Серия «Первая Мировая война»

13

Бесславный и заброшенный. История броненосца Roma

Броненосец Roma в годы разработки позиционировался, да и действительно претендовал на звание лучшего линейного корабля в мире. Однако на практике он не оправдал всех возложенных на него надежд, и история его службы — яркий пример бесславия и заброшенности.

В самом конце 1890-х годов итальянцы начали строить броненосцы типа Regina Margherita. Изначально предназначавшиеся для дальнего боя, эти корабли на этапе строительства были переработаны, в результате чего бронирование уже не позволяло им вести бой на дальней дистанции, а схема расположения орудий — на ближней. Чтобы компенсировать получившуюся диспропорцию, было решено заложить ещё один тип броненосцев.

Броненосец Roma, фото около 1919 года

Броненосец Roma, фото около 1919 года

Между тем, главным кораблестроителем был назначен Витторио Куниберти. Его идея заключалась в создании очень крупного броненосца, вооруженного не батареей из нескольких крупнокалиберных и многочисленных скорострельных орудий, а исключительно тяжелыми крупнокалиберными орудиями. Командование не рискнуло полностью реализовать задумку инженера, но частично приняло её для типа Regina Elena.

Roma стал третьим кораблём серии. Первые два были внесены в бюджет 1901 года, а вторые — на 1902 год, хотя реальная закладка Roma и его систершипа Napoli состоялась только в 1903 году.

Первоначальные характеристики выглядели следующим образом. Длина — 144,6 м, ширина 22,4 м, осадка 8,58 м. Водоизмещение при полной загрузке составляло 13 993 тонны. Корабль имел слегка инверсный нос и длинный полубак, простиравшийся за грот-мачту. Благодаря такой конструкции достигалась меньшее гидродинамическое сопротивление. Бронирование осуществлялось крупповской сталью, производимой на заводе в Терни. Главный пояс, простиравшийся на всю длину корпуса, имел толщину 250-мм, главная палуба палуба закрывалась 38-мм плитами, башни 305-мм/40 орудий имели 203 мм защиты, а башни 203-мм/45 орудий —- 152-мм броню. Боевая рубка защищалась 254-мм плитами.

Энергетическая установка мощностью 22 000 л.с. состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения, каждая из которых приводила в движение гребной винт. Пар для вырабатывался двадцатью восемью угольными котлами от Babcock & Wilcox, выход дыма из которых осуществлялся через три дымовые трубы. Максимальная скорость составляла 21,39 узла.

Вооружение было тяжёлым. Главный калибр представлял собой 2×1 305-мм/40 орудий в башнях на носу и в корме, дополнительный калибр составлял 6×2 203-мм/45 орудий в башнях по бокам надстройки. Вспомогательный калибр насчитывал 24×1 76-мм и от двух до десяти (в разное время) 47-мм орудий. Также имелись 2×1 450-мм подводных торпедных аппарата.

Броненосец Roma во время достройки, 1915 год

Броненосец Roma во время достройки, 1915 год

Roma был заложен на верфи Arsenale di La Spezia в Ла-Специи 20 августа 1903 года, спущен на воду после различных проволочек только 21 апреля 1907 года, а после завершения достройки вступил в строй 17 декабря 1908 года. Из-за затянувшихся сроков постройки броненосец не успел внести свою лепту в наращивание итальянской военно-морской мощи: передовые страны уже отказались от разнокалиберного вооружения и приступали к постройке дредноутных линкоров. Впрочем, после ввода в эксплуатацию Roma был назначен в действующую эскадру, где оставался до 1910 года вместе с тремя систершипами и двумя броненосцами типа Regina Margherita. Тогда эта шестёрка представляла собой действующий флот Италии, который более полугода находился на учения и манёврах, а затем стоял в резерве, проходя ремонт и обслуживание.

29 сентября 1911 года началась Итало-турецкая война — Рим намеревался отобрать у слабеющих османов их территории в Средиземноморском регионе, в частности Ливию. Уже 30 сентября Roma со систершипом Vittorio Emanuele и броненосным крейсером Pisa вышел в море с целью перехвата турецкой учебной эскадры, стремившейся скрыться в Константинополе. Не обнаружив турок, эскадра прибыла к Триполи и блокировала порт.

Спуск на воду броненосца Roma, 21 апреля 1907 года, Ла-Специя

Спуск на воду броненосца Roma, 21 апреля 1907 года, Ла-Специя

18 октября Roma в составе 1-й дивизии броненосцев сопроводил транспортный конвой в Бенгази. Итальянцы потребовали от османского гарнизона сдачи города, и, получив отказ, начали штурм. Транспорты высадили десант, а броненосцы открыли огонь. К ночи османы покинули город, поэтому корабли перевели огонь на предместья, откуда противник отступил 29 числа. После этого части 1-й дивизии были рассредоточены по портам Киренаики, но Roma оставался в Бенгази. До середины января 1912 года турки предприняли несколько попыток отбить город, но каждый раз итальянские войска при поддержке корабельной артиллерии отбивали атаки.

В конце января большая часть кораблей флота, включая Roma, была отозвана в Италию на текущий ремонт, тем более что османский флот практически бездействовал. После его завершения корабли собрались в апреле в Таранто. 17 апреля у острова Астипалея они встретились с вышедшей из Тобрука эскадрой и, соединившись, занялись перерезанием подводных телеграфных кабелей. В течение нескольких дней все кабели между островами Имброс, Тенедос, Лемнос, городом Салоники и Дарданелльским проливом оказались уничтожены.

После этого итальянцы подошли к Чанаккале. 19 апреля им удалось и там перерезать провода. В ответ многочисленная османская полевая артиллерия открыла огонь по флоту, но броненосцы в непродолжительном бою подавили все батареи. После этого флот ушёл в Италию. 4-5 мая Roma участвовал в захвате Родоса, обстреливая османские войска, а с 8 по 20 мая — захватывал небольшие островки в Эгейском море. С июня броненосцы патрулировали море с целью недопущения османских десантов на острова, а в августе флот ушёл в Италию на ремонт.

14 октября 1912 года Roma вышел в море, чтобы заменить один из линкоров 2-й эскадры на Родосе, но был отозван в тот же день обратно, в связи с поступившим известием о согласии Османской империи на перемирие. 18 октября стороны подписали мирный договор, так что флот был возвращён к обычной схеме службы: семь месяцев активных действий, пять в резерве.

Броненосец Roma в Смирне, 4 июня 1919 года

Броненосец Roma в Смирне, 4 июня 1919 года

Обычный распорядок закончился 23 мая 1915 года, когда Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Итальянский флот получил основную задачу: блокировать австро-венгров в Адриатике. Эту задачу из-за угрозы мин, торпедных катеров и подводных лодок, выполняли «издалека» — крупные надводные корабли были слишком ценны, чтобы постоянно выводить их в море. Roma, как и все остальные броненосцы флота, находился в постоянной боевой готовности, перемещаясь между базами в Таранто, Бриндизи и Вароне, но в боевых действиях не участвовал. Его не привлекли и к участию в битве в заливе Отранто (14-15 мая 1917 года).

Только в ноябре 1918 года Roma и броненосный крейсер Agorda прибыли в Константинополь для оккупации города. Итальянцы также наблюдали за разоружением Османской империи и контролировали выполнение Мудросского перемирия. Мраморное море броненосец покинул только к началу 1920 года, после чего отправился в турне по Южной Америке. В частности, весь январь 1921 года Roma простоял в Рио-де-Жанейро.

В 1922 году Италия подписала Вашингтонское морское соглашение, ограничивающее морскую гонку вооружений. По его условиям итальянцы могли сохранять Roma и все три его систершипа бессрочно, но не имели права в какой-либо момент времени заменить их на современные линкоры. Даже после истечения 20-летнего срока службы (который у Roma пришёлся бы на 1928 год) Королевский флот не мог рассчитывать на получение полноценной замены.

Броненосец Roma в Константинополе, 1918 год

Броненосец Roma в Константинополе, 1918 год

Чтобы «освободить» свой лимит тоннажа, а заодно сэкономить на обслуживании старых и не очень нужных броненосцев, Италия начала постепенно списывать броненосцы типа Regina Elena. Первыми списали ещё в 1923 году Regina Elena и Vittorio Emanuele, а в 1926 году — Roma и Napoli. 1 сентября его исключили из списков флота. Броненосец стоял в качестве склада ещё некоторое время, а после был пущен на металлолом.

