Серия «Работа психолога»

69

10 октября отмечают Всемирный день психического здоровья - 2025

А давайте на незаезженную тему поговорим. Про новейшие технологии психологической реабилитации. Про тревогу, депрессию, прокрастинацию у нас в Лиге десятки статей, все всё уже знают и сами себе эксперты. А вот про медицинскую психологию XXI века мало кто в курсе.

Давайте узнаем, как это устроено и почему это успешно работает.

3D эрготерапия в VR-среде с двойной и тройной когнитивно-двигательными арт-задачами. Фото: НИИОЗММ ДЗМ

3D эрготерапия в VR-среде с двойной и тройной когнитивно-двигательными арт-задачами. Фото: НИИОЗММ ДЗМ

В журнале "Московская медицина" 28.06.2024 № 3 (61) была опубликована статья, которую я хочу вам пересказать.

Опыт и перспективы внедрения иммерсивных технологий в психологическую реабилитацию

ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины имени С. И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения города Москвы»

В настоящее время медицинский психолог Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых» введен в состав мультидисциплинарной реабилитационной команды (МДРК) и утвержден как медицинский работник, специалист с высшим немедицинским образованием.

Психологическая реабилитация синхронизирована с трехэтапным процессом медицинской реабилитации (МР) и представляет собой совокупность мероприятий по психодиагностике, психокоррекции и психотерапии.

Иммерсивные технологии в руках психолога

Сложные, наукоёмкие, инновационные иммерсивные (от англ. immersive — «погружать») технологии подразделяются на несколько видов:

VR (virtual reality) — виртуальная реальность — полностью смоделированная искусственная реальность. Эта технология замещает человеку действительность, погружая его в искусственно созданную цифровую среду, где человек может не только видеть и слышать окружающий виртуальный мир, но также перемещаться, взаимодействовать с объектами, испытывать тактильные ощущения, даже чувствовать запахи;

AR (augmented reality) — дополненная или «добавленная» реальность — реальность, сконструированная на основе имеющейся физической реальности с добавлением или наложением на нее виртуальных 3D-объектов;

MR (mixed reality) — смешанная реальность — термин, отражающий прежде всего технические аспекты достижения эффектов погружения и называющий устройства, сочетающие в себе возможности VR и AR в различных комбинациях.

Все они внедрены в практику медицинской психологии и получают всё большее распространение. Фишка иммерсивных - увеличение повторяемости задач, за счет улучшения удовлетворенности пациентов и геймификации задач. Больше повторений - надёжнее прогресс в реабилитационной программе. Неважно, ходит по лесу VR пациент с двигательными нарушениями или гуляет по тропическому успокаивающему лесу с пением птиц пациент с сильной тревогой.

Техника позволяет адаптировать сценарии доаолненной реальности под нужды конкретного пациента в соответствии с его ожиданиями и возможностями.

Биологическая обратная связь

Обучает самоконтролю и саморегуляции с помощью АПК - аппаратно-программных комплексов. Благодаря современным средствам визуализации и аудирования пациент получает возможность наблюдать за своими физиологическими показателями и процессами, которые в обычных условиях остаются незаметными, и осознанно влиять на них.

Реабилитационный комплекс «Девирта-Точность». Фото: НИИОЗММ ДЗМ

Реабилитационный комплекс «Девирта-Точность». Фото: НИИОЗММ ДЗМ

Существуют две основные категории БОС-протоколов:

neurofeedback, направлены на изменение различных параметров электроэнцефалограммы, и

biofeedback, изменяют значения вегетативной активации (проводимость кожи, частота сердечных сокращений, дыхание, температура и т. д.).

Процесс включает измерение физиологического показателя, перевод результатов измерения в понятную форму и обратную связь — передачу полученной информации человеку, который учится контролировать процессы в организме.

Механизм действия может быть объяснен метафорой «физиологического зеркала», через которое пациент смотрит и фокусирует внимание на симптомах и ощущениях, предшествующих «неправильным» движениям или действиям, чтобы осознанно превратить их в «правильные» и улучшить качество своей жизни.

В зависимости от измеряемого параметра существуют различные виды АПК, использующих технологии БОС:

• электроэнцефалографический тренинг по альфа- или бета-ритмам головного мозга способствует развитию навыков релаксации либо концентрации внимания;

• кардиотренинг закрепляет навык диафрагмального релаксационного дыхания, нормализует вегетососудистый тонус, снимает спастическое мышечное напряжение, болевой синдром, стабилизирует артериальное давление;

• электромиографический тренинг оказывает положительное воздействие на расслабление и купирование головной боли напряжения;

• термический тренинг — имеет широкий спектр применения: снятие напряжения, уменьшение болевого синдрома, стабилизация артериального давления и т. п.

Далее в статье рассказывают, как пролечили с помощью этих технологий более тысячи пациентов с двигательными нарушениями, возникшими в результате перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) либо развившимися на фоне хронически протекающих заболеваний опорно-двигательного аппарата (n=1149).

Основными точками приложения коррекционных усилий медицинского психолога стали текущее эмоциональное состояние (признаки тревоги, депрессии, патологический страх движения — кинезиофобия), состояние когнитивных функций, субъективное восприятие боли.

Пример 1:

Всего проводится 14 ежедневных занятий по 20–25 минут.

Программа включает в себя набор упражнений, в которых пациенту предлагается повторить последовательность жестов рук. Все жесты фиксируются с помощью видеокамеры, осуществляющей «захват» движений с анализом точности и скорости повторения жеста. Делает это аппаратно-программный комплекс (АПК) «Визуальная медицина».

Упражнения выбраны с учетом принципов развивающего обучения и движения от простого к сложному. В программном комплексе предусмотрена функция обратной связи, которая позволяет при формировании двигательного навыка организовать реализацию идеомоторного замысла через постепенное усложнение путем активации все большего количества ассоциативных нейрональных комплексов.

Пример 2:

Основная идея метода заключается в изменении текущего состояния работы мозга через воздействие на него с определенной звуковой и светочастотной активностью. Технология снабжена генератором бинауральных биений, наушниками, экраном для просмотра визуального контента.

Бинауральные ритмы (слуховой феномен, возникающий при одновременной подаче в правое и левое ухо звуковых тонов, различающихся на несколько герц, и заключающийся в возникновении биений, равных по частоте разнице между тонами), совпадающие с дельта- и тета-диапазонами электроэнцефалограммы, связываются с состояниями расслабления, медитации и творчества и применяются в качестве седативного средства, помогающего уснуть.

Делает это аппаратно-программный комплекс бинуаральных акустических биений «ПРАК». За время пребывания в стационаре в рамках курса психологической коррекции каждый пациент получил не менее восьми процедур с использованием ПРАК, длительностью 30 минут каждая, ежедневно.

Аппаратно-программный комплекс бинауральных акустических биений «ПРАК». Фото: МНПЦ МРВСМ имени С. И. Спасокукоцкого

Аппаратно-программный комплекс бинауральных акустических биений «ПРАК». Фото: МНПЦ МРВСМ имени С. И. Спасокукоцкого

Пример 3:

Система виртуальной реальности «HTC Vive Focus Plus EEA» (шлем виртуальной реальности) создаёт зрительный и акустический эффект присутствия в заданном управляющим устройством (компьютером) пространстве.

