32

Ответ на пост «Как не быть хрустом. Советы начинающим байкерам»

О, а этот пост гораздо лучше предыдущего.

Со многим согласен.

Наваяю снова ответный пост.. опять же, не претендую на абсолютную истину, это просто мое мнение.


1. Согласен на все сто, опыт на автомобиле - очень полезен. И не только потому, что там есть защита кузова и ремней с подушками. Полезно смотреть на ситуацию и глазами «хруста», и глазами «коробочника».


2. Тут вообще не поспоришь. Даже хреновая мотошкола лучше, чем никакой, но лучше поискать по отзывам хорошую.


3. Однозначно. Единственный «типа плюс» от бездока - отсутствие штрафов с камер, но мы ж тут не ракетчиков пытаемся воспитать, правда, @Yury.Detochkin?)


4. Тут нужно уточнить, причём обязательно: полный комплект КАЧЕСТВЕННОЙ экипировки, ПОДХОДЯЩЕЙ под именно ВАШИ цели и задачи. Нет никакого смысла в комбезе из motogp, если ездить по городу, он будет только мешать. Очень часто я видел первосезонников на маленьких японских круизерах, которые напялили на себя черепаху, шарнирные колени и шарнирные боты. Да что там, сам таким был.. не призываю ездить в коже без щитков и шлеме типа «арбузная корка» как тру байкер, но все же, подходить нужно с умом, а не брать все «самое безопасное». Ваше удобство за рулём мотоцикла - это тоже безопасность, чем меньше вы будете отвлекаться на неудобный экип - тем меньше шансов прохлопать опасность на дороге. И помните, что никакой экип не делает из вас бессмертного терминатора, он просто даёт чуть больше шансов выжить. Даже самый крутой и дорогой.


5. И да и нет.

Объясню.

Автор пишет, что если ехать со скоростью потока - то можно расслабиться.. Как бы не так! Расслабляться нельзя вообще. И езда со скоростью выше потока как раз держит в тонусе и не даёт расслабляться. Расслабился - получил бэмс. Это не значит, что ездить быстрее потока нужно (тем более «всегда»), это значит, что нельзя расслабляться - я просто привожу предположение, откуда взялся этот совет.

Кроме того, езда быстрее потока позволяет не ждать автомобилиста-шашечника себе в задницу.

В целом, конечно, ездить нужно в полосе. Помнить, что никто тебя в междурядье не ждёт, и соваться туда, когда скорость потока снижается уж совсем до околонулевой.

И ещё, по центру полосы не стоит ехать, чтобы тебя было видно лучше. Если слева отбойник - смещаемся в правую колею, если там встречка - в левую. Чтобы тот, кто опережает авто позади вас, не решил обогнать «в вас».

Ещё есть мотоциклы, которые на второй передаче едут 150 кмч. Имхо, такие просто не нужно покупать для езды по городу, но их наличие, думаю, тоже причастно к идее «+20».

По теме гифки в этом пункте - нарушено самое главное правило, «не вижу - не еду», причём обоими участниками движения. Скорость их тут ни при чём.


6. Скоростной режим.

Убивает не скорость, а внезапная остановка. Само по себе соблюдение скоростного режима ничего не даёт, тем более, что ограничения часто стоят странные и в России, и за рубежом. Причём, странные в обе стороны: как вам знак «70» на узком горном серпантине без отбойников?))

Но да, езда на высокой скорости в категорически неподходящем для этого месте/времени/погоде/и так далее - действительно может привести (и приводит) к травмам и смерти. Опять же, «не вижу - не еду».


7. Да, да и ещё раз да. Едем слева, никуда не торопимся, торопыг пропускаем при первой возможности, каждую секунду ждём подлянки типа открытой двери или смещения авто в нашу сторону.


8. Нехер там делать. Все дерьмо с дороги - там. Часто попадаются ступеньки между блоками отбойника. Тем более, дрючить за неё начали. Привыкли все нас ждать в левом междурядье - там и нужно ездить, хоть на трёшке, хоть на мкаде.. и да, при выезде туда обязательно смотреть, нет ли попутного брата.


9. Даже смешно, но правильно. Нефиг на всякую ерунду отвлекаться, хоть мотоботу махнуть, хоть бабу по жопе шлепнуть, это все и пешком можно. Даже сподручнее.)


10. Освойте пилотирование - странный совет, очень размытый и непонятный. То, что нужно учиться ездить - бесспорно. У хорошего инструктора, с хорошей теорией и кучей практики.


Кстати, европейцы часто ездят как отбитые на всю голову, нашим до них далеко. Личный опыт.


