Ответы к посту
Про будущее интернета
12

Продолжение поста «Про будущее интернета»

Видимо, нужен постскриптум к предыдущей записи, поскольку кое-что важное осталось за скобками.

Происходящее сейчас в области «экономики знаний» можно визуализировать двумя кривыми, первая почти вертикально задирается вверх, вторая — также почти вертикально валится вниз.

Первая кривая — качество информационного поиска. С этим сейчас происходят настоящие чудеса, и люди, обязанные по работе много искать в сети, орут от восторга. Я и сам охрип орамши. Будучи активным пользователем интернета с 96-го года, свидетельствую: это действительно качественная революция.

Вторая кривая — участие человека в производстве информации. Оригинальный контент исчезает на глазах, и даже те, кто всю жизнь писал тексты и умеет это делать хорошо, аутсорсят искину свою работу. На днях сеть хихикала над постом Тамары Эйдельман, из которого стало очевидно, что её тексты «органично и в духе Тамары Эйдельман» пишет ИИ. Но это просто небрежность либо самой Тамары, либо её ассистента. Ничего необычного в таком подходе нет: сейчас так делают все, кто зарабатывает деньги текстами, включая тех, кто клянётся, что никогда своё творчество искину не доверит.

Тому есть простая причина: большое эссе, с которым живой человек будет возиться неделю, с помощью искина можно написать за пару часов. Это просто вопрос производительности труда, а значит — дохода. Если ваш бизнес — перевозка грузов на гужевой повозке, и все ваши конкуренты пересели на пятитонные грузовики, вы тоже заведёте себе грузовик, вне зависимости от вашего отношения к лошадкам.

Очень скоро живые человеческие голоса останутся только в некоммерческих каналах, и при всей уютности такой ситуации, меня она тревожит. Мы черпаем знания не в каналах типа моего, а в фундаментальных работах, написанных профессионалами за деньги. А там — вспоминаем аналогию с грузовиками — человеческих голосов очень скоро не останется.

С точки зрения добротности информации, это не то чтобы плохо, и сетования на то, что «искин не способен к творчеству», несостоятельны. Любая инновация — это по-новому скомбинированные имеющиеся знания. Человеческие «озарения» так и работают: мы не придумываем ничего на пустом месте, мы всегда комбинируем. Цивилизационный прогресс — это цикл анализа и синтеза: анализируем имеющиеся факты → собираем из них новый факт → добавляем полученное в базу фактов → анализируем имеющиеся факты → собираем новый… и т.д. Искин на такой фокус вполне способен.

Дело не в качестве информации, а в онтологическом вопросе «при чём тут мы». С каждым — уже даже не годом, а месяцем — ответ на этот вопрос всё менее очевиден. Я не боюсь массовой безработицы: как неоднократно отмечалось, новые технологии, отменяя какие-то профессии, создают гораздо больше новых. Вопрос в том, какими окажутся эти новые профессии, и будут ли они включать в себя необходимость думать. Я отвечаю на этот вопрос без всякого оптимизма.

Хотелось бы присовокупить что-то духоподъёмное в стиле «да ладно, прорвёмся, и не такое одолевали», но происходящее за окном не располагает к жизнерадостному самообману.

Автор: https://t.me/rouslan_partyka/972

Показать полностью
18

Про будущее интернета

Есть такая могучая компания Cloudflare, через серверы которой идёт пятая часть мирового интернет-трафика. Они делают много чего полезного: Content Delivery Networks (это когда человек из австралийского Зажопинска, желая зайти на ваш европейский сайт, получит копию этого сайта с австралийского сервера), защиту от кибератак, фаерволы, обратные прокси (это когда вы можете опубликовать в интернете сайт, работающий на вашем домашнем компьютере) и т.д. У них есть репрезентативная выборка для любой сетевой статистики, и вчера их начальник поделился парой интересных цифр.

У производителей контента, навроде новостных или аналитических сайтов, есть ровно два способа монетизации своего продукта: подписка («пейволл») и платная реклама разной степени замаскированности. Способы эти вполне совместимы, и с первым из них всё просто: заплатил — получил. Второй способ напрямую зависит от того, сколько людей приходят на сайт, поэтому владельцы сайтов заинтересованы в нагоне трафика, важнейшим источником коего и являются поисковые машины.

С точки зрения владельцев сайтов, нагоняющих и монетизирующих трафик, основной показатель эффективности поисковых машин — соотношение количества веб-страниц, обработанных машиной, к количеству переходов на страницы в поисковой выдаче («traffic referrals»). Если это соотношение растёт, это значит, что люди так или иначе получают информацию с сайтов, но на сами сайты не ходят. Падение реферального трафика на сайтах означает снижение доходов от рекламы.

Согласно директору Cloudflare, десять лет назад у гугла это соотношение составляло 2:1, т.е. на каждые две веб-страницы, обработанные поисковой машиной, приходился один переход с гугла на сторонний сайт. А потом пришли искины (в том числе и на сам гугл) и стали использоваться для поиска информации — и это колоссально повысило качество поиска. Если раньше приходилось терзать поисковик разнообразными хитро вылепленными запросами, фильтруя мусор и выуживая нечто релевантное, а потом копаться на обнаруженных сайтах в поиске чего-то полезного, то теперь можно сформулировать вопрос человеческим языком и получить исчерпывающий ответ таким же языком, без необходимости заходить на сайты, из которых искин этот ответ извлёк. Ещё недавно искины отчаянно фантазировали, но сейчас, если включить режим поиска, их ответы практически всегда осмысленные.

Результатом стало катастрофическое падение количества переходов с поисковых машин, включая искинов, на сторонние сайты: эти переходы просто потеряли смысл. Полгода назад соотношение обработанных страниц и количества переходов на эти страницы составляло:

Google — 6:1

OpenAI — 250:1

Anthropic — 6’000:1

А сейчас:

Google — 18:1

OpenAI — 1’500:1

Anthropic — 60’000:1

Динамика ураганная. Если она сохранится (а с чего бы ей не сохраниться?), то поисковые машины как источник трафика перестанут существовать уже в ближайшие месяцы.

Попробую предположить, к чему это приведёт. Во-первых, единственными источниками реферального трафика станут соцсети и всевозможные агрегаторы. Первые дают сейчас около 5% такого трафика, вторые не больше 10%. Назойливой рекламы на этих платформах станет ещё больше.

Во-вторых, реклама пролезет за пейволл, и её станут показывать платным подписчикам — как в виде баннеров, так и в виде разнообразной «джинсы». Вероятно, появится два уровня подписки: обычный с рекламой и «люксовый» без оной.

В-третьих, владельцев искинов заставят платить сайтам за размещение ссылок на них, и эту плату владельцы искинов перегрузят на своих клиентов, разрешив режим поиска только обладателям особо дорогих подписок.

В итоге наивная идея доступности информации, с которой носились популяризаторы интернета в 1990-е, окончательно околеет, и достоверная информация станет достоянием «богатых». Впрочем, может, это и к лучшему?

Источник данных: https://www.axios.com/2025/06/19/ai-search-traffic-publisher...

Автор текста: https://t.me/rouslan_partyka/970

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!