В прошлом посте, который неожиданно для меня получил много откликов, мне задали вопрос "Как меня научили говорить". Попробую описать тут то, что я помню.
Родилась я с 4 степенью глухоты на оба уха, но в слышащей семье. Мне повезло с мамой, она постоянно искала способы обучить меня говорить, читать, понимать речь. Сначала я повторяла мамины движения губ и языка без звука. Потом мама стала прикладывать мою руку к ее горлу, чтобы я чувствовала вибрации голоса, повторяла за ней. Мама показывала мне схематические рисунки языка, неба, зубов и прочего в профиль, так я заучивала положения языка при произношении звуков. Каждое утро по пути в садик на метро мы заучивали слова из словаря. Мама каждый вечер читала мне вслух Карамзина)) до сих пор помню Повести временных лет, Нестора, княгиню Ольгу и бедного князя Игоря, которого разорвало соснами пополам) Я уже тогда любила жесть)
Помимо прочего в ЛОР НИИ меня и еще четырех детей взяли в экспериментальную группу ученого с огненно рыжей копной волос, ее звали Королёва Алла Дмитриевна. Как я ее временами не любила!)) Чтобы громко говорить ааааа, она колотила нас по спине, чтобы звук вырывался сильнее. Она придумала (наверное она) регулировать тембр и громкость голоса с помощью осциллографа. Я говорила в микрофон, и должна была повторить график звука как у Аллы Дмитриевны. Например буква А у нее получалась как большой и широкий эллипс, с почти ровными краями. А у меня выходил какой-то червячок или амеба.
И чтение, чтение, чтение, почти всегда вслух, потом пересказы. Скороговорки были обязательными, стихи. Даже ходила на пение, оно укрепляет голосовые связки и говорить после этого проще.
По поводу слухового аппарата: он у меня в детстве был, нагрудный и с вкладышами как внутриушные наушники. Помощи - ноль. Какое-то время была без него, на мое развитие не повлияло. Потом была школа, мама стала работать, и требовала мне звонить ей по телефону и докладывать, дома ли я. Тогда понимала 5-6 слов на аппаратный слух. На балет часто водили, там музыку слушала, ритмы ощущала. Обожала литавры, наверное как каждый ребенок)
Отдельно надо написать про кохлеарные имплантаты. Их переоценивают и считают панацеей от всех глуховских бед. Во-первых, КИ желательно ставить детям слабослышащим и как можно раньше, вот когда только начинают учиться говорить, читать. Позже - не вижу смысла. Во-вторых, КИ - это довольно серьезное хирургическое вмешательство, постоянное ношение внешней части устройства, батарейки большие и недешевые. КИ еще ставят не один раз навсегда, его надо периодически менять, настраивать. Это лишь один из видов аппаратуры, которая дает возможность слышать. Но что и как слышать и как с этим развиваться, уже зависит от родителей и сурдопедагогов. Мне в детстве предлагали КИ, но они тогда только появились (90-е гг), и мама была решительно против страшной процедуры и устрашающего устройства. Проще - внешний наушный слуховой аппарат, который в любое время можно снять и не париться)
Сейчас я аппараты (цифровые, они лежат на полочке) не ношу - большей частью для меня это белый шум. В театры хожу очень редко, музыку не слушаю - не привыкла.
Вот говорить я научилась, говорю как все наверное. Но вот ударения часто ставлю не туда, "л" у меня мягкий (вместо "лилия" говорю "льильия"). Некоторые отмечают, что у меня говор, акцент. Мало кто подозревает, что я не слышу, пока я не скажу им прямо, когда прошу говорить мне в лицо и без маски.
Еще раньше я говорила, что плохо слышу, после этого все пытались говорить мне громче, что не имело смысла. Тогда я стала говорить, что не слышу вообще, но все равно с моей развитой речью мало кто верит и говорят громче, иногда на самое ухо.
100% речи я воспринимаю только с губ.
Подытожу: чтобы научить глухого ребенка говорить, надо заниматься им серьезно, самоотверженно, как и с остальными "нормальными" детьми.