Серия «Немного о интересном кино»
Про Оппенгеймера и Оскар
Не могу не добавить вдогонку к 96 Оскару.
ИМХО САМЫЙ адекватный Оскар за последнее время.
Несмотря на все истерии с США и остальными "западными партнерами", искусство должно быть в стороне. Иногда это удается.
По фактам:
Лучший актер мужская роль Киллиан Мерфи - белый гетеросексуал.
Лучшая мужская роль второго плана Роберт "Я железный человек" Дауни Младший - белый гетеросексуал.
Лучшая операторская работа Хойте Ван Хойтема - белый гетеросексуал.
Лучший режиссер Кристофер Нолан - белый гетеросексуал.
Лучший саунтдтрек Людвиг Горанссон - белый гетеросексуал.
Мэтт Деймон - ничего не забрал, но как вошел в фильм, просто песня - белый гетеросексуал.
Лучший фильм Оппенгеймер: его сделали вот все эти люди выше. Оскар за монтаж тоже у него, забрала Дженнифер Лейм (белая женщина).
+ сама история о сомнениях и метаниях и выборе из двух зол. Если сейчас его не поняли те, кто воспитан аттракционами Марвел и тд - посмотрите лет через 10-15.
Давайн Джой Рэндольф заслуженно забрала свой Оскар и честно, представить на месте ее героини белую женщину сложно.
И все. Больше никаких дурацких номинаций и победителей с сомнительной повесткой.
Ах да, 20 дней в Мариуполе даже не включили в ТВ версию.
Как то так. Как будто повестка блм и 404 сошли на тормозах, исчерпав свой медиаресурс.
А отечественные фильмы кстати в последнее время радуют. Прям неплохо начали делать.
Фильм Изгой (2000). Что было в посылке?
Если отсечь от сценария все лишнее и закрыть пробелы самыми логичными решениями, то получится сценарий Изгоя под авторством Уильяма Бройлеса, прекрасно поставленный Робертом Земекисом.
Съемки подобных фильмов, где основное время в кадре отведено одному актеру, который к тому же ни с кем не разговаривает (не считая Уилсона, конечно же) - это определенный вызов как режиссеру, так и актеру. Ведь гораздо проще снимать взаимоотношения различных персонажей с разными характерами и историями, которые будут друг друга дополнять или, наоборот, создавать конфликт, развивающий сюжет.
Когда в кадре один человек, один характер, один конфликт - нужно настоящее искусство, чтобы оформить это в фильм. Том Хэнкс и Роберт Земекис с этим прекрасно справились.
Если сказать о сюжете совсем кратко с минимальными спойлерами (хотя какие спойлеры, фильму 22 года)): системный инженер компании FedEx Чак Ноланд в результате авиакатастрофы попадает на необитаемый остров, на котором выживает 4 года и наконец находит способ оттуда выбраться.
Автор сценария Уильям Бройлес создал несколько десятков вариантов сценария и даже провел 10 дней на необитаемом острове, чтобы, так сказать, проверить на своей шкуре то, во что он вовлекает своего героя. В один из дней течение прибило к берегу волейбольный мяч компании Wilson, который практически без изменений перекочевал в окончательный вариант сценария.
Таким же образом туда попала компания FedEx - в результате размышлений о том, каким образом Чака занесло на необитаемый остров был придуман вариант с авиакатастрофой. Однако возникал момент, каким образом он оказывается единственным выжившим, так самолет стал грузовым, а не пассажирским. А для того, чтобы снабдить Чака некотороми отчасти полезными вещами на острове были придуманы посылки, которые везла сначала выдуманная, а потом переосмысленная в реальную компания FedEx.
FedEx кстати не заплатили ни цента за такую рекламу, но всячески помогали съемочной группе, в том числе с настоящим реквизитом и штаб-квартирой в Мемфисе, штат Теннеси, где снималась сцена праздничного обеда в честь возвращения Чака. Руководитель компании на то время, Фред Смит, даже снялся в камео:
Такой же реальной является Москва и Красная площадь: ее специально перекрывали для съемок фильма:
Ну и, несомненно, реальным является остров, выбранный для съемок: Монурики, один из островов архипелага Фиджи:
На этой фотографии, кстати, можно заметить, что остров не такой уж и одинокий, в отличии от кадров из фильма
Здесь прекрасный пример использования незаметных спецэффектов: когда соседние острова замазали, а рядом с Красной площадью нарисовали квартиру в нью-йоркском стиле с высокой лестницей:
К таким же незаметным спецэффектам относится вся озвучка на острове: оригинальный звук шелеста листьев, песка и тд был забракован из-за постоянного шума воды. Поэтому на студии остров озвучили заново.
Отдельно хочется отметить саундтрек от Алана Сильвестри, который написал просто прорву музыки, в том числе почти ко всем фильмам Земекиса (Назад в в будущее, Контакт (разбор, кстати, кто не читал, Союзники), а также для Лары Крофт, Ван Хельсинга, Мстителей первых и последних - в общем, автор не вызывает сомнений.
А теперь представьте или вспомните, что основную часть времени (более 100 минут!) саундтрека нет - это относится ко всей "островной" части фильма, сценарно показывая и усиливая одиночество Чака и оторованность его от мира.
И как тогда композитору передать и усилить эмоции от просмотра, если на музыку у него менее 20 минут, не считая финальных титров?
Та еще задачка, верно? И Сильвестри прекрасно справился, чего только стоит открывающая мелодия, от которой до сих пор мурашки по коже на каждом просмотре (не выключайте до конца поста, осталось немного)):
В итоге получился прекрасный фильмы, вышедший аккурат под Рождество (22 декабря 2000 года). Картина не позиционировалась как семейная или приключенческая, но она такой стала. И если основной идеей фильма по задумке автора сценария является стремление к поиску смысла жизни и преодолению всех препятствий, то наличии на афише имен Хэнкса и Земекиса привлекло зрителей именно как на картину-приключение-робинзонаду.
