Terros15

Terros15

Врач психотерапевт-психиатр
Пикабушник
Дата рождения: 11 августа
1389 рейтинг 74 подписчика 23 подписки 11 постов 1 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
17

Байки психотерапевта №3

Доброго времени суток. Наконец то я добрался до компьютера с полноценной сетью)
Продолжить бы мне хотелось с тех историй, притч и баек, которые я периодически использую лично сам, чтобы пройти достаточно незаметно через критическое восприятие ситуаций клиентами. Многие из них уже и "заезжены", но от этого они нисколько не потеряли своей актуальности. Если использовать их в нужный терапевтический момент, то даже знакомая история рождает новые мысли и эмоции.


Байка «Цель»

...

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

– Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, – ответил Кот.

– Да мне почти все равно, – начала Алиса.

– Тогда все равно, куда идти, – сказал Кот.

– Лишь бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.

– Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот, – конечно, если

не остановишься на полпути.

Л. Кэрролл


Мораль: Пошла Машенька в лес по грибы и по ягоды, а вернулась ни с чем… потому

что нужно перед собой ставить конкретные цели!

Комментарий: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни

один ветер не будет попутным». (Сенека)

«Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя, и все

остановилось. Цель утрачена, и сил как ни бывало». (В. Гюго)

Диапазон применения байки: тренинг целеполагания, бизнес-консультирование.

Терапевтические мишени: нарушение целеполагания, системы приоритетов


Байка «Не в деньгах счастье»

Ученик спросил Мастера:

– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно

купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость;

образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

Мораль: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу

чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они

стремились». (И. Гете)

Комментарий: Как признался в одном из интервью Борис Абрамович Березовский,

находясь уже за пределами России: «Оказалось, что действительно не в деньгах счастье». Но большинству хочется проверить это на своем опыте.

Диапазон применения байки: семейное консультирование, аффективные

расстройства.

Терапевтические мишени: ложные цели.


Байка «Полная банка»

...

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял трехлитровую стеклянную

банку и наполнил её камнями, каждый не менее двух сантиметров в диаметре.

В конце он спросил студентов, полна ли банка?

Они ответили:

– Да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного

потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Еще раз профессор спросил

студентов, полна ли банка?

Они ответили:

– Да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок

занял полностью существующее свободное место и все закрыл.

Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Те ответили: да, и на этот раз

однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли,

размачивая песок.

Студенты смеялись.

– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь. Камни – это

важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети – все то, что необходимо,

чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется.

Горошек – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок

– это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться

горошек и камни. И так же в вашей жизни: если тратить все время и всю энергию на мелочи,

не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье:

играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет

еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.

Занимайтесь прежде всего камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите

ваши приоритеты: остальное – это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора: какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

– Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что,

как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Мораль: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь». (В. О.

Ключевский)

Комментарий: «Тот, кто ответил себе на вопрос: "Зачем жить?", сможет вытерпеть

почти любой ответ на вопрос: "Как жить?"». (Ф. Ницше)

Диапазон применения байки: синдром хронической усталости, семейное

консультирование, аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: нарушение целеполагания и системы приоритетов.

Другие варианты использования: существует арттерапевтическая техника, когда клиент прослушав байку рисует и обозначает то что в его жизни (кувшине) камни, песок и тд.



Байка «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый

способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог

бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее

между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать

их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках.

Мораль: «Хитрость – образ мыслей ограниченных людей и очень отличается от ума, на

который по внешности походит». (И. Кант)

Комментарий: Человек – существо гордое. Собственное эго часто заставляет его

пытаться доказать несовершенство и несостоятельность окружающих, чтобы таким образом

возвыситься самому. В ситуации выбора быть счастливым или правым именно гордыня

может склонять ко второму. Недаром в христианстве она признана смертным грехом, ибо

она и есть прямая дорога к смерти.


Однажды старик решил открыть своему внуку одну жизненную истину. И сказал он

ему:

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк

представляет зло: зависть, ревность, гнев, отчаяние, страх, обиду, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: гармонию, мир, любовь, надежду, истину, доброту и

помощь.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование.

Терапевтические мишени: эмоциональные – раздражение, гнев; поведенческие –

агрессия, конфликтность, поиск и любовь к справедливости.


Байка «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

– Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Мораль: «Всеобщий источник нашего несчастья в том, что мы верим, будто вещи

действительно являются тем, чем мы их считаем». (Г. Лихтенберг)

Комментарий: Счастье – понятие субъективное, и в этом заложен удивительно

большой потенциал. Именно это позволяет быть счастливым всем без исключения. Если бы

счастье заключалось в строго определенных предметах, положениях и ситуациях, их бы не

хватало на всех (как всегда бывает с полезными ресурсами и благами), следовательно,

большинство было бы закономерно их лишено. Можно с определенной долей уверенности

предположить, что счастье – это равновесие между желаниями и возможностями. Но первые

зачастую бывают неоправданно беспредельны, а вторые – лишены трезвой оценки. В итоге

большинство желает эфемерного, а потому не находит своего счастья.

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». (Пифагор)

Диапазон применения байки: синдром хронической усталости, семейное

консультирование, аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: нарушение целеполагания и системы приоритетов.


Байка «Осадок»

Вернулся один человек из гостей и тут зазвонил телефон. Это оказался приятель, от

которого он недавно ушел.

– Слушай, – сказал этот приятель, – никогда больше не приходи к нам в гости. И лучше

даже не звони и не подходи ко мне никогда. Знать тебя больше не хочу!

– Да что случилось-то такое?! В чем я, собственно, виноват?!

– Ты вот был у нас сейчас в гостях?

– Ну был, и что?

– Да. Так вот, ты ушел, мы стали убирать, смотрим – а ложек-то серебряных нет!

– Но я не брал твоих ложек!!!

– Это я знаю, ложки мы потом нашли. Но вот осадок, осадок-то остался!

Мораль: Даже опровергнутые фактами заблуждения по инерции какое-то время еще

грызут мозг.

«Они ничего не забыли и ничему не научились». (Ш. Талейран)

Комментарий: Все мы заложники своих ярлыков, шаблонов и стереотипов. Когда их

власть заходит слишком далеко, мы начинаем терять контакт с реальностью.

Действительность в виде друзей, ситуаций и ощущений начинает ускользать как вода сквозь

пальцы.

За многие наши претензии к окружающим нам становится впоследствии неловко или

даже стыдно. Не все из них мы в силах исправить.

Диапазон применения байки: семейное и бизнес-консультирование, аффективные

расстройства.

Терапевтические мишени: механизм проекции и экспектации.


Байка «Победитель джиннов»

Один юноша получил большое наследство и растратил его на изучение искусства

побеждать джиннов. Много лет он изучал тайную науку и достиг в ней совершенства. До

самой своей смерти он не встретил ни одного джинна.

Мораль: «Искусство быть мудрым заключается в умении не тратить время на

ненужное». (У. Джеймс)

Комментарий: Жизнь коротка, а ресурсы всегда ограничены, и распорядиться

отпущенным временем стоит разумно. Для этого целесообразно распределять свои ресурсы

(силы, время, средства и т. д.) на продуманные цели, чтобы, как говорится, потом не было

«мучительно больно».

Диапазон применения байки: бизнес-консультирование, семейное консультирование,

аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: установка предсказания будущего, механизм проекции.



Байка «Прежняя лужа»


Молла проезжал на ослике по дороге мимо глубокой лужи. Вдруг осел испугался

чего-то и взбрыкнул. Молла полетел бы прямо в грязную, зловонную воду, если бы не

оказавшийся рядом сосед. Он сумел удержать Насреддина от падения. И вот при каждой

встрече с Моллой этот человек начинал вспоминать о том, как он спас Моллу от падения в

грязную лужу. Однажды, когда сосед в очередной раз начал говорить:

– А помнишь, Молла, ведь это я тебя спас, когда ты уже летел прямо в лужу? Вот на

этом самом месте все и случилось, вот и лужа все еще здесь…

– Стой, погоди! – взмолился Насреддин. Он подбежал к луже и плюхнулся в самую ее

середину. Усевшись по горло в грязной воде, Молла крикнул соседу:

– Видишь, я теперь такой же мокрый, каким стал бы, не окажись ты тогда рядом?! Ну,

теперь-то ты оставишь меня в покое?!

