50

Ответ на пост «Цифровые профессии: личный опыт»

Вы @Regrat таки побудили меня написать ответ на пост про цифровые профессии. В самих по себе курсах по программированию, разработке, тестированию, инфобезопасности и прочему, нет ничего плохого. Минус в том, как это реализуется. Там происходит полнейший пиздец.

Всё начинается с активного зазывания и пиара интернет-курсов в сети. Каждый второй блогер, вне зависимости от тематики своего канала рекламирует подобные услуги со своим " личным и секретным промокодом, который даст скидку 40% на обучение, нужно только успеть до 31 февраля". К блогерам рекламодатели обычно приходят сами, когда набирается 5–10 тысяч подписчиков, как пишут люди в сети, у кого-то раньше у кого-то позже. Многие соглашаются на условия "фикс плата за каждого оплатившего полную сумму здесь и сейчас". Для остальных, если же денег нет, то любезно предлагают нечто среднее между кредитом и рассрочкой, растянутой на месяцы или годы.

Людям ссут в уши, что вы станете востребованным специалистом, всего через 3-6-12 месяцев и будете получать со старта 100к+ рублей, для этого нужно всего лишь прослушать наши курсы и идти искать работу. В реальности всё обстоит совсем не так, как сказано выше.

Во-первых, никто не читает пользовательское соглашение и договор афёру оферту, где четко и по пунктам прописаны права, обязанности сторон и кто за что отвечает. В оферте прописано, когда какой модуль курса начнется (что не всегда совпадает с реальностью), когда можно вернуть деньги, в какой момент времени и сколько вы получите обратно. В некоторых курсах прописано, что возврат возможен за неоткрытые модули, по которым обучения не было. А в некоторых дают полный курс весь и сразу, и вы не можете получить возврат денег, так как услуга оказана полностью, вам дали весь курс, а что вы его не захотели проходить полностью, это целиком ваши половые трудности. Спойлер: всё можно решить и утрясти, кому-то поможет звонок в поддержку, кому-то досудебная претензия, а кто-то доведёт дело до суда.

Нужно внимательно читать все документы, которые подписываете, на случай форс мажора, возврата денег, чтоб потом было за что зацепиться в случае судебного разбирательства.

Даже если эти курсы вы оплачиваете не лично, а государство оплатит их частично или полностью за вас.

Иногда встречается оплата по модели ISA (income share agreement). Платить за обучение ничего будет не нужно, НО. После завершения обучения и нахождения работы по данному профилю, вы в течение 2-3-4 лет должны будете оплачивать компании фиксированную плату за обучения, либо процент от своей заработной платы, либо иные условия, на которых вы с компанией сойдётесь. Нужно читать внимательно, что подписываете. А то может оказаться потом, что вы обучение прервали через месяц, еще через полгода нашли другие курсы или обучились сами, а потом, внезапно, компания может подать на вас в суд, ведь по условиям вы должны им определенную сумму денег, вне зависимости от того, где проходили дальнейшее обучение.

Каждый выбирает свой вариант. Самый дешевый вариант, если уж и платить за курсы, то это оплата полной стоимости сразу со всякими мнимыми скидками. ISA в последствии может вытянуть с вас гораздо больше денег. Эта модель оплаты относительно нова на рынке РФ и прецендентов с ISA я еще не видел, но посмотрим на судебную практику в ближайшие годы. А по-хорошему, лучше вообще никому не платить за подобное обучение, подобных курсов навалом и бесплатно в Youtube.

Вот вы всё оплатили, да начнётся обучение.

Здесь подводных камней вагон и маленькая тележка.

Во-первых, никто не проверяет вашу квалификацию как пользователя. Умеете ли вы выполнять банальные и простые вещи, такие как: включать компьютер, пользоваться вордом и эксэлем, печатать сколько-нибудь быстро, скачивать приложения и прочее. Для кого-то это сущий пустяк и рутина, а кто-то видит компьютер в первый раз и ничего о нём не знает. Это никто не прорабатывает и не обращает на это внимание.

