Я уже много лет работаю таким сценарным доктором (конечно, с поправкой на российские реалии). Поэтому хотел бы немного дополнить пост.
Переделка сценариев - весьма болезненный и сложный процесс как для автора, так и для заказчика. "Обидеть художника может каждый" (с). Однако, в основном сценаристы занимаются именно переписыванием, а не написанием.
По моей личной статистике, даже профессиональных авторов уже на третьей переделке заклинивает и они перестают понимать, что они делают. С этих пор сценарий лишь ухудшается. Студийные же продюсеры и редакторы продолжают генерировать всё новые и новые правки. Ведь именно в этом и заключается их работа! Хотя, с точки зрения качества, гораздо практичней нанять нового сценариста и писать всё заново.
Так что, львиная доля всех глупых нестыковок в сценариях порождена именно студийными правками при коллективной работе. Ну, что-то вроде знаменитой сцены из советского мультфильма "Трое из Простоквашино" с написанием письма Дяди Фёдора родителям. Зачастую авторы прекрасно видят создаваемую дыру в истории, но предпочитают не спорить с начальством и оставить всё как есть, лишь бы от них наконец отстали.
Например, самый крупный и дорогой проект, в котором я был сценаристом (фантастический сериал для PREMIER), переделывался столько раз, что от первоначальной идеи осталось около 5%. Это как от истории про Малыша и Карлсона оставить лишь пропеллер. И я, честно признаюсь, уже не могу объективно оценить - хуже он стал или лучше. Мне кажется, что хуже, а продюсеры говорят, что лучше. Гонорар заплатили, но сериал так и не сняли. Вот и думай, что хочешь.
С новичками всё ещё печальней. Подавляющее большинство из них вообще любые комментарии воспринимает в штыки. Скажем, за время моей деятельности я получил около полусотни индивидуальных заказов. То есть, люди по своей инициативе, за свои деньги, хотели получить обратную связь от кого-то из отрасли. Но из пятидесяти лишь трое что-то поправили по моим рекомендациям и прислали мне повторно. И это при том, что за повторные обращения с тем же проектом я денег не беру, а сами комментарии даю максимально дружелюбно - ведь мне выгодно, чтобы клиенты возвращались.
Вот в таких условиях и зародилась профессия сценарного доктора. Это попытка аккуратно и деликатно улучшить сценарий, но не ломать всё до основания и не затягивать процесс.
Сегодня хочу рассказать о профессии, которая сильно влияет на кино, но почти никогда не указывалась в титрах.
Это — сценарные доктора.
(нет, это другие доктора)
Кто такие сценарные доктора и чем они отличаются от обычных сценаристов
Кто такие сценаристы? Ну очевидно, это классические авторы текста, по которому потом будут снимать кино. Они могут работать по одиночке, в паре или группе, переписывать работу предыдущих сценаристов и так далее.
Но иногда бывает, что уже впритык съемки, а сценарий все еще тревожит продюсеров или режиссера — тогда они зовут спецов, которые доработают скрипт до нужного качества. Они и есть сценарные доктора.
Самый классический пример — это когда сценарию дается зеленый свет «в кредит» (мол, история в целом хороша, есть пара проблемок во втором акте и диалоги тяжелые, но через полгода точно будем снимать, потому что там окно в графике у нужной звезды).
А за эти полгода у сценариста что-то забарахлило и нужные проблемы он решить так и не смог. И тут еще важная деталь— в Голливуде есть жесткие критерии кого указывать в титрах и какую зарплату платить (в зависимости от процента доработок).
И тут сценарные доктора — это способ сократить бюджет, не подключая нового полноценного сценариста для парочки доработок.
Ну давайте к примеру!
Самый яркий пример: Квентин Тарантино
Прежде чем стать режиссером с культовым именем, Тарантино подрабатывал таким вот «полировщиком».
В основном менял он диалоги, добавляя в них «живости».
И мне нравится насколько незаметно и мягко Квентин влиял на сценарии.
Даже не знаю, как догадаться, где найти его руку в «Скале» или в «Багровом приливе»
1/5
Немного истории появления профессии
По сути, первые сценарные доктора появились ещё во времена студийной системы Голливуда.
Самый известный — Бен Хект, один из величайших сценаристов той эпохи, сценарист «Лица со шрамом» (оригинального, 1932 года), «Его девушки Пятницы» и тд.
