На момент написания статьи странами, которые с наибольшей вероятностью первыми столкнутся с ожесточённым гражданским конфликтом, являются Великобритания и Франция, обе из которых уже пережили то, что можно назвать предвестниками или показательными инцидентами, подобными тем, что обсуждаются ниже. Однако ситуация схожа по всей Западной Европе, а также, по несколько иным причинам, в Соединённых Штатах[ii]; более того, следует предположить, что если гражданская война вспыхнет в одном месте, она, скорее всего, распространится и на другие места[iii].
В предыдущей статье в этом журнале я объяснил, что условия, которые учёные считают признаками начинающейся гражданской войны, широко распространены в западных государствах. Согласно наиболее вероятному предположению, основанному на имеющейся литературе, в стране, где такие условия присутствуют, вероятность начала гражданской войны составляет четыре процента в год[iv]. Исходя из этого предположения, мы можем заключить, что вероятность её начала составляет 18,5 процента в течение пяти лет.
Предположим, основываясь на недавних заявлениях авторитетных национальных политических и академических деятелей, что по крайней мере десять стран Европы столкнулись с перспективой возникновения насильственного гражданского конфликта. В Приложении 1 я привожу пятнадцать таких примеров — читатели могут отказаться от пяти из них, которые сочтут менее правдоподобными. Таким образом, вероятность того, что это произойдёт в любой из этих стран в течение пяти лет, составляет 87% (или 95%, если включить все 15 стран выборки).
Ещё одно разумное предположение заключается в том, что, если вирус произойдёт в одном месте, он потенциально может распространиться в другом. Если мы предположим, произвольно, но правдоподобно, что вероятность распространения равна 50%, то можно заключить, что вероятность того, что вирус произойдёт в одном из десяти западных штатов, а затем распространится на все остальные, составляет около 60% (или 72% при учёте всех пятнадцати штатов в выборке) в течение пяти лет.
Разумный человек мог бы поспорить с оценкой всех или некоторых из этих факторов и расчётов. Возможно, всё обстоит лишь наполовину так плохо, как я утверждаю, и, следовательно, риск составляет всего два процента в год? С другой стороны, возможно, я был слишком консервативен? Как я уже утверждал ранее, восприятие «понижения статуса» бывшего большинства, которое является одной из самых мощных причин гражданской войны, является главной проблемой во всех рассматриваемых случаях[v]. Объективно говоря, следует заключить, что есть веские основания для беспокойства по поводу тревожно высокой вероятности возникновения на Западе войны, к которой он долгое время не считал себя уязвимым.
Это подводит меня к вопросу о том, кому адресована эта статья. Первая целевая аудитория — государственные деятели, до которых, я надеюсь, дойдет сигнал о том, что опасность, выражаясь языком, «явная и реальная». Вторая — широкая общественность, которой я хочу сказать: «Нет, вы не принимаете сумасшедшие таблетки». Ваше ощущение, что что-то подобное происходит, действительно верно.
Наконец, и это самое главное, я надеюсь обратиться к военным командирам всех уровней, но особенно к тем, кто наделен наибольшими полномочиями. Вы уже четверть века размышляете о повстанческом движении и борьбе с ним. Вы точно знаете, что ждёт раздробленное общество, находящееся в состоянии экономического стресса, где политическая легитимность утрачена, потому что это прямо указано в вашей собственной доктрине.[vi] Всё, что сейчас делают генеральные штабы и министерства обороны, вторично по сравнению с главной опасностью.
Для того, что я предлагаю, есть хороший прецедент. В феврале 1989 года Борис Громов был самым уважаемым генералом Советской Армии, очевидным кандидатом на пост начальника Генерального штаба, а со временем и министра обороны. Вместо этого он ушёл из армии, чтобы поступить в МВД на должность командующего внутренними войсками – фактически, милиционера. Озадаченный журналист умолял его объяснить, почему он это сделал. Ответ был: он боялся гражданской войны.[vii]
Он считал, что советское общество было устроено таким образом, что влекло его к внутреннему конфликту. Поэтому долг Громова, как он понимал, заключался в том, чтобы переориентировать своё мышление на противодействие главной опасности. Ситуация, с которой сегодня сталкиваются военные и государственные деятели на Западе, в основе своей схожа. Она для них сейчас столь же неизбежна, как для генерала Громова накануне распада СССР.