Во-вторых, во время обучения нужно будет открыть программу аааа.exe и выполнить в ней 1 2 и 3. И никто не скажет откуда её взять, какую версию поставить, а если у вас MacOS или WindowsXP, нужно ли при этом VPN и как его настроить. Всё должно появляться из воздуха, тупые что ли? Не все наделены талантом объяснить с самого начала для уровня "одноклеточных". Многие преподаватели считают это самим собой разумеющимся, но в потоке могут и будут люди с разным уровнем квалификации и возраста

Вам никто не гарантирует, что преподавание будет полностью в live формате, это могут быть записанные несколько месяцев назад курсы. Квалификацию преподавателя проверить сложно, а если и можно, то его не всегда удастся заменить. Могут быть проблемы со звуком, картинкой, соединением...Преподаватель может говорить очень быстро или крайне медленно, под вас подстраиваться никто не будет, ровно, как и повторять по нескольку раз. Модули могут не открываться сразу или делать это с задержкой в недели, а то и месяцы. Иногда они могут просто отсутствовать, ну просто поту, что еще не написаны, а вы будете ждать, деваться всё равно некуда. Все учатся с разной скоростью, при live формате тяжело будет отстающим, при записанном формате и неоткрытых модулях тяжело будет быстрообучающимся.

Приготовьтесь к тому, что в курсах будет очень много воды и абсолютно бесполезного материала. В полуторачасовом видео нужного может быть всего 10–15 минут пользы, тут как повезёт. Но может у вас всё сложится удачно.

Еще одна проблема IT курсов, это хз чему вас там учат. Поясню. Для вновь прибывших из других профессий или не знакомых с IT будет сложно понять правильно ли вас учат и нужную ли информацию дают. Когда ты не знаешь, что это такое, то невозможно оценить важность какой-то определенной темы или понятия, тебе просто не с чем сравнить и проверить. Проще же будет тем, кто хоть немного понимает в IT или имеет близкую специальность к той, по которой обучаешься. Вот @Regrat в своем примере сразу сообразила, что чего-то не хватает и её дурят. А что делать Васе Иванову, токарю из Тольятти или Лене Головач, домохозяйке из Томска, которые купились на рекламу или их заставили родители учиться, а они в этом вообще не шарят?!

Проблемы с обратной связью тоже имеют место быть. Домашние задания могут не проверять или делать это на отвали, из-за огромного числа обучающихся. Где-то сложно получить ответ или задать вопрос, непонятно у кого спрашивать и на что ссылаться, куда писать и сколько ждать. Причём это могут быть разные люди, на видеоуроке рассказывал один, домашнее задание давал другой, вопросы задавали третьему, а проверял четвертый, так, как первый уже уволился.

Не каждый преподаватель даёт новую и актуальную информацию, часть курса может быть перезаписана и перезалита с 2016–2019 годов, что-то может потерять актуальность. Также не все учат работать с литературой. Обычно тупо говорят, что есть такая книга и все ответы находятся в ней. Ни на какой странице конкретно, ни живых примеров, ни возможности самому сделать подобное, всё ищем сами.

Курсы очень часто растянуты на год-полтора, когда всё можно усвоить и обучиться этому за условные 4–6 месяцев, но не по всем профессиям. Не всегда есть возможность сделать реальные живые микропроекты своими руками, приходится искать в сторонних местах.

Присутствует манипуляция статистикой, говорят, что "80% наших выпускников находят работу".

