lightinmist

lightinmist

Привет, это я :)
Пикабушник
Дата рождения: 8 октября
67К рейтинг 185 подписчиков 46 подписок 434 поста 63 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу Взять и собраться: вернем Пятничное [мое]! С Днем рождения, Пикабу!
3

Песня из "Макса Пейна" по-русски (2011-2025)

Сегодня я залип на одном из своих древних переводов и срочно захотел его переделать.

Очень интересное ощущение — стать соавтором самому себе 14-летней давности. Видишь столько проблем и косяков, можешь подсказать и исправить, уже как наставник :)

Вот вам оригинал и две версии перевода легендарной песни Poets of the Fall — Late Goodbye, 2011 и 2025 года. По-моему, небо и земля.

Оригинал -> 2011 -> 2025

Самое главное — я исправил то, о чём жалел все эти 14 лет. Я вернул в текст оленя, которого нещадно убрал в угоду ритму.

Чтобы оценить важность этого исправления, нужно знать историю создания песни. Сэм Лейк, главный сценарист "Макса Пейна" и заодно его же лицо в первой игре, привлёк будущего создателя Poets of the Fall Марко Сааресто к написанию заглавной песни для второй части игры и передал ему свои драфты текста. Для финнов, да и американцев — про которых игра — застывший в свете фар олень символизирует беззащитность и чувство, когда тебя застали врасплох. Это был один из ключевых образов, и наконец он нашёл своё место в русском варианте :)

Сэм Лейк осуждает меня за то, что я выкинул оленя

Сэм Лейк осуждает меня за то, что я выкинул оленя

А теперь я разберу отличия переводов подробно с авторской точки зрения:

1) "Банки, блеск глаз" я заменил на "Звон слёз, синь глаз". На это целых две причины:

— да, банки соответствуют оригиналу "beer cans", но скажите честно, дорогие russkiye — вы же при слове "банки" в первую очередь представляете стекляшки для закруток, а не пивные жестянки? То-то же :D

— "блеск глаз" фонетически слипается в монстра "блесгглаз", за это любой маломальски профессиональный вокалист меня бы уже хотел убить

2) "Схоронил". Давайте себе не врать и пользоваться современными нормами русского языка. Схоронил — это теперь ироническое выражение того, что человек порадовался како-то мемной картинке и припас её на устройстве для особого случая :D Ну и вообще, тупо звучит это слово. А вот "позади" — это протяжённость. Даже лучше оригинала (простите, Поэты, у вас просто "под"). На самом деле так создаётся движение машины: мы роняем слёзы, пока она едет, и позади остаётся шлейф из звенящих бьющихся об асфальт слёз, который позже выстрелит в тексте строчкой "пока те следы горят здесь". Следы — слёз!

3) "пролетают", "светят" — во-первых, нейтрально, во-вторых, убирается мантра "flashing, flashing by, flashing", гипнотизирующая повтором. "Пляшут" — это нечто неконтролируемое, бесовское, что, опять же, выстрелит дальше строчкой про дьявола!

4) "Поцелуй на щеке горит" — элементарная фальшь. Я недавно писал разбор перевода книги моей невесты "Демоны не смеются" на английский и сделал такой втык: "Если автор хотел сказать "проморгали", то надо говорить "проморгали". Здесь тот же случай. Если Марко хотел сказать "выдох", надо говорить "выдох". На фиг поцелуи!

5) "Навеки всё стерли" — тоже фальшь. В оригинале "one time". То есть, один раз. И это сильнее, чем громкие архаичности.

6) "Знаки, что кричат" — не то. Да, в оригинале "SCREAMING stop signs", но важнее именно то, что это стоп-сигналы. Они предупреждают, что хватит, тормозите. Я поменял текст в пользу этой метафоры.

7) Сэмлейкина радость! Глаза теперь не пролетают, а оленьи пляшут. Слогов столько же, а ключевой образ наконец попал в русский текст.

8) "Чёрт" заменил на "дьявол", потому что излечил свою тугоухость. Мне раньше казалось, что "devil" пропевают в один слог, но нет. Их там два!

9) "На волосы твои он отвлекает" — честно, мне стыдно. В оригинале: "Он указывает на твои пылающие волосы". Поэтому теперь оно "Костром твоих волос он отвлекает"

10) "До тех пор, пока"... *тяжело выдохнул* Запомните, детки. Средняя длина слова в английском меньше, чем в русском, и поэтому каждый слог на счету. Одного слова "пока" — за глаза, и остаётся три свободных слога на передачу образа, смысла. Поэтому следы теперь не просто есть (противным голосом: "И пить!"), а горят. Прям горят, как лирический герой изнутри. Как волосы. Как фары, знаки, стоп-сигналы и провода. Это не просто физиология образа, это воплощение всей системы. Результирующий вектор.