В качестве медицинского изделия прибор сертифицирован в составе аппаратно-программного комплекса «Реабилитационный комплекс Девирта — точность». C каждым пациентом проводился цикл ежедневных занятий длительностью 15–20 минут, дважды в день. В общей сложности каждый пациент получил не менее 10 процедур.

В качестве содержательного наполнения виртуального контента моделировались ситуации, несовместимые с болью. Причем начиная уже со второй процедуры у пациентов предварительно спрашивали, что именно они сами предпочли бы (где бы хотели побывать, что увидеть, какие ощущения пережить): пациенты гуляли в виртуальном сказочном лесу, путешествовали по джунглям, наслаждались красотой альпийских лугов, спускались на морские глубины.

По завершении процедуры пациенты описывали состояние воодушевления, улучшение настроения, возрастную регрессию, уменьшение тревожности, получали доступ к базовой радости, переживали состояние восторга «как в детстве», чувствовали возрождение интереса к жизни.

Психологом давались установки по закреплению достигнутых комфортных телесных состояний, проводилось обучение пациентов навыкам эмоциональной, в том числе противоболевой, саморегуляции.

Пример 4:

Технология БОС с использованием АПК «Нейрон-Спектр-5» представляет широкий выбор обратной связи, позволяющий за основу биоуправления принимать параметры ЭЭГ-сигналов (нейротренинг), ЭМГ (миографический тренинг), частоту сердечных сокращений (кардиотренинг), кожно-гальваническую реакцию (КГР) или температуру.

В настоящее время психофизиологические технологии с БОС рассматриваются в качестве одного из перспективных направлений восстановительного лечения, реабилитации и профилактики цереброваскулярной патологии.

Учитывая специфику нозологии и распространенность постинсультных астенических состояний, в качестве обратной связи использовались параметры ЭЭГ-сигналов с направленностью на активацию (БОС-тренинг по бета-ритму).

В реабилитационную программу пациентов были включены 15 сеансов психофизиологических тренингов с БОС длительностью 15–20 минут.

Особенно заметна была трансформация эмоционально-мотивационной сферы пациентов в сторону повышения мотивации к достижению успеха. Вероятно, это связано с тем, что в процессе сеансов биоуправления с обратной связью пациенты начинали ощущать самоэффективность в противовес ранее пережитому бессилию и беспомощности после церебральной катастрофы.

Параметр «активность» психодиагностического опросника САН (Самочувствие — активность — настроение) увеличился практически в 2,5 раза по сравнению с исходным показателем.

Вероятно, наблюдение собственных успехов через обратную связь в процессе работы с бос-аппаратом влияет на увеличение ощущения собственной эффективности, создает эмоциональный подъем и укрепляет веру в способность достичь наилучшего результата, что, в свою очередь, связывается с приверженностью к лечению и реабилитации.

Скачать статью 2024 года со списком литературы можно тут.

Кстати, если вам трудно раскачать свою волю самому, как мы обсуждали вчера в посте Как прокачать "усилие воли", то БОС - ваш вариант.

Наши медики давно уже проводят научные исследования с использованием данных технологий. Вот, пример, Тюменский медуниверситет, опубликовано в ВАКовском журнале "Курортная медицина" за 2004 год:

Цель исследования: оценить влияние постинсультной реабилитации с применением иммерсивной и дополненной виртуальной реальности в остром периоде на психоэмоциональное состояние пациентов. Материалы и методы: проведена оценка тревожно-депрессивного состояния 3х групп пациентов (n=90). Во всех трех группах проводилась комплексная реабилитация согласно клиническим рекомендациям Минздрава России. Основная группа (1) с применением иммерсивной виртуальной реальности (ВР) «ВИАРР100» с биологической обратной связью (БОС) (n=30). Группа сравнения (2) без иммерсивной ВР, только с дополненной реальностью с БОС (n=30). Контрольная группа без иммерсивной ВР и без БОС (n=30). Результаты: наиболее значимое снижение тревоги и выраженность депрессии определено в группе с ВР и БОС.

Отсюда https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-postinsultnoy-rea...

Передовые разработки шагнули дальше, к созданию цифрового двойника пациента:

Когнитивно-поведенческая терапия иммерсивной реальности

В Самарском медуниверситете (лидеры мнений в отечественной пси-инженерии) предложили свою разработку цифрового профиля пациента. В таких комплексах необходимо обеспечивать контроль глубины погружения пациента и адаптировать реабилитационные мероприятия с учетом биологической обратной связи. В состав комплекса входят персональный компьютер, VR-очки, Пульсоксиметр, ЭЭГ-устройство и кресло пациента.

Для реализации персонализированной диагностики и цифрового двойника пациента, лечения и реабилитации девиантных состояний человека на основе цифровых моделей психопатологических паттернов поведения была разработана трехуровневая модель системы управления.

Девиантное действие может быть результатом девиантного поступка - сознательного решения человека, реализующего акт свободной воли, или бессознательного поведения под влиянием психиатрического расстройства.

На практике реализация данного подхода была произведена при разработке и внедрении программного комплекса социально-психологической реабилитации поведенческих стрессовых расстройств в среде виртуальной реальности с обратной связью.

Девиантное поведение характеризуется последовательностью девиантных событий, развернутых во времени. Девиантное поведение может характеризоваться уровнем, то есть суммарной мощностью отклонений, а также ритмичностью и плотностью событий.

Комплекс предназначен для построения на своей основе комнат виртуальной реальности для психологической разгрузки и реабилитации, которые позволяют отслеживать состояние пациента в динамике и подстраиваться под его индивидуальные потребности, а также учитывают результативность применения виртуальной реальности в когнитивно-поведенческой терапии.

Внешнее воздействие также является событием, влияющим на пациента, и по типу влияния может быть провокацией или коррекцией. Интенсивность потока внешних воздействий характеризуется частотой. В исследовании и управлении важной характеристикой девиантного поведения является чувствительность.

Суть методики состоит в формировании потока событий. При этом задача профилактики определяется как снижение чувствительности девиантного поведения по реакции на изменение потока внешних воздействий, что соответствует устойчивости к провокациям.

Разработанный с использованием данной модели программный комплекс прошел апробацию в Центре комплексной реабилитации СамГМУ.

Вот тут со всеми математическими подробностями, статья 2025 года в ВАКовском журнале Менеджер здравоохранения.

https://cyberleninka.ru/article/n/formalno-logicheskaya-mode...

А вот статья в Вестнике восстановительной медицины (ВАК, Scopus) за 2025 год. Работ по новейшим технологиям столько, что уже есть что и "обзирать". Она так прямо и называется,

Когнитивная реабилитация при рассеянном склерозе: эффективность и потенциал технологий виртуальной реальности. Обзор

https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-reabilitatsiy...

Желающие насладиться 83 (!) источниками литературы на тему технологий виртуальной реальности только по одному (!) из возможных диагнозов (реабилитация при рассеянном склерозе), приглашаются пройти по ссылке выше.

В общем, вы уже поняли - новое время - новые (VR и БОС) песни.
Будьте здоровы!

Показать полностью 4
77
Лига психотерапии
Серия Работа психолога

Ответ на пост «Новогоднее пожелание»6

Какая милота! На дворе 2025 год, а человек про GAF ещё ни разу не слышал. Уважаемый топикстартер! У психолога нет задачи сделать человека "абсолютно здоровым и абсолютно счастливым". Его работа имеет внятное измерение эффективности. Психолог, когда слушает рассказ клиента о своей жизни, мысленно размещает события на шкале GAF. Если по итогам терапии поднял на десять пунктов=стабилизировал состояние. Если по итогам терапии поднял на двадцать пунктов=вылечил.

