31

Ответ на пост «От мировой славы до забвения. Куда пропала легендарная "Черная акула"»

Вы спрашиваете куда пропала легендарная "Черная акула"», оглянись, возможно она где-то рядом.

Показать полностью 2
3496
Серия История Ка-50

От мировой славы до забвения. Куда пропала легендарная «Черная акула»

Ка-50 на авиасалоне Фарнборо в июне 1993-го

Ка-50 на авиасалоне Фарнборо в июне 1993-го

Это вторая часть рассказа о вертолете Ка-50 «Черная акула», из нее вы узнаете, как вертолет сначала стал настоящей звездой, а затем тихо исчез. Первую читайте по ссылке.

Звезда кино и авиасалонов

В январе 1992 года головной серийный вертолет передали в ГЛИЦ для второго этапа государственных испытаний, в ходе которого велась оценка боевой эффективности машины. Думаю, что создатели в полной мере осознавали, какая ситуация сложилась в стране, а следовательно, с какой долей вероятности государство сможет решиться на закупку новых дорогих вертолетов. Поэтому в том же году Ка-50 начали активно продвигать на международном рынке.

В сентябре второй серийный экземпляр дебютировал на авиасалоне в британском Фарнборо. На его киль из маркетинговых соображений нанесли надпись «Werewolf», то есть «оборотень». И ведь машина действительно смотрелась хищно.

Ка-50 Werewolf

Ка-50 Werewolf

После Фарнборо в июне 1993-го вертолет стал звездой салона во французском Ле-Бурже. Здесь уже к «Оборотню» добавилась «Черная акула», точнее Black Shark: еще один борт выкрасили в черный и нанесли на киль хищное имя.

Ка-50 на авиасалоне Ле-Бурже в 1993 году. Позднее этот борт переоборудуют в первый опытный Ка-52

В том же году на экраны вышел фильм «Черная акула», главную роль в котором сыграл Ка-50. Это уникальная картина, создание которой спонсировало КБ Камова. Кино обладает сюжетом, но он нужен скорее для связки между сценами, где вертолет уничтожает врагов. Интересно, что большая часть фильма снималась в Узбекистане, помощь оказывала 15-я бригада спецназа ГРУ, которая хоть и на бумаге была передана в ведение местных властей, но фактически еще подчинялась России.

Помимо ярких сцен с вертолетом, в фильме есть настоящая британская военная журналистка в роли самой себя, экспериментальные образцы снаряжения, которые опробовались в бригаде, а также несколько известных военачальников в главных и второстепенных ролях, а также в качестве консультантов. Интересно, что на съемках не жалели боеприпасов и настоящей взрывчатки, которую было проще достать, чем киношную пиротехнику.

Если интересно, этому фильму у меня посвящена серия постов.

В общем, фильм явно достоин отдельной статьи, поскольку является квинтэссенцией крутого русского боевика из начала 1990-х. На некоторые спецэффекты смотреть, конечно, больно, но тогда у создателей не было огромных бюджетов и компьютерной графики.

Боевое применение

В год выхода фильма стартовали войсковые испытания вертолета в 344-м Центре боевого применения (ЦБП) армейской авиации в Торжке. Летчики центра внесли большой вклад в отработку тактики боевого применения вертолета и его доводку. В совершенстве овладел Ка-50 командир ЦБП, основатель пилотажной группы «Беркуты» генерал Борис Воробьев. К сожалению, в любимой машине он и погиб в 1998 году: во время полета при выполнении сложного пилотажа перехлестнулись лопасти и вертолет упал. Комиссия пришла к выводу, что опытнейший летчик превысил ограничения, предусмотренные Руководством по летной эксплуатации.

В 1995 году указом президента России Бориса Ельцина вертолет Ка-50 был официально принят на вооружение, но серийного выпуска за этим не последовало. Тогда у государства особо не было денег, чтобы заправлять имевшиеся вертолеты, говорить же о покупке новых не приходилось. Всего до конца 1990-х было построено еще два вертолета.

В самом конце 2000 года, 28 декабря, два Ка-50 прибыли в Чечню для участия в боевых действиях. Они действовали в составе Боевой ударной группы (БУГ) липецкого ЦБП, в которую также входил модифицированный вертолет Ка-29ВПНЦУ. Изначально транспортно-боевую машину превратили в вертолет целеуказания и связи, который должен был обеспечивать работу боевых Ка-50. Это было временное решение, а вертолет, специально предназначенный для управления и целеуказания тогда еще начинал испытываться.

Ка-50 и Ка-29ВПНЦУ в Чечне

БУГ действовала в Чечне до середины февраля. Одни источники отмечают, что военные высоко оценили результаты работы «Черных акул», другие утверждают, что для Ка-50 создавались идеальные условия, в которых можно было без проблем применять любой вертолет. Якобы Ка-50 берегли как могли и отправляли не на свободную охоту, а только на работу по хорошо разведанным целям и под постоянным прикрытием со стороны Ми-24, которые в случае опасности должны были своим огнем дать возможность уйти более современным собратьям. Примерно за полтора месяца вертолеты БУГ израсходовали 929 ракет, большая часть из которых – неуправляемые С-8.