Таким образом, броненосец Roma стал в некоторой степени заложником исторического процесса: из-за долгой постройки его превосходные тактико-технические характеристики и смелая инженерная мысль уже устарели на фоне дредноутов, а сложившаяся картина боевых действий на море в Первой мировой исключила возможность отличиться. Свою роль Roma сыграл только в Итало-турецкой войне, но это был неравный противник.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 6
10

Компактные, манёвренные, защищённые и… бесполезные. Броненосцы типа Erzherzog Karl

Австро-Венгерская империя в начале XX века активно наращивала численность своего флота, стремясь хотя бы частично сократить отставание от гипотетических противников — Италии и Франции. Большим шагом вперёд в этом направлении стало вступление в строй эскадренных броненосцев типа Erzherzog Karl. Они были компактными, манёвренными, хорошо защищенными и… бесполезными.

В 1899 году был разработан и запущен в строительство проект броненосцев типа Habsburg. Пожертвовав автономностью и дальностью хода в пользу скорости и защиты (что в условиях Адриатики было оправдано), австрийцы создали корабли, способные навязать бой и выиграть его у равного по силе врага, или же скрыться в случае превосходства противника. Однако тип Habsburg относился скорее к броненосным крейсерам, чем к эскадренным броненосцам.

Броненосец Erzherzog Ferdinand Max на ходу

Броненосец Erzherzog Ferdinand Max на ходу

Таким образом, в 1901 году началась проработка проекта с усиленным бронированием. Ввиду нехватки средств корабли опять должны были быть небольшими, но зато строиться целиком из отечественных материалов и на своих же верфях. Вскоре рейхстаг утвердил программу, и с 1902 года началась закладка первых двух единиц типа Erzherzog Karl.

Корабли имели следующие характеристики. Длина 126,2 м, ширина 21,8 м, осадка 7,5 м, водоизмещение — 10 640 тонн. Энергетическая установка мощностью 18 000 л.с. состояла из двух четырёхцилидровых вертикальных паровых машин тройного расширения, приводивших в движение два винта. Проектная скорость составляла 19,3 узла, но на испытаниях все три броненосца её превысили до 20-20,5 узлов.

Броня изготавливалась из цементированной крупповской стали. Её толщина в главном поясе составляла 210 мм и сужалась до 152 мм к оконечностям. Единственная броневая палуба прикрывались 55 мм листами. Башни и казематы имели броню толщиной 240 мм и 150 мм соответственно. Боевая рубка кораблей имела толщину брони 220 мм, а переборки внутри броненосцев, разделявшие различные отсеки, имели толщину 200 мм.

Вид на надстройку броненосца Erzherzog Karl, 1908 год

Вид на надстройку броненосца Erzherzog Karl, 1908 год

Вооружение состояло из четырёх 240-мм орудий главного калибра, скомпонованных в две башни на оконечностях. Орудия представляли собой копию немецкого орудия Круппа, но изготовлялись на заводах «Шкода». Они были облегчены, за счёт чего снижалась пробивная мощь, но зато увеличилась скорострельность — до 3-4 выстрелов в минуту. По расчётам австрийцев, именно такой набор характеристик позволил бы вести эффективный бой с итальянскими крейсерами, кои и полагались главным противником для типа Erzherzog Karl.

240-мм орудия дополнялись чрезвычайно мощным вспомогательным вооружением. Так, двенадцать 190-мм орудий располагались побортно: четыре орудия на каждом борту стояли в казематах на главной палубе, а ещё два — в одноорудийных башнях на верхней палубе. Имелись 12×1 66-мм/45 орудий на надстройках и 4×1 47-мм/44 орудий на мачтах. Кроме того, броненосцы одними из первых в мире ещё на этапе строительства получили зенитное вооружение в виде 4×1 37-мм орудий Vickers, и впоследствии оно было усилено двумя 66-мм орудиями «Шкода». Наличествовали на борту и два 450-мм подводных торпедных аппарата.

Все три броненосца строились на частной верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте. Erzherzog Karl заложили 24 июля 1902 года, и 17 июня 1906 года он вступил в строй. Erzherzog Friedrich заложили 4 октября 1902 года, ввели в строй 31 января 1907 года, тогда как Erzherzog Ferdinand Max был заложен только 9 марта 1904 года, но за счёт ускорения работ был введён в эксплуатацию не слишком поздно — 21 декабря 1907 года.

В начале Первой мировой войны все три броненосца входили в состав 3-й дивизии, с частями которой были мобилизованы и отправлены в поддержку прорывавшимся в Турцию немецким крейсерам SMS Goeben и SMS Breslau. Немцам удалось самостоятельно оторваться от сил Антанты, поэтому австрийцы, находившиеся уже недалеко от Бриндизи, повернули обратно.

Erzherzog Karl, Erzherzog Friedrich и Erzherzog Ferdinand Max в порту Барселоны, 15 марта 1908 года

Erzherzog Karl, Erzherzog Friedrich и Erzherzog Ferdinand Max в порту Барселоны, 15 марта 1908 года

Следующая крупная акция пришлась только на май 1915 года. Австрийский флот напал на Анкону. В ходе обстрела Erzherzog Karl, Erzherzog Friedrich и Erzherzog Ferdinand Max разрушили городскую инфраструктуру и подавили итальянскую береговую артиллерию.

После этого война на море для крупных кораблей де-факто закончилась. Блокада Отранто мощным соединением флота Антанты не позволяла австрийцам проводить какие-либо операции. Те немногие, что всё же проводились, в основном ограничивались привлечением лёгких крейсеров, миноносцев и подводных лодок. Поэтому, когда 1 февраля 1918 года экипажи стоявших в Катарро броненосных крейсеров подняли мятеж, на их усмирение бросили три простаивавших без дела броненосца типа Erzherzog Karl. Как только восстание было подавлено, два крейсера, чьи экипажи «отличились», были выведены из эксплуатации, а их место в дозоре заняла прибывшая тройка броненосцев.

После этого Erzherzog Karl ненадолго привлекался к операции австрийцев у Дураццо, но в контакт с противником не вступал. Между тем, новый командующий австро-венгерским флотом адмирал Миклош Хорти подготовил план прорыва блокады Отранто, в соответствии с которым 11 июня 1918 года броненосцы типа Erzherzog Karl должны были уничтожить пойманного в ловушку врага. Но после гибели линкора Szent István операцию отменили, и до конца войны крупные надводные корабли простаивали в портах.

Капитуляция флота Австро-Венгрии в Каттаро. На переднем плане броненосец Erzherzog Karl, позади виден лёгкий крейсер Novara

Капитуляция флота Австро-Венгрии в Каттаро. На переднем плане броненосец Erzherzog Karl, позади виден лёгкий крейсер Novara

С развалом Австро-Венгрии все броненосцы типа Erzherzog Karl оказались во власти новообразованного государства — Югославии. Вскоре, однако, их передали по репарациям. Erzherzog Ferdinand Max в 1920 году получила Великобритания, и на следующий год броненосец пошёл на слом. Та же участь постигла и переданный Франции Erzherzog Friedrich. Головной корабль, Erzherzog Karl, также предназначался французам, но в ходе переброски в Тулон сел на мель в Бизерте, где и был разобран.

Нетрудно заметить, что боевая служба эскадренных броненосцев типа Erzherzog Karl оказалась малонасыщенной, даже на фоне общей для австрийцев инертности. Обладая прекрасными характеристиками, они могли на равных тягаться с итальянцами — а именно они в основном и составляли блокадные силы в Отранто. Но страх командования перед поражением и потерей флота стоил империи шанса переломить сложившуюся ситуацию, а типу Erzherzog Karl — показать себя в деле.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5
19

История лайнера «Кронпринц Вильгельм». Часть III: На американской службе

Предыдущая статья цикла закончилась на том, что немецкий рейдер сдался и был интернирован американцами в апреле 1915 года. Однако через два года политическая ситуация в мире изменилась. США отказались от своего нейтралитета. Тем самым изменилась и судьба «Кронпринца Вильгельма».

