4

Ответ на пост «Анти-близость: почему мы никогда не подружимся»

О, люблю эту тему, но тут она раскрыта не слишком удачно.

Маркетплейсы.

Я покупаю на них, потому что это удобно - доставка зачастую на следующий день, конкретного, нужного мне товара (на основе ранее собранных данных). Без навязывания. Без траты времени на хождение по магазинам, так как товар, внезапно, в нем разобрали. Продолжение про людей. Мне скоро тридцать, я до сих пор себя не приучил что-то просить у других, хотя сам часто помогаю. Вот не хочется напрягать кого-то, если я в состоянии это сделать. Польза - понятие субъективное. Я понимаю принципы взаимообмена, по типу "услуга за услугу", но потреблятство в отношении себя и других не терплю. С друзьями должно быть хорошо и легко общаться. Для меня - важный фактор, так как общение со многими забирает у меня энергию. Да и потом, кого считать другом. Если не вешать это наименование на всех, то и не придется "оформлять возврат".

Стриминги.

Забавно, но в большинстве моих любимых песен только вступление может идти вплоть до минуты. Скипать трек за пару секунд - лишиться творчества Pink Floyd, Electric Light Orchestra, Peter Gabriel. Я лично - не готов, слишком уж за душу берут некоторые их вещи, из разряда медленно зажигающихся. Про людей. Яркое быстро тухнет, тогда как у тех, кто не так силится показать все из себя, может оказаться огромное количество интересных тем для общения, из-зв широкого круга интересов. Вы-таки видели, как писатели, способные притянуть внимание миллионов выглядят?

Разделение труда.

Хей, я вот технарь по образованию. Но мне интересно копаться в аспектах права, изучать принципы регуляции популяций волков, фотографировать птиц. Я с удовольствием слушаю о рабочих моментах знакомых ветеринаров. Прокачал, в свое время, ветку менеджмента достаточно, чтобы и сейчас консультировать в этой области. Зачем интересоваться чем-то одним? Да, я прекрасно понимаю, что я уступаю узкому спецу в каждой из этих областей, но таких людей, ограниченных чем-то одним, очень мало. Как правило, там имеет место быть расстройства аутического спектра. В других случаях, из-за жизни в социуме, так или иначе подчерпнешь знания из других областей. И это прекрасно, мир, он необъятен и способен удивлять каждый день, каждую минуту.

Нейросети.

Да ну нафиг? Нейросеть вам все обязательно расскажет. Вы вообще пытались с ней вплотную работать, вдали от мейнстримных тем? Такой трижды вывернутой бесовщины надо ещё поискать. Просишь специфичный код написать - подтягивает из других языков, выдает абсолютную мешанину; просишь ответить на вопрос о творчестве писателя - уходит в шизофринию и приписывает "Трое в лодке, не считая собаки" Булгакову и придумывает не существующие экранизации. Я лучше к плоду разума экспертов приобщуюсь. Да, там тоже могут быть ошибки, но, за счёт саморегуляции сообществом они вылавливаются и исправляются с большей вероятностью. Да и потом, мне приятнее допросить с пристрастием человека, нежели чем машину.

Готовая еда.

Что мешает общаться, пока она уничтожается? Да и потом, заказ ее может быть замечательным поводом собраться вместе, если дополнить настольными играми, например.

Да, одиночество в эпоху интернета вполне реально, этому есть причины, но не те, что здесь указаны.

P.S. В тексте я пишу о себе, так как могу говорить об этом с уверенностью - это мое, личное ощущение. Остальное же было некой спекуляцией, так или иначе. Лишь замечу, что таких людей, по множеству пунктов, я знаю не один десяток.

Показать полностью
76
Психология | Psychology

Анти-близость: почему мы никогда не подружимся

Заходят как-то в бар нейросеть, маркетплейс и стриминговый сервис. Бармен спрашивает:
— Вам как обычно?
— Нам без людей, — отвечают они.

Анти-близость: почему мы никогда не подружимся

Современный сербский философ Штефан Олушки – символ критики современного общества. Олушки известен в кругах восточно-европейских интеллектуалов под ироничным прозвищем Лонлушки (от английского Lonely — «одинокий»). Его прозвище отражает не только личную замкнутость, но и суть его главной концепции — «Анти-близости».