Больше Ка-50 в боевых условиях не применялись

Попытка модернизации

Еще в 1980-е военные требовали от будущего Ка-50 возможности работать не только днем, но и ночью. К сожалению, промышленность не могла обеспечить вертолеты комплексами ночного видения. Работы по низкоуровневой телевизионной системе «Меркурий» и тепловизионной системе «Столб» закончились неудачами, поэтому серийные Ка-50 были исключительно дневными вертолетами.

Ка-50 с макетом тепловизионной системы «Столб».

Ка-50 с макетом тепловизионной системы «Столб».

В 1997 году на восьмом экземпляре установили гиростабилизированную оптико-электронную систему (ГОЭС) «Самшит-50» с тепловизионным каналом. Поскольку отечественных приборов, удовлетворяющих требованиям, не было, был использован французский тепловизор. Вертолет в таком исполнении получил наименование Ка-50Ш. Его постоянно улучшали, «Самшит» в итоге переехал с верха носовой части вниз, а на самой последней версии и вовсе установили две ГОЭС, убрав из оборудования «Шквал».

Однако дальше выставок Ка-50Ш никуда не пошел. И уже после его появления немногочисленные серийные Ка-50 производились в той же исключительно дневной конфигурации.

Разные версии Ка-50Ш

Конец пути

Ближе к концу нулевых у армии наконец-то появились деньги на новые вертолеты. Казалось бы, ещё в 1980-х выбор был сделан в пользу Ка-50, но тут на сцену выходит КБ Миля со своим Ми-28, теперь уже в модификации Н, то есть ночной. Кроме того, самими камовцами активно разрабатывался двухместный Ка-52, который мог выполнять те же функции, что и Ка-50, но имел РЛС, оборудование для работы ночью и в целом более современную электронику. На ее доведение еще потребуются годы, но перспектива была заметна уже тогда.

Ми-28Н с надвтулочной РЛС на «Авиамиксе» в Рязани в 2018 году

Ми-28Н с надвтулочной РЛС на «Авиамиксе» в Рязани в 2018 году

В 2005 году начальник Генерального штаба Юрий Балуевский заявил, что основным вертолетом будет Ми-28Н, а Ка-50 и Ка-52 необходимы для подразделений спецназа. Из этого следовало одно – большой серии камовцам не видать.

Последние три Ка-50 были достроены в 2006 (один) и 2012 (два) годах и переданы в Торжок.

Кабина Ка-50, выпущенного в 2009 году Авторство: Alex Beltyukov - RuSpotters Team

Кабина Ка-50, выпущенного в 2009 году Авторство: Alex Beltyukov - RuSpotters Team

Последним ярким событием в их судьбе стало участие в Параде Победы на Красной площади в 2010 году.

Ка-50 над Красной площадью в 2010 году

Ка-50 над Красной площадью в 2010 году

Согласно информации из открытых источников, в последний раз «Черные акулы» поднимались в воздух в 2012 году, в том числе и две машины 2009 года выпуска.

В 2008 году на заводе в Арсеньеве начался выпуск Ка-52. Вопреки заявлению 2005 года, камовские машины начали достаточно массово закупать. В 2011 году «Аллигаторы» стали поступать в строевые части. По сути, Ка-52 является двухместной версией Ка-50 с более серьезным набором радиоэлектронного оборудования. Военные все же оказались не готовы к одноместной машине и остановили выбор на двухместной.

Ка-52 и дети на шоу «Авиамикс» в Рязани в 2018 году

Ка-52 и дети на шоу «Авиамикс» в Рязани в 2018 году

Со временем Ка-52 доказал, что является главным вертолетом отечественной армейской авиации, и одним из лучших боевых вертолетов в мире, отодвинув Ми-28Н на второй план. А Ка-50 тем временем стоят на хранении, ожидая своей судьбы. За все время было изготовлено меньше 20 вертолетов, включая опытные.

Один вертолет установлен в качестве памятника у завода в Арсеньеве, еще один – в национальном центре вертолетостроения имени Миля и Камова в Люберцах. Да, если вы не знали, сообщу, что оба ведущих вертолетных КБ теперь объединены под одной крышей.

Ка-50 2009 года выпуска на хранении в Торжке. Автор фото — Alex Beltyukov, <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/ot_mirovoy_slavyi_do_zabveniya_kuda_propala_legendarnaya_chernaya_akula_13437431?u=https%3A%2F%2Fcommons.wikimedia.org%2Fw%2Findex.php%3Fcurid%3D31161720&t=https%3A%2F%2Fcommons.wikimedia.org%2Fw%2Findex.php%3Fcurid%3D31161720&h=1392c2e2eba7ee1503d70cb758ed9a3324c5e7ec" title="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31161720" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31161720</a><!--/noindex-->

Ка-50 2009 года выпуска на хранении в Торжке. Автор фото — Alex Beltyukov, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31161720

Остальные машины находятся на хранении либо в КБ, либо в ЦБП в Торжке. Не исключено, что часть бортов были переделаны в Ка-52.

Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.

Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel

Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu

Первую часть истории Ка-50 читайте тут.

При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Буду рад любой сумме.

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!