6 апреля 1917 года Америка объявила войну Германии. В тот же день начальник таможни порта Филадельфии явочным порядком реквизировал судно «Кронпринц Вильгельм». 22 мая появился и указ президента, уже официально разрешающий реквизицию судна. Портовые власти отправили интернированных, ставших теперь военнопленными немцев из экипажа бывшего лайнера в лагерь в Форт-Макферсоне. Сам «Кронпринц Вильгельм» встал на ремонт.

Транспорт USS Von Steuben (бывший «Кронпринц Вильгельм») в камуфляже. Нью-Йорк, 28 июня 1918 года

Транспорт USS Von Steuben (бывший «Кронпринц Вильгельм») в камуфляже. Нью-Йорк, 28 июня 1918 года

После реквизиции корабль переименовали в USS Von Steuben в честь героя американской войны за независимость прусского генерала барона Фридриха фон Штойбена. На верфи сняли всё немногочисленное немецкое вооружение и заменили его на восемь 127-мм и четыре 76-мм орудия Mark 2. Дополнительно установили две универсальных 76-мм установки Mark 5, четыре 37-мм автопушки Pom-Pom и восемь пулемётов 0.30 калибра. Столь многочисленное вооружение было призвано превратить корабль в полноценный вспомогательный крейсер.

Но ещё до окончания всех работ командование пришло к выводу, что на текущем этапе войны сильной потребности в подобных крейсерах не наблюдается. Поэтому USS Von Steuben решили дать более актуальную задачу — перевозку личного состава армии США во Францию. 29 сентября ремонт и переоборудование завершились. Судно сразу вышло в море для перехода из Филадельфии в порт Нью-Йорка.

31 октября в составе конвоя USS Von Steuben отправился во Францию, имея на борту 1223 человека солдат и других пассажиров. 9 ноября, уже вблизи Европы, он столкнулся с транспортом USS Agamemnon (между прочим, своим систершипом, бывшим лайнером «Кайзер Вильгельм II»). Несколько человек получили ранения, были повреждены два 127-мм и одно 76-мм орудия. USS Von Steuben получил пробоину в корпусе, но за счёт системы водонепроницаемых отсеков продолжал идти со скоростью 12 узлов, пока команда заделывала дыру.

Американский конвой в Северной Атлантике, 10.11.1917г. Слева направо: USS Mount Vernon, USS Agamemnon, USS Von Steuben (систершипы, бывшие немецкие пассажирские лайнеры «Принцесса Сесилия», «Кайзер Вильгельм II» и «Кронпринц Вильгельм»)

Американский конвой в Северной Атлантике, 10.11.1917г. Слева направо: USS Mount Vernon, USS Agamemnon, USS Von Steuben (систершипы, бывшие немецкие пассажирские лайнеры «Принцесса Сесилия», «Кайзер Вильгельм II» и «Кронпринц Вильгельм»)

Между 14 и 19 ноября конвой высадил всех перевезённых солдат и оборудование. 28 ноября уже в одиночку USS Von Steuben отбыл в Новый Свет — на этот раз в канадский Галифакс — с целью пополнить запасы угля. Утром 6 декабря 1917 года бывший лайнер находился примерно в 40 милях от города, когда корпус судна очень сильно содрогнулся. Экипаж решил, что USS Von Steuben наткнулся на мину или получил торпеду, но при проверках всё оказалось в норме. Лишь пару часов спустя стало ясно, что это был отголосок печально известного взрыва французского транспорта в порту Галифакса, почти полностью разрушившего город.

После 14:30 USS Von Steuben вошёл в гавань, по которой недавно пронеслось вызванное взрывом цунами. Транспорт немедленно высадил часть экипажа, которая приступила к спасательным работам. Так и не пополнив запас угля, но взяв пострадавших, USS Von Steuben 10 декабря вышел в Филадельфию, куда прибыл 13 числа.

16 декабря бывший лайнер пришёл в Ньюпорт-Ньюс, где, наконец, пополнил запас топлива. Затем он перевёз группу морских пехотинцев на Кубу, оттуда вышел в Панаму, перешёл через канал и 29 декабря стал в док в Бальбоа на тихоокеанском панамском побережье. Ему полностью отремонтировали носовую оконечность после столкновения с систершипом. 20 января он вышел из дока, прошёл канал и к 28 января прибыл в Ньюпорт-Ньюс, где прошла замена орудий, повреждённых всё в том же столкновении.

В начале февраля USS Von Steuben совершил второй рейс во французский Брест. На обратном пути 5 марта 1918 года вперёдсмотрящий заметил по левому борту объект, который был принят за перископ подлодки. Транспорт немедленно открыл по нему огонь. На самом же деле «перископом» оказался кусок плавающего мусора. При стрельбе произошёл неприятный инцидент: один из 127-мм снарядов разорвался, как только вышел из ствола орудия. В радиусе взрыва было трое матросов. Один из них был убит сразу, двое других умерли ночью от полученных ран.

Вид на бак транспорта USS Von Steuben. Хорошо видны 127-мм и 76-мм орудия

Вид на бак транспорта USS Von Steuben. Хорошо видны 127-мм и 76-мм орудия

По прибытии 16 марта в Норфолк USS Von Steuben вновь прошёл ремонт и вышел сперва в Филадельфию для загрузки, а оттуда отправился в Брест. Два рейса туда и обратно прошли без инцидентов, но во время третьего, на пути в Америку, произошёл контакт с подводной лодкой. Около 12:30 18 июня вперёдсмотрящие заметили группу лодок под парусами, дрейфующих в море. Предположив, что это экипаж какого-то потопленного немцами судна, USS Von Steuben начал сближение, двигаясь зигзагом.

Подходящего к лодкам USS Von Steuben тут же атаковала подлодка U-151. Торпеду вовремя заметили. Орудия открыли по ней огонь, а командир транспорта Стирлинг приказал переложить руль вправо и дать полный назад. Такой необычный манёвр помог уклониться от торпеды и приступить к сбросу глубинных бомб. Немцы скрылись, а USS Von Steuben, не увидев никого в лодках, вернулся на первоначальный курс.

На самом деле в шлюпках находились люди. Это были экипаж и пассажиры с потопленного британского парохода SS Dwinsk. Его командир понимал, что немецкая субмарина наверняка ждёт в засаде, надеясь увеличить свой улов и потопить тех, кто решит оказать помощь пострадавшим. Потому он приказал людям лечь на дно лодок — так, чтобы их не было видно, и проходящие суда не попались в ловушку. Британцы рискнули перестать прятаться только выждав некоторое время после ухода USS Von Steuben. Их подобрал другой американский транспорт.

Транспорт USS Henderson, на котором 2 июля 1918 года по пути в Брест возник пожар. Корабль уцелел и был отремонтирован. Коко-Соло, зона Панамского канала, 6 января 1933 года

Транспорт USS Henderson, на котором 2 июля 1918 года по пути в Брест возник пожар. Корабль уцелел и был отремонтирован. Коко-Соло, зона Панамского канала, 6 января 1933 года

Сам же USS Von Steuben благополучно добрался до Нью-Йорка и вскоре вышел во Францию в составе нового конвоя с полной загрузкой. 2 июля во время похода на транспорте USS Henderson возник пожар, который быстро потушить не удалось. Рискуя стать лёгкой мишенью для немецких субмарин, USS Von Steuben подошёл к горящему транспорту и в течение ночи сумел принять на свой борт более 2000 человек. В большой тесноте люди путешествовали ещё неделю, пока USS Von Steuben наконец не пришвартовался в Бресте.

На обратном пути происшествий не возникло. 21 июля транспорт прибыл в Нью-Йорк. После ремонта, длившегося месяц, USS Von Steuben возобновил рейсы во Францию. Осенью во время двух рейсов обратно в Америку на судне возникали проблемы. В ходе первого транспорт попал в шторм, в результате которого трёх человек смыло за борт. К сожалению, найти их не удалось. В ходе же второго рейса на борту произошла вспышка испанки. Из 2700 человек на борту 400 заболели, а 34 скончались.

Из очередного рейса USS Von Steuben вернулся 8 ноября 1918 года. 10 ноября он встал на ремонт. 11 числа Германия подписала перемирие с союзниками. Война закончилась, поэтому бывший лайнер, выйдя 2 марта 1919 года из дока, был привлёчен к задаче обратной переброски американских войск обратно из Франции в Штаты. Эту задачу он выполнял до 13 октября.