Мораль: "Бойся данайцев, дары приносящих."

Комментарий: Некоторые услуги обходятся слишком дорого. Их цена порой

превышает ценность самой оказанной услуги.

Диапазон применения байки: бизнес-консультирование, семейное консультирование,

аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: установка предсказания будущего


P.s.: Немного анекдотов на ПСИ- тему)

– Доктор, что меня теперь ждет? Долгое лечение таблетками? Сумасшедший дом?

Смирительная рубашка? Электрошоковая терапия?
– Больной, куда вы так торопитесь, я не могу вам всего рассказать. Вам потом будет неинтересно.

К врачу заходит благодарный пациент, несет коньяк, конфеты, икру и т. д.
– Вот, доктор, спасибо вам большое!

Врач, негодуя:

– Как вы могли так бездарно потратить мои деньги?!!


Приходит пациент к психотерапевту и говорит: –Доктор, давайте поговорим о

прекрасном!

– У вас есть глисты?

– Глисты?!!! Нет, нету меня глистов.

– Ну вот и прекрасно!


Уставший врач скорой психиатрической помощи:
– Что ж вы так убиваетесь? Вы ж так не убьетесь!


Приходит пациент к психотерапевту:

– Доктор, вот верь после этого людям. Купил хваленую германскую соковыжималку, а она сломалась.

– А много сока вы выжали?

– Да чуть-чуть яблочного и апельсинового, а уже на березовом она накрылась...

– Кем вы работаете? – Я помогаю людям, страдающим от алкогольной зависимости.

– 0... Вы психотерапевт!

– Да нет... Я продавец в винно-водочном отделе.


На первом приеме:
– Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне о своей

жизни, с самого начала.

– Ну, хорошо, слушайте. Так вот, сначала я создал небо и землю...


– А вы напрасно жалуетесь на комплекс неполноценности. Напротив, вы на редкость

правильно оцениваете свои возможности.

Показать полностью
36

Байки психотерапевта №2

Притча (слав. притька – случай, происшествие) – это короткий образный рассказ, изложенный понятным языком, иносказание, часто употребляемое в Библии для изложения вероучительных истин. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен их вывести. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: «Имеющий уши слышать, да слышит!» Такие рассказы используют для того, чтобы наглядно представить какую-либо модель, соответствующую проблеме пациента и/или методам ее решения. Причем происходит это не в морализаторско-назидательном ключе, а в форме свободной беседы. Пезешкианом (позитивная психотерапия) описывается несколько основных психотерапевтических функций притч.

• «Функция «зеркала»

Данная функция дает возможность иносказательно и деликатно обратить внимание человека на его собственную личность, характерные особенности возникшей проблемы, вредные привычки, ошибки и стереотипы поведения.

• «Депо»

Притча позволяет оказать воздействие не только в момент рассказа, но и, оставаясь в памяти человека, незримо влиять на его мышление и в отдаленном периоде. Притчи – это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон они прорастут и дадут всходы.

• Возможность альтернативного выбора

Рассказанная история включает дидактический компонент, недирективно обучая пациента использованию альтернативных вариантов и расширяя репертуар его выбора в определенных ситуациях.

• Свобода пациента и врача в работе с проблемой

Атмосфера свободного общения, непринужденной беседы и в то же время конструктивного диалога лучше всего создается применением метафорических повествований. Вовремя рассказанные анекдот или притча позволяют быстрее сформировать качественный контакт с пациентом, разрядить обстановку и неформально подытожить результат сеанса.

• Поддержка

История, сказка, анекдот помогают переключить внимание пациента с негативных эмоциональных переживаний, с его фиксированности, зацикленности на мыслях о проблеме на отвлеченную тему, одновременно содержащую некоторый позитивный взгляд, обозначающую перспективу и варианты решения. Это часто приносит значительное облегчение человеку, обратившемуся за помощью, прямо во время сеанса, а иногда и повторно в будущем, при рассказывании этих историй самим пациентом его окружению.

• Новый ресурс

История, притча, анекдот и даже короткий афоризм могут явиться настолько важной информацией и откровением для пациента, что иногда быстро и радикально меняют отношение человека к его хроническим проблемам, открывают, можно сказать, второе дыхание, а порой – даже скрытые до того способности и ресурсы.

• Освоение нового культурного пространства

Сказки и притчи других народов позволяют лучше и глубже понять их взгляды, миро- воззрение, традиции, культуру и перенять что-то ценное, расширяя свой кругозор и развивая личность.

• Принятие ответственности

История не является директивной инструкцией, поэтому стимулирует пациента делать из нее свои выводы, принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность.



Байка «Умные животные»

Целый ряд пациентов страдает проблемой, называемой в психологии и философии проблемой антропоцентризма. Антропоцентризм проявляет себя формированием представлений о прочих «тварях земных» по своему «образу и подобию». «Моя кошка понимает...», «Собака думает...», некоторые даже приписывают человеческие качества и характеристики неживым предметам. Классический пример очеловечивания машины, с уговорами ее завестись и поглаживаниями в прямом и переносном смысле; еще наглядный пример – игроманы (лица, подверженные непреодолимой тяге к азартным играм), которые уверены в том, что игровой автомат уже «набрал» достаточное количество жетонов и справедливо будет поделиться. Да вспомните хотя бы, как ругнулись на попавшуюся на пути табуретку. В пример пациентам приводится собака, 10 лет служившая верным примером теории научения, добермана по кличке Крис. Как только хозяин задвигал по вечерам клавиатуру компьютера, пес тут же прибегал в комнату с остро торчащими вверх ушами и поводком в зубах, демонстрируя, что он точно знает, кто и с кем сейчас пойдет гулять. Можно было бы приписать ему способности к телепатии, если бы не теория условных рефлексов, созданная И. П. Павловым.

Мораль: «Чему только не поверят люди, когда им этого очень хочется». (А. Сталь) «Люди обычно склонны верить в то, чего они желают». (Ю. Цезарь)

«Большинство людей обладают совершенно уникальной способностью все принимать

на веру». (О. Хаксли)

Комментарий: В доказательство ошибки приписывания человеческого интеллекта

животным психологи и этологи (специалисты по изучению поведения животных) рассказывают историю про умного Ганса. Так стали звать одного коня, жившего в начале XX в. Люди, видившие его выступления, были уверены, что он способен производить сложные арифметические вычисления. Стоило только попросить его сложить или вычесть одно число из другого, и конь начинал выстукивать копытом правильный ответ. В конечном итоге выяснилось, как Гансу удавалось это делать. Если условие задачи шептали коню в ухо, он никак не реагировал. Но четко выстукивал копытом правильное число, только когда рядом присутствовал дрессировщик, который тоже слышал вопрос. В действительности Ганс очень чутко реагировал на еле уловимые намеки (невербальное поведение), которые дрессировщик подавал ему бессознательно. Дрессировщик знал правильный ответ и, когда Ганс отстукивал копытом необходимое число раз, неосознанно напрягался. Конь хорошо воспринимал все микросигналы, характеризовавшие напряжение дрессировщика, и для него они служили сигналом прекратить стук. После выявления «феномена умного Ганса» исследования поведения животных старательно проверяются на наличие подобных бессознательных намеков.

Диапазон применения байки: психические расстройства непсихотического уровня, семейное консультирование, бизнес-консультирование.

Терапевтические мишени: иррациональная установка антропоцентризма.



Байка «Проблемы консультирования»

Руководитель крупной компании пошел в лес за грибами. Он доехал до леса на машине, оставил её на обочине дороги и углубился в лес. Там он долго ходил, но, проплутав около шести часов, понял, что заблудился и не в состоянии вернуться к своей машине. На берегу ручья под высокой сосной он увидел удобный пенек и сел на него, чтобы отдохнуть. Через какое-то время к месту, где он сидел, вышел другой грибник. Заблудившийся обрадовался и спросил его:

– Извините меня, можете ли вы сообщить, где я нахожусь? Внимательно посмотрев на него, грибник ответил:

– Вы находитесь в лесу, на берегу ручья. Вы сидите на пеньке, стоящем

под высокой сосной.

