Оказывается под названием Ан-2 существовал проект вертолёта. Интересно что это тоже был своего рода биплан, только в вертолётном исполнении. Точнее его название было An-2 Enara (ласточка с испанского). Его разрабатывала испанская компания Aeris Naviter как кит-набор для самостоятельной сборки. Прототип был представлен в 2009 году.
AN-2 Enara был оснащен парой двухлопастных соосных несущих винтов, имел двухместную тандемную закрытую кабину, трехопорное шасси с амортизаторами и хвостовое оперение с двумя килевыми шайбами. Двигатель автомобильный четырехцилиндровый BMW мощностью 115 л.с. (86 кВт). Планировался переход на авиационный двигатель Lycoming IO-233 с воздушным охлаждением. Фюзеляж был изготовлен из алюминиевого листа.
Краткие ТТХ: Диаметр несущих винтов - 6,99 м Масса пустого - 390 кг Максимальная взлетная масса - 600 кг Полезная нагрузка - 210 кг Силовая установка: 1 × BMW 1200, четырёхцилиндровый, четырёхтактный автомобильный двигатель, мощностью 86 кВт (115 л.с.) Максимальная скорость: 170 км/ч Крейсерская скорость: 150 км/ч
Вертолет не проходил сертификацию, сведений о том что он вообще летал тоже нет.
Произвище "топор" получил вертолет Ми-8МТПР-1, как трансформацию индекса модификации. Это вертолетный комплекс радиоэлектронной борьбы и разведки, оснащенный комплектом аппаратуры „Рычаг-АВ“.
Комплекс позволяет вести разведку и подавлять системы управления оружием противника, обеспечивая групповую защиту авиации и наземной техники. Отличительной особенностью является наличие в составе системы анализа и управления, которая обеспечивает анализ радиотехнических параметров принятых сигналов, самостоятельный выбор сигнала на подавление, управление сигналом помехи по частоте и направлению, запрет или разрешение выдачи помехи по совокупности параметров принятых сигналов, одновременное подавление нескольких сигналов противника, работающих в непрерывном, импульсном или квазинепрерывном режимах излучения. Вычислительный комплекс имеет базу данных с информацией о различных средствах, представляющих угрозу для прикрываемых объектов. Компьютерная система сопоставляет сигнал от источника с сигнатурами сигналов, которые имеются в базе данных. При выявлении совпадения с сигналом угрозы сработывает система, которая подбирает для источника опасности наиболее эффективные помехи. Комплекс работает полностью в автоматическом режиме без вмешательства оператора. Основа станций "Рычаг-АВ" — многолучевые антенные решетки. При формировании сигналов в станции используется цифровая обработка и запись радиосигнала, которая гарантирует устойчивый прием сигналов радиолокационных средств и их радиоподавление по всей зоне действия.
Этажерки с оборудованием, слева виден дополнительный топливный бак
ТТХ (предположительные) Вес оборудования: около 1,5 тонн Диапазон рабочих частот: 5100… 10950 МГц Сектор работы по углу места: 15 градусов Сектор работы по азимуту: 15 градусов Эквивалентная чувствительность, дБ/Вт минус 105-120 Энергопотенциал: 100 кВт Дальность действия: 200 км по наземным целям и 400км по воздушным Вид создаваемых помех: прицельные по частоте и направлению, заградительные по дальности, сопряженные со спектрами принимаемых сигналов Максимальное количество одновременно подавляемых радиоэлектронных средств: до 8 в каждой полусфере.
Сам вертолет представляет собой Ми-8МТВ-5-1 с грузовыми створками (без рампы) производства Казанского вертолетного завода. Отсек с аппаратурой отделен переборкой с дверью.
Напротив входа в вертолет размещается автоматизированное рабочее место оператора:
Вертолет не имеет вооружения и бронирования. Средства защиты составляют лишь устройства для отстрела тепловых ловушек, размещенные по обоим бортам за основными стойками шасси. Передающие антенны смонтированы по левому и правому бортам возле грузовах створок.
Блоки ложных тепловых целей (слева) и передающая антенна (справа)
Приемные антенны смонтированы практически заподлицо с внешней обшивкой
Проем для монтажа приемной антенны
Приемная антенна
Первые два прототипа были иготовлены путем переоборудования Ми-8МТПБ, постановщика помех с аппаратурой "Бизон" в 2010 году.
Монтаж радиоэлектронного оборудования осуществляется на Казанском оптико-механическом заводе.
В эксплуатации находится около 16-ти комплексов.
На данный момент в активной разработке находится усовершенствованный комплекс "Рычаг-АВМ", который будет устанавливаться на Ми-8АМТШ Улан-Удэнского авиационного завода. Первоначально заявлялось что первые "Рычаг-АВМ" будут поставлены в 2017 году, однако данные о нем на сегодня отсутствуют.
