Грибы и монетки: 10 лучших игр об усатом водопроводчике Марио
13 сентября исполнилось 40 лет с выхода Super Mario Bros. — одной из величайших игр в истории, заложившей основы жанра платформер и значительно повлиявшей на развитие игровой индустрии в целом.
С тех пор усатый водопроводчик вошел в число самых узнаваемых персонажей, а игр в его вселенной, включая разнообразные спин-оффы о героях вроде дракончика Йоши и принцессы Пич, вышло уже более двух сотен. Мы выбрали лучшие и знаковые 10 игр о Марио.
10. Super Mario Kart (1992)
Серия Mario Kart началась в 1992 году с Super Mario Kart — не инновационной, но крайне увлекательной гоночной аркады на SNES, где игрок брал под управление всем известных персонажей вселенной и устраивал покатушки по классическим трассам. Главной фишкой стала возможность использовать различные пауэр-апы, чтобы одержать верх над соперниками и прийти первыми, вроде возможности швыряться файерболами или оставлять за собой банановую кожуру, замедляя едущих позади. Это была не первая гонка на выживание (хотя погибнуть тут нельзя — игра все же детская), но она задала стандарт для жанра: сбор бонусов на трассе, обгон противников и устройство им подлянок, а также уникальные способности у каждого персонажа. В дальнейшем серия время от времени совершенствовалась, пока не дошла до вершины развития, вышедшей на Switch 2 — Mario Kart World с открытым миром. Однако и по сей день Super Mario Kart благодаря уютной графике и минималистичному удобству остается образцом для подражания, другие же студии по-прежнему пытаются повторить ее успех со своими сериями — от Соника до Крэша Бандикута.
9. Super Mario 3D Land (2011)
Переход Марио в 3D, если не считать Mario Kart, случился еще в 1996 году (к этому мы вернемся), и с каждым годом выходило все больше игр, позволявших управлять персонажем в трех измерениях. Однако если Super Mario 64 давала полную свободу перемещения, то Super Mario 3D Land жестко ограничивала обзор пусть подвижной, однако неподвластной игроку камерой, превращая игру в классический платформер в духе первой части, но в трехмерной перспективе. Оказалось, этого вполне достаточно, чтобы не кардинально, тем не менее вполне существенно изменить привычную формулу: вы снова бегаете и прыгаете по локациям, но разнообразных способов усложнить жизнь стало куда больше. Как вам уровень, почти целиком построенный на разъезжающих в разных направлениях платформах на рельсах, которые нужно еще и перенаправлять, как поезда, чтобы не попасть в тупик или не упасть в пропасть? Плюс это была одна из немногих игр на консоли Nintendo 3DS, поддерживающая автостереоскопический 3D-эффект не просто для галочки. Некоторые уровни были построены как раз на использовании 3D-режима, когда вы видите обычную площадку, а в трехмерном формате узнаете, что ее части находятся на разных уровнях, некоторые из них таят секреты и целые скрытые зоны. В дальнейшем выходили и другие игры в подобной перспективе (например, Super Mario 3D World), но заложила формулу 3D-платформера в серии именно эта игра.
8. Super Mario Galaxy (2007)
Несмотря на то, что Galaxy вышла до Super Mario 3D Land, по части инноваций она впереди своего более молодого собрата, который взял от нее лишь фиксированную камеру и перемещение в трех измерениях, в остальном оставшись очередным платформером о Марио. Galaxy же стала развитием идей предыдущей трехмерной игры Super Mario Sunshine, предложив игрокам совершенно новую концепцию — перемещение по планетам, небольшим локациям в космосе, где нужно найти и собрать несколько звезд, чтобы продвинуться дальше. Фишка в том, что каждая локация — уникальный мини-мир (чаще всего шарообразной формы, но не всегда), в рамках которого вы можете передвигаться во всех направлениях, учитывая притяжение и гравитацию. Вы можете прыгнуть с одной стороны планеты, пролететь ее насквозь и оказаться с другой стороны, а порой найти таким образом новый маршрут и новые зоны. Миры невероятно разнообразны, и в каждом своя изюминка. Так, есть плоские планеты, по которым вы можете буквально перемещаться вверх ногами, оказавшись с другой стороны. Galaxy настолько впечатлила игроков и прессу, что в 2012 году оказалась самой высокооцененной игрой на сайте gamerankings.com, сместив с этого места предыдущего лидера — The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Вторая часть, кстати, тоже отличная, а местами и более интересная, но концепцию заложила именно первая Super Mario Galaxy.