Вопрос: если гражданская война на Западе потенциально неизбежна, к каким действиям должны готовиться командиры уже сейчас? Ответ заключается в том, что западному оборонному истеблишменту необходима радикальная переориентация мышления. Генералам следует разрабатывать стратегии реагирования на реальность гражданского конфликта уже сейчас. Если они опасаются за свою карьеру, опасаясь, что начнут планировать развязывание гражданской войны без директивы со стороны гражданских политиков, им следует как минимум стремиться к её получению.
Представленное ниже эссе задумано как руководство к некоторым вопросам, на рассмотрение которых им может быть получено разрешение.
В своей книге «Военная стратегия» Джон Стоун напоминает читателям о самом важном афоризме Клаузевица: самым важным шагом в любом расчете целей и средств является выбор цели, который, в свою очередь, должен основываться на реалистичном понимании характера войны, с которой предстоит столкнуться.[viii] Я утверждаю, что стратегической целью в грядущей гражданской войне является максимальное ограничение ущерба, который она повлечет за собой.
Все гражданские войны носят уникальный характер, но мы можем предположить некоторые общие черты, которыми они, как правило, обладают, и которые хорошо подходят для построения дальнейших размышлений о том, как действовать в грядущих потрясениях. Они таковы:
Гражданские войны наносят серьезный ущерб культурному наследию посредством иконоборческого вандализма или кражи объектов общественной культурной инфраструктуры, то есть произведений искусства, других исторических объектов и архитектуры.
Они уничтожают человеческий капитал страны посредством стратегического перемещения гражданского населения в массовых масштабах.
Они повышают уязвимость общества к хищному иностранному вмешательству.[ix]
Гражданские войны непропорционально продолжительны и кровопролитны. Статистическое исследование гражданских войн с 1945 по 1999 год показало, что их медианная продолжительность составляла шесть лет, а общее число погибших в них достигло 16,2 миллиона человек — в пять раз больше, чем в межгосударственных конфликтах за тот же период[x]. Из этого следует, что сокращение их продолжительности — наиболее желательная стратегия ограничения ущерба. Важность последнего пункта заключается в том, что иностранное участие в гражданских конфликтах, по-видимому, является наиболее важным фактором, влияющим на продолжительность гражданских войн.
Что касается потерь, то если взять в качестве примера Великобританию с населением 70 миллионов человек и предположить, что уровень насилия будет не ниже, чем в худший год североирландского конфликта (1971 год, 500 погибших при населении 1,5 миллиона), то можно ожидать 23 300 убитых в год. Если взять в качестве показателей Боснийскую войну 1990-х годов или более позднюю войну в Сирии, можно предположить, что погибнет от одного до четырёх процентов довоенного населения, а число перемещенных лиц многократно превысит это число.
Учитывая человеческие потери в результате того, что можно было бы назвать наилучшим сценарием, читатели могут справедливо предположить, что последует мрачная стратегия. Она стремится максимально смягчить/устранить определённые последствия, но не предполагает их полного предотвращения. Логической параллелью служит комплекс мер гражданской обороны, некогда принятых многими государствами в преддверии массированных воздушных бомбардировок городов (которые действительно имели место) и ядерной войны (которая, к счастью, пока не началась).
На этом этапе полезно более конкретно прояснить характер гражданских войн, которые произойдут на Западе.
Дикие города
Западные правительства, находящиеся в состоянии растущего структурного цивилизационного кризиса и утратившие свою легитимность, теряют способность мирно управлять мультикультурными обществами, окончательно раздробленными политикой этнической идентичности. Первым результатом становится ускоренное скатывание многих крупных городов в состояние «дикой» цивилизованности, которое Ричард Нортон определил в своем эссе 2003 года следующим образом:
…мегаполис с населением более миллиона человек в государстве, правительство которого утратило способность поддерживать верховенство закона в пределах границ города, но остается действующим субъектом в большей международной системе.[xi]
В дальнейшем Нортон и другие исследователи рассматривают эту концепцию как совокупность факторов, влияющих на рост дикости, обычно описываемых простой типологией: зелёной (не дикой), янтарной (незначительно или частично дикой) или красной (активно или на начальном этапе дикой) (в зависимости от контекста). В 2003 году образцовым диким городом, по мнению Нортона, был Могадишо (Сомали).