11) Самый интересный момент. John Mirror — это персонаж из "Макса Пейна" и одновременно зеркало в уборной. Такая вот игра слов с упором на сюжет. Я по ошибке решил, что тут имеется в виду зеркало заднего вида, но нет. К тому же, так образ становится гораздо мрачнее. Потому что в конце концов незримая собеседница обнаружит себя не за рулём, а где-то в забегаловке посреди трассы, давно уже сошедшей с дороги.

Такой вот экскурс по горячим следам!

P.S. Я понимаю, что тут этого не любят. Сам пикабушник со стажем. Но этим постом я, может быть, заслужил право разочек написать:

Подписывайтесь на мой телеграм-канал!

Тут много переводов, книг, музыки, красивых фотографий и всего-всего-всего. :)

Показать полностью 4

500 рублей

Правильно, голосуйте за Эльбрус. Проявляйте активную гражданскую позицию. И не забывайте ругать чеченцев почаще, в каждом посте. Чтоб они точно почувствовали себя чужими в России.

Как быстро мы забываем горе...

2

Memento Mori. История создания, ч. 1

Всем привет! У меня нет знаменитой группы, я не снимал никакую студию и делал всё на коленке, где приходилось. Но всё-таки я записал полноценный музыкальный альбом и официально издал его на всех платформах.

За время работы (а это без малого 10,5 лет! Ну так вышло, потом узнаете) накопилось много историй и смыслов, которыми хочется поделиться: от того, что заложено в песни, до смысла обложки, от отсылок на известных исполнителей и композиторов до самостоятельных находок.

Чтобы вы понимали, о чём речь, давайте проведу мини-экскурсию по всему альбому за одну минуту:

И вот, когда вы определились, интересно вам, или нет, я готов продолжать :)

Сам альбом можно послушать на Яндекс Музыке или в любом другом удобном месте. А я тем временем начну по порядку трек-листа и буду рассказывать о каждой композиции в новом посте.

Прошу только об одном: если у вас это вызвало эмоциональный отклик, поделитесь альбомом с другими. Проект абсолютно некоммерческий. Просто музыка живёт, пока её слушают.

01. Время полыньи

Песня начинается обрядом экзорцизма на латыни. Логично ведь, раз у альбома название «Memento Mori». А всё, потому что он случился в немалой степени благодаря писателю Юрию Мори (который на самом деле Жуков, а это лишь псевдоним).

Большинство песен, включая эту, написаны на его стихи и связаны с темой смерти, скорби, или робкой надежды побороть эту самую смерть. Поэтому я не нашёл ничего лучше, чем объединить псевдоним Юры и посыл альбома в одной меткой фразе древних римлян «Memento Mori». Помни о смерти.

Эту песню я написал в 2023 году, пока был в рейсе на судне «San Francisca». Вот на этом:

Мы тогда курсировали между Азией и Канадой, так что было достаточно времени творить. И аранжировке «Время полыни» я уделил особое внимание, за что она определённо достойна более детального разбора.

После латыни песня быстро переходит в проигрыш с небольшим соло. Я был на судне, и в голову пришла мысль сделать парафраз темы «Пиратов Карибского моря». Прислушайтесь к электрогитаре. Она не воспроизводит мелодию точно по нотам, но обозначает её присутствие тонким намёком, интонацией.

Дальше вступает ваш покорный слуга и поёт целых четыре строчки под весьма эклектичную аранжировку. Здесь сохраняется роковое начало, но при этом отдельную партию играет пианино, ссылаясь на старые песни и саундтреки к фильмам. Я старался, чтобы после каждой строчки пианино звучало совершенно по-разному, дополнительно раскрывая подтекст и настроение – как происходит в некоторых композициях со словом «suite» в названии. То есть, в сюитах, которые потом разбивают на фрагменты и включают их в разные моменты фильма, чтобы сохранить единообразие звука, но при этом обыгрывать каждую сцену по-своему.

После меня в песню врывается Злата Клевакина, моя хорошая подруга по школе вокала.

Собственно, в её стенах Злата и записывала свою партию. Это был январь 2025 года. Я привёз ноутбук и микрофон, а Злата пожертвовала ради этого занятием и привлекла к процессу Романа Бадтиева, своего преподавателя, а заодно первоклассного оперного певца. Было странно и необычно наблюдать за тем, как он, слыша песню впервые, наигрывал её на пианино и учил правильно пропевать текст. Мы потратили на запись несколько часов и, признаться честно, я очень доволен итогом. Ещё с первых демо-записей я понимал, что песне жизненно необходим женский вокал и всё искал, кто бы мог её спеть. И вот, нашёл настоящую жемчужину.