Он, кстати, был первым обладателем Оскара за лучший сценарий, в 1936-ом году (который тогда назывался best story, а не best screeenplay)
Так вот, у Бена было две особенности:
Он был чудовищно плодотворен (задокументированный факт, что он переписал сценарий «Унесенных ветром» за 5 дней)
Он обладал радикальными сионистскими взглядами, из-за чего студии опасались брать его на работу “официально”, чтобы не иметь политических рисков.
Поэтому титаны той эпохи (Хичкок, Хоукс, Селзник) подключали его к сценариям за доп плату, без указания в титрах. Хект в итоге улучшал безумное количество сценариев той эпохи, самые громкие, которые прошли через него без указания в титров — «Унесенные ветром», «2000 лье под водой», «Незнакомцы в поезде», «Клеопатра» и так далее.
Потом, в 50-ых и по подобной схеме работал Роберт Таун (сценарист «Китайского квартала»), с очень буйным нравом, из-за чего с ним не хотели работать на постоянной основе, но хотели использовать его талант. Например, он помогал Копполе с “Крестным отцом” (а именно с доработками сцены в саду между Майклом и Вито).
И уже в 60-ых появились новые правила Гильдии сценаристов, которые ужесточили требования по тому, какой оклад нужно платить сценаристам — поэтому потребность в более дешевых способах улучшить сценарий стала гораздо острее.
С той поры сценарных докторов можно считать неотъемлемой частью кинопроизводства.
Ну и давайте больше примеров!
Кэрри Фишер
Да, та самая принцесса Лея.
Впервые начала переделывать реплики еще на оригинальных Звездных войнах (со словами «Ты можешь писать эту хрень, Джордж, но мы не можем это говорить”).
Потихоньку совмещая актерскую карьеру со сценарной, к 90-ым она стала одним из самых влиятельных сценарных докторов — например, она поработала над третьим “Смертельным Оружием”, “Капитаном Крюком” и сериалом “Хроники молодого Индианы Джонса”.
А когда ее спросили, зачем она занимается работой над сценариями она в шутку ответила, что кокаин довольно дорогой.
Джосс Уидон
Начал карьеру с создания фильма про Баффи, истребительницу вампиров
(мне кстати всегда казалось, что она была “Победительницей вампиров”)
Фильм провалился, из-за чего Уидон ушел на время из режиссуры, занявшись сценариями. Он чередовал как официальную работу сценариста (“История игрушек”, “Чужой: воскрешение”), так и халтурки в виде полировки сценариев. Джосс доводил до финальных версий сценарии “Скорости”, “Быстрого и мёртвого”, “Водного мира”, “Людей икс” — в общем, он был одним из самых плодовитовых докторов в 90-ых годах.
Успешная работа над сценариями помогла ему запустить сериал про Баффи — который был уже гораздо успешнее фильма. Ну а потом были и культовый Светлячок, и Хижина в лесу.
А пиком карьеры стали первые Мстители.
Аарон Соркин
Если в фильме вдруг появлялся быстрый, острый диалоговый ритм — над текстом скорее всего сидел Аарон. Благодаря ему, например, так хлестко звучат диалоги между солдатами в “Спасти рядового Райана” Стивена Спилберга. Также он работал над “Врагом государства” с Уиллом Смитом.
Ну а славу ему принесли полноценные сценарии “Несколько хороших парней” и “Социальная сеть”
Скетч под классический пулеметный темп Соркина в диалогах.
Что происходит сейчас
Сегодня профессия становится более формальной. Очень сильно на это повлияли сериалы, где над сценариями могли работать десятки людей и это никак не скрывается.
Стриминги, шоураннеры и большие сценарные группы размазывают ответственность так тонко, что многие «доктора» официально именуются:
creative consultant,
additional writing,
story polish.
А в 2022 для фильмов ввели новый титр, который по сути узаконивает сценарных докторов — Additional Literary Material.
Например, так в недавнем фильме «Злая» указали Крейга Мейзина, создателя «Чернобыля» и «Одних из нас» (который немного консультировал по характерам персонажей)
Но профсоюзную оплату и шанс на номинации получают по прежнему только авторы сценария (которым должно принадлежать не менее 33% итогово материала).
Но сама роль из кино никуда не исчезнет — всегда нужен будет спец, который поможет подлатать “больные” сцены и вернет фильм к жизни.
Спасибо за прочтение! Телеграм-канал Одно Кино (пост взят оттуда): t.me/odno_kino