– Вы, должно быть, психолог-консультант! – сказал заблудившийся. – Ого! Как вы это узнали? – спросил прохожий.

– Все, что вы сказали, я знал и до вас. Ваш ответ технически правилен,

но абсолютно бесполезен, и фактически я так до сих пор и не знаю, как выйти к своей машине.

– А-а-а, ну вы, должно быть, президент крупной компании! – улыбнулся консультант.

– Точно! А как вы догадались?

– Следите за мыслью: вы прекрасно видите, где вы находитесь, и все же вы не знаете, где вы находитесь, и спрашиваете об этом, хотя сами знаете ответ, который услышите. Вы не знаете, куда вам двигаться дальше, но об этом как раз не спрашиваете. Реально вы находитесь в точно том же положении, как и до нашей с вами встречи, но теперь вашу проблему вы превратили в мою ошибку и обвиняете меня!

Мораль: «Правильно спросить – половина знаний». (Магомет)

Комментарий: Человек получает ответы на свои вопросы в соответствии со способностью к пониманию и подготовкой.

Диапазон применения байки: обучение психологов и психотерапевтов, психические расстройства непсихотического уровня, семейное консультирование, бизнес-консультирование.

Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования.

Байка «Случай в дороге»

Рассказывают о страннике, который устало брел по казавшейся бесконечной дороге. Он тащил на себе разные вещи. Тяжелый мешок с песком висел у него на спине; толстый бурдюк с водой обвивал его тело. В правой руке он нес камень странной формы, в левой – булыжник. На шее на обтрепанном канате висел жернов. Ржавые цепи, на которых по пыльному песку волочились тяжелые гири, обматывали его лодыжки. На голове у него была полусгнившая тыква. При каждом его шаге цепи гремели. Со стонами и вздохами он шаг за шагом двигался вперед, жалуясь на тяжелую судьбу и усталость, измучившую его. В раскаленный полдень ему встретился крестьянин, который спросил его: «О усталый странник, зачем ты несешь этот булыжник?»

«Ужасно глупо, – ответил странник, – но я не замечал его раньше». С этими словами он отбросил булыжник и камень в сторону и почувствовал значительное облегчение.

Пройдя еще часть пути, он вновь встретил крестьянина, который спросил его: «Скажи мне, усталый странник, почему ты мучаешь себя этой полусгнившей тыквой на голове и зачем ты тащишь за собой на цепях эти тяжелые чугунные гири?»

Странник ответил: «Я очень рад, что ты сказал мне об этом. Я не знал, что они есть у меня». Он снял цепи, скинул тыкву в придорожную канаву и опять почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем большее страдание ощущал.

Идущий с поля крестьянин посмотрел на него в изумлении и сказал: «О, добрый человек, ты несешь в мешке песок, но вокруг больше песка, чем ты мог бы поднять. А твой большой бурдюк с водой – как будто ты собираешься пересечь Каирскую пустыню. Рядом с дорогой течет чистый ручей, который будет долго сопровождать тебя на твоем пути». Услышав это, странник снял бурдюк и вылил из него солоноватую воду. Затем он высыпал в яму песок из своего мешка. Он задумчиво стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние лучи посылали ему свой свет. Он оглядел себя, увидел тяжелый жернов на шее и вдруг осознал, что именно он заставлял его так сгибаться. Он снял жернов и швырнул его как можно дальше в ручей. Освободившись от тяжестей, он побрел по вечерней прохладе в поисках пристанища [8].

Мораль: «Любопытная штука эти привычки. Люди сами и не подозревают, что они у них есть». (А. Кристи)

Комментарий: «Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство». (Сенека)

Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства. Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования.



Байка «Трудно угодить всем»

В жаркий летний день по пыльным улицам Кешана шел человек со своим сыном и ослом. Отец сидел на осле, а мальчик вел его. «Бедный ребенок, – сказал прохожий. – Его короткие ножки пытаются не отстать от осла. Как может этот мужчина так лениво сидеть на осле, неужели он не видит, что мальчик бежит в изнеможении?» Отец принял этот упрек близко к сердцу, на ближайшем же углу слез с осла и посадил на него мальчика. Но прошло немного времени, как другой прохожий громко сказал: «Какой позор! Маленький пострел восседает как султан, в то время как его бедный старый отец идет пешком». Это замечание очень задело мальчика, и он попросил отца сесть на осла позади него. «Вы когда-нибудь видели что- нибудь подобное? – заметила покрытая чадрой женщина. – Такая жестокость к животному. Спина бедного ослика прогибается, а этот старый бездельник и его сын развалились как на тахте. Бедное создание!» Объекты критики посмотрели друг на друга и без слов слезли с осла. Но едва они прошли несколько шагов, как очередной прохожий стал насмехаться над ними, говоря: «Хвала небесам, что я не так глуп. Зачем вы двое ведете своего осла, когда он не приносит никакой пользы, не везет даже одного из вас?» Отец сунул в рот ослу пригоршню соломы и положил руку на плечо сыну: «Что бы мы ни делали, – сказал он, – всегда кто-то не согласен с этим. Я думаю, нам надо самим решить для себя, что мы считаем правильным» [2].

Мораль: Ничего бы вообще никогда не предпринималось, если требовалось бы опро- вергнуть все возможные возражения.

Комментарий: «Вежливость состоит в том, чтобы постоянно забывать о себе для того, чтобы заниматься только другими». (Ф. Монкриф)

Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования.



Байка «Хочу что есть»

Хотелось бы рассказать про необычное интервью, которое взяли у одного десантника во время празднования дня ВДВ. Несмотря на то что он и его друзья, находившиеся в кадре, уже явно начали отмечать свой любимый праздник, слова, сказанные им, были наполнены глубокой мудростью. Отвечая, чем принципиально отличается ВДВ от других войск, он изрек: «Другие служат там, куда их посылают, а десант, куда его посылают, туда и хочет».

Мораль: «Если дела обстоят не так, как вам нравится, любите их такими, какие они есть». (Восточная мудрость)

Комментарий: «Счастье не в том, чтобы делать всегда что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». (Л. Толстой)

Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования, оценочная установка.



Байка «Правила и реальность»

Идет сеанс психоанализа. Пациентка Фрейда, лежащая на кушетке, говорит: «Поцелуйте меня, пожалуйста». Фрейд отвечает: «Ну что вы, это совершенно исключено. Это никак не укладывается в правила психоанализа. Мне и спать-то с вами не следовало».

Мораль: Жизнь диктует свои правила, которые, как трава, пробиваются через асфальт

догм.

Комментарий: Этика психотерапии и её внутрикорпоративные правила не имеют

четко установленной структуры и резко очерченных границ. Они скорее интуитивно угадываются во взаимодействии, подчиняются здравому смыслу и пользе пациента. Со времен нашумевшего романа К. Г. Юнга и его пациентки Сабины Шпильрейн и до сих пор эта тема является предметом горячих споров и дискуссий. Во время проведения конференции «Психотерапия на рубеже тысячелетий» в 2000 г. в Москве профессор М. М. Решетников, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, обсуждал темы переноса и контр- переноса, правил поведения на сеансах психотерапии и вне этих сеансов. Он привел в при- мер высказывание одного из мэтров французского психоанализа, которого спросили, можно ли «спать» со своими пациентками, на что тот ответил: «Все люди – чьи-то пациенты, так почему я должен спать с чужими?»

Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: установка долженствования, оценочная установка.