Фильм высоко оценили и критики и зрители (430мл сборов при бюджете 90млн). Киноакадемия удостоила Хэнкса и звукорежиссеров ленты номинациями на «Оскар», а жюри «Золотого глобуса» присудило актеру статуэтку, предпочтя Хэнкса отмеченному киноакадемиками Расселлу Кроу из «Гладиатора». Вскоре после этого по мотивам «Изгоя» решили снять телесериал, и со временем проект перерос в знаменитое телешоу «Остаться в живых».
Идея о том, чтобы никогда не сдаваться и надеяться на лучшее, остается послевкусием при взгляде на последние кадры, где Чак смотрит на нарисованные на пикапе крылья. Те же самые крылья, которые были на посылке, хранимой им на острове и доставленной с опозданием в 4 года, содержимое который так никто точно и не знает, хотя и Земекис и Бройлес на потеху публике озвучивали разные варианты, самый известный из которых - водонепроницаемый спутниковый телефон на солнечных батареях.
PS Хотя Пикабу сообщает, что похожих постов нет, на самом деле есть пост 3летней давности об интересных фактах, рекомендую прочитать Интересные факты о фильме Изгой
Как связаны фильм «Дюна» и Месопотамия
В процессе создания этого поста выяснилось, что подробный разбор уже есть, поэтому перекладываю с небольшой корректировкой. Ссылка на источник в подвале.
Наука состоит из фактов, которые, будучи объяснены, становятся очевидными.
Герцог Лето Атрейдес
Дур-Унташ (ChoghaZanbil Ziggurat), Хузестан, Иран
Когда на экране возникает первая панорама столицы Арракиса — вид на город и резиденцию Атрейдесов с высоты птичьего полета, — невозможно отделаться от мысли, что ты уже видел этот футуристический пейзаж. Во всяком случае, если ты ассириолог и время от времени сталкиваешься с аэрофотосъемкой развалин некогда великих городов древности, раскинувшихся на выжженной солнцем иракской земле. Профдеформация? Возможно, но чем дальше разворачивалось повествование, тем больше возникало месопотамских ассоциаций. Окончательное понимание того, что художник-постановщик фильма Патрис Верметт, несомненно, вдохновлялся архитектурой и культурой Месопотамии, когда работал над новой экранизаций «Дюны», пришло при виде резиденции Атрейдесов в Арракине.
Арракис и Арракин
Панорама Арракиса из фильма
Панорама раскопок на территории Древней Месопотамии
Название Арракин созвучно Ираку, одной из самых богатых нефтью стран. Возможно, именно эта звуковая ассоциация сподвигла Верметта обратиться к месопотамскому наследию при разработке концепт-арта к фильму
В одном из своих интервью он прямо говорит о том, что внешний облик Арракина в значительной мере вдохновлен древними городами Месопотамии, в которых главными зданиями были храм-зиккурат и царский дворец. Так ли уж сильно отличается вид на Арракин с высоты птичьего полета от такого же вида на древние города Ур или Кальху?
Резиденция Атрейдесов и зиккурат бога луны
Арракинская резиденция
Зиккурат Бога Луны
Верметт рассказывает, что мудборд, на основе которого разрабатывался внешний облик резиденции Атрейдесов, включал фотографии зиккуратов — храмов на ступенчатой платформе, самой знаменитой формы месопотамской монументальной архитектуры. В каждом крупном городе был такой храм, а иногда и несколько. Лучше всего сохранились зиккураты в Уре (современный Телль-эль-Мукайяр на юге Ирака) и в Дур-Унташ (современный Чога-Занбиль в иранской провинции Хузестан). Урский зиккурат, частично отреставрированный в 1980-х, возможно, послужил Верметту главным референсом.
Почему? Потому что храм, некогда находившийся на вершине зиккурата, был посвящен главному городскому богу — богу луны Сину. Его священным животным является бык, и голова быка, убившего отца Лето Атрейдеса, украшает вход в парадные покои Атрейдесов и отсылает к многочисленным изображениям бычьей головы, найденным в знаменитых царских захоронениях Урского некрополя.
Если снаружи резиденция Атрейдесов в Арракине выглядит как зиккурат, возведенный архитектором-модернистом (что неудивительно, ведь вторым источником вдохновения для Верметта стал советский архитектурный модернизм), то изнутри она больше похожа на царские дворцы в древних ассирийских столицах Кальху, Ниневии и Дур-Шаррукине. Так же как и там, в резиденции Атрейдесов много свободного пространства — залов и коридоров, стены которых украшены резными каменными панелями.
Кадр, где Пол Атрейдес стоит перед огромным рельефом с изображением Шаи-Хулуда, явно отсылает к залам ассирийских дворцов с их настенными рельефами, в частности к рельефу из дворца ассирийского царя Синаххериба в Ниневии. В правление этого царя радикально изменился художественный стиль, в котором работали резчики по камню: за счет применения принципа верхней перспективы изображения стали более масштабными, детализированными и динамичными.
Финиковые пальмы
В сцене с финиковыми пальмами в фильме текст Герберта несколько искажен. Диалог Юэ и Джессики о том, что каждая из двадцати пальм требует столько же воды, сколько могут выпить пятеро, стал диалогом Пола и садовника, но смысл не изменился: если вода — это жизнь, то пальма — символ жизни.
