Ответы к посту
Как хоронили в СССР
5

Ответ на пост «Как хоронили в СССР»

Непридуманная история.

Сельские похороны. Проститься с покойным пришли половина села и местный духовой оркестр. Заметно было, что музыканты уже начали поминать покойного, особенно преуспел в этом барабанщик. Это человек небольшого роста, с барабаном и тарелками на перевязи. Мало того, что он нетвёрдо держится на ногах, так ещё барабан образует перед ним этакую "мёртвую зону", метра на три впереди.

Процессия идёт по шоссе на кладбище. Оркестр старается вовсю. Поворот на кладбище. Свернули все. Кроме барабанщика. Он продолжал идти по шоссе. Прежде чем он обнаружил, что вокруг никого нет, он прошёл метров 50. Говорят, что вид человека, с барабаном, одиноко бредущего по шоссе, мерно отстукивающего самому себе ритм на барабане, пришлепывая тарелками, был столь комичен, что смеялись даже родственники покойного.

Как хоронили в СССР

В СССР люди были очень вовлечены во все процедуры связанные со смертью. Часто покойник оставался до похорон в квартире с живыми родственниками. Знакомая девушка мне рассказывала, как они с мамой остались ночевать в одной квартире с умершей бабушкой. Бабушка лежала в одной комнате, а они пошли спать в другую. Но нервы были натянуты, они пугались каждого шороха и не могли заснуть. В конце концов, мать пошла в комнату к умершей и просидела с ней до утра, держа за руку. Стивенкинговщина такая.  

Я был знаком с одним парнем, который в те годы (на излете совецой власти) работал в погребальном бюро, он нарассказывал всяких диких случаев из своей практики.  

У местной деклассированной публики часто не было денег на похороны, и они ходили по соседям, собирая на похороны. Был такой славный обычай на Руси, не знаю, может и до сих пор есть. Насобирали на похороны достаточную сумму, но не удержались и пропили все. Пошли снова собирать, опять собрали на похороны и снова все пропили. Не помню, чем дело кончилось, покойник уже начал пахнуть.  

Все подобные случаи, кстати, всегда были связаны с водкой. В другой раз тоже все ужрались и за покойником не уследили, а там свечки рядом стояли с гробом и пока заметили неладное, покойник успел уже прилично обгореть. Ему, конечно, все равно, а родственникам может быть неприятно.  

Еще бывало, иногда идешь домой, поднимаешься на свой седьмой этаж без лифта (лифт отключали в 23 часа, ибо нефиг) и вдруг этаже на пятом неожиданно натыкаешься на крышку гроба которая стоит прислоненная к стене. Уверяю, в позднее время и при сумрачном освещении, эффект бывал вполне психоделическим.  

Часто, в дом умершего слетались какие-то тетки-бабки в платочках и начинали там чего-то завывать у гроба, это вроде называлось "плакальщицы".  

Кажется, их нанимали за деньги, но не удивлюсь, если некоторые приходили порыдать бесплатно, из любви к чистому искусству страдания и плача. Хотя, возможно, на самом деле приходили с целью что-нибудь по-тихому спи…ть, пользуясь неразберихой и нервозной обстановкой в доме.  

Перед тем как везти покойника на кладбище, гроб выставляли во дворе на пару табуретов (чтобы могли попрощаться соседи?). Возле входа в подъезд на асфальт насыпали еловый лапник, что привносило в действо неуместную празднично-новогоднюю нотку.  

Наверное, каждый из читателей мужского пола родившийся при диалектическом материализме, хотя бы раз в жизни принимал участие в "выносе тела", а вернее сказать, в выносе гроба по лестницам совецкой хрущевки или 9-этажки. Не самая простая задача, скажу я вам. Если идешь снизу, то в некоторые моменты весь вес перемещается на твои руки, а на узких поворотах гроб приходится поднимать почти вертикально, и каждый раз, кажется, что сейчас покойник вывалится прямо на тебя. Но, все же это проще, чем заносить по такой же лестнице пианино, тем более, что пианино в половине случаев надо тащить наверх, а гроб с телом всегда сносят вниз. Это логично.  

Само собой, все эти манипуляции регламентировались большим количеством неписаных правил и суеверий. Выносить покойника следовало исключительно ногами вперед, гроб не должны нести близкие родственники, в доме умершего надо завесить все зеркала, необходимо было еще вымыть пол с мыльной пеной, причем надо было двигаться от гроба в сторону двери и так далее.  

Естественно, все это кафкианство продолжалось и на кладбище. Вдова покойного в черном платке (или кто-то другой из родственников женского пола) имели при себе увесистую хозяйственную сумку, с жидкой валютой – расплачиваться с работниками кладбища, ритуальной службы, водителем и прочими. Само собой, доверять эту сумку родственникам мужского пола было бы, вряд ли, разумно.  