Байка «Скажем прямо»

После серьезного и продолжительного научного симпозиума, посвященного проблемам психоанализа, два профессора-психотерапевта вышли освежиться на крыльцо здания. Вдруг один с азартом спрашивает другого: «А не пробежаться ли нам до угла соседнего здания наперегонки?» Второй профессор назидательно отвечает: «Слушай, мы же с тобой взрослые люди, известные аналитики, уважаемые профессора. Ты же прекрасно знаешь, что в твоих словах латентно доминируют инфантильные перфекционистские механизмы, приводящие к избыточной соревновательности, скрываемые рационализацией. Давай лучше просто и честно померяемся членами».

Мораль: Витиеватые атрибуты и ярлыки часто скрывают старые механизмы и ритуалы.

Комментарий: По мнению современных этологов (специалистов, изучающих поведение животных, напомним еще раз), демонстрация половых органов в стае есть один из способов доказательства своего превосходства и доминантного положения.

Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.

Терапевтические мишени: конкуренция, установка максимализма/ перфекционизма.



Огромное спасибо Д. Ковпаку за предоставленный материал

Показать полностью
11

Байки психотерапевта

С начала времён шаманы, наставники, проповедники и философы – все они интуитивно сознавали и в сходной манере использовали силу влияния понятных, но мудрых историй. Начиная с проповедей Будды и Христа метафора всегда присутствовала как средство изменения людей и воздействия на их поведение

Содержание этих историй может быть разным, существенной структурной разницы между легендой об Одиссее и сказкой «Алиса в Стране Чудес» нет. Приходилось ли вам когда-либо чувствовать себя так, будто вы находитесь между Сциллой и Харибдой? Нет ли в вашем опыте собственной ахиллесовой пяты? Подобные параллели между мифами, сказками, баснями и человеческим опытом часто настолько очевидны и настолько распространены, что в конце концов они проникли в язык и наше сознание как идиомы. В той или иной форме каждый из нас регулярно имеет дело со змеем-искусителем, «данайцами, дары приносящими», спящими красавицами, шреками и старухами Шапокляк. Все подобные истории, анекдоты и идиомы обладают одним важным качеством: в них содержатся сконцентрированный опыт, ценные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической и распространенной проблемы.

Сегодня в своей практике многие психотерапевты стараются использовать истории, метафоры и анекдоты в большинстве случаев, где это позволяет ситуация, есть творческий настрой и чувство юмора. Вовремя и к месту рассказанная история обладает магическим действием. Для того чтобы рассказать её вовремя, нужно уметь слушать и слышать, для того чтобы рассказать её к месту, нужно понимать, что беспокоит человека, осознавать его внутренний конфликт. С профессиональной точки зрения это не только кратчайший путь к качественному пониманию пациента, но и профилактика синдрома выгорания. Удачная шутка – собственная или человека, с которым общаешься, – становится зачастую тем глотком свежего воздуха, который открывает второе дыхание и возвращает любовь к людям и делу, которому себя посвятил.

Надеюсь, что заинтересованный и пытливый читатель сможет тоже извлечь из них пользу. Как писал Берк: «Быть интересным – первая обязанность малоизвестного автора. Право быть скучным принадлежит только тем писателям, которые уже прославились». В то же время это не только и не столько развлечение, сколько современная и одновременно древняя форма обучения.

История не является директивной инструкцией, поэтому стимулирует пациента делать из нее свои выводы, принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность.

Байка «Психологическое айкидо»


Дорогие мама и папа!

С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Сожалею о том, что была невнимательна и не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо?

Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда оно загорелось (вскоре после моего приезда сюда), теперь почти вылечены. Провела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально, и головные боли бывают только раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил в пожарный отдел и вызвал «скорую помощь». Кроме того, он навещал меня в больнице, и поскольку мне негде было жить после пожара, он любезно предложил разделить с ним его комнату. В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной.

Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятьями. Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый. Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я получаю низкие баллы по американской истории и плохие оценки по химии и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки с мудростью и снисходительностью.

Ваша любящая дочь Шэрон.

Мораль: Все в этом мире относительно и некоторые умеют использовать теорию относительности на практике как механизм влияния.

Комментарий: Это забавное письмо в своей книге «Психология влияния»  американский социальный психолог Роберт Чалдини приводит в качестве примера умелого использования принципа контраста восприятия для оказания влияния на людей и изменения их убеждений. В психофизиологических лабораториях иногда проводится следующая демонстрация контраста в восприятии. Студенту предлагают по очереди садиться перед тремя ведрами с водой – одним с холодной, другим с водой комнатной температуры и третьим с горячей. После того как студент опустил одну руку в холодную воду, а другую – в горячую, ему предлагают одновременно поместить обе руки в тепловатую воду. Взгляд, выражающий изумленное замешательство, говорит сам за себя: хотя обе руки находятся в одном и том же ведре, рука, которая была до этого в холодной воде, воспринимает воду как горячую, в то время как та рука, что была в горячей воде, ощущает воду как холодную. Так одна и та же вода может казаться разной в зависимости от предшествующей ситуации. Можете быть уверены, что это прекрасное маленькое орудие влияния, обеспечиваемое принципом контраста, не остается невостребованным. Громадное преимущество принципа заключается не только в том, что он эффективно работает, но также и в том, что его использование практически не поддается обнаружению.

Диапазон применения байки: психические расстройства непсихотического уровня, семейное консультирование, бизнес-консультирование.

Терапевтические мишени: установка катастрофизации; установка долженствования.

Байка «Слепые и слон»


За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое – слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, думал, что теперь знает все об этом существе.

Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: «Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер». Тот, кто ощупал хобот, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную». «Слон могуч и крепок, как колонна», – возразил третий, ощупавший ногу и ступню. Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта .

Мораль: Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне. (К. Гальвеций)

Истина всегда больше, чем части, ее составляющие, и даже больше, чем простая сумма всех частей. Суждения человека определяются его позицией и информацией, которой он владеет.

Комментарий. История эта приводится суфийскими обучающими мастерами на протяжении уже многих веков. Суфизм (арабск. suf – грубая шерстяная ткань в значении «рубище») – мистическое направление в развитии ислама, возникшее в VIII в. н. э. Эту притчу, немного другими словами, любил рассказывать Носсрат Пезешкиан и многие другие позитивные психотерапевты для того, чтобы подчеркнуть многогранность реальности и принцип целостного и данного, действительно существующего (positum), от которого берет свое название позитивная психотерапия.

Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование, аффективные нарушения и расстройства.

Терапевтические мишени: эмоциональные – агрессия, гнев, тревога; психологические – установка долженствования.

Байка «Розовый слон»


Встречаются двое джентльменов. Интересуются другу друга, как дела. Один говорит:

– Так себе, проблемы замучили, на работе кошмар, дома еще хуже, все вокруг серо, скучно и противно, нет никакой радости, даже отдушины.

Другой, неожиданно бодро и радостно, отвечает:

– А у меня прекрасно!

– С чего это? – спрашивает первый.

– Да я недавно купил себе редкого замечательного розового слона, и

моя жизнь преобразилась! Ты утром просыпаешься, а он тебе улыбается. Весь такой розовый, так и хочется его обнять. Поливает нам цветы, играет с ребенком. Жена от него в восторге, ребенок без ума. Домой приходишь, а он тебе радуется, как щенок! Отношения у нас в семье наладились, мы больше не ссоримся и чаще проводим время всей семьей.

– Слушай, – говорит первый джентльмен, – продай мне его. Он мне явно сейчас нужнее, чем тебе.

– Да ну что ты, – говорит второй, – он же у нас практически как член семьи, жена меня просто убьет, если я такое святотатство себе позволю!

– Ну продай, – умоляет первый, – мне без твоего слона – хоть вешайся! Друг ты мне или кто?

– Ну я не знаю, я должен жене привести какие-то веские аргументы. – 20 тысяч долларов будут достаточно веским аргументом?

– Ты меня без ножа режешь, ну ладно, только ради тебя, по рукам. Через месяц эти джентльмены встречаются вновь.

– Ну, как дела? – спрашивает продавший слона.

– Ты не представляешь, я думал, у меня до этого депрессия была. Оказывается, настоящий кошмар наступил с появлением этого слона. Он жрет бездну еды, разломал всю мебель, вытоптал все газоны, гадит везде, как ненормальный, и ему на всех наплевать. Да еще эта дурацкая розовая краска с него слезает! Главное, кому не предлагаю, никто этого жуткого слона не хочет купить, ни за какие деньги!

