Серия «Статьи»

75

Камера-обскура. Изобретение фотоаппарата (кратко)

Все сегодня знают про такое чудесное изобретение, как фотоаппарат. Многие знают принцип устройства сего изобретения. Но не все знаю откуда современные фотоаппараты взяли своё начало.

Поговорим мы сегодня о камере-обскуре (лат. camera obscūra — "тёмная комната").

Камера-обскура и где она обитает.

"Все возможно, если никто не доказал, что этого не существует".

Гермиона Грейнджер. Гарри Поттер и Дары Смерти.

Нет, это устройство не связано с "Гарри Поттером" и "Фантастическими тварями". Оно связано с именем арабского ученого  Ибн аль-Хайсам (Альхазен), давшего в XI веке первое чёткое описание действия камеры-обскуры, которую он использовал в своих наблюдениях за Солнцем.

Ибн аль-Хайсам показывает принцип камеры-обскуры.

Ибн аль-Хайсам показывает принцип камеры-обскуры.

Принцип устройства.

Первые упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в V—IV веке до н. э..

Последователи философии моизма описали это явление в своём трактате "Мо-цзы".

Из трактата «Мо-цзы»:

"Свет падает на человека — стрелами.
Свет от человека попадает в отверстие, формируя его картину.
Свет от головы человека — в нижней части картины.
Свет от ног человека — в верхней части картины.
Все потому, что свет переворачивается в отверстии".

Книга 10, глава «Разъяснение канона», часть вторая.

Камера-обскура — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Википедия.

Камера-обскура представляет собой светонепроницаемый ящик, в одной из стенок которого проделано отверстие. Лучи света, проходя через это отверстие, создают перевернутое изображение на противоположной стенке камеры.

Принцип устройства камеры-обскуры.

Принцип устройства камеры-обскуры.

Развитие.

"Важно не то, кем ты родился, а то, каким ты стал!"

Альбус Дамблдор. Гарри Поттер и кубок огня.

В последующем, помимо ученых (исследовавших природу света и небесные тела), данным устройством заинтересовались художники.

Добавив к устройству оптические линзы, увеличивающие яркость и резкость изображения, они обводили проецируемую картинку, получая рисунок с потрясающей детализацией.

El mundo físico, 1882

El mundo físico, 1882

Camera obscura 1887

Camera obscura 1887

Оставалось только убрать из этого уравнения художника.

Начиная с XIX века, с развитием химии, изобретатели из разных стран начали проводить эксперименты по закреплению изображения на светочувствительных материалах, пройдя путь от фотопластинок до фотоплёнки.

Гелиогравюра "Вид из окна в Ле Гра". Жозеф Нисефор Ньепс, 1826г.. Считается первой в мире фотографией, снятой с натуры.

Гелиогравюра "Вид из окна в Ле Гра". Жозеф Нисефор Ньепс, 1826г.. Считается первой в мире фотографией, снятой с натуры.

Так, пройдя множество этапов развития, мы получили портативную камеру-обскуру - фотоаппарат.

Точнее, камера-обскура эволюционировала в стеноп-камеру (фотографический аппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие), а уже из неё в современные фотоаппараты.

P.S. Надеюсь вам понравилась данная статья. Про камеру-обскуру в интернете уже давно написано множество информации, но мне хотелось самому получше разобраться в этой теме.

P.S.S. Если вы увлекаетесь фотографией, то приглашаю вас в свой ТГ канал "MacroBugs", где я выкладываю свои фотографии насекомых, сделанные в макро.

И на последок. Если вы знаете, где в России установлены действующие камеры-обскуры, напишите об этом в комментариях. Большое спасибо.

Доп. материалы:
https://nplus1.ru/blog/2018/04/24/camera-obscura

http://fuchs-a.narod.ru/index/kamera_obskura_ehnciklopedija/0-824

https://shagi.ranepa.ru/files/shagi17_3/shagi17_3_07.pdf

Показать полностью 8
26

Насмотренность. Подборка выдающихся макро-фотографов. Часть 2

Часть 1

Dusan Beno - макрофотограф из Словакии.

