Ответ на пост «Автовальгалла на СВО»
Ах, парень... Я специально зарегистрировался, чтобы рассказать историю...
Началось всё в далёких 2000-х, когда истинные патриоты России, т.е. владельцы заводов, газет, и пароходов, решили, что пора бы интегрироваться в мировое сообщество, и если делать, то по-большому - сразу вступать в ВТО. А раз так, то пошлины на всякое необходимо отменить! Хорошо это или плохо - не будем обсуждать, важно то, что владельцами российских автозаводов были тогда иностранные компании. Ставка сыграла на все 146% - иностранные компании, не имевшие тогда конкурентов типа корейцев или китайцев, стали сливать в Россию свои просроченные автомобильные платформы прошлого или даже позапрошлого поколения - всё равно, российская продукция была им не конкурентом, а над китайцами тогда все производители смеялись так же, как Рогозин над Илоном Маском. Под это дело приняли чудодейственный технический регламент Таможенного Союза, 018/2011, с планом его методичного введения, и плана этого правительство придерживается несмотря ни на что.
И всё было хорошо, да вот только на территории России налаживали производство не сложной электроники и точных деталей типа поршней, плунжерных пар, подшипников, и прочего, а деталей, с минимальной прибавочной стоимостью и технологичностью, за то дающих 80% как-бы готового автомобиля - кузовов, подвесок, не ответственных элементов трансмиссии и ходовой части... Минпромторг доволен - локализация прёт под 80%, иностранные владельцы заводов довольны - их фирмы-поставщики поставляют на конвейеры продукты высокого передела в виде обвязки двигателей, и их точной начинки, обеспечивая хороший какой приток прибыли при минимуме затрат за счёт унификации и потокового производства во всё том же Китае.
Попутно повышаются так называемые экологические требования и требования по так называемой безопасности, за счёт чего под корень сносятся вот-вот начавшие появляться в начале 2000-х мелкие фирмы, производившие автомобили мелкими сериями или под заказ по индивидуальным проектам - они больше не могут сертифицировать свою продукцию. Потому-что для адаптации или разработки с нуля какой-нибудь зачастую ненужной системы типа АБС, курсовой устойчивости, или подушек безопасности, нужен бюджет транснациональной корпорации, или сотрудничество с ней, которых ни у кого в России нет, и быть не может. О поддержке со стороны государства и говорить нечего - если ты не вписался в рыночек, то и вымирай на здоровье - никому ты не нужен.
По факту, к началу СВО сложилась ситуация, когда внутренний рынок массовых автомобилей был начисто оккупирован иностранными компаниями, а собственные инженерные компетенции утрачены, а рынок единичных или мелкосерийных автомобилей был просто выжжен на корню, и на два метра вглубь политикой Минпромторга в отношении требований и процедур сертификации. Если бы не вышеозначенная внутренняя политика, то потенциально существовавшие бы мелкие фирмы уже давно разработали бы и наладили выпуск большого количества унифицированного фронтового транспорта, работая за стоимость еды и материалов. А промышленность продолжила бы мелкими сериями выпускать для них устаревшие, за то на 100% импортонезависимые агрегаты типа карбюраторных моторов УМЗ/ЗМЗ/ВАЗ, и простейших коробок к ним. Вместо этого, на том же УАЗе в 2021-м году была уничтожена литейка, под предлогом уже состоявшейся полной замены коробок и мостов на корейские. ГАЗ сейчас ставит на конвейер китайский дизельный мотор G21, потому-что своих компетенций по проектированию больше нет. И так далее, и тому подобное - примеров можно найти массу, и рассуждать о них бесконечно...
Однако, как вы знаете, ситуация, оставленная развиваться сама по себе, имеет тенденцию развиваться от плохого к худшему. Яркий тому пример - придуманный и введённый под благим предлогом так называемый "Утилизационный сбор". Так вышло, что интеллектуалы Минпромторга так сильно заботились о родной промышленности, что всех гаражных самоделкиных записали в автопроизводители, наравне с автозаводами, и если раньше на них давили экологические нормы, сильно ограничивавшие варианты используемых двигателей, то теперь, если ты - физическое лицо, и не покупаешь автомобиль, квадроцикл, или трактор, а делаешь его у себя в гараже, то для сертификации и последующей регистрации оного, ты должен уплатить тот же размер утилизационного сбора, что и АвтоВАЗ, только АвтоВАЗ получит его обратно из бюджета в виде госсубсидий на развитие, а ты - нет.
Минпромторг своей политикой продолжает не то что зачищать уже выжженное поле российской культуры технического творчества - он буквально начинает копать, и выдирать с корнями то, что осталось! Господам министрам, неким невероятным экспертам, и прочим профессиональным администраторам, никогда не державшим в руках, в лучшем случае, ничего тяжелее молотка на уроках труда в школе, неведомо, что такое техническое творчество, для них важна отчётность перед начальством.
Контрпример - отрасль БПЛА, куда бюрократы и регуляторы всех мастей просто не успели добраться, и запороть всё на корню - она, почему-то, стала развиваться, в отличие от целуемого в задницу автопрома, превратившись в часть "Народного ВПК". Удивительно ,правда? Оказывается, чтобы добиться результата, достаточно просто не мешать людям, которые, в отличие от бюрократии, занимаются каким-то реально созидающим делом.