А теперь совсем чуток от меня:


11. Смотрим туда, куда хотим приехать. Общеизвестный совет, в повороте надо смотреть не на отбойник, а на выход из поворота. Будем смотреть на отбойник - приедем в отбойник.


12. Никогда не оставляем мот без запаса тяги на ручке. Нейтралка - только на месте. С выжатым сцеплением никуда не катимся.

Показать полностью
115

Как не быть хрустом. Советы начинающим байкерам

Статья является продолжением поста Советы начинающим водителям — как избегать аварийных ситуаций

Советы иллюстрирую гифками с авариями. Общая мысль — новичку желательно представлять, какие типичные аварийные ситуации встречаются и как их избежать.


Осторожно, мои советы расходятся с общепринятыми в байкерской среде. В частности, я призываю мотоциклистов не ездить в междурядье и не превышать скорость потока.

Второе предупреждение: сам я уже не езжу на мотоцикле. Откатал 4 сезона, в основном по Москве, есть пара дальняков. Сейчас же катаю детскую коляску в парке. То есть меня не назовешь опытным байкером, авторитетом давить не могу.

Но есть и плюсы: благодаря аккуратной езде я не попадал в аварии. Только один раз разложился на проселочной дороге, упал в кусты. Отделался разбитым стеклом на панели спидометра. Вот и все приключения.


Мотоцикл это круто. Это мечта детства, о чем тут говорить? Детские мечты надо осуществлять, я думаю.

Когда я еду на мотоцикле, чаще всего я чувствую себя так:

А теперь советы. Перед покупкой мота:


1. Приобретите водительский опыт на автомобиле


Перед тем как ездить в крупном городе на мотоцикле, хорошо бы поездить несколько лет на машине. Умение перестраиваться в потоке, оценка дорожной ситуации, знание типичных опасных ситуаций — весь этот опыт лучше приобретать, когда вас защищает кузов и ремни безопасности.

Мелкая авария на машине — это потерянное время на оформление дтп и возня со страховой.

Такое же дтп на мотоцикле может закончиться больничкой или хуже. Часто со сбором средств на лечение или на помощь семье. На форуме напишут, что вы были таким молодым.

Если хочется покатушек — лучше купить машину и научиться ездить сначала на ней.

2. Получите права на мотоцикл


Не надо ездить без прав. Считайте это испытанием для мужчины: получить законным путем нужную категорию.

Кто-то придумывает отмазки: «Я вначале научусь, а потом права получу» или «Покатаюсь пока так, а то пока права получу, полсезона пройдет». Походите лучше эти полсезона в мотошколу.


3. Встаньте на учёт и купите страховку


Мотоцикл куплен — езжайте получать номера. Решительно нет причин, чтобы не сделать нормальные документы.

У меня не было прописки в Москве, поэтому мотоцикл оформлял на девушку. А само оформление сейчас устроено удобнее, чем когда-либо.

На дороге байкеров останавливают редко. Обычные гаишники на патрульных машинах и на постах вообще редко интересуются мотоциклами.


Но ездить спокойно, когда у тебя все документы в порядке — бесценно.


4. Купите полный комплект экипировки


Все знают, что нужна экипировка. Но многие откладывают ее покупку на потом. Я тоже так сделал. В первый сезон надевал только шлем и перчатки. А второму номеру отдавал еще черепаху и наколенники. Но к следующему сезону исправился: спортивные мотоботы для каждого и 2 комбеза. Плюс термобелье.


Нет лишних 40-60 тысяч на экипировку? Потому что впритык хватает на мотоцикл? Не покупайте мотоцикл, отложите покупку до следующего года. Походите в мотошколу.


Говорят, что падать придется всем. Многие думают, что их падение будет выглядеть так:

Чувак в футболке был и ничего! Ну-ну.


Проведите эксперимент во дворе. Лягте на асфальт в футболке и попросите вашего друга протащить вас 20 метров за ноги. Как ощущения? Теперь представьте это на скорости.


На всех форумах побывавшие в авариях пишут: «всегда надевайте полную защиту, даже когда едете недалеко» и никто не пишет «как хорошо, что на мне не было экипировки, ветер приятно продувал мою футболку, теперь полгода лечиться в больнице, лодыжку восстанавливать будут за 8 операций».


Переодеваться в броню это геморрой. В жару это гарантированное мокрое термобелье. Стирать его нужно каждый день. Подругу просто так не заберешь с работы — изволь каким-то образом захватить комплект брони и для нее.


Вот бы заранее знать день, когда попадешь в аварию, чтобы надеть броню только в этот день. А в остальное время кататься налегке. Здорово было бы, правда?