"На моих фотографиях вы можете увидить обычных насекомых, которые живет у нас под ногами. Нужно только присмотреться, и вам откроется чудесный мир необычных красок и форм."

"Я люблю мелкие детали, поэтому макрофотография стала для меня страстным увлечением."

"Мир насекомых настолько разнообразен, что мне не состовляет труда выбирать "моделей" для своих работ."

https://www.dusanbeno.sk

Игорь Сиванович - макрофотограф из Польши.

"Я стараюсь показать моих моделей с сугубо личной точки зрения. Мои фотографии — это попытка ответить на чисто гипотетический вопрос: какого рода снимки насекомые и остальные мелкие животные хотели бы увидеть на страницах журналов Repti-Gala или Playbug. Мне приходит на ум термин „гламурное макро“."

"Я сконцентрировал свое внимание на живых существах, которых обычно недолюбливают и всячески избегают из-за того, что они не милые, пушистые и теплокровные создания. Но я обратился к ним, конечно же, не по этой причине. Странные, инопланетные формы привлекают меня."

"Насекомые — чуждые для нас создания, напоминающие пришельцев из других миров, и чем ближе к ним подходишь, тем сильнее это впечатление."

aboutphotography.blog

Ирина Козорог - макрофотограф из России.

"Съемка на природе – для меня это... прогулка с элементами охоты."

"Главное, пожалуй… упорство и фантазия. Я могу сидеть рядом с муравейником весь день ради одного кадра. Придуманного мной."

"Я могу идти по улице города и, увидев шмеля на цветке, мгновенно достать камеру, упасть на землю и начать снимать."

https://35photo.pro/irnakozorog

John Hallmén - макрофотограф из Швеции.

"Я интересовался жуками и другими животными с самого детства. Я приобрел свою первую зеркальную камеру, когда мне было 13 лет, в далеком 1992 году, и предпринял множество попыток макросъемки. Однако в то время это меня довольно расстраивало. Эксперименты стоили дорого в аналоговые дни!"

"Когда насекомые активны, я полагаюсь на вспышку, которая отлично подходит для захвата изображения в действии. Альтернативным методом является выезд рано утром — в это время насекомые малоподвижны. В особенности если утро выдаётся холодным и безветренным, то у меня появляется шанс получить фотографии насекомых в высоком разрешении."

"Возможно, это один из самых привлекательных аспектов макросъемки — вы можете найти действительно экзотически выглядящие объекты прямо у вашего порога. И подавляющее большинство моих снимков сделаны в пределах велосипедного расстояния от моего дома в Стокгольме."

https://www.flickr.com/johnhallmen/

Игорь Фумм - макрофотограф из Израиля.

"Уважай и береги свои модели, и пусть они от тебя никогда не пострадают и не погибнут!"

"Любая камера годится для съемки, если умеет снимать макро."

"Признаю только мануальный режим работы камеры. Все остальные приоритетные режимы все равно вмешиваются в работу, пытаясь помогать фотографу. Мне это только мешает."

https://35photo.pro/fummigor

Итоги

"Фотография – это не спорт. У неё нет правил. Всё должно быть испробовано."

Билл Брандт, английский фотограф (1903 - 1983)

Вот такая получилась подборка фотографов в жанре макро.

Естественно, фотографов в данном направлении очень много и их ряды постоянно пополняются, но самое главное - продемонстрировать различия стилей, в которых снимает каждый из вышеупомянутых авторов. И кажется задуманное получилось.

Очень надеюсь, что подборка поможет кому-нибудь выработать, со временем, свой собственный неповторимый стиль, либо даст пищу для размышлений (в каком направлении развиваться дальше). Если это так, то мои силы были потрачены не зря.

Ну а если вы никоим образом не связаны с фотосъёмкой, то буду рад, если продемонстрированные фотографии красот природы доставили вам удовольствие.

P.S.Огромное спасибо всем фотографам, которые откликнулись на мои обращения и написали несколько строк о себе.Без вас статья получилась бы сухой и не такой интересной.

P.P.S.Если вы, как и я, начинающий макро-фотограф, то приглашаю вас в свой канал в телеграме - https://t.me/MacroBugs. В чате канала мы делимся своими работами и ведем обсуждения на эту тему.