USS Von Steuben прибывает в гавань Нью-Йорка из Франции 1 сентября 1919 года с частями 1-й дивизии на борту

USS Von Steuben прибывает в гавань Нью-Йорка из Франции 1 сентября 1919 года с частями 1-й дивизии на борту

После этого USS Von Steuben был исключён из списков флота и передан Управлению судоходства, где под названием USSB Baron Von Steuben служил до 1921 года. Затем ему снова вернули имя USSB Von Steuben. Обслуживание такого большого и изрядно износившегося судна было недешёвым, поэтому в 1923 году его окончательно списали и продали на разделку фирме Boston Iron & Metals Co.

Так и закончилась история этого корабля. Он прошёл длинный и довольно извилистый путь. Крупнейший пассажирский лайнер в мире стал одним из наиболее успешных рейдеров в Атлантике, так и оставшимся неуловимым для военных флотов стран Антанты. Попав в ВМС США, «Кронпринц Вильгельм» снова показал себя весьма ценным кораблём, но после войны оказался не у дел.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 6
20

История лайнера «Кронпринц Вильгельм». Часть II: Немецкий рейдер

Про мирную службу немецкого пассажирского лайнера «Кронпринц Вильгельм» было рассказано ранее. Первая мировая война внесла свои коррективы в роль судна. О службе «Кронпринца Вильгельма» в кайзерлихмарине и пойдёт речь в этой статье.

Лайнеры типа «Кайзер» заранее строились так, чтобы в случае необходимости их можно было вооружить, причём артиллерией достаточно крупного калибра. Заготовленные тогда же планы точно определяли, где, как именно и в какой срок должно было пройти переоборудование. В отличие от британцев, выделявших время на демонтаж с лайнеров излишних предметов (украшений, меблировки и т.п.), немцы ничего подобного не делали, по крайней мере, сразу.

Как только Германия вступила в войну, «Кронпринц Вильгельм» получил приказ встретиться прямо в море с лёгким крейсером SMS Karlsruhe в районе Кубы. При встрече на лайнер передали два 88-мм орудия и боеприпасы к ним, а также стрелковое оружие. Кроме того, на «Кронпринц Вильгельм» перешли офицер, два унтер-офицера и 13 матросов. Штурман SMS Karlsruhe капитан-лейтенант Пауль Тирфельдер стал командиром нового вспомогательного крейсера, а бывший капитан лайнера Гран стал старпомом.

Лёгкий крейсер SMS Karlsruhe. Вооружение и экипаж, переданные с него на «Кронпринц Вильгельм», обеспечили бывшему пассажирскому лайнеру условия для успешного рейдерства

Лёгкий крейсер SMS Karlsruhe. Вооружение и экипаж, переданные с него на «Кронпринц Вильгельм», обеспечили бывшему пассажирскому лайнеру условия для успешного рейдерства

Разойдясь с крейсером, «Кронпринц Вильгельм» направился к Азорским островам. Там 17 августа 1914 года он соединился с пароходом Walhalla и взял курс на юг. Основной проблемой для «Кронпринца Вильгельма» в походе оказался дефицит топлива. Даже несмотря на то, что с Walhalla на крейсер регулярно перегружали уголь, его всё равно его не хватало. Получив сообщение от немецких представителей на Канарах, что в этом районе угля достать не удастся, Тирфельдер решил уйти к побережью Южной Америки. Там в дружественных портах он рассчитывал пополнить запасы топлива, или, в крайнем случае, позволить интернировать судно.

По пути к Азорским островам и обратно в южноамериканские воды на борту «Кронпринца Вильгельма» кипела работа. Обустраивались посты наблюдения, шли тренировки по стрельбе. Действующие военные в составе экипажа обучали резервистов абордажу, методикам осмотра и реквизиции груза, изготовлению взрывчатки. Всех моряков приодели в изготовленное собственными руками подобие уставной флотской формы. Естественно, всё это время «Кронпринц Вильгельм» избегал встречи с потенциальными жертвами, поскольку был ещё не готов полноценно заниматься рейдерством.

3 сентября к северу от бразильского мыса Сан-Роке немцы встретили своих. Это был пароход SS Campos, служивший тендером при SMS Karlsruhe. Благодаря его помощи крейсеру удалось полностью завершить подготовку к ведению рейдерских операций. На следующий день, в 20:30, попалась и первая жертва — британский транспорт Indian Prince. Из-за волнения на море он был осмотрен только в 6 часов утра 5 сентября. Весь найденный груз Тирфельдер решил переместить на «Кронпринц Вильгельм». Сделать это удалось только 8 сентября — погода продолжала мешать. Наконец, в ночь на 9 сентября немцы завершили перегрузку угля и тремя выстрелами потопили судно. Экипаж британца оказался в плену в больших и пустых помещениях бывшего лайнера.

«Кронпринц Вильгельм» вскоре после интернирования

«Кронпринц Вильгельм» вскоре после интернирования

Оставшаяся часть сентября прошла в поисках угля. «Кронпринц Вильгельм» снабжался за счёт немецких транспортов, которым удавалось выйти в море из южноамериканских портов. Наконец, 7 октября немцы остановили британский пароход La Correntina. Погода вновь начала мешать оперативной перегрузке товаров и угля из трюма. На борту транспорта нашлась пара 120-мм орудий с противоосколочными щитами. Тирфельдер приказал установить их на корме рейдера, хотя боеприпасов к ним не имелось. Впрочем, экипажу удалось модифицировать орудия для стрельбы холостыми снарядами, чего порой хватало для невооружённых транспортов противника.

Что касается La Correntina, то с ним немцы мучались почти неделю, но так и не смогли завершить перегрузку угля. В итоге они заложили взрывчатку и уничтожили судно. Рейдер надеялся напасть на другой сухогруз, который, согласно перехваченной радиограмме, должен был проходить неподалёку. Но этот транспорт рейдер так и не обнаружил.

Первые два случая захвата транспортов, таким образом, были не особенно удачными. Но дальше фортуна явно повернулась к «Кронпринцу Вильгельму» лицом. Жертвы стали попадаться чаще, топливо удавалось перегрузить быстрее. На борту росло количество кают, занятых пленными. Груза же стало столько, что в ноябре пришлось передать пленных и не нужные более припасы на один из встреченных немецких транспортов-снабженцев и отправить его в Монтевидео.

До 28 марта 1915 года «Кронпринц Вильгельм» не уходил от берегов Бразилии, Уругвая и Аргентины, захватывая и топя суда противника. Всего за эти пять месяцев немцы перехватили 15 судов общим тоннажем около 56000 тонн. В их число вошли (вместе с упомянутыми выше) 10 британских, 4 французских и одно норвежское судно. Ещё одна шхуна, российская, после остановки и обыска была отпущена. После своего двенадцатого успешного эпизода на борту бывшего пассажирского лайнера «Кронпринц Вильгельм» снова стало тесно от пленных. Вновь пришлось их всех отправить в порт, но на этот раз — посредством одного из захваченных транспортов.

Все эти месяцы рейдер успешно избегал встреч с боевыми кораблями союзников. 14 сентября он находился в поле зрения британского вспомогательного крейсера RMS Carmania (бывшего лайнера компании Cunard Line). Тем не менее «Кронпринц Вильгельм» не стал вступать в бой, хотя британский корабль был сильно повреждён после успешного сражения и потопления другого немецкого рейдера, тоже бывшего пассажирского лайнера «Кап Трафальгар». Последний случай близкого нахождения от противника пришёлся на 28 марта, когда с мостика «Кронпринца Вильгельма» заметили пароход и два крейсера. Немцы, как выяснилось впоследствии, стали свидетелями захвата британцами своего же судна снабжения.

Рекламный листок с лекциями графа фон Нежиховского о рейдерстве «Кронпринца Вильгельма», 1928 год

Рекламный листок с лекциями графа фон Нежиховского о рейдерстве «Кронпринца Вильгельма», 1928 год

Тем не менее к концу марта 1915 года ситуация на «Кронпринце Вильгельме» была далеко не радужной. Подходили к концу боеприпасы и уголь. Но главное — ощущался недостаток продуктов, особенно свежих. Результатом этого, а вдобавок — постоянного перенапряжения и усталости от нахождения в море стал рост заболеваемости, появлялись первые признаки цинги. Судовой врач позже вспоминал: «У нас было много случаев пневмонии, плеврита и ревматизма среди моряков. Казалось, они полностью потеряли сопротивляемость организма задолго до начала эпидемии. Нам приходилось иметь дело с поверхностными ранами и порезами. Они обычно долго не заживали.»

