Ответ на пост «Как моё отношение к Куинджи поменял контекст и история создания произведений»
Ооо, про контекст мне есть что поведать. Давеча, сестра приезжала в гости. Она работает администратором у балетной труппы, и говорит, мол, а давай лебединое озеро посмотрим?Мол, я хочу разбираться в балете, дабы всё-таки уметь поддержать беседу с коллегами, да и вообще. Идею я эту воспринял скептически, ибо, думаю, ну здрасьте-приперлася, я ещё балет по телеку не смотрел. Однако! Говорю, давай! Достали по пиву, зарядили балет "Лебединое озеро" в четырёх сценах. Ну классику таки знать же надо. И вот знаете, когда посматриваешь в либретто, мол, что там происходит собсна, начинаешь интересоваться, как балет был создан, вот это вот всё, смотреть становится в разы интереснее. Так что контекст решает-ясен красен! А так-ну танцуют и танцуют...Картина и картина.. Искусство и искусство.
Ответ на пост «Как моё отношение к Куинджи поменял контекст и история создания произведений»
Для меня Куинджи и Лунная ночь на Днепре вообще тема моей жизни. В 1999 году, в 14 лет, впервые, живя в Челябинске я отправилась с группой из другой школы в Петербург на несколько дней. В один из дней по плану у нас был Русский музей. Шли мы по нему зал за залом, с экскурсоводом. И вот она: Лунная ночь на Днепре. В этот момент, впервые в моей жизни произошло что-то странное. Я упала в картину, и время остановилось. Когда я смогла оторваться бежала 4-5 залов, дабы нагнать свою группу. Ничего более ни ранее , ни позднее (вру, в 2010х в Третьяковке Сирень Врубеля потрясала примерно также) не цепляло так сильно. В 2015 году в декабре переехала в Петербург, сразу по прилету заболела, а вот в начале января на праздники первым делом рванула в Русский музей, с целью увидеть картину снова. Отстояла очередь на пару часов, обошла весь музей, не нашла. Интересуюсь у смотрителя: а где? - а нету, на гастролях. С тех пор регулярно пару раз в год вспоминала, что надо сходить посмотреть, писала в вк в группе музея, и каждый раз получала ответ: нет, на гастролях. Месяц назад, коллега, вернувшийся с отпуска делится впечатлениями: были с супругой в Русском Музее, рекомендую, там сейчас Айвазовский и Куинджи. Это знак, в тот же вечер беру билеты и через пару дней едем с мужем в музей. Что сказать, во-первых, таки да.. Много работ и эскизов я ранее не видела. Они прекрасны. А Лунная ночь на Днепре, ей выделен отдельный зал, но нужно отметить, что совершенно отвратительно настроен свет. Но я получила свой кайф, около получаса муж ждал, пока я, сев перед картиной, в ней растворялась. В какой-то момент я просто осознала, что у меня неконтролируемо льются слезы. Я так много лет ждала встречи с ней, и вот мы снова вместе.
Как моё отношение к Куинджи поменял контекст и история создания произведений
Я не фанат пейзажей, всегда больше тащился по абстракционизму, но недавно сходил на выставку Архипа Куинджи.
До выставки практически ничего не знал о нём, не знал про работы и в целом слабо представлял, что меня ждёт.
Когда пришёл, увидел часть картин, и да, они классные, видно, что в них есть душа, но не пробрало. А потом так получилось, что какой-то приятный гид вёл группу без наушников и, по сути, просто рассказывал про картины всем желающим. Я прибился к толпе и начал слушать.
Узнал, что Куинджи за счёт того, что разбирался в физике, филигранно передавал цвета. Чётко понимал, как должна отражаться луна в воде, как максимально реалистично изобразить радугу или закат. Он очень точно передал то, как солнце падает на берёзы, и настолько реалистично изобразил картинку, что художники не хотели признавать это искусством. Мол, с неё можно картинку писать.
А за счёт того, что он разбирался в создании красок, написал «Лунную ночь на Днепре», где без фосфора и других ухищрений заставляет зрителя думать, что картина действительно светится. На эту картину он собрал больше 13 тысяч зрителей. Только на эту картину, буквально на первую в России моно-выставку. А потом продал её несколько раз))) Ну то есть он ещё и маркетолог крутой.
Куинджи, когда написал «Лунную ночь на Днепре», не сильно распространялся. Он вообще был затворником, и никто не был в курсе, что у него происходит в мастерской.
Но этой работой он решил поделиться с друзьями и позвал их посмотреть. Среди них был Иван Тургенев. Все были в восторге от картины и начали про неё везде рассказывать, мол, это картина века. Аудитория начала интересоваться, в чём, кажется, и был план.
От Тургенева про картину узнал князь Константин Константинович Романов. Он захотел убедиться, насколько рассказ правдив. Пришёл к Куинджи в форме морского офицера на приём. Ему безумно понравилась картина, и он спросил цену. Архип сначала посмеялся, что у офицера нет таких денег, чтобы её оплатить, потому что не узнал князя. А потом выдал неприличную сумму просто из головы, сказав, что стоит картина 5000 ₽. На то время — очень большие деньги.
Князь сказал, что согласен и вернётся за ней, когда она будет закончена.
А дальше узнали журналисты. Они просились посмотреть на шедевр, но Куинджи их долго не пускал. Увидели они картину, когда она была полностью готова.
Повалились рецензии и признания, что это действительно что-то новое: никто до этого так не работал с цветом, и картина затронет буквально каждого. Тогда заинтересовалась и более массовая публика.
На Большой Морской в Петербурге художник устроил выставку одной картины. Помещение было полностью тёмным, только луч белого света был направлен на картину. Зелёный свет, изображённый на полотне, всех завораживал и не позволял оторваться.
На выставку пришло 13 тысяч человек. Вся улица была усыпана людьми, которые хотели посмотреть на картину.
Видя интерес публики, Куинджи сделал ещё две авторские копии картины и продал их в два крупных музея. Оригинал, как и обещал, выкупил князь Константин Константинович.
Как вы поняли, я очень вдохновился и, можно сказать, влюбился в его работы. Без контекста и историй о произведениях от экскурсовода этого бы не произошло. Часть деталей я и что-то пересказал вольно, но суть уловима. Очень качественный и скрупулёзный подход к своему делу в сочетании с продвижением примерно так и должен работать. Выставку в Русском музее горячо советую.