– Ну, братец, с таким настроением слона не продать!

Мораль: Не бывает так плохо, чтобы не могло быть еще хуже.

Комментарий: Опытный и хитрый торговец знает, как использовать ваше психологическое и эмоциональное состояние для того, чтобы склонить к нужному ему решению. Манипулятор быстро соберет информацию о вас и сформирует ситуацию таким образом, что жертва сама захочет залезть в ловушку.

Диапазон применения байки: бизнес-консультирование, психические расстройства непсихотического уровня, семейное консультирование.

Терапевтические мишени: эмоциональные – тоска, уныние, тревога; психологические – иррациональная установка катастрофизации.


Байка «Почему нет друзей?»


Пациент приходит к психотерапевту и говорит: «Доктор, у меня проблема общения с людьми и совсем нет друзей. Может быть, ты мне поможешь, старый, жирный, лысый придурок?»

Мораль: Если регулярно происходит что-то не так, стоит задуматься – что не так с тобой.

Комментарий: Если с вами и вашей жизнью что-то не в порядке, то первое, что стоит сделать, – признать это. Один из самых неудачных способов справляться с тем, что мешает жить, – это игнорировать свои внутренние проблемы. Второй шаг – признать, что с этими проблемами необходимо что-то делать, и не когда-нибудь, а именно сейчас. Третий шаг – это план действий, включающий в себя этапы сбора информации, действия, закрепления действия регулярной тренировкой и обратную связь.

Диапазон применения байки: психические расстройства непсихотического уровня, семейное консультирование, бизнес-консультирование.

Терапевтические мишени: агрессивное поведение, иррациональная установка дол- женствования.


Байка «Грязные гнезда»


Горлица постоянно меняла свои гнезда. Сильный запах, появлявшийся в гнезде со временем, был для нее невыносим. Она горько пожаловалась на это в разговоре с мудрой старой и опытной горлицей. Последняя несколько раз кивнула головой и сказала: «Меняя все время свои гнезда, ты ничего не изменишь. Досаждающий тебе запах идет не от гнезд, а от тебя» .

Мораль: «Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя». (Р. Декарт)

Комментарий: Как говорится, от себя не убежишь. Рано или поздно жизнь заставит заниматься собой и своими проблемами. Только разумного человека жизнь ведет, а неразумного тащит. По преданию, изречение «Познай самого себя» было начертано на фронтоне храма Аполлона в Дельфах и принадлежало Фалесу, основателю древнегреческой философии. И поныне оно более чем актуально. Однако не многие находят время разобраться именно в себе. Стать подлинным хозяином своей жизни можно, только взяв за нее ответственность, не перекладывая её на окружающих и не проецируя на них свои проблемы.

Диапазон применения байки: аффективные расстройства, в первую очередь тревожные и депрессивные, семейное консультирование, бизнес-консультирование.

Терапевтические мишени: механизм проекции, иррациональные установки должен- ствования, катастрофизации. Выработка безоценочного мышления.


Продолжение следует...


Огромное спасибо Д. Ковпаку за предоставленный материал

Показать полностью
1

Гипноз и три с половиной кита.

Гипноз и три с половиной кита.

Про гипноз в Рф знают все, либо практически все, хотя, большая часть знающих никогда в нём не были. Обыденные представления  о гипнозе, как указывает практический опыт, опираются на трех с половиной китов.
Кит № 1: гипноз - это сон и войти в гипноз означает заснуть.
Кит №2: гипнотизер обладает гипнозом, сильной волей и, подавляя более слабую волю другого человека, вводит его в гипнотическое состояние, а отсюда абсолютное большинство граждан убеждено в том, что не поддаются гипнозу.
Кит №3: гипноз опасен возможностью не проснуться.
Самые свежие полкита № 3,5: гипноз - это кодирование, и наоборот, к тому же он устарел. В целом, гипноз воспринимается, а чаще ощущается как сильная, архаичная, произвольная и потенциально небезопасная манипуляция сознанием. Обыденное представление о гипнозе в главном ошибочно и соответствует упрощенному изложению гипнотических теорий конца 19 века.

Современные научные представления о феномене гипноза и гипнотерапии существенно отличаются от обыденных. Во-первых, термины гипноз, транс, медитация, аутогенное погружение характеризуют единый режим мозговой деятельности - режим особых состояний сознания. Он дополняет два ведущих режима мозговой деятельности - бодрствования и сна. Различные наименования режима особых состояний сознания лишь отражают способы перехода в него. Наличие трех режимов мозговой деятельности человека и высших животных, равно как и взаимопереходы из одного режима в другой заданы генетически. Данное обстоятельство делает бессмысленным предрассудок о поддающихся и неподдающихся гипнозу. Любой человек с полноценно развитым мозгом способен войти в гипнотическое состояние, если этого хочет.

Во-вторых, гипнотическое состояние не является сном, после которого человек ничего не помнит. Экспериментально-психологические и нейрофизиологические исследования выявили высокую, сравнимую с бодрствованием активность мозга и психики человека в гипнотическом состоянии. От бодрствования гипнотическое состояние (как и все остальные трансовые состояния) отличается значительным возрастанием внушаемости с возможностью реализации внушенных ощущений, состояний, переживаний. Следует особо подчеркнуть, что личность гипнотизируемого остается неизменной, реализация внушений различных поведенческих актов ограничивается исключительно тем перечнем, который является приемлемым для данного человека в состоянии бодрствования.

В-третьих, гипнотическое состояние является уникальным терапевтическим инструментом, мощно активирующим системы саморегуляции и оздоровления психики и всего организма, с необычайно широким лечебным диапазоном. Областью применения гипнотерапии в текущее время являются не только лишь психогении, включая неврозы, психогенные депрессии и различные постстрессовые расстройства. Гипнотерапия давно и успешно используется при таких психосоматических заболеваниях как астма, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, при кожных заболеваниях, включая нейродермиты, экзему, псориаз. Клиническими исследованиями американских гипнологов показана оправданность применения гипнотерапии при борьбе с болью, в том числе - с хронической при различных заболеваниях. Гипнотерапия оказалась удобным инструментом в онкологии, способным облегчить состояние пациентов, ослабить побочные действия цитостатиков (препаратов, применяемых в онкологии). В мировой практике гипнотерапия широко применяется при лечении различных зависимостей: курения, алкоголизма, наркоманий ожирения.

P.s.: баянометр ругается на картинку)

Показать полностью
1

МОДЕЛЬ НЛП: SCORE

МОДЕЛЬ НЛП: SCORE

Модель SCORE - это модель эффективно организованного сбора информации.


Модель SCORE разработали Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн в 1987 году.

Собственно, модель SCORE описывает точки, про которые нужно всё-всё уточнить – это аббревиатура от названия этих точек. И если по-английски это вполне приличный бэкроним: «score» переводится как «отметка», «счет» и т.п., - по-русски всё так красиво не получается. Поэтому оставили английское название.


Symptoms: симптомы, настоящее состояние.


Causes: причины.


Outcomes: результат, желаемое состояние.


Resources: ресурсы.


Effects: эффекты, последствия.



Симптомы/Настоящее состояние

Нынешняя ситуация. Что именно хочется изменить. Но так как мы идём от сенсорных признаков – НЛП всё таки – наибольший фокус как раз них. Красиво это как раз и называется «симптомами», извините за медицинские ассоциации.


«Нежелание заниматься спортом». Симптомы: при мысли о том, что «стоит сходить в спортзал» появляется тяжесть в теле, напряжение в области живота, мышцы расслабляются, хочется думать о чём-то другом. И тянет что-нибудь съесть вкусненькое.


Причины

Причины такой жизни. Прошлый опыт, который «научил» такому поведению.


Во многих случаях, «причины» выяснять не обязательно – в НЛП больше любят работать с будущим, а не с прошлым. Так что если история появления текущего состояния не очень актуальна или не получается чётко всё вспомнить и уточнить – можно этот шаг успешно пропустить.