Тирфельдеру не оставалось ничего другого, кроме как интернировать корабль и экипаж. Рано утром 11 апреля 1915 года рейдер подошёл к мысу Герни в американском штате Вирджиния и запросил лоцмана. В 10 часов он бросил якорь в порту города Ньюпорт-Ньюс. Команда и судно были интернированы и переведены на военно-морскую базу в Норфолке. Там экипаж в компании с другими интернированными немцами построил вблизи от своего корабля небольшую деревню традиционного вида под названием «Эйтель-Вильгельм», на которую приходили посмотреть туристы.

Интернированный «Кронпринц Вильгельм» в апреле 1915 года. Хорошо виден поднятый флаг кайзерлихмарине

Интернированный «Кронпринц Вильгельм» в апреле 1915 года. Хорошо виден поднятый флаг кайзерлихмарине

В Америке «Кронпринц Вильгельм» получил определённую известность. Публике очень импонировало, что за всё время боевых действий ни на борту самого рейдера, ни на одном из захваченных и потопленных судов не погиб ни один человек. Вдобавок интернированные немцы охотно рассказывали визитёрам о своих приключениях. На популярность экипажа повлияло и то, что граф фон Нежиховский, второй помощник командира «Кронпринца Вильгельма», был племянником известного в высшем американском обществе бывшего австро-венгерского посла в США Ладислава Хенгельмюллер фон Хенгервара. Позднее, в 1928 году, фон Нежиховский выпустит книгу о действиях рейдера в период 1914-1915 годов.

До сих пор не совсем понятно, почему для интернирования «Кронпринца Вильгельма» его командир выбрал США. Возможно, он полагал, что экипаж будет содержаться в довольно комфортных условиях до конца военных действий. Но в апреле 1917 года США объявили войну Германии и получили право реквизировать интернированные суда. Эта участь коснулась и «Кронпринца Вильгельма», который был включён в состав ВМС США в качестве вооружённого транспорта и переименован в USS Von Steuben. Начался новый этап жизни корабля…

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5
20

История лайнера «Кронпринц Вильгельм». Часть I: Постройка и мирное время

История пассажирских лайнеров начала XX века полна интересными событиями и неожиданными поворотами. Взять, к примеру, немецкий лайнер «Кронпринц Вильгельм». Это судно, одно из самых комфортабельных на тот момент, в 1902 году установило рекорд скорости и стало обладателем Голубой ленты Атлантики. А в годы Первой мировой войны его судьба сделала крутой поворот — причём дважды. Обо всех этих событиях будет рассказано в серии статей о «Кронпринце Вильгельме».

В самом конце XIX века Германия переживала экономический бум, но в то же время и значительный отток населения. Для немецких пароходных компаний и то, и другое являлось поводом к увеличению своих флотов. Крупнейшая из них, «Северогерманский Ллойд», имела ресурсы для наращивания превосходства не только над соотечественниками, но и главными зарубежными конкурентами — британскими «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн», а главное — поддержку со стороны кайзера Вильгельма II.

Пассажирский лайнер «Кронпринц Вильгельм», ок. 1901 года

Пассажирский лайнер «Кронпринц Вильгельм», ок. 1901 года

Правитель Германии, будучи поклонником морской тематики, глубоко увлекался всем, что связано с кораблями. Поэтому он не мог не отметить то, что британцы строят свои лайнеры с учётом их возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров во время войны. После осмотра крупного (и успешного) уайтстаровского лайнера «Тевтоник» Вильгельм дал ход идее «Северогерманского Ллойда» о выходе немецких кораблей на атлантическую линию.

Компания исполнила желание кайзера. Вскоре был построен и 4 мая 1897 года спущен на воду пароход «Кайзер Вильгельм дер Гроссе». Это был первый лайнер с четырьмя дымовыми трубами, самый большой и быстрый в своём классе в мире на момент ввода в строй. Кроме того, он обладал возможностью нести тяжёлое вооружение в случае необходимости, чем немало радовал кайзера. Огромный успех парохода на трансатлантических линиях заставил руководство компании изменить планы и, вопреки первоначальному решению, построить серию таких судов. Всего «Северогерманский Ллойд» получил четыре корабля этого типа. «Кронпринц Вильгельм» стал вторым.

Этот корабль имел длину 202,17 м, ширину 20,2 м, осадку 8,5 м и полное водоизмещение 24900 тонн. Энергетическая установка мощностью 33000 л.с. состояла из двух шестицилиндровых двигателей четверного расширения, работавших на два винта. Около 60 электродвигателей приводили в действие мостовые краны, вентиляторы, лифты, холодильники и вспомогательные механизмы. Кроме того, на судне имелись центральное отопление и беспроводной телеграф Маркони.

План палуб лайнера «Кронпринц Вильгельм»

План палуб лайнера «Кронпринц Вильгельм»

Корпус лайнера был разделён на водонепроницаемые отсеки, 20 дверей в которых можно было открывать и закрывать с мостика. Пассажировместимость составляла 367 пассажиров первого класса, 340 — второго и 1054 — третьего. Экипаж насчитывал 526 человек. Скорость составляла 23,09 узла.

Пароход строился на верфи AG Vulkan в Штеттине и был спущен на воду 30 марта 1901 года. К середине сентября его ввели в строй. Название корабля руководство «Северогерманского Ллойда» выбирало так, чтобы польстить своему высочайшему покровителю. Поэтому лайнер получил имя в честь старшего сына кайзера, будущего Вильгельма III (1882-1951), на тот момент — кронпринца Германии.

«Кронпринц Вильгельм» был не только длиннее предшественника, «Кайзера Вильгельма дер Гроссе», но и роскошнее. Отделку корабля проектировал архитектор Иоганн Поппе, чей стиль, правда, многими воспринимался как грубый, цветастый и чересчур помпезный. Пассажирам первого класса предлагались зал для общения, музыкальная комната, курительная и библиотека. Столовая вмещала 414 человек и была увенчана стеклянным световым люком, установленным в куполе. Стены были обшиты зелёными и бронзовыми панелями, а потолки расписаны аллегориями четырёх времен года, дня и ночи. Библиотека и курительная комната были оформлены в стиле эпохи Возрождения. Кроме того, курительная была увенчана стеклянным куполом и отделана панелями и мебелью из дуба, окрашенного в синий цвет, с дубовыми балками, поддерживающими потолок. Вдоль стен были размещены картины, изображающие эпизоды из истории дома Гогенцоллернов.

Фото общей гостиной первого класса на борту «Кронпринца Вильгельма»

Фото общей гостиной первого класса на борту «Кронпринца Вильгельма»

На борту было четыре каюты класса «суперлюкс». Они состояли из ряда комнат, включая большую гостиную, несколько спален, гардеробную и ванную. Восемь «люксов» отличались от прочих кают наличием собственной ванной комнаты, остальным же приходилось довольствоваться общими.

Первый рейс «Кронпринца Вильгельма» начался 17 сентября 1901 года по маршруту Бремерхафен — Саутгемптон — Шербур — Нью-Йорк. Уже 18 сентября, на выходе из французского Шербура, лайнер встретился с «волной-убийцей», ударившей в нос, но ущерба не причинившей. В целом карьера судна складывалась успешно.

Через год, в сентябре 1902 года, «Кронпринц Вильгельм» преодолел Атлантику за рекордное время — 5 дней, 11 часов и 57 минут, прибыв в Нью-Йорк 16 сентября. Этот переход принес ему «Голубую ленту», отвоёванную у немецкого же парохода «Дойчланд», который удерживал рекорд с 1 августа 1901 года. Впрочем, долго чемпионом лайнер не пробыл — 8 сентября 1903 года «Дойчланд» вернул себе титул, улучшив результат «Кронпринца Вильгельма» на двенадцать минут.

В том же 1902 году «Кронпринц Вильгельм» дважды попадал в аварии. В начале года он столкнулся с сухогрузом Robert Ingham вблизи Саутгемптона из-за плохой видимости, а в октябре там же столкнулся с британским миноносцем HMS Wizard, слишком близко подошедшим к лайнеру. В обоих случах немцы отделались несерьёзными повреждениями, а вот британцам доставалось. Миноносец получил обширные повреждения корпуса, тогда как сухогруз и вовсе пошёл ко дну, унеся с собой жизни двух человек.