7. Super Paper Mario (2007)
Первая игра в серии Paper Mario вышла в 2000 году и стала смелым экспериментом по развитию идей более ранней Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars, ставшей первой RPG в серии, оригинально совместившей классические для японских ролевых игр пошаговые бои с платформенной спецификой игр о водопроводчике. Paper Mario предлагала схожую концепцию, но отличалась «бумажной» стилистикой, с юмором обыгрывая двухмерность классических игр. В серии вышло несколько тайтлов (один из них мы также включили в топ), а самым необычным стал своеобразный кроссовер между классической Super Mario Bros. и Paper Mario. Главная фишка — возможность менять перспективу обзора локаций: в любой момент вы можете буквально развернуть уровень из 2D-платформенного в 3D, переключившись на вид от третьего лица, и пройти локацию не только в длину, но и в глубину. На этом строятся исследование мира и битвы с врагами и боссами, а также головоломки (например, нужно перейти в 3D, чтобы оказаться в недоступном в 2D-режиме месте, просто обойдя препятствие, и наоборот). Super Paper Mario заслуженно стала одной из лучших игр для Nintendo Wii и остается одним из самых оригинальных проектов в серии. Недостатком можно назвать некоторое однообразие, поскольку возможность менять перспективу лишь поначалу кажется революционным решением, к которому быстро привыкаешь. В остальном это более-менее традиционный платформер с чуть измененными правилами передвижения.
6. Paper Mario: The Thousand Year Door (2004)
Нельзя обойти стороной лучшую, по мнению игроков и критиков, игру в подсерии Paper Mario. Оригинальная The Thousand Year Door вышла в 2004 году, спустя год после еще одного спин-оффа — Mario & Luigi: Superstar Saga, больше похожей на JRPG, нежели самая первая Paper Mario. И в итоге почти сразу обрела статус культовой, развив все удачные идеи предшественницы, сохранившей баланс между платформером и ролевой игрой. The Thousand Year Door любят за многое — например, за простенький, но очень забавный сюжет о том, как Марио ищет принцессу Пич, похищенную новыми противниками, инопланетянами X-Nauts. Действие время от времени переходит к самой Пич, а иногда и к Боузеру, который страшно комплексует из-за того, что теперь не он главный злодей. Игра остроумно обыгрывает многие условности и штампы, поэтому смотрится как милая пародия. Плюс традиционные для серии Paper Mario пошаговые бои с прожиманием кнопок в нужные моменты для большего эффекта, к которым добавляется оригинальная система живого театра: за каждым боем на сцене наблюдают зрители, которые дают бонусы за удачные комбо или, наоборот, мешают выиграть. Эти и многие другие элементы сделали игру одной из любимейших в серии. Недаром спустя 20 лет выпустили ее полноценный ремейк.
5. Super Mario Maker (2015)
Культовый статус Super Mario Bros. принес серии не только универсальный геймплей, но и огромное количество творческих переработок оригинальной игры энтузиастами. Можно вспомнить невыносимо сложную Kaizo Mario World на базе четвертой игры в основной серии или еще более сложную, почти непроходимую Syobon Action. При этом Nintendo ревностно относится к попыткам переделать их интеллектуальный труд, хоть и не может проконтролировать абсолютно все, что с играми делают фанаты. Поэтому в 2015-м компания решила выпустить конструктор новых уровней с инструментарием из четырех самых популярных платформеров серии, которые можно было не только создавать самому, но и делиться с другими игроками в интернете и проходить их уровни. В том числе меняя правила игры, подчас кардинально. Скажем, построить целый уровень на том, что Марио надевает на голову панцири купа-трупы и избегает с их помощью разнообразных ловушек. Или увеличить обычного противника до большего размера, накормив грибами, обычно увеличивающими самого Марио. В 2023 году Nintendo рассказала, что число созданных и загруженных пользователями уровней составило более 20 миллионов.
4. Super Mario 64 (1996)
Первая трехмерная часть в серии игр о Mario. Начать стоит с недостатков! В отличие от многих других игр в серии, именно версия для Nintendo 64, отличной, хотя и не ставшей по-настоящему культовой консоли, плохо состарилась. Угловатая графика, смешной пучеглазый Марио и ужасное управление (особенно камерой) могут оттолкнуть современных игроков, хотя Nintendo выпустила в 2020-м бандл Super Mario 3D All-Stars, включающий в себя три слегка улучшенные версии трехмерных игр серии, включая Sunshine и первую Galaxy. Тем не менее в нашем списке Super Mario 64 занимает почетное место как первая по-настоящему революционная игра в серии. Переход в 3D и возможность бродить по обширным локациям в любом направлении добавили в похождения Марио свободу выбора: многие маршруты и препятствия игрок волен проходить в любом удобном ему порядке, подчас находя неожиданные (на деле же аккуратно заложенные разработчиками) пути и развилки. Но главная фишка — свободная камера, которой можно управлять вручную: Nintendo ввела это одной из первых. Именно Super Mario 64 сформировала игры от третьего лица в привычном для геймеров виде. А геймплейно это по-прежнему одна из самых увлекательных частей серии.
