Сжигание отработанного масла - теория и практика
Лирическое отступление.
Особенностью всех ядерных сверхдержав (ЯС) является то, что ресурсы на их обширной территории - распределены крайне неравномерно, и доступны чрезвычайно узкому кругу потребителей. А согреваться долгими зимними вечерами - нужно всем, независимо от пола, возраста, вероисповедания и годности к службе в рядах ВС.
И несмотря на то, что по официальным данным территория ЯС газифицирована -аж-на- на 73% - по факту успешно работают с десяток крупных заводов, производящих котловое оборудование на твердом топливе для частного сектора и малого бизнеса. А кол-во производств топлива для этих котлов, включая "пелетные гранулы", угольные брикеты и т.н. "евродрова" - вообще не поддаётся статистическому учёту просто потому что работают сезонно и практически вчёрную. За нал.
Отдельным видом топлива в частном секторе и небольших мастерских - является так называемое "отработанное масло" - моторное / трансмиссионное / гидравлическое / трансформаторное / пищевое / и другое масло, которое выработало свой ресурс как рабочая жидкость, но по-прежнему представляет собой довольно неплохое топливо для сжигания и получения при сжигании тепловой энергии. Но с самим процессом сжигания масла - всё не совсем просто как кажется. Об этом и поговорим.
Это была лирика.
Хотя нет. Disclaimer.
Я буду делать материалы без детального указания цифр / размеров / соотношений и прочего, т.е. максимально абстрактно, НО постараюсь рассказать теоретический материал настолько полно, чтобы вы смогли собрать картину происходящих процессов и зависимостей, которые приведут к результату.
Материал будет полезен не тем кто ищет рецепты / чертежи / тех.документацию для повторения готовых работающих решений, а тем кто хочет понять ЧТО и КАК именно происходит чтобы на основании полученной информации - делать свои реализации. Не нужно воспринимать написанное как истину в последней инстанции - это МОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.
Материал будет выпускаться частями. Периодичность - не знаю. Будут картинки / фотографии / рисунки. Фотографии рисунков тоже будут.
Итак.
Начнём с азов для понимания того процесса, который мы хотим получить и ГЛАВНОЕ - контролировать. ГОРЕНИЕ. Что такое "горение"? Исчерпывающий ответ даёт Википедия:
Горе́ние — сложный физико-химический процесс превращения исходных веществ в продукты сгорания в ходе экзотермических реакций, сопровождающийся интенсивным выделением тепла.
Что ГЛАВНОЕ в этом тексте? То что МАСЛО само по себе НЕ ГОРИТ. Как впрочем и масса других "горючих материалов":
дрова и уголь
дизельное топливо
бензин
и т.д.
А почему? А потому что для начала и продолжения процесса горения - нам нужны "продукты сгорания" и "окислитель". С окислителем всё понятно - это воздух, точнее кислород, 21% которого содержится в атмосфере. А вот "продукты сгорания" - что это с точки зрения масла?
Масло - это жидкость, точнее жидкая смесь высококипящих (высокомолекулярных) углеводородов с температурой кипения примерно 300—600 °C. Поэтому наша задача - нагреть масло до температуры кипения и инициировать процесс испарения этих углеводородов, которые начнут интенсивно окисляться подаваемым в зону испарения кислородом (из воздуха).
При протекании реакции окисления будут выделяться:
углекислый и угарный газы
вода (в виде водяного пара)
небольшое количество веществ и их соединений, которые так или иначе являются продуктами которые не участвуют в реакции окисления но изначально присутствуют в масле
ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ
Газы и вода (в виде водяного пара) - уходят в дымоход, шлаки выпадают в виде твёрдых соединений, а вот тепловая энергия - утилизируется тепловым оборудованием для дальнейшего использования, причём часть этой тепловой энергии - необходимо потратить на поддержание температуры для процесса кипения и испарения масла, чтобы процесс горения был непрерывным.
Другими словами :
Масло не горит, горят пары масла
Масло необходимо нагреть до температуры кипения и образования паров
Необходимы условия для постоянного образования паров масла для обеспечения непрерывного процесса горения
Все существующие типы горелок и других приспособлений для сжигания масла - основаны на этих трёх простых условиях.
О конструкциях горелок - в следующих статьях.









