Ответ на пост «Матвиенко призвала сократить прием в "столичные" вузы Москвы, Петербурга и Казани»
Ну вот и подъехали истинные причины реформирования системы высшего образования в России за последние годы. В 2022 году был выход РФ из Болонской системы под предлогом того, что качество образования по ней неудовлетворительное. В 2025 году стало окончательно известно, что минимальные сроки обучения в высших учебных заведениях составят 5 лет (ранее для получения законченного высшего образования по Болонской системе достаточно было 4 года). В то же время полным ходом идет работа над начальным/средним профессиональным образованием, доступность и престиж которых необходимо повышать. А сегодня выходит эта новость о сокращении приема в столичные университеты.
Ну вот какие выводы из этого можно сделать? Касаемо высшего образования: из Болонской системы вышли не потому что такая система образования предрасполагает к его низкому качеству из-за короткого срока обучения (4 года бакалавриат и 2 года - магистратура), а потому что дает возможность по настоящему ценным выпускникам трудоустроиться за рубеж (вспоминаем о сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования в странах с Болонской системой). У нас до сих пор идет утечка мозгов из страны, которую мягкими методами не удается остановить (привет ТС с постами про релокантов, без которых стране будет только лучше). А доводы о слишком коротком сроке обучения только вызывают недоумение. Кто получал степень бакалавриата в региональном университете, думаю, меня поймут (вспоминаем кучу «мусорных» предметов, которыми было забито учебное расписание первых двух лет обучения). Если уж заботиться о качестве высшего образования, то начинать стоит с переработки учебных планов программ, индивидуального подбора курсов учащимися под свои потребности (такая систему существует, например, в упомянутом Матвиенко НИУ ВШЭ), повышения квалификации преподавателей и налаживания более тесных контактов между университетами и бизнесом. Вместо этого у нас увеличение срока обучения и сокращение приема в столичные университеты, что только усиливает стимулы отказаться от идеи в получении соответствующего образования. Поэтому, по моему мнению, вся эта реформа высшего образования нацелена по большей части не на повышение его качества, а на сокращение его доступности для населения с двумя целями:
1) Сократить утечку мозгов из страны;
2) Переориентировать поток учащихся на другие уровни образования.
Стране не хватает рабочих рук, из-за чего в последние годы и наблюдается рост зарплат рабочих специальностей в экономике (https://www.banki.ru/news/lenta/?id=11011925). Стало быть, если требуется хотя бы сократить темпы роста зарплат, то необходимо обеспечить увеличение предложения труда. Вот тут то и вступают в игру текущие реформы в сфере образования. А по мере того, как предложение труда будет увеличиваться и за счет возвращающихся с СВО участников, это еще больше отразится на заработных платах в экономике. Так что думайте.