Враки всё это. На обучении находится несколько десятков тысяч человек, из которых "заканчивает" учебу ну несколько тысяч. Из этих нескольки тысяч на трудоустройство пойдет не больше нескольких сотен. Из этих же сотен меньшая часть будет знать, уметь и применять на практике что-то отличное от курсов лишь меньшая часть. Компаниям люди только с курсов не нужны вовсе. Даже чтобы устроиться джуном нужна практика, реальные знания и личные проекты. А так, этих выпускников, как говна за баней, бери - нехочу. Только делать хоть что-нибудь эти люди не умеют, сыпятся на собеседовании, если им посчастливилось там оказаться, на незнании матчасти и элементарной теории. У нас компаний столько нет, чтобы принять всех этих НедоДжунов, вот знающих и умеющих не хватает, но их доли процента. Помимо курсов нужно читать много литературы, смотреть кучу видео на том же Youtube и продолжать учиться. Не всем подходит профессия в IT, как заверяют на курсах. Это тяжелый труд, который не каждый потянет, где нужно много думать и соображать. Сюда же можно приплести и английский язык, без него в большинстве профессий ну никуда, документация, языки программирования, литература и прочее, но вам может повезти и русского хватит. Но самые высокооплачиваемые вакансии предполагают знание английского на уверенном уровне, как разговорного, так и для чтения и письма. На курсах об этом умалчивают.

Поэтому лучше 300 раз подумайте, стоит ли учиться на платных онлайновых курсах и тратить своё время. Лучше определитесь для себя какая сфера вам интересна, посмотрите в интернете видео на тему, чем занимается тестировщик, разработчик, джавист, техписатель, продукт менеджер. Выбирайте то, что вам интересно и ищите бесплатные уроки на Youtube и Юдеми. Лучше выбирать несколько из разных мест, так вы потом составите из десятка один полноценный курс для себя за 0 рублей. Гуглите литературу, необходимую для обучения, ее полно в свободном доступе. Если сильно хочется, то поищите слитые курсы онлайн школ, их также полно на Рутрекере и Шервуде, посмотрите, что там говорят и вы поймёте, что тратить свои 80-100-120 тысяч за подобное совсем не стоит. Школе плевать на ваш уровень знаний и научитесь ли вы чему-то, это коммерческая организация, цель которой заработать побольше денег и ничего более, плевать даже на репутацию, на неё всё равно никто внимания не обращает.

Конечно, есть школы, который учат более-менее сносно и студенты выходят из них и находят работу в первые месяцы после окончания, но это очень маленький процент. Обычно придётся отправлять десятки и сотни резюме в день, чтоб за полгода получить хоть пару интервью.

Показать полностью
181

Цифровые профессии: личный опыт

Для ЛЛ: говно. В принципе, можно было бы этим и ограничиться.


В мае этого года я заканчивала высшее образование - собственно, уже писала диплом. И в какой-то момент мне на почту упала реклама от Госуслуг - дескать, а не желаете ли вот поучиться цифровым профессиям? У нас тут и скидочка студентам-очникам имеется, 50%.


А я, надо сказать, техпис уровня мидл, и после известных событий чот немножко упираюсь в потолок по зарплате и буду упираться еще некоторое время. И прям в душу запала мне эта реклама, особенно по акции, - вертикального роста я не ищу, руководить никем не хочу, а вот официально, с бумажкой о переподготовке, расширить компетенции, чтобы их потом монетизировать - мысль однозначно привлекательная. Да еще и со скидкой! (да, я люблю товары по акции)


Зашла на сайт Госуслуг. Прогулялась по курсам. Разработчиков отмела сразу, тестировщиков тоже - не мое, я люблю свои буковки. Смотрю - о, бизнес-аналитик от ЦОК НТИ. А я, надо сказать, у нас и швец,  и жнец, и у аналитика нашего тоже регулярно на подхвате. Плюс вроде этот самый ЦОК среди инфоцыган не засветился особо. Залезла в программу - вроде ничо так, тут и разработка требований, и оценка рисков, и настройка процессов (обожаю оптимизировать и часто этим занимаюсь в рамках работы) - пригодится, думаю. Приииигодиттттттцаааа (голосом эстонца из анекдота). Показала программу нашему аналитику - говорит, норм. Ну чо, взяла из универа справку, что еще учусь, отправила запрос на обучение.


Май прошел, тишина. Июнь - защитилась, тишина. В начале июля таки пришло мне одобрение, с 15 июля зачислили на курс.