Эта концепция вызывает ассоциацию с ассирийским древом жизни, или священным древом, — стилизованным изображением дерева, которое часто встречается на рельефах с изображением ритуально-мифологических сцен. Считается, что священное древо представляет собой условное, абстрактное изображение финиковой пальмы, а ритуал, в котором участвуют окружающие его мифологические существа, восходит к практике искусственного опыления женских цветков финиковой пальмы. Точный смысл ритуала неизвестен, но можно говорить о том, что он связан с плодородием, то есть с возникновением и поддержанием жизни.
Интересно, что в фильме пальмы растут в одну линию. Этот тип посадки также напоминает об ассирийских рельефах, где стоящие в один ряд пальмы служат фоном разворачивающегося действия — угона пленных или подсчета военной добычи и отрубленных голов врага.
Синие глаза фрименов
По замыслу Герберта, у фрименов, живущих в пустыне, из-за меланжа полностью синие глаза — с синей радужкой и синим же белком: blue-on-blue eyes without any white in them. В фильме облик фрименов решен несколько иначе: в их глазах искрящаяся темно-синяя радужная оболочка выделяется на фоне голубоватых белков.
У тех, кто знаком с шумерским искусством, это немедленно вызывает в памяти статуэтки синеглазых адорантов (молящихся), дошедшие до нас от раннединастического периода (XXVI–XXIII века до нашей эры).
Такие статуэтки изображали реальных людей (их имена иногда подписаны), которые приносили их в храм в качестве даров божествам. Нередко глаза таких статуй делали из лазурита, самого ценного из камней, известных жителям Месопотамии.
Едва ли можно предполагать, что лазуритовая радужка отсылала к естественному цвету глаз хозяина статуэтки, поэтому синеглазость адорантов объясняют по-разному. Некоторые считают, что синий — цвет неба — символизирует особую близость к божеству.
Гротескно увеличенные глаза говорили о том, что владелец статуэтки внимает воле богов и через это обретает мудрость (по-шумерски «мудрость» обозначается термином igi-gal, что буквально означает «большие глаза»). Точно так же меланж, придающий глазам глубокий синий цвет, обостряет восприятие тех, кто его принимает, и дарит им более глубокое понимание происходящего.
Предыдущий пост "Дюна Френка Герберта: Как вода, революция и нефть создали образ будущего"
Пост от @topmovie.hero, Параллели: Апокалипсис сегодня (1979) / Дюна (2021), красивые кадры схожих операторских приемов
Качественный видеоразбор от Cut the CrapДюна Френка Герберта: Как вода, революция и нефть создали образ будущего
В 1957 году Френк Герберт посетил городок Флоренс, расположенный на орегонском побережье. Там он, помимо фриланс-писательства, изучал статьи Департамента сельского хозяйства США по использованию заградительных насаждений для контроля передвижения дюн. Эти наблюдения вызвали у него интерес к экологии, которые спустя 5 лет начали оформляться в художественное произведение.
Орегон Дьюнс, Флоренс, штат Орегон, США
В 1963-1965 годах состоялась первая публикация Дюны в виде серии глав в журнале Analog Science Fiction and Fact. Книга завоевала премии Хьюго и Небула, став одним из самых известнейших фантастических романов 20 века и оказав очень значительное влияние на множество аспектов массовой культуры, например на Звездные Войны Джорджа Лукаса.
Вода
На Арракисе (Дюне) главной ценностью, кроме спайса, является вода. Ее очень ограниченное количество вынуждает фрименов как физически, так и ментально, а чаще даже религиозно, очень бережно к ней относится. Плевок в сторону человека - дань уважения, а слезы по убитому - неоценимый дар ему, вода умершего принадлежит сьетчу.
Земным аналогом племен фрименов могут служить набатеи, полукочевые арабские племена, существовавшие на территории современных Сирии, Ирака, Саудовской Аравии. В какой то момент истории они поняли, что зеленые насаждения и системы искусственной ирригации могут сдерживать движение песков и повышать плодородность почвы.
Набатейское земледелие
В "Дюне" идеи превращения пустыни в зеленые поля звучат из уст имперских экологов Пардота и Льета Кайнзов, всю жизнь посвятивших изучению и подготовке планеты к преобразованию.
В теме экологии Арраскиса Герберт звучит больше как ученый-эколог, нежели фантаст. Такое понимание проблемы экологии связано не только с статьями о орегонских дюнах, где главной движущей силой изменения климата была сама природа, но и с историческими событиями на Ближнем востоке, пришедшимися на период формирования идеи романа.
Революция
По книге, Атрейдесы прилетают на Арракис, чтобы заменить Харконненов, владевших планетой 80 лет. Опуская политические предпосылки смены власти, заметим только изменение политического строя - с фактически узурпаторской и диктаторской власти Харконненов происходит изменение на более мягкую и демократическую власть Атрейдесов.
В земной истории в 1958 году в Ираке происходит государственный переворот: в результате заговора офицеров были убиты король, регент и премьер-министр страны. Монархия была уничтожена, а Ирак провозглашён республикой. Произошла первая иракская революция.
Очевидна аналогия между событиями. Даже наименования мест - Ирак и Арракис - чем-то перекликаются.
Нефть
Борьба за стратегические ресурсы актуальна в любом времени. Особенно критична в историческом разрезе она проявилась вскоре после Второй мировой войны и источником этой борьбы стала ближневосточная нефть.
Ирак, Иран, Саудовская Аравия - все эти государства так или иначе оказались втянуты в прямые и косвенные ресурсные войны. Спайс=нефть, спайс должен течь, то есть не прекращать поток ресурсов от колоний к метрополии, обеспечивая высокий уровень жизни дома Императора (ничего не напоминает?)
