Взаимодействие с работодателями.
Пункт 3 статьи 25 Закона о занятости говорит о том, что:
работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Написано, что должны, но не написано когда. На этот вопрос нам отвечает региональное законодательство, в котором указаны сроки. В большинстве своем, это
до 10 числа месяца, следующего за отчетным
Сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей предоставляются на следующий месяц, а информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов - за предыдущий.
И вот тут встает проблема: закон - есть, обязанность - есть, а ответственности за несоблюдение - нет. Вернее, конечно же, есть, даже административное наказание есть, но чтобы его получить - нужно очень сильно постараться. Процедура выглядит так: работодатель не сотрудничает с ЦЗН длительное время. ЦЗН подает об этом сведения в региональное министерство труда и те уже, в свою очередь, начинают работать с ними. Переписка может идти несколько месяцев и по ее результатам дело передают в суд. Штраф, если мне не изменяет память, до 5 тысяч (КоАП 19.7).
Но еще в 2015 году вышло Постановление Правительства РФ № 885 "Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России", в котором работодателям предложили вариант уйти от этой обязанности.
п. 29. Работодатель, зарегистрированный в Системе в соответствии с настоящими Правилами и не разместивший в Системе информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий
Как показала практика, не все об этом знают и не пользуются этим моментом. Также на портале можно размещать вакансии самостоятельно, смотреть резюме и т.д. Да, также как и на других подобных сайтах. Просто, видимо, было решено было сделать государственный ресурс для поиска работы. В прошлом году на портале реализовали постановку на учет в качестве безработного, в этом году - для работодателей реализовали подачу заявлений для получения субсидии (в размере 3 МРОТ) и т.д.
Но все равно лично меня не отпускает ощущение, что это портал - дипломная работа какого-то студента! Ну, настолько криво там реализованы некоторые его функции, а некоторые вообще, как класс отсутствуют.
Все вакансии, которые поступают от работодателей, автоматически выгружаются на портал РвР.
Единственный момент - контакты работодателя, в случае, если вакансия выгружается ЦЗН, стоят наши. Некоторые сайты, повадившиеся копировать вакансии с РвР, даже не обращают внимания на этот момент. Видимо, важно только наполнение, а суть - не особо.
Помимо сбора вакансий, есть еще несколько направлений работы.
Подбор необходимых работников или обратный подбор.
Когда работодатель обращается в ЦЗН, ему предлагается 2 варианта работы: первый - сидеть и ждать, когда к нему потянется вереница граждан с направлениями на работу, 90% из которых будут просить поставить отказ и второй - получить перечень кандидатов по обратному подбору.
Официально это называется "государственная услуга содействия работодателям в подборе необходимых работников " и представляет собой "выписку из регистра получателей государственных услуг", а проще говоря, список кандидатов на вакансию, в котором указаны ФИО, дата рождения, уровень образования, последняя профессия и номер телефона. Работодателю существенно экономит время и нервы, а граждане имеют возможность отказаться от предложения о трудоустройстве без последствий для себя.
Следующее направление работы - мероприятия. О, как я их ненавидела, когда мне приходилось заниматься этим вопросом. Это всякие ярмарки вакансий, гарантированные собеседования, информационные дни, совещания с работодателями, профориентационные мероприятия и т.д. Здесь особо сказать нечего, в пору интернета многие из них теряют свой смысл в принципе.
К тому же, все зависит от специфики региона: у нас очень сложно людям попасть на некоторые предприятия (предприятия находятся далеко от города, охрана не пропускает и т.д.) и поэтому работодателям проще собирать людей на нашей территории (причем безвозмездно) и тут уже беседовать с людьми.
Отдельный вопрос, вот прям наша боль - это квотирование рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних.
Квота для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет устанавливается в размере 1% к среднесписочной численности работников для организаций всех форм собственности и ИП, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек. Естественно, работодателю взять на работу малолетку - целый геморрой, но тут никак от этого не уйти. Закон есть и соблюдать его придется. За этим следит не только мин.труд, но и прокуратура. Единственный момент: численность для исчисления квоты берется за минусом рабочих мест, которые по спец.оценке признаны вредными и опасными. Если численность, например, 300, вредных - 250, то отчет сдавать придется, но на работу принимать детей не нужно будет.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается для работодателей, имеющих численность работников более 35 человек, в размере:
1. для некоммерческих организаций – 2 процента к среднесписочной численности работников;
2. для коммерческих организаций, физических лиц – 3 процента к среднесписочной численности работников.
Также установлено минимальное количество специальных рабочих мест (специальное оборудование) для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов работодателям, среднесписочная численность работников которых составляет:
1. от 100 до 400 человек - два специальных рабочих места;
2. от 401 до 600 человек - три специальных рабочих места;
3. от 601 до 1000 человек - четыре специальных рабочих места;
4. свыше 1001 человека - пять специальных рабочих мест.
Ситуация та же: незнание закона не освобождает от ответственности и выделять места и трудоустраивать тоже придется. С численностью тут тоже самое: за минусом вредных и опасных. И никого не волнует, что в штатке нет свободных мест и что некуда принимать. Есть выход искать среди уже работающих сотрудников и под них просто писать соответствующие бумажки.
Обе категории граждан можно трудоустраивать не только по направлению, но и своих брать. В основном, на лето так квоту по детям закрывают.
Вот это вот все доставляет много неприятностей работодателям, но пока уйти от этого нет никакой возможности. К 23му году планируется модернизация всей службы и в том числе законодательства. Но будут ли там изменения или опять только вывеску сменят - неизвестно.