Серия «Сжигание отработанного масла - теория и практика»

Сжигание отработанного масла - теория и практика

Лирическое отступление.

Особенностью всех ядерных сверхдержав (ЯС) является то, что ресурсы на их обширной территории - распределены крайне неравномерно, и доступны чрезвычайно узкому кругу потребителей. А согреваться долгими зимними вечерами - нужно всем, независимо от пола, возраста, вероисповедания и годности к службе в рядах ВС.

И несмотря на то, что по официальным данным территория ЯС газифицирована -аж-на- на 73% - по факту успешно работают с десяток крупных заводов, производящих котловое оборудование на твердом топливе для частного сектора и малого бизнеса. А кол-во производств топлива для этих котлов, включая "пелетные гранулы", угольные брикеты и т.н. "евродрова" - вообще не поддаётся статистическому учёту просто потому что работают сезонно и практически вчёрную. За нал.

Отдельным видом топлива в частном секторе и небольших мастерских - является так называемое "отработанное масло" - моторное / трансмиссионное / гидравлическое / трансформаторное / пищевое / и другое масло, которое выработало свой ресурс как рабочая жидкость, но по-прежнему представляет собой довольно неплохое топливо для сжигания и получения при сжигании тепловой энергии. Но с самим процессом сжигания масла - всё не совсем просто как кажется. Об этом и поговорим.

Это была лирика.

Хотя нет. Disclaimer.

Я буду делать материалы без детального указания цифр / размеров / соотношений и прочего, т.е. максимально абстрактно, НО постараюсь рассказать теоретический материал настолько полно, чтобы вы смогли собрать картину происходящих процессов и зависимостей, которые приведут к результату.

Материал будет полезен не тем кто ищет рецепты / чертежи / тех.документацию для повторения готовых работающих решений, а тем кто хочет понять ЧТО и КАК именно происходит чтобы на основании полученной информации - делать свои реализации. Не нужно воспринимать написанное как истину в последней инстанции - это МОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

Материал будет выпускаться частями. Периодичность - не знаю. Будут картинки / фотографии / рисунки. Фотографии рисунков тоже будут.

Итак.

Начнём с азов для понимания того процесса, который мы хотим получить и ГЛАВНОЕ - контролировать. ГОРЕНИЕ. Что такое "горение"? Исчерпывающий ответ даёт Википедия:

Горе́ние — сложный физико-химический процесс превращения исходных веществ в продукты сгорания в ходе экзотермических реакций, сопровождающийся интенсивным выделением тепла.

Что ГЛАВНОЕ в этом тексте? То что МАСЛО само по себе НЕ ГОРИТ. Как впрочем и масса других "горючих материалов":

  • дрова и уголь

  • дизельное топливо

  • бензин

  • и т.д.

А почему? А потому что для начала и продолжения процесса горения - нам нужны "продукты сгорания" и "окислитель". С окислителем всё понятно - это воздух, точнее кислород, 21% которого содержится в атмосфере. А вот "продукты сгорания" - что это с точки зрения масла?

Масло - это жидкость, точнее жидкая смесь высококипящих (высокомолекулярных) углеводородов с температурой кипения примерно 300—600 °C. Поэтому наша задача - нагреть масло до температуры кипения и инициировать процесс испарения этих углеводородов, которые начнут интенсивно окисляться подаваемым в зону испарения кислородом (из воздуха).

При протекании реакции окисления будут выделяться:

  • углекислый и угарный газы

  • вода (в виде водяного пара)

  • небольшое количество веществ и их соединений, которые так или иначе являются продуктами которые не участвуют в реакции окисления но изначально присутствуют в масле

  • ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ

Газы и вода (в виде водяного пара) - уходят в дымоход, шлаки выпадают в виде твёрдых соединений, а вот тепловая энергия - утилизируется тепловым оборудованием для дальнейшего использования, причём часть этой тепловой энергии - необходимо потратить на поддержание температуры для процесса кипения и испарения масла, чтобы процесс горения был непрерывным.

Другими словами :

  1. Масло не горит, горят пары масла

  2. Масло необходимо нагреть до температуры кипения и образования паров

  3. Необходимы условия для постоянного образования паров масла для обеспечения непрерывного процесса горения

Все существующие типы горелок и других приспособлений для сжигания масла - основаны на этих трёх простых условиях.

О конструкциях горелок - в следующих статьях.