Борьба дома Харконненов (при поддержке Императора) с Атрейдесами, борьба метрополий с колониями, добра со злом и борьба со своим будущем, развернувшаяся в разуме Муаддиба - звенья одной цепи, части одного целого под названием эволюция.
Эволюционируют планеты, люди, государства, источники энергии. Остается без изменений лишь одно, что красноречиво показано в "Дюне" - даже спустя 20000 лет потребительский зверь внутри человечества все так же испытывает постоянный голод и готов ради его удовлетворения уничтожить все вокруг, в том числе и собственное будущее.
"Дюна" является дитем своего времени. Без дюн Флоренса, пейота (галлюциногенный кактус), без революций в Ираке и нефти книга не получилась бы такой, какой получилась.
Поэтому этот пост - это не обзор и не разбор, а только анализ источника мифологии для тех, кто не читал/смотрел или читал/смотрел и не совсем понял и осознал почему пустыня и джихад: теперь у вас есть больше фундамента для понимания и аналогий.
А если будет интересно, в следующем посте могу рассказать, как Древняя Месопотамия, греки и шумеры повлияли на образы Арракиса, Арракина в книге и фильме Вильнева.
Одержимость (2013). Не в моем, ****, темпе!
Предисловие: Это мой настольный фильм. Даже не ежегодник, а ежемесячник или даже чаще.
Всех с наступающим Великим Днем Победы!
Сегодня небольшой пост про без преувеличения великий фильм о музыке (особенно для нового поколения, тк для старичков от 30+ есть свои шедевры), но не только о ней. В принципе, в нем все достаточно понятно и прозрачно, однако небольшой экскурс в историю и новое погружение в эмоции нам не повредит.
Кино не столько о стремлении молодого музыканта достичь прорыва, сколько о смысле всех процессов, примерно и метафорически происходящих в жизни людей, пытающихся выбраться из обыденности, из рутины и давления общества в попытке достичь своею мечту.
Начнем с того, что это фактически режиссерский и сценарный дебют Дэмьена Шазелла в большом кино. Далее он снимет оскароносный Ла-Ла-Ленд и не менее сильный Человек на Луне.
Но особенность нашего общества такова, что встречаем по одежке.
Например, кто прям очень сильно знал следующие примеры: того же Питера Джексона до Властелина Колец (наверное, буду упоминать эту трилогию в каждом посте, тк со временем все больше кажется, что это будет величайшее произведение в 21 веке)? Или кто знал Брайана Кренстона (Уолтер Уайт, Во все тяжкие) до сериала? Или кто знал, что Мел Гибсон, известный уже актер, является автором Апокалипсиса (2006), фильма, который огонь и будет в будущем в разборе (спасибо комментаторам)? Или Бенедикта Камбербетча до Шерлока?
И, конечно же, куда без него. Мой любимец, человек-легенда:
Кто знал Роберта (кроме сильно очень ограниченного круга людей, следивших за Оскаром 1993 года) до Железного человека (2008)?
Да, все они, как и многие остальные в индустрии так или иначе светились там-сям, особо не бликуя и не привлекая внимания. До определенного момента.
Как всегда, имеет место стечение обстоятельств. И главное из обстоятельств - настойчивость. Дэмьен написал примерный сценарий фильма и он сразу попал в черный список (то есть, его никто не стал бы снимать). Так продолжалось несколько лет, пока Дэмьен не снял самостоятельно одноименную короткометражку в 2012 году, которая произвела фурор на кинофестивале «Сандэнс», заработав продюсерские деньги на полный метр.
Ну вы только представьте, это гениальное произведение с Дж. К.К. Симмонсом (Оскар за лучшую роль второго плана) снято за 3,3 млн. И собрало 48 млн.
Поэтому вывод из "встречи по одежке" - первый фильм удался более чем.
Когда смотришь очередной фильм с музыкальной составляющей, невольно начинаешь мысленно уточнять и сравнивать - а правда ли это? Правдиво ли с музыкальной точки зрения то, что пытается изобразить в фильме режиссер?
Такому остракизму предавались и Рок-волна, и Богемская рапсодия, и Одержимость, конечно же.
Одержимость всех положила на лопатки. Более правдивого (коммерческого) фильма с ТАКОЙ точностью музыкальной культуры мне не попадалось. Не отвечаю за субъективность и абсолютность утверждения, это сугубо личный опыт.
Поэтому автору, коим в данном случае единолично является Дэмьен Шаззел в этом пункте ставится большой жирный плюс.
Чего только стоит аранжировка бессмертного Каравана, специально написанная для этого фильма:
Далее, о потерях главного героя Эндрю (Майлз Теллер) на пути достижения мечты. Самое очевидное, он расстался с девушкой, без экивоков рассказав ей о том, как будет строится его жизнь с ней и без нее. С ней - стандартная жизнь среднего человека, без нее - его возможное прекрасное будущее.
Очень тонкая заметка: он отверг реально существующую возможность варианта жизни, приняв вместо нее лишь гипотетически существующую возможность другой жизни, не обладая к моменту принятия решения никакими чёткими доказательствами возможности исполнения второго варианта; этот вариант существовал только у него в голове и не факт, что был бы исполнен.
Дополнением к потерям будут служить различные моменты с аварией например и тд - все, что показывает трудный и ранимый процесс достижения мечты.
