Серия «Ретро техника и не только»

17

Светильник-ночник "Фиалка"

В мои руки попали два ночника "Фиалка" краснодарского завода измерительных приборов без этикеток. По всей видимости, новые с хранения, один хороший, другой чуть похуже - трещинка на "цветке". Внутри запитанный через резисторы миниатюрный трансформатор с лампочкой накаливания. Резисторы греются при работе, что может быть опасно. Оба светильника в исправном состоянии. Корпус полностью пластмассовый, в отличие от более ранних, где он из карболита.

Трансформатор, резисторы

Трансформатор, резисторы

На шнурах отсутствуют выключатели, стоят аутентичные неразборные вилки особого дизайна с клеймом ЗИП.

ЗИП на вилке

ЗИП на вилке

Год выпуска установить не удалось, на резисторах и трансформаторах дата отсутствует. Скорее всего, это уже постсоветский выпуск (примерно 1992-1994 гг.).

Показать полностью 6
69

Сувенирный светильник-ночник "Эпоха"

Часто называется "Ракета" или "Космос".

Представляет собой колбу, символизирующую пламя из сопла летящей ракеты, приклеплённую с чёрному гранёному пояску с агитационными картинками. Сверху навершие-ракета из металлизированного пластика (у более старых, возможно, эта ракета металлическая). Под пояском, внутри корпуса маленький трансформатор и лампочка накаливания.

Данный светильник в отличном состоянии, навершие-ракета на месте (нередко у них оно отсутствует), пластик не пожелтел и не помутнел. Упоминается 70-летие октября и XXVII съезд КПСС (1986), так что выпущен в 1987 году или позже.

Агитация. Под прозрачной бесцветной колбой - красный рифлёный светофильтр. У аналогичных с красной колбой светофильтр, наоборот, бесцветный.

Производство - Южный машиностроительный завод, также их выпускал Северодонецкий приборостроительный завод (с красной колбой).

Сохранился пенопластовый футляр, в котором он поставлялся в магазины (была ещё коробка, но её нет).

Северодонецкий "космос", навершие потеряно и пластик хуже, но работает, отличается цветом колбы. Этот светильник выпуска 1976 года или позже - упоминается XXV съезд КПСС.

Данные светильники встречаются часто, но в хорошем состоянии - без сколов, царапин и трещин, с сохранившимся навершием, не пожелтевшие и не помутневшие - ещё поискать надо. На торговых площадках и барахолках на них часто завышены цены.

Показать полностью 13
22

Автотрансформатор АОСХ-0.3 новый

Не так давно удалось найти старинный преобразователь напряжения типа АОСХ-0.3 выпуска 1966 года в новом состоянии с техпаспортом. Автотрансформатор предназначен для понижения напряжения сети с 220 на 127 вольт для питания старых холодильников и других устройств на 127 вольт от сети 220. Производитель - Батумский завод Электроприбор (единственный известный мне преобразователь напряжения этого завода, в основном там выпускались ЛАТРы). В основном АОСХ выпускались в Москве (Московский трансформаторный завод и электромеханический завод) и Запорожье (Запорожский трансформаторный завод), также было производство в Армянский ССР и в Ярославле ("Красный маяк"). Выпускал их также неизвестный завод с обозначением "СУМП СМЗ".

АОСХ-0.3 выпускались как понижающие автотрансформаторы, но изредка выпускались и в повышающем исполнении (у таких рядом со шнуром указано "127", а у гнезда выхода стоят цифры "220").

Использовать этот автотрансформатор как повышающий нельзя: во-первых, нет никаких штатных способов переключения (как, например, у АСБ-0.3) во-вторых, он намотан так, что повышает некорректно: если подать 127 вольт на выходное гнездо с помощью провода с двумя вилками (например, из ЛАТРа), он выдаёт не около 225-230 (на холостом ходу), а всего 210-215 вольт, под нагрузкой это напряжение будет ещё ниже.

Автотрансформатор выполнен в неразборном металлическом корпусе на заклёпках, провода припаяны к выводам под бакелитовой крышкой с гнездом для вилок и отверстием для шнура.

ГОСТ 7518-35

1966 г.