Разработали Шкалу общей оценки функционирования в 1990-е von H. Saß , H.-U. Wittchen , M. Zaudig , I. Houben. The Global Assessment of Functioning (GAF) была взята в американское диагностическое руководство DSM-IV-TR и в вольном переводе с английского (для ценителей жанра процитирован и оригинал) выглядит следующим образом:

От 91 до 100 Исключительно здравомыслящий человек, чем бы ни занимался, всё у него ладится, работа спорится, окружающие ставят его в пример как достойного человека.

91 - 100 No symptoms. Superior functioning in a wide range of activities, life's problems never seem to get out of hand, is sought out by others because of his or her many positive qualities.

От 81 до 90 Здравомыслящий (хотя может иногда попереживать перед важным экзаменом) человек с широким кругом интересов и занятий, востребованный, доволен своей жизнью, самое большое огорчение в которой - разошлись во мнениях с кем-то из членов семьи.

81 - 90 Absent or minimal symptoms (e.g., mild anxiety before an exam), good functioning in all areas, interested and involved in a wide range of activities, socially effective, generally satisfied with life, no more than everyday problems or concerns (e.g., an occasional argument with family members).

От 71 до 80 Если здравомыслие пошатнулось, то лишь на миг, и понятно, отчего это произошло, например, после выяснения отношений в семье не может сосредоточиться на работе; урон отношениям с людьми или в профессии после стресса незначителен, в учебной может "съехать в оценках" на время, не более.

71 - 80 If symptoms are present, they are transient and expectable reactions to psychosocial stressors (e.g., difficulty concentrating after family argument); no more than slight impairment in social, occupational, or school functioning (e.g., temporarily falling behind in schoolwork).

От 61 до 70 Обычно здраво мыслят, хотя бывают периоды уныния, когда "никак не уснуть" ИЛИ "нежданчик" в любви, дружбе, на работе или в учёбе (прогул или кража в доме), но в общем и целом всё хорошо, есть отношения с другим человеком, которыми дорожит.

61 - 70 Some mild symptoms (e.g., depressed mood and mild insomnia) or some difficulty in social, occupational, or school functioning (e.g., occasional truancy, or theft within the household), but generally functioning pretty well, has some meaningful interpersonal relationships.

От 51 до 60 Здравомыслие тает, окружающим заметно неблагополучие самого человека, - эмоциональная тупость и занудство или эпизодические панические атаки ИЛИ его неблагополучие между ним и другими, - практически нет друзей, нарывается на конфликт первым, в любой ситуации по жизни или по работе.

51 - 60 Moderate symptoms (e.g., flat affect and circumstantial speech, occasional panic attacks) or moderate difficulty in social, occupational, or school functioning (e.g., few friends, conflicts with peers or co-workers).

От 41 до 50 Человеку так плохо (он подумывает о самоубийстве, без конца выполняет ритуалы, которые сам для себя придумал или одержим желанием стянуть что-то в магазине и часто там подворовывает) ИЛИ его отношения с людьми, на работе или учёбе (вообще нет друзей, неспособен удержаться на работе) так плохи, что похоже, здравомыслие его вот-вот оставит насовсем.

41 - 50 Serious symptoms (e.g., suicidal ideation, severe obsessional rituals, frequent shoplifting) or any serious impairment in social, occupational, or school functioning (e.g., no friends, unable to keep a job).

От 31 до 40 Увы, здравомыслие оставило взрослого человека, он искажённо оценивает реальность или ведёт речи, непонятные окружающим (изъясняется нелогично, туманно или бессвязно) ИЛИ сразу в нескольких сферах не в себе, например работа, школа, отношения в семье, способность выносить суждение, способность размышлять, настроение (например, депрессивный взрослый избегает друзей, пренебрегает домашними, и забрасывает работу, ребёнок часто набрасывается с кулаками на младших детей, ведёт себя вызывающе дома, и плохо учится в школе).

31 - 40 Some impairment in reality testing or communication (e.g., speech is at times illogical, obscure, or irrelevant) or major impairment in several areas, such as work or school, family relations, judgment, thinking, or mood (e.g., depressed adult avoids friends, neglects family, and is unable to work; child frequently beats up younger children, is defiant at home, and is failing at school).

От 21 до 30 Здравомыслие отсутствует, живёт в бреду или в видениях ИЛИ не в себе, что заметно в общении или суждениях (чудит, совершает несуразные поступки, мечтает умереть) ИЛИ ведёт растительную жизнь во всех сферах (целыми днями лежит в постели, не имеет работы, дома, или друзей).

21 - 30 Behavior is considerably influenced by delusions or hallucinations or serious impairment, in communication or judgment (e.g., sometimes incoherent, acts grossly inappropriately, suicidal preoccupation) or inability to function in almost all areas (e.g., stays in bed all day, no job, home, or friends)

От 11 до 20 Нет ни проблеска здравомыслия, способен покалечить других или себя, - предпринимает демонстративные суицидальные попытки, совершает жестокие поступки по отношению к людям, в экзальтации, - ИЛИ порой неспособен на минимальную личную гигиену постоянно покушается на свою жизнь или поддерживать гигиену тела (остаётся перепачканным фекалиями) ИЛИ полностью утратил дар речи (говорит невпопад или молчит).

11 - 20 Some danger of hurting self or others (e.g., suicide attempts without clear expectation of death; frequently violent; manic excitement) or occasionally fails to maintain minimal personal hygiene (e.g., smears feces) or gross impairment in communication (e.g., largely incoherent or mute).

От 1 до 10 Буйный, опасен для окружающих или для самого себя ИЛИ утратил способность поддерживать минимальную личную гигиену ИЛИ совершил суицидальную попытку, которая могла привести к смерти.

1 - 10 Persistent danger of severely hurting self or others (e.g., recurrent violence) or persistent inability to maintain minimal personal hygiene or serious suicidal act with clear expectation of death.

0 Нет релевантной информации

0 Inadequate information

Есть отдельная шкала по детям. Хотите?

Показать полностью
52
Лига психотерапии
Серия Работа психолога

Как перестать "параноить"

Если сильно мешает "параноечка", могу техники рассказать, как минимизировать страдание. Рассказывать? - спросили мы у себя в работа-пси читателей. КОНЕЧНО, ДА! - ответили нам читатели. - Рассказывать!!!! Расскажите!

Рассказываем

На сленге "параноить" - значит быть излишне подозрительным. Ничего общего с психиатрией сленговое словечко "параноить" не имеет.

Пациентами с бредовыми расстройствами (и заявлениями типа "Инопланетяне наслали на Землю коронавирус и Путин поручил мне спасти мир") занимаются психиатры с правильными лекарствами, а не психологи с правильными вопросами.

Впадать в излишнюю подозрительность могут и здоровые люди - в ситуации больших психических перегрузок или длительного стрессового состояния.

Какие виды "параноечки" бывают

Хорошее лечение начинается с хорошей диагностики. Хорошая психологическая помощь человеку, который "запараноил", начинается с того же.

Подозрительность психически здоровых людей в своём крайнем проявлении бывает трёх видов:

  1. "Враг строит мне козни".

  2. "Враги строят козни".

