LaCivilta

LaCivilta

Эстетика - мать этики
На Пикабу
Дата рождения: 2 мая
212 рейтинг 2 подписчика 0 подписок 2 поста 2 в горячем
44

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

«Король, единственно истинный король этого века, исцели его Господь!». — Поль Мари́ Верле́н

В последние дни уходящего лета 1845 года дворец Нимфенбург, служивший летней резиденцией династии Виттельсбахов, праздновал рождение долгожданного наследника баварского престола.

Маленький Людвиг II появился на свет 25 августа, в тот же день, с разницей лишь в 59 лет, что и прославленный предок, служивший в Великой армии и возглавлявший Баварию на протяжении 23 лет, — дедушка Людвиг I.

Символично, что именно ему, современнику Наполеона и Гарибальди, предстояло нести ответственность за воспитание новоприбывшего принца, чьи родители быстро охладели к отроку и отошли от всякого участия в его жизни.

Возможно, именно в тот момент, когда внимание родителей покинуло колыбель Людвига Баварского, случился роковой перелом, тот самый глоток из Святого Грааля, ознаменовавший начало долгой работы над созданием собственного мира искусств, наполненного музыкой Вагнера и обрамленного легендами о рыцарях Круглого стола, погоня за которым сведет с ума благородного Людвига и положит конец непродолжительной жизни великого короля из династии Виттельсбахов.

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

Судьба Людвига Баварского вела его по тонкой, едва уловимой для окружающих границе двух похожих внешне, но невероятно разных и противоречивых в своей сути миров.

В той вселенной, что принято считать реальной, Людвиг - наследный принц баварского королевства, неограниченный в возможностях и желаниях юноша, готовящийся взять власть в свои руки и реализовать наполненные тягой к прекрасному замыслы.

Реальный мир жесток к Людвигу. Он не церемонится с тонкой натурой трудного ребенка жизни и безжалостно сталкивает его с одиночеством, не покидающим даже во время отрадных прогулок по окрестным лесам замка Хоэншвангау.

Французский психиатр Бенедикт Морель, обследовавший юного принца, емко сформулировал отношение примитивного окружения к Людвигу во фразе: "Эти глаза предвещают безумие", записав ребенка в список тех, кто никогда не будет по достоинству оценен современниками.

Замок, в котором Людвиг провел свое детство.

Замок, в котором Людвиг провел свое детство.

Многие великие люди, оставшись непонятыми и непринятыми реальным миром, стремятся создать свой собственный, идеальный мир грез и призраков далекого прошлого. Молодой Людвиг не был исключением и черпал вдохновение из переплетающихся сюжетов английских сказок об Артуре и немецких эпосов о Лоэнгрине, ставшем героем одноименной оперы Вагнера.

Не исключено, что именно образ легендарного Монсальвата, замка, хранящего чашу Грааля и фигурирующего в опере «Парсифаль», послужил прототипом для проекта одного из самых грандиозных замков, возведенных по приказу Людвига Баварского.

Наследный принц верил, что Виттельсбахи имеют прямое отношение к рыцарям Лебединого ордена, служившего чаше Святого Грааля, в которую, согласно легенде, Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса Христа.

Людвиг любил мечтать о том, что где-то неподалеку от родного Хоэншвангау скрывается тот самый замок Монсальват, ждущий своего открытия во время второго пришествия и напоминающий ему о небесном Иерусалиме, городе правды и справедливости.

Таков был личный, непорочный и светлый мир будущего короля Баварии. В нем он находил отраду и спасение от тягот той реальности, в которой ему предстояло заниматься примитивной политикой и окружать себя шайкой алчных подлецов, жаждущих власти и денег.

Едва молодой принц успел отпраздновать совершеннолетие, как на его плечи легла новая, предопределенная, но от того не менее неожиданная и тяжелая ноша всякого, кто имеет кровное право занять свое место на освободившемся троне.

Всего одна ночь разделяла тот день, когда благородный потомок Лоэнгрина узнал о смерти отца, Максимилиана, и то утреннее мгновение, когда будущий король отправился в государственный совет Баварии и, укутавшись в мантию из горностая, удерживаемую за дальние концы двумя слугами, вступил в распахнутые двери торжественного зала заседаний.

С этого момента мечтательный юноша по имени Людвиг стал не просто королем, а единственно истинным королем XIX века, годы жизни которого сравнимы разве что с музыкальными дорожками на грампластинке, звучащими в узких рамках между вечной тишиной и невнятным потрескиванием пыли.

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

Отождествляющий себя с благородным Парсифалем, стремящимся очистить свое сердце от злых помыслов, новый король Баварии видит свое предназначение в неустанном стремлении к созданию вечной красоты, в покровительстве гениям искусства и просвещении подданных своего королевства.

