Ответ на пост «Александр Юк. Книга "Четыре четверти" - мой обзор или что-то вроде того»
Могла бы на ВК написать. Но напишу тут. Я закончила в школу в 96-ом. И обтм даже тогда все выглядело намного современней. чем атмосфера тут. Тоже шла за ностальгией, а получила пшик. Какие "Руки вверх" у детей из элитной московской школы на дне рождении. Какие дни рождения с родичами вообще. Непонятно, зачем школьники на все каникулы едут на дачу на все каникулы почти, что там делать? Алкоголь они не пьют, ведут себя облико морале, сексом не пахнет, что им там особо скрывать от родителей. Да я и не поверю, чтобы в нулевых у 11-го класса обошлось хотя бы без джин-тоников или пива, нашли бы где достать.
Очень посмеялась над антисоветской вставкой про то, что в "немецких школах нет драк, а мы в России - ка из леса". Хотя и в разрывание блуз и драки всем классом тоже не верю. Не потому, что ребята не могли в какой-то момент подраться, но в 11, даже в отсутствие ЕГЭ в принципе всем на всех пофиг, все бегают по репетиторам. Это как из истории по 13-летних. Зина выставлено абсолютной идиоткой. Гадит героине в стенах школы, прямо в классе, хотя и ежу понятно, что тут у нее сразу найдутся защитники.
Автор говорит, что вырос на Щербаковой. И усиленно пытается подражать ироничному стилю Щербаковой и Токаревой. Но по факту книжица пустая. Сферический вакуум вокруг чувств. У Щербаковой прекрасно раскрывались второстепенные герои, целые социальные слои. Тут об этом вообще ни слова.
Высокопарный язык тоже заметила. Так и в 80-х не говорили, я сама 79, знаю, так как 90 процентов времени меня за собой по компашкам таскал старший брат, оставить было не с кем. И этой высокопарности на самом деле нет у Щербаковой. Потому что внезапно, у нее 80% это действие. Она умеет писать образно через действие. Или, как в «Вам и не снилось» - через воспоминания, и мысли Танечки, как ни странно. Потому и чуть высокопарно. А тут автор все это "переселил" в диалоги детей.
Но помимо этого - там же стилистический ад. Употребление деепричастных оборотов даже в прямой речи. Измывательство над словообразованием. Когда примерно понимаешь, что автор хотел сказать, но получается с точностью до наоборот. Парни быстро разобрали всех девочек, кроме Макисма (то есть Максим у нас получается, девочка). Колокольчиковый звон (колокольчиковым бывает цвет) . Куполообразная девушка (у меня вот ассоциация при этом не с куклой, а куколкой бабочки) и так далее, и местами хуже.
Очень затянуто, автор плохо создает пространственную ориентацию читателя. У меня при первом прочтении первая вечеринка у Зинки просто слилась со второй, у Гофманов.
В целом, история неплохая, до какого-то момента даже не хотелось бросать. Но в итоге чувство прекрасного все-таки победило. Прочла концовку.
Что еще смущает, что Александр достаточно нескромно сам в интервью называет книгу бестселлером, которую перечитывают поколения книгоманов. Очень странно. Я читать люблю, стараюсь отслеживать новинки, и тему подростков обожаю. Наткнулась на книжку, когда выпустили экранизацию. Нацелилась на чтение запоем нового Львовского, но в итоге осталась очень разочарованной.
Излила душу и стало полегче(
Спасибо за честный отзыв!!!