Самым главным "противником" для Эндрю будет служить, как ни старинно, его учитель Флетчер (Дж. К. К. Симмонс). С точки зрения драматургии, Флетчер выведен в отдельного персонажа для объяснения внутренних переживания героя, которые не хотелось рассказывать голосом за кадром. Грубо говоря, это второе Я Эндрю, которое ставит под сомнение каждый его шаг и не дает идти вперед (вспомним момент отвергнутого сценария Дэмьена)
Метафорой осуждения обществом станет семейный ужин, на котором Эндрю делится, что его взяли в основной состав школьного оркестра. Его родственники встречают этот факт мимолетно, даже отец, фактически не замечая и не понимая достижения Эндрю в творчестве в противовес достижениям его двоюродного брата в регби.
Общество (семья) принимают во внимание только уже понятные ценности, вроде места на карьерной лестнице, не понимая важность продвижения в творчестве Эндрю.
Все это, плюс (спойлер) неоднозначные ходы Флетчера ведут к дисгармонии и депрессии Эндрю и отказу от музыки. Метафорично это значит отказ от своего Я и принятие норм "нормального" общества в ущерб своим мечам и целям, что приводит главного героя в глубокий негатив.
В последней четверти фильма происходит переплетение и развязка моментов из предыдущего рассказа, это классическая схема мономифа, разрешается трехсложная схема повествования. Рекомендую просто посмотреть, тк всего фильм за минусом титров идет полтора часа.
Сама идея во многом перекликается и с Дэмьеном Шаззелом, который к музыке достаточно близок и с актером Майзом Теллером( Эндрю), который барабанит с 15 лет. Возможно, формулировка идеи достаточно детская и частично отдает ошибкой выжившего, тем не менее - не сдавайся и иди до конца, чего бы это не стоило.
Одержимость в какой то мере является автобиографией Дэмьена Шаззела, переведенной на драматургический язык. Реальные переживания автора сценария и режиссера позволили стать фильму таким живым и понятным.
В этом фильме, помимо прозрачной и простой идеи важны красота съемок, целостность сценария и качество режиссуры. Одержимость, на мой скромный взгляд, на данный момент является лучшей работой Шаззела. Пожелаем ему успехов, не хочется думать, что это талант-однодневка (даже с учетом Ла Ла Ленда и Человека на Луне, которые гораздо слабее Одержимости по силе наполнения)
Всем советую. Лучше смотреть в одиночестве или с самым близким человеком, обязательно на хорошем звуке. Это не развлекаловка, это подумать, послушать и пережить.
Царство Небесное (2005). Между верой и религией
Есть фильмы понятные и нет. Есть фильмы успешные и нет. Есть короткие, длинные, дорогие, дешевые - множество. Есть фильмы ценные, и об одном из таких пойдет речь.
Время чтения 10 минут
В суммарном итоге, сквозь призму времени, ценностью фильма для зрителя и истории является изменение мировосприятия после просмотра; изменение эмоций такое, что, при необходимости, не составит труда определить источник изменения. Мы не должны оставаться такими же по эмоциональному багажу, какими были до просмотра фильма.
Сегодня празднует 17-летие выхода в свет фильм "Царство Небесное" Ридли Скотта (2 мая 2005 года), для которого я четко могу поставить источник эмоций "полюбить исторические фильмы".
Дисклеймер: для просмотра рекомендуется однозначно и категорически только режиссерская версия фильма (на 45 минут длиннее прокатной, 3.09м).
Фильм довольно известный и из всех моих постов (трех, хах) по разборам самый понятный. К счастью или сожалению, в любой подборке есть "самые" фильмы - самый понятный и непонятный, самый простой и сложный... Этот простой, но интересный, недооцененный и недопонятый аудиторией относительно истории персонажей, о чем ниже.
Сегодня мы разберем, почему крестоносцами окажутся совсем не те, кто нес крест, почему перевод названия немного некорректен и почему по итогу истории благодать обретут совсем не святые люди. Но обо всем по порядку.
Хотя какое к черту по порядку. Батальные сцены! Это раз и навсегда.
Вы только посмотрите на эту красоту, как это снято.
Практически со 100% гарантией можно сказать, что есть исторические баталки ДО Царства и ПОСЛЕ.
Ощущение, что Ридли много раз пересматривал штурм Хельмовой Пади и Спартака, одновременно с Освобождением и Лоуренсом Аравийским, при этом смотал в будущее и посмотрел конец 6 сезона Игры Престолов, в итоге создав такую бесподобную красоту (а, возможно, наоборот, Сапочник вдохновлялся баталками Ридли). Серьезно, посмотрите ради 30 минут в общей сложности сцен сражения. Красота неописуемая.
Судя по фильмографии, основополагающая роль в этой красоте - это заслуга Артура Макса, художника-постановщика, который сотрудничал с Ридли во всех фильмах за последние 25 лет, начиная с Солдата Джейн (да, это тоже Р. Скотт). А тут и Гладиатор и Марсианин и Черный Ястреб и Последняя дуэль - чувствуете масштаб?
Далее, музыка. Изначально саундтрек должен был писать, вот сюрприз, Ганс "наше все" Циммер. Однако, он ушел в Мадагаскар (2005), а роль композитора принял Гарри Грегсон-Уильямс, ушедший с Мадагаскара. Такая вот ирония судьбы.
Циммер, без сомнения, сделал бы фильм еще лучше (возможно, в будущем будет серия разборов именно влияния музыки на фильм, что скажите?), но и Гарри не оплошал. Не сказать, что есть в саунде что-то сверхневероятное, кроме пары запоминающихся моментов, но в целом все к месту. Стилистика, размеры, наполненность - в тему. Это не Фонтан, и не Властелин колец, где музыка стоит на одной ступени с художкой, режиссурой и историей, но и не апокалиптичный провал, типа Принца Персии: Пески времени, где Гарри вчистую слил по сравнению с саундреком к оригинальной игре 2003 года, музыку к которой написал Стюард Чатвуд.