Дополнительные материалы:

https://yandex.ru/q/photodzen/7233630978 - статья "Эволюция фотографа (насмотренность)".

https://rosphoto.com/portfolio/andrey_shapovalov_v_radiuse_desyati-7479 - интервью с Андреем Шаповаловым.

https://www.rgo.ru/ru/article/fotograf-yuliya-vtyurina-rasskazyvaet-o-sekretah-makrosemki - интервью с Юлией Втюриной.

https://www.popphoto.com/premier-insect-photographer-john-hallmen-shares-his-secrets-for-macro-bug-photography - статья о Джоне Халлмене (ENG).

https://kroupski.pro/articles/irina-kozorog-macro-photography - интервью с Ириной Козорог.

https://rosphoto.com/ublogs/kak_rozhdaetsya_volshebstvo-3127 - статья о Игоре Фумме.

Показать полностью 15
150

Насмотренность. Подборка выдающихся макро-фотографов

Фото Ryosuke Miyoshi

Начинающим фотографам, которые еще не успели "набить" себе руку, зачастую советуют развивать так называемую "насмотренность".
Вот о ней мы и поговорим.

Не так давно я решил попробовать себя в макро-фотографии и обзавёлся макро-объективом для своей камеры.

Поэтому речь в статье пойдет о фотографии.

Целью для съёмки я выбрал насекомых и прочую мелкую живность, так как макро-мир всегда меня увлекал, но только при определенном увеличении в нём можно разглядеть существ из других миров, ну или как минимум из фантастических фильмов.

Кстати, я создал канал в телеграме, где ежедневно выкладываю свои фотографии насекомых, сделанные в макро. Присоединяйтесь - https://t.me/MacroBugs

Что такое насмотренность?

"Насмотренность - это опыт, приобретённый в результате просмотра большого количества произведений искусства".

Викисловарь

Все знают что такое "начитанность" и знакомы с понятием "начитанный человек". С "насмотренностью" всё то же самое, только в плане визуала.

Вот собственно и всё =)

"
- Простите, а вам обязательно сейчас заниматься этим?
- Конечно. А как иначе я узнаю... Что...
- Что, что?
- Ничего. Зачем продолжать мысль? Как я узнаю что. Точка. Зачем всё объяснять? И так всё ясно."

Адриано Челентано. Особые приметы красавчик.

Начав делать свои первые фотографии, я стал читать много статей на тему макросъемки и фотографии в целом. И одной из первых статей мне попался небольшой пост макрофотографа Дмитрия Пономарева "Макро дайджест", из которого я и узнал о таком понятии, как "насмотренность".

Суть данного понятия сводится к простому: изучай работы других авторов, пока не выработаешь свой собственный стиль.

Изучив множество материала, я пришел к мысли, не создать ли мне подборку макрофотографов, которая могла бы стать начальной базой "насмотренности" для начинающих.

И вот, спустя месяц, мой труд завершён. Приятного чтения и просмотра.

Сразу предупреждаю, статья будет не маленькой. Поехали!

Макрофотографы, чьи работы привлекли моё внимание:

"Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно."

Уильям Блейк, английский поэт и художник 1757–1827.

Андрей Шаповалов - макрофотограф из Беларуси.

"Для меня они пришельцы, но на самом деле они живут на нашей планете намного дольше людей, поэтому иногда задумываюсь, а не пришельцы ли мы на их планете. И я считаю, что каждый из них уникален и совершенен."

"Я просто обожаю переливающихся разными цветами насекомых, и не важно сколько раз я их уже снимал."

"К съёмке я подхожу с точки зрения "снять хорошо", и если это будет одно насекомое за час, не важно.

Вот поэтому я таскаю с собой гору техники в рюкзаке.

Хорошо проработанный стек, красивый свет, выверенная композиция, яркий фон, для хорошего фото все это должно быть вместе."

"Чаще всего мои фото не несут художественной ценности. Обычно это вспышка в лоб и кое-какие знания композиции. Зато они часто являются информативными. В кадре попадаются интересные виды, либо необычные ситуации."

flickr.com

Andr De Kesel - макрофотограф из Бельгии.