Все это касается и самых коротких поездок:

5. Двигайтесь в потоке, занимая полосу


Наиболее радикальный совет, который я дам: нужно ездить в потоке. Занимая свое место в полосе наравне с машинами. А не в притирку к другим машинам в междурядье.

Когда я покупал мотоцикл, то естественно на всех форумах читал совет новичкам: ездить в междурядье на 20% быстрее потока машин. Типа так безопаснее.


И вот я начал ездить. И тут же мой прежний водительский опыт восстал против попыток следовать этому совету.


Водитель машины, который все время едет на 20% быстрее остального потока — это шашечник. А шашечники — мудаки. Почему с байкерами должно быть иначе?


На форумах объясняют, что если ты едешь быстрее потока, то можно меньше заботиться о дорожной ситуации. Типа достаточно контролировать только те машины, что впереди тебя. Да как бы не так!


Это когда ты едешь в потоке в своей полосе со скоростью полосы — вот тогда ты действительно можешь расслабиться и посматривать за обстановкой впереди.


В сферических идеальных условиях, когда поток машин едет и не дергается, можно все время обгонять машины и не париться. Но в реальности этот поток постоянно перемешивается. А сзади вас догоняют и обгоняют такие же шашечники, но уже на четырех колесах. Т.е. нужно теперь быть быстрее самого быстрого шашечника?


Чтобы опережать поток, нужно перестраиваться и обгонять. А это маневры, с сопутствующими рисками. Тут и возникает типичная ситуация, когда байкера «не видят».


Конечно, если он едет быстрее левой полосы на 20%, то насколько он быстрее полосы справа? А насколько он быстрее чувака из средней полосы, который решил перестроиться? Конечно вас не увидят, если автомобиль занят своим маневром, а вы едете быстрее него на 50-80 км/ч!


Сами мотоциклисты это понимают. Частое перестроение — признак шашечника. Поэтому они решают обгонять поток без перестроений. Просто едут в междурядье быстрее машин слева и справа. Как будто это выделенная полоса для мотоциклов. Но автомобили-то не в курсе!


Еще аргумент для езды в междурядье: в экстренной ситуации можно оттормозиться и не въехать в зад автомобилю. Логично. Только может дело в соблюдении скорости и дистанции?

У меня ни разу не возникало проблем с торможением, когда поток замедляется.

(замечание — не стоит ехать ровно по центру полосы. Там могут попасться железки и прочий мусор. Машины их пропускают между колёс, а вы можете наехать.
Так что нужно смещаться чуть левее или правее от центра полосы)


Единственный здравый аргумент который приводят: когда ты едешь скромно в своей полосе, то тебя не замечают, и могут начать в тебя перестраиваться. Как будто тебя нет в этой полосе, и между машинами пустое место. Так вот, мой опыт показывает, что это выдуманная опасность. За 4 года я наблюдал только одну такую попытку. Я бибикнул и чувак убрался обратно в свою полосу.


Мне кажется, все дело в том, что в основном мотоциклы и покупают, чтобы ездить быстрее всех. А уже под это стремление подстроена теория «обязательно обгоняйте остальных на 20%».


Тут помогло бы научное исследование на больших группах людей. Чтобы проанализировали стиль езды и определили, как концепция «обгоняй всех на 20%» влияет на аварийность и выживаемость. Если у вас есть такая статистика — поделитесь пожалуйста в комментариях.


Ожидание:

Реальность:

Чувак отлично ехал в междурядье и контролировал ситуацию, пока не встретился с таким же обгонщиком и контролером ситуации. Спасибо, что второго не размазало под колесами грузовика и я теперь могу использовать эту гифку.


Итого, мой вывод. Концепция «обгоняйте поток на 20% во что бы то ни стало» сама по себе служит причиной аварийных ситуаций. Попробуйте не суетиться и спокойно ехать в своей полосе — сразу получите другие ощущения.


6. Соблюдайте скоростной режим


Значительное превышение скорости — основная причина смертей, на мой взгляд.

Из той статистики, что я находил: байкеры составляют 6-7 процентов к общему числу жертв ДТП. Но байкеров меньше, чем водителей авто и пассажиров. Если пересчитать на километраж, смертность у мотоциклистов получится в 20-30 раз выше, чем у водителей авто.


Три четверти мотоаварий: это столкновения мотоцикла с автомобилем. И мотофорумы полны жалобами на водителей. Водятлы не видят мотоцикл, не уступают дорогу, поворачивают налево неожиданно, внезапно перестраиваются и т.д. Ну то есть, ведут себя как обычно.