Первый указ Людвига требует доставить к нему на родину маэстро Рихарда Вагнера, чья музыка, по мнению монарха, способна приобщить его преданный народ к высокому и воплотить в жизнь детские грезы, пожалуй, самого верного поклонника композитора.

Фестивальный театр (Фестшпильхаус, ныне Рихард-Вагнер-Фестшпильхаус)

Фестивальный театр (Фестшпильхаус, ныне Рихард-Вагнер-Фестшпильхаус)

Дождавшись визита дорогого гостя, молодой король преклонился перед гением Вагнера и позволил ему навсегда распрощаться с ненавистными кредиторами, погасив его долги. Окружение Людвига не одобряло длительное финансирование композитора, однако монарх стоял на своем и довольно долго мирился с выходками "художника".

Недолгие и смутные годы совместной работы вышеупомянутых личностей, омраченные непотребным образом жизни маэстро, предоставили возможность состояться премьерам оперы "Тристан" и циклу опер "Кольцо Нибелунгов", последняя из которых была поставлена в совершенно новом театре, построенном по инициативе Вагнера в Байройте.

Влюбленному в творчество композитора, Людвигу было суждено разочароваться в личности музыкального гения и, предвосхищая вопросы потомков об искренности и бескорыстности королевских помыслов, намекающих на желание монарха прославиться за счет близости с великими людьми, выставить наглого Вагнера за дверь, не желая более терпеть его далекую от рыцарских идеалов натуру.

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

С того момента, как Вагнер был выслан из Баварии, прошел год, относительно спокойный и постепенный, заполненный множеством государственных дел и забот, на фоне которых конфликт между бывшими единомышленниками быстро покинул заголовки газет.

Описанный мной период тишины можно считать так называемым затишьем перед бурей, предвещающим более масштабные и радикальные изменения уже не личного, а государственного характера.

В 1866 году Людвигу пришлось, вопреки собственному желанию, выполнить союзнические обязательства перед Австрией и вступить в совершенно необязательную войну против Пруссии.

Закономерное поражение баварской армии наложило на королевство груз репараций в размере 30 млн марок и положило начало необратимому процессу объединения германских земель, который, в свою очередь, вызывал у раздосадованного Людвига серьезные опасения.

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

После окончания Австро-прусской войны стало очевидно, что независимости большинства германских земель вскоре придет конец. Грезивший мечтами о великой империи, Отто фон Бисмарк, стремился к созданию единого государства, объединенного вокруг главенствующей Пруссии.

Людвиг тоже был сторонником объединения, однако в его картине мира будущее Германии заключалось в союзе суверенных и равноправных государств, не подчиняющихся централизованной власти одного из регионов.

В 1870 году началась Франко-прусская война, в которой Бавария выступила на стороне победителей и, сама того не понимая, обеспечила себе прямое попадание в состав новоиспеченной Германской империи под руководством прусского короля Вильгельма.

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

Впавший в отчаяние Людвиг понимал, что его мечты о равноправной Германии разрушены, а дальнейшая судьба Баварии зависит от того, сможет ли он поступиться собственными принципами и добровольно ограничить себя во власти.

Ему предстояло стать последним в первом из родов, отказавшись от права возглавлять государство, принадлежавшее Виттельсбахам на протяжении 7 веков. Людвиг должен был лицемерно просить ненавидевшего его Вильгельма принять в дар Баварию в обмен на возможность стать частью империи и получить от Пруссии дополнительные финансы.

Король видел в этом поступке скрытую капитуляцию, добровольную сдачу в рабство, однако знал, что отказ от подписания прошения приведет его королевство к войне, разрухе и неминуемому поражению под давлением нового альянса.

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

Оставшись королем Баварии, Людвиг не только спас свое государство, но и даровал ему ряд выдающихся привилегий, выражающихся в праве сохранить определенную автономию и получить щедрое финансирование из столицы империи.

Однако сам монарх находился в ужасном состоянии, не компенсируемом никакими привилегиями и правами. Людвиг окончательно замкнулся в себе и отстранился от дел государства до такой степени, что баварским чиновникам приходилось неделями бегать за королем и просить его о подписании нужных им бумажек.

Оказываемое на Людвига давление в совокупности с давним потреблением хлороформа, лечившего монарха от хронической зубной боли, нанесли по психике потомка Лоэнгрина серьезнейший удар, который, по показанием многих современников, привел короля к помешательству.

Нойшванштайн (дословно — «Новый лебединый камень») — романтический замок баварского короля Людвига II.

Нойшванштайн (дословно — «Новый лебединый камень») — романтический замок баварского короля Людвига II.

Освободив себе массу свободного времени, Людвиг с головой погрузился в строительство самых знаменитых и, пожалуй, самых красивых замков Европы. Оставшуюся любовь к жизни король посвящал тому, чем болел с самого детства, - искусству и эстетике.

