Они другие совсем. Честнее что-ли, светлее, продуманнее ...
Зависит от человека. Человек прошедший через "окопы" не становится другим, просто вылазит его "внутренний зверь", нельзя пройти через ад и не обнажить душу.
Душа обнажается постепенно, сначала лезет говно, если говна много, оно бъет фонтаном и забрызгивает всех вокруг, обида, ненависть, страх, это все выплескивается разом.
Следом вылазят "шмотки", те у кого их мало, расстаются с ними легко, а кто прикипел и оброс... отрывает с болью. На войне нужно быть мобильным, иначе не выживешь.
Потом обнажается характер, если у человека есть стержень внутри, цель, идея, они становятся его основой, а если нет ничего... часто человек ломается. И вот тут и вылазит внутренний зверь, кто-то волк, существо стайное, кто-то кошка, существо хитрое и независимое, кто-то шакал, главное урвать побольше, кто-то амёба, куда положили там и лежит, а есть и зебры, чуть что копыта пятки сверкают быстрее пули.
Как итог человек или встраивается в "систему" приспособившись жить со своим нутром, или бежит (самоволки, самострелы, сдача, нападение на товарищей...).
В начале эмоции горят ярко, потому-что хочется успеть, но со временем все перегорает, душа замерзает, остаются только закидоны. На войне каждый готов понять и потерпеть закидоны товарищей, а они потерпят его. Но одновременно, каждый, начинает быть более честным в первую очередь с самим собой. Начинает осмысливать свою жизнь, и что-бы он сделал по иному.
А потом война заканчивается, начинается гражданка.
С одной стороны ты рад, с другой... это другой мир, более жестокий, непонятный и более опасный. Тебя могут убить, по тихому, из-за спины, друг. Тебе могут сломать жизнь из-за неверного слова. И тебе нужно загнать свою суть вглубь себя и никому не показывать. А еще начинает оттаивать душа... и если твоя суть не законченная сволочь и садист, всё что происходило там, начнет тебя мучить, проснется чужая совесть и навязанный стыд. Они именно навязанные, иногда тебя будут попрекать тем, через что ты прошел, всякие либерасты будут рассказывать тебе как ты был неправ и жесток, а государство, скорее всего, про тебя забудет, постаравшись даже откуп не дать, и только братюни всегда тебя поймут и примут всяким, они то видели тебя настоящим.
Любая война заканчивается только со смертью последнего его солдата.
PS: немного сумбурно, но из меня графоман еще тот :)
PPS: в слово "шмотки" я вкладываю не только вещи и предметы, но и привычки, стереотипы и иные "розовые очки".