Лайнер «Дойчланд» — обладатель Голубой ленты Атлантики, предшественник и преемник в этом качестве лайнера «Кронпринц Вильгельм»

Лайнер «Дойчланд» — обладатель Голубой ленты Атлантики, предшественник и преемник в этом качестве лайнера «Кронпринц Вильгельм»

В том же году «Кронпринц Вильгельм» принял участие в государственном визите в США принца Генриха Прусского, младшего брата Вильгельма II. На тот момент он занимал должность командующего Балтийской эскадрой. Принц Генрих намеренно выбрал лайнер вместо личной яхты, поскольку стремился разместить рядом с собой как можно больше журналистов для освещения этого события. В результате на борту находилось около 300 человек из свиты принца и журналистов, путешествующих первым классом, а также 700 пассажиров третьего. Визит стал одним из первых событий, снятых и показанных затем на киноплёнке, что способствовало рекламе «Кронпринца Вильгельма» и росту его популярности.

Впрочем, вскоре «Северогерманский Ллойд» уступил пальму первенства. В Германии его подвинула компания «Гамбург Америка Лайн», а в международном масштабе — британцы с их «Аквитанией» и «Мавританией». Впоследствии лидерство захватили корабль «Олимпик» и немецкий «Император». «Кронпринц Вильгельм» же продолжал работать на линии без особых происшествий.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, «Кронпринц Вильгельм» был реквизирован в числе первых. Благодаря заранее подготовленным планам началось его переоборудование во вспомогательный крейсер. Но это уже другая история.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5
18

Флот США в Первой мировой. Часть II: Северное и Средиземное моря, Тихий океан

В одной из предыдущих публикаций поднималась тема американского вклада в боевые действия Первой мировой войны на море. Битва за Атлантику была, конечно, наиболее важной для Антанты, но и на остальных театрах боевых действий для США нашлись задачи.

На Северном море к 1917 году стороны не отличались активностью. Немецкий Флот Открытого моря понёс потери в Ютландском сражении и больше не рисковал выходить в океан. К тому же Великобритания, имея превосходство на море, могла обеспечивать его полноценную блокаду. Однако её корабли требовались и в других местах. Поэтому со вступлением в войну США — технического и технологического гиганта — в голове британцев родилась идея сплошного минирования Северного моря.

Американский пропагандистский плакат времён Первой мировой войны. Текст гласит: «ВМС США. Помоги своей стране! Вступай во флот. Пункт набора добровольцев».

Американский пропагандистский плакат времён Первой мировой войны. Текст гласит: «ВМС США. Помоги своей стране! Вступай во флот. Пункт набора добровольцев».

Американские заводы многократно нарастили производство морских мин — только под вышеуказанную идею было сделано около 100000 штук. После этого в Англию вышел отряд из 10 минных заградителей под командованием контр-адмирала Джозефа Штрауса. По наводкам британцев американцы в течение пяти месяцев 1917 года установили почти 56000 мин из 70000, размещённых Антантой в целом.

На тот момент это была крупнейшая в истории операция по минированию судоходный путей. Результат не заставил себя ждать. Помимо создания дополнительной угрозы немецким надводным кораблям (если они всё же решились бы выйти в море), мины неплохо боролись с подводными лодками. Одним своим присутствием минные заграждения вносили неудобства и проблемы в составление маршрутов и снижали тем самым конечную эффективность немецких субмарин. Кроме того, по итоговым данным на 1 марта 1919 года американские мины потопили четыре подлодки — две уничтожили «вероятно» и ещё две «возможно».

Кроме того, американцы усилили британскую надводную блокаду Германии. Адмирал Хью Родман привёл в Англию 9-ю дивизию линкоров, которая в качестве 6-й дивизии вошла в состав британского Гранд-Флита. С 7 декабря 1917 года в Скапа-Флоу базировались линкоры New York, Delaware, Wyoming и Florida, а в феврале 1918 года к ним присоединился и Texas. Позднее, в июле, Delaware сменился на Arkansas.

Яхта USS Lydonia

Яхта USS Lydonia

Средиземное море во многом походило на Северное по сложившейся боевой обстановке. Союзный флот в Отранто надёжно закрывал австро-венгерским кораблям выход из Адриатики. Эскадра в Мудросе «воздействовала» на Османскую империю, чьи корабли практически не выходили в Средиземноморье. Американцев же направили сопровождать конвои, которые редко, но регулярно страдали от налётов со стороны немногочисленных австро-венгерских и османских подлодок.

Первое боестолкновение американцев на Средиземноморье пришлось на 8 мая 1918 года. Во время эскортирования конвоя из Бизерты в Гибралтар вооружённая яхта USS Lydonia и миноносец HMS Basilisk обнаружили немецкую подводную лодку UB-70. Немцам удалось торпедировать и потопить британский транспорт Ingleside. В ответ миноносцы в течение 15 минут сбрасывали глубинные бомбы и заставили субмарину противника отступить. Подлодка, вероятно, затем затонула, так как ни в один из портов она так и не вернулась.

Об участии американцев во второй битве при Дураццо 11 октября 1918 года рассказывалось в одной из прошлых публикаций. 12 американских морских охотников обеспечили снятие австро-венгерских мин и отогнали две субмарины, не понеся каких-либо потерь.

Британский броненосец HMS Britannia после торпедной атаки подводной лодки UB-50 9 ноября 1918 года у Гибралтара. Значительную помощь в спасении его экипажа оказал американский миноносец USS Druid

Британский броненосец HMS Britannia после торпедной атаки подводной лодки UB-50 9 ноября 1918 года у Гибралтара. Значительную помощь в спасении его экипажа оказал американский миноносец USS Druid

С октября корабли США занимались перевозкой своих войск и припасов на Итальянский фронт. Там американская пехота участвовала в битве при Витторио-Венето. Кроме того, миноносец USS Druid присоединился к эскадре, прикрывавшей Гибралтар. 8 ноября 1918 года USS Druid засёк три немецкие субмарины, пытавшиеся в ненастную погоду в надводном положении проникнуть из Атлантики в Средиземное море. Американцы известили союзников и завязался бой. Корабли эскадры открыли артиллерийский огонь, а затем начали сбрасывать глубинные бомбы. В конце концов подлодки отступили.

9 ноября USS Druid вновь выходил в море, на этот раз с целью оказания помощи торпедированному британскому броненосцу HMS Britannia.

Событий на Тихом океане было и того меньше — всего одно. Основные боевые действия велись там в 1914 и 1915 годах, когда США ещё были нейтральными. В декабре 1914 года немецкий рейдер SMS Cormoran был вынужден укрыться от британцев на острове Гуам. Там он стоял до момента вступления США в войну, что неизбежно повлекло изменения в сложившейся ситуации.

Шхуна USS Supply. Фото сделано на верфи Нью-Йорка в 1902 году

Шхуна USS Supply. Фото сделано на верфи Нью-Йорка в 1902 году

7 апреля 1917 года, в день объявления войны, вооружённая шхуна USS Supply получила приказ потребовать от SMS Cormoran сдачи в плен. Американцы передали немцам своё требование сдаться или быть уничтоженными. Корветтен-капитан Адальберт Цукшвердт, командир рейдера, вовсе не собирался сдаваться. Он приказал команде подготовить взрывчатку для затопления корабля. USS Supply, не дождавшись реакции от экипажа рейдера, открыла огонь. В результате обстрела и взрыва SMS Cormoran погибло 7 немецких моряков, остальные попали в плен.

Таким образом, хотя основные боевые действия к моменту вступления США в Первую мировую войну на море либо закончились либо свелись к борьбе с подводными лодками в Атлантическом океане, на других фронтах всё же происходили некоторые события. Не стоит недооценивать любую помощь, которую могли оказать американцы. Ведь уже измотанные и поредевшие флоты Союзников не должны были ни на секунду ослаблять военные усилия вплоть до момента окончания войны. Появление новой силы во многом облегчало выполнение стоявших перед ними задач.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5
13

США в Первой мировой. Часть I: Война в Атлантике

Соединённые Штаты Америки вступили в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года. Основной их вклад пришёлся на наземные операции Западного фронта, но и американские ВМС без дела не остались. Эта история — о событиях в Атлантике.

