Серия «Записи о глухоте, учебе и работе.»

4

Учеба и работа

В свой первый класс я пошла в спецшколу-интернат, но после полугода обучения мама поняла, что уровень не мой, и меня перевели в массовую школу. Но потом в последних двух классах вернулась в первую школу из-за недостатка общения. Эти два класса у меня разделились годом выигранной стипендии в США по программе FLEX. В США я училась в школе для глухих и жила в глухой семье, опыт был колоссальный и очень положительный.

Потом поступила в институт Печати на редактора, проучилась два с половиной курса, но посчитала, что данное направление неперспективно и поступила в другой - ИНЖЭКОН (сейчас он слился с ФИНЭКом) на информационные системы в экономике. В первом я училась на вечерне-заочном, во втором на заочном. Во время учебы в ИНЖЭКОНЕ закончила курсы мастера маникюра и мастера наращивания ногтей и работала в салоне.

После окончания университета вышла замуж и уехала в Киев, но через 3 года переехали обратно домой) Стала искать работу.

Папа напомнил мне, что в больницу я пришла работать сначала в бухгалтерский отдел по договору (2010 год). Проработала внештатным сотрудником год-полтора, поддерживая бухгалтерское ПО (не помню, был ли это 1С или DOSовская программа). Помню главного программиста, который приезжал из фирмы, чтобы распаковать и установить архивы обновлений, а также обучить меня этому. Он пах старой одеждой и него была большая круглая шишка на под затылком, спрятанная в жирных волосах.

Там, в бухгалтерском отделе, меня и заметила зам.главного врача по экономике и позвала в только формировавшийся в то время отдел госзакупок. Предыдущая сотрудница вела закупки в бумажном виде и не смогла (или не хотела) освоить электронный документооборот, сайты, ЭЦП. В новом отделе были только я и коллега моложе меня. Со временем он разросся за счет подружек этой коллеги, я стала чувствовать себя плохо в этом коллективе. Коллега стала начальницей отдела, ей не понравилась моя независимость и то, что я не дружу с ними, и со скандалом я перешла в айти отдел, где работаю до сих пор.

Меня спрашивали, как же я решаю вопросы с коммуникацией. Сейчас благодаря мессенджерам все заявки я получаю через них, переписываюсь с сотрудниками. А когда нужны реальные встречи, справляюсь. Иногда, когда у человека совсем плохая артикуляция, а тема важная, я включаю Расшифровщик на телефоне.

Показать полностью
6

Продолжение поста «Как меня научили говорить»1

По обложке нашла книгу, по которой училась говорить. Она у нас до дыр истрепалась, края листов были неровные. Наша книга повидала немало слез, обид и даже ссор :) А тут такая новенькая, чистенькая. Есть на Озоне. Ссылку для нуждающихся прилагаю тут

Продолжение поста «Как меня научили говорить»

Но в ней нет графических изображений артикуляции звуков. Видимо, у меня была еще какая-то другая книга. Скриншоты рисунков прилагаю в комментарии.

1518

Как меня научили говорить1

В прошлом посте, который неожиданно для меня получил много откликов, мне задали вопрос "Как меня научили говорить". Попробую описать тут то, что я помню.

Родилась я с 4 степенью глухоты на оба уха, но в слышащей семье. Мне повезло с мамой, она постоянно искала способы обучить меня говорить, читать, понимать речь. Сначала я повторяла мамины движения губ и языка без звука. Потом мама стала прикладывать мою руку к ее горлу, чтобы я чувствовала вибрации голоса, повторяла за ней. Мама показывала мне схематические рисунки языка, неба, зубов и прочего в профиль, так я заучивала положения языка при произношении звуков. Каждое утро по пути в садик на метро мы заучивали слова из словаря. Мама каждый вечер читала мне вслух Карамзина)) до сих пор помню Повести временных лет, Нестора, княгиню Ольгу и бедного князя Игоря, которого разорвало соснами пополам) Я уже тогда любила жесть)

Помимо прочего в ЛОР НИИ меня и еще четырех детей взяли в экспериментальную группу ученого с огненно рыжей копной волос, ее звали Королёва Алла Дмитриевна. Как я ее временами не любила!)) Чтобы громко говорить ааааа, она колотила нас по спине, чтобы звук вырывался сильнее. Она придумала (наверное она) регулировать тембр и громкость голоса с помощью осциллографа. Я говорила в микрофон, и должна была повторить график звука как у Аллы Дмитриевны. Например буква А у нее получалась как большой и широкий эллипс, с почти ровными краями. А у меня выходил какой-то червячок или амеба.

