14

Ответ на пост «Личный опыт писателя-новичка о работе с издательством»

Поделюсь и своим опытом. Важная оговорка - речь о ситуации, когда автор пишет рукопись, отдаёт по договору в издательство, то печатает книжку и передаёт в магазины, а автор получает денежку. Всякий разный самиздат и сетевые (электронные) книги не берём.

Сидел я значица на литературном форуме, общались про фэнтези и фантастику, ну и как-то пришёл к тому, что охота написать свою книгу. Далее тезисно некоторые моменты из памяти.

Работа с соавтором - это пздц, товарищи. В начале идея была классной - пишем книгу от имени двух персонажей, я за "мальчика", соавторша - за "девочку". Есть общий концепт, историю/сюжет, дальше будет глава от неё, от меня и т.д. Ага, разогнались. Во-первых, нужно чётко распланировать работу, кто, что и когда будет писать. Во-2, крайне желательно быть на одной волне с соавтором. В общем, несмотря на инновационную идею сюжета (до сих пор никем не реализована), где-то на трети книги соавторство мы оба забросили. Кстати, моя соавторша позже написала книгу в соавторстве с другим камрадом. И хотя первый том всем понравился (вышел на бумаге хорошим тиражом + переиздания), второй они не осилили. Сейчас она одна пишет любовное фэнтези, уже в районе 16-17 книг написано, в основном на Автор.Тудэй, но, скажем, в 2024 г. свежая книга вышла на Литресе.

Написать книгу - на самом деле не так сложно, как кажется. Бесплатных инструкций в интернете полно, можно платные книжки найти бесплатно. Да просто зайдите в книжный и полутайте, там порой такие странные книги продают.

471 руб. в Читай-городе, между прочим

471 руб. в Читай-городе, между прочим

Задача даже не в том, как выделиться среди других, это можно реализовать. И не в том, как достучаться до издательства - можно зерграшем (писать много раз на все электропочты разных издательств), можно по-умному (например, найти топового автора из этого издательства и выпросить у него рецензию). Основная проблема - дописать свою нетлёнку. Вот реально.

Оставшиеся страницы были в тягость. В какой-то момент мне очень хотелось бросить всю эту затею. Но потом я решил не подгонять себя, а писать столько, сколько смогу, и тогда, когда смогу.

Типичный автор нетлёнки

Сам видел, как люди начинали и бросали у самого финала. Я сам где-то месяц писал 80% книги и потом ещё 3 месяца дописывал оставшиеся 20%. Кстати, вместо художки я в итоге написал так называемый нон-фикшн.

Термин «нон-фикшн» представляет собой заимствование (кальку) из английского языка, где термин non-fiction, буквально означающий «не вымысел», используется для классификации всей литературы, не являющейся художественной (англ. fiction — выдумка).

Его писать проще, чем художку, так как вместо придумывания сюжета, персонажей и т.п. ты просто описываешь либо свои знания, либо свой опыт, либо свои впечатления и т.д. Можно даже "прилипнуть" к известному человеку и творчески написать его биографию. Например:

Книга какого-то М.Котина об основателе ДоДо-пиццы Фёдоре Овчинникове

Книга какого-то М.Котина об основателе ДоДо-пиццы Фёдоре Овчинникове

Наступило будущее - хотя я писал книгу именно печатая тексты на компе, но сегодня я скорее против того, чтобы писать книгу клацая по клавиатуре (вы ещё на печатной машинке напишите). Один из простых вариантов - записать аудио, потом расшифровать (есть даже бесплатные сервисы) и отдать копирайтеру или даже гострайтеру. Один мой товарищ написал нон-фикшн просто собрав свои статьи за несколько лет и оформив их под единое содержание.

За редактуру, корректуру и художника я не платил. Редактор есть у издательства, он в любом случае книгу будет вычитывать, хотя не всегда качественно. Пишу я относительно хорошо, поэтому корректор не потребовался, хватило моей вычитки, фокус-группы и издательского редактора. Картинку предоставило издательство, я только одобрил.

Тиражи - миллионные тиражи были в Советском союзе. Строй машину времени. У топовых авторов (Лукьяненко, например), могут быть много-много тысячные тиражи (речь об одной книге, совокупные тиражи у него около 9 млн), но - сколько тот Лукьяненко написал до достижения какой-то популярности? Сейчас интересному для издательства автору светит 1-2-3 тысячи тиража. Скажем спасибо электронным книгам и ценам на печать.

При этом автору платят совсем не ту сумму, по которой книга продаётся в книжном. Обычно гонорар автора - около 200 руб. за книгу, при тираже, скажем, 1000 штук это будет аж 200 000 руб. Но есть нюанс. От этой суммы автор получает обычно от 5% до 10%. То есть никому неизвестный автор при относительно неплохом раскладе - 200 руб. за книгу, 5% гонорар и 3 000 экз. получит примерно 30 000 руб. Если автор супер молодец и ему дали 10% гонорара, то он получит аж 60 000 руб. Причем не сразу, а только по мере продаж его книг, которые могут продаваться 2-3 года.