Найти информацию о данном фотографе у меня не получилось. Пробовал писать ему на почту, но ответа не получил.

flickr.com

Максим Сумской - макрофотограф из России.

"Фотографией я занимаюсь с 2015 года, макросъемкой с 2018.

Желание снимать насекомых пришло не случайно: это и интерес, и самое главное - длинный макросезон в моей местности (Ростовская обл.)."

"Снимать начинал с подхода, используя вспышку и различные объективы, редко имеющие отношение к макро! Всю информацию искал в интернете, учась сам!

Однажды наткнулся на статью о полевом стекинге от Мирона Карлинского и понеслось увлечение стекингом!"

"Сейчас снимаю исключительно на природе рано утром, реже вечером с естественным светом!

Очень долго снимал на связку EOS 650d + Вега -11у. В настоящий момент снимаю на EOS 6D + Laowa 60mm 2:1 и макрорельсы Velbon super mag slider."

https://35photo.pro/sumskoy81

Егор Камелев - макрофотограф из России.

"Я не сторонник трогать насекомых руками, переносить их с места на место. Все мои кадры — это живые насекомые в естественной среде обитания."

"Уважаю ребят, которые снимают стекингом, за усидчивость и стремление передать каждую ворсинку. А сам люблю динамические сюжеты и изнурительную беготню за мелюзгой под палящим солнышком."

"Для преобладающего большинства кадров, сделанных на Sony A7R2 со вспышкой и объективом Canon MP-E 65, параметры одинаковы: ISO 100, F8, 1/200."

vk.com

Дмитрий Кузнецов - макрофотограф из России.

Информации в интернете не нашёл и связаться с автором тоже увы не получилось.

https://35photo.pro/dmitriy1977

Stewart Wood - макрофотограф из Англии.

"Мой путь в макросъемку начался в 2016 году, когда я сфотографировал прыгающего паука-зебру у себя за домом, с тех пор я увлекся макросъемкой. Меня глубоко завораживают сложные детали, встречающиеся в природе. Меня всегда поражала способность увеличивать эти крошечные элементы и представлять их в пропорциях, превышающих реальные. Я нахожу вдохновение в мельчайших вещах, а красоту - в мельчайших созданиях, текстурах и узорах.

Через свой объектив я раскрываю скрытую вселенную, которая существует прямо перед нашими глазами, приглашая вас оценить необычные детали, которые легко упускаются из виду в нашей быстро меняющейся жизни."

"Каждый выбранный мной сюжет рассказывает уникальную историю, и моя цель - воплотить эту историю в жизнь с помощью моих изображений."

"Макросъемка требует терпения, сосредоточенности и острого внимания к деталям. Это требует от меня замедления, наблюдения и подлинной связи с окружающим миром. Это форма медитации, способ оценить необычное в обычном."

"Своей работой я стремлюсь вдохновить других остановиться и восхититься скрытой красотой, окружающей нас. Я верю, что, демонстрируя невидимые аспекты природы, я могу вызвать чувство удивления и признательности за невероятное разнообразие, существующее в нашей среде. Можно так много узнать, если мы найдем время присмотреться повнимательнее."

https://stewartwood.com

Miron Karlinsky - макрофотограф из Израиля.

Считается маэстро фокус-стекинга, но большей информации найти не удалось. Длительная лекция, в которой автор рассказывает про свои техники съемки, давно удалена со всех форумов (если у вас осталась данная лекция, поделитесь ей пожалуйста в комментариях).

flickr.com

Юлия Втюрина - макрофотограф из России.

"Независимо от того, насколько макро-фотограф "начинающий", снимать нужно то, что хочется, за что взгляд цепляется."

"В результате многочисленных проб и неизбежных ошибок, поймете, что особенно вам нравится, появятся новые идеи, выработается собственный стиль."

https://35photo.pro/edhel

Пикабу не дает загрузить в один пост больше 25 фотографий, поэтому статью пришлось разделить на 2 части.

Продолжение - Часть 2.

Показать полностью 25
Отличная работа, все прочитано!