767

Продолжение поста «Сравнение размеров разных вертолётов»

Как и обещал вчера, подготовил пост про вертолёт Ми-10. Необычный вертолёт-кран, который запомнился всем своей интересной конструкцией.

Ми-10 - советский транспортный вертолёт, который в народе называли "летающий кран". Всё началось с того, что в феврале 1958 года правительство СССР распорядилось приступить к проектированию "летающего крана" на базе Ми-6. Хочу добавить что в том же, 1958 году издали постановление о разработке самого грузоподъемного вертолета в мире - Ми-12, о котором я писал в прошлом посте. Однако, насыщенный был 58-ой год.

При проектировании вертолёта Ми-10, инженеры решили сохранить силовую установку и схему управления Ми-6, но спроектировали новый фюзеляж(корпус) вертолёта - более пригодный для новых задач. Также были предусмотрены две схемы транспортировки грузов вне фюзеляжа: стандартный груз, жёстко удерживаемый гидрозахватами, и груз установленный на грузовой платформе, монтируемой между стойками шасси.

Летающий "дом на колесах"

Летающий "дом на колесах"

Спустя всего два года после начала проектирования, а именно 15 июня 1960 года, опытный образец Ми-10 поднялся в небо и успешно испытывался, но в мае 1961 года сгорел на земле из-за технической неисправности. Но спустя всего 3 месяца второй опытный образец Ми-10 установил рекорд грузоподъёмности в 15 тонн на высоту 2200 м.

Позже, специально для строительно-монтажных работ, была создана новая модификация - Ми-10К. Он был оборудован подвесной кабиной лётчика с круговым обзором и комплектом рычагов управления. Первый полёт состоялся в июне 1965 года, а в 1967 году Ми-10К летал на авиашоу в Париже. Производство Ми-10К началось в 1975 году.

Ми-10К

Ми-10К

В 1981 году впервые в практике СССР, с помощью грузового вертолёта МИ-10К, были смонтированы конструкции Харьковской телебашни высотой 240 м. А в 1982 году Ми-10К принимал участие в монтаже телебашни в Якутии, в районе вечной мерзлоты, высотой 241 м. Также в 2003 году вертолёт данного типа осуществил монтаж 48-метрового шпиля на здании «Триумф-Палас» в Москве, на высоте более 200 м.

Кабина оператора Ми-10К вблизи

Кабина оператора Ми-10К вблизи

Ниже представлен список модификаций данного вертолёта.

Ми-10 - Базовый вариант с «длинными ногами».

Ми-10ГР («Гребешок») - Пеленгатор (вертолёт радиоразведки).

Ми-10К («Кран») - Вариант с «короткими ногами» и дополнительной кабиной под фюзеляжем.

Ми-10ПП - Постановщик помех (имел станцию РЭБ под фюзеляжем).

Ми-10РВК - На внешней подвеске имелась пусковая установка с крылатой ракетой С-5В.

Ми-10УПЛ - Носитель универсальной полевой лаборатории.

Ми-10Р («Рекордный») - Отличался облегчённой конструкцией и доработанным шасси, на нём было установлено 7 мировых рекордов.

Технические характеристики:

Длина: 41,89 м.

Масса пустого: 27 тонн.

Максимальная взлётная масса: 43 тонны.

Максимальная скорость: 235 км/ч.

Практическая дальность: 250 км.

Перегоночная дальность: 700 км.

Грузоподъемность:  нормальная 12 тонн, максимальная 15 тонн.

Спасибо всем. Следующий пост будет про грандиозный советский атомный ледокол. Подписывайтесь и до новых встреч =)

Показать полностью 8
2079

Продолжение поста «Сравнение размеров разных вертолётов»

Многие писали про вертолёт Ми-12, поэтому создал отдельный пост про этот легендарный летательный аппарат.

Вот он красавчик

Вот он красавчик

В-12 (также называемый Ми-12) — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Главной особенностью вертолёта является боковое расположение винтов, которые приводятся в движение четырьмя двигателями.

В феврале 1958 года было издано постановление Совета Министров СССР о разработке проекта нового тяжёлого четырёхмоторного вертолёта. Разработка проекта была поручена Опытно-конструкторскому бюро, главным конструктором которого являлся - Миль Михаил Леонтьевич.

Первые изыскания по проекту сверхтяжёлого вертолёта, начались в 1959 году. Проектирование началось в 1963 году. Для удешевления разработки и ускорения постройки, конструкторы решили создать проект путём удвоения винтомоторных групп Ми-6 - уже испытанного и находящегося в серийном производстве. Проект воздушного гиганта представлял собой четырёхдвигательный аппарат по двухвинтовой поперечной схеме.

Первый полёт был совершен 10 июля 1968 года. Год спустя, в августе 1969 года В-12 поднял груз весом 44 тонны на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов. Несмотря на достигнутые результаты, программа была признана неэффективной — к тому времени у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности, благодаря созданию более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках.

Вид внутри

Вид внутри

Всего было построено два прототипа. Первый образец В-12 находится на хранении в подмосковном Томилино на территории Московского вертолётного завода. Второй вертолёт был передан в музей Военно-воздушных сил Монино.

Технические характеристики В-12 (Ми-12)

Длина: 37 метров

Высота: 12,5 метров

Масса пустого: 69 тонн

Максимальная взлётная масса: 105 тонн

Максимальная скорость:  260 км/ч

Практическая дальность: 500 км

Перегоночная дальность: 1000 км

Практический потолок: 3 500 метров

Прощай легенда!

Прощай легенда!

Если тема авиации вам будет интересна, то следующий пост будет про советский сверхзвуковой самолёт Ту-144. Подписывайтесь =)

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!