В чем фильм сильно провалился, так это в сценарии. Даже не так, не провалился в самом сценарии, он в целом хорош, а провалился в том, как сценарий был обрезан и в итоге недосказан: перед релизом в кинотеатрах окончательный монтаж был нещадно сокращен продюсерами, например полностью исчезла история о сыне Сибиллы, а она имеет бесконечно важное значение в фильме.
Сценарий написал Уильям Монахэн, автор, например, Отступников (лауреат Оскар) и Совокупности Лжи. Сценарий изначально занял 260 страниц (напоминаю, в Голливуде принято писать сценарий из размера 1 страница = 1 минута экранного времени. Поэтому, когда какой то режиссер говорит, что у него сценарий перед началом съемок был на 100 страниц, для нас это значит 1 час 40 мин предполагаемого времени фильма), а это, на минуточку, 4 почти с половиной часа экранного времени.
Царство Небесное вышло в непростое время, после Властелина Колец и Трои, поэтому не могло взять аудиторию ни хронометражом, ни супер-эпик-древнеисторической темой. Ему была бы уместна, например, трилогия, где фильмы бы шли 2-2.5 часа (фильм, кстати, прекрасно делится на такие четкие и оконченные части: до прибытия Балиана в Иерусалим, до смерти Короля и разбития армии Ги де Лузиньяна, ну и до окончания событий фильма). Потенциала сценария на это хватает.
Кратко по актерам и фабуле сюжета:
Южная Франция. 1184 год. Барон Готфрид Ибелинский прибывает в одну из деревень, где у кузнеца Балиана умер сын, а жена наложила на себя руки. Готфрид вспоминает свою молодость и рассказывает Балиану, что он его отец. Видя, что больше во Франции Балиана ничего не держит, Готфрид предлагает ему поехать с ним в Иерусалим и начать жизнь заново.
Балиан (Орладно Блум), бастрад рыцаря-крестоносца Готфрида де Ибелина (Лиам "Квай-Гон Джин" Нисон)
Сибилла: Ева Грин (нет, не будет)
Салах-ад-Дин (Саладдин) (Гассан Массуд, он реально сириец, прям настоящий). На нем еще будет акцент ниже, это 100% попадание актера и роли и не только.
Король Иерусалима Балдуин (актер предпочел не включать свое имя в титры, тк все его сцены сняты с маской. Вам будет нетрудно найти, кто же все-таки исполнил эту роль, хотя это не является прям большой тайной и особого значения для дальнейшей информации не имеет)
Остальной актерский состав в целом играет роль "сцены" и роялей из кустов, то есть выступает двигающими элементами истории, не более того. Есть там прекрасно отыгранные роли, например, Брендан Глисон, но ради только игры мы останавливаться на таких моментах не будем.
Исторические неточности и допущения тоже остаются за краем повествования, тк не имеют значения для цели поста.
Главная тема этого разбора в становлении "царства небесного" в мире и сердцах людей.
Как было написано в начале, перевод "Царство небесное" не совсем корректен и, после всех лет изучения и просмотров, видется, что название должно быть "Царствие небесное".
Объясняю. В христианстве существует понятие "царства небесного", у него не так много трактовок, нам важны две: первая, это царство божие на земле, то есть прям государство, столица, власть (в идеале на ВСЕЙ земле), и вторая трактовка - царство как понятие духовное (Апостол Павел говорил: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17)
В английском языке значение Kingdom of Heaven (Царство Небесное) довольно однозначно, однако в переводе на русский язык понятие kingdom имеет переводы и как царство и как царствие. И если в первом случае царство означает нечто физическо-настоящее, типа правления справедливого бога на земле, то второе - царствие - понятие сугубо нематериальное и духовное.
Если простыми словами, "царствие небесное" означает праведность, добродетель, благородство и бескорыстную помощь страждущим, идущие от души, от духа, то есть поступки, не являющиеся пустыми, напускными действиями.
После это информации переходим непосредственно к сути.
Фильм не про завоевание крестоносцами Иерусалима во славу Бога и не про обратное взятие арабами его во славу Аллаха - Иерусалим десятки раз за все время крестовых походов переходил из рук в руки.
Фильм про попытки создания "царства (царствия) небесного", то есть обретения духовного мира и благодетели персонажами сквозь фабулу сюжета. Опять же, как и в Фонтане, арки развития персонажей работают на фоне истории и при желании могли бы быть перенесены в другое место-время.
Крестоносцы, религиозные фанатики, оказались по итогу фильма силой, движущей историю в противоположную от благодетели сторону. Балиан и Сибилла, как и Готфрид, как и Балдуин и Салах-ад-Дин - силой, движущей в сторону благодетели. Чего только стоят кадры входа Саладдина в главный дворец правителя Иерусалима, на которых он аккуратно обходит фигуру креста на полу.
Или как он поднимает и ставит на стол христианский крест. Вот вы представьте, 12 век, победитель войны за главный религиозный город, символ всего мира, предводитель всех мусульман, не гнушается и, без показухи и какой-либо необходимости, поднимает и ставит на место символ религии, которая по идее является ему и его подданным враждебной.
Считаю это одним из самых сильных, если не сильнейшим, моментов в фильме. И очень сильным именно с точки зрения режиссуры. Казалось бы, ЗАЧЕМ включать эти кадры в фильм? Показать, что победитель благороден? Он и так отпустил людей из побежденного города и сам перед этим предложил переговоры. Показать, что религия не имеет ничего общего с верой? Возможно, да.
Поэтому было акцентировано внимание на актере, Гассане Массуде, сыгравшем роль Саладдина. Сознательно или нет, по наводке режиссера он играл или что-то вносил от себя, но с первого взгляда ему веришь. Веришь и в военные навыки и в переговорческие. А после сцены с крестом - окончательно убеждаешься, что это человек веры. Не религии. Веры.