Колибри — единственные в мире птицы, способные летать хвостом вперёд. Также они могут висеть и перемещаться в стороны как вертолет.
Так что появление вертолетов под названием "колибри" было вполне ожидаемо и логично.
9 июня 1995 года совершил первый полет Eurocopter EC120 Colibri:
Eurocopter EC120 Colibri
Вертолет выполнен по классической схеме, в конструкции широко применены композитные материалы, имеет энергопоглощающую структуру фюзеляжа и сидений, а также удароустойчивую топливную систему. Трехлопастной несущий винт с композитными лопастями и титановой втулкой:
Фенестрон с ассиметричной расстановкой лопаток для уменьшения шума:
Airbus Helicopters успешно завершила последний этап морских испытаний вертолета-беспилотника VSR700, состоящий из полетов в автономном режиме с вертолетной палубы в штормовую погоду.
VSR700 базируется на легком вертолете Cabri G2, разработанном и произведенном французской компанией Helicopteres Guimbal.
Guimbal Cabri G2
Беспилотник корабельного базирования предназначен для развертывания с десантных кораблей типа «Мистраль» и фрегатов. Может применяться для ретрансляции радиосигналов, выполнения разведывательных, патрульных и наблюдательных операций, осуществления аэросъёмки и аэрофотографирования местности. Обеспечивает радиолокационную и электрооптическую идентификацию целей с использованием высокоэффективных датчиков дальнего действия в сочетании с малошумной сигнатурой и высокой степенью помехоустойчивости. Основу беспилотного комплекса VSR700 составляет система ATOL (Autonomous Take-off and Landing), которую дополняет всепогодная система Airbus DeckFinder, обеспечивающая взлет и посадку на палубу днем и ночью в условиях качки и при отсутствии сигналов спутниковой навигации, а так же при плохой видимости. Оригинальний Cabri G2 оснащается бензиновым Lycoming O-360-J2A в 145 л.с. А вот беспилотник на его базе уже оснастили дизельным двигателем Thielert Centurion, который сертифицирован для работы как на дизельном топливе (EN 590), так и на авиационных керосинах ТС-1, Jet A и Jet A-1.
Краткие ЛТХ:
Полезная нагрузка: 100 кг
Макс. взлётный вес: 760 кг
Запас топлива: 185 л
Силовая установка: дизельный двигатель Thielert Centurion, мощностью 155 л.с.
Диаметр несущего винта: 7,2 м
Крейсерская скорость: 185 км/ч
Продолжительность и дальность полёта: 8 часов с полной загрузкой; 185 км
Практический потолок: 6000 м
Airbus Helicopters рассчитывет достигнуть полной операционной готовности беспилотного комплекса в 2026 году.
Вертолет поставляется как кит-набор для самостоятельной сборки которая займет около 200 человеко-часов. Разработан в соответствии с американскими правилами FAR 103 Ultralight Vehicles. Рама вертолета изготовлена из алюминиевых труб, соединенных болтами и хвостовой балкой из углеродного волокна. Полужесткий двухлопастный несущий винт с управлением циклическим шагом, реализованным сквозь полый вал несущего винта. Передача крутящего момента двигателя осуществляется через поликлиновый (ручейковый) ремень.
Цена кит-набора около $20000.
Краткие ЛТХ: Вес пустого: 115 кг Максимальный взлетный вес: 240 кг Емкость топливного бака: 19 литров Силовая установка: двухцилиндровый двухтактный авиационный двигатель Zanzottera MZ 202 воздушного охлаждения, 48 кВт (64 л.с.) Диаметр несущего винта: 5,5 м Максимальная скорость: 102 км/ч Крейсерская скорость: 102 км/ч Скороподъемность: 4 м/с Удельная нагрузка на ометаемую площадь: 10 кг/м2
Ролик с посадкой на авторотации:
В модельном ряду производителя есть и более продвинутые варианты с кабиной и даже с турбовальным двигателем.
FT100-FH - это дистанционно пилотируемый вертолет, имеющий конфигурацию с перекрещивающимися роторами, оптимальную для перевозки грузов. Такая схема также минимизирует пространство, необходимое для хранения и транспортировки летательного аппарата, которая может осуществляться с помощью автомобильного транспортного средства.
FT100-FH отличается простотой управления и готов к взлету всего за 10 минут, его можно эксплуатировать в стационарных условиях или на борту судов.
Проект использует инновационные эксклюзивные системы пилотирования и навигации, гарантирующие полную автоматизацию управления, а так же безопасность в непредвиденных ситуациях при полетах на высотах до 1500 метров. Интеллектуальная система пилотирования также оснащена лазерным сканером рельефа местности. Вертолет весом в 12 кг оснащается бензиновым двигателем мощностью 2 л.с. и способен выполнять полеты с грузом до 5 кг, продолжительностью до 2,5 часов.