Показать полностью

Сжигание отработанного масла - подготовка сырья

Немного теории

Как я уже писал выше:

Масло это жидкая смесь высококипящих (высокомолекулярных) углеводородов.

У него есть масса физических характеристик, но для обеспечения нормального процесса горения - важны лишь две:

  1. Текучесть

  2. Механическая чистота (% наличия примесей)

Рассмотрим обе.


Текучесть

Любая жидкость имеет такой параметр как "текучесть", и масло - не исключение. Пока масло жидкое - оно легко может протекать по подводящей трубке в зону горения. Но масло - бывает разное:

  • моторное

  • трансмиссионное

  • гидравлическое

  • трансформаторное

  • пищевое

  • и другое

и как следствие - масла из этого списка имеют разную текучесть. Гидравлическое масло типа "ARCTICA" довольно неплохо течёт при температуре минус 30 °C, а пищевое фритюрное масло - превращается в кашу уже при минус 2 °C. Водителям автомобилей с дизельными двигателями - хорошо знаком этот "феномен летней солярки морозным зимним утром", когда топливо превращается в парафиновую кашу, перестаёт течь по топливопроводам и забивает фильтрующие элементы. Нет топлива - нет работы двигателя. BINGO!

Поэтому для эффективной работы любого типа горелок на отработанном масле - масло необходимо ГРЕТЬ. В общих условиях - до температуры не ниже плюс 5 °C, но есть типы горелок где и этого недостаточно.

Таким образом - необходимо предусмотреть механизм предварительного подогрева масла в расходной ёмкости до температуры плюс 5 °C и сохранение этой температуры при подаче масла непосредственно в горелку.

КАК? Вариантов несколько. Обычно делается просто:

  • расходная ёмкость выбирается объёмом не менее 80 - 100 литров. Лучше пластик.

  • ёмкость утепляется (пенофол / монтажная пена / старый дедовский ватник / и т.д.)

  • в ёмкость СНИЗУ врезается ТЭН мощностью от 500Вт от 1кВт. Больше не нужно.

  • Температура контролируется любым термостатом. Мне нравится STC-1000.


Механическая чистота

А вот тут - уже интереснее.

В масле практически ВСЕГДА ПРИСУТСТВУЮТ ПРИМЕСИ. Примеси эти бывают двух видов:

  1. Твёрдые - сажа / кокс / нагар / стружка / и т.д.

  2. Жидкие - тосол / антифриз и вода.

Твердые примеси

С ними всё просто. Не нужно никаких "масляных фильтров" и прочего. Фильтруем масло через сито. Обычно это проволочное сито с ячейкой 0.3 - 0.5мм. Этого вполне достаточно чтобы отловить почти все механические включения. Быстро и просто. Мусор просто выбрасываем. И всё.
Хотя я один раз видел ролик на ютубе, в котором отработанное масло предварительно сепарировалось.

Оставшиеся механические примеси и включения - разделит матушка Земля, а точнее великая и незыблемая во всей вселенной "ГРАВИТАЦИЯ". Для этого в расходной ёмкости монтируются два крана:

  • отборный кран (3) - через который масло подаётся в горелку

  • кран слива отстоя (4)

Типичная конструкция бака с гравитационным разделением.

Типичная конструкция бака с гравитационным разделением.


Жидкие примеси

А вот тут всё немного сложнее. Жидкие примеси бывают двух видов:

  • растворимые

  • нерастворимые

С растворимыми всё просто - они в общем случае не мешают горению, а иногда - даже помогают ему. А вот с нерастворимыми - тут всё плохо. И вот почему.

Основных нерастворимых примесей в отработанном масле - ДВЕ:

  • тосол / антифриз

  • вода.

Это - жидкости. С точки зрения эксплуатации у этих жидкостей есть как плюсы (их немного), так и минусы (они ОГРОМНЫ и КАТАСТРОФИЧНЫ). В дальнейшем я буду называть эти жидкости термином "вода".

Начнём с плюсов:

  • Вода имеет бОльшую удельную плотность чем масло. Т.е. она - тяжелее. Следовательно - в ёмкости будет довольно чёткое разделение на слой воды и масла, вода внизу, масло вверху. С довольно точным разделительным слоем. Помогает ГРАВИТАЦИЯ, но ей нужно время. Обычно несколько часов, чтобы превратить водно-масляную эмульсию в раздельные слои.