Аналогично Сибилла. Ее героиня в процессе фильма переходит от человека религии к человеку веры. Еще раз - без режиссерской версии тут делать нечего.
Поэтому такое название поста. Это кино проводит нас по лезвию ножа, по тонкой границе между верой и религией, позволяя шагнуть и в ту и в другую сторону. Куда обратно возвращаться - каждый решает сам. А режиссер свой выбор сделал, как и я: важно то, что внутри, а не снаружи. Важна вера, есть она или нет, в Бога, в Богов, важен сам факт наличия и использования самобытийного "Я" - ибо без него все вокруг превращается в фарс и уничтожает человечность в человечестве.
Важно ощущать в себе нечто большее, чтобы создать что-то снаружи, а не создавать что-то снаружи, чтобы заполнить пустоту внутри. В этом отличие веры от религии.
В итоге фильма "верующими" по описанным выше признакам оказались все обозначенные герои: Годфри, Балиан, Сибилла, Салах-ад-Дин. И еще несколько персонажей, предлагаю открыть их самостоятельно.
Неверующими оказались те, кто использует веру лишь как источник власти посредством религии, назначенные самим Господом и всей Церковью (с их же слов) крестоносцы высокого ранга, такие как Ги де Лузиньян и Рене де Шатийон, Епископ Иерусалима и даже священник, брат Балиана, укравший крест с тела его жены в самом начале фильма в режиссерской версии.
А благодетель, то есть состояние внутреннего умиротворения и спокойствия обрели Балиан и Сибилла. Кстати, по ходу фильма, различные предложения Балиану вплоть до стать королем Иерусалима чем-то перекликаются с искушениями в виде 7 грехов.
Поэтому фильм находится в списке ежегодников, он стоит того, чтобы быть напоминанием о человечности. Как оказалось, многое от Ридли Скотта находится в этом списке, а мы его хаяли за Прометея и тд). В будущем, надеюсь, будет еще несколько разборов его фильмов (кроме серии Чужого, уж извините).
Ридли Скотт - это очень неоднозначный режиссер, не попсовый, но и не скатывающийся в голимый артхаус. Кажется, что он снимает для зрителя. Просто зритель не всегда его понимает.
17 летний фильм, который поднял планку батальных сцен и разворошил (насколько это удобно для не слишком-то подкованной аудитории) вопросы веры и религии, "Царство Небесное" - тому подтверждение.
У него есть все, чтобы понравиться аудитории и в то же время нет ничего, за что его бы полюбили. Поэтому моя работа в том, чтобы донести этот фильм до вас - смотрите с удовольствием, но только режиссерскую версию. Потому что без этих 45 минут непонятно будет вообще ничего и сюжет для вас окажется тупым, скомканным и притянутым за уши.
Что для тебя Иерусалим? - Ничто... И весь мир!
PS Моим 52 подписчикам, вы чего творите - спасибо за интерес к теме, надеюсь продолжить и закончить серию этих постов таким образом, что она окажется всем полезной. Смотрите кино больше и чаще)
PSS Читатели могут не разделять мнение автора насчет любых оценок, приведенных в данном посте, поэтому автор с прискорбием сообщает, что у каждого мнения есть обоснование, которое может быть приведено в комментариях, если прям сильно припекает, и обсуждено в порядке живой очереди. Спасибо.
Фонтан (2006). Как понять бессмертие
Этот фильм сломает ваш мозг за первые 10 минут. За последние 10 минут доломает то, что уцелело в начале.
16 лет назад Даррен Аронофски (Реквием по мечте, Черный лебедь, Ной...) снял очень неоднозначный фильм "Фонтан".
Чтобы был понятен дальнейший текст, следует понимать название фильма не как ванну для ВДВшников, а как Источник (в оригинале The Fountain, один из переводов - "источник").
Думаю, ни для кого не будет секретом, что у Аронофски отсутствует способность снимать простые и банальные картины, чего стоит только Реквием. А Фонтан в сумме своей переплюнул многие фильмы в своем роде, в том числе и своего создателя.
Причина остановки на этом фильме - глубина истории (которая, кстати, повлекла за собой непонимание аудитории и провал в прокате). Это просто зубодробительное действо, состоящее из трех параллельных историй, каждая из которых является переосмыслением другой.
Кратко об основном сюжете: врач-онколог Томас Крео (Хью Джекман) ищет лекарство от рака, чтобы спасти свою жену Иззи (Рейчел Вайс).
Вот и все. Ничего удивительного, казалось бы, стандартная драма. Если бы не два НО, такие, что при просмотре ощущение, что смотришь 3 фильма сразу.
Первое НО, это книга, которую пишет Иззи. И называется она, кто бы мог подумать, "Фонтан" (имеем в виду, что переводится как "Источник"). И сюжет в ней о поиске Древа Жизни, дающего бессмертие, чтобы спасти Испанию от власти жестокого инквизитора. И ищет его конкистадор, которого отправила в Южную Америку королева Испании.
Это второй сюжет, второе наложение в фильме. Для понимания последующего текста нужно запомнить, что (спойлер) Иззи не успевает дописать книгу. Перед смертью она много раз просит Томаса закончить ее, а он каждый раз отвечает, что не знает как.
Не смотревшие фильм читатели сейчас наверное уже обратили внимание на поразительное сходство актеров из основного и второго сюжетов)
Второе НО и третий сюжет, самая красивая в визуальном плане часть фильма (вообще без шуток, ЭТО смотрится на порядок круче всей современной графики даже спустя 16 лет).