Припев я построил в стиле старых советских песен, чтобы подчеркнуть – всё, о чём поётся, вечно. Мы переживали подобные чувства, наши родители переживали, деды и прадеды – все. И строчка «Мы шагнём из пустоты, улыбаясь» – это такой манифест обновления и перерождения. Полынья как символ проруби, куда окунаются на Крещение. Мы все туда окунаемся, а потом выходим из пустоты и начинаем новый отсчёт. Отсюда и жёсткий акцент на слове «улыбаясь» – с надеждой.

Одним из источников вдохновения, как ни странно, выступила песня группы Кино «Попробуй спеть вместе со мной». И она тоже по-особенному обыгрывает строчки куплета, только электронными эффектами. Кроме того, в партитуре я использовал любопытный трюк: к припеву добавляется один полутон, которого нет в куплете и который меняет лад с гармонического на мелодический. За счёт этого мелодия приобретает более лиричный оттенок и бьёт прямо в цель.

Во втором куплете ко мне присоединяется мой лучший друг из Одессы, которого я, к сожалению, не могу сейчас назвать по имени – для его же безопасности. Мы хотели сделать переосмысление уже знакомой мелодии с новыми акцентами. Поэтому в аранжировке наступает затишье, меняется интонация вокала и появляется леденящий нарастающий звук. Этот трюк я взял из альбома Майка Шиноды «Post Traumatic», который он написал после смерти Честера в виде песенного дневника о выходе из депрессии. Как видите, ещё одно пересечение с главным посылом: «Memento Mori».

Во второй половине куплета добавляется мой друг и коллега по перу Андрей Бузлаев, с которым мы познакомились на Литмастерской Сергея Лукьяненко.

Когда я предложил Бузу (так мы обычно его называем) поучаствовать, он оперативно собрался с духом и пришёл ко мне прямо в гости, чтобы несколько часов кряду работать на результат. Причём, не простой, а отличный. Партия Буза единственная из всего хора поётся в интервал к основной мелодии. Это его отдельная заслуга.

Второй припев ведут уже мой друг из Одессы и Виталий Клийман, с которым мы дружим вот уже 8 лет.

Он научил меня играть на гитаре, мы вместе писали каверы на Linkin Park, чтобы справиться с трагическими событиями 2017 года – в котором и оказались на одном судне «Felicity Ace».

Вот, как это было:

Виталя сыграл в этом альбоме одну из ключевых ролей, и мы к этому ещё вернёмся.

На самом деле, в первых демо расклад был немного другой. Ещё не было никаких Златы и Буза, но зато Юрий Мори записал собственный голос. К сожалению, качество записей оставляло желать лучшего, и у меня не вышло гармонично вписать их в микс, поэтому пришлось оставить эту идею.

Боевое соло на гитаре случилось не просто так. В тот момент я пробыл в рейсе уже 6 месяцев и собирался списываться, но у сменщика случился форс-мажор, и накануне отъезда я узнал, что остаюсь. Настроение было не ахти, признаюсь честно, так что все эмоции я выплеснул в партию электрогитары. Хотя драматургически соло делится на две части – злое сопротивление, а потом лучи надежды. Так часто делает Кипелов в своём сольном проекте – разбивает соло на две эмоционально противоположные половины.

А ещё на фоне моего соло происходит мелкое хулиганство – виолончель играет партию вступления к песне Linkin Park – New Divide. Так уж мне захотелось, что сказать.

Ну и впечатляющий хор в конце – это заслуга четверых замечательных людей, которые немедленно откликнулись на просьбу и помогли мне. Считаю нужным ещё раз перечислить их имена: Злата Клевакина, Андрей Бузлаев, Виталий Клийман и мой лучший друг из Одессы (надеюсь, однажды я смогу его назвать без риска для его безопасности).

Такое вот получилось бодрое, я бы даже сказал, жизнеутверждающее начало.

Показать полностью 6 1
6

Мой альбом "Memento Mori", ч. 1

Всем привет! У меня нет известной группы, я не снимал студию, всё делал на коленке, где и когда придётся. Но всё-таки, я записал и официально издал полноценный музыкальный альбом на всех платформах.

В процессе накопилось много историй и смыслов. Я вложил в это дело душу, и поэтому хочется с кем-то поделиться.

