Серия «Рецензии»

Юваль Ной Харари: 21 урок для 21 века — как не потерять себя в эпоху глобальных перемен

Книга Харари — это не просто текст, а своего рода зеркало, которое заставляет задуматься: кто мы и куда движемся.

Одной из самых мощных глав, на мой взгляд, стала политика и кризис идентичности.

Мир меняется, старые ответы больше не работают, а новые — пока непонятны.  

Что происходит с идентичностью?

Раньше все было просто: твоя страна, твоя культура, твоя религия — вот и вся идентичность.

Но в XXI веке глобализация, технологии и массовые миграции размыли эти границы.

В эпоху, когда интернет соединяет людей по всему миру, многие вдруг начали чувствовать себя потерянными.

Кто ты, если твои корни больше не важны?  

Люди начинают искать опору в старых концептах, таких как национализм или традиционные религиозные ценности. Но Харари предупреждает: это не решение. Мир стал слишком связанным, чтобы замыкаться в рамках одной страны или идеологии.

Современные проблемы — климат, пандемии, искусственный интеллект — не знают границ.

Решать их нужно вместе.  

Национализм - спасение?

На первый взгляд, возвращение к национализму кажется понятным ответом. Но Харари задает неудобный вопрос: как можно бороться за национальные интересы, если проблемы, которые нас окружают, глобальны?

Что толку закрываться от мира, если загрязненный воздух или вирус пересекают границы без виз?  

Это не значит, что национальная идентичность больше не важна. Но, как считает Харари, она должна трансформироваться.

Нам нужно думать глобально, не забывая о локальных ценностях.  

Информационный хаос

Другая сторона кризиса идентичности — информационный хаос. Сейчас у нас есть доступ к огромному количеству данных, но вместо ясности это часто приносит путаницу.  Мы больше не ищем истину, а просто подтверждаем свои убеждения.  Это проблема и для России. Мы видим, как разные социальные группы начинают жить в «информационных пузырях», где каждый уверен, что его правда единственная. Если мы не научимся критически относиться к информации, это будет только усугублять кризис идентичности.  

Что делать?

1. Учиться думать глобально.

Понимать, что мир взаимосвязан, а проблемы одной страны неизбежно станут проблемами всего мира.  

2. Инвестировать в образование.

Умение критически мыслить и проверять факты станет главным навыком XXI века.  

3. Искать общее.

Вместо того чтобы строить стены, нам нужно искать то, что объединяет людей, даже с разными взглядами.  

Почему это важно?

Кризис идентичности — это не просто абстракция, а основа многих современных конфликтов. Люди, не понимающие, кто они и куда идут, становятся легкой мишенью для пропаганды и манипуляций.

Что мне не понравилось: автор в каждую дырку главу пытается вкинуть информацию о том что он гей и порой рассуждает о крупных проблемах на примере данной группы в целом и себя в частности.

И это не только в данной его книге)

Не лучшее чтиво.

Незнайка на луне сильно лучше!

Ссылка на мой блог про финансы (рецензии и понты в том числе): https://t.me/russianmagellan

Показать полностью
8

Иного выбора нет - Джордж Блейк

Одна из самых любимых мной автобиографических книг. Недавно перечитал спустя 10 с лишним лет.

Джордж Блейк работал в MI6 (Британская разведка).

Работая в Берлине как тройной агент, Блейк передавал СССР важнейшую информацию, включая данные о британских операциях и туннеле под Берлином (читайте про Берлинский тоннель).

Контекст угрозы:

Блейк действовал в эпоху, когда мировые сверхдержавы активно накапливали ядерное оружие. Обе стороны считали друг друга главной угрозой, а конфликты могли перерасти в уничтожение всей цивилизации.

Блейк верил, что если одна из сторон получит абсолютное преимущество в стратегической информации, это может привести к превентивному удару, который поставит мир на грань уничтожения.

Равновесие сил как спасение:

Главный мотив Блейка — стремление к равному доступу сверхдержав к секретной информации. Он считал, что такая равновесная система создаст взаимное сдерживание и снизит риск начала войны.

Моральная дилемма:

Для Блейка раскрытие секретов было способом сохранить это равновесие. Он видел в своих действиях не предательство, а вклад в предотвращение катастрофы. По крайней мере, он сам пишет так об этом в своей книге (его бывшие коллеги из Лондона не перестают считать его предателем Родины, что неудивительно).

Его жизнь — это история о том, как обстоятельства и идеалы могут кардинально изменить человека. Может ли кто-то добровольно поменять свои убеждения? Судя по жизни Блейка — да.

Он стал примером сложного выбора между долгом и личными идеалами.

Однако так и продолжил оставаться предателем для своей Родины.

Похоронен 30 декабря 2020 года в Москве.

Ссылка на мой блог про финансы (рецензии и понты в том числе): https://t.me/russianmagellan

Показать полностью
4

Рецензия на Пелевина «Ампир V»

Если бы эмитенты писали отчеты, как Пелевин свои романы, акционеры бы верили даже в вечную жизнь.

Пока праздники продолжаются, я поглощаю литературу.

О чем книга?

«Ампир V» — это история превращения 19-летнего юноши в вампира, обретения власти и бессмертия. Вампиризм в книге — не просто фантастический элемент, а аллегория элит, манипулирующих сознанием масс.

Главный герой сталкивается с системой «гламура и дискурса», где жизнь человека подчинена бесконечным стандартам красоты, успеха и интеллектуального блеска.

Эти образы заставляют нас презирать себя, страдать от несоответствия и подчиняться навязанным правилам.

Впрочем, мои безвкусные Ролексы говорят лишь о том, что я сам попал в данную ловушку)

Книга о бездуховности и понтах

Одной из главных тем романа становится критика «духовности» как феномена русской жизни. По Пелевину, духовность — это умение «кидать понты», а отсутствие духовности — их неумение.

Он безжалостно обнажает цинизм современных художников, писателей и критиков:

О художниках и галеристах: «Современный художник — это анальная проститутка с нарисованной жопой и зашитым ртом. А галерист - это человек, который ухитряется состоять при ней сутенером духа несмотря на абсолютную бездуховность происходящего.»

О писателях: «Самое важное для писателя — это злобное, омраченное и завистливое эго. Если оно есть, то все остальное приложится.»

О критиках: "Временный рост мандавошки равен высоте объекта, на который она гадит, плюс 0,2 миллиметра."

Гламур, дискурс и первородный грех

Гламур и дискурс — это ловушка, которая заставляет нас жить в облаке позора и презрения к себе. Мы страдаем от несоответствия вымышленным стандартам красоты и успеха, а это страдание становится основой нашей реальности.

Но даже в этом хаосе автор оставляет место для запоминающихся образов:

• «Пока бабочка может летать, совершенно неважно, насколько изношены её крылья.»

Ощущения от книги

Это смесь философии, сарказма и едкой критики общества.

Книга создаёт ощущение, будто ты читаешь что-то между глубокой метафорой и «жёлтой» прессой.

Моя оценка: это та самая «жвачка», о которой можно вспомнить с улыбкой, ведь когда ты жевал ее тебе было вкусно. Но второй раз заваривать этот чайный пакетик : для нищих рэперов (ну вот, я попался в ловушку бездуховности и понтов, Один пакетик чая аж два раза завариваю).

Ссылка на мой блог про финансы

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!