространстве, так и во времени. А ещё я втайне надеялся снова похулиганить – как и год назад объехать на мотоцикле вокруг монастыря по пешеходной дорожке, проходящей по самому берегу озера Сиверского. Но ох уж эти киношники! То затеют съёмки сериала в моём подъезде, то меня оденут в солдатскую форму и пустят в атаку, а тут они решили устроить Соловки 30-х годов. Доступ для простого люда не перекрыли, но весьма неоднозначное впечатление оставила прогулка по монастырю, украшенному красными флагами, плакатами и вывесками с аббревиатурами О.Г.П.У. и С.Л.О.Н.

День 4. Шторм.

Во времена моего увлечения авиацией мне часто приходилось корректировать свои планы из-за ограничений полётов по метеоусловиям. Иногда отмена полётов становилась очевидной заранее и можно было выбрать альтернативное занятие, но зачастую выезжая на аэродром, я не знал, насколько оправдается прогноз и удастся ли мне подняться в небо. Я думал, что с мотоциклом всё будет проще, что дождевик избавит меня от этой неопределённости, так и было до этого дня. Посматривая прогноз погоды перед началом путешествия, я обратил внимание, что на среду обещали сильные осадки и был морального готов к тому, что один из дней мне придётся провести в ожидании погоды.

Вчера, заселившись в уютный домик на базе отдыха под Кирилловым, я решил принять решение о продолжении путешествия с утра, как говорят в авиации, «по фактической погоде». Вой ветра и грохот дождя по оконному стеклу разбудили меня ещё до рассвета – это настоящий шторм; что ж, быть по сему. В конце концов, не самый плохой вид отдыха – глядя на бурю за окном просидеть целый день под тёплым одеялом, попивая пиво, посматривая телевизор и ползая по интернету. Милая хозяйка за умеренную плату взяла меня на полный пансион, мне можно ни о чём не заботиться, остаётся лишь дождаться завтрашнего дня.

День 5. Кириллов – Бабаево.

С некоторых пор я люблю грунтовки. Мой нынешний мотоцикл позволяет мне сполна ощутить всю прелесть полёта над землёй, когда колеса едва цепляются за дорогу, а руль становится мягким и податливым. На грунтовках почти всегда тихо и безлюдно, там всегда красиво и никогда не скучно. Да, на них бывают ямки, но это легко исправляется увеличением скорости; да, на них бывают ямищи, но мне не трудно привстать на подножках. Удовольствие может испортить глубокий рыхлый песок или не укатанный крупный щебень, то такое бывает редко.

От Кириллова до Белозерска всего 40 километров, не более часа пути, но… Я подъехал к переправе за 20 минут до начала погрузки, второй в очереди, за мной встали ещё две машины, ждём. Вглядываюсь в очередь на противоположном берегу – уже пять минут, как паром должен отчалить, но там погрузка ещё не началась. Неужели переправу закрыли? Машины на другой стороне разворачиваются и уезжают, на этом берегу мы не понимаем, что происходит, может быть это из-за очень сильного ветра и высокой волны? Я должен оказаться на том берегу, я обещал себе побывать в Белозерске, но я не хочу ждать и не могу отказаться. В результате чтобы преодолеть эти 600 метров Шексны мне потребовалось потратить три часа и спалить почти целый бак бензина на 220-ти километровом объезде по бетонкам и грунтовкам, но сегодня я могу себе это позволить. И сейчас я стою на другом берегу той самой переправы: мужик сказал – мужик сделал.

В авиации ветер очень сильно влияет на время полёта и потребное количество топлива, но я не думал, что настолько существенно он может влиять и на мотоцикл. Вчерашний день отличался от сегодняшнего лишь отсутствием осадков, но ветер был так же силён, доходя в порывах до 14 метров в секунду, а это ни много ни мало – 50 километров час. Сегодня он преимущественно встречный и получается, что хоть спидометр и показывает всего 90 км/ч, но карбюраторы уверены, что я мчусь не меньше 140 и льют бензин в топку не скупясь. Маршрут был просчитан заранее, заправки были выбраны с приличным запасом, но указатель топлива давно лежит на красном и лишь канистра на заднем сиденье не даёт впасть в уныние.

Одиночное путешествие обостряет восприятие. Не имея общения, не чувствуя эмоций других людей начинаешь особенно остро чувствовать свои собственные. На пустой дороге выдаётся много времени на воспоминания и переосмысление. Только что произошедшее событие или недавно покинутое место вспоминаю снова и снова, рассматривая его в своей памяти с разных сторон и в разных ракурсах. Год назад на грунтовке под Алёховщиной меня обогнал такой же одиночка, как и я; остановились, познакомились, поговорили. И сегодня я еду к нему в гости в загадочный городок железнодорожников, Бабаево.

