Продолжение поста «Польша была союзницей Гитлера: о каких фактах надо напомнить»
В развитие темы. Любят у нас цитировать либеральные методички о том, что СССР до 1941 года торговал с Германией. Ну посмотрим кто еще торговал с Германией в период ВМВ.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Дженерал моторс», «Форд» и «Стандард ойл» вели успешный бизнес с Третьим рейхом. Контакты с Германией не были незаконными, но все равно считались среди американцев чем-то предосудительным, ведь все знали, как ведут себя нацисты в Европе. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов. Есть ли в них доля правды, выясняет немецкая газета «Вельт».
Свен Келлерхофф
«Дженерал моторс» (General Motors), «Форд» (Ford) и «Стандард ойл» (Standard Oil) вели успешный бизнес с Третьим рейхом — как минимум, до начала 40-х годов. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов. Есть ли в них доля правды?
Генрих Рихтер был исключительно хорошо осведомлен. Этот берлинский адвокат сообщил 30 января 1943 года на совещании в имперском министерстве экономики, что «компания „Дженерал моторс" списала всю свою собственность в „Опеле" до последнего цента». Таким образом, по его мнению, национализация, запланированная министерством, не потребуется. Она даже имела бы негативные последствия для будущих торговых отношений — после «окончательной победы».
Действительно, компания «Дженерал моторс» (GM), отчитываясь задним числом за 1941-й налоговый год, объявила все свои инвестиции в заводы «Опель» в Рюссельсхайме и Бранденбурге безвозвратной потерей. За это американское казначейство присудило компании 22,7 миллионов долларов в качестве налоговой льготы — весьма солидную сумму по тем временам.
Но примечателен, однако, не сам факт списания, а скорее то, что Генрих Рихтер об этом знал. Во-первых, детали налогообложения относятся в США к конфиденциальной информации. Во-вторых, на конец января 1943 года Соединенные Штаты и нацистская Германия уже год как находились в состоянии войны. И в-третьих, компания «Дженерал моторс», крупнейший производитель автомобилей и как тогда, так и теперь один из самых могущественных концернов мира, отрицал, что в период между 1941 и 1945 годами имел какие-то связи с немецкой дочерней фирмой «Опель».
Если Генрих Рихтер не был ясновидящим, то он получил информацию все же из центрального офиса «Дженерал моторс», предположительно через уполномоченного компании в оккупированной Дании. Несмотря на войну, подобная коммуникация была полезной для обеих сторон: ведь Рихтер в случае национализации потерял бы влияние, а американский концерн испытывал бы после войны трудности с возвратом собственности.
Контакты между доверенным лицом «Опеля» Рихтером и центральным офисом «Дженерал моторс» в 1942-43 годах проливают свет на деловые связи концернов США с Третьим рейхом. У более 300 средних и крупных компаний в период с 1933 по 1939, а у некоторых — и до 1941 года солидная часть товарооборота приходилась на Германию.
Неудачная идея сценаристов телесериала «Подводная лодка» компании «Скай» привлекла внимание общественности к этому сотрудничеству. В фильме утверждается, что инвесторы из США финансировали вооружение вермахта и хорошо заработали на этом. В действительности бурное развитие немецкой военной промышленности стало возможным лишь благодаря долгам и финансовым махинациям, а иностранный капитал не играл в этом деле никакой роли.
Но тем не менее между гитлеровской Германией и США действительно существовали нормальные деловые отношения. До того, как Германия объявила США войну, такие контакты не были незаконными. Но и тогда они считались в Америке чем-то предосудительным из-за методов обращения нацистов с политическими противниками и евреями, а также из-за постоянного нарушения Гитлером норм международного права.
Центральному офису «Дженерал моторс» эта дилемма была известна. Топ-менеджер Джеймс Д. Муни (James D. Mooney) приезжал в Германию в конце 1939, а затем в феврале 1940 года. В этих поездках он пытался смягчить позицию властей в Берлине. Управленец надеялся, что сможет умерить пыл «коричневых» властителей, но он оценивал ситуацию совершенно ошибочно. Вскоре это поняли и в центральном офисе «Дженерал моторс»: весной 1941 года граждане США, занимавшие руководящие должности в «Опеле», были отозваны из страны. С тех пор только адвокат Генрих Рихтер представлял в Германии интересы концерна.