3. Super Mario Odyssey (2017)
В каком-то смысле вершина развития игр о Марио, собравшая в себе все, за что серию любят, и привнесшая при этом массу нововведений. Разработкой занималась Nintendo Entertainment Planning & Development — подразделение, ответственное за многие новаторские игры компании. Студия придумала лучшую кооперативную The Legend of Zelda — Tri Force Heroes; сделала одну из лучших частей Metroid — Dread; и, конечно, разработала The Legend of Zelda: Breath of the Wild, кардинально изменившую правила игр вообще. В Odyssey компания взяла все лучшее, что было у предыдущих игр, и собрала в одной. Тут и полуоткрытый мир с большими локациями, которые игрок волен исследовать в свободном порядке в трехмерной перспективе. И крайне увлекательный платформинг, уникальный для каждой планеты, с огромным количеством секретов, бонусов и прочего. И оригинальная концепция взаимодействия с Кеппи. Огромное количество контента, включая, например, сегменты с органичным вплетением 2D-уровней прямо посреди игровой зоны, сотни секретов, яркий мир, удобное управление и невероятное разнообразие делают Odyssey вершиной развития игр о Марио на данный момент. Но лишь о Марио. В 2025 году та же Nintendo EPD выпустила революционную Donkey Kong Bananza, развивающую до небывалых высот идеи и без того чертовски комплексной Odyssey.
2. Super Mario Bros. (1985)
Любой подобный топ невозможен без хотя бы номинального упоминания первой игры с Марио в главной роли. Но мы разберем ее не с формального воспевания заслуг, а с точки зрения того, как именно эта игра повлияла на индустрию. До Super Mario Bros. жанр платформера, придуманный в том числе самой Nintendo (см. ее игру Donkey Kong, вышедшую в 1981 году), был довольно консервативным: идем по линейным уровням, обходим врагов при помощи прыжков, скачем по платформам, собираем бонусы. Игра об усатом водопроводчике вроде бы не сделала ничего революционного, но фактически ввела целый ряд черт, характерных для жанра. Power-ups, дающие герою новые возможности, многочисленные секреты на уровнях, прыжки на врагов с целью их устранения (в зачаточном виде эта концепция была в Donkey Kong, но стандартом стала именно в Super Mario Bros.), пути-развилки, где вы можете не просто пробежать уровень быстрее, но и оказаться раньше времени на следующих, и многое другое. Плюс именно эта игра создала всю узнаваемую айдентику игр о Марио: смешные враги-гумбы, черепахи-купы, чей панцирь можно пульнуть в других врагов, грибы, дающие дополнительную жизнь, огненный цветочек, чтобы кидаться файерболами, сбор монеток, замок Боузера в финале каждой зоны и, конечно же, знаменитая фраза «Our princess is in another castle!».
1. Super Mario World (1990)
Лучший двухмерный платформер о Марио и, возможно, лучший платформер в мире вообще. Super Mario World развивала идеи вышедшей до этого Super Mario Bros. 3, еще одного отличного платформера, и закрепляла ряд фишек, характерных для жанра. Например, глобальная карта с выбором уровней, которая не только демонстрирует масштаб мира, но и является полноценным игровым сегментом. Еще одним неочевидным новшеством, придуманным в первой части игр о Марио, была физика тела (как часто вы случайно падали в пропасть, слегка переборщив с разгоном и не справившись с управлением?). Так вот, World закрепила эту фишку, сделав водопроводчика мобильнее и «ощутимее». Ну, и именно в этой игре окончательно закрепились многие характерные для мифологии серии механики и персонажи: верные соратники Марио, дракончики Йоши, кроты Монти, привидения Бу, исчезающие монетки и многое другое. Играется Super Mario World даже спустя 35 лет потрясающе. Если трехмерные части «Марио» вас не устраивают, просто запустите ее.
Бонус: важные игры во вселенной Марио, но с другими персонажами в главной роли
Super Mario World 2: Yoshi’s Island (1995)
Номинальное продолжение Super Mario World, де-факто — спин-офф о дракончиках Йоши с рисовкой, стилизованной под детские рисунки, и совершенно другим геймплеем.
Luigi’s Mansion 3 (2019)
Лучшая часть в серии о родном брате Марио, пугливом Луиджи, избавляющем замки, гостиницы и особняки от привидений. Механики с засасыванием врагов в специальный пылесос и исследованием комнат совершенно не похожи на игры о Марио, но не менее увлекательны.
Captain Toad: Treasure Tracker (2018)
Изначально мини-игры о грибке Тоаде, который ищет сокровища на компактных уровнях, были частью Super Mario 3D World, но эти сегменты так понравились игрокам, что была сделана отдельная игра.
WarioWare: Move It! (2023)
Набор пати-игр, объединенных фигурой Варио — вредного и озорного друга Марио, который затеял самые безумные развлечения для всей компании вроде сражений с пингвинами и принятия поз из наскальной живописи.
Super Princess Peach (2005)
Спин-офф о принцессе Пич, в котором необходимо проходить уровни, управляя настроением героини. Каждая эмоция дает ей определенную способность.



























