По состоянию на 2024 год список городов мира, демонстрирующих некоторые или все характеристики янтарного и красного уровней дикости, такие как высокий уровень политической коррупции, согласованные зоны полицейского контроля, если не полностью закрытые зоны, приходящие в упадок промышленные предприятия, разрушающаяся инфраструктура, непосильный долг, двухуровневая система охраны правопорядка и бурный рост частных охранных предприятий, будет включать в себя многие города Запада.[xii] Более того, ситуация явно развивается в сторону большей дикости.
Короче говоря, ситуация сейчас явно ухудшается. Однако она станет гораздо хуже — по моим оценкам, не раньше, чем через пять лет. Это обусловлено сочетанием двух других важных факторов. Первый — это городское и сельское измерение грядущих конфликтов, которое, в свою очередь, является результатом динамики расселения мигрантов. Проще говоря, крупные города радикально отличаются большим разнообразием и всё более враждебно относятся друг к другу в политических отношениях со страной, в которой они расположены.
Рисунок 1: Выборы во Франции 2024 года
Источник: карта адаптирована автором из оригинала, опубликованного в Le Monde (16 июня 2024 г.).
Наиболее наглядно это проиллюстрировано графически, как на карте выше, где чёрным цветом обозначены 457 французских округов, проголосовавших в первом туре выборов в Европейский парламент 2024 года за «Национальное объединение» Марин Ле Пен, в отличие от 119 округов, проголосовавших за другие партии, выделенных белым цветом. Аналогичные карты с использованием других косвенных показателей для измерения антистатус-кво настроений, демонстрирующие ту же картину географического распределения, можно легко составить для Соединённых Штатов, Великобритании и других стран.
Во-вторых, это то, как организована современная критическая инфраструктура — газоснабжение, электроснабжение и транспорт. Проще говоря, все системы жизнеобеспечения городов расположены в сельской местности или проходят через неё. Это легко проиллюстрировать на упрощённой карте энергетической инфраструктуры Великобритании ниже. Ни один из этих объектов не охраняется должным образом, более того, обеспечить надлежащую охрану большей части из них фактически невозможно.
Сопоставление этих факторов позволяет наметить траекторию грядущих гражданских войн. Во-первых, крупные города становятся неуправляемыми, то есть дикими, истощая возможности полиции даже при военной помощи поддерживать общественный порядок, в то время как более широкое восприятие системной политической легитимности падает без возможности восстановления. Экономика парализована метастазами межобщинного насилия и последующим внутренним перемещением. Во-вторых, многие представители титульной национальности, ныне живущие за их пределами, начинают воспринимать эти дикие города как фактически потерянные из-за иностранной оккупации. Затем они напрямую атакуют уязвимые системы жизнеобеспечения городов, стремясь вызвать их крах посредством системного сбоя.
Рисунок 2: Упрощенное представление энергетической инфраструктуры Великобритании
Источник: карта адаптирована автором с использованием данных «Open Infrastructure», https://openinframap.org/#2.03/26/12.2
В ограниченном, но показательном виде, инфраструктурные атаки, подобные описанным мной, уже происходили. В Париже в июле 2024 года крупная диверсия на оптоволоконной кабельной сети последовала за серией скоординированных поджогов железнодорожной сети. Оба нападения должны были быть приурочены к Олимпийским играм, которые проходили в городе.[xiii] В Лондоне мстители, известные как «Бегущие по лезвию», повредили или уничтожили около 1000–1200 камер видеонаблюдения, предназначенных для обеспечения соблюдения городской программы зон со сверхнизким уровнем выбросов.[xiv] На момент написания статьи антитеррористическая полиция расследует причины возгорания основного трансформатора аэропорта Хитроу, что привело к задержке или отмене 1300 рейсов и, как следствие, серьёзному экономическому ущербу.[xv]
Надвигающаяся на Запад гражданская война – логичное следствие стандартных, хорошо понятных постулатов социальных наук. Вероятный раскол мультикультурных обществ по признакам идентичности – очевидная гипотеза. Конфигурация демографической географии и фракционная поляризация, являющаяся её политическим следствием, – измеримый факт. Нестабильность современной городской среды беспокоит географов уже как минимум полвека[xvi]. Короче говоря, описанная мной выше ситуация неприятна, но она не вызывает споров с точки зрения нашего понимания современной реальности и теоретического понимания того, как функционируют общества.