Чтобы вы определились, читать ли дальше, слушать ли, вот вам короткая экскурсия по альбому за одну минуту:

Если вам всё ещё интересно, продолжаем :)

Сам альбом можно послушать на Яндекс Музыке или в любом другом удобном месте.

Как вы заметили, тут смешалось много жанров и голосов. За каждой песней и названием, даже за обложкой – стоит одна концепция. И я расскажу о ней в целой серии постов, по композиции за раз.

Вас я прошу только об одном. Если зацепило, если вызвало эмоции – поделитесь этим альбомом с другими. Проект абсолютно некоммерческий. Просто музыка живёт, пока её слушают.

01. Время полыньи

Песня начинается обрядом экзорцизма на латыни. Логично ведь, раз у альбома название «Memento Mori». А всё, потому что он случился в немалой степени благодаря писателю Юрию Мори (который на самом деле Жуков, а это лишь псевдоним).

Большинство песен, включая эту, написаны на его стихи и связаны с темой смерти, скорби, или робкой надежды побороть эту самую смерть. Поэтому я не нашёл ничего лучше, чем объединить псевдоним Юры и посыл альбома в одной меткой фразе древних римлян «Memento Mori». Помни о смерти.

«Время полыньи» я написал в 2023 году, пока был в рейсе на судне «San Francisca». Вот на этом:

Да, я ещё и моряк. Разрешите представиться, Андрей Потапов, второй помощник капитана.

Мы тогда курсировали между Азией и Канадой, так что было достаточно времени творить. И аранжировке «Время полыни» я уделил особое внимание, за что она определённо достойна более детального разбора.

После латыни песня быстро переходит в проигрыш с небольшим соло. Я был на судне, и в голову пришла мысль сделать парафраз темы «Пиратов Карибского моря». Прислушайтесь к электрогитаре. Она не воспроизводит мелодию точно по нотам, но обозначает её присутствие тонким намёком, интонацией.

Дальше вступает ваш покорный слуга и поёт целых четыре строчки под весьма эклектичную аранжировку. Здесь сохраняется роковое начало, но при этом отдельную партию играет пианино, ссылаясь на старые песни и саундтреки к фильмам. Я старался, чтобы после каждой строчки пианино звучало совершенно по-разному, дополнительно раскрывая подтекст и настроение – как происходит в некоторых композициях со словом «suite» в названии. То есть, в сюитах, которые потом разбивают на фрагменты и включают их в разные моменты фильма, чтобы сохранить единообразие звука, но при этом обыгрывать каждую сцену по-своему.

После меня в песню врывается Злата Клевакина, моя хорошая подруга по школе вокала.

Собственно, в её стенах Злата и записывала свою партию. Это был январь 2025 года. Я привёз ноутбук и микрофон, а Злата пожертвовала ради этого занятием и привлекла к процессу Романа Бадтиева, своего преподавателя, а заодно первоклассного оперного певца. Было странно и необычно наблюдать за тем, как он, слыша песню впервые, наигрывал её на пианино и учил правильно пропевать текст. Мы потратили на запись несколько часов и, признаться честно, я очень доволен итогом. Ещё с первых демо-записей я понимал, что песне жизненно необходим женский вокал и всё искал, кто бы мог её спеть. И вот, нашёл настоящую жемчужину.

Припев я построил в стиле старых советских песен, чтобы подчеркнуть – всё, о чём поётся, вечно. Мы переживали подобные чувства, наши родители переживали, деды и прадеды – все. И строчка «Мы шагнём из пустоты, улыбаясь» – это такой манифест обновления и перерождения. Полынья как символ проруби, куда окунаются на Крещение. Мы все туда окунаемся, а потом выходим из пустоты и начинаем новый отсчёт. Отсюда и жёсткий акцент на слове «улыбаясь» – с надеждой.

Одним из источников вдохновения, как ни странно, выступила песня группы Кино «Попробуй спеть вместе со мной». И она тоже по-особенному обыгрывает строчки куплета, только электронными эффектами. Кроме того, в партитуре я использовал любопытный трюк: к припеву добавляется один полутон, которого нет в куплете и который меняет лад с гармонического на мелодический. За счёт этого мелодия приобретает более лиричный оттенок и бьёт прямо в цель.

Во втором куплете ко мне присоединяется мой лучший друг из Одессы, которого я, к сожалению, не могу сейчас назвать по имени – для его же безопасности. Мы хотели сделать переосмысление уже знакомой мелодии с новыми акцентами. Поэтому в аранжировке наступает затишье, меняется интонация вокала и появляется леденящий нарастающий звук. Этот трюк я взял из альбома Майка Шиноды «Post Traumatic», который он написал после смерти Честера в виде песенного дневника о выходе из депрессии. Как видите, ещё одно пересечение с главным посылом: «Memento Mori».