Например: В подростковом возрасте меня отец постоянно таскал бегать с собой, независимо от того, хотелось ли мне этого, было ли у меня время. И осталась такое чувство, что любой спорт – это принуждение.


«Один мужик, когда был маленьким, не любил манную кашу, а его кормили ею, впихивали. Теперь мужик боится всю жизнь летать на самолетах. Казалось бы, какая связь? Оказывается, когда он ел кашу, на кухне висел советский плакат Аэрофлота со стюардессой. И ощущения от этой отвратительной каши наложились на эту картинку. Под гипнозом раскопали. С bash.im


Результат/Желаемое состояние

К чему вы хотите прийти, цель. Или что вы хотите «вместо этого».


Хочу заниматься спортом: как минимум три раза в неделю ходить в спортзал.


Ресурсы

Что вам может помочь достигнуть цели.


Ресурсы могут быть как в прошлом, так и в настоящем или будущем. Это может быть и то, чему вам нужно научиться.

Спокойствие, уверенность, убеждение, что «спортом нужно заниматься», стремление быть «в форме», сила воли, настойчивость.


Эффекты

Последствия достижения результата. Как для себя, так и для значимого окружения.


Напоминаю, что последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. И их полезно оценить и понять, стоит ли достигать такой цели. Или её стоит подредактировать, а может даже и отказаться. Весьма может помочь техника «Декартовы координаты».

Если я буду заниматься спортом три раза в неделю, то я сброшу вес, буду лучше себя чувствовать, накачаюсь. Надеюсь, пропадёт одышка. Но я на это буду тратить много времени, буду не успевать некоторые вещи. Мышцы после тренировок будут болеть. К тому же это сильно изменит мою жизнь. Ну и существует риск травмы.


Использование

SCORE всего лишь описывает точки сбора информации – но не всегда получается всё выяснять в предложенном порядке. Бывает, что исследовав последствия, человек начинает менять результат, вдруг вспоминает что-то важное из прошлого, после этого лучше понимает настоящее состояние и решает добавить что-то в ресурсы... Сбор информации довольно динамический процесс.


Да, эта модель полезна как консультантам или коучам при работе с клиентом, так и при работе с собой, когда вы ставите цели или разбираетесь с проблемами. При этом часто проблемы просто решаются в процессе сбора информации – человек сам находит способ измениться. Ну а если пока способ не найден – сбор информации по SCORE поможет подобрать наиболее подходящий план интервенции.


Демонстрация

Клиент: - Я не могу заниматься спортом.


Тренер: - У тебя какая-то травма?


Клиент: - Нет, просто что-то мешает.


Тренер: - Жена встаёт в дверях и говорит: «Либо я, либо спорт?»


Клиент: - Да нет. Просто когда я думаю о том, чтобы пойти в спортзал, сразу лень накатывает.


Тренер: - И как именно «накатывает лень»? Что происходит?


Клиент: - Я думаю, мол «надо потренироваться». И такая слабость в теле, куча мыслей, почему этого делать не надо. И тут же хочется что-нибудь съесть.


Тренер: - Только когда думаешь о том, что «нужно потренироваться»?


Клиент: - Да.


Тренер: - А что ты хочешь вместо этого?


Клиент: - Хочу заниматься спортом.


Тренер: - Поподробнее.


Клиент: - Раза три в неделю ходить в спортзал. Заниматься часа по два.


Тренер: - Хорошо. А как это всё началось?


Клиент: - Когда мне было лет двенадцать, отец начал заставлять меня бегать. И у меня от этих занятий довольно неприятные воспоминания.


Тренер: - А что именно тебе неприятно?


Клиент: - Чувство скованности.


Тренер: - А что вызывает это чувство?


Клиент: - Хочу ли я бегать или нет, могу ли я, отец не спрашивал. Говорил, что нужно просто делать, и всё.


Тренер: - И как это связано с нынешней ситуацией?


Клиент: - Когда я об этом думаю, то спорт у меня сейчас ассоциируется с принуждением.


Тренер: - А как бы ты теперь описал своё нынешнее состояние, то, которое хочешь изменить?


Клиент: - Отвращению к занятию спортом.


Тренер: - Поэтому ты себе говоришь: «Надо потренироваться»?


Клиент: - Да, забавно.


Тренер: - Хорошо, а какие будут последствия того, что ты будешь три раза в неделю заниматься спортом?


Клиент: - Я буду более подтянут, настроение будет более хорошее. Увереннее в себе буду. Поэнергичнее.


Тренер: - Это положительные последствия. А отрицательные есть какие-нибудь?


Клиент: - Ну, времени не будет хватать. Заставлять себя надо заниматься. Придётся заниматься неприятным делом.


Тренер: - Ты сейчас описываешь занятие спортом как неприятные. А может быть тебе стоит поставить цель хорошо к нему относиться. В дополнение.


Клиент: - Да, я об этом не подумал. Тогда цель – хорошо относиться к занятию спортом. И заниматься им не менее трёх раз в неделю.


Тренер: - Как в таком случае изменятся последствия?


Клиент: - Из плюсов добавится то, что я буду заниматься приятными вещами и получать удовольствие. Из минусов уйдёт то, что нужно себя заставлять.


Тренер: - Перечисли ещё раз положительные и отрицательные последствия.


Клиент: - Положительные: подтянутость, здоровье, удовольствие, привлекательность и уверенность в себе. Отрицательные: недостаток времени, мышцы болят после тренировок. Ритм жизни изменится. Ну и риск травмы. Думаю, надо как-то более гибко цель поставить – не обязательно три раза в неделю по два часа.


Тренер: - Хорошо. Как бы ты сформулировал теперь свою цель?


Клиент: - Хочу регулярно заниматься спортом. Но так, чтобы эти занятия гармонично вписывались в мою жизнь. И чтобы эти заниматься мне нравилось.


Тренер: - Как будут последствия у этого результата?


Клиент: - Те же, только из минусов уйдёт недостаток времени и то, что изменится ритм жизни пойдёт скорее в плюс.


Тренер: - Отлично. А какие тебе могут понадобиться ресурсы для достижения этой цели?


Клиент: - Настойчивость. Знание техник НЛП – которые могут помочь изменить отношение. Вера в собственные силы. Сила воли. Желание измениться.


Тренер: - Этого хватит?


Клиент: - Ну я бы ещё добавил желание стать стройным и энергичным.


Тренер: - Хорошо. На этом на сейчас мы закончим. Спасибо.


Клиент: - Спасибо.


Напоминаю, что SCORE – это только модель сбора информации. После того, как в информацию собрали, уже принимается решение, как и что будем менять. Если результат не достигнут в процессе.


Материал взят из "Энциклопедия НЛП"

Показать полностью
1

Страх будущего

Приходит к психотерапевту иногда человек и говорит: "Доктор, я боюсь, что со мной произойдет ДТП. Боюсь так, что вождение превращается в муку. Давай посмотрим в будущее и узнаем, что там".


Человека понять можно, вполне логично рассуждает. Но наши катастрофичные ожидания не растут на пустом месте, они выходят из опыта. Более того, они могут быть напрямую НЕ связаны с предметом в настоящем. То есть глупо думать, что в прошлом было именно и только ДТП, и поэтому человек стал боятся.


Поэтому страх будущего, это всегда страх, связанный с чем-то в прошлом. Возможно, настолько неприятным, что человек постарался это забыть крепко-крепко. Сознание забыло, бессознательное помнит.


А теперь самое важное: у бессознательного нет понятия времени и возраста, это как база данных, к которой мы автоматически обращаемся и получаем запрограммированную реакцию. Бессознательное не выстраивает логическую связь между тем, что хорошо для пятилетнего Пети и плохо для 35-летнего Петра Николаевича.


Запрос - реакция, запрос - реакция, а насколько это будет адекватно для данного возраста, это бессознательному без разницы, поэтому взрослые мужчины с соответствующими проблемами при виде красивой девушки превращаются в детей. И тратят колоссальные усилия чтобы СОЗНАТЕЛЬНО изменить свое поведение.