В поисках определения «города», которое бы удовлетворило все многочисленные варианты этого понятия, существовавшие в истории человечества, Арнольд Тойнби предположил, что это просто «человеческое поселение, жители которого не могут производить в пределах города всё необходимое для поддержания жизни продовольствие».[xvii] Это определение в настоящее время весьма актуально. Дело в том, что многие крупные западные города всё чаще воспринимаются как чуждые и паразитирующие на тех странах, где они расположены.
Жизнеспособность таких мест всегда была условна; их кажущаяся стабильность на самом деле — это удивительный баланс, требующий постоянного и грамотного поддержания. При нынешнем развитии событий этот баланс обречён на провал.
Культурная столица
В первые недели гражданской войны в Испании тела сотен монахинь, затворившихся в монастырях, были выкопаны и выставлены на обозрение по всей республиканской Испании. Это шокирующее событие стало заметным событием в революционной пропаганде, сопровождавшейся множеством антиклерикальных зверств[xviii]. Хотя на первый взгляд это выглядит странно, подобные акты коллективной непристойности обычны для гражданских войн и легко объяснимы. Они имеют давнюю стратегическую функцию.
Нападения на тотемы данного народа обычно провоцируют у него такую же или даже более сильную реакцию, что полезно на начальных этапах гражданского конфликта, когда обострение напряженности критически важно для укрепления группового сплочения своей стороны. Дальнейшее уничтожение любого связующего капитала, существовавшего в обществе довоенного статус- кво, также полезно. Проще говоря, это нормализует ненормальность и затрудняет возвращение к норме.
Именно по этой причине так называемые «культурные войны» должны рассматриваться стратегами серьёзно, как проявления глубоких конфликтов, способных перерасти в насилие. Американский социолог Джеймс Дэвисон Хантер, введший термин «культурная война» тридцать лет назад, предупреждал об этом в недавнем интервью:
…Я просто вспомню наблюдение, сделанное более ста лет назад Оливером Уэнделлом Холмсом, который сказал, что между двумя группами людей, которые хотят создать несовместимые миры, я не вижу другого средства, кроме силы…
В начале 1980-х, начале 1990-х люди всё ещё были готовы к взаимодействию друг с другом. Не уверен, что споры зашли слишком далеко, но сам процесс взаимодействия был важен. Думаю, мы в значительной степени сдались. Наступило истощение. И это грозит серьёзными проблемами.[xix]
Более того, уничтожение символов коллективного образа врага является центральным элементом стратегического послания гражданской войны. Проще говоря, нет более верного способа продемонстрировать крах одного общественного строя и его замену другим. Именно поэтому с древних времён, например, когда евреи уничтожили ханаанские святилища, до наших дней, например, когда афганские талибы взорвали статуи Будды в Бамиане, иконоборчество и гражданская война были партнёрами.[xx]
Передвижные предметы искусства, такие как картины, статуи, рукописи и другие артефакты, также подвергаются серьёзной опасности во время гражданской войны, поскольку их легко превратить в деньги. Независимо от того, направлены ли они на обогащение предприимчивых военачальников или на сбор средств для покупки оружия, факт остаётся фактом: широко распространённые грабежи и ситуативный вандализм являются обычным явлением в таких конфликтах.
Из этого следует, что основной частью стратегии смягчения последствий грядущей гражданской войны и максимального использования потенциала послевоенного восстановления должно быть планирование защиты культурного капитала. Уже существует подробное военное руководство по защите культурных ценностей в условиях конфликта, опубликованное ЮНЕСКО в 2016 году. Оно может служить полезным руководством для командиров, размышляющих о том, что и как защищать.[xxi] Оно не было написано с учётом гражданской войны на Западе, но его рекомендации, тем не менее, применимы в этом контексте.
В частности, действия, предпринимаемые до начала конфликта, должны включать выявление, каталогизацию и определение приоритетности мест расположения уязвимых культурных ценностей (например, музеев и галерей, архивов и памятников архитектуры); подготовку к вывозу и безопасному хранению движимого имущества, где это необходимо; а также планирование охраны мест, которые считаются особенно уязвимыми и наиболее ценными.
Существуют многочисленные исторические прецеденты подобных мер. В начале Второй мировой войны Великобритания, понеся огромные логистические издержки, вывезла значительную часть своих исторических ценностей из мест, считавшихся уязвимыми к воздушным бомбардировкам, в более безопасные хранилища, часто под землей[xxii]. Более того, планы экстренного вывоза экспонатов Британского музея в заброшенные шахты и пещеры в Уэльсе и на севере Британии практиковались вплоть до 1980-х годов[xxiii].