АОСХ-0.3

АОСХ-0.3

ГОСТ 7518-35 1966 г. Завод известен ЛАТРами, но не преобразователями 220/127

ГОСТ 7518-35 1966 г. Завод известен ЛАТРами, но не преобразователями 220/127

снизу

снизу

техпаспорт

техпаспорт

с электрощеткой 1960 года

с электрощеткой 1960 года

Автотрансформаторы АОСХ-0.3 являются раритетом, во-первых, из-за давности выпуска (примерно 1951-1966 годы), во-вторых, из-за незначительной мощности многие давно уже сгорели из-за повышенных нагрузок (в них часто включали не только холодильники, но и пылесосы, к тому же старые холодильники, постепенно умирая, потребляли больше тока, чем нужно, из-за чего трансформаторы и горели). На барахолках, Авито и других торговых площадках почти не встречаются, а те, что встречаются - не вызывают доверия.

В новом состоянии - практически уникальный случай.

Показать полностью 6
27

Электрощетка-пылесос Ветерок-3 1990 г

Ранее я показывал такую же щётку 1987 года, но данная щётка - в новом состоянии, только коробка не сохранилась, сохранился техпаспорт. В отличие от ранных приборов из 1960-х годов, это не раритет - на барахолках, Авито и других торговых площадках часто встречается. В рабочем состоянии. Корпус из обычной пластмассы, не реактопласта и не бакелита.

Фильтр для пыли

Фильтр для пыли

1987 (сверху) и 1990 год

1987 (сверху) и 1990 год

Техпаспорт

Техпаспорт

Дата продажи (указано неразборчиво красной ручкой)

Дата продажи (указано неразборчиво красной ручкой)

ОТК, дата выпуска

ОТК, дата выпуска

Смена поколений: 1960 и 1990 год.

Смена поколений: 1960 и 1990 год.

Показать полностью 11
19

Электрощётка-пылесос МЗТА ЭП-1 1960-1961 гг

Удалось найти одну из самых ранних советских электрощёток, выпущенную в 1960-1961 годах (в паспорте проставлен 1961 год поверх 1960, скорее всего это дата упаковки). Электрощётка производства Московского завода тепловой автоматики, на 127 вольт, работает через автотрансформатор-преобразователь. Внутри корпуса из белого реактопласта двигатель, датированный 1960 годом, конденсатор того же года. Провод родной, не шелушится. Похоже, электрощётка практически новая, что редкость для этого года и этой модели. В комплекте крышка с патрубком для двух полиэтиленовых "пылесосных" насадок - широкой и узкой, насадки родные.

Ещё в паспорте стоит штамп "Опытный образец". Один из первых выпусков? Но это, несомненно, раритет.

Адреса мастерских по ремонту

Адреса мастерских по ремонту

Техпаспорт

Техпаспорт

Дата, штампы ОТК

Дата, штампы ОТК

Автотрансформатор

Автотрансформатор

Конденсатор для помехоподавления

Конденсатор для помехоподавления

Двигатель типа МЭ206, производства КЗНМЭ

Двигатель типа МЭ206, производства КЗНМЭ

Показать полностью 17
35

Артефакты СССР: электробритва "Киев" 1957 года

На днях я нашёл вот такую старинную электробритву производства киевского завода "Точэлектроприбор". Корпус бритвы изготовлен из твёрдой пластмассы типа карболита. Интересен и необычен цвет корпуса - розовый, что большая редкость, обычно такие бритвы выпускались белыми, иногда красными. Вилка на шнуре родная, также розовая, сам провод, возможно, родной, а возможно и нет. Бритва ещё на 127 вольт.

Общий вид

Общий вид

Ножи, похоже, бритвой очень мало пользовались.

Ножи, похоже, бритвой очень мало пользовались.

Точэлектроприбор, Киев, МЭП СССР

Точэлектроприбор, Киев, МЭП СССР

Подключение провода к бритве

Подключение провода к бритве

Вилка с завода

Вилка с завода

127 вольт 13 ватт, или вольтампер

127 вольт 13 ватт, или вольтампер

Дата стоит в виде чернильного штампа внутри корпуса. Бритва в рабочем состоянии, включать в сеть 220 вольт можно только через трансформатор, например, типа АОСХ-0,3.

Датировка

Датировка

Показать полностью 8
21

Фен "Аэлита" 1970-х, СССР

Ранее я показывал Фен СССР "Сюрприз"

А на днях, поскрестив по сусекам барахолкам, достал вот такой чёрный фен в карболитовом корпусе под красивым звучным названием "Аэлита". Выпущен в 1970-х годах вроде бы московским заводом. Цена 16 руб. Дует не очень сильно, греет нормально для своего возраста.

