Шпаргалка про воспитание
1. Воспитывать – значит передавать ребёнку «правильные» принципы жизни: как жить, с кем быть, как себя вести.
2. Продуктивно воспитывать – значит принимать ребёнка и обучать свободе ошибаться, с помощью которой он через свой опыт (и наши примеры) научится самостоятельно отвечать на эти вопросы.
3. Дети не слушают родителей. Дети на них смотрят. Поэтому ни один совет «не пей», «не кури», «не ругайся» не будет работать, если родители делают противоположное.
4. То же относится к психологическим привычкам. Если родители не говорят о чувствах, ребёнок тоже не научится ими делиться. Пробуйте новое, делитесь эмоциями, задавайте вопросы, и ребёнок будет поступать так же.
5. Основу воспитания можно разделить на три навыка и их антиподы: опека (или гиперопека), безусловная забота (или условная забота), принятие (или обесценивание).
7. Опекать ребёнка от откровенных опасностей нужно лет до 7. Пока мышление ребёнка «эгоцентрично», он не понимает, как кто-то может думать не так, как он. Поэтому он ждёт, что окружающие будут нести ответственность за его действия.
8. После 7 (в среднем), и особенно после 12 лет, ребёнку важно давать возможность самостоятельно познавать мир. Без строгих указаний, как правильно. Если родители окружают ребёнка безусловной заботой и принятием, ребёнок научится воспринимать любой опыт и будет знать, когда обратиться за помощью.
9. Безусловная забота – это бессистемное положительное внимание к ребёнку при любых (!) условиях: если ребёнок принёс двойку, если он совершил ошибку, если он ничего не делает.
10. Если ребёнок привык, что его любят всегда, он будет ориентироваться в своих желаниях на чувство комфорта, а не на ожидания: «ты должен приносить пятёрки», «ты должен быть ответственным», «ты не должен сидеть без дела».
11. Если ребёнка поощряют в основном условно (за вымытую посуду и тихое поведение), он привыкает к мысли: «Чтобы тебя любили, ты должен быть хорошим, таким, как от тебя ждут, даже если тебе это не нравится».
12. Принятие – это безоценочное положительное внимание к чувствам и потребностям ребёнка:
– Плакать нормально, я понимаю, что ты расстроился, потому что хотел поиграть.
– Ничего страшного, что у тебя не получилось. Зато теперь мы разберёмся, как сделать правильно.
– Я понимаю, что ты злишься, потому что хотел поддержки.
13. Принятие важно, чтобы ребёнок убедился: «Всё, что я пробую и чувствую – нормально». Так он учится получать негативный опыт и видеть за ним потребности в поддержке и понимании, а не вешать на себя ярлыки «глупый», «истеричный», «странный».
14. Обесценивание – это противоположность принятия, оценочное внимание к тем же чувствам и желаниям:
– Что ты нюни развесил, плакса?
– Ну ты отсталый, конечно. Сначала успокойся, потом поговорим.
– Хорошие девочки себя так не ведут.
Как следствие, обесценивание взращивает убеждение: «Я не могу быть собой, чувствовать, что хочу, и пробовать, что хочу».
15. Очевидность: ребёнка нужно любить любым и всегда.
16. Неочевидная очевидность: об этой любви нужно напоминать.
17. Ребёнку не нужна сторонняя «мотивация» что-то делать. Он способен научиться доверять своим интересам и пробовать то, что ему нравится. При наличии опеки, заботы, принятия и, конечно, выбора.
18. Самая важная вещь для психологического здоровья ребёнка – психологическое здоровье родителей. Поэтому лучший воспитательный совет – разбирайтесь (без фанатизма) со своими тараканами, и детям достанется меньше психологического наследства.
19. Главное. Каждый родитель делал то, что мог. Каждый родитель может сделать больше, если этого захочет.
___________
Заглядывайте в мой Telegram-канал — там посты выходят раньше.







