«обер-прокурор Святейшего правительствующего синода». Эта должность была учреждена в 1722 году при создании Святейшего синода, который выполнял функции высшего церковного управления в Российской империи (вместо патриаршества). Обер-прокурор был светским лицом и представлял интересы императора при Синоде, фактически контролируя Русскую православную церковь от имени государства. Он немного влиял на Церковь: Административный контроль Присутствовал на заседаниях Синода, утверждал их решения. Контролировал документооборот, бюджеты, назначения, перемещения духовенства. Сам мог издавать распоряжения. Без его подписи решения Синода не вступали в силу. Кадровая политика Мог влиять на назначение архиереев (епископов). Контролировал дисциплину духовенства. Вмешивался в дела духовных учебных заведений. Цензура и идеология Надзирал за богословской литературой, проповедями, духовной прессой. Подавлял оппозиционные церковные взгляды (особенно при Николае I). Финансовый надзор Участвовал в распределении церковных средств. Следил за использованием церковного имущества. Светское подчинение Подчинялся напрямую императору, а не духовным лицам. У Церкви же были огромные рычаги влияния на Обер Прокурора: Хотя, Церковные иерархи не могли официально изменить или сместить обер-прокурора. Он назначался императором и подчинялся только ему. Но некоторые архиереи с высоким авторитетом могли убеждать или влиять на мнение обер-прокурора (через личные отношения) и доброе слово. А в крайнем случае, могли пожаловаться на него императору. Такое Случилось с обер-прокурором Протасовым, при Николае 1. И вот тогда Император не просто проигнорировал жалобы Синода, а в наказание оставил Протасова в должности еще на 20 лет. В общем, если бы у игемона Понтия Пилата были полномочия Мусина-Пушкина, то он бы сначала умыл руки. Позавтракал. А потом бы история пошла другим путем, а Первосвященник Каифа отправился служить в сельскую церковь в Вологодской епархии.