В 1917 году немецкий Флот Открытого моря практически всё время стоял в безопасных портах северной Германии, а флот Австро-Венгрии не выходил из пределов Адриатики. Однако морские пути были наводнены подводными лодками, и на борьбу с ними и были нацелены американцы.

Вскоре после объявления войны американские миноносцы и эскортные суда в больших количествах прибыли в Англию и Ирландию для обеспечения охраны конвоев, особенно тех, что перевозили пехотные части во Францию. Крупные же надводные корабли присоединились к Гранд-Флиту в деле блокирования Северного моря.

Миноносец USS Cassin — участник первого морского боя США в Первой мировой войне. Снимок сделан в Квинстауне, Ирландия, в 1918 году

Миноносец USS Cassin — участник первого морского боя США в Первой мировой войне. Снимок сделан в Квинстауне, Ирландия, в 1918 году

Первое боестолкновение на море с участием американцев произошло 15 октября 1917 года у мыса Майн-Хед, что на юго-восточном побережье Ирландии. Немецкая субмарина U-61 обнаружила миноносец USS Cassin и после часового преследования торпедировала его. Торпеда попала в левый борт, нанесла серьёзные повреждения, но экипаж смог взять ситуацию под контроль. Американцы заметили местоположение немцев и, открыв огонь, в конце концов повредили рубку подлодки и тем заставили её отступить. Повреждённый миноносец вернулся на базу, потеряв одного человека убитым и девять ранеными.

Победой это столкновение назвать трудно, в отличие от следующего. 17 ноября 1917 года миноносцы USS Fanning и USS Nicholson сопровождали конвой OQ-20, шедший в Европу. В районе западного побережья острова Британия они заметили перископ, торчащий из воды. Подводная лодка — а ею была U-58 — намеревалась торпедировать сухогруз, но сама была атакована глубинными бомбами. Бомбы достигли цели, и субмарина всплыла.

Последовал обмен артиллерийским огнём, и почти сразу выстрелом с USS Nicholson были повреждены горизонтальные рули. U-58 утратила способность маневрировать. Не видя иного выхода, командир подлодки Густав Амбергер приказал взорвать балластные цистерны и сдаться. В плен попали 39 подводников, ещё двое погибли. Миноносцы подобрали немцев, и, как только субмарина затонула, продолжили эскортирование конвоя. Это была не только первая безоговорочная морская победа США в Первой мировой, но и вообще первый случай, когда американцы потопили вражескую подводную лодку.

Экипаж немецкой подводной лодки U-58 сдаётся миноносцам USS Fanning и USS Nicholson, 17 ноября 1917 года

Экипаж немецкой подводной лодки U-58 сдаётся миноносцам USS Fanning и USS Nicholson, 17 ноября 1917 года

Впрочем, немцы вскоре отплатили американцам той же монетой. Через месяц, 6 декабря 1917 года, миноносец USS Jacob Jones шёл из Бреста в Ирландию со всеми мерами предосторожности. Но подводная лодка U-53 всё же смогла подойти достаточно близко и выпустить несколько торпед. Благодаря наблюдателям удалось заметить одну торпеду и уклониться от неё, но одна или несколько других попали в цель.

Корабль лишился хода, из строя вышла система электропитания. Экипаж начал эвакуацию и почти в полном составе смог разместиться на шлюпках. Однако, когда миноносец почти затонул, его корпус встал вертикально, что привело к смещению и детонации заряженных глубинных бомб. От взрывов погибло значительное число моряков, общие потери составили 66 человек. Оставшиеся 38 были обнаружены и спасены в течение следующих суток. Это, в свою очередь, стало первой боевой потерей США в Первой мировой войне и первый же случай гибели в бою американского миноносца.

Крупнейшая потеря в море для США произошла в марте 1918 года. Угольщик USS Cyclops с 236 пассажирами и членами экипажа вышел с Барбадоса в США и пропал в районе Бермудского треугольника. Помимо конспирологический теорий, существовала болшая вероятность атаки подводной лодки. Рассматривалась и версия смещения груза, повлёкшее мгновенное переворачивание и гибель судна.

Транспорт USS Henry R. Mallory, 1918-1919 года

Транспорт USS Henry R. Mallory, 1918-1919 года

Неприятный осадок от истории с USS Cyclops развеялся 4 апреля 1918 года. Три вооружённых транспортных судна — USAT Henry R. Mallory, USAT Tenadores и USS Mercury — идя из Франции в Штаты, столкнулись с неизвестной подводной лодкой. USAT Henry R. Mallory был торпедирован, но смог уклониться. Затем субмарину обнаружили и артиллерийским огнём заставили погрузиться. Транспорты стали сбрасывать глубинные бомбы, но подводная лодка больше не объявлялась. Признаков ее уничтожения, впрочем, обнаружено не было.

21 мая 1918 года у побережья нейтральной Испании яхта-патрульное судно USS Christabel конвоировала британский транспорт. Днём её экипаж заметил на воде масляное пятно, на поверку оказавшееся следом преследовавшей их субмарины UC-56. Яхта сбросила глубинные бомбы, но немцы смогли увернуться и снова продолжили преследование. Вторую попытку атаковать они предприняли в ночь на 22 мая, но вновь были замечены с USS Christabel. Американцы сбросили глубинные бомбы, на этот раз успешно — субмарина получила столь тяжёлые повреждения, что была вынуждена добираться в надводном положении до Сантандера в Испании. Там экипаж затопил UC-56 и был интернирован.

Подводная лодка UC-56 в Сантандере, Испания, после боя с яхтой USS Christabel

Подводная лодка UC-56 в Сантандере, Испания, после боя с яхтой USS Christabel

18 июня U-151 атаковала британский океанский лайнер SS Dwinsk примерно в 400 морских милях к востоку от Бермудских островов. Двадцать два члена экипажа погибли, остальные сумели перебраться в спасательные шлюпки. Немцы выжидали в надежде атаковать и то судно, что придёт на помощь. Несколько часов спустя прибыл вспомогательный крейсер USS Von Steuben и обнаружил субмарину. Два его орудия открыли огонь — одно по выпущенной торпеде, а другое по перископу U-151. Немцы скрылись.

19 июля на верфи в Нью-Йорке взорвался броненосный крейсер USS San Diego. Решив, что причиной была торпеда, корабль открыл огонь по всему, что хоть немного напоминало перископ. Ничего не добившись, экипаж покинул крейсер. Тот затонул, унеся с собой шесть человек. Расследование показало, что причиной была скорее всего мина, установленная подводной лодкой U-156. USS San Diego стал единственным крупным кораблём ВМС США, потерянным в войне.

6 августа плавучий маяк Diamond Shoal № 71 (LV-71), патрулируя побережье Северной Каролины, нашёл тонущий сухогруз. Командир маяка сообщил об угрозе подводных лодок. Лодка действительно была и, перехватив это сообщение, поспешила на место своей предыдущей атаки. U-140 заставила американцев покинуть невооружённый плавучий маяк и потопила его артиллерийским огнём.

Вспомогательный крейсер USS Mount Vernon, бывший немецкий лайнер «Кронпринцесса Сесилия», проходит ремонт в Бресте после торпедной атаки

Вспомогательный крейсер USS Mount Vernon, бывший немецкий лайнер «Кронпринцесса Сесилия», проходит ремонт в Бресте после торпедной атаки

Утром 5 сентября 1918 года у берегов Франции подводная лодка U-82 обнаружила вспомогательный крейсер USS Mount Vernon, идущий в сопровождении четырёх миноносцев, и торпедировала его. Попытки уклониться результата не принесли, торпеда достигла цели, убив 36 человек. Бывший океанский лайнер, впрочем, не затонул. Миноносцы сбросили глубинные бомбы, но U-82 спокойно ушла.