  • Вода (именно вода, которая H2O) - замерзает. Т.е. она становится твёрдой при температуре ниже нуля °C (в общем случае, т.к. возможны нюансы) в отличие от масла, которое просто теряет текучесть. И поэтому их можно разделить механически - просто перекачиваем (переливаем) масло и оставляем лёд. НО с тосолом / антифризом такие фокусы не сработают, для того их и придумали.

  • Это всё. Плюсов больше нет.

Теперь о минусах:

  • Вода практически бесплатна. В отличие от масла, которое можно сжечь и получить от этого процесса тепловую энергию. Поэтому масло почти всегда стОит денег. И именно поэтому люди, которые продают это масло - имеют большой соблазн добавить в масло воду. В тех или иных пропорциях - неважно, важно что так МОГУТ делать, и ТАК ДЕЛАЮТ. И даже отработанные антифризы - в принципе можно использовать в системах отопления в качестве теплоносителя, но автомобильные антифризы - химически гораздо активнее чем специализированные теплоносители для систем отопления, поэтому их стараются не использовать и не смешивать в одной системе. А просто добавляют в масло при продаже.

  • При переливе или перекачке из одной ёмкости в другую (например при покупке) - даже опытному человеку визуально очень тяжело отличить воду от масла. Масло имеет свойство обволакивать воду, и различить их можно только по смене консистенции в потоке. И этим активно пользуются недобросовестные продавцы отработанных масел.

  • Вода не горит. В нормальных условиях. Но это не значит что можно и нужно применять воду для тушения горящего масла.

ПРИМЕНЯТЬ ВОДУ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ГОРЯЩЕГО МАСЛА - КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО !!!
ПОПАДАНИЕ ВОДЫ В МАСЛО ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ - ПОЖАРООПАСНО !!!

Вот что бывает при попадании воды в масло высокой температуры:

Физика процесса в общих чертах такова:

Масло хоть и имеет удельную теплоёмкость ниже чем вода в 2 - 2.5 раза, но зато имеет температуру кипения в 3 - 4 раза выше. Другими словами - нагреть масло до температуры 300 градусов и выше - легко.
При попадании воды в масло высокой температуры - вода:

  • практически мгновенно доходит до температуры кипения

  • начинает интенсивно испаряться

  • мельчайшие капельки водяного пара покрываются плёнкой масла высокой температуры, эти "бутербродики" разлетаются в разные стороны с высокой скоростью

  • полученный масляно-водяной пар резко расширяется в объёме (помните паровую машину?)

  • контактная площадь масляной плёнки которая начинает соприкасаться с атмосферным кислородом увеличивается в тысячи (миллионы?) раз.

  • начинается так всеми нами любимая реакция горения масла.


В ИТОГЕ

Вода - враг. Враг номер один. А с врагом - нужно бороться. Наличие воды в масле и его подача в горелку или зону горения - может вызвать очень и ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:

  • для горелок распылительного типа - срыв пламени и затухание факела. Если горелка не имеет блока автоматики или узла контроля пламени - возможны варианты вплоть до объёмной детонации котла. Об этом - в статьях позже.

  • для горелок испарительного типа - неконтролируемый взрыв водно-масляных паров с последующим пожаром.

О конструкциях горелок - в следующих статьях.

Показать полностью 1 1

Сжигание отработанного масла - практика. Горелки

Disclaimer

Способы подачи отработанного масла в горелку или зону горения будут рассматриваться позже, т.к. реализация способов подачи - не так проста как этого хотелось.


Классическая печь на отработанном масле

Этой конструкции лет почти столько, сколько и самому отработанному маслу. Конструкция проста как мычание, но УВЫ - простота в данном случае не означает технологическую красоту и совершенство. Итак:

Доисторическая конструкция печи, дошедшая до наших дней в первозданном виде.

Доисторическая конструкция печи, дошедшая до наших дней в первозданном виде.

Это не горелка в классическом виде - это печь, предназначенная именно для сжигания отработанного масла с целью получения тепловой энергии без дальнейшей передачи теплоносителю системы отопления. Буржуйка на масле.

Печь состоит из:

Печь работает достаточно просто:

  • в нижнюю ёмкость (по совместительству "топливный бак / камера сгорания") подаётся масло. Как именно? Сейчас это не важно.

  • в камере сгорания происходит горение масла, воздух для процесса горения подаётся через отверстие для воздушной заслонки.