2 ноября 2020 года я получил по почте отчет о продажах: из него стало ясно, что было продано 600 книг по средней цене 184,61 ₽. Мне не объяснили, почему вместо 220 ₽, которые указали изначально, книга приносила в среднем 184 ₽. Возможно, в каких-то магазинах ее продавали по акции, но точную причину я не узнавал.

...А 30 марта 2021 года получил сумму за вычетом налога — 7940 ₽.

...Таким образом, я заработал на продаже своей первой книги 13 103 ₽.

Тот же типичный автор нетлёнки

Заработать на книге - практически без шансов. Если это не супербестселлер или не множество книг, когда с каждой капает чуть-чуть, но совокупно Ниагара, то доход вообще не соответствует расходу (времени). В частности, я потратил на книгу 4 месяца (писал по вечерам после работы) и получил от издательства 6 000 руб. (после чего издательство ликвидировалось и остаток не заплатило) + несколько десятков экземпляров (20 авторских бесплатно, остальные в счёт гонорара), которые продавал сам, заработав ещё около 10-20 тыс.руб. После чего желание писать книги для заработка у меня пропало )) Кстати, тираж был 3 000 штук, весь быстро распродан.

Что делать-то? Если очень хочется, то почему б не написать. ИМХО, самый оптимальный план действий такой - кратко:

1) Примерно определяемся с идеей книги. Обязательно понять - зачем мне книга? Заработать? Неа, см. выше. Мечта? Ок. Показать экспертность? Ок. И т.д.

2) Идём в книжный, библиотеку, интернет и находим либо все книги конкурентов по своей тематике, либо (если их очень много) топ-10. Анализируем найденное, выписываем себе: издательство, фишки, чем эти книги лучше/хуже вашей идеи. Определяемся с целевой аудиторией - чем точнее, тем лучше.

3) Корректируем идею книги с учётом найденного, создаем содержание, придумываем фишки и тем или иным образом её пишем. Вернее, пишем 1-2 главы, хоть из начала, хоть из середины. Желательно найти демо-группу, рецензентов, которые готовы прочитать эти пару глав. Чем более авторитетны, особенно в тематике книги, найденные люди, тем лучше. Упрощённо говоря - книга с одной рецензией Лукьяненко имеет больше шансов на издание, чем книга с рецензиями ваших мамы, папы, сестры, брата, тёти и собаки.

4) При готовых 1-2 главах пишем в найденные в п. 2 издательства письмо, прикладываем синопсис (ищем в интернете, как его писать), рецензии, содержание книги, 1-2 главы книги (по ним редактор поймёт, как вы умеете писать и интересно ли читать), справка о вас.

5) Далее, если всё сделать максимально качественно, 9 издательств скорее всего либо не ответят, либо напишут вежливый отказ. Но одно купит книгу )) Вы заключите договор, допишите книгу и получите авторские экземпляры (для мамы, папы, тёти, собаки и т.д.), немножко денег и ЧСВ )) Честно скажу - ОНО ТОГО СТОИТ! )))

6) Автор оригинального поста права - книгу надо продавать самому. Издательство продвигает только топовых или очень и очень перспективных авторов. Вряд ли вы будете таким. Вариантов продвижения множество, например, я ещё в процессе написания книги сделал сайт, кажется на Wordpress, постил там тематические статьи, в итоге сайт чисто на органическом контенте выдавался на первой странице Яндекса по профильным запросам + был блог в тогда мегапопулярном ЖЖ. Это помогло мне продать свои экземпляры с автографом и хорошей наценкой.

Показать полностью 2
21

Личный опыт писателя-новичка о работе с издательством

Привет! В этом посте хочу рассказать о своем опыте в писательстве и дать советы начинающим и тем, кто в процессе публикации первой книги.

На данный момент у меня на два романа под псевдонимом Ида Миллер:

1. Вампирский мистический триллер «Инициатива наказуема» можно почитать в электронке, или найти в бумажном варианте на любом маркетплейсе. https://www.litres.ru/book/ida-miller-17975684/iniciativa-na...

2. Мистическое фэнтези «Сердце русалки» https://www.litres.ru/book/ida-miller/serdce-rusalki-7041564... - сейчас она только в электронке, ждет своего часа, прежде выйти в бумаге. Со вторым романом я учла ошибки, и теперь буду следовать собственным советам 😊По моим планам книга выйдет в бумаге примерно осенью-зимой 2024.

Итак, в октябре прошлого года одно крупное издательство согласилось опубликовать мою первую рукопись «Инициатива наказуема».

Сначала расскажу о его создании.

