Серия «Пауза музыкальная»

16

Джон Пил музыку любил

Джон Рейвенскрофт, более известный как Джон Пил (John Peel), самый влиятельный радио-диджей и один из самых больших авторитетов в сфере музыки 20-го века. Работал на британском BBC Radio, регулярно выходя в эфир с 1967 года до своей смерти в 2004-м.

Джон родился и учился в Англии, но карьеру диджея начинал в США на радиостанциях Далласа. Вернувшись в 1967-м в Лондон работал на "пиратской" плавучей радиостанции Radio London, похоже тогда же взял себе псевдоним Пил. "Пиратскими" радиостанции прозвали журналисты в том числе и потому, что эти станции вещали без лицензии с кораблей, располагавшихся в нейтральных водах.

В этом же году Radio London прикрыли, а только что открывшаяся Би-Би-Си Радио искала сотрудников, и как говорил в последствии Джон Пил, студия стала нанимать "пиратов", потому что других специалистов просто особо не было.

Пока студия была в поисках своего формата, Джону приходилось не только ставить записи, но и работать с приглашенными музыкантами. Дэвид Боуи рассказывал, что после того, как Би-би-си в 1965 году отвергла его с вердиктом: "…берет неверные ноты", именно Джон тремя годами позже дал ему в своей программе второй шанс, а "…с ним — и возможность брать неверные ноты всю оставшуюся жизнь". Оззи Осборн говорил: "Если бы не Джон, Black Sabbath никто и никогда не пустил бы в радиоэфир".

Пилу удалось заработать авторитет на радио и началось. Оказалось, что его музыкальные вкусы выходят слишком далеко за рамки радио-формата, про тех же американских панков Ramones он говорил: "Это было идентично тому, когда я впервые услышал Литтл Ричарда — интенсивность была пугающей!". Когда в 1976-м Джон Пил поставил несколько треков из первого альбома Ramones, в студию стали приходить пачками письма благодарных англичан с большими просьбами больше никогда так не делать. Джон Пил понял, что это не шутки, музыка все-таки влияет на людей, и стал ставить панк еще больше. Руководство студии чуть не охуело от такой музыки на общественной радиостанции, был большой конфликт, но оказалось конкуренты уже топали копытами в надежде заполучить Джона Пила и все как-то улеглось само собой. За месяц средний возраст слушателей радиостанции снизился на 10 лет.

Но самый главный талант Джона Пила открылся как раз в работе с еще малоизвестными тогда музыкантами: Pink Floyd, David Bowie, Led Zeppelin, Deep Purple, Genesis, Free и многими другими. У него было невероятное чутье на новую музыку, и в 80-х годах, предпочитая самую радикальную музыку, он продолжал открывать новые имена: The Smiths, Cocteau Twins, The Psychedelic Furs, Siouxie & The Banshees, The Cure, Joy Division, Pulp, Simple Minds, Napalm Death, Carcass, The Pixies, Nirvana.

Джон приглашал понравившихся музыкантов в студию, где они записывали несколько треков, обычно четыре, иногда это была концертная запись для радио, потом ставил в эфир так называемые "Peel Sessions". Это упрощало работу с авторскими правами и с прочей хуетой, которую навертели тогда в требованиях к радиостанциям в Англии.

На момент своего первого эфира на радио у The Cure еще даже не вышел первый альбом. The Smiths свою первую сессию для Пила записали в сентябре 1983 года, причем из-за недостатка материала написали «This Charming Man» специально для этого случая. Nirvana впервые сыграла для Джона Пила в 1989-м, за два года до мировой известности, Pulp звучали в его эфире аж за 13 лет до того, как стали знамениты, то же касается U2, Muse, White Stripes и многих других.

Джон Пил умер в 2004-м в возрасте 65 лет, оставив коллекцию из более 100 тысяч пластинок и отдельную коробку со своими любимыми ста тридцатью синглами, где чаще других исполнителей встречается White Stripes.

Но его главное наследие - это Peel Sessions. За почти 40 лет работы было записано более 4000 музыкальных сессий более чем 2000 исполнителями. Особенности этих Peel Sessions в том, что записывались они на студии Би-Би-Си быстро и получались записи довольно близкие к живому звучанию. Многие классические сессии были выпущены на пластинках, например, Led Zeppelin в 1997-м выпустили сборник под названием "BBC Sessions", состоящий из таких студийных и концертных записей. Фанатами был собран каталог из почти тысячи записей Peel Session со ссылками на треки в ютубе, и этот список дополняется: https://davestrickson.blogspot.com/2020/05/john-peel-session...

P.S. Своей любимой композицией Джон Пил называл сингл 1978-го года ирландской рок-группы The Undertones - Teenage Kicks. Трек идеален, в нем нечего ни добавить, ни убавить, говорил он.

После того, как Джон первый раз поставил Teenage Kicks в эфире, он сказал "что может быть лучше?" и поставил его еще раз.

Показать полностью 4 1
8

White Rabbit

Одну из самых известных песен в жанре психоделического рока написала и исполнила Грейс Слик (Grace Slick) в конце 1965-го - начале 1966-го года, еще в составе группы Great Society. В песне White Rabbit используются образы из произведений Льюиса Кэрролла - "Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье".

Выступление Jefferson Airplane (Woodstock 1969):

Затем Слик покинула Great Society, чтобы присоединиться к Jefferson Airplane, и предоставила две песни из своей предыдущей группы: её собственную «White Rabbit» и «Somebody to Love». Версия «White Rabbit» в исполнении Great Society была намного длиннее, чем более агрессивная версия Jefferson Airplane. Обе песни вошли в десятку лучших Jefferson Airplane и с тех пор ассоциируются с этой группой.

В интервью Слик упоминала, что, помимо «Алисы в стране чудес», так же источником вдохновения для песни было «Болеро» Равеля. Как и «Болеро», «Белый кролик» по сути является одним длинным крещендо.

Фрагмент "Болеро":

White Rabbit звучит во множестве фильмов и сериалов: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Взвод», «Игра», «Афера по-американски», «Лунная афера», «Где скрывается правда», «Симпсоны», «Футурама», «Семья Сопрано», «Сверхъестественное», «Очень странные дела», «Хранилище 13», «Запрещённый приём», «Рассказ служанки», сериал «Фарца», «Матрица: Воскрешение». На «White Rabbit» существует много кавер-версий, в том числе таких исполнителей, как Pink, The Damned, Патти Смит, Shocking Blue и других.

В исполнении Pink:

Так же одно из самых необычных живых исполнений, что-то типа творческого вечера певицы Кэти Ричардсон (Cathy Richardson). В отличие от часто копируемой, мелодичной, но отстраненной манеры исполнения Грейс Слик, Кэти добавила в песню свою экспрессию.

"Я, как вы знаете, так же являюсь нынешней солисткой Jefferson Starship (группа была основана из бывших участников Jefferson Airplane), и я постарела с этой группой, можно сказать на ваших глазах (смеется).. Грейс Слик сказала нам, продолжайте играть нашу музыку и получайте от нее удовольствие. И я всегда с огромным удовольствием исполняю White Rabbit, и стараюсь сделать шоу из каждого выступления, но, извините, не сейчас, руки заняты:

Музыкальный журналист Джон Сэвидж описал «White Rabbit» как «одну из самых странных записей, когда-либо попадавших в десятку лучших в США, являющуюся чистой и неослабевающей конструкцией от начала до конца».

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!