  3. "Мир полон козней".

Почувствуйте разницу.

Когда ключевые слова "я" и "мне"

"Параноечка" первого вида присуща людям с потребностью быть значимыми для других, заметными. В обычной жизни им кажется, что если что-то где-то кем-то сказано - это сказано о них или с намёком на них.

Для удобства диагностической схемы представьте, что у них во внутреннем доме живёт такая шальная, неприрученная истероидность.

Истероидность - особенность натуры, стремление к драматизации происходящего, восприятию его эмоционально, зрелищно, так, чтобы все вокруг повернулись и не отрывали глаз от происходящего, или чтобы "толпа ахнула" в ответ.

Чтобы минимизировать страдание человека, подозрительность которого проявляется вовне через очень личное отношение, все эти "я" и "мне", нужно дать ему прямое, длительное, обращённое только и единственно лично к нему ВНИМАНИЕ.

Тогда "параноечка" перестанет носиться прыжками внутри него и спокойно уляжется подремать где-то там за печкой душевного тепла, которая работает в глубине каждого человека.

Когда ключевые слова "мы" и "они"

"Параноечка" второго вида присуща людям с потребностью в "своей стае", в группе "своих". В обычной жизни они быстро ориентируются, мгновенно отделяя "наших" от "не наших". В стрессе они мобилизуются, собирают внутренние силы на борьбу с "ними", чтобы спасти" нас".

Для удобства диагностической схемы представьте, что у них во внутреннем доме заправляет всем эпилептоидно-циклоидная натура. Поскольку натура двойственная, то и минимизировать страдание нужно по двум направлениям одновременно.

Когда подозрительность проявляется заявлениями "враги строят козни", сначала обсуждают с человеком, как ему "обезопасить своих" (малолетних детей, престарелых родителей, супружескую половину, отправляющуюся в опасных выход и т.д.), - и тем самым присоединяются к его циклоидной потребности быть вместе с кем-то, быть "мы".

И только потом, уже с наполовину успокоившимся человеком, вместе шаг за шагом разбирают угрожающие ситуации и поступки людей. Этим запускается критическое мышление. После грамотного разбора человеку самому очевидно, что "враги" превратились в обычных разгильдяев или малограмотных, а "козни" предстали в адекватном свете, как низкий уровень личной ответственности исполнителя или его недостаточная осведомлённость об опасности.

По итогам такого психотерапевтического вмешательства "параноечка" обретает чёткий план действий: как защищать, что исправлять, чем и как усиливать слабые места, кого вразумить так, чтобы на этот раз дошло. Такому человеку нужно ДЕЙСТВОВАТЬ, сидение на месте ухудшает его душевное состояние.

Когда ключевые слова "всё" и "всегда"

Третий вариант подозрительности в крайнем проявлении присущ людям с потребностью масштабировать любое банальное событие до Вселенских размеров, охватывающих все стороны жизни. Потребность эта возникает от нереализованности талантов, "королевство маловато".

Сын один раз прогулял физкультуру - с ним всё ясно: из такого безнадёжного ученика никогда никого хорошего не выйдет, он ни за что в жизни не поступит ни в один приличный вуз, никогда не устроится ни на какую мало-мальски достойную работу и вечно будет прозябать истопником в котельной за нищенскую зарплату.

Дочь схватила "тройку" по английскому - тут и думать нечего, из такой крайне нерадивой ученицы никогда ничего хорошего и так далее, по наезженной колее до проститутки.

Для удобства диагностической схемы представьте, что у них во внутреннем доме слоняется без дела, не пристроенная к созидательному труду, собственная паранояльность.

Чтобы минимизировать страдание такого человека, нужно получить доступ к его критическому мышлению. Правда ли, что один-единственный прогулянный в детстве урок жёстко и напрямую коррелирует с уровнем зарплаты директора, человека с высшим образованием? Если мы опросим 50 успешных специалистов-экспертов, найдётся ли в их прошлом "тройка" по какому-либо из школьных предметов?

Если человек способен здраво взглянуть на те мыслительные конструкции, что сам себе нагородил про истопников и проституток, это полдела.

Проблема психологической помощи людям с подозрительностью данного вида в том, что не каждый может посмеяться над тем, что нагородил.

А высмеивать человека, который видит мир сквозь призму обобщений и думает "все", "всё", "всегда", "никогда", категорически нельзя. Он так видит, потому что у него есть внутренняя причина на это (глубокая печаль, тайная кручина, депрессивный фон - не суть важно, как вы эту причину назовёте).

Если ваша подозрительность именно такого качества, имеет смысл позаниматься с психологом. По итогу занятий у вас появится способность сначала нагородить вокруг самого себя страхов и опасений, а потом выйти за пределы идейного круга, который нагородили, полюбоваться им со стороны, - какая великолепная конструкция! - и пойти дальше, к реальным и конкретным задачам текущего дня.

В идеале, конечно, надо свою способность создавать многоуровневые проекты приложить к делу и получать деньги за своё умение мыслить масштабно и надолго вперёд.

Но для начала достаточно начать симпатизировать себе, своей особенности мышления - укрупнять что угодно и как угодно, за считанные минуты.

И тогда никакие "параноечки" нас не догонят :)

Показать полностью
135
Лига психотерапии
Серия Работа психолога

Эмпатический провал

(Собеседник): У меня какая-то патологическая убежденность, что психолог будет мне манипулятивно вдалбливать нечто, что сделает меня как будто бы избавленной от проблем.

Давайте я расскажу, как понимаю "со своей колокольни" происходящее. Сначала виньетка.

Представьте ситуацию, семья с двухлетним ребёнком в гостях у старших, ребёнок хочет перебраться с одного края дивана на другой, от папы к маме, идёт и посередине соскальзывает под стол. Он не ушибся, ему не больно, просто неожиданно сорвалась нога и он - на ковре, внизу, растерянный и испытывает самые разные чувства.

Родители протягивают ему руки, ставят на диван, и бабушка, которая видит происходящее, громко и весело спрашивает, называя ребёнка по имени:
- (имя), ты спрятался? Ты в прятки с нами играешь?

Первое побуждение мамы - сказать правду: "Он не спрятался, он сорвался и упал под стол",
первое побуждение папы - проигнорировать случившееся, сказать "Не обращай внимания",
оба думают, как отреагируют на их фразу бабушка и супружеская половина, и молчат.

Ребёнок внимательно наблюдает за лицами родителей, потом смотрит на бабушку и неуверенно улыбается ей в ответ.
- (имя), вот какой молодец! Как ты здорово придумал спрятаться! А бабушка думает, куда мой внучек делся?

Она вовлекает его в игру, движимая побуждением - отвлечь от возможного рёва.
Мама сидит букой, потому что её бесит слащавость фальшивой игры.
Папа видит, что всё обошлось и раздражается на маму, которая сидит букой.

- Он не играл, - вступает в разговор тётя мальчика. - Он сорвался с дивана, упал и испугался (называет происходящее, адекватно оценивая реальность, сказали бы психологи).

Бабушка делает тёте "большие глаза", выразительно показывая "Ну зачем ты??". Лицо мамы светлеет. Она перестаёт сидеть букой и подаётся к ребёнку, чтобы обнять и успокоить его (эмпатически откликается на его переживание, сказали бы психологи). Ребёнок прижимается к маме и отворачивается от бабушки, мама гладит ребёнка по спинке, оба чувствуют себя умиротворёнными и соединёнными молчаливым пониманием. Папа спрашивает, где пульт от телевизора (затрудняется терпеть ситуацию исключённого третьего, сказали бы психологи, а мог бы приобнять ребёнка и жену).