Олушки не призывает к изоляции, но, опираясь на принципы социальной философии марксизма, утверждает: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Иными словами, то, как мы живём, формирует то, как мы думаем и взаимодействуем друг с другом. Способы жизни задают способы мысли.

По мнению философа, современная реальность постепенно, но неумолимо разрушает близкие связи. Эти процессы уже запущены, а в будущем лишь ускорятся. В своей работе «Анти-близость: почему мы никогда не подружимся» Олушки выделяет целый табун «всадников разобщения». Пять наиболее влиятельных таковы:

– Маркетплейсы.
– Стриминговые сервисы.
– Разделение труда.
– Нейросети.
– Доступная готовая еда.

Эти явления стали повседневностью, но, по мнению Олушки, именно они отдаляют нас друг от друга.

Маркетплейсы: торговля без лиц.

Олушки видит маркетплейсы как безликие витрины, заполненные вещами, но лишённые людей. «Мы взаимодействуем не с продавцами, а с алгоритмами. Вместо разговоров жмём кнопки. Покупаем не у людей, а у складов». Бесконечный каталог товаров на маркетплейсах сказывается на общественных отношениях. Человеческие отношения стали подобием шопинга: мы оцениваем людей по полезности, ждём от них «скидок» (уступок в общении), а если они не устраивают нас — просто «оформляем возврат».

Стриминг и проклятие первых пяти секунд.

В эпоху стриминга музыка стала фоновым шумом. Мы больше не слушаем альбомы целиком, не изучаем обложки, невчитываемся в тексты. Мы отсеиваем треки за первые секунды. «Если песня не цепляет моментально, её не услышат. Если человек не захватил внимание сразу, с ним не заговорят». Мы требуем от собеседников мгновенной увлекательности, словно от хита цепляющий «хук» в начале композиции. Нам невыносимо прослушивать долгое вступление, ждать развитие и кульминацию. Так мы относимся к песням в стриминговых сервисах, и так же к окружающим нас людям.

Разделение труда: ярлыки вместо людей.

Философ отмечает: ещё Маркс писал о последствиях разделения труда, но сегодня эта тенденция усилилась до абсурда. В соцсетях люди именуют себя профессиями: Иван «Столы в Туле», Ксения «Таргетолог для стоматологий». «Мы больше не воспринимаем друг друга как людей. Нам важно только одно: что ты делаешь для мира и сколько это стоит». Человек стал узким специалистом в работе и таким же узким в жизни.

Нейросети: дискуссия отменяется.

Раньше для поиска ответов нужно было общаться с людьми. Сейчас любую тему разъяснит искусственный интеллект. «Зачем искать эксперта, если можно получить от нейросети ответ быстрее, точнее и без эмоций?».

Готовая еда: конец кухонного единения.

Традиционно еда сближала. Люди готовили вместе, угощали друг друга, обсуждали жизнь за столом. Теперь готовая еда дешевле и удобнее. Олушки указывает на китайский тренд: там дешевле заказать еду, нежели готовить её самостоятельно. Итог? «Ритуал семейного ужина умирает, а вместе с ним и разговоры о жизни». Даже консервативные семьи всё чаще покупают оливье и торт, а не готовят. Домашняя кухня стала анахронизмом, а заодно — уходит и семейная близость.

Вывод: анти-близость – новая норма.

***

Философ отмечает, что «всадников разобщения» больше. К ним он относит соцсети, деглобализацию, тренд на закрытие границ, санкции и т.д. Важно понять: разобщение — не случайность, а логическое следствие общественного бытия. Мы не выбирали анти-близость, мы просто живём в ней.

Штефан Олушки не даёт готовых решений: «Философ должен выявлять гниль, а не продавать чудо-мази». Но если следовать его логике, вернуть близость можно лишь изменив само общественное бытие. Только вот готов ли к этому мир, который уже привык жить на дистанции?

Вышло мрачновато, давайте хоть пошутим напоследок:

«Люди отдаляются друг от друга? Ну хоть кто-то начал соблюдать личные границы!»

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!