12

Продолжение поста «Ретропонедельник №41. Автотрансформаторы АСБ-0,3 и АСБ-0,5»

Произошла замена горелого АСБ-0.3 1962 года. На барахолке нашёлся такой же автотрансформатор 1961 года с медными обмотками в идеальном состоянии без следов нагрева и горения. Но у него чёрный карболитовый корпус был треснут. В итоге горелый преобразователь 1962 года был разобран, распаян, сам автотрансформатор отправился на выброс, а коричневый корпус был установлен на автотрансформатор 1961 года. Кстати, известны преобразователи напряжения этого же завода 1958-1960 гг. со старым логотипом, читающимся как "ЗТЗ" (Запорожский трансформаторный завод).

В таком виде он пришёл с барахолки. Слева корпус от горелого автотрансформатора. На обмотках 1961 года нет и следа нагрева и горения.

В таком виде он пришёл с барахолки. Слева корпус от горелого автотрансформатора. На обмотках 1961 года нет и следа нагрева и горения.

Крышка клеммной колодки 1961 года

Крышка клеммной колодки 1961 года

Горелый и ржавый автотрансформатор 1962 года разбирается и уходит на утилизацию... Слева треснутый корпус 1961 года

Горелый и ржавый автотрансформатор 1962 года разбирается и уходит на утилизацию... Слева треснутый корпус 1961 года

он же, сняты резиновые ножки и кембрики с проводов

он же, сняты резиновые ножки и кембрики с проводов

Клеммная колодка 1962 года и неисправный корпус 1961 года

Клеммная колодка 1962 года и неисправный корпус 1961 года

Неисправный корпус, возможно, получится вылечить эпоксидкой и листом текстолита...

Неисправный корпус, возможно, получится вылечить эпоксидкой и листом текстолита...

Собранный автотрансформатор 1961 года, только корпус от 1962 года, всё остальное 1961 года. Коричневый шнур - не родной, родной был нормальный, но с чужеродной белой вилкой из 80-х.

Собранный автотрансформатор 1961 года, только корпус от 1962 года, всё остальное 1961 года. Коричневый шнур - не родной, родной был нормальный, но с чужеродной белой вилкой из 80-х.

Преобразователь 1961 года работает корректно, при подаче 220 выдаёт 130 вольт (это норма при холостом ходе). Проверял и переключив на повышение через ЛАТР: 110В->205В, 120В->218В, 127В->227В. Горелый же выдавал 115-120 вольт при подаче 220В, а при повышении выдавал всего 198 вольт при 120 на входе - налицо замкнувшие обмотки.

Неисправный корпус, возможно, получится вылечить, в таком случае, возможно, я найду исправный АСБ-0.3 с медными обмотками и неисправным (например, сильно разбитым) или малоценным металлическим корпусом или неисправной колодкой и соберу исправный преобразователь из оставшихся деталей (колодка + корпус).

Показать полностью 7
16

Продолжение поста «Ретропонедельник №41. Автотрансформаторы АСБ-0,3 и АСБ-0,5»

Приобрёл преобразователь напряжения АПБ-630 1985 года, производитель - Запорожский трансформаторный завод. Это тороидальный автотрансформатор в чёрном круглом корпусе из карболита. Сверху у него выходное гнездо, снизу - карболитовая колодка, с помощью которой можно переключить режим питания - понижение 220/127 или повышение 127/220. Намотан алюминиевым проводом (он в эмали имеет золотистый цвет, а не красный, как медный). Говорят, что алюминиевый провод - это плохо, но у этого экземпляра обмотка в порядке, эмаль сохранила золотистый цвет, не почернела и их корпуса ничего не сыпется, как у этого. Видимо, работал в щадящем режиме, или недолго, или вообще не работал.

сверху

сверху

снизу

снизу

колодка переключения

колодка переключения

Было проведено испытание на повышение напряжения. Колодка установлена в положение "127/220". Я включил ЛАТР и выставил "американские" напряжения 120 и 110 В. Результат виден на фото.

Колодка установлена в положение "220/127".

Понижает точно до 127 Вольт.

Понижает точно до 127 Вольт.

Алюминиевая обмотка

Алюминиевая обмотка

Показать полностью 9
20

Ответ на пост «Ретропонедельник №41. Автотрансформаторы АСБ-0,3 и АСБ-0,5»

Преобразователь напряжения (автотрансформатор) типа АСБ-0.3. ЗИЭ, УССР, Управление электротехнической промышленности Запорожского СНХ, ГОСТ 7518-55, 1962 г. Корпус из карболита.

В процессе ремонта. Сам трансформатор преподнёс неприятный сюрприз - обмотки были алюминиевыми, а не медными, как в АОСХ-0.3 или АПБ-1000. И обмоточная бумага осыпалась из-за медленного разложения от нагрева, также потемнел лак. Такого я от 60-летнего трансформатора, заставшего совнархозы, не ожидал. Мне было известно про алюминий в круглых преобразователях с тороидальным автотрансформатором типа АПБ-630 «Юг», которые выпускались с 70х годов.

Здесь я наращивал провода, припаивая медные гибкие отводы флюсом для алюминия. Потом закрыл обмотки новыми листками бумаги.

Хотя преобразователь внутри выглядел страшно, он оказался рабочим, выдавая 125 вольт.

Показать полностью 5
82

Ретропонедельник №41. Автотрансформаторы АСБ-0,3 и АСБ-0,5

Автотрансформаторы предназначены для включения нагрузок 220В в сеть 127В или наоборот, нагрузок 127В в сеть 220В. Выпускались многими заводами СССР с 50х. Конкретно эти - завода запорожкабель.

Были и версии в карболитовом корпусе. Габариты зависят от мощности, слева 500ВА, справа 300 ВА

Вот они на сайте радиотехники 20 века. Всем нашедшим в гараже старый прибор и  спешащим его побыстрее включить, что б проверить - напоминаю, что приборы старше 50 лет желательно перед этим перебрать, так как часто изоляция проводов - в труху. Конкретно здесь видно, что изоляция у входа в корпус развалилась. Бывает внешне все идеально, провод в тканевой оплетке, но когда его гнешь - чувствуется как изоляция проводников хрустит как печенье под внешне целой оплеткой.

Конструкция гнезда "выход" на мой взгляд не самая удачная

Если снять крышку, можно открутить картонку с электродами и перевернув ее, превратить 127->220В в 220->127В

Дно

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!