В общем, хоронили под водочку, соответственно все участники процесса были пьяненькие. Например, на похоронах близкого мне человека в 1985 году, кладбищенский гробокапатель был так пьян, что свалился в могилу в процессе ритуала прощания. Жена мне рассказывала, как хоронили сестру ее бабушки в деревне. Похоронами занимались два ее сына – деревенских алкаша. Собственно говоря, после совместного с ними распития самогонки она и скончалась. Пару дней она еще пролежала в доме, так как у сыновей продолжался запой. Наконец они кое-как взгромоздили мать на санки и повезли на кладбище. Пока они продрали глаза с пьяни, пока из дома выбрались, начало уже смеркаться, зима ведь. Да еще мороз – 20. В общем, сил не хватило до кладбища довезти, прикопали прямо в поле, да и ямку в мерзлой земле вырыли совсем не глубокую. Фактически, больше снегом присыпали, чем землей. Сверху прутик воткнули, чтобы, весной нормально на кладбище перезахоронить. Но какое там, весной ничего не отыскали в грязюке, да особо и не искали.  

Был у меня друган в те времена, вместе выпивали часто. И вот мне запомнилось, как он выказал желание, чтобы на его похоронах играла запись группы Deep Purple. Ага, может еще Black Sabbath? Так случилось, что был я на его похоронах, он утонул по пьяни. Хоронили в закрытом гробу размером в 3 раза больше обычного, он в воде пробыл два или три дня. Конечно, никакого святотатственного Deep Purple над его гробом не звучало, а играл на магнитофоне традиционный Шопен.  

Кстати, в эмиграции я столкнулся с тем, что тут можно выбрать для погребальной церемонии не только академическую музыку, но и даже рок. Мне рассказывали о похоронах, где на прощании исполнялась песня группы Doors "The End". Надо сказать, что в Европе сейчас редко хоронят в земле, это удовольствие дорогое, причем землю для захоронения обычно не покупают, а арендуют. То есть, пока кто-то платит, ты лежишь спокойно, но стоит пропустить пару выплат и могилу без всяких сантиментов освобождают от твоего присутствия, и подселяют туда нового постояльца. А обычных людей, у которых нет больших финансовых возможностей, сжигают в крематории. Я уже смирился с этой мыслью, что буду сожжен. Да и что хорошего гнить под землей и быть кормом для всевозможных червей и личинок? А то еще потом лет через 300, ученые откопают твой скелет и установят, что ты двенадцать раз болел гонореей, а кости твои так пропитались канабиоидными смолами, что их можно курить вместо косяка, если немного подсушить. А крематорий хорош тем, что от тебя останется только горсть трухи и никакого ДНК. Никто не сможет, например наплодить пару тысяч твоих клонов и заставить их работать в урановой шахте за еду. Думаю, что в новых условиях современной жизни необходимо максимально защищать свою ДНК от попадания в чужие руки, хоть бы даже и после смерти. Но, с другой стороны, я размышлял о процессе кремации в духе отрицательных коннотаций и додумался до того, что это чем-то похоже на запекание гуся в духовке. То есть, в какой-то момент ты станешь похож на такого гуся с поджаристой коркой и ароматом гриля. Эта мысль мне почему-то неприятна. Наверное, я просто имею слишком богатое воображение.  

Однако, вернусь к описанию похоронной церемонии по европейскому образцу. Никто тут, конечно гробы родственников не таскает на собственном горбу, на то имеются специальные службы, которые выполняют все "под ключ", и гроба стоящего у дверей квартиры или подъезда тоже не увидишь. В крематории проводится церемония прощания. Можно выбрать религиозную процедуру, а можно и гражданскую, хозяин – барин. Также выбирается и музыка. Гроб по специальному конвееру направляется в дверцы топки под замогильный речетатив Джимма Моррисона, а пока бренное тело прогорает, можно посидеть в баре за кружечкой пива. И вот тебе выдают урну с пеплом. Выходишь во двор с красивым прудом и садиком. В одной руке у тебя кружка с пивом, в другой – небольшая ваза с прахом, в зубах сигаретка. Отхлебываешь пиво и высыпаешь пепел в пруд. Как-то так.  

Некоторые зажиточные граждане из числа коренных местных, имеют на кладбище семейный склеп. Одно время было принято оставлять урны с прахом в таких склепах. Но потом кто-то повадился воровать эти урны для последующей их сдачи в цветмет, а прах просто высыпали на землю. Местные подозревают в этих диких эксцессах цыган, которых тут называют "соотечественники" и люто их ненавидят. Цыгане очень обижаются, на такое плохое к ним отношение их-за таких пустяков и массово эмигрируют в Канаду. Надо заметить, что цыгане тут поселились на месте депортированных после войны немцев. Это как в Китае – когда уничтожили всех воробьев, массово размножились гусеницы.  

А если вернуться к нашим баранам (в смысле, к похоронам), то нельзя не упомянуть поминки, извиняюсь за тавтологию.  

После пугающего кладбищенского экспириенса, человеческий организм требует восстановления эмоционального баланса. Поэтому неудивительно, что на большинстве поминок, которые мне пришлось посетить, слезы и печальные гримасы быстро сменяются смехом и улыбками до ушей. Не без влияния водочки, конечно. До танцев дело доходит редко, но хоровое исполнение застольных песен было в порядке вещей. Пословица "Хоронили тещу, порвали три баяна" может иметь под собой вполне реальную основу.  

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!