33

Ответ на пост «Сосед-коммерсант с воняющей луком теплицей на 20 соток на землях ИЖС»

Пара аксиом:

  1. село - это место, где большая часть населения задействована в сельском хозяйстве

  2. сельское хозяйство воняет

Я когда переехал в село, тоже охеревал, что, оказывается, свиноферма, рядом с которой я поселился, воняет как 12000 свиней, но когда поразбирался в вопросе, понял, что это один из признаков села, иначе никак. Радуюсь, что свиньи хотя бы живут на ферме через 400 метров и под контролем, а не у соседа за забором без всякого надзора. И что они платят налоги, на которые мне дорогу ремонтируют и детские площадки строят. И что купить свинину могу.


А вообще если хотите решить вопрос, вам в первую очередь надо разобраться, что за участок у вас. Судя по тому, что вы пишете, вы не понимаете, что можно делать на этом участке, а что нет. У участка есть две основные характеристики:

  • категория земель, в вашем случае это называется "земли населенных пунктов"

  • и вид разрешённого использования, в вашем случае это либо "Индивидуальное жилищное строительство", либо "Личное подсобное хозяйство". "Под приусадебный участок", как вы пишете - такой формулировки не существует.

Если у соседа участок ИЖС, но он в селе, то, скорее всего, он легко меняется на ЛПХ, одним заявлением. Поэтому можете относиться к нему как к ЛПХ. ЛПХшники имеют право заниматься хозяйством в личных нуждах, и имеют право продавать излишки продукции, которую не потребили сами, до определенной суммы даже налог не надо платить. Доказать, что он продает не излишки, или что он превышает допустимые суммы или ещё что-то нарушает - будет сложно.


По поводу запахов... Если кратко - правовое поле в России в отношении запахов в зачаточном состоянии, всё только формируется. Может лет через 10-15 это начнет регулироваться, когда остальные проблемы будут решены. А пока - нюхаем запахи. Привлечь к ответственности за запах можно, если это ядовитые газы в концентрациях, превышающих допустимые, либо если страдает очень много людей, целый город если мучается, тогда есть шансы.


Подробнее про регулирование запахов для тех, кому интересно:

Зарубежный опыт

На данный момент в этом вопросе пока не сформировалось единого подхода и единых норм. В разных странах и даже в разных муниципалитетах правила контроля запахов могут различаться. Но работа в этом направлении активно ведётся во многих странах.

Существуют различные способы оценивания запахов:

  • оценка источника выброса запаха с моделированием рассеивания веществ в атмосфере для предсказания концентрации запаха на местности (установлена единица запаха Е3),

  • измерения интенсивности запаха с использованием сцентометра или аналогичных устройств,

  • или простых наблюдений на наличие запаха на местах с помощью уполномоченного инспектора или инспекторов.

Появление способов измерения запахов позволило многим странам установить нормы наличия запахов: https://pandia.ru/text/78/025/2922.php

Установка норм запахов позволила оценивать эффективность методов борьбы с запахами и простимулировала развитие технологий в сельхозпроизводстве.

Что для решения вопроса запахов уже сделано в нашей стране

В нашей стране утверждены санитарные правила для различных предприятий (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 https://base.garant.ru/12158477/b89690251be5277812a78962f630...).

Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

Также санитарные правила призывают применять современные технологии для сокращения выбросов вредных веществ:

3.15. Обязательным условием современного промышленного проектирования является внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступлений вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферный воздух, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов до гигиенических нормативов и ниже.

И кажется, что всё хорошо, но к сожалению при проектировании санитарно-защитных зон для сельхоз-предприятий работы по оценке риска для здоровья населения не проводятся. И уж тем более не проводится оценки негативного воздействия на качество жизни из-за наличия в атмосфере веществ с запахом. Важно лишь, чтобы на границе зоны не были превышены ПДК вредных веществ.

Хотя некоторая работа ведётся и в этом новом для нас направлении запахов:

1) Принят ГОСТ Р 58578-2019 “ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ ЗАПАХА В АТМОСФЕРУ” https://docs.cntd.ru/document/1200168570

Этот стандарт предлагает подходы к развитию нормирования запаха, учитывающие как отечественные методы гигиенического нормирования, так и зарубежную практику.