Теперь понимаете всю абсурдность такого действия?

Страх будущего

Информация с сайта http://makulov.com/

Показать полностью 1
16

Особенности национальной психотерапии.

Нашел немного психотерапевтических баек от терапевта эриксоновского подхода.


Черная курица


Женщину, сидевшую с мужчиной за обеденным столом, явно мучил вопрос. Наконец, она решилась:

- Скажите, а вы действительно психотерапевт?

- Да!

- А сможете ли вы определить, есть ли на мне порча? Понимаете, соседка на меня как-то смотрит странно. После таких взглядов я ужасно начинаю себя чувствовать. А бабушка одна сказала, что она на меня наслала порчу.

- Да, на вас действительно есть порча.

- Ой, а как её снять?

В это время к столу подали курицу. И рецепт снятия порчи был готов:

- Возьмите кость от курицы и ровно в полночь закопайте её слева от крыльца соседки, на вас её взгляды действовать не будут. После ритуала женщина освободилась от порчи. И от мыслей о ней. Конечно, психотерапевт мог бы объяснить женщине, почему один только вид соседки вызывает такие невротические реакции. Возможно, соседкино лицо неуловимо напоминает женщине саму себя в те моменты, когда она о ком-то думает плохо и погружена в дурные мысли, желая зла. Если женщина верит в порчу, она все равно пойдёт к бабке. Тогда зачем тратить силы на переубеждение? Экологичнее работать в модели клиента и оперировать его словами. Тогда силы и время расходуются не на переубеждения, а на результат. И для терапевта неважно, как этот результат называется: снятие порчи или лечение невроза.  Ведь клиент и терапевт - не соперники.


Как братец Иванушка козлёночком не стал


- На приёме - слегка подвыпивший мужчина. Задаю ему уже знакомый тебе, читатель, вопрос:

- Что бы вы хотели?

- Сделайте мне укол. И чтобы я знал: если не продержусь год и выпью, то умру.

- Хорошо, - я не подаю вида, что обескуражен, - мы сделаем вам такой укол.

- Это правда?

- Да! Но имейте ввиду. Если не продержитесь год и выпьете, то умрёте.

- Не хочу откладывать. Уколите сейчас.

Я заглянул в процедурный и договорился с сестрой. Она тоже поинтересовалась у клиента: знает ли он, что если не продержится год и выпьет, то умрёт. Клиент ещё раз утвердительно кивнул головой. Ему ввели препарат (обыкновенная "плацебо"-терапия). Полная ремиссия длилась ровно двенадцать месяцев. Читатель уже понял, что к клиенту возвращались его же слова. В его модели (довольно расхожей для многих соотечественников) полная трезвость сочетается со щекотанием нервов: "Если выпью, то умру". И с почти что приметой: "Трезвый на гулянке - больной или кодированный". Правда, есть ещё одна любимая народом фразочка, некогда озвученная папановским голосом: " На халяву пьют даже язвенники и трезвенники". Ты, читатель, попробуй перевести эту смешную фразу, допустим, на английский. Что получится? Англичане нас не поймут.


"Чё ты хошь?"


На приеме - раскрашенная и броско одетая девушка-музыкант.

- На что вы жалуетесь? - интересуюсь у дивы.

- Доктор, на меня все заглядываются. Все хихикают у меня за спиной. Я чувствую себя очень, очень нервозно. С одной стороны, я свободная женщина, а с другой - вроде как и нет...

Во время такого разговора старательно начинаю традиционную для первого интервью работу: качаю головой, выстраиваю временные линии, провожу якорение клиентки. Несмотря на мои азарт и старание, чувствую: она не идет на гипноз, на психотерапию. Как будто что-то отделяет не хуже стенки. Час мы с ней проговорили. Тогда я еще не знал в тонкостях модель Дилтца (Это работа с хорошо оформленным результатом). Все мои попытки прорубить стену проваливались. И время - вместе с ними. С отчаяния я рубанул напрямик:

- Что бы вы хотели? - вопрос, ставший сейчас для меня сакраментальным, я задаю одним из первых. Но это сейчас, а не тогда.

- Я хотела бы, чтобы вы дали мне описание моего состояния. Это необходимо для ВТЭКа.

- Заключение психотерапевта частного центра подойдёт?

- Подойдёт.

Через 10 минут я сделал описание состояния клиентки с диагнозом. На этом долгая встреча быстро закончилась.


Кодирование от ревности


На работу позвонил клиент и сказал, что хотел бы закодироваться от ревности. Я спросил, в чём проблема. Нестандартная заявка объяснялась просто. Обладатель голоса в трубке был уже немолодым (слегка за пятьдесят) супругом двадцатилетней женщины, которая не стремилась хранить ему верность. Да, мужчина отдаёт себе отчёт о разнице в возрасте и понимает, что супруга может увлечься. Но его постоянная ревность все-таки брала вверх над логикой. Я задал традиционный вопрос:

- Что вы хотите?

- Закодироваться от ревности.

- Что вам даст эта процедура?

- Я буду знать, что жена гуляет и при этом - спокойно себя чувствовать.

- Мы проведем несколько встреч. Я буду работать также, как работаю с неврозами.

- О, нет. Я знаю психотерапевтов. Предлагают один сеанс, другой, третий: Все сеансы нужно оплачивать. Хочу закодироваться за одну встречу. У меня нет лишних денег, - клиент был настроен решительно, - скажите, кодирование - это воздействие на глубинные процессы?

- Да. Это воздействие на глубинные подсознательные процессы.

- Так вот, я хочу, чтобы мне воздействовали на подсознание и провели кодирование от ревности.

Мы договорились об одной встрече. Мужчина пришёл на следующий вечер. Перед сеансом задаю "проверяющий" вопрос:

- Как вы узнаете, что избавились от ревности?

- Я буду знать, а может быть, и видеть как моя жена встречается с молодыми людьми, но при этом буду чувствовать себя хорошо и спокойно.

Работа началась с проверки на фантоме-двойнике. После этого прошёл сеанс наведения транса и напоследок - манипуляция с надавливанием на глазные яблоки, которая в представлении клиента означала "кодирование".

Ревнивец остался доволен. Мы договорились о контрольной встрече через неделю. Я пообещал, что она будет бесплатной (Это было важно для клиента да и мне самому было интересно).

Мужчина подошёл вначале через неделю, потом через месяц. Результат его устраивал.


Волшебные духи.


Проводился семинар для женщин. Красивый семинар, с красивой целью. Научиться быть красивой, научиться дружить со счастьем.

Коллега придумала ход. На кульминационном занятии каждая из дам принесла на занятие флакон с любимыми духами. Женщина со спящем во флаконе ее ароматом делала шаг в центр круга и отправлялась на свидание с прошлым. Хорошим, счастливым прошлым. По просьбе моей коллеги она вспоминала свою Первую Настоящую Любовь. Ее глаза становились такими же влюбленными, как Тогда, ее спина - прямой, как Тогда, ее настроение - прекрасным, как Тогда.

Моя коллега "бросала якорь": несколько капель спящего аромата просыпались на коже женщины. И коллега обещала: "Теперь я сделала ваши духи волшебными. С ними вы будете чувствовать себя счастливыми, влюбленными, взбалмошными. Просто - нанесите каплю духов на кожу, просто вспомните свой любимый запах".

Красиво? Да! А если ту же самую каплю духов нанести на кожу клиента молча и незаметно? Представьте, женщина по-прежнему продолжает пользоваться любимыми духами и, вдруг, она сама замечает: в любимом аромате она даже выглядит лучше! И это открытие будет ее открытием, ее тайной. Тайной связанной с любимыми духами. Бесконечно красивой тайной (Если аромат закончится, его можно купить заново или получить в подарок). Что лучше: владеть этой тайной или зависеть от человека, который разливает обещанное счастье? Каждой женщине ровно столько, сколько миллилитров духов вмещает ее флакон...

Показать полностью
4

Аутогенная тренировка. Классическая методика. Низшая ступень по J.Schultz

Техника тренировки.