Если бы тётя не вмешалась, ребёнок получил бы эмоциональный опыт, который называется у психологов "эмпатический провал". На его переживание, на то, что случилось с ним и то, что он по этому поводу почувствовал (неожиданное падение, испуг) никто не откликнулся: ни мама, ни папа, ни бабушка.

Родители молчали игнорировали происходящее,
бабушка искажённо восприняла реальность и настаивала, чтобы внук отказался от подлинных чувств и собственного понимания происходящего и согласился с её искажённой трактовкой события.

Причин, почему так произошло, ребёнок не понимает: дипломатия взрослых, стремящихся не поссориться за праздничным столом ему недоступна. Поэтому он не знает, верить своим чувствам (я испугался) или верить радости бабушки (я молодец), неопределённость невыносима, и он выбирает бабушкину версию. Дети чаще соглашаются со взрослыми, у них есть опыт тотальной зависимости от тех, кто за ними ухаживает.

Вы написали в своём комментарии (как я это понимаю), что боитесь на приёме у психолога пережить "эмпатический провал". Психолог, если не поймёт вас, начнёт настаивать на собственной искажённой версии событий, и вы вновь испытаете детское отчаяние и вновь согласитесь с ним, что верна его версия, - потому что не знаете, как можно иначе общаться с облечённой властью (родительской) фигурой.

Страх погрузиться в ту детскую беспомощность и зависимость от старших настолько силён, что рациональные аргументы (я могу попросить разрешения психолога записывать сессии на диктофон и дома в перерыве между встречами буду прослушивать и обдумывать, я могу платить только четыре встречи вперёд и по итогам каждого месяца принимать решение, продолжать занятия с психологом или завершить курс, я взрослый человек, которому больше двадцати лет и мой жизненный опыт поможет мне в эмоционально трудной ситуации, даже если отчаяние захлестнёт меня, я дам психологу знать об этом, ибо могу заранее с ним договориться о праве сказать "Стоп" и др.) не приходят вам на ум.

Откуда берётся этот страх? Из ситуации "там и тогда", которая переносится в "здесь и сейчас", минуя критическое мышление. Цепочка:

У вас-ребёнка есть свои желания, и вы заявляете о них маме
мама не признаёт эти желания, она "отменяет" их, говорит что ничего не было
чувства ребёнка, которого "отменяют" (их много, и боль, и гнев, и безнадёжность, и разочарование в маме)
ожидание, что мама ещё раз "отменит" желания, мучительно
включается психологическая защита, она позволяет терпеть мучения

вами не осознаётся.

Многое зависит от того, как вы воспринимали "отмену" ваших чувств и потребностей.
Есть дети, которые протестуют (выкрикивают оскорбления в адрес родителей или пинают их или швыряются предметами в них),
есть дети, которые на словах подчиняются, а сами в душе негодуют (пэссив-агрессив),
есть дети, которые отрицают свои чувства и потребности, то есть соглашаются с тем, кто "отменяет", им подлинность переживания сохраняет Сновидящее Я, во сне кошмары могут сниться агрессивного содержания, где протест,
есть дети, которые уходят из дома физически и живут в семье родственников, минимизируя контакт,
есть дети, которые выскальзывают из ситуации, по аутистическому типу реагируют, это мечтатели, которые бегут в фантазии и присутствуя в ситуации "отмены" телом, душой и мыслями в другом месте, или в книгах, или с выдуманным другом, который приходит и восстанавливает справедливость, или себя воображают Королём, который пришёл и спас, -

психолог на приёме, общаясь с вами, привычный для вас паттерн реагирования сразу видит и обсуждает его с вами, делает из безотчётного подотчётным, осознаваемым.

Показать полностью
227
Лига психотерапии
Серия Работа психолога

Ответ на пост «Я никого не люблю»3

У вас очень искренний пост, спасибо, что написали нам в Лигу психотерапии.
Хотелось бы знать, почему я такая и можно ли что то исправить?

Причины по описанию трудно дать, они могут быть разными. А вот если в тесте СМИЛ у вас пик (больше 55 баллов) по 4-й шкале, и одновременно пик (больше 55 баллов) по 8-й шкале, то объяснение про акцентуацию характера (которая при показателях за 70 баллов вполне может быть социопатическими чертами, а при показателях за 80 баллов серьёзной заявкой на социопатию) вполне могу предложить. Вот тут https://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/ можно пройти тест из 567 вопросов за час-полтора времени. Это совершенно бесплатно.

Как это исправить? Ну, психологи обычно говорят "подружитесь со своей Тенью" в таких случаях. Но сначала надо выяснить, что у вас за пики в профиле, то есть что психопатологического, собственно, прячется там в Тени.

Если сообщники по Лиге психотерапии поддержат и выложат в комментариях свои профили СМИЛ (MMPI-2), вы-автор поста тоже можете разместить свой, так он перемешается между другими профилями. Можно задавать мне вопросы по своему профилю, я всем прокомментирую.

Картинка для привлечения внимания. Мозаика «Пруд» от Гэри Дростла.

Ответ на пост «Я никого не люблю»
Показать полностью 1
12
Лига психотерапии
Серия Работа психолога

Послабления при сдаче экзаменов

Для Лиги лени - пост о том, какие послабления для учащихся есть у нас в РФ и у них в Калифорнии.

У нас

Всем, кто заглядывал на сайт Федерального института педагогических измерений (ФГБНУ "ФИПИ") известно, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) даёт послабления при сдаче экзаменов в 11-м классе.

В основном они технического характера (ассистент записывает ответы в бланк со слов учащегося, увеличивает шрифт по его просьбе на компьютере, помогает наладить джойстик или головную мышь и т.п.). Все они перечислены в Методических рекомендациях:

Нормативно-правовые документы взяты с сайта <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/poslableniya_pri_sdache_yekzamenov_11378497?u=https%3A%2F%2Ffipi.ru%2Fege%2Fnormativno-pravovye-dokumenty&t=https%3A%2F%2Ffipi.ru%2Fege%2Fnormativno-pravovye-dokumenty&h=6df1455ea7aa9e249475e5cb8ab395078b2df003" title="https://fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty</a><!--/noindex-->

Нормативно-правовые документы взяты с сайта https://fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty

В числе послаблений при сдаче экзаменов - меньшая наполняемость аудиторных помещений, - увеличение продолжительности экзамена, дополнительное время 1,5 часа по учебному предмету, - места для ассистентов (школьных психологов, тьюторов), - наличие звукоусиливающего оборудования для слабослышащих, - компьютера без интернета для выполняющих экзаменационную работу в печатном виде, а не от руки, - или спецоборудования (если у ребёнка онкология, астма, диабет, дцп, аутизм и т.д.).

А что делать, если ты здоров физически, а вот психологически "не вывозишь" учебный процесс?

Погулять во время урока или экзамена никто не даст

Погулять во время урока или экзамена никто не даст

У них

Попало мне в руки свежее (2024) психологическое заключение на английском по ребёнку с ОВЗ (аутистический спектр, навязчивости) из Калифорнии, США.