Я несколько лет была активным автором Фикбука: мониторила интересные заявки на фанфики и оригинальные рассказы, искала вдохновение. Однажды мне попалась заявка на рассказ на тему «любовный роман о вампире и похищенной им девушке». И тогда я решила, что возьмусь за эту тему, но сделаю из нее «антилюбовный роман». Так появился на свет «Инициатива наказуема», в котором от романтического флера в стиле «Сумерек» нет ни грамма. На Фикбуке работа снискала среднюю популярность, но для автора с нулевой аудиторией эти 50 отзывов и 200 лайков были верхом успеха. Тогда я решила, раз людям нравится, значит можно попробовать закинуть в издательства. Но тут оказалось, что книга никому не интересна, а я уже размечталась о гигантских тиражах (ха-ха-ха). Уверена, что с такими мыслями и амбициями сталкивается каждый писатель, но если он пишет «неформат», особенно «неформат» в популярном жанре, то книгу очень сложно пристроить для продажи. Если ты пишешь про вампиров с расчетом на женскую аудиторию, то нужно писать, что у героини с вампиром обязательно должна случиться любовь, даже если вампир – арбузер. Других вариантов развития отношений между центральными персонажами быть не может.

Возвращаясь к теме издания в бумаге. Книга никого не интересовала, и лет на 5 я забила на эту мечту. И вот, наконец, пришло письмо – долгожданный ответ от крупного издательства! Гештальт закрыт – меня признали, ура!

Скажу на берегу: вот уже год почти прошел, но я со своей книги не заработала НИ РУБЛЯ. (Это я к тому, если вы ищете коммерческой выгоды от писательства, и если вам некому книгу продать). Почему? Потому что у меня нет аудитории, нет блога, тик-тока и т.д. У меня, кроме Фикбука, вообще не было читателей, а там аудитория специфическая и тоже не любит особо платить.

Поэтому хочу поделиться с вами рекомендациями по подготовке рукописи, чтобы книга начала находить читателей. Эти советы для авторов, у которых нет аудитории и которые годами писали в стол, но решили «выйти из шкафа» и начать атаковывать электронные приемные издательств.

Совет первый: если вы написали рукопись, придется в нее вложиться финансово. Обязательно заказать корректуру (потому что издательство может забить на это и не предупредить, что пускают в печать верстку с вашими авторскими очепятками, как оказалось со мной).

Совет второй (актуален для фэнтези и young adult): найдите художника, который нарисует вам иллюстрации и обложку (иногда издательство делает само, но если ваша круто и профессионально нарисована, то ее скорее всего одобрят). Зумеры любят яркие обложки и визжат от красоты книжной эстетики, а содержание уже вторично.

Совет третий: сделайте мерч по своей книге. Это может быть закладка, открытка, свечи с вашей этикеткой (кто-то даже сам свечи варит), шоппер с цитатой, блокнот и т.д.

Совет четвертый: наберите базу книжных блогеров, которые за деньги или по бартеру сделают и обзор на книгу, и рекламный пост, и видео на ютуб, и тик-токи, и розыгрыши вашей книги с мерчем. Комбинируйте форматы и заказывайте рекламу на всех площадках (Телега, ВК, ютуб и т.д.). Когда книгу напечатают, берите авторские экземпляры и рассылайте по блогерам. Почему надо самому продвигать книгу? Потому что вы ноунейм без аудитории, и продюсированием вашим никто заниматься не будет. Вас напечатали, супер, но если вы сами не станете заниматься своим продвижением, то никто не будет.

Совет пятый: заведите себе блоги в Телеге и ВК. Мониторьте книжных блогеров, пишите комментарии у них под постами, откликайтесь на всякие движухи типа челленджей, флешмобов. Да, это занимает время, но не обязательно делать все в один день. Книга читается медленно и покупается медленно. Вы пишете книгу год и год займет у вас ее раскрутка хоть какая-то.

Совет шестой: не мучайте себя ожиданиями бешеных продаж и жалостью к себе, если книгу никто не читает. Поверьте, ее не читают только потому, что у нее нет рекламы (это актуально и для бумажных, и для электронных книг). Зайдите на главную страницу Эксмо и, поверьте, все рекламные баннеры с книгами, которые вы там видите – они все ПРОПЛАЧЕННЫЕ. Если у вас есть лишние 200к на продвижение от Эксмо, то, наверно, имеет смысл этим воспользоваться.

Совет седьмой: читайте и читайте, пишите и пишите еще! Каждая новая книга будет лучше, с каждой новой строчкой вы становитесь опытнее, речь ваша обогащается. Ваше лучшее произведение либо уже написано, и рано или поздно обретет свою славу, либо оно еще впереди.

Надеюсь, мой пост станет для вас полезным! Пишите и читайте хорошие книги.

Личный опыт писателя-новичка о работе с издательством
Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!