День 6. Бабаево – Петербург.

К субботе я хочу вернуться домой, чтобы принять участие в одном из событий, с выбором которого пока не определился: поездка в Новгород, Мототоксикоз или Зелёный маршрут. Отнятый штормом день вынуждает меня отказаться от запланированной поездки по Псковской области и принять решения в середине дня повернуть домой, но пока я еду по плану.

Устюжна. И вроде ничего особенного, маленький провинциальный городишко с населением меньше десятка тысяч человек, в котором по тэгу «достопримечательность» Яндекс показал всего десяток точек. Трудно себе представить, что всего 6 столетий назад здесь был крупнейший в Русском государстве центр металлообработки и оружейного дела. Был…

Я в очередной раз выбрал для себя те дороги, по которым ещё не ездил и те места, где ещё не бывал. Опыт моих путешествий уже позволил мне довольно точно предсказать, что ждёт меня впереди. Уж не знаю почему, но если исключить федеральные магистрали, то качество остальных дорог напрямую зависит от их удаления от центра города или региона. Поэтому я нисколько не удивился, когда на пути из Устюжны в Пестово асфальт начал становиться всё более убитым и со временем перешёл в грунтовку – всё верно, мне предстоит пересечь границу Вологодской и Новгородской областей. Такое я уже видел не раз, и всего три дня назад перебирался из Карелии в Вологодскую по убитым дорогам между Вознесеньем и Мегрой. Вот такая особенность российского дорожного хозяйства.

Боровичи, Окуловка, Валдай, фотография у памятника Цою и невкусная шаверма в привокзальной забегаловке. Красивые дороги закончились, и я наматываю километры по скучному Московскому шоссе, которое очень не люблю. Странно, но не покидает тоска от предстоящего расставания с дорогой, предстоящего возвращения к реальности, и спасает лишь мысль о том, что впереди ещё два выходных, которые я, конечно, проведу в седле.

Эпилог.

Теперь мой мир никогда не будет прежним. Мне всегда был ненавистен тюлений отдых на южных пляжах, мне всегда было скучно больше пары дней сидеть на одном месте, и в любых выездах куда-либо самой интересной частью отдыха зачастую для меня было не место, а дорога. В этом сезоне я открыл для себя прелесть настоящего путешествия, в котором именно дорога является главной целью. Каждый день новые маршруты, новые места, новые люди – эта карусель событий полностью уносит из привычной жизни и капитально проветривает голову. Шесть дней по Белоруссии весной, 7 дней в Мурманской области летом, эти 6 дней осенью, уже 30 тысяч километров за спиной – сезон удался.

Серёжа Сэ
Сентябрь 2018

P.S. Отреставрированная версия фильма "Холодное лето 53-го" на канале Киноконцерна "Мосфильм": https://youtu.be/pgCGGSKPia0?t=5730

Показать полностью 22 1
64

Усадьба Ларса Сонка

Всё началось именно так, как и предполагал. Несмотря на то, что больше десятка человек отметились под моим приглашением в одной из социальных сетей, в назначенное время на месте встречи были только я, мой мотоцикл, случайные прохожие и утренний туман. Не удивляюсь, не расстраиваюсь, мне даже проще одному.

Раннее утро, солнце пытается пробиться сквозь облака и рассеять туман, но на это у него уйдёт ещё больше половины дня. Позади безлюдный Сестрорецк, под колёсами лента Приморского шоссе, а в голове дозревает план – уйти с асфальта, по которому проехал в этом сезоне почти десяток раз. За Чёрной речкой сворачиваю на Семиозерье и пробираюсь до Ермилово по лесным дорогам. Чуть мокрая и от этого скользкая грунтовка позволяет гнать во весь опор, но упоительная красота осеннего леса заставляет сбросить скорость и ехать не торопясь, наслаждаясь каждым поворотом.

Я знал, на что шёл. Как и предрекали некоторые, мне не удалось добраться до заявленной цели поездки – усадьбы Сельгрена на острове Лодочный. Не впервые заборы и шлагбаумы преграждают путь, и сегодня я снова не стану искать способы проникнуть за них; на моей карте этого огромного мира ещё слишком много белых пятен, чтобы тратить время на такие мелочи. Удовольствие мне доставила сама поездка сюда, а вишенкой на торте стали восемь километров потрясающего серпантина по берегу бухты Тихая, усыпанный листьями великолепный асфальт среди сосен и камней. Что-то там было про золото…

Но это лишь начало моего пути, домой я планирую вернуться только завтра к вечеру, а сегодня еду прощаться с Карелией до весны. Снова круг по Выборгу, быстрая шаверма на Крепостной, и выезд из города тем же маршрутом, чтобы в очередной раз уйти с асфальта и проехать в Перово лесными дорогами. У меня остались несколько мест, которые я хотел посетить в этом сезоне и сейчас я стараюсь собрать их по максимуму. Плотина в Перово – одна из таких.