Во второй половине куплета добавляется мой друг и коллега по перу Андрей Бузлаев, с которым мы познакомились на Литмастерской Сергея Лукьяненко.

Когда я предложил Бузу (так мы обычно его называем) поучаствовать, он оперативно собрался с духом и пришёл ко мне прямо в гости, чтобы несколько часов кряду работать на результат. Причём, не простой, а отличный. Партия Буза единственная из всего хора поётся в интервал к основной мелодии. Это его отдельная заслуга.

Второй припев ведут уже мой друг из Одессы и Виталий Клийман, с которым мы дружим вот уже 8 лет.

Он научил меня играть на гитаре, мы вместе писали каверы на Linkin Park, чтобы справиться с трагическими событиями 2017 года – в котором и оказались на одном судне Felicity Ace.

А были эти каверы вот такими:

Виталя сыграл в этом альбоме одну из ключевых ролей, и мы к этому ещё вернёмся.

На самом деле, в первых демо расклад был немного другой. Ещё не было никаких Златы и Буза, но зато Юрий Мори записал собственный голос. К сожалению, качество записей оставляло желать лучшего, и у меня не вышло гармонично вписать их в микс, поэтому пришлось оставить эту идею.

Боевое соло на гитаре случилось не просто так. В тот момент я пробыл в рейсе уже 6 месяцев и собирался списываться, но у сменщика случился форс-мажор, и накануне отъезда я узнал, что остаюсь. Настроение было не ахти, признаюсь честно, так что все эмоции я выплеснул в партию электрогитары. Хотя драматургически соло делится на две части – злое сопротивление, а потом лучи надежды. Так часто делает Кипелов в своём сольном проекте – разбивает соло на две эмоционально противоположные половины.

А ещё на фоне моего соло происходит мелкое хулиганство – виолончель играет партию вступления к песне Linkin Park – New Divide. Так уж мне захотелось, что сказать.

Ну и впечатляющий хор в конце – это заслуга четверых замечательных людей, которые немедленно откликнулись на просьбу и помогли мне. Считаю нужным ещё раз перечислить их имена: Злата Клевакина, Андрей Бузлаев, Виталий Клийман и мой лучший друг из Одессы (надеюсь, однажды я смогу его назвать без риска для его безопасности).

Такое вот получилось бодрое, я бы даже сказал, жизнеутверждающее начало.

P.S. Спасибо всем за внимание. До встречи в следующем посте :)

Показать полностью 7 1
0

Мой музыкальный альбом

Всем привет! Сегодня в полночь наконец-то выйдет мой большой и серьёзный труд – музыкальный альбом "Memento Mori". Для меня это очень важная и особенная вещь, поэтому сердечно прошу слушать музыку и делиться ей с другими, если понравится.

Альбом можно предсохранить по этой ссылке, и тогда он автоматически появится у вас в библиотеке (Яндекс Музыка и VK Music).

Чтобы не брать «кота в мешке», послушайте превью:

На своём телеграм-каналетелеграм-канале я буду рассказывать о каждой песне в отдельности, путешествуя по трек-листу от начала в конец. Это будет нетипичная история с временными скачками в пределах практически одиннадцати лет – с февраля 2015 года по лето 2025 года, флешбэками к ещё более ранним событиям и огромным количеством ассоциаций, творческих находок и музыкальных трюков. Вы узнаете о концепции альбома всё: почему он так называется, откуда такая обложка и что это всё, чёрт возьми, значит. Вы проживёте удивительные скачки жанров от минималистичного инди до электроники, от вдумчивого пост-панка до агрессивной альтернативы. И всё за каких-то двенадцать треков и сорок пять минут времени.

Вот так выглядит трек-лист:

Мой музыкальный альбом

Заранее благодарю за внимание.


Показать полностью 1
4645

Ответ на пост «Шнуров одобрил запрет пяти песен "Ленинграда"»6

Внезапно, если прочитать пост дальше заголовка, оказывается, что не сами песни запретили, а только их распространение среди несовершеннолетних. Это равноценно пометке "explicit content" на музыкальных сайтах. И такого – о ужас – полно везде, не только в «тоталитарной» России.

Головушку лечите и учитесь читать, что написано. Достали уже.

2170

Ответ на пост «У кого также?»5

Люди, я вас умоляю, запомните уже раз и навсегда:

– также = тоже, в том числе
– так же = одинаково

Если можно без ущерба предложению вставить «точно», значит, 100% пишется «так же»!

Сколько можно путать???

Отличная работа, все прочитано!