Поистине безграничные возможности позволяли не стесняться в роскоши и возводить грандиозные по своему масштабу и красоте сооружения. Жаль, что в то время никто и думать не мог о том, какую ценность они приобретут спустя многие годы и во сколько раз окупится их строительство.

Замки обходились баварскому бюджету в круглую сумму, что, конечно, раздражало тех, кому эти деньги, по их мнению, были нужнее. Траты Людвига изрядно мешали правительству Баварии, поэтому вопрос о его свержении быстро встал на повестку дня.

Новоиспеченные заговорщики ловко воспользовались слухами о помешательстве короля и без всяких медицинских обследований заявили о неспособности Людвига самостоятельно править Баварией...

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

13 июня 1886 года, спустя сутки после насильственного заключения в клинику замка Берг, единственно истинный король XIX века отправился на совместную прогулку с профессором Алоизом фон Гудденом, заранее позаботившимся о том, что бы отставить санитаров, опекавших Людвига.

В этот же день, спустя 4 часа, достойнейший предок рыцарей Лебединого ордена, обретет покой в водах личного Авалона, подобного тому, что покоит тело легендарного короля Артура. Сопровождавший Людвига профессор так же будет обнаружен на поверхности озера Штрансберг.

Интересно, что всего через неделю после этого события должна была состояться первая экспертиза вменяемости короля, которая могла пролить свет на заговор чиновников и вернуть монарха на трон.

Последний в Первом из родов: Истинный король — Людвиг Баварский. Лишившийся рассудка потомок Лоэнгрина. Меценат Вагнера

Спасибо за прочтение...

Показать полностью 13
44

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Введение.

Композитор, анархист, реформатор оперы и спектакля, чьё наследие до сих пор вызывает яростные споры. Его место в пантеоне великих композиторов незыблемо, а вклад в музыку неоценим.

В то же время Рихард Вагнер - охотник до чужих жен, человек, одержимый жгучей ксенофобией и завистью, заставлявшей его атаковать коллег и демонстрировать вопиющую неблагодарность.

Как Вагнеру удалось совместить в себе очевидную гениальность, позволявшую создавать произведения невероятной духовной глубины, и одновременно с этим стать предтечей и воплощением мрака, захватившего Европу в двадцатом веке?

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Стремительный успех.

Родившийся в 1813 году в Лейпциге, в эпицентре наполеоновских войн, Вагнер с детства впитал дух революции. Рано потеряв отца, он нашёл опору в лице отчима, актёра Людвига Гейера, который разглядел в мальчике артистический дар и способствовал развитию его таланта.

Но настоящим откровением для юного Рихарда стала музыка Бетховена. В пятнадцать лет он услышал симфонии, перевернувшие его представление о возможностях искусства.

"Симфония №9 - мистический источник моих экстазов." — Рихард Вагнер.

Его первые творческие опыты носили явный отпечаток бетховенского влияния. Однако уже в них проглядывало стремление к чему-то большему, выходящему за рамки традиционных форм.

Карьера молодого композитора развивалась стремительно: в 1832 году — премьера симфонии до мажор в Праге, год спустя — должность хормейстера в Вюрцбурге, затем первая опера «Феи».

Главным итогом работы над "Феей" стало знакомство с Минной Планер - женщиной, прервавшей бурные романы Вагнера и впоследствии ставшей его первой супругой.

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Годы скитаний.

Провал второй оперы «Запрет любви» в 1836 году положил начало периоду серьезных финансовых трудностей и постоянных скитаний по Европе. Вагнеру приходилось не просто часто переезжать, но и прятаться от преследовавших его кредиторов.

Конфискация паспортов в 1839 году вынудила супругов бежать в Париж. Что бы хоть как-то влачить существование, Рихард взялся за сочинение музыки для водевилей. Именно в годы нищеты и отчаяния в нём вызревал замысел «Риенци» — третьей по счету оперы.

Поставить новое творение в Париже не было возможности, поэтому композитор решил отправить его в Дрезден, где в стенах придворного театра состоялась триумфальная премьера. Успех оперы позволил Вагнеру вздохнуть спокойно.

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Зрелый композитор.

В Дрездене Вагнер проводит следующие 6 лет. В 1843 году на сцене той же придворной оперы состоялась премьера новой работы Рихарда Вагнера — «Летучий голландец».

Именно в этой опере композитор впервые сознательно применил революционный прием — систему лейтмотивов. Каждый ключевой образ и идея — тоска по спасению, проклятие, жажда искупления любовью, призрачный корабль — имеет собственное, уникальное звучание.

В Дрездене родился истинный Вагнер — не просто сочинитель музыки, но гениальный творец миров, сплавляющий воедино миф, музыку и драму.

Почувствовав себя защищенным от ударов судьбы, Рихард начинает работу над оперой «Тангейзер», в полной мере раскрывающей его талант к сочинению либретто.