  • высокая температура в камере сгорания запускает и поддерживает процесс испарения масла.

  • пары масла поднимаются вверх по трубе с отверстиями (камера дожигания) и там смешиваются с воздухом, который попадает в камеру через эти отверстия. Происходит процесс горения паров масла и горючих газов.

  • Несгоревшие горючие газы с воздухом поднимаются в верхнюю камеру дожига, в которой сгорают окончательно.

  • Продукты горения - выводятся из помещения через дымоход.

Достоинства

Она работает. Это всё. Других достоинств - нет.

Недостатки

Их масса:

  1. Необходимость высокого дымохода большого внутреннего диаметра для обеспечения требуемой тяги. Это - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ - без него печь не получит нужного количества воздуха и не выйдет на заданный температурный режим.

  2. Невозможность в широких пределах регулировать тепловую производительность - эта конструкция имеет фиксированные размеры камеры дожигания - как самой камеры, так и отверстий. При изготовлении размеры должны быть выдержаны весьма точно - иначе возможны сбои в рабочем процессе горения.

  3. Очень высокая температура наружных стенок основной камеры дожигания и верхней камеры дожига - в связи с чем металл этих камер раскаляется до очень высоких температур и представляет собой очень сильный источник инфракрасного излучения.

  4. В связи с п.3 - печь представляет собой очень серьёзный источник повышенной пожарной опасности.

Есть ещё два недостатка в регулярной эксплуатации:

  1. Для очистки камеры сгорания от продуктов горения (нагар и твердые шлаки) - потребуется разбирать всю конструкцию, а это не всегда легко и удобно. Да и в общем-то довольно грязно.

  2. В нерабочем состоянии - требуется каким-то образом закрывать заслонку первичного воздуха и отверстия для вторичного воздуха, иначе тяга дымохода будет высасывать теплый воздух из отапливаемого помещения с довольно быстрым темпом.


Теперь о САМОМ ГЛАВНОМ НЕДОСТАТКЕ КОНСТРУКЦИИ такой печи.

Как я писал в одной из прошлых статей

Сжигание отработанного масла - подготовка сырья

Одну из главных опасностей при сжигании масла

представляет ВОДА.

И вот при попадании воды в печь такой конструкции - происходит ОЧЕНЬ ОПАСНОЕ ЯВЛЕНИЕ:

  • вода мгновенно превращается в водяной пар, резко увеличиваясь в объёме, и давление внутри камер сгорания и дожигания РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ.

  • мельчайшие капли масла, увлекаемые частицами пара - ЗАГОРАЮТСЯ и под возросшим давлением ВЫРЫВАЮТСЯ через отверстия для подачи воздуха НАРУЖУ.

! В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЁМА ПОПАВШЕЙ В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ВОДЫ ПРОИСХОДИТ ЛИБО ВСПЫШКА ВОДНО-МАСЛЯНЫХ ПАРОВ, ЛИБО ИХ ВЗРЫВ !

Именно поэтому - эксплуатация печей такой конструкции должна производиться ТОЛЬКО ПРИ ПОСТОЯННОМ НАДЗОРЕ, а так-же в помещении должны быть как минимум два огнетушителя - порошковый и углекислотный.

Показать полностью 2

Сжигание отработанного масла - практика. Испарительная горелка с наддувом

Disclaimer

Способы подачи отработанного масла в горелку или зону горения будут рассматриваться позже, т.к. реализация способов подачи - не так проста как этого хотелось.


В прошлый раз я рассказал про классическую "Печь на отработанном масле". В этой статье будет рассмотрена довольно необычная по своей идее испарительная горелка (именно ГОРЕЛКА) для стандартных котлов на дровах, монтируемая обычно вместо основной печной дверцы.

Выглядит конструкция примерно так:

Подача масла - осуществляется сверху - масло капает на поверхность испарителя, поэтому горелки такого типа иногда называют "Капельными". Подача необходимого воздуха - осуществляется либо тягой дымохода (для создания тяги дымоход должен иметь необходимое сечение и высоту), либо - наддувным вентилятором, примерно так:

Как устроен ИСПАРИТЕЛЬ и какая основная идея заложена в конструкцию

Внутри корпуса горелки - находится испарительная чаша очень интересной конструкции:

Это - схематический вид сбоку.

Это - схематический вид сбоку.