А когда смотришь мотоаварии на ютубе, поражаешься: ну куда же вы так несетесь, мотобратья? Ну ладно, пустой МКАД или ночная трешка. Но по жилой улице зачем? Через перекресток зачем?

Мимо станции метро, с вечной движухой из маршруток, таксистов и перебегающих пешеходов?

Термин «хрусты» он откуда появился?


Высокая скорость во-первых сама по себе порождает опасную ситуацию, во-вторых не оставляет времени, чтобы выбраться из этой ситуации живым:

А вот тут повезло:

Даю установку: если не гнать перед перекрёстком, не придётся раскладываться.



7. Не летите в стоячей пробке


А вот это то, чем хорош мотоцикл — подъезжаешь к пробке на светофоре, аккуратно просачиваешься и едешь дальше.

Если пробка на несколько километров, то вспотеешь, пока проедешь, но тоже нормально. Душу греет мысль, что ты на эту пробку тратишь 15 минут, пока машины будут выбираться из нее 2 часа.

В стоячей пробке я не еду между машин быстрее 20-30 км/ч. Чтобы подобное не стало сюрпризом:

Можно предвидеть, что как только поток тронулся и расстояние между машинами увеличилось, тут же найдутся желающие перестроиться. А байкер не учел этот момент:

Лучше всего в пробке пробираться между крайней левой и второй полосой. Тут чаще всего едут байкеры, тут лучше коридор, тут вас чаще ожидают встретить:

Бывает, что через пробку пробираются мотоциклисты смелее меня — в этом случае я пропускаю их и пробираюсь дальше уже за ними — пространство между машинами будет уже расчищено.

А когда пробка снова превращается в поток — я покидаю междурядье и еду в своей полосе.



8. Аккуратнее на «мотополосе» на МКАДе


Участки МКАДа, которые глухо стоят, удобно проезжать по полосе между отбойником и крайним левым рядом. Однако правовой статус «мотополосы» неясен.


Как-то я целое лето ездил на работу через МКАД и эта полоса очень выручала. Но однажды меня тормознул мотобатовец, выписал штраф и сказал больше там не ездить.

Как оно сейчас, не знаю.


Видимо, статус определяется не правилами (по правилам там ездить нельзя), а текущим указанием руководства ГИБДД.

По моему мнению, стоило бы разрешить мотоциклистам ездить по этой полосе. Только ребята, давайте не больше 60 км/ч при стоящем потоке справа. Хоть там и достаточно места, но машины периодически дергаются.


Будьте также внимательны, когда вылезаете из пробки в эту полосу — сзади может вылететь такой же мотобрат.


То же самое касается проезда пробок на трешке и крупных проспектах. Я всегда осматриваюсь в поисках такого же мотоцикла сзади, когда в пробке вылезаю из-за машины в междурядье.


9. Осторожнее с приветствием другим байкерам


Это прикольная фишка. Попутные мотоциклисты друг другу бибикают. Встречным можно кивнуть или махнуть рукой. На светофоре и вовсе можно перекинуться парой словечек.


Когда с тобой здороваются или кивают, это греет душу. Трогаешься со светофора и улыбаешься.


Только у меня бывало, что отвлекался на байкера и чуть не влетал в попутную машину. Аккуратнее:

10. Освойте пилотирование


Даже обычный длинный поворот может оказаться неприятным открытием для новичков. Стоит чуть ошибиться со скоростью в повороте, как уже трудно будет вписаться.

При прохождении поворота в наклоне на асфальте может попасться песочек, тогда дело тоже закончится падением.


В общем, я в основном просто снижаю скорость на поворотах и прохожу их как пенсионер.


Также для байкера критичны разметка, песок, снятый асфальт

Сюда же трамвайные пути, лежачие полицейские и т.д. Все проблемы дороги, которые не являются проблемой для машин, например.

Об этом лучше меня написано в других местах.


Общий принцип: любой скользкий участок надо проезжать прямо и с равномерной скоростью. Торможение-ускорение или маневрирование приводят к падениям.

Вот парень разложился на пустой дороге:

Читать про пилотирование не сильно поможет, нужны обучение и практика.


Гайд получился неполный, но на полноту и рассчитывал. В основном повторяю советы из прошлого поста про начинающих водителей. Считаю, что байкерам также надо быть предсказуемыми на дороге, перестраиваться по правилам, избегать находиться в слепой зоне и т.д. В общем, ездить как пенсионеры или какие-нибудь европейцы.


Если есть что дополнить, выкладывайте примеры в комментарии.

Берегите себя и оставайтесь живыми.


Ещё по теме: Почему я пристёгиваюсь на заднем сиденье

Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!