Стандарт описывает методы исследования запаха, измерения концентрации запаха, контроля за соблюдением нормативов запаха.

2) Теперь, когда у нас есть способ измерить и проконтролировать запах, следующим логичным этапом является установить нормативы запаха, оценить существующие методы борьбы с запахами и развивать методы борьбы с запахами. Пока нет универсальных нормативов, принятых на федеральном уровне, потому что такие нормативы должны учитывать очень много локальных факторов: плотность населения, значимость предприятия для данного региона, метеорологические факторы и т.д. Поэтому развитие законодательства в этом направлении делегировано на места, а именно:

Утвеждено положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды http://static.government.ru/media/files/u7nmgZxLycWp7AkVnYcA...

В соответствии с этим положением органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели могут в инициативном порядке подготовить проект нормативов качества воздуха, вод, почв.

А органы исполнительной власти вправе устанавливать нормативы качества в пределах территории субъекта Российской Федерации, содержащие требования и нормы не ниже норм, установленных на федеральном уровне, с учетом экологической обстановки в регионе.

Установленные на местах нормативы качества и материалы их обоснования подлежат направлению в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях систематизации.

То есть муниципалитетам и организациям дана возможность развивать законодательство в сфере экологии!


И на последок, мысль на которой хочу заострить внимание – устранение запаха и развитие сельхоз-предприятий – это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие вещи. В наше время не только возможно, но и выгодно вести сельхоздеятельность без вреда для экологии и без запахов. Это позволяет и лучше наладить производственные процессы, и упрощает расширение производства. А со стороны муниципалитетов и государства, в первую очередь, требуется помощь сельхозпроизводителям в этих вопросах, и только во вторую – регулирование.

Показать полностью
189
Вопрос из ленты «Эксперты»

Сосед-коммерсант с воняющей луком теплицей на 20 соток на землях ИЖС

Добрый день.

Имеется село с довольно большими участками (от 20 соток). Село находится близко к городу и с развитой инфраструктурой, оттого сильно полюбилось разного рода коммерсантам. Один из которых поселился около меня и на участке в 35 соток, на 20 соток зафигачил теплицу высотой 5 метров. В теплице выращивается лук и этим самом луком невероятно сильно воняет. Нет, не так ВОНЯЕТ. В течении дня воняет не сильно и до моего дома вонища доносится только в случае, если ветер дует в направлении моего дома. Ближе к вечеру начинается дикая вонища. В доме провоняли все вещи, открыть окна и пустить свежий воздух в дом просто невозможно.

Прошу подсказать, возможно ли что-то сделать с очень обнаглевшими коммерсантами в правовом поле? Я пытался с владельцем разговаривать, он делает вид что что-то делает с этим, но по факту забивает второй год подряд и ничего не меняется. Куда бежать, кому писать? Какие шансы заставить владельца решить эту проблему или свалить нафиг?

Я спрашивал нейросетки на эту тему, но имея определённый опыт работы с ними, их ответы доверия не внушают. Гуглёж увы не привёл меня ни к каким явным способам воздействия кроме стандартного - написать в администрацию. В администрацию я, конечно же, пробовал обращаться. Администрация считает, что он имеет право разместить теплицу и источать вонищу и ничего делать с этим не хотят. Мне почему-то не сильно верится, что можно в центре села вокруг жилых домов разместить что-то жутко воняющее, доставляющее дискомфорт жителям вокруг и чтобы это ничего не нарушало.

  • Категория земли - под приусадебный участок

  • Регион - Самарская область

  • Соседи все тоже недовольны, но они преимущественно пенсионеры и никто ничего делать не хочет, но готовы подписаться под каким либо заявлением если будет необходимо.

Вот скриншот из кадастровой карты для понимания масштабов (напоминаю - участок 35 соток):

Сосед-коммерсант с воняющей луком теплицей на 20 соток на землях ИЖС

Буду признателен за любую помощь.

Спасибо.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!