Сегодня было бы целесообразно создать специальную службу для планирования защиты культурного наследия. Хорошим примером служит немецкий корпус «Kunstschutz» (охрана произведений искусства), созданный во время Первой мировой войны под руководством профессора истории искусств. Ещё одним примером могут служить американские сотрудники Департамента памятников, изящных искусств и архивов, или «монументалисты», которые во время Второй мировой войны боролись за предотвращение краж, уничтожения или повреждения культурных ценностей.[xxiv]
Безопасные зоны
Все войны приводят к перемещению гражданского населения. В случае гражданских войн ситуация не обязательно масштабнее, но может быть сложнее. Во-первых, поскольку ранее многовалентное общество разрывается на части на уровне отдельных районов, может быть трудно определить, куда и когда бежать. Во-вторых, перемещение может легко распространиться и обострить конфликт. Лишившись крова, беженцы испытывают прямую обиду и сталкиваются с притеснениями. Более того, понеся потери, они снижают альтернативные издержки, связанные с возобновлением боевых действий.[xxv]
Можно предположить, что люди, предусмотрительно покинувшие крупные города ради кажущегося безопасного убежища в небольших городах или сельской местности, так и поступят. Впоследствии, по мере повышения уровня городской дикости с янтарного до красного, та часть оставшейся массы, которая ещё обладает необходимыми средствами, также попытается бежать.
Кроме того, гражданский конфликт, подобный описанному мной, основанный на активной дестабилизации городских территорий, по умолчанию создаёт волны беженцев. Как и в случае с иконоборчеством, перемещение населения имеет определённую стратегическую функцию. Во-первых, оно обеспечивает механизм ассортации, поскольку люди сигнализируют о своей групповой принадлежности в зависимости от того, бегут ли они и куда. Во-вторых, распределившись таким образом, легче извлекать ренту и вербовать новых членов из образующихся более однородных и географически концентрированных фракций. В-третьих, оба предыдущих эффекта служат конечной цели – перманентному изменению демографической структуры населения.[xxvi]
Описанная выше картина типична для недавних гражданских войн, включая Боснию (1992–1995), Ливан (1975–1990) и Конго (1996–1997). Примеры масштабных перемещений населения, вызванных гражданскими конфликтами, можно найти в истории человечества от самых смутных времен до наших дней. Они часто служат основой для возникновения многих диаспор мира и некоторых великих стран, в частности, Соединённых Штатов, которые частично были заселены потомками английских пуритан, спасавшихся от религиозных преследований.
Возможным способом смягчения человеческих потерь, как в краткосрочной перспективе, в виде прямых жертв и страданий, так и в долгосрочной перспективе, в виде постоянных потерь в результате миграции наиболее образованных и способных людей, стало бы создание на время конфликта неких зон, в которых могла бы сохраняться некоторая степень нормальной гражданской жизни. Термин «зона безопасности» был бы некорректным для таких мест, которые, скорее, представляли бы собой места с уменьшенной, но не отсутствующей опасностью. Создание таких зон в своих собственных странах будет новым для западных армий. Однако необходимые навыки те же, что они часто применяли в государствах, охваченных гражданскими конфликтами, таких как Иракский Курдистан (1991), Босния (1993–1995), Руанда (1994), Гаити (1994–1995), Косово (1999), Ливия (2011), Ирак (2014–) и Сирия (2013).[xxvii]
Безопасные зоны должны быть максимально обширными и при этом иметь возможность обороняться той частью регулярных войск, которая сохранила лояльность и боеспособность довоенного периода. Военные силы, участвующие в этих зонах, должны быть достаточно сильными, чтобы контролировать доступ в них по суше, морю и воздуху, быть способными подавлять любые ополчения, которые могут попытаться использовать их в качестве баз, и контролировать предоставление основных гуманитарных услуг, включая иностранную помощь. Безопасные зоны должны включать аэропорт, способный принимать большие самолёты, в идеале морской порт, электростанции и средства связи, а также систему водоснабжения.