Вагнер начинает отходить от традиционной «номерной» структуры оперы (где есть четкое деление на арии и речитативы). Речитативы персонажей приобретают особое выражение и значение.

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Политические выходки Вагнера.

Возвращение на родину стало переломным моментом. Европа бурлила: 1848 год принёс волну революций, и Вагнер с головой окунулся в политическую борьбу.

Его памфлеты и речи дышали революционным пылом, но после подавления дрезденского восстания в мае 1849 года композитор был вынужден бежать — сначала в Цюрих, а затем в Париж.

В 1849 году Рихард пишет эссе «Произведение искусства будущего», где формулирует свою революционную эстетику, а всего через год публикует памфлет «Еврейство в музыке», в котором с неприкрытой ненавистью обрушивается на Мейербера и Мендельсона.

В эти годы Вагнер демонстрирует ярый антисемитизм и приверженность националистическим идеям, захлестнувшим умы немцев. Взгляды композитора ставят под угрозу его карьеру и рискуют обернуться трагедией.

"Никакой пользы не принес Вагнер тем, что лазал на баррикады, а между тем, он рисковал унести в могилу Нибелунгов, Тристана и Парсифаля", - Александр Бенуа.

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Очередное изгнание.

Горячая политическая деятельность музыканта возвращает его во времена скитаний. Вагнер снова попадает в долговую яму и вынужденно бегает по Европе, скрываясь от полиции.

Постановка оперы "Лоэнгрин" проходит без участия самого композитора, который лишь издалека следит за ходом работы. Вся ответственность за премьеру лежит на плечах Ференца Листа.

В изгнании Вагнер активно работает над новыми операми и рождает идеи самых известных творений, однако следующая премьера состоится только через 15 лет.

Судьба дарит Вагнеру шанс выкарабкаться из финансовой пропасти: его покровителем становится богатый коммерсант Отто Везендонк. Но вместо благодарности композитор впоследствии не только ссорится с меценатом, но и вступает в связь с его женой, Матильдой.

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Рихард Вагнер и Людвиг Баварский.

Неизвестно как сложилась бы судьба нуждающегося и гонимого Вагнера, если бы не встреча с королем Людвигом Баварским в 1864 году. Монарх страстно обожал произведения композитора, поэтому сам предложил маэстро помощь.

Именно благодаря молодому королю состоялась премьера, пожалуй, самой известной оперы Рихарда "Тристан и Изольда" и менее популярной оперы "Нюрнбергские Мейстерзингеры".

Казалось, что проблемы Вагнера остались позади: Людвиг погасил долги музыканта, оперы снова ставятся на сцене, а популярность Вагнера стремительно растет. Но страсть к чужим женам снова обуяла маэстро и свела с супругой дирижера его собственных произведений.

Совместная работа Людвига и Рихарда подарила миру 2 оперных театра, построенных специально под премьеры новых произведений, однако его непозволительное поведение огорчило короля и положило конец продуктивному союзу.

Людвиг простил Вагнера, но вернуться назад не позволил.

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

Кольцо Нибелунга.

15 часов музыки, 34 главных лейтмотива, десятки судеб, сплетённых в единое, — гибель и возрождение мира. Это не сериал — это «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера.

Еще в 1848 году маэстро задумал оперу о легендарном Зигфриде. Композитор изучал скандинавские саги, немецкие эпосы и мифы. К 1852 году были готовы все четыре либретто, а музыка создавалась более 26 лет.

Содержание тетралогии:

  1. «Золото Рейна» — пролог, в котором рождается проклятие.

  2. «Валькирия» — история о любви и сострадании.

  3. «Зигфрид» — рождение нового героя. Сын Зигмунда и Зиглинды, бесстрашный и наивный Зигфрид выковывает меч, убивает дракона и непреднамеренно завладевает кольцом.

  4. «Гибель богов» — расплата. Обманутый Зигфрид теряет память, предаёт Брунгильду и гибнет от руки завистников.

Последнее произведение Вагнера — «Парсифаль» (1882) — стало духовным завещанием. Композитор назвал его «торжественной сценической мистерией», где христианские мотивы соединились с его собственным мировоззрением.

Рихард Вагнер: Гений на службе Темных Сил. Как превратить 28 лет в 4 дня? Биография композитора

13 февраля 1883 года композитор скончался в Венеции. Однако идеи Вагнера пережили его самого и попали в плохие руки. Мощь и мифологическая сила вагнеровского искусства сделали его орудием в руках идеологов нацизма.

Факт личного восхищения Гитлера и использования музыки в пропагандистских целях создал вокруг наследия Вагнера неразрешимую этическую дилемму.

Сегодня мы по-прежнему стоим перед вопросом: можно ли отделить гениальное искусство от тёмной личности его создателя?

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!