Пациенту разъясняются цели лечения и указывается, что его обучат особой технике самовнушения в состоянии покоя и мышечного расслабления, которая позволит ему добиться устранения болезненных симптомов.

Рассказывается о действенности самовнушения и тех изменениях в организме, которые удается вызвать с его помощью (например, произвольно изменять температуру кожи). Далее описываются ощущения, которые больному рекомендуется у себя вызвать. Подчеркивается, что повторение формул самовнушения должно проводиться со спокойной концентрацией внимания на них - без какого-либо напряжения. Указывается, что техника тренировки проста - ежедневно 2-3 раза в день следует проводить сеансы самовнушения: первые 3 нед. длительностью до 1-2 мин (не дольше), последующие - 2-5 мин или немного дольше.
Тренировка проводится под наблюдением врача. Для этого первые месяцы 1-2 раза в неделю, а в дальнейшем один раз в 1-2 нед. пациенту рекомендуется приходить на прием к врачу и проводить сеансы в его присутствии или лучше приходить 1-2 раза в неделю на сеансы коллективной тренировки. Сеанс заключается в том, что человек садится в удобной позе или ложится и в состоянии покоя мысленно повторяет несколько фраз, вызывая у себя определенные ощущения. В процессе тренировки нужно будет последовательно овладеть шестью упражнениями. Овладение каждым из них занимает 10-14 дней, т.е. всего для овладения техникой тренировки по требуется около 2-3 мес. После этого желательно самостоятельно продолжать тренировку хотя бы по одному разу в день еще в течение 4-6 мес., чтобы в совершенстве овладеть техникой и быть способным быстро, автоматически, в любой обстановке оказать влияние на соответствующую функцию организма.

Сеансы проводятся лежа или сидя: больные ложатся в постели или па диване на спину, вытянув руки вдоль туловища, или же садятся удобно в кресле, положив руки на его ручки. Можно проводить сеансы и на обычном стуле. Тогда садятся в "кучерскую позу", голову опускают вперед, руки (кисти и предплечья) кладут к себе на колени (точнее на переднюю поверхность бедер и колени), ноги удобно расставляют. Глаза закрывают и несколько секунд сидят совершенно спокойно, ни о чем не думая. При этом мышцы рук и туловища во возможности расслабляют (чтобы лучше научиться их расслаблять, можно предварительно, стоя или сидя, поднять и опустить руки, как плети, и несколько раз потрясти ими). Далее, находясь в состоянии полного покоя, выполняют следующие стандартные упражнения:


Упражнение I - вызывание ощущения тяжести.

Мысленно повторяют без всякого напряжения формулу:

1. "Правая (у левшей - левая) рука тяжелая" - 6 раз; ).

2."Я совершенно спокоен" - 1 раз. Иногда для контроля можно попытаться чуть-чуть приподнять руку, чтобы убедиться в появлении ощущения тяжести.

Упражнение повторяют 10-14 дней. После первых 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится все более отчетливым. Далее оно распространяется на обе руки, на обе ноги и, наконец, на все тело. Тогда соответственно внушают себе: "Обе руки... обе ноги… все тело стало тяжелым". Когда освоено первое упражнение, т.е. удается вызвать ощущение тяжести, переходят ко второму.


Упражнение II - вызывание ощущения тепла.

Мысленно повторяют:

1. "Тело тяжелое" (вызывается ощущение тяжести и мышечного расслабления) - 1-2 раза;

2. "Я совершенно спокоен" - 1 раз; 

3. "Правая (у левшей - левая) рука теплая" - 5 раз.

В процессе тренировок, по мере того, как ощущение тепла возникает во второй руке, далее в ногах и затем во всем тело, переходят к формулам "обе руки теплые", "руки и ноги теплые", "тело теплое". Упражнение считается усвоенным, когда ощущение тепла вызывается легко и отчетливо.


Упражнение III - регуляция ритма сердечной деятельности.

Вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла, как в упражнении I (однократное повторение соответствующей формулы). Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: "Сердце бьется спокойно и мощно". Предварительно испытуемому рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиения. Если он этого не умеет, то при выполнении упражнения первые дни рекомендуют класть правую руку на область сердца, чтобы ощущать сердечный толчок (под локоть руки подкладывается подушечка, чтобы рука лежала повыше).

Упражнение считается усвоенным, когда удается влиять на ритм сердечной деятельности.


Упражнение IV - регуляция дыхания.

Вызывается ощущение, появляющееся при выполнении упражнений I-III - тяжести, покоя и т.д. Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: "Дыхание спокойное" или, чтобы подчеркнуть, что акт дыхания протекает при этом автоматически, без напряжения, можно применить формулу: "Дышится спокойно".


Упражнение V - влияние на органы брюшной полости. Больному указывается, что солнечное сплетение находится примерно на середине расстояния между нижним краем грудины и пупком. Вызываются такие же ощущения, как при выполнении упражнений I-IV. Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу "Солнечное сплетение теплое, излучает тепло".

При появлении отчетливого ощущения тепла в эпигастральной области упражнение считается усвоенным.


Упражнение VI - вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, соответствующие описанным 5 упражнениям. Затем 5-6 раз мысленно повторяют формулу: "Лоб приятно прохладный" или "лоб слегка прохладный" (не холодный!). Упражнение усвоено, когда больной научится вызывать отчетливое ощущение легкой прохлады в области лба.


Когда то или иное упражнение хорошо освоено, длинные формулы самовнушения заменяются краткими: "спокойствие", "тяжесть", "тепло", "сердце и дыхание спокойное", "солнечное сплетение теплое", "лоб прохладный".

После окончания упражнений сидят спокойно первые 2 нед. тренировки 30-60 с, в дальнейшем - дольше (сколько захочется).

После этого всегда дают "отбой" - выводят себя из со стояния покоя и сонливости.

Для этого дают себе резкую мысленную команду:

1. "Согнуть руку" (при этом делают 2-3 резких сгибательных движения в локтевом суставе); 2. "Глубоко вздохнуть";

3. "Открыть глаза".

Первые недели сеансы лучше проводить в тишине, при неярком свете, последующие - при нерезком шуме с тем, чтобы привыкнуть сосредоточиваться в любой обстановке (сеансы можно проводить во время езды в автобусе или поезде).

Пациентов предупреждают, что они не должны внушать себе, если это не назначено врачом, замедление сердечной деятельности, так как это может привести к временному нарушению функции сердца, а также внушать себе, что "голова горячая", чтобы не вызывать нежелательного прилива крови к голове. Не разрешается заменять формулу "лоб приятно прохладный" формулой "лоб холодный" во избежание возникновения обморочных состояний, приступа мигрени или других вазомоторных нарушений.

Приведенные 6 упражнений J.Schultz относит к "низшей ступени" аутогенной тренировки, позволяющей избирательно воздействовать на некоторые вегетативные и психические процессы. К "высшей ступени", или аутогенной медитации (самосозерцанию), он относит упражнения, направленные на вызывание состояния нирваны со способностью к произвольной яркой визуализации представлений, а также разнообразного сновидного расщепления сознания, во время которого занимающийся сам по себе задает вопросы и получает ответы в виде сновидных образов. К ним, по его мнению, могут переходить те, кто не менее 6-12 мес. занимался аутогенной тренировкой.

D. Muller-Hegemann (1961) рекомендует после 10 нед. аутогенной тренировки вводить формулы самовнушения: "мышцы лица расслаблены", "нижняя челюсть отвисает", "язык тяжелый", "глазные яблоки закатываются вверх". Для облегчения вызывания ощущения прохлады в области лба нужно посадить больного недалеко от открытой форточки, чтобы он испытывал легкое дуновение прохладного воздуха во время выполнения этого упражнения.


Использованная литература:
1) Свядощ А.М. Неврозы. - М.: Медицина, 1982. - С.246-254 (с сокращениями).

2) Б. Карвасарский, "Психотерапевтическая энциклопедия"

3) Ханнес Линдеманн – "Аутогенная тренировка"


Далее в одном из следующих постов я расскажу о некоторых модификациях, вариантах и ступенях АТ.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!