Он все время успешно сопротивлялся попыткам СС использовать на заводах «Опель» заключенных концлагерей. Однако предприятие было включено в систему, где трудились и «иностранные рабочие». Тысячи военнопленных и гражданских лиц из Франции, Бельгии и Нидерландов должны были вкалывать на заводах «Опеля», с 1942 года к ним присоединились «восточные рабочие» из Советского Союза.
Контакты между американскими фирмами и Третьи рейхом были подчас довольно интенсивными. Но распространенное объяснение, что концерны были заинтересованы лишь в прибыли, не раскрывает полной картины. Уже вскоре после прихода к власти нацистов американским фирмам запретили выводить прибыль из Германии, деньги должны были реинвестироваться на месте. «Дженерал моторс», например, инвестировала доходы от «Опеля» в основном в завод в Бранденбурге.
Однако полностью отсутствуют доказательства того, что материнский концерн в США в период с 1941 по 1945 годы оказывал прямое влияние на дочерние предприятия в Германии. Нет доказательств, что руководство компании получало прибыли от немецкой военной промышленности. Напротив, при строгом контроле финансовых отношений между гитлеровской Германией и США этого просто не может быть. https://inosmi.ru/20190317/244754184.html
Что поставляли США Третьему рейху
Александр Щербаков 5
В российском обществе существует два основных мнения относительно роли ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны. Одни люди считают, что без помощи Америки и Британии СССР все равно бы победил, но война бы продлилась дольше и было бы больше жертв. Вторые уверены, что без ленд-лиза триумф Красной армии над вермахтом был невозможен.
Их главный аргумент, что хоть из-за океана и завезли 4% от того, что произвели в Советском Союзе с 41-го по 45-й год, всё равно огромная доля поставок отдельных видов "товаров" сыграла решающую роль. При этом многие приводят в доказательство слова маршала Жукова:
"Без поставок американцев мы бы не могли формировать свои резервы и не могли продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин! У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было свое в изобилии".
"Маршал Жуков", Карпов В., Москва, 1999 год, стр. 608–610.
Жукова уважаю и ценю. Он талантливый полководец, но не экономист и тем более не эксперт в области вооружений. Считаю, что и без пресловутого ленд-лиза Советский Союз все равно бы победил. Ибо его основные поставки (86%) пошли уже после Курской битвы, когда исход войны был практически предрешен.
Подробно об этом написпл в отдельной статье. В данной же речь пойдет о том, что англосаксы во время ВОВ одной рукой помогали СССР, а другой - фашистской Германии. Ведь им достаточно было фюреру не помогать и необходимость в ленд-лизе Советскому Союзу сама по себе бы отпала. Более того, именно США и Британия создали из гитлеровской Германии настоящего монстра.
Потворство агрессору
Репарации Германии после поражения в Первой мировой войне составили 270 млрд. золотых марок или 100 тыс. тонн золота. Долг неподъемный, поэтому в конце 20-х годов его уменьшили до 112 млрд. зол. марок. Немцы должны были выплачивать репарации до середины 80-х годов и им было не до новой войны. Ведь численность германской армии не могла превышать 100 тыс. человек, а танки, крупные орудия и ВВС ей иметь было запрещено.
Но когда Гитлер пришел к власти, прекратил выплачивать репарации и приступил к гонке вооружений, Запад сделал вид, что ничего не произошло. Почему? Да потому что диктатора и привели к власти, чтобы он возродил Германию, а потом напал на СССР - первое в мире социалистическое государство, представлявшее собой угрозу капитализму. Но многие считают, что не это главное, а желание Запада получить все ресурсы огромного по территории государства.
"Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе!"
Президент имперского банка Рейха Ялмар Шахт (отрывок из беседы с юристом США).
Заокеанская поддержка фашистов
4 января 1932 г. знаменитые братья Даллес из США и английский банкир Норман встретились с лидером НСДАП. В тот день был составлен документ о финансовой помощи нацистам. В январе 1933 г. Адольф пришел к власти, уже в мае ему выдали кредит на 1 млрд. долларов, а в июне простили старые займы. И пошло-поехало.
Американцы вскоре стали полностью контролировать три крупнейших банка Германии: "Дойче банк", "Дрезднер банк" и "Донат банк". Они-то и выдавали Гитлеру кредиты, которые компенсировали дефицит бюджета на огромные военные расходы, по сути, финансировали его. К 1941 г. инвестиции частных фирм США в экономику Третьего Рейха составили 800 млн. долларов: "Стандарт Ойл"-120 млн, "Дженерал моторс" - 35 млн., ИТТ-30 млн. и т.д.