Последнее боестолкновение на море с участием американцев стало и самым крупным по числу боевых потерь. 26 сентября 1918 года катер USCGC Tampa покинул конвой HG 107, который он сопроводил в Ирландское море из Гибралтара. Получив приказ зайти в Милфорд-Хейвен в Уэльсе, американцы в одиночку последовали к месту назначения. В 19:30 того же дня в Бристольском заливе их заметили с подлодки UB-91. Немцы погрузились и выпустили одну торпеду в 20:15. Несколько минут спустя торпеда попала в Tampa и взорвалась по левому борту в средней части корабля, выбросив огромный столб воды. Катер затонул со всей командой: 111 моряков береговой охраны США, 4 моряка ВМС США и 16 пассажиров, среди которых было 11 сотрудников ВМС Великобритании и 5 гражданских лиц. Поисково-спасательные работы в течение последующих трех дней привели к поднятию на поверхность лишь нескольких обломков USCGC Tampa и одного неопознанного тела. Позже были обнаружены еще три тела: два на пляже около Ламфи в Уэльсе, одно — в море британским патрульным катером.

Катер USCGC Tampa перед Первой мировой войной. Построен в 1912 году как таможенный катер Miami, был переименован в Tampa в феврале 1916 года

Катер USCGC Tampa перед Первой мировой войной. Построен в 1912 году как таможенный катер Miami, был переименован в Tampa в феврале 1916 года

Таким образом, хотя действия ВМС США в Атлантике были не особенно масштабными и свелись к защите транспортов и борьбе с подводными лодками, этот вклад не стоит недооценивать. Морские коммуникации играли жизненно важную роль для хода войны на суше, а немецкие подводные лодки активно терроризировали судоходство союзников. Деятельность США помогла Великобритании и Франции перераспределить силы и снизить нагрузку на свои флоты в деле борьбы за господство над Атлантическим океаном. События здесь были наиболее важными, но американцы отметились и в Тихом океане, и на Средиземном, и в Северном морях. О боевых действиях там будет рассказано в одной из следующих публикаций.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 7
12

Как Австро-Венгрия снова наступила на те же грабли. Второе сражение при Дураццо

Город Дураццо в нынешней Албании в годы Первой мировой войны имел важное стратегическое значение. В 1915 году Австро-Венгрия потерпела у него неприятное поражение в морском сражении. Нечто похожее случилось и в результате второго сражения при Дураццо, теперь уже в 1918 году.

В конце 1915 года Дураццо служил перевалочной базой для доставки военных грузов из Италии в Сербию. Австрийцам не удалось помешать морским коммуникациям Антанты, и лишь захват города с суши в феврале 1916 года что-то изменил. Порт превратился в базу снабжения австро-венгерской армии, сражавшейся на Македонском фронте.

Линкор итальянского флота Dante Alighieri, флагман эскадры союзников во втором сражении при Дураццо. Фото сделано в Таранто, 1918 год. Корабль проходит через поворотный мост Понте-Жиреволе

Линкор итальянского флота Dante Alighieri, флагман эскадры союзников во втором сражении при Дураццо. Фото сделано в Таранто, 1918 год. Корабль проходит через поворотный мост Понте-Жиреволе

15 сентября 1918 года войска Антанты на Македонском фронте перешли в наступление, завершившееся выходом из войны Болгарии. Опасаясь, что австрийцы уйдут в Дураццо, а оттуда смогут эвакуироваться, генерал Луи Франше д'Эспере потребовал организовать операцию флота с целью налёта на город, уничтожения стоявших там кораблей и в перспективе — создания «котла».

Костяк сил составили части итальянского флота, адмирал Освальдо Паладини осуществлял общее командование. Антанта собрала очень крупное соединение, в которое вошли один линкор (Dante Alighieri), три итальянских броненосных крейсера (San Giorgio, San Marco и Pisa), три итальянских лёгких крейсера, пять британских лёгких крейсеров, 14 британских миноносцев, два австралийских миноносца, восемь итальянских торпедных катеров MAS и 12 американских охотников за подводными лодками. Планировалась и поддержка авиации.

О том, что австро-венгры предполагали что-то в этом роде, никто не подумал. Австрийское командование, как только начал рушиться Македонский фронт, вывело все крупные корабли из Дураццо, оставив там в качестве заслона только два миноносца (Dinara и Scharfschütze), торпедный катер № 87 и две подводные лодки (U-29 и U-31). Имелись также три береговые батареи и госпитальное судно Baron Call.

Миноносцы Uskoke и Scharfschütze типа Huszár в Барселоне, 1908 год. Миноносец Dinara, принимавший участие во второй битве при Дураццо, относился к тому же типу

Миноносцы Uskoke и Scharfschütze типа Huszár в Барселоне, 1908 год. Миноносец Dinara, принимавший участие во второй битве при Дураццо, относился к тому же типу

Рано утром 2 октября 1918 года британская и итальянская авиация нанесла бомбовый удар по Дураццо. Флот тем временем разделился на две группы — для, собственно, обстрела города с портом и для прикрытия от подводных лодок — и вскоре тоже подошёл к Дураццо. Пока итальянские и британские крейсеры выстраивались и приступали к обстрелу города, торпедные катера и миноносцы начали атаковать  Dinara, Scharfschütze и №87.

Австрийцы начали маневрировать и обмениваться артиллерийским огнём с миноносцами союзников, при этом держа курс на север с целью оторваться от погони. Вскоре торпедный катер №87 был поражен торпедой, но взрыватель её не сработал. Scharfschütze получил ряд попаданий снарядами и потерял трёх человек убитыми. Пущенные австрийцами торпеды смогли поразить один британский миноносец, но из боя он не выбыл. Впрочем, высокая скорость и хорошее знание местности давали австрийцам заметное преимущество. В конце концов они смогли скрыться и уйти вглубь Адриатики, куда союзники пока заходить не рисковали.

Обстрел города шёл весьма удачно. Итальянские и британские крейсеры нанесли заметный урон городским застройкам, портовой инфраструктуре, потопили одно и тяжело повредили ещё два судна. Кроме того, британцы досмотрели госпитальное судно Baron Call, и не найдя чего-либо предосудительного, позволили ему покинуть гавань Дураццо.

Однако затем открыли огонь три береговые батареи австрийцев. Хотя союзники находились на расстоянии около 7300 метров от берега, они попали под весьма плотный обстрел. Прежде, чем крейсерам удалось подавить артиллерию противника, четыре из них получили попадания. После этого корабли вновь сосредоточились на обстреле города и порта. Жертв среди мирных жителей было много, сгорело несколько кварталов в районе гавани. Кварталы Старого города тоже были почти полностью разрушены, как и Королевский дворец албанского принца.

Королевский дворец в Дураццо после второй битвы при Дураццо и обстрела города кораблями Антанты

Королевский дворец в Дураццо после второй битвы при Дураццо и обстрела города кораблями Антанты

Американские охотники за подводными лодками в это время прокладывали безопасный путь через минное поле и, допустив ошибку, слишком близко подошли к берегу. Их накрыл огонь береговых батарей, но ущерба не причинил. Американцев отвели назад, патрулировать зоны к северу и югу от Дураццо. В 11:06 они вступили в контакт с австрийскими субмаринами U-29 и U-31.

U-29 была обнаружена первой. Американцы начали вести обстрел, а потом в течении 15 минут сбрасывали глубинные бомбы. Подлодка получила обширные повреждения, но команда смогла часть из них устранить, и оставаясь в погружённом состоянии, покинуть место сражения. U-31 также обнаружили и начали закидывать глубинными бомбами, но особого успеха не добились. Подводники, наоборот, прошли дальше и обнаружили ряд крейсеров, обстреливавших город. Они выпустили торпеды, одна из которых поразила британский лёгкий крейсер HMS Weymouth. Его пришлось отбуксировать в ремонт, и до конца войны в море он выйти уже не смог. U-31 же смогла покинуть Дураццо.

Бомбардировка города завершилась только около 01:30 ночи 3 октября. Удерживать Дураццо было уже нечем. 10 октября последние австро-венгерские части его покинули, а уже 11 числа в город вступила итальянская армия.

Британский лёгкий крейсер HMS Weymouth, между 1912 и 1914 годами

Британский лёгкий крейсер HMS Weymouth, между 1912 и 1914 годами

Таким образом, вторая битва при Дураццо была вновь проиграна австро-венграми. Это сражение стало их последним крупным боевым столкновением с флотом Антанты и одновременно крупнейшим морским боем Первой мировой для американских сил. Что касается Дураццо, то город был возвращён Албании, переименован в Дуррес и в 1918-1920 годах служил столицей государства. В 1920-х благодаря помощи итальянцев его отстроили заново и превратили в крупный экономический центр.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

#война #обстрел #Италия #крейсер #торпеда #Австро-Венгрия

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!