Заключений через меня проходит много разных, и на русском, и на английском, и на иврите - работа такая, психодиагностическая. Кому интересно знать больше, добро пожаловать на страницы проекта "Клиническая психология с Ольгой Бермант-Поляковой", я веду его на платформе https://media.sponsr.ru/mdn2022/

У ребёнка ХХХ есть вне школы психолог, групповая психотерапия, успокоительные лекарства, а в школе - школьный консультант, коуч по исполнительным функциям и индивидуальный учебный план. Учиться ребёнок любит, а напрягаться - нет.

Общеобразовательная школа в Калифорнии предоставляет ему послабления в учебном процессе на экзамене в соответствии с тамошним регламентом. Дают рекомендации после многочасового обследования когнитивных функций на компьютере, обосновано всё это результатами тестов лицензированным психологом-специалистом из реестра.

Решила перевести вам внушительный список рекомендаций (оригинальные формулировки на английском положу в комментарии) для ознакомления с новейшими тенденциями в мире поблажек учащимся.

Уберите от экранов впечатлительных родителей

Уберите от экранов впечатлительных родителей

Я тоже рекомендации пациентам пишу, но у меня три-четыре обычно в конце заключения, а тут 26. Ещё десять лет назад такого в нашей работе не было. Тема явно набрала обороты. Читаем про послабления на экзаменах:

"Рекомендации, касающиеся академических условий и поддержки, обсуждаются ниже. Важно отметить, что этот список возможностей является обширным и всеобъемлющим – он охватывает несколько курсов/предметов и несколько уровней обучения. Некоторые приспособления могут не потребоваться для всех предметных классов. Например, ХХХ могут потребоваться перерывы на уроках математики, но не на уроках английской словесности. Тем не менее, все они перечислены здесь как важные аспекты, помогающие ХХХ задействовать и продемонстрировать свою оптимальную деятельность.

Разрешение на перерывы: рекомендуется, чтобы ХХХ было предоставлено разрешение на не предусмотренные расписанием (то есть «остановите часы») перерывы, по мере необходимости, как для академических, так и для стандартизированных тестовых сред.

Сокращение периодов работы: для ХХХ уроки должны стать короче. По сути, ХХХ рекомендуется работать в течение коротких периодов концентрации с намечаемыми перерывами в классе (даже с перерывами).

Повторные инструкции: при наличии устных инструкций ХХХ надо дать письменные инструкции, с которыми он может сверяться, и/или ему должны быть предоставлены устные инструкции повторно – столько раз, сколько необходимо.

Продлённое время: ХХХ потребуется дополнительное время на тестирование, чтобы работать в своем темпе. Это также поможет минимизировать стресс, связанный с деятельностью. Рекомендуется, чтобы ему было предоставлено 100% дополнительное время для прохождения всех тестов, викторин и экзаменов на уровне средней школы и, в конечном итоге, на уровне колледжа, а также на стандартизированных тестах. Ему следует разбить тесты на несколько занятий в течение дней, если экзамен длится более 2 часов.

Отдельная экзаменационная комната: ХХХ должен быть обеспечен возможностью быть в отдельной экзаменационной комнате во время всех экзаменов по стандартизированным условиям тестирования (не относится к тестированию в небольших группах).

Продлённые сроки сдачи работ (дэдлайн): Учитывая беспокойство ХХХ, рекомендуется при необходимости предоставлять ему продлённые сроки сдачи заданий. Когда сроки продлеваются, ХХХ и его учителя должны установить дату сдачи, а не использовать неограниченный срок.

Один экзамен в день: ХХХ рекомендуется сдавать только один экзамен в день, чтобы уменьшить когнитивную усталость и перегруженность, связанные с исполнительной дисфункцией и трудностями с поддержанием когнитивной выносливости. Это также уменьшит тревогу, связанную с «когнитивным выгоранием». Это особенно важно, когда в ХХХ проходят промежуточные и выпускные экзамены.

Наушники с шумоподавлением: ХХХ может рассмотреть возможность использования наушников с шумоподавлением, учитывая историю сенсорной чувствительности. Отвлекающие звуки могут привести к сильному стрессу и, конечно же, не позволят ХХХ продемонстрировать свои знания на экзаменах.

Наушники/Музыка: ХХХ должно быть разрешено использовать наушники и слушать музыку во время самостоятельной работы в качестве средства снижения стресса.

Возможности лидерства: ХХХ следует поощрять брать на себя руководящие роли в школе. Это может включать репетиторство или поддержку других учащихся в английской словесности, факультативные занятия (например, столярное мастерство, театральное искусство и т. д.) или, возможно, помощь в качестве технического специалиста учителю.

Разрешить повторную отправку заданий: ХХХ должно быть разрешено повторно отправлять задания (x1), чтобы учиться на ошибках и исправлять ошибки по невнимательности.

Подготовка к сдаче теста: ХХХ необходимо предоставить письменное изложение основных пунктов перед экзаменами. Ему не следует поручать изучать то, что рассматривалось за последние несколько недель, месяцев и т. д., в более общем плане.

Сострадание к ошибкам: Как его учителя наверняка уже знают, ХХХ было бы полезно поощрять принимать ошибки и учиться на них в классе и при выполнении заданий, а также избегать самокритичного мышления в связи с ними. Он требует времени и нежного общения. Из-за РАС даже нейтральная критика может быть неправильно понята, что, скорее всего, приведет к обострению когнитивных проблем. Попросить у ХХХ разрешения говорить о проблемах, прежде чем вступать в такой разговор, может быть полезной стратегией в качестве отправной точки. В противном случае, работая с школьным консультантом и с коучем исполнительных функций, ХХХ и его родители могут определить инструменты, которые помогут его преподавателям донести до него информацию – особенно по предметам, по которым у него возникают трудности.

Предлагайте помощь заранее: Цель состоит в том, чтобы помочь ХХХ быь самому-себе-адвокатом и научить просить о помощи. В то же время, поскольку для него это является сложной задачей, если его учителя видят проблемы, было бы полезно предложить помощь заранее.

Бумага для записей во время экзаменов: ХХХ следует предлагать бумагу для записей во время экзаменов, чтобы он мог создавать конспекты, контрольные списки, делать заметки и т. д. Обычно лучше всего подходит линованная, так называемая "миллиметровая" бумага.

Калькулятор на 4 действия: ХХХ должно быть разрешено использовать калькулятор на четыре действия во время экзаменов по математике и естественным наукам.

Использование компьютера без доступа в интернет во время экзаменов: ХХХ рекомендуется использовать компьютер без доступа в интернет во время экзаменов. Это снизит нагрузку, которую нейроотличия возлагают на его способность демонстрировать владение знаниями на письменном экзамене. Использование компьютера позволит ХХХ продемонстрировать свои знания на экзаменах, а также позволит ему вернуться и отредактировать свою работу без необходимости переписывать ее с самого начала.

Избегайте принудительных поручений: ХХХ не следует привлекать к участию принудительно. В разных классах его учителя (а позже и профессора/будущие руководители) должны полагаться на добровольное участие ХХХ, о чем свидетельствует то, что ХХХ поднимает руку или дает другой визуальный сигнал о том, что он желает участвовать. Если ХХХ будет вызван неожиданным и ожидаемым образом, это не позволит ему продемонстрировать свою способность к пониманию материала и овладению содержательными знаниями.