Первые модули мне понравились, скажу честно. Информация была вполне полезной, один минус - ее было очень мало. Скажем, лекция по митигированию рисков, огромнейшей, полезнейшей теме длилась 2:35. Нет, это не 2,5 часа, это 2 минуты 35 секунд. Вебинаров за 2 месяца было 2 или 3 штуки, на них в основном не отвечали на вопросы, а разбирали задания - вот тут правильно, тут неправильно, а на вопросы уже не хватало времени. Выполненные задания проверяли долго - заявлено было до 7 рабочих дней, а по факту некоторые лично у меня висели месяц. Не один, в общем, получается минус, и чем дальше в лес, чем больше меня все это раздражало.


Чем сложнее становились задания, тем мутнее по ним была обратная связь. Где-то вообще не было ясно, а что делать-то, чтобы зачли. То ли вывод написать, то ли лезгинку сплясать - неясно. При этом в профессионализме ведущих курса я не сомневаюсь - но одно дело профессионал-специалист, а совсем другое - профессионал-преподаватель. На вопросы отвечали все больше в духе того, что работайте самостоятельно, и будет вам счастье - но когда ты платишь бабло за какой-то курс, ты ждешь рабочих инструментов, а не мутной болтологии. Процитирую одну из коллег по курсу с опытом БА:

"Мы вам дадим пазл на 300 деталей, но там 50 элементов повторяются, 70 отсутствуют, а еще 15 нарисованы Малевичем. Но вы складывайте, складывайте, самостоятельная работа очень полезна".

Некоторые задания курса вообще невозможно было сделать из-за санкционного ПО. ВПН, скажете вы, и будете правы, но большая часть студентов с компами была на "будьте так любезны" + информация про ВПН присутствовала в курсе, чего стоило перенести ее поближе к началу? Ничего. хотя организаторы били себя в грудь и убеждали всех, что регулярно обновляют информацию. Ага ага.


Ну и вишенкой на торте часть информации у меня как у человека с ИТ-бэкграундом вызывала вопросы. ВОПРОСЫ даже. Создавалось ощущение, что человек, который эту часть добавлял, вообще не шарил в происходящем и тупо накопировал чего-то из интернета. Знаете, как копирайтеры за 20 рублей/1000 знаков. Примерно такая концентрация смысла и корректности.


А потом открылись следующие модули, и вот тут я знатно охуела, из песни слов вот вообще не выкинешь. Вот скрин самого, я не шучу, самого подробного модуля по курсу бизнес-аналитики.

Просто напомню, что такое бизнес-анализ, прям вот из Вики скопирую:

Бизнес-анализ — деятельность, которая делает возможным проведение изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путём выявления потребностей и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации изменений.

Ну и собственно скрин.

Сборка сайта на Тильде. Способы сборы данных. Телеграм-бот. Щьта? Где тут настройка бизнес-процессов? Выявление потребностей, предложение решений?


Дальше в лесу партизаны были еще толще. Вот скрин из презентации по сбору данных о конкурентах. Сразу понятно, как устроен российский бизнес, бессмысленный и беспощадный.

Недовольства в чате было, прямо скажем, много, не только я возмущалась, само собой. Но организаторы сказали, что это все к курсу не относится, пользуйтесь другими каналами обратной связи. Какими - не сказали. Планирую послать почтового голубя, а пока отправила им заявление на расторжение договора и возврат средств. Понятно, что это будет за исключением фактических расходов, но хотя бы часть денег верну. Так-то первые модули были вполне ничо, на все бабло обратно я не претендую.


Попрощалась в чате, сказала, что иду возвращать деньги, вышла из чата. Через несколько минут приходит:

Внесла, в общем, смуту. И хорошо.


Резюмируя вышеизложенное: возможно, в Цифровых профессиях и можно получить какую-то квалификацию, но это имхо чистая лотерея. У меня сложилось впечатление, что люди там просто выигрывают тендеры по минималке, а потом отрабатывают их на отъебись. Хороших бизнес-аналитиков такой курс не выпустит - разве что они будут реально сами вкалывать на почве самообразования, но на хрена им тогда тратить на вот такое время и деньги - неясно.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!