Помощь "Стандарт Ойл" фашистской Германии воистину колоссальна. Корпорация, принадлежащая Рокфеллеру, поставляла Рейху необходимый для изготовления авиационного бензина тетраэтил, искусственный каучук, нефть и т.д. Причём из-за непомерной жадности продавцов каучук вывозили в ущерб поставкам в родную страну, где его явно не хватало.
Поставки шли через Испанию, Португалию и другие невоюющие страны. На Канарских островах "Стандарт" заправляла немецкие подводные лодки, которые тут же в Атлантике топили американские суда. Данной компании принадлежал завод в Гамбурге, который до конца ВМВ производил в день 15 тыс. тонн авиабензина. Также "Стандарт" владел и многими другими нефтезаводами Третьего Рейха, большей частью немецких заправок и т.д.
В 1940 г. предприятия Генри Форда в Европе поставили Гитлеру 65 тыс. грузовиков. При этом бизнесмен отказал Британии в производстве двигателей для самолетов и автомобилей, а его портрет висел в мюнхенском кабинете фюрера. Все "Опели", как легковые, так и грузовые выпускал с 1929 г. концерн "Дженерал моторс". 80% средних и 70% тяжелых грузовиков в Третьем Рейхе производили на заводах, принадлежащих американским компаниям. Убери с фронта все эти машины и немецкая армия бы встала. "Опель" же, вообще, во время ВМВ выпустил 50% всех двигателей для бомбардировщиков "Юнкерс-88".
"Генри Форд являлся, вне всякого сомнения, экстраординарной личностью, однако была у него и тёмная сторона. Он был известным антисемитом".
Ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН К. В. Блохин.
Компания International Telephone and Telegraph (ITT) производила для нацистов комплектующие к ракетам "Фау".
ITT и "Дженерал электрик" Морганов осуществляли поставки радио и электротехнической аппаратуры, телефонных аппаратов и т.д. Это позволило обеспечить германское воинство высококлассной радио и телефонной связью и дало преимущество перед РККА в 1941 и 1942 году.
В 30-е годы американские компании передали Гитлеру сотни патентов и технологий. Больше всех на этом поприще преуспели ITT и "ДЭ". И примеров таких сотни. Ведь ради огромной прибыли капиталист готов пойти на любое преступление и ему безразличны интересы даже своей собственной страны.
Больше информации по теме изложено в труде Чарльза Хайэма "Торговля с врагом".
Послесловие.
В США только делали вид, что преследуют корпорации, которые помогают Гитлеру. Даже приняли законопроект: "Trading with the enemy act", который предусматривал суровую кару за ленд-лиз фашистам. Только в итоге никого не наказали. Бизнес превыше всего! А вот "Форд" и "ДМ" получили компенсации от правительства США за заводы, разбомбленные американской авиацией, хоть она и старалась их не задеть. Например, почти весь Кельн лежал в развалинах, а завод Генри Форда почему-то не пострадал.
На первый реактивный истребитель - Мессершмитт-262 двигатели "Дженерал моторс" садились идеально.
"В Германии нам мешали не немецкие, а американские бизнесмены. Те, кто нам мешал, действовали из Соединенных Штатов, но действовали не открыто. Нам мешал не какой-нибудь закон, утвержденный конгрессом, не приказ президента США, не решение президента или кого-либо из членов кабинета об изменении политического курса".
"Братство бизнеса", американский юрист Джеймс Мартин.
Антисоветчики любят утверждать, что СССР сам два года был опорой Гитлеру и щедро помогал фашистам. Мол, американцы поступали аналогично. Только вот это не так. Заключенный в 1939 году торговый договор между СССР и Германией был взаимовыгодным. Мы получали из Германии готовую продукцию, а туда везли сырье, которое у себя не могли переработать. Например, железную руду с небольшим содержанием железа (около 20%). На наших заводах переплавляли руду с 60-80% железа. Уже днем 22 июня 1941 г. все поставки из Москвы в Берлин были прекращены. А вот наши союзники из США объявили войну Германии в конце 1941 г., но помогали ей до последних дней Второй мировой войны по принципу "СССР мне друг, но доллары дороже!"https://proza.ru/2022/08/17/442