Доступ к записям преподавателей/профессоров: В связи с вышеизложенным рекомендуется предоставить ХХХ доступ к записям своих преподавателей/профессоров. Эти конспекты ХХХ необходимо предоставить перед лекцией/занятием, если это возможно. Идеальным было бы прямо писать опорные идеи лекции.

Предпочтительное место в классе: ХХХ, скорее всего, выиграет, если сядет в начале класса, где его меньше будут отвлекать звуки и другие раздражители. Ему следует выбрать, где он предпочитает сидеть: у двери и т. д.

Легкая многозадачность: ХХХ следует учитывать легкую многозадачность. Примеры включают в себя прослушивание легкой музыки во время работы, жевание жвачки без сахара или морковных палочек, сидение на прыгающем кресле, использование не отвлекающей игрушки и т. д.

Подсказки по письменным заданиям: Чтобы помочь с трудностями инициации и генерации, особенно при письменных заданиях, ХХХ может быть полезно предоставить вступительные предложения, которые помогут ему начать работу, и / или явные варианты выбора между темами для письменных заданий. Также могут помочь шаблоны (например, схемы и образцы письменных заданий). Конкретные инструменты помогут ему обеспечить структуру и руководство.

Преподавателям следует избегать открытых заданий. Важно писать конкретные и ясные подсказки с инструкциями. Это может включать в себя четкое понимание того, какой объем (например, 3 страницы, 4 страницы, 2 абзаца и т. д.), кто является аудиторией и т. д. являются очень важными факторами для достижения наилучших результатов при выполнении письменных заданий.

Поддержка письма: ХХХ затрудняется писать от руки и должен иметь доступ к школьному центру для поддержки письма от руки, где занятия идут один на один.

Расписание занятий: ХХХ рекомендуется посещать занятия в лучшее время дня, чтобы уменьшить когнитивную усталость и перегруженность. Таким образом, рекомендуется, чтобы он работал со специалистом по учебным ресурсам своей школы, чтобы помочь спланировать учебный график на будущие академические семестры. Кроме того, на этом этапе занятия с тяжелым содержанием (например, естествознание, математика и т. д.) могут быть лучше в начале дня (а не после обеда).

Выбор учителей и профессоров: ХХХ должен работать со своим школьным консультантом, чтобы помочь в выборе учителей, наиболее подходящих для обучения. Сейчас и в будущем, выбирая преподавателей/профессоров, ХХХ будет наиболее оптимально учиться с преподавателями, которые неконфронтационны, не оборонительны, готовы к сотрудничеству, гибкие и принимающие. Преподаватели, которые делают упор не только на устных ответах (например, допускают использование других методов для демонстрации учащимся его умений), были бы наиболее полезными. Кроме того, ХХХ будут полезны преподаватели, предоставляющие примеры заданий, шаблоны и конспекты, а также преподаватели, использующие опорные идеи. В дополнение к сказанному, использование таких методов оценки, как экзамен с несколькими вариантами ответов, экзамен с коротким ответом и т. п., лучше всего соответствует стилю обучения XXX".

Конец цитаты.

Как вы уже поняли, ребёнок не малыш в начальной школе и по тестам, у него прекрасный интеллект - намного выше среднего. Школа образовательная по месту жительства, public school.

А вы как думаете, всё правильно в Калифорнии делают или это уже перегибы?

Нужны ли в школе требования и дисциплина?
Всего голосов:
Показать полностью 3 1
22

Карикатуры про психоаналитиков и пациентов

Ральф Стедман — британский иллюстратор, карикатурист, мультипликатор. Ему 87 лет (родился 15 мая 1936 года). Был иллюстратором статей в The New York Times, The Daily Telegraph и Rolling Stone. Сайт художника https://www.ralphsteadman.com/

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме

Талантлив, стервец.

Если у вас есть психологическое образование или читали книгу Нэнси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе", вы легко догадаетесь, какой тип личности какая карикатура представляет.

Для тех, кто не читал, я подписала внизу каждую из карикатур - для клиницистов пациенты как на ладони.

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Депрессивные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Депрессивные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Обсессивные личности (фобические)

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Обсессивные личности (фобические)

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Мазохистические личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Мазохистические личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Нарциссические личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Нарциссические личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Шизоидные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Шизоидные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Истерические (театральные) личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Истерические (театральные) личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Диссоциативные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Диссоциативные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Маниакальные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Маниакальные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Параноидные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Параноидные личности

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Органическая патология

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Органическая патология

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Комплексный ПТСР

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Комплексный ПТСР

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Психотическая патология

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Психотическая патология

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Антисоциальные личности, психопатия

Ральф Стедман о психоаналитиках и характерах на приёме Антисоциальные личности, психопатия

В ком из персонажей психоаналитика вы узнали себя? Поделитесь?

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Показать полностью 14
51
Лига психотерапии
Серия Работа психолога

Булимия

Что-то совсем грустно с контентом на Пикабу, одни скриншоты комментов и забавные видео в Горячем. Давайте серьёзным материалом разбавим этот поток.

Пост в Лигу психотерапии о булимии нервоза и работе над РПП (расстройство пищевого поведения) без психолога.

Нидерландские специалисты подсчитали, что анорексией страдают около четырёх процентов женщин и 0,3 процента мужчин, а булимией - около трёх процентов жнщин и один процент мужчин.

The lifetime prevalence rates of anorexia nervosa might be up to 4% among females and 0.3% among males. Regarding bulimia nervosa, up to 3% of females and more than 1% of males suffer from this disorder during their lifetime.

Incidence, prevalence and mortality of anorexia nervosa and bulimia nervosa

Annelies E. van Eeden, Daphne van Hoeken, Hans W. Hoek

Curr Opin Psychiatry. 2021 Nov; 34(6): 515–524. Published online 2021 Sep 16. doi: 10.1097/YCO.0000000000000739

Австралийские специалисты написали по методам лечения булимии большой обзор, где справедливо замечают, что вылечить булимию непросто.

Accessibility of Psychological Treatments for Bulimia Nervosa: A Review of Efficacy and Engagement in Online Self-Help Treatments

Sarah Barakat, Sarah Maguire

Int J Environ Res Public Health. 2023 Jan; 20(1): 119. Published online 2022 Dec 22. doi: 10.3390/ijerph20010119

По распространённости булимии в Австралии похожая на Европу картина: 3,8 процента женщин. Но это только те пациентки, кто выполняет все-все критерии диагностического руководства.

A noteworthy study examining the prevalence of BN and other EDs in the Australian population was recently conducted by Bagaric and colleagues (2020). Using a sample of 2977 Australians aged 15 years and over, Bagaric et al. (2020) found the estimated lifetime prevalence rate of BN to be 3.8%. On average, the lifetime prevalence rate for females was twice as high than that for males, with estimates of 2.59% and 1.21%, respectively.

Если же один или два критерия не выполняются и до официального диагноза пациентка "не дотягивает", то распространённость булимии подскакивает до совсем других значений. От 14 до 22 процентов женщин "булимичат", и это - хроническое заболевание, которое протекает с рецидивами.

Rather, it is estimated that the prevalence rate of individuals who fall within the subclinical category of BN, known as other specified feeding or eating disorder (OSFED) with bulimic behaviours, could be as high as 14% to 22%.

Кстати, мужчина может никогда не узнать, что его жена или девушка "булимичила". Это тайное знание, которым женщины обычно ни с кем не делятся (кроме своего психотерапевта).