И чтение, чтение, чтение, почти всегда вслух, потом пересказы. Скороговорки были обязательными, стихи. Даже ходила на пение, оно укрепляет голосовые связки и говорить после этого проще.

По поводу слухового аппарата: он у меня в детстве был, нагрудный и с вкладышами как внутриушные наушники. Помощи - ноль. Какое-то время была без него, на мое развитие не повлияло. Потом была школа, мама стала работать, и требовала мне звонить ей по телефону и докладывать, дома ли я. Тогда понимала 5-6 слов на аппаратный слух. На балет часто водили, там музыку слушала, ритмы ощущала. Обожала литавры, наверное как каждый ребенок)

Отдельно надо написать про кохлеарные имплантаты. Их переоценивают и считают панацеей от всех глуховских бед. Во-первых, КИ желательно ставить детям слабослышащим и как можно раньше, вот когда только начинают учиться говорить, читать. Позже - не вижу смысла. Во-вторых, КИ - это довольно серьезное хирургическое вмешательство, постоянное ношение внешней части устройства, батарейки большие и недешевые. КИ еще ставят не один раз навсегда, его надо периодически менять, настраивать. Это лишь один из видов аппаратуры, которая дает возможность слышать. Но что и как слышать и как с этим развиваться, уже зависит от родителей и сурдопедагогов. Мне в детстве предлагали КИ, но они тогда только появились (90-е гг), и мама была решительно против страшной процедуры и устрашающего устройства. Проще - внешний наушный слуховой аппарат, который в любое время можно снять и не париться)

Сейчас я аппараты (цифровые, они лежат на полочке) не ношу - большей частью для меня это белый шум. В театры хожу очень редко, музыку не слушаю - не привыкла.

Вот говорить я научилась, говорю как все наверное. Но вот ударения часто ставлю не туда, "л" у меня мягкий (вместо "лилия" говорю "льильия"). Некоторые отмечают, что у меня говор, акцент. Мало кто подозревает, что я не слышу, пока я не скажу им прямо, когда прошу говорить мне в лицо и без маски.

Еще раньше я говорила, что плохо слышу, после этого все пытались говорить мне громче, что не имело смысла. Тогда я стала говорить, что не слышу вообще, но все равно с моей развитой речью мало кто верит и говорят громче, иногда на самое ухо.

100% речи я воспринимаю только с губ.

Подытожу: чтобы научить глухого ребенка говорить, надо заниматься им серьезно, самоотверженно, как и с остальными "нормальными" детьми.

Показать полностью
1776

Без заголовка

Я родилась глухой у слышащих родителей. Мама и папа приложили немало усилий, чтобы я не была тупой и немой, училась в массовой школе, в институтах. У меня, к примеру, вообще нет ощущения себя как инвалида. Работаю инженером-программистом. Муж слышащий. Кажется, что цели и желания все достигнуты, в общем мне на жизнь жаловаться незачем.
Но есть нюанс.
Со слышащими общаться вне работы трудно, всё-таки с губ читать тяжело. Самая пустая болтовня выматывает меня, вызывает желание уйти. А проникновенные беседы и подавно.
С глухими и слабослышащими тоже нелегко: жестовый язык не мой родной и я знаю далеко не все жесты. Вдобавок менталитет их мне чужероден. Если добавить, что сейчас все мероприятия у глухих проводятся на жестовом языке и развивают его, мне тут нечего делать.
Я честно пыталась влиться в "свой" мир, но не получилось и не понравилось.
Так что выбрала оптимальный вариант, но самый нежелательный и вредный для здоровья - одиночество. Когда настроение хорошее, мне пофиг, все отлично. Но когда устаю от работы, апатия, все вот это наваливается и терзает.
А о муже зачем написала - он ходит на встречи с друзьями и знакомыми, он и они постоянно меня зовут присоединиться. Но я уже знаю, что из этого ничего не выйдет.
Точно также я звала мужа на встречи с глухими, он отказывался.
Да уж, ни туда, ни сюда.
Родителей своих не виню ни в коем случае, в доперестроечное время вообще непонятно было, что делать с глухим ребёнком кроме варианта отдать в школу-интернат с печальными итогами.
Так что всё-таки я инвалид этак обоюдоострый. Ни рыба, ни мясо.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!