30

Продолжение поста «Ведьмы постарели. Патентный звиздец или как офигели предприниматели»

Флешбек из 90х. Узаконенный Роспатентом рэкет, или как уничтожают МСП в России. Обращение к ФАС от предпринимателей

22

Ведьмы постарели. Патентный звиздец или как офигели предприниматели

В наше время, когда конкуренция на рынке товаров и услуг постоянно растет, все больше предпринимателей стремятся выделить свой бизнес и продукцию среди других. Одним из способов достижения этой цели является регистрация уникальных названий, слоганов и товарных знаков. Однако некоторые предприниматели идут еще дальше и регистрируют в качестве товарных знаков простые слова и словосочетания, используемые повсеместно, такие как “Ничего”, “Суетолог”, “Для самой лучшей” и т.д.

В этой статье мы обсудим ситуацию, сложившуюся на рынке сувенирной продукции.

Некогда популярные товары на маркетплейсах с принтами «Ведьмы не стареют», «Только лучших мам повышают до бабушек», «Суетолог» и ряд других отныне фактически запрещены продаже, поскольку Роспатентом были зарегистрированы одноименные товарные знаки и такие товары фактически монополизированы правообладателями соответствующих товарных знаков. Ни для кого не секрет, что может повлечь за собой использование таких наименований в своих товарах – зачастую огромные финансовые издержки в виде выплаты компенсации за неправомерное использование товарного знака и потери прибыли с продажи таких товаров.

Подарки оптом – крупнейший обладатель таких товарных знаков, в их «арсенале» права на использование таких знаков, как: Ничего, Ведьмы не стареют, Для самой лучшей, Мне нужно, Королевы рождаются, Папа – это вам не мама и другие, в общей сложности – 51 товарный знак.

Десятки различных вариантов принтов, и все могут трактоваться как нарушение использования товарного знака.

И этот маховик уже запущен – Подарки оптом начали рассылать претензии с требованием о выплате компенсации за использование этого товарного знака.

В требованиях они просят выплатить компенсацию – 50 000₽.

В требованиях они просят выплатить компенсацию – 50 000₽.

Стоит ли говорить о том, что все эти наименования товаров не более чем описание его характеристики – принта? Да, вы правильно поняли – «Ведьмы не стареют» используется продавцами не как товарный знак, а как описание характеристики товара – его принта. Ведь, что такое товарный знак? Обозначение, служащее для индивидуализации товаров, то есть для придания товару характеристик, отличающих его от сходной продукции других производителей.

И стоит ли говорить о том, что многими продавцами все эти наименования использовались еще задолго до изобретения электричества?

В данной ситуации мнения большинства склоняются к тому, что такие действия направлены на ограничение конкуренции и монополизацию товаров со схожим наименованием.

В производстве Суда по интеллектуальным правам уже есть два дела по поводу признания актом недобросовестной конкуренции действий по регистрации товарных знаков, в которых ООО «Подарки оптом» являются ответчиком – СИП-897/2023 и СИП-828/2023.

Ранее Суд по интеллектуальным правам и президиум СИП установили в отношении фразы «Как тебе такое, Илон» следующее:

«...заявленное обозначение стало широко известным среди российских потребителей путем его использования неопределенным кругом лиц в отношении различных изобретений, конструкций, приспособлений и т.д., в связи с чем в глазах потребителя оно не может индивидуализировать товары и услуги одного лица. Потребитель при маркировке обозначением

"Как тебе такое, Илон" заявленных товаров и услуг будет воспринимать данное обозначение не в качестве средства индивидуализации и указания на определенный коммерческий источник, а в качестве использования известного мема в целях привлечения внимания к соответствующим товарам и услугам.

Монополизация прав на указанное известное обозначение заявителем приведет к возможности запрета его использования иными лицами в том случае, если они также захотят использовать данное обозначение для привлечения внимания к своей деятельности.

Соответствующие ограничения установлены, в первую очередь, в публичных интересах и призваны не допустить предоставление одному лицу исключительного права на обозначение, которое не способно выполнять основную (индивидуализирующую) функцию товарных знаков (индивидуализировать конкретные товары в глазах потребителей) и (или) должно быть свободно для использования другими лицами, поскольку разумно предположить, что оно может использоваться применительно к определенным товарам (называя их, характеризуя их, определяя их форму и т.п.) (постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 16.02.2023 по делу N СИП-332/2022)»

Мы видим, что некоторые предприниматели намеренно регистрируют на себя как можно больше товарных знаков ради извлечения прибыли, направляя иски другим предпринимателям о взыскании ущерба в связи с неправомерным использованием товарного знака. Таким образом они монополизируют рынок данных товаров, вытесняя конкурентов.

Проблема патентных троллей в России возникла уже давно, однако лишь изредка государственные органы встают на защиту прав предпринимателей. Защита конкуренции на рынке сувенирной продукции оставляет желать лучшего.

Автор Максим Шибаков

К статье добавлю еще одно интересное изображение из одной группы в ВК, на котором собрали немалый список таких фраз, по которым тролли начинают подавать иски.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!