Медицинские проблемы пациенток с булимией появляются из-за самоиндуцированной рвоты и использования слабительных. К ним относятся эрозия зубной эмали, повреждение пищевода, дисфункция желудочно-кишечного тракта и дисбаланс электролитов, которые могут привести к сердечной недостаточности, госпитализации и даже смерти.

Из всех расстройств пищевого поведения, булимия нервоза отличается самым высоким уровнем коморбидности (сочетания) с другими психологическими и психиатрическими проблемами. Подсчитано, что от 84% до 94% людей с булимией страдают в течение жизни от тревоги, нарушений эмоциональной регуляции, контроля своей импульсивности, употребления психоактивных веществ, депрессии или черт пограничного расстройства личности.

Как это принято в мире чистогана, страховая медицина подсчитала, во сколько этот праздник коморбидности австралийской медицинской системе обходится: на 48% дороже, чем пациент без булимии.

Additionally, individuals living with an ED are subject to yearly healthcare costs that are 48% higher than the general population’s.

Как это лечится?

Когнитивно-поведенческая терапия КПТ признана "терапией первой линии", то есть первым средством, к которому надо обращаться, когда лечат взрослых с булимией. Терапевтическая модель предполагает, что это повторяющийся цикл "переел - компенсировал переедание рвотой или слабительным" надо сначала осознать как обсессию, а затем пролечить навязчивые мысли о своём теле и своём весе (обсессия интерпретируется как попытка самоконтроля, дескать, ну не получается у меня контролировать свои эмоции и порывы, так хоть тело подчиню-таки своей воле).

Психотерапия межличностных отношений (есть и такая) пытается воздействовать на межличностные навыки человека: она учит разрешать споры, поднимает в осознание стиль общения и проблемные места в своём стиле и стиле партнёра, и обучает коммуникации с учётом особенностей партнёра. Булимию полагают следствием нарушений общения с партнёром (не можешь повлиять на партнёра - начинаешь обсессивно контролировать жизнь тела в стиле "разрешаю себе съесть пол-пирожка, а потом мы его сразу вытошним", раз партнёр неисправимый).

Диалектическая поведенческая терапия. Согласно концепции DBT, в основе булимии лежит нарушенная эмоциональная саморегуляция. Расстройство пищевого поведения понимается как неудачные (ну хорошо, малоадаптивные) способы ввести в берега свои болезненные эмоциональные состояния.

Стратегии, которым обучают пациентов в рамках вмешательства ДПТ, включают навыки эмоциональной регуляции - осознавать, что эмоции хлещут через край, шкалировать их интенсивность, снижать значимость стимула и силу реакции, тренировать стрессоустойчивость, осознанность в моменте и способы самоутешения (не у всех пациенток была мама, которая показала ребёнку своим примером, как это делать).

Психоаналитическая терапия. Рандомизированное контролируемое исследование (РКИ), сравнивающее психоаналитическую психотерапию с КПТ при лечении булимии, продемонстрировало, что КПТ была значительно более эффективной, чем психоаналитическая психотерапия. Разговоры про жизнь вообще в недирективном ключе мало помогали редуцировать симптоматику "переедания и очищения" тела от "портящей фигуру еды". Когнитивно-поведенческая терапия убирала симптомы гораздо быстрее.

Ну и наконец то, ради чего мы этот огромный обзор, собственно, и читаем.

Digital Mental Health Interventions

Психологическая помощь в эпоху "цифровых вмешательств в области психического здоровья". Самопомощь через компьютер, смартфон или планшет.

Digital mental health interventions broadly refer to the delivery of evidence-based psychological strategies via information and communication technologies, such as a computer, mobile phone (smartphone), or tablet.

Не работа с психотерапевтом онлайн, а само-помощь в интернете. Синхронная и асинхронная терапевтическая работа, как они это называют.

There is an important distinction to be made between the delivery of clinician-led treatments via digital means (e.g., client–therapist session via videoconference) and asynchronous, Internet-based self-help programs.

Смартфон может и состояние здоровья мониторить, радуются австралийские коллеги. И интернет дома сейчас у всех и каждого есть. Да и анонимность обращения к платформе самопомощи - приятный бонус, не говоря уже о гибком времени сессий - когда хочешь, тогда и выполняешь модули сам, без терапевта.

eTherapy Programs for Eating Disorders

Онлайн помощь при расстройствах пищевого поведения основана на КПТ курсах продолжительностью от 8 до 12 недель. Симптоматика уходит, показывают исследования. Правда, их нашлось немного (6-8), но результаты бьют клиницистов обухом по голове: когда психотерапевтов попросили сопровождать процесс по мэйлу, в онлайн чате и/или по видеосвязи, никаких дополнительных преимуществ поддержки терапевта с точки зрения симптоматического улучшения в состоянии пациента не наблюдалось; тем не менее, поддержка терапевта во время курса давала в самоотчётах пациентов большее удовлетворение участника курсом терапии по сравнению с теми, кто вообще не получал "человеческой" поддержки.

На языке оригинала:

Рarticipants were randomized to treatment conditions with varying levels of therapist support delivered via digital means (i.e., email, online chat, and/or videoconference).
No additional benefits of therapist support were observed in terms of symptomatic improvement; however, it did lead to greater participant-reported satisfaction with the intervention as compared to those who received no therapist support.

Ну, может, это для всех расстройств пищевого поведения так, а для булимии не работает?

eTherapy Programs for Bulimia Nervosa

Увы, для булимии картина была ещё чётче. При самопомощи онлайн при булимии больше симптомов уходили, дольше длилась ремиссия, значительно снижалась частота "зажоров", вызываемой рвоты, злоупотребления слабительными, а наблюдались пациентки после курса не неделю и не два месяца, а аж 18 месяцев.

"Как же так, Ольга Викторовна? - спросите вы меня. - Админ Лиги психотерапии и Психологии, заступница профессиональных психологов на Пикабу, собственноручно выкладывает для широкой общественности научно-доказательные факты, что без психологов прекрасно можно обойтись?"

"А что делать? - отвечу вам я. - Знание - оно такое, обоюдоострое. В цитируемом обзоре 2023 года австралийцы признают:

При самостоятельной работе онлайн срываются с терапии от четверти до половины пациентов.

A well-documented issue in trials examining online treatments is the high rates of participant dropout. A 2018 meta-analytic review of CBT programs for Eds (n = 99) reported that the highest dropout rates of all modalities were observed in studies that delivered Internet-based CBT (range: 20% to 36%). Other reviews of RCTs of digital ED interventions have reported average dropout rates of 25.3% up to 47.2%

Так что психологи ещё пригодятся пациентам. Вдвоём с терапевтом больше шансов продвинуться по дороге здоровья дальше.

Онлайн терапия депрессии

Если говорить о депрессии (которая часто сопровождает булимию), то там исследований больше (23 штуки), поэтому результаты мета-анализа более надёжны. Однако исход тот же самый:

без поддержки терапевта бросили самопомощь в интернете 74% участников.

А meta-analysis assessing computer-based psychological treatments for depression (n = 23) found that supported interventions were associated with significantly greater retention as compared to unsupported interventions. Specifically, the dropout rate for unsupported digital treatments was 74%, in comparison to 28% for therapist-supported treatments and 38% for administrative-supported trials.

Вот такие новости с переднего края научно доказательной психотерапевтической науки )

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!