Снова заезжал в Гвардейское. Эти места дороги мне воспоминаниями поздней юности и я никогда не упускаю шанса освежить их в памяти. Тот красный «дизель» из Выборга, парни в зелёных фуражках со штык-ножами на поясах и безлюдная пограничная зона – покой и безмятежность на каждом шаге. Но это было тогда, а сейчас, чтобы снова ощутить подобное, я забрался намного глубже. Если вглядеться в карту, то можно увидеть, как за Каменогорском, вдоль финской границы, уходит на север едва заметная дорога и именно по ней я сегодня и въехал в Карелию.

Впереди посёлок Ринтала, а слева, всего в четырёх километрах – Финляндия, скрытая от моих глаз потрясающим осенним пейзажем. Позади почти сорок километров пустынной дороги на которой были только я и мой мотоцикл. Говорят, здесь иногда ездят грузовики с карьера, где добывают гранит, а в остальном как в фильме – «чужие здесь не ходят». Мозг разрывается от противоборства эмоций: страх одиночества в глуши за час до заката борется с восторгом от красоты и безмятежности окружающей природы. Победил пограничный пост, который вернул меня в реальность; документы в порядке, пограничники в шоке, всё как всегда.

Усадьба Ларса Сонка в посёлке Куркиёки – здесь я провёл ночь и сейчас, делая фото на память в свете едва поднявшегося солнца, именно сейчас я прощаюсь с Карелией до весны. Я буду скучать по тебе, очень скучать, но обязательно вернусь. Дорожный указатель говорит, что Питер – направо, но я, как непослушный мальчишка, сверну налево, чтобы проехать лишних пару десятков километров по осенней Карелии перед возвращением домой.

Не помню с каких пор у меня это повелось, но посещая достопримечательности, я фотографирую на их фоне не себя, как любят делать обычные туристы, а свой мотоцикл. Однако так получается не всегда. Есть на реке Волчья недалеко от посёлка Петяярви старая финская плотина, это одно из тех мест, которое я планировал посетить в этом сезоне. Найти её оказалось совсем не просто, подобраться к ней ещё сложнее, а вот протащить мотоцикл не удалось вовсе. Ну и ладно.

Навигатор – весёлая игрушка. Я никогда ему не верю, маршрут всегда держу в голове и на карте, а этой штуковиной пользуюсь лишь для контроля. Зачастую он предлагает мне дороги, которые отличаются от запланированных изначально, и иногда я соглашаюсь с ним, чтобы посмотреть, куда заведёт меня этот электрический дурачок. Сейчас я согласился зачем-то объехать Петровское дальней дорогой, и был вознаграждён видами на его северной окраине.

Ещё всего лишь полдень, ещё целых шесть часов до заката, нужно выжать из этого дня максимум, и я продолжаю «закрывать точки», которые давно наметил на этот сезон. Сосново, Запорожское, Пятиречье… финский мол на мысе Далёкий.

Гарболово, Матокса, Волоярви... Полвека назад простому смертному дорога сюда была закрыта – здесь была вотчина военных. Тогда на них не жалели денег и они строили, а строить они умели; оставшаяся после них бетонка хороша и спустя полвека, асфальт столько не живёт. Навстречу пролетает пара мотоциклов, сегодня их много, очевидно не я один прощаюсь с сезоном. А я еду дальше, недалеко от Щеглово меня ждёт кусочек моей прошлой жизни.

Солнце всё ниже и ниже, тени всё длиннее и длиннее, до дома не больше 50 километров, но я не хочу! Я не хочу ехать домой! Есть рядом с Ладожским мостом прямо на берегу Невы мемориал, который не видно с дороги и о котором мало кто знает; очень непросто найти его, ещё сложнее подобраться к нему. Первый заход я делаю пешком – дорога размыта в хлам, если сяду или завалюсь, то сам не выберусь однозначно. Обнаруживаю на берегу компанию из трёх мужиков и договариваюсь с ними, что они помогут мне, если что. С богом! Вода и грязь во все стороны, мотоцикл кидает и подбрасывает… Я грязный, мокрый, потный и наверное вонючий, но я доволен собой. Я проехал! Спасибо, мужики, не будь вас – не рискнул бы.

Сейчас, сидя дома за компьютером, я пересматриваю фотографии и понимаю, что каждая минута тех двух дней была прожита идеально. Я сделал всё, что хотел именно так, как хотел, и даже немного больше. Я ни о чём не жалею. Это были отличные выходные, и это был грандиозный сезон.

Серёжа Сэ
Октябрь 2018

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!