Общий вид

Общий вид

Другая сторона - тут двигатель, корпус асимметричный

Другая сторона - тут двигатель, корпус асимметричный

Выключатели вентилятора и нагрева. Можно включить либо горячий, либо холодный воздух, регулировки мощности нет

Выключатели вентилятора и нагрева. Можно включить либо горячий, либо холодный воздух, регулировки мощности нет

Аэлита

Аэлита

220 В, 250 Вт, цена 16 руб, ТУ16-539-249-70

220 В, 250 Вт, цена 16 руб, ТУ16-539-249-70

Спираль, намотанная на слюдяной каркас

Спираль, намотанная на слюдяной каркас

Родная вилка у фена отсутствовала (когда-то разбилась или обломился провод у неразборной). Вместо неё стояла такая стародревняя проходная вилка, которая на 15-20 лет старше фена. На первых фото видна вилка из 1970-х, которую я поставил сам.

Шнур родной, при разборке внутри не было изоленты или следов перепайки. Правда, я перепаял, укоротив его - у корпуса шнур мог изломиться. Внутри ручки найден конденсатор с датой май 1974 г. Видимо, фен был выпущен тогда же.

Старинная вилка, не родная

Старинная вилка, не родная

Показать полностью 8
12

Продолжение поста «Ретропонедельник №41. Автотрансформаторы АСБ-0,3 и АСБ-0,5»3

Произошла замена горелого АСБ-0.3 1962 года. На барахолке нашёлся такой же автотрансформатор 1961 года с медными обмотками в идеальном состоянии без следов нагрева и горения. Но у него чёрный карболитовый корпус был треснут. В итоге горелый преобразователь 1962 года был разобран, распаян, сам автотрансформатор отправился на выброс, а коричневый корпус был установлен на автотрансформатор 1961 года. Кстати, известны преобразователи напряжения этого же завода 1958-1960 гг. со старым логотипом, читающимся как "ЗТЗ" (Запорожский трансформаторный завод).

В таком виде он пришёл с барахолки. Слева корпус от горелого автотрансформатора. На обмотках 1961 года нет и следа нагрева и горения.

В таком виде он пришёл с барахолки. Слева корпус от горелого автотрансформатора. На обмотках 1961 года нет и следа нагрева и горения.

Крышка клеммной колодки 1961 года

Крышка клеммной колодки 1961 года

Горелый и ржавый автотрансформатор 1962 года разбирается и уходит на утилизацию... Слева треснутый корпус 1961 года

Горелый и ржавый автотрансформатор 1962 года разбирается и уходит на утилизацию... Слева треснутый корпус 1961 года

он же, сняты резиновые ножки и кембрики с проводов

он же, сняты резиновые ножки и кембрики с проводов

Клеммная колодка 1962 года и неисправный корпус 1961 года

Клеммная колодка 1962 года и неисправный корпус 1961 года

Неисправный корпус, возможно, получится вылечить эпоксидкой и листом текстолита...

Неисправный корпус, возможно, получится вылечить эпоксидкой и листом текстолита...

Собранный автотрансформатор 1961 года, только корпус от 1962 года, всё остальное 1961 года. Коричневый шнур - не родной, родной был нормальный, но с чужеродной белой вилкой из 80-х.

Собранный автотрансформатор 1961 года, только корпус от 1962 года, всё остальное 1961 года. Коричневый шнур - не родной, родной был нормальный, но с чужеродной белой вилкой из 80-х.

Преобразователь 1961 года работает корректно, при подаче 220 выдаёт 130 вольт (это норма при холостом ходе). Проверял и переключив на повышение через ЛАТР: 110В->205В, 120В->218В, 127В->227В. Горелый же выдавал 115-120 вольт при подаче 220В, а при повышении выдавал всего 198 вольт при 120 на входе - налицо замкнувшие обмотки.

Неисправный корпус, возможно, получится вылечить, в таком случае, возможно, я найду исправный АСБ-0.3 с медными обмотками и неисправным (например, сильно разбитым) или малоценным металлическим корпусом или неисправной колодкой и соберу исправный преобразователь из оставшихся деталей (колодка + корпус).

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!