До начала конфликта следует провести картографическое определение подходящих безопасных зон. Дополнительная полезная подготовка включала бы создание безопасных центров гражданской обороны и создание запасов предметов первой необходимости. Существующая модель, которую можно было бы возродить или скопировать и адаптировать, – это британская система региональных резиденций правительства времен холодной войны. В этом случае рабочей угрозой считалась ядерная атака, в результате которой центральное правительство могло бы прекратить свое существование. Затем управление перешло бы к региональному комиссару, чей аппарат стремился бы воспроизвести как можно больше аспектов деятельности центрального правительства.[xxviii]
Если взять, к примеру, Великобританию, то подобные ограниченные цели могли бы быть достигнуты и без того небольшой британской армией на части её территории. По сравнению с задачей тушения пожаров в нескольких одновременно горящих городах, оказания помощи миллионам раненых и ликвидации последствий, гуманитарная проблема гражданского конфликта более поддаётся решению, и это хорошая новость.
Несостоявшиеся государства и расщепляющиеся материалы
После распада Советского Союза основные проблемы безопасности внешних держав были связаны с хранением ядерных боеголовок, расщепляющихся материалов и компонентов других видов оружия массового уничтожения. Программа «Совместное сокращение угрозы» (CTR) была инициирована Соединёнными Штатами в 1991 году с конкретной целью «обеспечить безопасность и ликвидацию оружия массового уничтожения и связанной с ним инфраструктуры в государствах бывшего Советского Союза»[xxix]. Спектр мероприятий, финансируемых в рамках CTR, был широким, включая безопасный демонтаж некоторых видов оружия, совершенствование систем хранения и учёта, а также переоборудование военных исследовательских объектов в гражданские цели.
CTR действовала в России вплоть до 2015 года, когда президент Владимир Путин объявил об отсутствии необходимости в американской помощи для обеспечения безопасности оружейных ядерных материалов. Сотрудничество России с CTR объясняется её собственными опасениями по поводу проблемы «неконтролируемого ядерного оружия», а также её реалистичным интересом к ядерному разоружению других бывших советских республик. Однако были и другие причины для озабоченности российских властей таким оружием.
Хотя Россия чудом избежала гражданской войны в постсоветскую эпоху, 1990-е годы можно назвать национальным опытом «предсмертного» состояния. Социальные последствия экономического кризиса, более сильного, чем Великая депрессия, были колоссальными. В течение двух периодов, каждый из которых длился почти год, государство не могло своевременно и в полном объёме выплачивать жалование большинству военнослужащих. Только Ракетные войска стратегического назначения получали достаточное финансирование, чтобы сохранить доверие к себе, поскольку государство находилось на грани банкротства.[xxx]
Американскому, французскому и британскому командованию, скатывающемуся к сопоставимой катастрофе, следует извлечь три урока. Во-первых, им следует тщательно проверить существующие механизмы учёта ОМУ и связанных с ним материалов, а также оценить целесообразность их хранения и обеспечения безопасности в случае внутреннего конфликта. Во-вторых, это связано с тем, что долгосрочные последствия применения такого оружия воюющими сторонами в гражданском конфликте, очевидно, будут колоссальными. Более того, внешние субъекты могут оправдывать своё вмешательство в конфликт необходимостью предотвращения распространения — как, например, предполагалось, Соединённые Штаты могли бы поступить в случае с Пакистаном в контексте предполагаемой гражданской войны или военного переворота.
СССР когда-то называли «Верхней Вольтой с ракетами», а постсоветскую Россию сравнивали с «бензоколонкой с ядерным оружием». Оба названия были намеренно насмешливыми, но в целом верными, и никто не знал этого лучше самих россиян. Однако, если перейти к третьему уроку, разница заключается в том, что без ядерного оружия страны, неспособные управлять собой и рассматриваемые другими державами лишь как поставщики ресурсов и генераторы нестабильности, крайне уязвимы для внешнего хищничества.
Причины, по которым необходимо было защитить потенциальное оружие массового поражения от его возможного применения в условиях ожесточённых гражданских конфликтов, не требуют подробных объяснений. История пока не знает примеров, когда ядерная держава скатывалась в гражданскую войну, хотя описанный выше случай едва избежал этого. Отчасти параллелью можно назвать обращение с драгоценностями британской короны в начале Второй мировой войны, которые под страхом немецкого вторжения были захоронены на глубине шестидесяти футов под Виндзорским замком в тайно построенном помещении. Предвидя необходимость дальнейшего перемещения, Королевский библиотекарь извлёк самые ценные камни из оправ и спрятал их в жестяной коробке из-под печенья – факт, который никому, включая королеву Елизавету II, не был известен до 2018 года[xxxi].
Вам понадобится форма для печенья большего размера, но принцип тот же.