Идея, заложенная в конструкцию этой горелки - довольно интересна:

  • масло капает в испарительную чашу (1) сверху.

  • воздух в горелку подаётся слева (на рисунке) и проходит насквозь через её конструкцию, выходя справа.

  • в испарительной чаше (1) - находится масло, которое кипит и испаряется, и пары этого масла потоком воздуха переносятся в камеру сгорания (2). Дно испарительной чаши является "потолком" камеры сгорания.

  • в камере сгорания (2) - пары масла начинают процесс горения, пламя нагревает дно испарительной чаши (1) и поддерживает процесс кипения и испарения масла. Факел пламени горящих масляных паров - выходит из камеры сгорания (2) и отдаёт свою тепловую энергию в топку котла (или печки).

  • в общем - вот такая своеобразная "цепная реакция".

Тем кому более интересна детальная конструкция такого вида горелки, могу порекомендовать очень хорошую статью на сайте автолюбителей:

https://www.drive2.ru/b/578124039592083657/


Теперь о грустном.

Достоинства

Она работает. Это всё. Других достоинств - нет.

Недостатки

А вот их - масса:

  1. Необходимость высокого дымохода большого внутреннего диаметра для обеспечения требуемой тяги. Это - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ - без него печь не получит нужного количества воздуха и не выйдет на заданный температурный режим.

  2. При наличии вентилятора принудительного наддува воздуха - потребность в высоком дымоходе пропадает, но появляется необходимость бесперебойного электроснабжения вентилятора, т.к. при пропадании электричества - процесс горения продолжается в условиях недостатка воздуха, а значит - начинается копоть.

  3. Невозможность в широких пределах регулировать тепловую производительность - эта конструкция имеет фиксированные размеры камеры сгорания - как самой камеры, так и отверстий наддува воздуха. При изготовлении горелки размеры должны быть выдержаны весьма точно - иначе возможны сбои в рабочем процессе горения.

  4. Очень высокая температура наружных стенок кожуха, в котором находится сама горелка - в связи с чем металл этих камер раскаляется до очень высоких температур и представляет собой очень сильный источник инфракрасного излучения. Плюс к этому - тепло кожуха не попадает в котёл и не участвует в процессе отопления, а расходуется "наружу".

  5. Горелка сложна в изготовлении, а настройка процесса эффективного горения - напоминает скорее ШАМАНСТВО, чем что-то поддающееся разумному объяснению.

Но есть один, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК:.

ШЛАКИ И ОТЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ В ПРОЦЕССЕ ГОРЕНИЯ НАКАПЛИВАЮТСЯ В ИСПАРИТЕЛЬНОЙ ЧАШЕ - МЕНЯЮТ "АЭРОДИНАМИКУ" ГОРЕЛКИ АБСОЛЮТНО СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ, ПРИВОДЯ ИНОГДА К НЕОБЪЯСНИМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ВПЛОТЬ ДО СРЫВА ПЛАМЕНИ

В общем - такая горелка скорее ЭКЗОТИКА, чем рабочее решение проблемы эффективного сжигания отработанного масла в обычном режиме

Показать полностью 3

Испарительная горелка с наддувом. Дополнение

Фото испарительной чаши

Нашёл у себя в хламье - испарительную чашу от такой горелки, вот ее фото для лучшего понимания - что и зачем:

Вид СВЕРХУ.

Вид СВЕРХУ.

Поток воздуха дует слева. Под приваренной пластинкой (на левом торце) - находятся три отверстия, через которые осуществляется "поддув" зоны испарения масла. Размеры отверстий - подбираются опытным путём.

Вид СНИЗУ.

Вид СНИЗУ.

Через нижнюю пластину с тремя рядами отверстий - пары масла поступают в зону горения, и начинают разогревать дно испарительной чаши. Получается что-то типа "кастрюли на плите".

Вид СБОКУ

Вид СБОКУ

Вид со стороны отверстий подачи масляных паров.

Вот нашел на просторах интернета чертежи подобной горелки.

Ещё раз - данный тип горелки очень сложен именно в настройке режима нормального устойчивого горения масла, плюс к этому - опасность при попадании в испарительную чашу ВОДЫ.

В общем - лично из своего опыта - данный тип горелок к повторению я настоятельно НЕ РЕКОМЕНДУЮ, и привёл описание её конструкции исключительно для образовательных целей.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!