Это путешествие человека в космосе к умирающей звезде с именем Шибальба. Путешественник летит в сфере, в которой кроме него растет умирающее Древо Жизни. И целью путешествия является слияние со звездой в момент ее смерти, чтобы оживить Древо Жизни.
И снова поразительно сходство актеров)
Все три сюжета идут в параллельном монтаже и с первого просмотра точно не разберешься. В моей коллекции это один из фильмов - ежегодников (пересматриваемых каждый год, такая вот болезнь). И каждый раз открывается что-то новое, какие-то тонкие, почти невидимые точки, пунктики, акценты. Не требуется даже особой абстракции от факта, что сюжет уже просмотрен и известен мозгу, постоянные маленькие открытия стабильно дают ощущение новизны.
Теперь, когда известна фабула, может возникнуть вопрос - а что такого в этом фильме, кроме тройной истории? Почему автор так акцентировал на нем внимание?
Самое главное, а это объяснение связи трех сюжетов, будет ниже. Пока несколько технических фактов.
Бюджет фильма составил...35 миллионов. А спецэффекты выглядят на 350. Причина проста: в целях экономии почти все космические спецэффекты сделаны съемкой химических реакций.
После осознания этого факта на ум приходит только "Аааа, вот оно что". Гениально, что удешевление спецэффектов сделало их практически совершенными и бессмертными. Реально, оцените, они бесподобны:
Второй факт, это музыка. Если вас пробирало от саундтрека к Реквиему по мечте, то от музыки Фонтана вы будете в не меньшем восторге (возможно даже где-то как-то слышали). Ведь написал ее Клинт Манселл, автор саунда к Реквиему.
Это одно из попаданий видео и аудио (как и Властелин колец, Гарри Поттер, Интерстеллар и тд) настолько сильных, что вместе получился симбиоз и резонанс, многократно усиливающий общее впечатление. Однозначно рекомендация, тем более саундтрек номинировался на Золотом глобусе в номинации "Лучшая музыка к фильму"
Ну и наконец, в чем же вынос мозга? Как ни банально, в метафоричности сюжета, в том как он интерпретирован. В том, как тройная сюжетная связка вывела обычную драму о любви, жизни и смерти на новый уровень, масштабировав восприятие картины до космических размеров.
Если основная история про спасение Иззи от опухоли понимается прямо, происходит в реальности, то две другие - это переосмысления Томасом и Иззи своих чувств в этот момент.
Книга Иззи, "Фонтан" (Источник) - это ее переживания по поводу своей болезни и возможной смерти, а образом конкистадора, ищущего Древо жизни (лекарство от болезни), является ее муж, Томас.
В книге Королева неоднократно просит конкистадора освободить Испанию от рабства. В метафоре рабство означает страх Иззи перед смертью, а инквизитор - это рак, опухоль.
В реальности, в основном сюжете, Иззи освобождается от страха смерти, этот момент отражен в приглашении Томаса погулять в один из дней, когда он напряженно ищет лекарство.
В конце сюжета, который успела написать Иззи, конкистадор наконец находит Древо Жизни, на этом ее история обрывается.
И остается разобрать третий сюжет, путешествие Тома к умирающей звезде.
В этом сюжете Том постоянно находится в пижаме. Причиной этому служит тот факт, что весь сюжет это сон (или сны) Томаса из первого сюжета. Путешествие к Шибальбе - это интерпретация поиска лекарства, умирающее Древо Жизни в его коконе-сфере - это Иззи, умирающая от опухоли.
В конце, в точке схождения всех сюжетов, Том последний раз разговаривает с Иззи (естественно, в воспоминаниях), которая просит его закончить книгу (вы же помните это, да?). В отличии от прошлых отказов, в этот раз он соглашается.
И тут происходит магия.
Том понимает, что рабство Испании в книге Иззи - это ее страх смерти, от которого она освободилась и освобождается от него сам.
Еще одно понимание - это невозможность и бессмысленность вечной жизни кого-то или чего-то одного. То есть, бессмертие имеет смысл, только если с кем то его разделить.
Поэтому он соглашается "дописать книгу", то есть закончить сюжетную линию Иззи, отпустить ее, приняв реальность.
И окончанием книги "Фонтан" из сюжета Иззи становится смерть конкистадора от сока Древа Жизни - конкистадор выпивает его, умирает, захваченный корнями дерева и на его "могиле" вырастают цветы (таким образом осуществляется мотив мифа о сотворении Мира майянским богом Первым отцом, о чем Иззи рассказывала Томасу в основном сюжете).
Одновременно в сюжете Тома Шибальба взрывается, потоки ее вещества объединяют тело Тома и умирающее Древо, от чего оно расцветает вновь.
Одновременно, в основном сюжете Томас закапывает семена дерева на могиле Иззи.
Таким образом закрываются сюжетные арки всех персонажей, каждый достигает своей цели: Томас, как основной персонаж, принимает реальность как есть, что его жена умерла, (дописывает книгу из второго сюжета) и продолжает жить дальше с памятью о ней внутри себя (слияние Древа и Тома из третьего сюжета)
Получился огромный пост. Как и смысловая нагрузка фильма) Если не заболела голова от чтения, то найдите фильм и посмотрите его. Он правда достоин.
PS Фамилия главного героя, Крео, с латыни переводится как "творить, я творю", а с испанского "я верю".
PSS Два моих подписчика, которые подписались после предыдущего поста, вы чего делаете, мне теперь сколько фильмов разбирать)







































































